Зачем людям украшения промысел ювелирных изделий татарстана

Опубликовано: 23.04.2024

Набиева (Гумерова) Гульчачак Мунавировна

Мы живём в многонациональной республике. Среди нас есть и татары, и русские, и украинцы, и чуваши. Каждый из нас гордится родным языком и историей.

ВложениеРазмер
yuvelirnye_ukrasheniya_tatarskogo_naroda.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Ювелирные украшения татарского народа.

Мы живём в многонациональной республике. Среди нас есть и татары, и русские, и украинцы, и чуваши. Каждый из нас гордится родным языком и историей. Так же важно знать историю того края, где ты живёшь. В наше время это очень актуально . Поэтому мы решили поближе познакомиться с ювелирным искусством татарского народа, в котором отражены его история и традиции. При изучении материала нашли очень интересную фразу: «Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь». Понять причину, по которой о девушках – татарках говорили именно так, для нас явилось проблемой исследования.

Объектом исследования стали ювелирные изделия татарского народа. Предметом исследования – история происхождения ювелирных изделий татарского народа.

Цель исследования : Узнать, почему о татарских женщинах говорили: «Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь». Для того чтобы достичь этой цели должны были решить следующие задачи:

1.Изучить историю происхождения ювелирных изделий татарского народа.

2.Выяснить, какие украшения носят современные женщины и похожи ли они на старинные изделия.

3.Сделать вывод о влиянии быта, истории татарского народа на развитие ювелирного искусства.

ГИПОТЕЗА: Рассматривая портреты женщин – татарок прошлого, предположила, что причиной такого высказывания послужило большое количество украшений, которые носили женщины в то время.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, поиск информации в интернете, опрос взрослых и учащихся, систематизация полученной информации.

История украшений начинается около 70 тысяч лет назад до нашей эры. Археологи обнаружили первое украшение из ракушек в Южной Африке. Сложно определить, кому принадлежало украшение, и скорее всего, оно носило ритуальный характер и использовалось в качестве оберега. Они помогали указать ценную информацию о владельце украшений и его общественном положении. История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины. Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина.

В более позднее время украшения делали из кусков раковин и перламутра . В дальнейшем люди научились обрабатывать драгоценные камни. Украшения из драгоценных камней были недоступны простым людям, поэтому ремесленники начали осваивать производство более дешевых украшений. Ведь помимо золота и серебра есть бронза и медь.

Из прочитанной литературы мы узнали, что до ювелирное искусство татар уходит в глубокую древность, во времена Волжской Булгарии. Тогда предки татар еще не были мусульманами. Поэтому в ювелирных украшениях можно встретить образы животных, птиц. Но позже, когда ислам стал основной религией, в ювелирных изделиях появились растительные мотивы.

Во времена Казанского Ханства ювелирные изделия особенно отличались мастерством. Ювелирные изделия того времени отличались массивностью. В них преобладали растительные мотивы. Украшения передавались в семье по наследству. Женщины носили цепочки с кулонами, часами. Причем, обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками.

Для сравнения хотелось бы рассказать сначала о мужских ювелирных изделиях. Еще в давние времена , мужчины носили украшения. Тогда они служили талисманами и оберегами. Если мужчина был из богатого сословия, то он имел драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца.

Ювелирные украшения для женщин отличались большим разнообразием. Состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщины. То есть чем богаче был мужчина, тем больше он старался украсить свою жену. Интересно, что девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками. Женщины в возрасте 50 лет снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам Мы выяснили, что все украшения по назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные.

Головные украшения – накосники («чулпы», «тезме»), серьги («алка») Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос накосники – чулпы или тезме . Для украшений очень часто использовались серебряные или золотые монеты, иногда изготавливали имитации монет. Татарские женщины заплетали волосы в две косы, вплетая в каждую по ленте с подвесками, которые, соприкасаясь друг с другом, издавали при ходьбе звенящий звук.

Серьги - впервые надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица.

Самыми многочисленными были шейно-нагрудные украшения – воротниковые и поясные застежки, ожерелья брошки, нагрудники перевязи.. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды. Необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно с кармашками, куда они прятали тексты из Корана..

Наручные украшения – браслеты («блезик»), перстни, кольца («балдак», «юзек»). Браслеты богато украшались самоцветами, вокруг которых группировались узоры. Он был обязательным элементом татарского костюма. Замужние женщины носили парные браслеты на обоих руках, девушки - по одному или нескольких браслетов на одной руке. Женские перстни обычно украшались самоцветами, кораллами, перламутром. Женщины могли одновременно одеть кольца на каждый палец. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями.

Отдельно хотелось бы рассказать об таком интересном ювелирном украшении, как коранница. Интересно, что они сочетали в себе роль амулетов. Это были футляры для маленьких Коранов. Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Мы выяснили, что многие мужчины и женщины до сих пор носят эти украшения. Сейчас он имеет вид амулета и состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана.

Изучая литературу и информацию в интернете, мы узнали, какое множество украшений одевала на себя татарка. Ведь татары верили, что шумящие или звенящие при ходьбе украшения также должны были оберегать их носительниц от злых сил. Традиционно, татарка одновременно надевала несколько предметов весом до 20 килограммов. Именно поэтому часто можно было услышать такую фразу:

« Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь». Значит, наша гипотеза получила подтверждение. В наше время женщины не носят такое большое количество ювелирных украшений. Но всё же мотивы старинных украшений мы можем увидеть и в современном ювелирном искусстве. Ведь это очень красиво!

2015-08-27-1.jpg

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Среди татарских украшений известны как женские, так и мужские. У мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией, когда состоя­тельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его женщин.

2015-08-27-2.jpg

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.

Среди головных украшений самое широкое распространение у всех этнотерриториальных, возрастных и социальных групп женщин имели чулпы (накосники).

2015-08-27-3.jpg

Женское накосное украшение «чулпа»

Серебро, позолота, ювелирно-поделочный камень, зернь, скань.

Они были чрезвычайно разнообразны по форме, материалу и технике изготовления, по особенностям декоративно-художественного оформления и способам ношения.

Металл белый, ювелирно-поделочный камень,

бирюза, хрусталь, скань.

сердолик, бирюза, скань

Кроме многочисленных вариаций монетных накосников, широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.

Металл, ювелирно-поделочный камень,

сердолик, бирюза, литье, скань.

сердолик, бирюза, скань

Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются серьги. Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

2015-08-27-8.jpg

Серебро, бирюза, позолота, скань ажурная, инкрустация

Миндалевидные сканые серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой этноспецифический элемент костюма казанских татар, хотя бытовали они практически повсеместно.

2015-08-27-9.jpg

Серебро, бирюза, стекло, литье, инкрустация

Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи.

2015-08-27-91.jpg

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек.

Серебро, позолота, сердолик, бирюза, чеканка, инкрустация

Например, воротниковые застежки «яка каптырмасы» состояли из двух пряжек-застежек.

2015-08-27-92.jpg

Воротниковая застежка «Яка каптырмасы» XIXвек

Серебро, позолота, скань, зернь

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники («изю»), отличающиеся по форме, декоративному убранству.

2015-08-27-93.jpg

Женское нагрудное украшение «изю»

Позументная лента, бархат, шелк, холст льняной,

ювелирные бляхи, крой, шитье

У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сосло­вии, вероятно близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные аналоги подобным украшениям. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы (айчык), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами.

2015-08-27-94.jpg

Особо эффектным и оригинальным шейно-нагрудным украшением казанских татарок, которое в XIX веке имело распространение и у других групп этноса, была воротниковая застежка с подвесками (яка чылбыры).

2015-08-27-95.jpg

Женское шейно-нагрудное украшение «Яка чылбыры» XIXвек

Серебро, топаз, бирюза, горный хрусталь, скань, литье

Ожерелья («муенса»)бусы из бисера, монет, разноцветных камней.

2015-08-27-96.jpg

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Металл, серебро, стекло, ковка

2015-08-27-97.jpg

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века

Серебро, позолота, бирюза, скань

Перевязи «хасите»–широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанный металлическими украшениями, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. Первоначальное надевание перевязи связано с въездом молодой в дом мужа, предохраняя от недоброй силы и означал пожелание ей плодовитости и богатства.

2015-08-27-98.jpg

Нагрудное украшение «Хаситэ»

В силу своей самобыт­ности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма «Мещеряки. носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь»,— писал И. Г. Георги.

2015-08-27-99.jpg

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Серебро, хлопчатобумажная ткань, ювелирно-поделочный камень,

горный хрусталь, перламутр

2015-08-27-991.jpg

Нагрудное украшение «Хаситэ»

Хлопчатобумажная ткань, позумент, стекло, бирюза, скань

«Коран савыты» (коранницы)

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, зернь, филигрань

Футляр для молитв «коранница» XIXвек

Серебро, сердолик, бирюза

Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи.

2015-08-27-994.jpg

Футляр для молитв «коранница» XIX век

Серебро, позолота, ковка, скань, золочение

Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. Этим объясняется огромное разнообразие их типов и приемов украшения: тончайшая золоченая фили­грань, инкрустированная драгоценными камнями в высшем сословии и простенькие гравированные браслеты из низко­пробного серебра у низших слоев. То же касается и перстней. «Собираясь же в гости, она унизывала ими едва ли не каж­дый палец»,— писал известный исследователь быта казан­ских татар К. Фукс.

2015-08-27-995.jpg

Серебро, бирюза, гранат, позолота, скань инкрустация

Браслеты делались сплошными или составными. Сплошные — это браслеты из единого фрагмента (дрота, пластины, проволоки). Они, как правило, были не сомкнутыми и надевались путем легкого разгибания.

2015-08-27-996.jpg

Составные — браслеты, состоящие из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

2015-08-27-997.jpg

Сердолик, серебро, бирюза, ковка, инкрустация

По особенностям оформления основы различаются браслеты чеканные, гравированные, гравированные с чернением, инкрустированные самоцветами, с подвесками из монет, прикрепленных к центральной части основы.

2015-08-27-998.jpg

Серебро, бирюза, сердолик, скань ажурная, стекло, зернь

Перстни – женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

2015-08-27-999.jpg

Кольцо, начало ХХ века

Серебро, поделочный камень, ковка, инкрустация

Кольцо, конец XIX - начало ХХ века

Серебро, ковка, гравировка

Перстень, начало ХХ века

Металл белый, ювелирно-поделочный камень, гравировка

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца. Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами.

Кольцо-печать с именем «Тюклигул Халик

Габдемухаммад бин Хасан», 1768 год

Серебро, сердолик, ковка, гравировка, инкрустация

Перстень-печать с именем «Урги Нагли», XIX век

Серебро, сердолик, бирюза, ковка, гравировка,

Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений. При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье.

Серебро, бирюза, стекло, скань

Металл, аметист, топаз, скань

Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов.

Каптырма – традиционное украшение в виде застёжки-пряжки из 2-3 блях с крючком и петлёй, с подвесками или без них. Каптырма служила для скрепления и украшения елянов, камзолов, являлась составной деталью браслетов, кашмау, кэмэров, ожерелий. В основном изготавливались из серебра. Бляхи имели прямоугольную, овальную, ромбовидную, листовидную, круглую или цветочных розеток формы.

Серебро, позолота, стекло, скань, инкрустация

Серебро, бирюза, позолота, скань, инкрустация

Каптырму украшали растительным орнаментом, арабской вязью, боковыми фестонами, вставками из агата, жемчуга, сердолика, бирюзы, гранёного цветного стекла и др. Рисунок, кайма и фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, филигранью, штамповкой, серебрением или золочением.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53»

Научно - практическая конференция «На крыле науки»

« Ювелирные украшения татарского народа »

Ученики 4 Б класса

Харисова Лейля Хамидулловна,

учитель татарского языка

г. Набережные Челны

Как появились первые украшения . Их назначение.

Когда появились украшения из драгоценных металлов и камней.

История происхождения ювелирных изделий татарского народа.

2.1. Ювелирное искусство Волжской Булгарии.

2.2. Казанское Ханство

2.3. Украшение и наследство.

3.1. Мужские ювелирные изделия

3.2. Женские ювелирные украшения

Ювелирные украшения в современном мире.

Мы учимся в 53 школе города Набережные Челны Республики Татарстан. В школе у нас очень много интересных предметов. И один из них – «татарский язык». На уроках татарского и литературы мы изучаем язык, знакомимся нас с культурой и обычаями родного края и других народов нашей Родины. Однажды, на одном из таких уроков мы пошли в наш школьный музей. Нас удивило то, какие красивые и удивительные экспонаты там представлены. Но особенно нас заинтересовали украшения, которые носили в старину представители татарского народа.

Мы живём в многонациональной республике. Среди нас есть и татары, и русские, и украинцы, и чуваши. Каждый из нас гордится родным языком и историей. Так же важно знать историю того края, где ты живёшь. В наше время это очень актуально . Поэтому мы решили поближе познакомиться с ювелирным искусством татарского народа, в котором отражены его история и традиции. При изучении данного материала мы натолкнулись на очень интересную фразу: «Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь». Понять причину, по которой о девушках – татарках говорили именно так, для нас явилось проблемой исследования.

Объектом исследования стали ювелирные изделия татарского народа. Предметом исследования – история происхождения ювелирных изделий татарского народа.

Цель исследования : Узнать, почему о татарских женщинах говорили: «Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь». Так же выяснить: применимы ли эти слова в сегодняшней жизни.

Для того чтобы достичь этой цели мы должны были решить следующие задачи:

Изучить историю происхождения ювелирных изделий татарского народа.

Выяснить, какие украшения носят современные женщины и похожи ли они на старинные изделия.

Сделать вывод о влиянии быта, истории, вероисповедания татарского народа на развитие ювелирного искусства.

ГИПОТЕЗА: Рассматривая портреты женщин – татарок прошлого, мы предположили , что причиной такого высказывания послужило большое количество украшений, которые носили женщины в то время.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, поиск информации в интернете, опрос взрослых и учащихся, систематизация полученной информации.

Как появились первые украшения . Их назначение.

Украшения появились очень давно. На древнейших стоянках археологи находят предметы, которые могли использоваться только в качестве украшений. И это означает, что украшения сопровождают человека на протяжении даже не тысячелетий, а десятков тысяч лет.

Самые первые в истории человечества «украшения» изначально выполняли роль магических амулетов. Чем больше украшений-амулетов — тем счастливее и безопаснее должен был чувствовать себя наш далекий предок.

Наши предки украшали себя различными предметами: ракушками, цветами, косточками плодов, зубами, костями и даже рогами животных.

Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.

Когда появились украшения из драгоценных металлов и камней.

Приблизительно пять тысяч лет назад появились первые ювелирные украшения, которые были похожи на то, что мы понимаем сейчас под этим словом. Египет, Италия, Китай стали первыми, которые дали возможность современным людям подчеркнуть свою красоту при помощи ювелирных украшений.

Золото, которое является одним из самых благородных металлов, положило начало новой истории и открытиям в ювелирном деле.

В Древнем Египте обработка золота становится ремеслом, и начали появляться золотых дел мастера.

История происхождения ювелирных украшений татарского народа.

Ювелирное искусство Волжской Булгарии.

Из прочитанной литературы мы узнали, что до ювелирное искусство татар уходит в глубокую древноть, во времена Волжской Булгарии. Тогда предки татар еще не были мусульманами. Поэтому в ювелирных украшениях можно встретить образы животных, птиц. Но позже, когда ислам стал основной религией, в ювелирных изделиях появились растительные мотивы. Шедеврами булгарского ювелирного искусства являются золотые и серебряные височные подвески с фигурной уточки в центре. Они выходят к простейшим височным подвескам в форме кольца, на которое надевались две, три желудеобразные бусины, отделанные с зернью и сканью. В уникальных образах в центре таких височных колец располагалась фигурка сканой золотой уточки, которая держала в клюве горошину зерни. Ее крылья, шея и грудь целиком покрытые тонкой сканной веревочкой, а орнамент на подвесках и бусинах составлен из пирамидок зерни. Образ уточки, держащей в полураскрытом клюве комочек земли связан со старинной легендой казанских татар, согласно которой земля создана уточкой, плававшей в необъятном океане

Казанское Ханство.

Во времена Казанского Ханства ювелирные изделия особенно отличались мастерством. Ювелирные изделия того времени отличались массивностью. В них преобладали растительные мотивы. В те далёкие времена путешественники отмечали особенную любовь к дорогим ювелирным изделиям казанских ханов.

Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Женщины носили всевозможные цепочки с кулонами, часами. Причем, обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками. Но не только женщины носили различные украшения, а мужчины тоже любили носить ювелирные украшения.

Мужские ювелирные изделия

Для сравнения хотелось бы рассказать сначала о мужских ювелирных изделиях.

Еще в давние времена , мужчины носили украшения . Тогда они служили талисманами и оберегами. Если у мужчина был из богатого сословия, то он имел драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца.

3.2 Женские ювелирные украшения.

Ювелирные украшения для женщин отличались большим разнообразием. Состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщины . То есть чем богаче был мужчина, тем больше он старался украсить свою жену. Интересно, что девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками. Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам Мы выяснили, что все украшения по назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные.

Головные украшения – накосники («чулпы», «тезме»), серьги («алка»).

Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме . Для украшений очень часто использовались серебряные или золотые монеты, иногда изготавливали имитации монет. Высоко ценились в украшениях рублевые монеты с изображением российских императриц Елизаветы Петровны или Екатерины II. Особенно ценились старинные немецкие серебряные монеты – талеры. Татарские женщины заплетали волосы в две косы, вплетая в каждую по ленте с подвесками, которые, соприкасаясь друг с другом, издавали при ходьбе звенящий звук.

Серьги - впервые надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины - татарки носили и серьги, как у других народов.

Самыми многочисленными были шейно-нагрудные украшения – воротниковые («яка чылбыры») и поясные застежки («каптырма»), ожерелья («муенса»), брошки, нагрудники («изю»), перевязи («хасите»). Они были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды. Необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана ..

Наручные украшения – браслеты («блезик»), перстни, кольца («балдак», «юзек»). Браслеты богато украшались самоцветами, вокруг которых группировались узоры. Он был обязательным элементом татарского костюма. Замужние женщины носили парные браслеты на обоих руках, девушки - по одному или нескольких браслетов на одной руке. Женские перстни обычно украшались самоцветами, кораллами, перламутром. Женщины могли одновременно одеть кольца на каждый палец. Но если их не было в большом количестве, то надевали столько, сколько есть. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями.

Отдельно хотелось бы рассказать об таком интересном ювелирном украшении, как коранница. Интересно, что они сочетали в себе роль амулетов. Это были футляры для миниатюрных Коранов. Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Мы выяснили, что многие мужчины и женщины до сих пор носят эти украшения. Сейчас он имеет вид амулета и состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана.

Изучая литературу и информацию в интернете, мы узнали, какое множество украшений одевала на себя татарка. Ведь татары верили, что шумящие или звенящие при ходьбе украшения также должны были оберегать их носительниц от злых сил. Традиционно, татарка одновременно надевала несколько предметов весом до 20 килограммов. Именно поэтому часто можно было услышать такую фразу:

« Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь». Значит, наша гипотезе получила подтверждение.

Ювелирные украшения в современной жизни.

В наше время женщины не носят такое большое количество ювелирных украшений. Но всё же мотивы старинных украшений мы можем увидеть и в современном ювелирном искусстве. Ведь это очень красиво! Лучшие образцы ювелирного искусства татар хранятся в музеях страны. Украшения, изготовленные нашими мастерами выставляются в разных странах мира. И мы очень гордимся этим.

В настоящее время сохраняются и обновляются национальная одежда и украшения там, где существуют фольклорные коллективы, участники которых стремятся возродить традиции изготовления народного костюма татарских украшений.

Сохранение истории и определяет будущее нашего народа. В нашей школе работает краеведческий музей. Мы с ребятами с интересом приходим туда, чтобы послушать интересные лекции. Мы считаем, что человек, должен дорожить и гордиться своим краем, где он родился, беречь и любить её. Нужно возрождать и развивать национальные традиции и историю. Они учат нас доброте и справедливости.

Национальная одежда любого из народов – это всегда яркие и нарядные вещи, со своей богатой историей. Сейчас мы хотим рассказать о женских татарских костюмах и аксессуарах, представляющих собой уникальный комплекс народного промысла. Их особенность заключалась в том, что не так важно, насколько красиво платье, как важно наличие большого количества украшений. Это могли быть всевозможные бусы, броши, застежки для воротника и изю. Для чего это было нужно и что символизировало, расскажет история этноса.

Изю: для чего оно?

Татарская женская национальная одежда

В татарских семьях издревле было принято учить девочек шить. Это считалось обязательным умением, как писать и читать. Поэтому, изготавливая вещи для себя, женщина вкладывала в них все мастерство. Женский костюм был бы обычным и невзрачным, если бы его так не расшивали узорами и драгоценностями.

В него обязательно входили:

  1. Широкая длинная рубаха с рукавами;
  2. Сверху надевали распашную жилетку, сшитую из бархата;
  3. Головной убор (калфак), определяющий возраст девушки и ее семейный статус. Белый носили незамужние, другие цвета использовали в зависимости от клановой принадлежности;
  4. Платок или шаль поверх калфака.

Конечно, сегодня редко встретишь одетую таким образом женщину. Но на праздники многие татары наряжаются в национальные платья, чтобы отдать дань традициям.

Национальная одежда татар

Украшения, как часть комплекса народного костюма

Татарские мужчины и женщины в большом количестве вешали на себя разного рода изделия. Средний вес всех аксессуаров за один раз мог достигать 6 кг. Основным материалом служило золото, серебро, бирюза и янтарь.

Бирюза вообще считается у татар особенным камнем. Они верят, что данный минерал является символом счастливой семейной жизни. На этот счет существует легенда. Она рассказывает, что бирюза – это кости предков, которые сохранили все лучшее.

Итак, татарки носили следующие украшения:

  • Накосники – заколка в виде подвески со шнуром, которая вплеталась в косу. У местных девушек их обычно было несколько видов из серебра, золота и, конечно, с бирюзой;
  • Серьги. Вставляли их маленьким девочкам 3 лет и носили до самой старости. Обычно это крупные изделия, богато украшенные камнями и с витиеватыми узорами;
  • Всевозможные шейно-нагрудные застежки. Их использовали для скрепления глубокого разреза на рубашке, но оформляли так же богато, как и друге аксессуары;
  • Кованные ожерелья из бус, бисера и монет;
  • Матерчатые нагрудники – изю (изу).

Девушки побогаче позволяли себе делать перевязь – «хасите» в виде широкой ленты, оформленной всевозможными камнями, металлическим медальонами, монетами. Это был еще и оберег, он сохранял молодую жену, когда она впервые входила в дом супруга.

Девушка в украшениях с кувшином

Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?

Отдельно хочется рассказать об изю. Эту деталь одежды знают немногие. И название редко где встретишь.

Это женское нагрудное украшение, которое хозяйка обычно делала своими руками. Шили его из широкой ленты, а по краю отделывали монетами, лентами, бисером.

3 девушки с изю

Головные уборы у татарских девушек

Девушка надевала головной убор только в зависимости от семейного положения. Мусульманские народы всегда трепетно относились к статусу слабого пола, четко разделяя замужних и незамужних. Поэтому свободные татарки надевали шапки. Волосы при этом они заплетали в две косы и выпускали их сзади.

Женщины, состоявшие в браке, могли выбрать более красочные и оригинальные головные уборы. Но они обязательно прятали волосы, шею и плечи. Их головные уборы имели волосники, либо сверху накидывалась шаль или платок.

Сегодня этих традиций придерживаются редко. Татары стали ближе к европейцам, переняли их обычаи. Но и свою культуру они не забывают. Многое зависит от места проживания. В деревнях люди и сейчас одеваются по старинке. В городах же редко встретишь человека, одетого подобным образом.

Татарская шапка

История татарской одежды

За многовековую историю этноса национальный костюм менялся не один раз, отражая черты территории, на которой они проживали и особенности уклада. Татарскую национальную одежду не спутаешь с другой. Но между тем на ее дизайн оказали влияние близко живущие народы. В основном башкиры, удмурты и марийцы.

Большое количество украшений, однако, любили все татары. Тяжелые ожерелья, серьги и застежки, отделанные драгоценностями, встречаются повсеместно.

У людей любой национальности существуют народные костюмы. Их особенности складывались с течением времени, в процессе исторических изменений. С каждой эпохой появляются новшества, отражающие ее суть. У татар это некоторые виды украшений, головные уборы и изю. Для чего они были сделаны, какой несли смысл? Казалось бы, одевайся по моде и все? Это культурные традиции, передающиеся через поколения, именно они обуславливают уникальность данной этнической группы, хранят ее историю.

В национальной одежде красуется

Видео о татарской культуре

В данном ролике журналист Олег Морозов расскажет, какие еще национальные элементы одежды носят татарские девушки:

Какие украшения носили татарки сто лет назад?

«Мин алтын матур чэчэк»: чем украшали себя татарки до революции?
Фото: В.Г. Худяков. Казанская татарка, 1869

Сегодня практически невозможно встретить женщин, которая не носила бы серьги, кольца, браслеты, цепочки, бусы и другие вещи. И желание дам украсить себя каким-нибудь дорогим аксессуаром появилось с незапамятных времен. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова сегодняшнюю колонку в нашей интернет-газете посвятила именно украшениям, которые издавна надевали татарки. Как и сегодня, элементы, дополняющие женскую одежду, были весьма недешевым удовольствием.

Дорогая татарская женщина

Сегодня в жизни представительниц прекрасного пола завершающей нотой всего образа становятся броши, кольца, ожерелья, иногда весьма крупные, а иногда и небольшие, но почти всегда обращающие на себя внимание. Однако это не модные веяния последних лет.

Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.

Интересный момент был подмечен К.Ф. Фуксом. Рассказывая об одежде и украшениях казанских татарок, он не только описал, что они носили, но и сообщил цену, чтобы читатель понял, что на подобные женские радости татарские мужчины не скупились. «Серьги из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей; ожерелье вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзой, с вызолоченными рублевиками, обращенными портретами к телу, ценою в 60 рублей; браслеты из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзой, за ним нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов, или жемчуг, ценою в 3000 рублей; у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра, с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей; перевязь через левое плечо с каменьями, жемчугом и с империалами. Такая перевязь стоит до 3000 рублей».


Этнограф Н.И. Воробьев в своей книге относительно периода второй половины — конца XIX века, отмечал, что татарские женщины «богатых горожан носят большое количество украшений, сделанных из золоченого серебра и даже золота, причем ими употребляются лучшие образцы украшений. Бедные крестьянки и горожанки носят меньшее число украшений. Часто употребляются украшения из меди или низкопробного серебра, украшенные более бедно, преимущественно чеканом, а не сканью. Типы же украшений остаются теми же… Однако новые, европейского происхождения украшения начинают вклиниваться в быт богатых, тогда как бедные носят или старые типичного вида, или не носят совсем».

Применимо к самим украшениям знаменитый исследователь и искусствовед П.М. Дульский писал «к оригинальным ювелирным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Константинополя, худшие же, работавшиеся исключительно для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями, и эти изделия не могут быть признаны художественными».

Тастары, чулпы и серьги

Итак, украшения татарских женщин были многообразными, изготавливались из различных материалов, и к тому же они были не только для определенной части тела. Соответственно, рассказывая о таких красивых и говорящих деталях костюма, необходимо поведать об основных их видах и типах.

К головным украшениям относятся налобные повязки, которые обычно самостоятельно не использовались, чаще всего в составе головного убора. Повязка могла быть как тканевая, с бахромой золотной, так и в виде металлической цепочки с бляхами, прикрепленными со стороны лица. Височные украшения, как и налобные, не носили отдельно. Причем они были и тканевые, в виде плотных наушников, являясь составной частью головного убора, широко распространенные среди крещенных татар. Металлические состояли из цепочек и монетных подвесок. Обычно использовались для закалывания тастаров — полотенцеобразного головного покрывала (бытовало у мишарей, касимовских татар и кряшен).


Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов — накосные украшения. У татар — это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани — тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.

Татарки всех возрастов очень любили носить серьги — сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения. Как было отмечено казанским этнографом и исследователем С.В. Сусловой, несмотря на обилие разнообразных форм и заимствования у других народов наиболее понравившихся образцов, специфичной и свойственной татарам была миндалевидная форма серьги.

Покрывая шею и грудь

Другой тип украшений — височно-нагрудные (крепились на висках и спускались в качестве декоративного элемента на грудь). К примеру, в экспозиции «Золотая кладовая» Национального музея Республики Татарстан представлено старинное украшение, которое прикреплялось к головному убору и, спускаясь вниз, украшало шею и грудь. Достаточно рано вышло из бытования. Характерно скорее для ранних форм костюмного комплекса.

Шейно-нагрудные использовались не только как декоративный элемент, но и применялись для прикрытия грудного разреза рубахи. Одно из наиболее знаменитых и узнаваемых украшений этого типа — воротниковая застежка или цепочка — яка чалбыры, представляющая собой металлическую или тканевую основу, закрепляющуюся на шее, со спускающимися со стороны груди подвесками.

Нагрудники как декоративный элемент были двух типов — нижние, которые носили утилитарный характер, а вот верхние уже принадлежали скорее к праздничному варианту. Они были разной формы, декорировались как позументом, нашивками, вышивкой, так и ювелирными бляхами, монетами и бусинами.


Перевязь хаситә стала практически визитной карточкой среди всего разнообразия украшений у татарок. Особенностью этого украшения было и то, что перевязь могла быть и тканевой, любовно украшенной самой хозяйкой (наиболее распространенный вариант, сохранившийся вплоть до второй половины XIX века среди женщин старшего возраста). Но встречаются хаситә и из металла, изготовленные профессиональными ювелирами (более ранние образцы городской татарской культуры рано вышедшие из бытования). Однако была и небольшая деталь, которая отличала ее от массы других украшений. По этому поводу К.Ф. Фукс писал: «Внизу этой перевязи на правом боку пришит корманец, куда кладут мелко писанный алкоран», что было отмечено и позднее Н.И. Воробьевым, «нашиваются на хаситә также различные предметы амулетного значения», соответственно, это не только декоративный элемент, но и имеющий в своей основе характер оберега. С.В. Суслова относительно данного украшения пишет «перевязь в целом является принадлежностью женского костюма и начальное надевание ее нередко связано с въездом молодой в дом жениха».

Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.

Дамские аксессуары

Браслеты для татарских женщин были неизменным украшением рук, и к тому же, их носили попарно, так как считалось, что таким образом в семейной паре сохранятся добрые отношения. Причем браслеты декорировали гравировкой, чеканкой, филигранью и инкрустировали различными камнями.

Перстни и кольца носили как татарские женщины, так и татарские мужчины. По этому поводу Н.И. Воробьев отмечал «кольца употребляются обычно европейского образца и носятся сравнительно реже, чем перстни, и главным образом мужчинами. Мужские перстни, украшенные печаткой из того же материала, на которой вырезается имя владельца, и украшенные эмалью или драгоценными камнями…Мужчины носят колец меньше, 1-2, редко 3, а женщины, даже крестьянки, 2-3 кольца носят постоянно, а по праздникам богатые татарки, отправляясь в гости, унизывают все пальцы перстнями, по нескольку на каждый, так что пальцы почти теряют способность сгибания». Тюрколог и профессор Н.Ф. Катанов в своей статье «Несколько слов по поводу русских и татарских перстней» от 1904 года подметил интересный факт, что «перстни у татар (мужчин) носятся обыкновенно на указательном или безымянном пальцах, но никогда не встречаются на среднем».

Таким образом, данная колонка стала лишь приоткрытой дверцей в мир татарских украшений. В экспозициях Национального музея РТ и Государственном музее изобразительных искусств РТ возможно воочию познакомиться украшениями. Исследователями С.В. Сусловой и Л.Н. Дониной ведется работа не только по фиксированию типов украшений и техники их изготовления, территории распространения, но и раскрывается история их появления, взаимодействия и взаимовлияния народов на развитие ювелирного дела татар.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Читайте также: