Носили ли казаки обручальные кольца

Опубликовано: 23.04.2024

Цель: Проверить эрудицию кадет по вопросам быта и культуры донских казаков; расширить знания по этим вопросам.

Условия викторины:

  1. Викторина проводится в форме брейн-ринга между несколькими командами.
  2. Вопросы задаются по очереди каждой из команд, если ответа нет, дополнительный балл может взять команда, у которой есть правильный ответ
  3. Каждый вопрос сопровождается показом соответствующего слайда презентации (см. Приложение)
  4. Победитель определяется по сумме набранных баллов

Ежегодно, в феврале, мы отмечаем день нашего родного кадетского корпуса. Вы уже проучились не один год в стенах этого учебного заведения, поэтому сегодняшняя викторина будет посвящена казачьим традициям, с которыми напрямую связан наш Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус.

Наша викторина призвана проверить вашу эрудицию по данному вопросу.

В этнокультуре казаков процесс взросления мальчиков – казачат и приобретения ими мужских качеств предусмотрен жизненными переживаниями определенных традиционных ситуаций и явлений, которые способствовали развитию нравственного облика сына, внука, брата, отца, дяди, дедушки.

1. Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное.

2. Что было первыми пеленками для ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение.

3. В один годик крестный сажал мальчика на коня и возил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть ему казаком, расплачется – казака не будет, а что означала примета, если он падал с лошади?

Это значит, быть ему убитым в бою. Эти приметы крестный держал в тайне.

4. С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

С семи лет, когда он переходил на мужскую половину дома и по-праву становился защитником семьи.

5. Зачем отцу на крестинах давали есть “горькую кашу”?

Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше в жизни досталось горечи.

6. Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома.

7. Носили ли казаки обручальные кольца?

У казаков всегда были обручальные кольца, но они их не носили. Кольца хранились в ладанке или киоте именной иконы.

8. Как должен был поступить муж, если провинилась жена?

Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть.

9. Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку.

10. Какой сын является кормильцем родителей?

Кормильцем родителей был самый младший сын, он не отделялся от родителей.

11. Дарили ли мальчикам подарки?

Совсем не дарили, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Девочек же с младенчества задаривали подарками.

12. Сколько лет служил казак в войске?

Служба начиналась с 18 лет. Служил 20 лет, из них: 4 года в приготовительном отряде готовятся к военной службе в своей станице. Следующие 4 года была действительная военная служба на охране рубежей России. В течение следующих лет казаки ежегодно были на месячных военных сборах, потом в течение 4 лет один раз был на сборах. И последние 4 года был в запасном отряде. Казак отсутствовал всего 4 года.

13. Какое кольцо носила девушка казака, отбывающего срочную службу?

Она носила серебряное кольцо с бирюзой. Это камень тоски.

14. Почему в церкви казак обнажал шашку и в какой момент службы?

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства.

15. Считается, что прилюдно казак снимал шапку в трех случаях? В каких?

Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой.

16. Какое символическое значение имел для казака башлык?

В зависимости от того, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Если завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, заброшенный за спину – свободен, отдыхает.

17. Почему казаки носили серьги?

Серьги у мужчин означали его роль и место в роду. Так, один сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою беречь.

18. Что и когда обязан был подарить дед своей внучке?

Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного и созреет физиологически, дед дарил серебряное колечко, она становилась выданкой. Дед брал на себя ответственность перед станицей за готовность внучки быть хозяйкой.

19. Когда дед начинал терять свою воинскую доблесть, на что он менял свою шашку?

20. Кому дарил свою шашку дед?

Старшему внуку. Шашка становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, ее ломали и укладывали в гроб умершего.

Итоги

  • Подведение итогов, объявление команды-победителя.
  • Вручение призов наиболее эрудированным кадетам из всех участвующих команд.

Попова Оксана Владимировна

Народные ремесла и промыслы Дона.Обряды и праздники донских казаков.

ВложениеРазмер
breyn-ring.docx 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

1. Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное.

2. Что было первыми пеленками для ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение.

3. В один годик крестный сажал мальчика на коня и возил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть ему казаком, расплачется – казака не будет, а что означала примета, если он падал с лошади?

Это значит, быть ему убитым в бою. Эти приметы крестный держал в тайне.

4 . С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

С семи лет, когда он переходил на мужскую половину дома и по-праву становился защитником семьи.

5. Зачем отцу на крестинах давали есть “горькую кашу”?

Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше в жизни досталось горечи.

6 . Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома.

7 . Носили ли казаки обручальные кольца?

У казаков всегда были обручальные кольца, но они их не носили. Кольца хранились в ладанке или киоте именной иконы.

8 . Как должен был поступить муж, если провинилась жена?

Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть.

9. Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку.

10 . Какой сын является кормильцем родителей?

Кормильцем родителей был самый младший сын, он не отделялся от родителей.

11. Дарили ли мальчикам подарки?

Совсем не дарили, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Девочек же с младенчества задаривали подарками.

12 . Сколько лет служил казак в войске?

Служба начиналась с 18 лет. Служил 20 лет, из них: 4 года в приготовительном отряде готовятся к военной службе в своей станице. Следующие 4 года была действительная военная служба на охране рубежей России. В течение следующих лет казаки ежегодно были на месячных военных сборах, потом в течение 4 лет один раз был на сборах. И последние 4 года был в запасном отряде. Казак отсутствовал всего 4 года.

13 . Какое кольцо носила девушка казака, отбывающего срочную службу?

Она носила серебряное кольцо с бирюзой. Это камень тоски.

14. Почему в церкви казак обнажал шашку и в какой момент службы?

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства.

15 . Считается, что прилюдно казак снимал шапку в трех случаях? В каких?

Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой.

16. Какое символическое значение имел для казака башлык?

В зависимости от того, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Если завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, заброшенный за спину – свободен, отдыхает.

17. Почему казаки носили серьги?

Серьги у мужчин означали его роль и место в роду. Так, один сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою беречь.

18. Что и когда обязан был подарить дед своей внучке?

Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного и созреет физиологически, дед дарил серебряное колечко, она становилась выданкой. Дед брал на себя ответственность перед станицей за готовность внучки быть хозяйкой.

19. Когда дед начинал терять свою воинскую доблесть, на что он менял свою шашку?

20. Кому дарил свою шашку дед?

Старшему внуку. Шашка становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, ее ломали и укладывали в гроб умершего.

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в . в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно . Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах . Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь . Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.

Крупный рыболов вел дело на широкую ногу: у него было от 8 до 25 работников. Выезжал он в море с неводом, а зимой ставил от 50 до 100 вентерей. Для плавания он имел несколько "дубов" - больших лодок с высокими и широкими бортами, грузоподъемностью до 300 пудов. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.

Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.

Сушили рыбу обычно "в корень ", т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах , старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, "без труда не вынешь и рыбку из пруда".

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России "виноградные и арбузные сады ". Популярными на Дону сортами винограда являлись "Краснотоп золотовский", "Сибирысовый", "Пухляковский белый ". Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина . В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов . Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Десять лет назад был объявлен первый Областной фестиваль народного творчества «За возрождение народной культуры» , который вызвал интерес и вернул к жизни многие народные ремесла, бытовавшие у казаков и представителей разных народов области. С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства - одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки - все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом . Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву . Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков . Глиняную посуду и плетенные изделия - от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели - использовали в казачьих землях с древнейших времен.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом . Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», - говорят народные мастера.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой - сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между теми и другими есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве. Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризует произведения народных мастеров Дона. Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в созданном произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души. В этом своеобразии и сила воздействия народного искусства.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня - возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.

Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Донское ремесло» традиционно проводится в начале каждого года и представляет различные работы авторов из многих территорий Ростовской области.

Семикаракорский народный художественный промысел - это "жемчужина Дона ", его визитная карточка, единственное на Дону предприятие, выпускающее фаянсовые изделия . Промысел молод, но традиционен, так как основан на вековых традициях гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорская. Археологические исследования подтверждают, что гончарное ремесло зарождалось стихийно в этом регионе всюду, где были глины. Название этого города Семикаракор и произошло от названия крепости, что в переводе с тюркского - большая черная крепость.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Викторина «История и культура казачества».

Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся.

Родина. Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого, правда в разное время и с разной силой, но все, же возникает.

Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. И чтобы такого не произошло с нами, вы на протяжении года или чуть больше изучали историю казачества. Ведь казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины.
И сейчас мы с вами проведём интеллектуально- познавательную викторину по истории казачества.
Раз рука и два рука!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

1. Ответ на вопрос.


слайд 5 . Что означает слово казак? («Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».)

слайд 6. Как назывались поселения казаков? (хутор)

слайд 7. Как называлась изба казака? (курень, хата)

Историческая справка.


К концу 14 века образовались две крупные группы казаков, проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством заселили низовья Волги и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.

Слайд 8 . Назовите национальные блюда казаков.

Хлеб, пирожки, кулебяка, сметана, кислое молоко, ряженка, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски, сало и вареные яйца, вареники, блинчики с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом, гарбузянная каша,

слайд 9. Назовите оружие казаков?

Шашка, сабля, кинжал, засапожный нож – стилет, нагайка.

Слайд10. Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное.

Слайд11. Что было первыми пеленками для ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение.

Слайд12. Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома.

Слайд13.Носили ли казаки обручальные кольца?

У казаков всегда были обручальные кольца, но они их не носили. Кольца хранились в ладанке или киоте именной иконы.

Слайд14. Как должен был поступить муж, если провинилась жена?

Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть

Слайд15.Дарили ли мальчикам подарки?

Совсем не дарили, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Девочек же с младенчества задаривали подарками.

Слайд16.Почему казаки носили серьги?

Серьги у мужчин означали его роль и место в роду. Так, один сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою беречь.

Слайд 17.когда дед начинал терять свою воинскую доблесть, на что он менял свою шашку?

Историческая справка.

Святки . Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того , чтобы узнать свою судьбу.


14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск.

t1613733551ab.jpg

Много разных народов живет на планете Земля, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа-Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из вас. Это место, где мы живем. А живем мы с вами на удивительной Донской земле.

Казачьи символы, принадлежности и традиции

ЗНАМЯ – символ полкового, войскового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков знамя было символом договора с иностранными государства о выполнении каких-либо обязательств. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравшие роль музея.

БУНЧУК – знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствие атамана. В армии часть функции бунчука переданы были полковым и именным штандартам.

БУЛАВА, ПЕРНАЧ – символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев - гетман).

НАСЕКА – посох с металлическим навершием, на котором первоначально “насекались” имена атаманов, владевших насеками. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

АТАМАНСКИЙ КАФТАН И ШАПКА – принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении. (У донских казаков в древности кафтан – красный или парчовый, шапка – черная в 1-1/2 раза больше по высоте обычной папахе).

АТАМАНСКАЯ САБЛЯ – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.

ШАШКА (первоначально сабля) – символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги – раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу, казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашки обнажались на половину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершего. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На Круге голосовали шашками. Не обладавший всей полнотой прав, шашку носить не смел.

По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.

ОРУЖИЕ СНИМАЛОСЬ:

  • при приобщении святых тайн, поклонении Святой Плащанице при входе в алтарь, исповеди и восприемниками от купели;
  • при брачной церемонии (женихом и шаферами);
  • на балах во время танцев;
  • при письменных занятиях в управлениях и заведениях;
  • при входе в клубы и дворянские собрания, если об этом упоминается в их уставах.

ПОГОНЫ – неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

ЛАМПАС – возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы шароваров шириной в отделке 6,6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются ниткой, соответствующей цвету лампаса по краям.

БАШЛЫК – у большинства казаков тоже имел символический смысл. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака – завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди – следует по делу; концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает.

ПОСОХ – символ старости и мудрости. Все члены совета стариков сидели, опершись о посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, - особо важное сообщение.

СЕРЬГИ (у мужчин) – означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

КОЛЬЦО – мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. А серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе - кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили на ладанке.

ШАПКА – не всякая, специального образца. Первоначально – “клобук со шлыком”, папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием. В 19 веке функции “клобука” перешли сначала к киверу, а затем – к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Круге казак обязан быть в шапке. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В доме красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

НАГАЙКА – знак есаульца и приставов на Круге. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Нагайка общего казачьего образца является обязательной принадлежностью каждого казака – от генерала до простого казака (разрешается носить за голенищем сапога). Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери спальни. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

  1. История Оренбуржья. Оренбургское книжное издательство, 1996.
  2. Любовь и Восток. Московский писатель, 1994.
  3. Газета “Металлург”, г. Новотроицк,1998.
  4. Газета “Гвардеец труда”, г. Новотроицк, 1998.

Представлена презентация и проведена викторина.

Содержимое разработки

Викторина «Обычаи донских казаков»

Викторина «Обычаи донских казаков»

Условия игры Викторина проводится в форме брейн-ринга между несколькими командами. Вопросы задаются по очереди каждой из команд, если ответа нет, дополнительный балл может взять команда, у которой есть правильный ответ Победитель определяется по сумме набранных баллов Сегодняшняя викторина будет посвящена казачьим традициям, с которыми тесно связан Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. Наша викторина призвана проверить эрудицию кадет по данному вопросу. В этнокультуре казаков процесс взросления мальчиков – казачат и приобретения ими мужских качеств предусмотрен жизненными переживаниями определенных традиционных ситуаций и явлений, которые способствовали развитию нравственного облика сына, внука, брата, отца, дяди, дедушки.

  • Викторина проводится в форме брейн-ринга между несколькими командами.
  • Вопросы задаются по очереди каждой из команд, если ответа нет, дополнительный балл может взять команда, у которой есть правильный ответ
  • Победитель определяется по сумме набранных баллов

Сегодняшняя викторина будет посвящена казачьим традициям, с которыми тесно связан Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус.

Наша викторина призвана проверить эрудицию кадет по данному вопросу.

В этнокультуре казаков процесс взросления мальчиков – казачат и приобретения ими мужских качеств предусмотрен жизненными переживаниями определенных традиционных ситуаций и явлений, которые способствовали развитию нравственного облика сына, внука, брата, отца, дяди, дедушки.

Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное. Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное.

  • Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Вставка рисунка Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение Что было первыми пеленками для ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение

Что было первыми пеленками для ребенка?

В один годик крестный сажал мальчика на коня и возил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть ему казаком, расплачется – казака не будет, а что означала примета, если он падал с лошади?

  • В один годик крестный сажал мальчика на коня и возил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть ему казаком, расплачется – казака не будет, а что означала примета, если он падал с лошади?

Это значит, быть ему убитым в бою. Эти приметы крестный держал в тайне

С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

Зачем отцу на крестинах давали есть «горькую кашу»?

  • С семи лет, когда он переходил на мужскую половину дома и по-праву становился защитником семьи

Зачем отцу на крестинах давали есть «горькую кашу»?

Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

  • Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше в жизни досталось горечи

Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Носили ли казаки обручальные кольца?

  • Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома

Носили ли казаки обручальные кольца?

Как должен был поступить муж, если провинилась жена? Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть

  • У казаков всегда были обручальные кольца, но они их не носили. Кольца хранились в ладанке или киоте именной иконы

Как должен был поступить муж, если провинилась жена?

Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть

Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку

Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Кормильцем родителей был самый младший сын, он не отделялся от родителей Какой сын является кормильцем родителей?

Кормильцем родителей был самый младший сын, он не отделялся от родителей

Какой сын является кормильцем родителей?

Совсем не дарили, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Девочек же с младенчества задаривали подарками Дарили ли мальчикам подарки?

Совсем не дарили, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Девочек же с младенчества задаривали подарками

Дарили ли мальчикам подарки?

Сколько лет служил казак в войске?

Сколько лет служил казак в войске?

Она носила серебряное кольцо с бирюзой. Это камень тоски Какое кольцо носила девушка казака, отбывающего срочную службу?

  • Служба начиналась с 18 лет. Служил 20 лет , из них: 4 года в приготовительном отряде готовятся к военной службе в своей станице. Следующие 4 года была действительная военная служба на охране рубежей России. В течение следующих лет казаки ежегодно были на месячных военных сборах, потом в течение 4 лет один раз был на сборах. И последние 4 года был в запасном отряде. Казак отсутствовал всего 4 года

Она носила серебряное кольцо с бирюзой. Это камень тоски

Какое кольцо носила девушка казака, отбывающего срочную службу?

Почему в церкви казак обнажал шашку и в какой момент службы?

Почему в церкви казак обнажал шашку и в какой момент службы?

В зависимости от того, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Если завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, заброшенный за спину – свободен, отдыхает Какое символическое значение имел для казака башлык?

  • В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства

В зависимости от того, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Если завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, заброшенный за спину – свободен, отдыхает

Какое символическое значение имел для казака башлык?

Считается, что прилюдно казак снимал шапку в трех случаях? В каких?

Считается, что прилюдно казак снимал шапку в трех случаях? В каких?

Почему казаки носили серьги?

  • Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок.
  • Шашку и шапку казак мог потерять только с головой

Почему казаки носили серьги?

Что и когда обязан был подарить дед своей внучке?

  • Серьги у мужчин означали его роль и место в роду. Так, один сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою беречь

Что и когда обязан был подарить дед своей внучке?

Когда дед начинал терять свою воинскую доблесть, на что он менял свою шашку? На посох

  • Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного и созреет физиологически, дед дарил серебряное колечко, она становилась выданкой. Дед брал на себя ответственность перед станицей за готовность внучки быть хозяйкой

Когда дед начинал терять свою воинскую доблесть, на что он менял свою шашку?

На посох

Старшему внуку. Шашка становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, ее ломали и укладывали в гроб умершего Кому дарил свою шашку дед?

Старшему внуку. Шашка становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, ее ломали и укладывали в гроб умершего

Кому дарил свою шашку дед?


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: