Самоварное золото что это такое

Опубликовано: 26.03.2024

В наше время сложно найти женщину, которая равнодушно может пройти мимо витрин ювелирных магазинов, поборов соблазн зайти внутрь и примерить понравившиеся изделия. И даже если дама решится на покупку, то где гарантия, что она не нарвется на дешевый аналог, предлагаемый под видом (и по цене) дорогостоящего украшения? О том, как отличить настоящий шедевр от подделки – в материале Passion.ru.

Проверять, не отходя от кассы

Девиз «доверяй, но проверяй» актуален в данном случае как никогда. К сожалению, в нашей стране с большой долей вероятности можно нарваться на подделки (ведь, даже если на изделии стоит проба, то это еще не означает, что оно на 100% подлинное). Как утверждают эксперты, если ювелирный магазин предлагает изделия стоимостью менее 1500 за грамм, то, скорее всего, это, скорее всего фальшивка. Особое внимание обращайте на клеймо: 585-я проба означает, что в изделии содержится 58,5% чистого золота, самой низкой пробой считается 375-я, а самой высокой (и дорогой) - 957-я и 999-я. И если проба какая-то нечеткая, мутная и подозрительная, то такое украшение лучше отложить в сторону и обратить внимание на другие экземпляры. Что касается цвета изделия, то оно, как говорится, на любителя и зависит от примесей. Так, например, белый оттенок украшению придает сплав платины, палладия и никеля, красный - кобальт, желтый – медь, розовый - серебро и медь, черный - хром и кобальт.

Как обезопасить себя от неудачной покупки:

  • Выбирать драгоценности в фирменных магазинах, предварительно изучив сертификат (на подлинность и соответствие)
  • Помимо пробы обращайте еще внимание на оттиск фирмы-производителя, которая тоже будет являться гарантией того, что вещь подлинная.
  • Если, например, золотое кольцо бросить ребром на пол, то оно подпрыгнет, в отличие от изделия, выполненного из другого металла.

«Самоварное золото» или ценная вещь? 5 простых способов отличить подделку от драгоценности

«Самоварное» золото или ценная вещь?

Несмотря на то, что сейчас научились производить действительно качественные подделки, есть несколько «бабушкиных» способов вычислить подлинность изделия. Для этого вам понадобится лишь магнит, уксус, мягкая тряпочка и йод. Для верности можно еще вооружиться лупой – в мельчайших подробностях рассмотреть клеймо и изъяны (если они, конечно, присутствуют). По очереди поднесите свои золотые украшения к магниту и те из них, что предательски примагнитятся, однозначно не пройдут проверку. Хотя качественная позолота может попробовать противостоять силе притяжения, вводя вас в заблуждение. Далее нанесите на изделия капельку йода (тут главное – не переборщить), немного подождите и аккуратно протрите их мягкой тряпочкой. Оригинал, как вы понимаете, не оставит после себя никаких следов, а вот подделки могут оставить темные полосы и пятна. Еще один способ – опустить изделие в стакан с водой, смешанной с небольшим количеством уксуса. С оригиналом не произойдет ровным счетом ничего, а вот от фальшивки вода помутнеет, да и само изделие станет намного темнее, чем оно было до эксперимента. Раньше золото еще могли проверять «на зубр», потому как это достаточно мягкий металл и после укуса на нем могут отпечататься следы зубов. Но для того, чтобы окончательно удостовериться в том, что «оставляющие следы» не являются оригиналом, нужно обратиться к специалисту.

Драгоценные камни или подделка?

Что касается драгоценных камней, то тут тоже есть несколько способов, как вычислить недостойных кандидатов. Например, натуральный камень достаточно тяжелый и твердый, если вы проведете им по стеклу, то останется след. Синтетические аналоги не такие твердохарактерные, теплее на ощупь, имеют слишком уж идеальный блеск и неестественные блики. Цена такого экземпляра будет существенно ниже натуральных камней. Бриллиант, изумруд, сапфир, александрит, рубин относятся к драгоценным камням первой группы, являются самыми дорогими и, увы, наиболее подделываемыми. Если вы приобретаете дорогостоящее изделие с драгоценными камнями, то требуйте у продавца геммологический сертификат с синей печатью, надписью «Геммологический сертификат» или «Заключение геммологической экспертизы», указанием массы, цвета, чистоты, качества огранки, пробы и клеймо металла и так далее.

«Самоварное золото» или ценная вещь? 5 простых способов отличить подделку от драгоценности

Потереть, подышать, укусить…

Как еще можно определить самостоятельно, натуральный перед вами драгоценный камень или подделка?

Начнем с любимого Коко Шанель жемчуга. Стоит отметить, что натуральный жемчуг стоит очень дорого, поэтому если вам предлагают «по акции или закупочной цене» слишком уж дешевый экземпляр, то не ведитесь. Скорее всего перед вами подделка (вне зависимости от того, насколько качественно она была исполнена). Если вы попробуете укусить настоящую жемчужину, то она будет скрипеть на зубах, словно песок. А вот от искусственного аналога такого эффекта не дождешься.

Любителям янтарных украшений рекомендуем запастись соленным раствором. Чтобы проверить подлинность камня, его необходимо опустить в подселенную воду – натуральный всплывет, а вот искусственный сразу пойдет ко дну. Если нет под рукой воды и соли – не беда. Потрите янтарь шерстяной тряпочкой. Если он «бьет» вас током, то перед вами оригинал.

Что касается изумруда, то настоящий камень будет холоднее, чем его синтетический вариант. Можно ее вооружиться лупой и рассмотреть изумруд со всех сторон – в подлиннике не будет трубчатых или спиралевидных рисунков.

С бриллиантом тоже все намного проще – если подышать на камень, то оригинал не запотеет.

Последнее слово за экспертом

Если у вас возникли хоть какие-то сомнения по поводу подлинности вашего изделия, то вы можете обратиться в любую ювелирную мастерскую за экспертизой. Если же вам нужно не просто успокоиться, а получить официальное подтверждение, что у вас на руках самое что ни на есть дорогостоящее украшение, то можно заказать проверку в государственной инспекции пробирного надзора (государственной пробирной инспекции).

Особенности цыганского золота

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Состав
  3. Как проверить подделку?
  4. Применение

Золото считается одним из самых любимых драгоценных металлов, из него носят украшения все, в независимости от возрастных категорий. На сегодняшний день в продаже можно встретить ювелирные изделия как из настоящего золота, так и из цыганского. Чтобы избежать покупки поддельных драгоценностей, нужно знать, как отличить дорогой металл от дешевого сплава.

Что это такое?

Цыганское золото – это сплав латуни или желтой меди, содержащий незначительный процент драгоценного металла. Часто его еще называют самоварным золотом. Отличить цыганское золото от настоящего очень просто, поскольку оно не имеет клейма и растворяется во всех кислотах (настоящее высококачественное золото может растворяться только в селеновой кислоте и только при температуре более 200 С). Ювелиры не считают цыганское золото драгоценным металлом.


Состав

Рандоль (цыганское золото) выпускается из меди и бериллия, данный состав характеризуется устойчивостью к коррозии и высокой прочностью. Поскольку бериллий стоит очень дорого, цыгане научились его заменять на более дешевые аналоги, в виде смесей из хрома, стали, никеля и меди. Следовательно, цена на ювелирные изделия, изготовленные из рандоля, невысокая.


Как проверить подделку?

Многим доводилось видеть на цыганской свадьбе дождь из золота, но мало кто задумывался над тем, что не все, что блестит, является золотом. Поэтому если намечается покупка ювелирного изделия, необходимо знать, как правильно отличить настоящий драгоценный металл от подделки. При выборе того или иного украшения из золота нужно обратить внимание на следующее:

  • наличие хорошо читаемого клейма, на котором указана проба металла;
  • все мелкие детали и камни должны в местах крепления должны быть надежно зафиксированными;
  • застежки на украшениях должны легко открываться и закрываться;
  • соответствующая цена.



Если ювелирное изделие соответствует всем вышеперечисленным пунктам, но все равно продолжает вызывать недоверие, можно его проверить «на зуб». Настоящее золото является мягким металлом и легко поддается нажатию зуба. Помимо этого, существуют и другие способы проверки металла на подлинность в домашних условиях.

  • На звук. Нужно взять золотое изделие и бросить его на твердую, гладкую поверхность (например, стол). Если оно подлинное, то издаст хрустальный чистый звон. Таким методом нельзя проверять длинные изделия из золота (браслеты, цепочки).
  • На прочность. Если украшение поцарапать острым предметом, а под нижним слоем обнаружится темный слав, то это подделка.
  • Также проверить золото можно уксусом – настоящий металл не поменяет цвет, а подделка сразу же потемнеет. Если же капнуть на поверхность изделия йод и спустя три минуты ничего не произойдет, то значит, приобретен качественный драгоценный металл. На фальшивке же останутся черные или белые пятна. Многие также проверяют ювелирные изделия магнитом, настоящее золото на него никак не реагирует.




Существует еще один популярный способ проверки дорогого металла с помощью других золотых изделий. Для этого достаточно взять оба украшения и по листу бумаги прочертить ими полосу и сравнить. Отпечатки должны быть абсолютно одинаковыми. Помимо всего вышеперечисленного, ювелиры советуют проверять подлинность золота, пристально рассмотрев изделие при дневном свете и в тени.

Драгоценный металл сохраняет свой цвет и блеск в независимости от уровня освещения, что же касается фальшивки, то в тени она выглядит блекло, тускло, а на солнце переливается и блестит.


Отдельного внимания заслуживает проверка ювелирных изделий на подлинность с помощью метода Архимеда. Единственное, что он подходит только для украшений большого веса. Их нужно опустить в воду и замерять, сколько жидкости будет вытеснено. Потом, используя формулы по физике, нужно вычислить массу изделия и выяснить, является ли она подлинной.


Применение

На сегодняшний день в продаже можно встретить изделия из сплава бериллия и меди. Они представлены бусами, клипсами, серьгами, кольцами и колье. Украшения из таких сплавов (цыганского золота) смотрятся дорого, но не имеют пробы, так как данный металл не является настоящим золотом.

Несмотря на это, популярность на ювелирные украшения из цыганского золота растет с каждым годом, поскольку они стоят дешевле.



Цыганское золото имеет широкое применение, например, у цыганского народа мужчинам принято носить серьги их этого металла, они являются, как бы визитной карточкой человека. Серьги продеваются в ухо ребенка мужского пола сразу после его рождения. Сережка в левом ухе означает, что в семье растет только единственный сын. Серьги из цыганского золота больших размеров пользуются огромным спросом и у современных модниц, особого внимания заслуживают модели, имеющие много подвесок, в виде монеток.

Единственное, что их можно приобрести только в восточных странах.




Применяют ювелиры этот сплав и при изготовлении недорогих украшений. Чтобы придать им солидный вид, мастера дополнительно выполняют декор бисером, различными камушками. Используется такое золото и при изготовлении браслетов для часов, подарочного портсигара, клинков ножей, корпуса ручек. Идет рандоль и на коронки зубов, но они часто не приживаются, быстро темнееют и вызывают аллергическую реакцию.



Нашел применение рандоль и в электротехнической, автопромышленности. Из этого сплава изготавливают пружины, рессоры, подшипники и амортизаторы. Поскольку цыганское золото устойчиво к нагреву, его можно применять в опорах скольжения и в качестве элементов трубопровода. Рандоль используется и как основной материал для бурильных установок, он не ломается и не деформируется.

Несколько лайфхаков по уходу за золотыми укаршениями в видео ниже.


Да, конечно, есть такое выражение. А означает оно, что та вещь о которой идет речь фальшивая подделка, и вообще дешевка самая настоящая, которая не стоит и гроша ломанного.


Самоварное золото - это понятие пошло от традиции натирать латунные самовары до "золотого" блеска. Но так как из золота самовары не делались - оттуда пошло и понятие "самоварное золото" , т.е. ненастоящее. Не все что блестит - обязательно золото. Позже этим понятием стали называть любую фальшивую вещь.


В данной поговорке речь идёт о таких людях - Д У Р А К А Х.

Это им закон не писан, на Руси считалось так, что бедных, убогих, сумасшедших людей надо жалеть, милостыню им подавать, если бог ума не дал, то это же горе. И человек этот за свои поступки не отвечает. Но только это не значит, что буйных сумасшедших жалели, их считали душевнобольными (сейчас же называют психбольными, названия немного разные).

Дурачками и блаженными называли безобидных душевнобольных, прощали им неразумные поступки, так как считалось, что с них спросу нет, раз бог умишком обидел.

В современном творчестве тоже можно найти упоминания о дураках. Только теперь им как-то не хотят прощать неразумные действия, пытаются бороться:).


По идее, самая шустрая курочка во время кладки яиц будет сидеть смирно. А если эту кладку еще надо и вывести в цыплята, то свои привычки надо убрать, потому что дела очень важные делаются.

Яйца курицу дисциплинируют - дети родителей приучают к порядку, либо - будут дети, вот и остепенится человек.

Такое не всегда происходит, поэтому родители, которым самим еще родители нужны, есть. Но чаще бывает, что пока нет семьи и детей, человек идет чуть ли не в разнос. А потом приучается к дисциплине, к графику в жизни, к хорошему, потому что у него - ребенок, и надо уже вести себя как положено и ради него вдвойне.

Например, беречь свое здоровье, потому что заболеешь, заразишь, а не заразишь, кто будет тогда за ребенком ухаживать, пока ты лечишься? У родителей цель не только ребенка поставить в жизни, но и самим прожить долго-долго-долго, чтобы быть рядом с ребенком.

Потому необходимо меняться, а дети действительно меняют родителей, делая их серьезнее, дисциплинированнее, самостоятельнее, сильнее, смелее, умнее. Приходится быть такими.


Во все времена существовали знахари, лекари, ведуньи и т.д. Существовали люди, которые "заговаривали" болезни. Есть разные варианты заговоров такого плана, в том числе молитвами, хотя, это так и называется молитвы читать. Так как зубоврачебная медицина начала развиваться на территории нашего пространства сравнительно недавно и долгое время заключалась только в вырывании зубов или полоскании их всякими отварами, которые не всегда помогали, то люди продолжали регулярно посещать тех, кто "зубы заговаривает". Конечно, это выражение прижилось и в быту. Применяется, в основном, в случае если кто-то может так отвлечь и увлечь беседой или своей болтовней, что забываешь обо всем на свете и поворот нужный проезжаешь, и про чайник на плите забываешь, и так увлекаешься, что забываешь, что у тебя голова или зуб болит.

А вот в Китае такого выражения нет, потому что зубоврачебная медицина возникла и развивалась там гораздо раньше, чем на территории славянских государств, куда первым стоматологические инструменты привез Петр I. А китайская и японская стоматология по сей день считаются лидирующими по своему качеству, достижениям и разработкам в мире.


В тихом омуте все черти водятся.

Не бойся собаки брехливой,бойся молчаливой.

Не та собака,которая лает,а та ,которая кусает.

Тихая река берега подмывает.

С виду тих, да характером лих.

Кошачья лапка мягка, да остёр коготок.


«Баран» в значении слова вопросов не вызывает. А вот "ярочка"– редкое слово. А означает оно уменьшительное от «ярка» – молодая овца.

«Баран да ярочка» – шутливое выражение. Видя пару двух людей противоположного пола, – а это могут быть муж и жена, жених и невеста, брат и сестра и т. д., – которые смотрятся рядом друг с другом гармонично, ловко, вызывая интерес у окружающих, могут шутливо выразиться:

Самовар сегодня находится на пике интереса не только у отечественных коллекционеров, но, как один из символов России, привлекает все большее внимание любителей русской истории за рубежом. Самой большой самоварной «ярмаркой» в наше

время остается Москва, где можно в среднем за $100—200 приобрести комплектный самовар рубежа XIX—XX веков, чаще всего тульский. Именно в это время, в 1910-е годы, самоварное производство в Туле достигло наивысшей точки развития. Рынки сбыта, завоеванные «самоварной столицей» в 1870-е годы, расширяются за счет экспорта в начале XX века во многие, прежде всего восточные страны. Кроме популярных в то время форм — обыкновенного фасона, «рюмки», «банки» и «шара», известны самовары в виде восточного сосуда кумгана, представленные в коллекциях, как правило, единичными экземплярами.

Среди изделий известных тульских фирм конца XIX—начала XX века в поле зрения эксперта обычно попадают стандартизированные образцы фабрик Баташевых, Воронцовых, Тейле, Шемариных, реже — Баныкиных, Гудковых, Капырзиных, Медведевых. Причем среди знаменитых «баташевских» самоваров чаще всего встречаются изделия фабрики В.С.Баташева с поздней маркировкой — «Товарищество Паровой самоварной фабрики наследников В.С.Баташева в Туле» и поставщиков императорского Двора «Торгового Дома Б.Г.Тейле с сыновьями», имевших собственную фабричную марку. Между фабрикантами Тейле и фирмой наследников Василия Степановича Баташева шла постоянная конкурентная борьба, поэтому в целом самовары этих фирм отличались высоким качеством, что обеспечивало им широкий сбыт.

Представляют интерес самовары фабрики «Братьев Воронцовых», с усложненной разработкой поверхности (грань конусом, елкой, стрелкой), полной комплектности, соответствующие образцам торгового каталога начала XX века. Среди множества сохранившихся изделий этой фабрики изредка встречаются небольшие самоварчики, известные под названием «тет-а-тет». У Воронцовых и Сомовых особенно ценились фигурные томпаковые самовары (сплав меди с цинком красноватого оттенка), нечасто встречающиеся в наше время на самоварном рынке. Продукция фабрики Шемариных отличалась массовостью и дешевизной. Большинство сохранившихся образцов имеют идентичную маркировку клейм. Самоварная династия Медведевых обычно представлена изделиями с клеймом Ивана Ивановича Медведева.

Эти и многие другие мастера наследовали и совер-

шенствовали основы самоварного дела, заложенные в Туле мастерами-оружейниками. Первыми владельцами частных самоварных предприятий были Назар Лисицин и

Василий Медведев. События 1812 года способствовали росту частной мануфактуры, увеличив список предпринимателей. В это время известны самоварные заведения Василия и Ивана Ломовых, Егора Вешникова, Ефима Курашова, Лялина, Салищева. В 1820-е годы появилось около 20 самоварных фирм, самыми извест

ными из которых были принадлежавшие Маликовым, Черниковым, Чегинскому.

Раннее производство самоваров (1760-е годы) в Москве связано с именами А.Шмакова и И.Никитина, но на сегодняшний день не выявлено образцов с клеймами этих мастеров.

Внимание специалистов и коллекционеров в первую очередь привлекают самовары с клеймами. Маркировка обычно наносилась на переднюю стенку корпуса, подставки и поверхность крышки. Даже среди образцов массового тиража конца XIX — начала XX века может встретиться редкое клеймо, дополняющее информацию о самоварных предприятиях России. Атрибуция клейм является важным историческим аспектом собирательства.

Интерес к жаровому самовару как предмету коллекционирования может быть различным. Взгляд на самовар как на произведение сугубо художественное стимулирует коллекционера на поиски типологически редких видов — самоваров-чайников и самоваров-кухонь — жемчужин любого собрания, штучных и заказных предметов, а также самоваров с декором из накладного серебра или его заменителей, модных в 1840—1850-е годы, когда самовар уже стал неотъемлемой частью российского быта, но все еще был предметом роскоши. В целом, к редчайшим и самым ценным образцам относятся самовары второй половины XVIII века и первой половины XIX века московских, петербургских и тульских фабрик, приобретать которые становится все сложнее.

Для того чтобы коллекция считалась полной и включала все многообразие видов «русской водогрейной машины», в ней должны быть представлены самовары-кофейники, которые появились в России в конце XVIII века и на протяжении следующих полутора веков сохраняли специальное устройство в виде съемной рамы, выгнутой обычно по форме корпуса, с подшитым к ней холщовым мешочком. Необходимо обратить внимание еще на одну разновидность — дорожные самовары со съемными ножками, стоимость которых возрастает при наличии клейма, особенно если предмет связан с иным, кроме Тулы, центром самоварного производства.

За последние годы антикварный рынок ни разу не был украшен появлением самоваров последней трети

XVIII века в виде вариантов декоративных ваз, которые являются чрезвычайно ценным предметом коллекционирования. Крайне редко, но все же появляются интересные формы первой трети XIX века. Обычно это — самовары в виде ампирных ваз разного размера и разной степени сохранности, стоимость которых колеблется от $1 500 до 5 000. В этой группе, без сомнения, есть редкие образцы, главные критерии ценности которых — наличие клейма, даты, резной владельческой монограммы или надписи, включение в декор скульптурной пластики, оригинальность деталей и их вариантность. Имеет значение и материал — латунь, медь или их комбинированное сочетание. На цену самовара влияет наличие одного из перечисленных признаков или их совокупность и, прежде всего, состояние сохранности. Очень редкую разновидность с росписью по медной основе следует отнести к эксклюзивным образцам. Приобретение в коллекцию самоваров с этими особенностями — всегда удача, тем более при разумном соотношении рари- тетности предмета и его стоимости.

Отношение к самовару как символу русского быта у россиян и иностранцев, скорее, связывается со стандартизированными образцами второй половины XIX века. Рассчитанные на широкий сбыт в среде малоимущей части населения России недорогие самовары простых форм служили еще и средством заработка в «чайном промысле». Использовавшиеся не одним поколением, они сильно изнашивались и поэтому редко доходят до нас в хорошем состоянии. Латунная поверхность тускнеет, покрывается со временем вмятинами и множественными царапинами. Никелированное покрытие, применявшееся в отделке самоваров с 1870-х годов, редко сохраняется без потертостей и утрат. Деревянные прихваты («хватки») изнашиваются, появляются сколы и трещины, иногда в силу хрупкости материала они бывают утрачены. Внутреннюю поверхность покрывает сильная накипь на стенках корпуса, полуда которых часто изношена. Съемные и свинчивающиеся детали самовара (заглушка, конфорка, крышка, ключ крана, «паровичок», «хватки» на крышке) также часто отсутствуют. Утрата отдельных деталей и значительные повреждения такого рода самоваров практически полностью лишают их музейного значения (если только на них нет неизвестных клейм или они не представляют собою редкие варианты известных производств). Такие самовары конца XIX— начала XX века приобретают в качестве сувениров. Для придания предмету товарного вида поверхность их полируют, при этом утрачивается естественная патина и первоначальное фабричное покрытие.

Предметом коллекционирования являются подчас не только самовары как таковые, но и их детали. Это связано с историческим обаянием самовара как предмета рукотворного, при изготовлении которого применялись различные способы художественной обработки металла, прежде всего меди. Ее пластичные свойства и неистощимая фантазия мастеров превратили самовар в неповторимое произведение русского прикладного искусства, не утратившее своеобразия даже в эпоху массового фабричного производства второй половины XIX века.

Журнал Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования 2003 7-8 (9)


Являясь одним из символов России, самовар привлекает к себе интерес не только отечественных коллекционеров, но и коллекционеров, которые интересуются русской историей за границей.

В Москве, которая остается самой большой «ярмаркой» самоваров, можно пробрести самовар, изготовленный на рубеже 19-20 века, в пределах от 100 долларов, до 200 долларов. Чаще всего можно приобрести антикварный самовар, тульского производства. Ведь, как известно производство самоваров в Туле, достигло своей наивысшей точки в 1910 году. В начале 20-го века начинается расширение экспорта самоваров в разные страны, и в первую очередь в восточные. Самовары выпускались в основном популярных форм: шара, банки, рюмки, в единичных экземплярах изготавливались самовары в виде восточного сосуда – кумгана.

В Туле было множество фабрик, которые занимались изготовлением самоваров, среди них самые известные фабрики Баташева, Воронцова, Тейле, Шемариных, менее известные фабрики Медведевых, Гудковых, Ваныкиных, Капризных.

Фабрика Баташева, постоянно конкурировала с фабрикой Тейле. Самые знаменитые «баташевские» самовары с поздней маркировкой « Товарищество Паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева в Туле», а «тейлевские» знаменитые самовары имели маркировку «Торговый Дом Б.Г. Тейле с сыновьями». Самовары двух этих фабрик отличались высоким качеством, что обеспечивало им хороший сбыт.

Среди других фабрик по изготовлению самоваров, выделяется фабрика «Братьев Воронцовых». Самовары, которые выпускались, на фабрике отличались усложненной разработкой поверхности, полной комплектности. В коллекциях, изредка встречаются маленькие самовары, под названием «тет-а-тет». На фабрике Шемариных, выпускались в массовом количестве самовары, которые отличались невысокой ценой. Многие из сохранившихся самоваров имеют идентичную маркировку клейм. На самоварах, которые выпускались на фабрике Медведевых, ставилось клеймо Ивана Ивановича Медведева.

Все мастера самоварного дела, совершенствовали основы самоварного дела, заложенные в Туле мастерами-оружейниками. Назар Лисицин и Василий Медведев, были первыми владельцами частных самоварных предприятий. После событий 1812 года, число частных предприятий значительно увеличилось. Самыми известными частными самоварными фабриками стали фабрики Егора Вешникова, Василия и Ивана Ломовых, Лялина, Ефима Курашова, Салищева. В 20-х годах 19-го века, появилось около двух десятков фабрик по выпуску самоваров.

Производство самоваров в Москве, которые изготавливались в 60-е годы 18-го века, связано с именами И. Никитина и А. Шмакова. К сожалению самоваров, с клеймами этих мастеров, на сегодняшний день не найдено.

В первую очередь коллекционеров интересуют самовары, которые имеют клейма. Обычно клеймо ставилось на переднюю стенку самовара. Важным историческим аспектом является атрибуция клейм.

Интерес к самовару, как к антикварному предмету коллекционирования, может быть разным. Коллекционера-антиквара, в первую очередь стимулирует на поиски редких экземпляров самоваров, в первую очередь, взгляд на самовар, как на художественное произведение. К самым редким и самым ценным самоварам, относятся самовары, которые выпускались во второй половине 18-го века, тульских и петербургских мастеров, найти которые и купить становится все сложнее.

Все многообразие видов «русской водогрейной машины», не будет полным без самоваров-кофейников, которые стали выпускать в России в конце 18-го века. Эти самовары-кофейники на протяжении почти 150-и лет, пока их выпускали, имели специальное устройство в виде съемной рамы, изогнутой обычно по форме корпуса, к которой был подшит холщевый мешочек. У коллекционеров пользуются большой популярностью, так называемые, дорожные самовары со съемными ножками. Если на таком самоваре стоит именное клеймо, то стоимость его возрастает, особенно если такой самовар изготовлен не в Туле, а в ином центре самоварного производства.

В последние годы, на антикварном рынке самоваров, ни разу не появлялись самовары, которые выпускались в последние годы 17-го века, которые изготавливались в виде декоративных ваз. Такие самовары являются чрезвычайно ценными предметами для коллекционеров. Изредка на рынке появляются самовары, которые выпускались в начале 19-го века, в виде ампирных ваз разного размера и разной сохранности. Стоимость таких самоваров на антикварном рынке колеблется от полутора тысяч долларов до пяти тысяч долларов. На цену самовара влияет наличие клейма, надписи или резной владельческой монограммы, имеет значение и материал, из которого самовар изготовлен, медь, латунь, либо их сочетание. Эксклюзивными образцами являются самовары, которые имеют роспись по медной основе. Для коллекционеров, приобретение самоваров с такими особенностями, является большой удачей.

Отношение русских и иностранных коллекционеров к самовару, как к символу русского быта, прежде всего, связывается с самоварами, которые выпускались стандартно, в широких масштабах в 19-ом веке. Самовары, выпускавшиеся в то время, были рассчитаны на широкий сбыт в среде малоимущего населения России, кроме того самовары простых форм, были еще и средством заработка в «чайном промысле». Самовары, которые появляются на антикварном рынке, не всегда доходят до коллекционеров в хорошем состоянии, так как за время, прошедшее с момента их изготовления, ими пользовалось не одно поколение. Поверхность со временем тускнеет, покрывается царапинами и вмятинами, деревянные прихваты изнашиваются, появляются сколы и трещины. На внутренней поверхности самоваров, появляется сильная накипь. Часто отсутствуют на самоваре свинчивающиеся и съемные детали, такие например, как ключ крана, заглушка, крышка и другие. Значительные повреждения самовара и утрата съемных деталей, практически делают их непригодными для коллекционирования, за большим исключением, если на них стоит клеймо неизвестной фабрики или мастера, или они являются редкими образцами известных производств.

На сегодняшний день предметами коллекционирования являются не только самовары, но и отдельные их части. Коллекционирование деталей самовара, связано с тем, что изготовление его было ручным, при котором применялись различные способы художественной обработки металла. Неистощимая фантазия мастеров по изготовлению самоваров, превратили его в неповторимое произведение искусства, которое не утратило своеобразия даже в эпоху массового их выпуска во второй половине 19-го века.

Читайте также: