Финифть украшения в серебре что это

Опубликовано: 23.04.2024

Что такое финифть?

Наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Ее научились делать еще в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился в России. Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-1

Впервые упоминание о художественной эмали было во времена, когда правил суздальский князь Андрей. Возведенная там церковь была инкрустирована эмалью и золотом. Эмаль в ранние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями.

Секреты производства эмали бережно сохранялись и их передавали строго от мастера к ученику, поэтому ее ценность была велика. Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров имели большую ценность и попадали в Оружейную палату для хранения. Они изготавливали, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-2

Контрастная и колоритная ростовская финифть имеет свое происхождение и историю. Влияние множества видов искусства, в числе которых была и живопись, сказалось на ее стиле исполнения. Свойства эмали таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков.

Она, нарисованная особыми красками, в которую добавляли оксиды металлов и закрепляли методом обжига при температуре до девятисот градусов, со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. Эмаль применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, это искусство используется в портретной живописи.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-3

Особенности финифти

Ростовская финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.

Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-4

Окончательный вид искусству финифти в виде готового ювелирного изделия придает оправа, которую изготавливает мастер по скани. Оправу изготавливают ажурную, или припаивают к металлическому основанию узора из очень тонкой проволоки, которая может быть выполнена из разных ювелирных сплавов. Проволока свивается веревочкой или остается гладкой. Ювелиры могут добавить сюда маленькие золотые или серебряные шарики .

С XVIII века Ростов приобрел известность крупного центра по изготовлению финифти. Есть легенда, что в то время в Ростов сослали итальянца, художника, благодаря которому появилось это искусство в Ростове. Позже он обучил других финифтяному делу. Но это только красивая легенда, в городе финифть была привезена из Москвы.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-5

До начала 20 века Ростовские фабрики снабжали финифтью русские монастыри и некоторые греческие. Сначала ростовские мастера ориентировались на религиозную тему, поэтому основной сюжет был подобен иконописи. Далее финифть стали делать и в семейных мастерских, копировали работы Ботичелли, Рафаэля, Васнецова. Но эта живопись немного упрощалась.

В наше время финифть производится на ростовской фабрике и имеет несколько направлений: классическая портретная миниатюра и другие, самые разнообразные композиции. В основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему. Но почти во всех композициях присутствует русская тематика.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-6

Каталог финифти включает в себя серьги, колье, кольца , подарочные наборы, шкатулки и картины с великолепными пейзажами. Все эти изделия великолепны, выполняются самыми лучшими мастерами, их огранка также имеет очень тонкую структуру и ажурную красоту. Выполнена она двумя видами росписи: точечной и мазковой, в зависимости от плавности перехода и четкости форм. Купить финифть можно в интернет-магазине финифти.

Виды финифти

В зависимости от приема в искусстве производства эмали, применяются различные способы изготовления.

Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-7

Выемчатая эмаль. Здесь используется одновременно несколько способов укрепления эмали с помощью выемок. Углубления изготавливаются различными способами: резьбой, штамповкой , чеканкой, все зависит от задумки мастера.

Эмаль в сканых обрамлениях. Эта технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-8

Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.

Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-9

Эмаль с накладками из металла. Технология этого приема заключается в том, что между слоями эмали вкладываются вырезанные из металла или фольги изображения, которые выглядят плавающими внутри стекла .

В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.

При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.

Цена финифти

Украшения ювелирные и обычные из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-10

Популярность ростовской финифти, которая используется в ювелирных украшениях, остается на высоком уровне. В магазине финифти можно приобрести качественные изделия. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото финифти.

Цена финифти зависит от изделия. Небольшие подвески в виде икон можно приобрести за 300 рублей, серьги за 1000 руб., ожерелье – примерно от трех до десяти тысяч, часы с браслетом из финифти обойдутся в 3-5 т.р., браслеты из финифти в серебре – от 4000, броши – от 1000, шкатулки от 5000. Цена зависит от объема работ, величины изделия и тонкостей работы. Изделия представлены для дам разного возраста, есть украшения для модниц. Все они яркие, красивые и сделаны на века!

Имея заграничное происхождение, финифть прочно укрепилась в России и стала одним из характеризующих нашу страну народных художественных промыслов. С течением веков менялась технология создания изделий из финифти, появлялись новые мотивы росписи. Эти нежные пасторальные брошки, сережки, браслеты и шкатулки были в своё время очень популярны и распространены, но истинно искусные образцы обладают неизменной ценностью во все времена.

«Блестящий камень» с рисунком

Финифть как промысел имеет восточное происхождение, а этимологию названия «финифть» объясняют двумя теориями. По первой версии слово «финифть» происходит от греческого слова «химео», то есть «смешиваю». По другой же – тоже от греческого, но уже от существительного «фенгос», что значит «мерцание». Действительно, эти два слова как нельзя лучше объясняют, что такое финифть: для её изготовления смешивают стекловидную массу (иначе говоря, эмаль), а само изделие в готовом виде будет блестеть и переливаться на свету.

Откуда к нам пришла финифть?

На территорию Древней Руси финифть пришла из Византии в X веке. А сам способ такого творческого занятия был открыт случайно – во время плавки стекла. В Византийском государстве финифть даже прозвали за это «огненным письмом».

Впервые в русских письменных источниках финифть упомянули в XII веке. Это была Ипатьевская летопись 1175 года. В ней говорилось, что Великий князь Андрей Суздальский построил церковь и украсил её иконами, золотом и финиптом.

Позднее, когда весть об этом искусстве добралась до Москвы, премудрости технологии были быстро освоены местными мастерами, и вскоре стали появляться из финифти шкатулки, часы, чернильницы, столовые приборы, статуэтки. Большой вклад в развитие этого промысла внёс французский ювелир Жан Тутен. Ему удалось получить удивительный состав полупрозрачных огнеупорных красок. Роспись изделия из финифти стала похожа на роспись фарфора: рисунок наносился постепенно маленькими штрихами. Готовые изделия чаще всего обрамляли серебром. Спустя века технологический процесс про сути своей не изменился.

Вологодская финифть

Богатое традициями и мастерами финифтевое производство на Руси родом с Русского Севера. Вологодская, или второе название – усольская, финифть предшествовала популяризации этого творческого метода среди мастеров из разных городов. Центр производства возник в Сольвычегодске в XVII веке. Оттуда ремесло пришло в Вологду, и вскоре образовалось совместное производство. Финифтевые изделия этого края отличались от всех прочих. У вологодских и усольских мастеров выработалась особая сюжетная роспись: изображались райские птицы, цветочные узоры, загадочные мифологические существа, животные на фоне лесных пейзажей. Рисовали также героев славянских былин, сказок и легенд. Но особо узнаваемым узором вологодской финифти стал «тюльпан». Именно усольско-вологодских мастеров приглашали в Москву для поднятия финифтевого промысла.

На смену уникальной вологодской живописной финифти довольно скоро пришли однотонные декоративные эмали. И лишь в 1970-е годы местные художники-ювелиры смогли возродить древние финифтевые традиции края.

Ростовская финифть

В XVIII веке промысел финифти широко распространился по России. Активно создавались финифтевые изделия в Костроме, Угличе и Нижнем Новгороде. Но особо популярной финифть стала в Ростове Великом. В этом городе – главной в то время духовной столице – из финифти создавали как большие дорогие иконы, так и маленькие, которые любой желающий мог купить в лавке при храме. В Ростове работали целые цеха по изготовлению церковной утвари из финифти и вскоре они стали снабжать ею монастыри по всей стране. Так город прославился не только своими искусными иконописцами, но и мастерами финифти. Финифтью украшали здесь и предметы интерьера, быта, делали украшения. В то время особо популярны были подносы, столовые приборы, табакерки и трубки.

Что такое финифть?

В XIX веке с финифтью работали более 50 мастеров. Из-под их пера выходили утончённые изделия, рассказывающие сюжеты из городской жизни, передающие прелесть местных пейзажей. Распространено было копирование картин Васнецова, Боттичелли и Рафаэля – по-новому звучавших на финифтевых миниатюрах. Во времена революции процветание промысла сменилось его упадком. Мастера не позволили полностью разрушить вековые традиции и, объединившись, в 1918 году создали артель. Впоследствии она переросла в фабрику «Ростовская финифть », функционирующую и поныне.

В наше время высокое искусство истинных мастеров финифти можно увидеть в Историческом музее, Русском музее, Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, в частных, не только в отечественных, но и зарубежных, коллекциях. В самом Ростове – в рамках музея-заповедника «Ростовский кремль» – представлен Музей финифти с шикарной экспозицией изделий XVIII-XX веков.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Categories

  • Броши
  • Браслеты
  • Серьги
  • Гарнитуры
  • Колье
  • Кольца
  • Заколки, зеркала
  • Ароматницы
  • Медальоны, подвески
  • Наперстки
  • Образки
  • Магниты. Матрешки
  • Панно. Шкатулки
  • Коллекция Гжель
  • Чернение
  • Украшения из кожи

The customization tool allows you to make color changes in your theme

Броши

Если вы хотите выбрать брошь для себя или на подарок, учитывайте, что украшения из финифти подходят женщинам любого возраста

banner-1

Браслеты

Наш интернет-магазин предлагает купить браслеты из финифти, которые в нашем каталоге представлены в большом разнообразии

banner-2

Серьги

В нашем интернет-магазине можно купить серьги финифть разной формы, размера и с разным рисунком

banner-3

Гарнитуры

Купить гарнитуры в технике финифть можно по невысокой цене

banner-1

Колье

Колье финифть – это аксессуар, который займет достойное место в вашей шкатулке

banner-2

Кольца

Каждое из предлагаемых колец можно комбинировать с понравившимися брошью, колье и серьгами из остальных коллекций

banner-3

Заколки, зеркала

Такие необходимые мелочи можно купить в качестве подарка своей подруге или второй половинке, подойдут они и для мамы, бабушки, сестры

banner-1

Ароматницы

Понравившуюся ароматницу можно купить в качестве одного украшения, а можно подобрать стилистически подходящие серьги

banner-2

Медальоны, подвески

Медальоны и кулоны, выполненные в технике финифть, никогда не остаются без внимания

banner-3

Наперстки

Наперстки можно купить как для создания коллекции, так и для практического применения

banner-1

Образки

Наш каталог образков из финифти предлагает изделия, которые выполнены лучшими мастерами в единственном варианте

banner-2

Магниты. Матрешки

Магниты используются в качестве фиксаторов других предметов, памятных подарков и декора для дома

banner-3

Панно. Шкатулки.

Если вы не знаете, что приобрести в качестве подарка, остановитесь на панно в технике финифть

banner-1

Коллекция "Гжель"

Истинным ценителям классического ювелирного искусства обязательно придется по душе украшение из коллекции Гжель

banner-2

Чернение

Традиционно эти украшения служили оберегами и талисманами, приносили удачу своим владелицам, оберегали от дурного глаза и слова

banner-3

Украшения из кожи

Желающие купить подвеску из кожи с финифтью получат уникальное украшение ручной работы

banner-1

Самые ненаглядные русские украшения

Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Его плавные, спокойные, размеренные линии создают ощущение гармонии. Этот вид искусства прославлен на весь мир. А наши соотечественники испытывают к финифти нечто вроде любви на генетическом уровне – настолько её история переплелась с историей Руси. Когда смотришься в расписное зеркальце, кажется, что именно ему сказочная красавица адресовала вопрос Я ль на свете всех милее?. Ростовская финифть относится к тем народным промыслам, скопировать которые совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?

В чём тайна расписных украшений?

Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное. Изначально (когда финифть была не ростовской, а, скорее, московско-петербургской) ею декорировали церковную утварь. Затем финифтью стали украшать праздничные одежды священнослужителей. Позже этот промысел из столицы перекочевал в Ростов, ставший духовным центром нашей страны. Финифтью стали расписывать иконки для паломников – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света. И лишь затем этот филигранный декор перешёл на серебряные украшения, бонбоньерки, ароматницы, медальоны.

Легенды и факты о финифти

В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники. Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Этот визит – исторический факт: он был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.

Финифть в советское время

После Октябрьской революции, когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. После 1917 года производство не застопорилось ни на один месяц! Ростовчане нашли выход: они стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком. Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день. Вот почему уникальная ростовская бижутерия, создаваемая этим методом, сегодня не имеет себе аналогов во всём мире.

Как делается финифть?

О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции). После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание. Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 (!) раз. Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).

rosfinift.ru – кратчайший способ купить ростовскую финифть

Сегодня у каждого есть возможность приобрести самобытную и неповторимую ростовскую финифть. Купить украшения, в основе которых лежит расписная эмаль, можно прямо на сайте. Гарнитуры, колье, заколки, броши – всё это авторские изделия, в которые ростовские мастера вложили свой талант и умение. Сегодня такие украшения называют штучным товаром. То есть эксклюзивным предметом, который больше нигде не найти. Изделия, созданные с любовью в самом сердце Ростова, вы найдёте в колонке слева. Мы уверены: среди этих колье, зеркал, подвесок непременно найдётся та самая вещь, которая станет вашей своеобразной семейной реликвией.

Ф инифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. У народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки и изысканные предметы интерьера. Читайте, как с веками менялись сюжеты росписи, в каких городах процветал драгоценный промысел и как в Академии художеств появился класс по финифти.

«Огненное письмо» из Византии


Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. С тех пор процесс состоял из трех этапов: сначала мастер готовил белую эмалевую основу, затем наносил рисунок и вставлял изделие в оправу. Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, серебро или золото. Затем ей придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Заготовку отправляли в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.









В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал огнеупорными красками из стекловидного порошка миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок. Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.

Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет — если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться.

Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки. Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура. Единственный недостаток изделия — хрупкость. Крупные украшения нуждались в бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Драгоценные камни могли поцарапать эмалевый слой, поэтому финифть хранили отдельно от других украшений.

Усольская финифть

Усольская финифть

Усольская финифть

Усольская финифть

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали: на декоративных предметах мастера изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. А на ювелирных изделиях — цветочные орнаменты. Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память.

Финифть изготавливали в мастерских Киева и Москвы, но как массовый промысел она распространилась на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем ремесло пришло в Вологду. Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей. Но главным узнаваемым мотивом вологодской и усольской финифти стал узор «тюльпан», его наносили тонкими кисточками и небольшими штрихами. В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов.

  • От прялки до резной скамьи: 5 экспонатов Всероссийского музея декоративного искусства
  • Сибирская резьба по кости: 5 экспонатов Тобольского губернского музея
  • Нукнус, кукем и мучал: работы дагестанских ювелиров в приложении Artefact

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников. Изначально они использовали большую палитру ярких красок: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, писали также розовыми, охристыми и лиловыми оттенками.

Эмальерное искусство севера повлияло на развитие крупных ювелирных центров страны. Художников из Усолья приглашали в Москву и другие города налаживать производство финифти. Однако в середине XVIII века массовое производство украшений привело к тому, что сложные многоцветные эмали уступили место двуцветным (синим, зеленым), и в целом в промысле вологодской финифти наметился спад.

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Ростовская финифть

Ростовская финифть

В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, искусство развивалось, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе. Ученый Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.

Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, в те годы — духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.

Ростов издавна славился своими иконописцами, первые мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы. Затем открылись цеха, где над церковными заказами работали ремесленники: на тяжелом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления. Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа. Параллельно развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских и русских мастеров: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. К концу века преобладала светская тематика изделий, среди состоятельных горожан стали популярны портреты на заказ, выполненные в технике финифти.

К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков. Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план. Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти.

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства. Финифть на религиозные темы стала неактуальной: вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина, а также представителей советской номенклатуры разного уровня. В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. По-прежнему был велик спрос на копии картин, художники повторяли фотографии, открытки и картинки из журналов.

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки. Художники изображали исторических деятелей и знаменитых ученых, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением космонавта Юрия Гагарина, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей.

Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова. Многие из мастериц происходят из династий эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия. Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.


  • 30 Октября, 2019
  • События
  • Алла Константинова

Слово финифть в переводе с греческого означает "смесь", "смешивать". В декоративно-прикладном искусстве финифтью называется изготовление декоративных изделий в виде миниатюрной живописи с нанесение эмали на металлическую пластину-подложку, в основном на медную.

Эмалевое покрытие является долговечным и прочным материалом, краски финифти со временем не выцветают и сохраняют первозданную яркость и чистоту.

Исторические декорации

История возникновения на Руси ремесла по эмали датируется третьим веком. Однако это искусство пришло в упадок с наступлением монголо-татарского ига и было остановлено в развитии на двести лет.

Официальное упоминание о том, что это - финифть, каковы ее декоративная ценность и возможности применения в оформлении различной утвари, отмечается в Ипатьевской летописи в 1175 году. Но лишь в конце 14 века в пределах Усольского посада (нынешний Сольвычегодск) возобновилось широкое производство финифти, которая так и называлась - усольская эмаль. Со временем здесь образовались свои навыки и традиции освоения ремесла, усольская эмаль дала начало развитию школы живописи Архангельской, Велико-Устюжской, Вологодской и Ростовской областей.

Не все знают, в чем отличие усольской эмали от ростовской, тем более что это - финифть в обоих случаях, но выполненная различными приемами. В настоящее время художественная эмаль является постоянным источником изучения истории возникновения и сохранения традиций древней техники обжига стеклянных смесей. Основным элементом росписи, например, усольской эмали стал тюльпан.

Усольская эмаль

Оттенки вдохновения

В Древней Руси эмаль и изделия, оформленные с помощью эмалевых украшений, ценились наравне с драгоценными металлами и камнями. Этому способствовали:

  • фактурная имитация эмалей под любые камни-самоцветы;
  • сложная техника изготовления;
  • возможность нанесения различных рисунков, от сложных икон до мозаичных изображений.

Еще один плюс - в отличие от обычных красок, эмаль не выцветала и была устойчива к воздействию воды или света, не поддавалась влиянию перепадов температуры, краски сохраняли прозрачность и неповторимый мягкий блеск. Поэтому она высоко ценилась и пользовалась спросом.

Популярна эмаль и в наши дни.

Техника росписи по эмали

Горячие краски

Как получаются различные тонкие оттенки цветовой гаммы на эмали, разберемся подробнее.

Работа с эмалями требует знаний и практики. Художник, исполняющий рисунок по эмали, должен предугадать, как поведет себя при обжиге та или иная краска. Поэтому различные по цвету краски наносят частями с последующей прожаркой в печи. Так получаются многоцветные уникальные художественные картины по эмали.

Чтобы получить нужный цвет, используют специальные добавки. Это различные соли металлов, которые смешивают с красками: после обжига они дают нужный цвет.

Так, если добавить золото, рисунок приобретет рубиновый цвет, при добавлении меди получаются зеленый и его оттенки, добавка кобальта дает синий. При обжиге яркость красок приглушается, появляются характерные для финифти размытые и мягкие очертания рисунка, тонкая игра и плавные переходы тонов.

Иногда изготовление предмета требует нанесения сложных рисунков на финифть. Что это такое в производственном смысле, узнаем подробнее.

Эмаль могут обжигать от двух до восьми раз, нанося краски слой за слоем.

На изображении видно, какие этапы проходит при обработке заготовка будущего изделия, как изменяется цветовая насыщенность пластины-подложки, фона и центрального изображения.

Этапы производства финифти

Так, например, выглядит готовая финифть: на фото ниже изделия эмальерного искусства 20 века, посвященные полету в космос Юрия Гагарина и возрождению фольклорных традиций в искусстве. Несмотря на разницу сюжетов, у эмалей много общего: полировка, тонкие переходы цветов, проработка деталей и высокое качество работ.

Бытовые темы на цветной эмали

Различия и особенности изготовления

Сырье для изделия представляет собой изначально стекловидную массу, которая методом наплавления закрепляется на металлической пластине. Пластина выкована особо, например, в ростовской финифти она выпуклая.

После обжига из нанесенной на пластину массы получается эмаль. Она шлифуется и затем расписывается надглазурными (легкоплавкими) красками.

Поскольку температура плавления у красок разная, обжиг производится в несколько приемов.

Сложный процесс изготовления вызывает вопрос: финифть - что это, химия или искусство? Узнаем подробности.

В процессе производства выделяют три стадии:

  • изготовление металлических пластин - основ будущего изделия, покрытие пластины белой эмалью;
  • роспись по заранее заготовленному рисунку;
  • ювелирное обрамление.

Вот старинный рецепт изготовления эмали, который сохранился и до наших дней:

«Как золотожелтую финифть делать. Возьми три мерки сурику, 3 мерки сурмы да 1 мерку окалины железной и стопи все оныя вещи вместе; потом разотри, стопи опять и так многожды повторяй, то сделается совсем на золото похожий желтый цвет».

Итак, финифть - что это сегодня? В большей степени сейчас так называется техника росписи по эмали.

Наиболее знаменитые виды эмали – творения ростовской или русской школы, византийской и французской (лиможской). Они отличаются методом использования металлических подложек, перегородок, жанровыми предпочтениями и способом росписи по эмали.

В музее финифти "Ростовский кремль" хранятся памятники декоративной эмали, иногда это редкости даже для коллекционеров, как, например, старинные иконы по эмали либо церковные книги в окладах с использованием иконок-дробников, изготовленных по заказу церкви.

музейная редкость: оклад книги

Без них не обойтись

Как уже упоминалось, основными металлами при производстве декоративных изделий на фабрике финифти служат медь, томпак, латунь.

  • Медь используется для создания основы под эмаль. При этом поверхность медной пластины должна быть предельно гладкой, без отслоений, толщиной примерно 0,35 мм.
  • Латунь - это медь, содержащая до 50 процентов цинка, иногда с добавками олова, никеля, свинца и других металлов. Если в медь добавить цинк и алюминий, получится поверхность, похожая на золото. Такой вид латуни применяют при изготовлении ювелирных или наградных изделий.
  • Томпак — это почти то же, что и латунь, но с меньшим добавлением цинка (от трех до двенадцати процентов). Такие пластины идеально подходят для наплавления прозрачных эмалей, так как после обжига металл сохраняет блеск.

Другими материалами для изготовления финифти являются:

  • Свинцовые стекла различной прозрачности, они называются ювелирной эмалью. Температура их наплавления на металлические пластины в муфельной печи колеблется от 750 °C до 790 °C.
  • Огнеупорные краски. Эти краски не требуют дополнительного покрытия после обжига, они стойкие к различным воздействиям и чрезвычайно декоративны. Различают краски не только по цветам, но и по разному температурному режиму при обжиге. При нарушении предельных значений температуры они могут потерять цвет.

Краски поэтапно наносятся на поверхность изделия из эмали и также поэтапно вплавляются при температурах от 700 ºС до 900 ºС.

Такая технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: самые ранние изделия сохранили свой вид спустя три тысячелетия, есть эмали, датируемые археологами 6-м тысячелетием до нашей эры.

В настоящее время достаточно зайти в магазин народных промыслов, чтобы узнать, в каком городе делают финифть. Прежде всего, это Ростов Великий, что в Ярославской области, Вологда, Сольвычегодск Архангельской области.

Куфшин и шкатулки из финифти

Композиционные особенности

В силу народных традиций и умений изначальными мотивами рисунков по эмали были растительные композиции.

Со временем цветочные орнаменты усложнялись добавлением в сюжеты миниатюр птиц и зверей, мифологических образов. С обогащением композиций развивалось и количество используемых красок.

Но с 18 века многокрасочную эмаль вытесняет изготовление однотонной финифти в синих, зеленых и белых тонах. И только в семидесятые годы прошлого века возродилась усольская финифть, которая производится и по сей день.

Это касается и ростовской финифти, которая как художественный промысел возникла в 1632 году благодаря изобретению французского ювелира Жана Тутена. Он изобрел огнеупорные краски, которые сохраняли свою прозрачность и нужный цвет при обжиге, становились долговечными.

Сказочные мотивы

Эмальерное искусство

Чтобы понять, почему на Руси возникла финифть и что это такое, нельзя не отметить причину возникновения эмальерного искусства. В Ростове этот процесс был связан с церковными заказами.

Первая профессиональная русская мастерская по производству эмалевых миниатюр возникла при Ростовском архиерейском доме. Сначала это были небольшие заказы на иконки, украшающие головной убор местного священника при совершении церковной службы. Через пятьдесят лет заказы на иконки-дробницы для украшения митр начали поступать из других соборов Ростова и храмов различных городов.

Палитра изделий ростовских мастеров всегда отличалась яркой и праздничной гаммой, она состояла из различных сочетаний зеленого и желтого оттенков, белого и пурпура. Барочная просветленность красок отвечала народным традициям и представлениям о цветовой гармонии и была успешно применена и сохранена в ростовской финифти. А Ростов Великий стал крупнейшим в России центром эмальерного искусства.

История в изделиях

Простое письмо

Как развивалась финифть, что это для проявления народного творчества? Так как со временем академическая живопись в миниатюре уступила место православным образам, расширился круг сюжетов и мастеров, способных воплотить задумку.

В изображениях святых появились простые черты, одежды, напоминающие народные костюмы. К примеру, в собрании музея можно найти разные вариации иконографии Богородицы - их около тридцати пяти.

Народное мировоззрение, заполняющее миниатюры, принесли простые ремесленники, и мастера "простого письма" сделали искусство финифти поистине народным промыслом, обогатив его. В таких миниатюрах мастер не прорабатывал объем, а смело выделял контур кистью, используя яркие цветовые контрасты. Это был настоящий расцвет ростовской школы финифти.

Ростовская финифть. 19 в.

Были и сложные периоды для этого вида промысла, когда в начале 20 века ручной работе стало противостоять промышленное производство икон: в это время школы и мастерские по финифти поддерживало государство.

Благодаря творчеству мастеров удалось не только сохранить, но и развить это уникальное искусство, известное во всем мире.

Наследие

Высокохудожественные миниатюры по эмали современных и старых ростовских мастеров хранятся во многих музеях страны: в Эрмитаже, в Кремле, в Историческом музее и, конечно, в музее-заповеднике "Ростовский кремль".

Более 100 лет фабрике "Ростовская финифть" удается, сохраняя традиции и приемы прошлого, выпускать современные модные и ценные изделия.

Разнообразны жанры эмалевых миниатюр - от пейзажей, исторических баталий и икон до украшений в мельхиоровой оправе. Широко используется скань, или металлическая вязь с эмалью, наплавленной в перегородчатой технике.

Успех бренда "Ростовская финифть" во много зависит от таланта мастеров, которыми полна наша страна, а русские эмали известны во всем мире.

Читайте также: