Когда появились серебряные монеты в иерусалиме

Опубликовано: 22.04.2024

Современному Израилю, как государству, нет ещё и века. Однако его народ имеет древнюю историю. Возможно, государство, основанное ещё в начале тринадцатого века до нашей эры, закрепилось бы и развилось, если бы не захватническая политика Римской империи. К 135 году до нашей эры римляне окончательно ликвидировали еврейскую государственность, и серебряный шекель исчез в песках исторического времени. В обзоре мы рассмотрим, какой путь прошли монеты иудейского царства и куда привело их возрождение.

Первые монеты



Три тройки - 333 год до нашей эры. Именно им исследователи датируют появление иудейских монет. Если исследовать страницы Ветхого Завета, то можно обнаружить упоминание и о более древних знаках оплаты, но им не суждено было сохраниться. Свой путь иудейские монеты начали, оттолкнувшись от греческой половинки обола (на иллюстрации представлен гемиобол). Однако монета не представляла точную копию далёких земель. На ней можно прочитать слово "Ехуд", выполненное буквами иврита. Именно так звучало название Иудеи на персидском языке.



Главенство устоявшихся денежных систем (с одной стороны - Греции, с другой - Персидской империи) обусловило внешний вид исторических первенцев современного Израиля. На одной из сторон нам предстаёт изображение лилии, характерное для оболов тех лет. Другая сторона украшена соколом с раскрытыми крыльями. Над одним из его крыльев мы и видим YHD на иврите, что расшифровывается, как "Yehud"

Медная прута

Основание династии Хасмонеев породило и потребность в монетах, уже не копировавших чужие страны, а являвшие воплощение чего-то своего. Так возникла прута, которую чеканили из меди. Если основную денежную единицу удалось сделать самобытной, то в качестве разменных монет оставили лепты. Монетная система представляла собой несколько уровнев иерархии (1 серебряная драхма = 6 оболам = 48 халкам = 168 прутам = 336 лептам). Цена монеты определялась стоимостью чистого серебра весом в половину ячменного зерна (примерно сороковая доля грамма). Точную датировку чеканки конкретной монеты узнать не представляется возможным, так как год выпуска на хасмонейских монетах не указывался (единственное исключение лишь подтверждает правило).



Крушение хасмонейской династии не послужило забвению пруты. Её продолжали чеканить. Правда, появилось необходимое дополнение - имя императора Рима, что правил в данный период. Иудейская религия запрещала изображать людей. Поэтому до середины первого века нашей эры при чеканке удавалось обходиться лишь именами. Но римские владыки увидели в этом крайнее непочтение к своим персонам и обязали чеканить свои профили на монетах Иудеи. После 70 года нашей эры чеканка пруты не производилась, а монета утратила функции платёжного средства.

Пришествие пруты в современный мир состоялось в пятидесятых годах прошлого века (за исключением номиналов 50 и 100 прут, появившихся в 1949 году). И до 31 декабря 1959 года она являлась законной разменной денежной единицей Израиля (израильский фунт состоял на то время из тысячи) прут.

Серебряный шекель



Рождение шекеля состоялось в последней трети первого века нашей эры. Откуда взялось название, столь непохожее на другие мировые валюты. Оказывается, и для него можно отыскать предшественника. Им окажется сикль, имевший хождение в Финикии и Вавилоне. Воплотился шекель в серебре. Новая монета стала символом свободы, так как именно в эти годы еврейский народ восстал против римского владычества. Хотя восстание и было подавлено, серебряный шекель остался вполне принимаемой в тех землях монетой. На ней мы можем увидеть храмовую чашу, которую украшает девять жемчужин. На другой стороне монеты тройной цветок гранатового дерева. Следующее масштабное восстание спустя семьдесят лет привело к расширению ряда "независимых" монет. Мы можем встретить, к примеру, монету из бронзы с лирой и пальмовым венком. Не обошлось и без перечеканки. Горестная судьба постигла монеты Рима, на которых теперь горделиво представал Иерусалимский храм. На монетах того времени в рисунок вплетены либо плоды урожая, либо символы идеологии и религии.

Израильский фунт (Израильская лира) и 25 милей


После многовекового перерыва на картах мира появляется государство Израиль. Вследствие этого появляется и государственная валюта. Из-за нехватки металла упор делался на выпуск бумажных денег. А первой монетой стали 25 милей, запущенные в оборот шестого апреля 1949 года и изъятые из обращения уже шестого сентября 1950 года, когда разменной единицей становится уже известная нам прута.



Основная денежная единица Израиля в мировой стандарт входит под названием "Pound" ("фунт"). Однако на иврите она обозначается как "Лира". Напомним, что названия обеих этих монет ведут родословную от мер веса. И если слово "фунт" привычен и для слуха русского человека, то "libra" явит своё значение картинкой Весов в окружении остальных одиннадцати знаков Зодиака. Хождение фунта/лиры продолжалось более трёх десятков лет.

Шекель Израиля



Закон о валютном регулировании 1969 года закрепил именно шекель в качестве названия национальной денежной единицы. Но официальное признание шекеля состоялось только в 1980 году. Появление шекеля пришлось на очень непростой период. Положение в стране было неспокойным, что сильно отразилось на курсе национальной валюты. Покупательная способность шекеля за пять лет упала в 375 раз. Похожую гиперинфляцию российские граждане наблюдали с собственными рублями в девяностых, пока реформа не обрезала три нуля с купюр и не вернула в оборот копейки. Те же три нуля исчезли и при деноминации шекеля. Это произошло в 1985 году, когда шекель обзавёлся приставкой "новый", а монетный ряд стал соответствовать современному образцу. Но о современных монетах Израиля мы расскажем в другой статье.

Огромная цена за нард. Сушеный нард транспортировали по Азии на верблюдах, хранили в алавастровых сосудах, чтобы сохранить его аромат. По этой причине нард был необычайно дорогим.

Об этом говорил Иоанн, описывая, как Мария помазала ноги Иисуса " Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
(Иоан.12:3)"

Деньги в библейские времена

Деньги в библейские времена

Золото и серебро — металлы, которые наиболее часто упоминаются в Библии: из них чеканили монеты, и тогда они имели более высокую стоимость, чем в форме украшений.

Золото обозначают разными терминами, оно всегда импортное, в Израиле его нет. Монополия его добычи принадлежала египтянам, фараону и его священникам. Они сливали золото с серебром в различных пропорциях. Евреи покупали слитки этих металлов для производства предметов искусства, украшений, культовых принадлежностей, которые мы находим при раскопках.

В библейские времена не существовало финансовых институтов, подобных, например, современным банкам. Однако тогда были менялы и ростовщики, которые принимали у людей деньги под проценты, а также давали в долг под более высокие проценты. Согласно одному библейскому словарю, еще в IV веке до н. э. процентные займы были в Греции обычным делом. В период римского мира годовые процентные ставки по всей Римской империи составляли от 4 до 6 процентов.

Обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами (сиклями, шекелями) или древнегреческими тетрадрахмами. За 30 сребреников в то время можно было купить небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима.

Деньги в библейские времена

Библейский рассказ о Ное нашёл отражение даже на античных монетах. Всемирно известный Д. Фрезер пишет: «Другим городом в Малой Азии, который гордился своей связью с великим потопом, была Апамея Киботос во Фригии. Прозвище «Киботос» (Κιβωτός), присвоенное этому городу, по-гречески означает "ящик" или "ковчег"» (см. Фольклор в ВЗ. М.1990,с.93).

На больших медных монетах, изображён момент выхода семьи праведника из ковчега. Можно видеть хорошо различимые изображения Ноя и его жены, поднявшие вверх правые руки – то ли в приветственном жесте, то ли желая поймать оливковую ветвь, которую несёт пролетающий над ними голубь.

Деньги в библейские времена

Вначале мастер доставал расплавленный металл из печи и заливал его в форму, чтобы получить гладкие диски — заготовки. Затем он помещал заготовку между металлическими штемпелями, на которых были выгравированы знаки или изображения.

Деньги в библейские времена

Далее он ударял по верхнему штемпелю молотком, и изображение отпечатывалось на заготовке. Поскольку процесс шел быстро, некоторые монеты получались со смещенным изображением. Мастера сортировали монеты, взвешивали их, удостоверяясь, что все они одного веса, и при необходимости удаляли лишний металл.

Монета и печать с изображением царя Артаксеркса. Царь, о котором говорится в Библии.

Деньги в библейские времена

До того как люди придумали деньги, они вели меновую торговлю, то есть обменивали товары и услуги равной стоимости. Однако это было сопряжено с неудобствами. Обмен мог состояться, только если каждая из сторон нуждалась в товарах, которые предлагала другая. Со временем торговцы стали использовать драгоценные металлы, например золото, серебро и медь.

Во время сделки драгоценный металл взвешивался на точных весах. К примеру, когда Авраам покупал участок земли для погребения своей любимой жены, Сарры, он отвесил оговоренное количество серебра (Бытие 23:14—16).

Деньги в библейские времена

Сикль - (греческая транскрипция слова шекель) – мера массы золота и серебра у семитских народов: упоминание о сикле как о мере веса восходит ко второму тысячелетию до н. э.

Шекель - стандартная денежная единица на Ближнем Востоке. В древности шекелем была серебряная монета массой от 9 до 17 грамм. Слово «шекель» происходит от глагола «взвешивать». Операция по восстановлению древней денежной единице сиклю (правильное произношение на иврите "шекель") было около десяти лет засекреченной операцией и 22 февраля 1980 года, наконец, был осуществлён переход от "Израильского фунта" или "Израильсой лиры" к шекелю.

Сребренник - ходячей иудейской монетой был сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю и считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. За 30 таких сребренников Иуда продал Христа (Мф 26, 15; 27, 3-6,9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима.

Греческие монеты.
Драхма - основная денежная единица драхма (Лк 15, 8, 9) – серебряная монета, равная римскому динарию. Драхма составляла 6000-ю часть аттического таланта, сотую часть мины и разделялась на 6 оволов (оболов). В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес: аттическая драхма – 4,37 грамм сеебра (то есть в два раза меньше нашего серебряного полтинника чеканки 1922 и 1924 года), эгинская – 6,3 грамма. В разное время вес монеты и её цена тоже колебались, поэтому вообще сравнивать покупную способность древних денег с современными можно только приблизительно. Драхма была очень маленькой суммой и на сегодня составляла бы приблизительно 1 доллар.

Дидрахма - серебряная монета достоинством в две драхмы называлась дидрахма (Мф 17, 24); внешне дидрахма могла походить на серебрянный полтинник. Дидрахма приравнивалась к полусиклю, так что принималась вместо последнего в уплату храмовой подати.

Статир (тетрадрахма) - четыре драхмы составляли статир (Мф 17, 27) – серебряную монету, называвшуюся также тетрадрахмой (он мог быть вроде серебряного рубля чеканки 1924 года). Статир приравнивался к полному священному сиклю или сребреннику. Такой статир был найден Петром в пойманной им рыбе и отдан в уплату храмовой подати за Иисуса Христа и за себя.

Мина - сто драхм или 25 статиров составляли мину (лк 19, 13). Одна мина была не огромной, но достаточной суммой. Для сравнения, одна мина была суммой приблизительно в 300 – 500 долларов сегодня.

Талант - высшей денежной единицей был талант, золотой или серебряным. Аттический талант равнялся 60 минам или 6000 драхм, а коринфский талант – 100 минам. Последний более подходит к ценности собственно еврейского (ветхозаветного) серебряного таланта, но к 1 веку по Р.Х. вес и стоимость таланта понизились.

Римские монеты.
Динарий (denarius) – серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (Мф 18, 28; 20, 2; Мк 6, 37; 12, 15; Лк 7, 41; 22, 24; Ин 6, 7; 12, 5, также Откр 6, 6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или половине сикеля (шекеля), но во времена Иисуса он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (Мф 22, 19 – 21). Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма – ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (Мф 20, 2). Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф 22, 19).

Ассарий - Динарий разделялся на десять, в позднее – на шестнадцать Ассарий. Динарий разделялся на десять, в позднее – на шестнадцать ассариев или асов (Мф 10, 29; Лк 12, 6). Это была медная монета. В сегодняшнем сравнении это было бы приблизительно 100 долларовассариев или асов (Мф 10, 29; Лк 12, 6). Это была медная монета. В сегодняшнем сравнении это было бы приблизительно 100 долларов.

Кодрант - четвёртую часть ассария составлял кодрант (quadrans) (Мф 5, 26; Мк 12, 42) – самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу храма бедная вдова (Мк 12, 41 – 44).

Лепта - составляла половину кодранта. Другие названия: минута или полушка (Лк 12:59, Мк 12:42). Это была самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу Храма бедная вдова по Мк 12:41-44).

Вы никогда не задумывались о том, что события, описываемые в библии, имеют реальную историческую основу? Здесь сразу стоит оговориться. Речь идет не об Иисусе Христе. Вопрос о том, был ли Христос на свете или нет, даже не рассматривается. Для наших целей это не существенно. Но, думаю, что многие из вас слышали об Иосифе Флавии, и уж точно все слышали про царя Ирода и Понтия Пилата. Именно о них и многих других реальных исторических личностях, живших на древней территории Иудеи две тысячи лет назад, и пойдет разговор. Точнее, на фоне истории речь пойдет о ее свидетелях — монетах.
Видимо, начать надо с библии, с книги Исход. Вкратце: Моисей вывел евреев из Египта, водил их 40 лет по пустыне, и, наконец, привел свой народ на земли Ханаана. Но не суждено было Моисею дойти до Земли Обетованной. Он умер, а завоевывать Ханаан евреев повел Иисус Навин. Было это, по разным оценкам, либо в XV, либо в XIII веке до новой эры. Опять же, не будем спорить о том, насколько эта история соответствует истине. Просто именно так начинается история евреев как народа и, соответственно, история Иудеи.
В XI веке до новой эры у евреев появляется царь. Первым царем был избран Саул. Но он погибает в очередном сражении с филистимлянами. Следующим царем становится Давид. Тот самый, который в молодости, воспользовавшись косоглазием Голиафа, убил его, метнув камень из пращи. Именно он завершил формирование государства. Давид отвоевал Иерусалим и сделал его столицей. Он правил долго и перед смертью завещал своему сыну Соломону построить Храм. Соломон, став царем, исполнил этот завет и построил в Иерусалиме Первый Храм. Государство расширилось, с ним стали считаться крупные державы того времени, в первую очередь, Египет. Но после смерти Соломона, как это часто бывает, все, что нажито непосильным трудом, развалилось. На месте государства Соломона образовались два еврейских государства — Иудея со столицей в Иерусалиме и Израильское царство со столицей в Самарии.
Минуло еще несколько веков, прошедших в беспрерывных войнах. Маленькая Иудея жила между сверхдержавами того времени — Ассирией (а затем Вавилоном) и Египтом. Просто чудо, что Иудея выжила. Даже не одно, а много чудес. Например, такое. В 700 году до н.э. ассирийский царь Сенаххериб начал осаду Иерусалима. Шла она несколько месяцев. А потом что-то случилось, и ассирийцы сняли осаду. В результате они удовлетворились большой контрибуцией, но Иерусалим не был взят. За 20 лет до этого в подобной ситуации была взята Самария, после чего прекратило существование Израильское царство. Чем не чудесное спасение? Для жителей было очевидна причина чуда — в Иерусалиме есть Храм!
Но в 597 г. до новой эры вавилонский царь Навуходоносор все же осадил и захватил Иерусалим. На первый раз он потребовал контрибуцию, а заодно увез с собой иудейского царя. Но через 10 лет произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Храм был разрушен, а тысячи людей, цвет общества, были уведены на поселение в Вавилон. Так началось вавилонское пленение.
Продолжалось оно около 50 лет. Все это время евреи мечтали о возвращении на родину и восстановлении Храма. Наконец, представилась такая возможность. На арене появилась новая сверхдержава — Персия. Персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил евреям вернуться. Конечно, и речи не было о воссоздании Иудейского царства. Разрешение было дано только на поселение в Иерусалиме и восстановлении Храма. Вся эта территория продолжала оставаться частью огромной Персидской империи. Кстати, мы подошли к тому времени, когда появились первые монеты, отчеканенные иудеями. Датируются они серединой 4-го века до новой эры. Серебряные монеты с надписью на иврите «Ехуд ». Так называли персы территорию Иудеи. Лилию, изображенную на одной из этих монет, сейчас можно увидеть на современном шекеле Государства Израиль.

Обол 4 века до новой эры и современный шекель Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

Как и везде, греки навязывали свой образ жизни, а заодно и свою веру. Зевс, Аполлон, Афина, культ красивого тела, спорта и многое другое должно было увлечь местных жителей и сделать их похожими на эллинов. Но у евреев был свой бог. Он был один, в отличие от пантеона язычников-греков. Именно для него после возвращения из вавилонского плена был восстановлен Храм в Иерусалиме. И избранный этим богом народ совершенно не собирался от него отказываться. Эллины в лице империи Селевкидов настаивали. Они осквернили Храм, поставив там статуи своих богов. Поэтому началось восстание. Руководили им шесть братьев, которых прозвали Маккавеями. И они победили!! Более того, Иудея снова стала независимой! В память об этой победе евреи сейчас празднуют Хануку. Но не об этом светлом празднике речь. Один из братьев — Симон — основал хасмонейскую династию, правившую в Иудее около ста лет. И каждый царь чеканил монеты. В основном, это были мелкие медные монеты, которые назывались «прута » (ударение на первый слог) и их половинки — лепты. Слышали про лепту вдовы? Вот это они самые и были.
В первом веке до новой до Иудеи дошли римские легионы. Аристобул II попросил помощи у Рима в войне против Набатейского царства, а также и против своего брата. Рим в лице знаменитого полководца Гнея Помпея Магнуса с превеликим удовольствием пришел на помощь и уничтожил хасмонейское царство, посадив Аристобула в тюрьму. Заодно Помпей удовлетворил свое любопытство, зайдя в святая святых Храма, куда может входить только первосвященник, да и то лишь один день в году. К величайшему изумлению набожных евреев Помпей вышел оттуда невредимым.
Помпей погиб в Египте, вскоре погиб и его победитель, Цезарь. В результате всех этих пертурбаций править в Иудее стал Ирод — сын назначенного еще Цезарем прокуратором Иудеи Антипатра. Правил он более 30 лет. И его правление можно назвать золотым веком Иудеи. Это было преимущественно мирное время. Причем, исключительно благодаря очень взвешенной внешней политике, которую проводил Ирод. Не просто так его назвали Великим. Он перестроил и расширил Храм. Построил несколько мощных крепостей по всей стране. А в Масаде построил еще и уникальный дворец. Ну и, разумеется, при Ироде чеканились монеты. Как государство — клиент Рима, Иудея могла чеканить только медные монеты. Это были пруты с именем Ирода по гречески. Часто на них изображались якоря.
После смерти Ирода в стране было два правителя — его сына. Ирод Антипа правил севером, а Ирод Архелаус югом и центром. На монетах Антипы стоял титул Тетрарха а на монетах Архелауса — Этнарха. А через некоторое время римляне решили, что не нужен царь Иудее. Они присоединили территории Архелауса к своей провинции Сирия и поставили начальником прокуратора.
При прокураторах в Иудее чеканили монеты с именами римских императоров. Но, опять же, только медные пруты. Зато регулярно менялся внешний вид монет. Или прокуратора нового назначат, или император новый появится.
А в 37 году новой эры у Иудеи вновь появился царь — Аргиппа I — внук Ирода. И это нашло отражение на монетах. Правитель стал именоваться Базилевсом. Агриппа I умер в 44 году, передав титул своему сыну Агриппе II. Как это часто бывает, у этих царей, в особенности, у последнего, из власти был только титул. А на монетах появились изображения людей, что прямо запрещено иудейской религией ( «не сотвори себе кумира»). Это были, в первую очередь, изображения римских императоров.
Увы, все когда-то заканчивается. Так и еврейское государство на долгих 19 веков исчезло с карты мира. Но конец этого государства был, как две ярчайшие вспышки. Первое восстание против Рима началось в 66 году новой эры. В течение года отряды повстанцев вели в Галилее войну против римских легионов. Римляне послали на их усмирение целый легион (чего там возиться, ведь один легион усмирял и гораздо большие страны). Так этот легион был разбит. Пришлось привлекать все силы, которые были в провинции Сирия, в которую входила Иудея. Командовал этими силами Веспасиан. Ему удалось разгромить силы повстанцев в Галилее, а их командира Иосифа взять в плен. Впоследствии имя этого пленного станет Иосиф Флавий. Собственно, по его книгам мы знаем подробности тех событий.
Веспасиан собирался идти дальше на Иерусалим, но в Риме умер император Гальба, и начались беспорядки. Он успел вовремя. После нескольких императоров, правивших по паре месяцев, императором провозгласили Веспасиана. Новый император остался в Риме, а закончить кампанию поручил своему сыну Титу. Тот не очень с этим спешил, но, тем не менее, в 70 году взял Иерусалим и разрушил Храм. С тех пор у евреев нет Храма. И одно из главных их желаний — построить новый, уже Третий Храм, на том же месте, где были предыдущие два. Но, увы, там сейчас стоят две мечети, являющиеся святынями ислама. Ведь, по преданию, именно с Храмовой горы пророк Мохаммед вознесся на небо.
Император Адриан через 60 лет после разрушения Второго Храма посетил Иерусалим. Он решил, что на Храмовой горе должен стоять Храм. Но радость евреев была преждевременна — Адриан приказал построить храм Юпитера. И началось новое восстание. Возглавил его Симон Бар-Кохба. Три года римляне не могли усмирить народ. Но с подавлением восстания наступил конец античной истории евреев. Им было запрещено селиться в окрестностях Иерусалима. На месте разрушенного города был построен новый с новым названием Элия Капиталина.
Все, что осталось у евреев — это их вера. Вера в то, что когда-нибудь все возродится…

Современный Израиль появился на картах в 1948 году. Это уже другая история. Но на современных монетах Государства Израиль изображены те же традиционные символы, что и на античных.


2 пруты Ирода Архелауса и современные 1 агора Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

1/8 шекеля 4-й год восстания против Рима 66-73 гг. и современные 5 агорот Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

Прута Александра Янная и современные 2 шекеля Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

История еврейского народа и государства Израиль уникальна. Пожалуй, за всю историю человечества это самый «скитающийся» и известный в мире народ. При этом, как бы парадоксально ни звучало, это одновременно и самый угнетаемый в разные периоды истории, и при этом один из самых влиятельных народов. Его история сложна и во многом трагична. Сложна также и история еврейских денег, которые появились ещё в античные времена и в тот же период исчезли, чтобы вновь появиться почти через два тысячелетия – в XX веке.

В этой статье мы рассмотрим историю израильского шекеля – официальной денежной единицы еврейского государства.

Как и в случае со многими другими наименованиями денег, слово «шекель» изначально означало весовую меру драгоценного металла – золота или серебра, затем счётную единицу, использовавшуюся при расчётах, и, в итоге, обозначение денежной единицы - монет. Слово «шекель» произошло от глагола «лишколь», в переводе на русский язык означающего «взвешивать». Значение шекеля в качестве весовой меры в разное время варьировалось от 9 до 17 грамм.

Как мера веса и расчётная мера шекель использовался не только у иудеев. Ещё до иудеев похожей мерой пользовались шумеры (на их языке слово произносилось как «сикль»). Финикийцы и родственные евреям семитские народы использовали шекели в качестве весовой единицы в своей финансовое системе, Карфаген и земли, подконтрольные ему, чеканили монеты, систематика которых основывалась на этой мере. Библейские 30 сребреников, которые получил в качестве вознаграждения за предательство своего учителя Иуда, были тирскими шекелями (статерами) – монетами, отчеканенными в финикийском городе Тир.

Античные иудейские монеты-шекели

Самые древние монеты номиналом «шекель» (или «сикл») датируются ещё 143 годов до н.э. Это были серебряные монеты весом около 14 г., а также монеты в половину этого веса – «полушекели» (полусиклы).

В период Первой иудейской войны, которая являлась восстанием иудеев против римского владычества и длилась с 66 по 73 год, некоторое время успешно боровшиеся за свою независимость иудеи, начали чеканку собственных серебряных монет: шекеля, а также его половины и четверти. Монета шекель по весу равнялась вышеупомянутым тирским статерам. Интересным является факт, что в тот период истории иудеи говорили на арамейском языке - языке семитской группы, своего рода «международном» языке Ближнего Востока того периода. На древнем иврите же тогда сносно могли говорить лишь немногие иудеи, и использовался он в основном в религиозно-обрядовых целях. Тем не менее надписи на иудейских монетах выполнены именно на иврите.

Иудейские монеты чеканились с 66 по 70 год. В первый год чеканили только серебряные монеты, в последующие годы чеканили также и бронзовые монеты меньших номиналов. Начиная с 69 года, когда восставшие иудеи начали терпеть серьёзные поражения и терять подконтрольные им территории, серебряных шекелей чеканилось всё меньше. Самыми немногочисленными и редкими иудейскими монетами древности являются деньги, отчеканенные в 70 году н.э.

После провала попытки создания собственного государства значительная часть евреев была вынуждена покинуть традиционные места обитания и отправиться в поисках лучшей жизни в другие регионы Евразии и Африки. Шекель вновь стал использоваться как мера веса и счётная единица.

Возрождение шекеля. 1980-1985 год

Вторая мировая война, в ходе которой само существование еврейского народа было поставлено под угрозу, стала в итоге своего рода «ренессансом» еврейской государственности. В 1948 году по решению ООН на территории бывшей до 1947 года подконтрольной Великобритании Палестины, где на тот момент проживало около 800 тысяч евреев, создаётся государство Израиль – первая в истории еврейского народа официально принадлежащая ему страна. За первые 10 лет существования Израиля количество евреев, проживающих на его территории, увеличилось до 2 миллионов человек, а международные позиции неимоверно укрепились.

До основания государства Израиль на территории Палестины имел хождение палестинский фунт, равный по своей ценности фунту Великобритании. После же основания независимого государства израильское правительство меняет банкноты, не меняя при этом их наименования, продублировав, однако, название «палестинский фунт», написанное на английском языке, надписью на иврите «лира земли израильской». При этом понятия «лира» и «фунт» означают одно и то же – лира на иврите и есть «фунт».

Решение о вводе новой (хотя, как это часто бывает, новое – это хорошо забытое старое), национальной денежной единицы Израиля – шекеля, было принято ещё в 1969 году, однако воплотиться в жизнь ему суждено лишь в 1980 году.

В оборот была пущена серия банкнот с общественными и политическими деятелями еврейской национальности. Начинала банкнотный ряд купюра достоинством 1 шекель с изображением Мозеса (Моше) Монтефиоре – одного из известнейших евреев Великобритании XIX века, финансиста и общественного деятеля.

Для банкноты номиналом 5 шекелей выбрали портрет первого президента Израиля – Хаима Вейцмана.

На банкноте 10 шекелей решили изобразить основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля.

Банкнота 50 шекелей печаталась с профилем одного из самых видных политических деятелей, внёсших огромный вклад в основание и развитие государства Израиль, уроженца Российской Империи, 1-го премьер-министра Израиля – Давида Бен-Гуриона.

Банкнота 100 шекелей изображала основателя одного из радикальных сионистских движений, политического деятеля, писателя и журналиста Зеэва (при рождении – Вольфа) Жаботинского.

В восьмидесятые годы в Израиле бушевала бурная инфляция, а курсы валют по отношению к шекелю постоянно возрастали, поэтому уже в 1982 году в оборот поступила банкнота номиналом 200 шекелей с изображением Эдмона де Ротшильда – мецената и организатора еврейского объединения поселенцев в Палестине конца XIX-начала XX века, помогавшего и спонсировавшего их до конца своей жизни.

200 шекелей, 1982 год
200 шекелей, 1982 год

В 1983 году были выпущены банкноты достоинством 1000 шекелей с портретом Моше бен Маймона (более известного под именем Маймонид) – еврейского философа и богослова, раввина и учёного, считающегося одним из самых значимых религиозных лидеров еврейства.

В 1984 году в оборот поступили и более крупные купюры – 5000 и 10000 шекелей. На банкноте 5000 шекелей изображён третий премьер-министра Израиля Леви Эшколь, а на десятитысячной – легендарный политический деятель еврейского государства, «Железная Леди Израиля» Голда Меир.

Банкноты номиналом от 1 до 100 шекелей имели разные размеры (135*76, 141*76, 147*76, 153*76 и 159*76 мм соответственно), купюры же от 500 до 10000 были одного размера – 138*76 мм.

Помимо банкнот выпускались монеты ½,1, 5, 10, 50 и 100 шекелей и разменные монеты 1, 5 и 10 агор (1 агора = 1/100 шекеля).

10 шекелей, 1982-1985 гг.
10 шекелей, 1982-1985 гг.

Вышеперечисленные банкноты и монеты (за исключением некоторых мелких номиналов) имели хождение до 1986 года. Монеты 1 и ½ шекеля, 1, 5 и 10 агор были изъяты из обращения в 1984-85 гг.

Новый израильский шекель

В 1985 году в Израиле провели деноминацию, в ходе которой производился обмен старых шекелей на новые из расчёта 1000 к 1. Также выпущена новая серия банкнот.

В 1985 году Банком Израиля в оборот были пущены банкноты 5 и 10 шекелей, хорошо знакомые израильтянам своим внешним видом по банкнотам 5000 и 10000 шекелей.

В том же, 1985 году была выпущена совершенно новая купюра 50 новых шекелей с изображением израильского писателя и поэта Шмуэля Агнона.

В 1986 году в оборот поступили купюры достоинством 1 шекель, идентичные по своему оформлению банкнотам 1000 шекелей 1983 года.

Тогда же в денежном обращении появились банкноты номиналом 100 новых шекелей с изображением 2-го президента Израиля Ицхака Бен-Цви.

В 1988 году появилась банкнота 20 новых шекелей с портретом первого министра иностранных дел Израиля и 2-го премьер-министра этой страны Моше Шарета.

Серия израильских банкнот новых шекелей первого выпуска замыкается купюрой номиналом 200 шекелей с изображением 3-го президента Израиля Залмана Шазара, поступившей в обращение в 1992 году.

Все вышеперечисленные банкноты имели размер 138*76 мм. Банкноты первого выпуска были изъяты из оборота в 2000 году.

Наряду с банкнотами были выпущены и монеты достоинством ½ шекеля, 1 шекель, 2 шекеля, 5 и 10 шекелей. Кроме этого были выпущены и разменные монеты 1, 5 и 10 агор. При этом монеты 1 и 5 агор на сегодняшний день из обращения выведены, остальные же монеты имеют хождение и сейчас.

Монеты Израиля, имеющие хождение на сегодняшний день
Монеты Израиля, имеющие хождение на сегодняшний день

В 1999 году в оборот начали вводить банкноты второго выпуска, имевшие вертикальную ориентацию. Это были купюры достоинством 20, 50, 100 и 200 шекелей. На них изображены те же личности, что и на соответствующих купюрах первого выпуска. Все эти банкноты имеют размер 71*138 мм и находятся в обращении по сей день.

50 шекелей, 2007 год
50 шекелей, 2007 год

Новые шекели третьего выпуска вновь стали горизонтально ориентированными. Первой в 2014 году вышла банкнота номиналом 50 шекелей с изображением еврейского поэта Шауля (Саула) Черняховского. Её размер 150*71 мм.

В конце 2015 году израильтяне начали получать на руки купюру достоинством 200 новых шекелей с изображением Натана Альтермана – поэта, драматурга и журналиста. Её размер также 150*71 мм.

В 2017 году в оборот поступили банкноты 20 и 100 новых шекелей. На этих денежных единицах размещены портреты еврейских поэтесс: Рахели Блувштейн и Леи Гольдберг.

20 шекелей, 2017 год
20 шекелей, 2017 год

Банкнота 20 шекелей имеет размер 129*71 мм, 100 шекелей – 143*71 мм.

В Иудее I века были в ходу как римская, так и ближневосточная денежные системы. Подати Риму платили римскими денариями (динариями), в Иерусалимский храм приносили тирские серебряные статиры. Использование двух разных денежных систем в разных сферах жизни привело к развитию деятельности менял (меновщиков), которые ставили свои столы прямо в Иерусалимском Храме и брали за услуги комиссию.

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:13-16).

Иудейские денежные единицы

Основой для храмовых расчётов в Иудее был сикль ("шекель") — иудейская мера золота и серебра. 1 сикль составлял годовой храмовый налог за двоих. Эквивалентом 1 сиклю в 1 веке были тирский статир и тетрадрахма. Законоучители рекомендовали платить храмовый налог тирскими статирами.

Талант (Исх. 38:25–29, Мф. 18:29) в античности первоначально был мерой веса, в Риме он был равен одной стандартной амфоре воды, примерно 26 литров. Со временем стал денежной единицей, исключительно счётной. Еврейский серебряный талант весил примерно 44 кг. Это равнялось 60 минам, или 3000 священных сиклей, или 6000 драхм (Мф. 18:23–31; Мф. 25:14–30). Это самая большая по ценности денежная единица. Упоминание таланта в Евангелии призвано подчеркнуть, что речь идёт об огромной сумме денег. В Притче о немилосердном должнике речь идёт о десяти тысячах талантов («десять тысяч» — самое большое конкретное число, встречающееся на страницах Нового завета), прощённых немилосердному должнику, который в свою очередь не простил своему должнику в сотни тысяч раз меньший долг.

Мина (3Цар. 10:17, Иез. 45:12) - исключительно счётная денежная единица, как и талант, определяется как 60-ая часть таланта. Она равнялась 50 священным сиклям и ста драхмам — обыкновенным народным сиклям (Лк. 19:11–28).



Мина из Антиохии

Статир (статер) — античная монета (Мф. 17:27), равная по номиналу греческой тетрадрахме. В Тире находился ближайший к Иудее монетный двор. И законоучители того времени рекомендовали платить храмовый налог тирскими статирами. Один статир составлял один иудейский сикль (годовой храмовый налог за двоих).

Сребренник. В качестве сребренника могла рассматриваться любая монета, имеющая достаточно большую ценность, например тирские статиры и птолемеевские тетрадрахмы. Предполагается, что 30 сребренников, полученных Иудой от священников, были тирскими статирами.

Тетрадрахма, "четыре драхмы" — греческая серебряная монета, равная статиру.




Александрийская тетрадрахма, 20г. от Р.Х.



Статир времен Ирода Архелая

Дидрахма, "две драхмы" (Мф 17:24) — греческая серебряная монета, равнялась половине сикля. По закону Моисееву всякий Иудей, достигший двадцатилетнего возраста, ежегодно платил полсикля на храм - полсиклевый, или сиклевый, храмовый налог (Исх. 30:11–16).

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17:24-27).



Полсикля из Тира, 102 г. до Р.Х.

Драхма — небольшая, серебряная греческая монета, которая равнялась четверти сикля (шекеля). Были также и золотые драхмы, известные у греков под названием "дарикос". Драхма составляла 6000-ную часть аттического таланта, 100-ую часть мины и разделялась на 6 оболов (Лк. 15:1–10). С IV века до н.э. появляются серебряные драхмы с арамейской надписью Иудея.



Classical Numismatic Group, Inc.
Драхма династии Селевкидов, Антиох VII Сидет, Сирия, 138-129 г. до Р.Х.

Прута — мелкая разменная монета, медная или бронзовая, которую чеканили в Иудее.

«Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:1-4).

Лепта — самый мелкий номинал для обозначения денежных сумм. Вероятнее всего, в описанных в Новом завете случаях как лепта, так и две лепты были разновидностями прут местной, иудейской чеканки. То есть бедная вдова опустила в сокровищницу две монеты по полпруты (эквивалент одной лепты) или одну монету достоинством в пруту (две лепты).



Classical Numismatic Group, Inc
Дилептон (две лепты), или прут



Classical Numismatic Group, Inc
Лепта, полушка, половина прута.

Римские денежные единицы

Динарий. Динарий (denarius) — серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (Мф 18:28;20:2; Мк 6:37; 12:15; Лк 7:41; 22:24,; Ин 6:7; 12:5, также Откр 6:6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или ¼ сикля, но во время земной жизни Спасителя он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (Мф 22:19–21). Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма — ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (Мф 20:2). Динарию также равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф 22:19).



Classical Numismatic Group, Inc. Динатий Тиберия



Classical Numismatic Group, Inc. Динарий Тиберия




Динарий Августа

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15-22).


Кодрант (квадранс) — медная монета: 1 динарий = 64 кодранта.



Ассарий или Ас (Assarius) — медная монета, бывшая в употреблении в Римской империи. Из римского фунта меди выдавалось 48 ассариев. 1 динарий=16 ассариев. 1 ассарий = 4 кодранта (Лк. 12:1–12, Мф. 10:28–33).




ассарий кесаря Августа

Читайте также: