Зачем спутники покрывают золотом

Опубликовано: 23.04.2024

Золотая обертка Космос, Золото, Покрытие, Длиннопост

Вряд ли многие знают - а что за золотая фольга покрывает космические аппараты.

Не секрет, что в космосе бывает очень холодно и очень жарко, в зависимости от того есть поблизости источник теплового излучения или нет. К примеру, скафандр, в котором работают космонавты на орбите, рассчитан на эксплуатацию при температурах от — 100 до +100 градусов Цельсия. Но в космосе нет атмосферы, поэтому замерзнуть на ветру там невозможно, а вся передача тепла осуществляется излучением, прежде всего инфракрасным. И человеку и электронике для функционирования требуется выдерживать определенный баланс температур, поэтому им нельзя замерзать в тени и перегреваться под прямыми лучами Солнца. Для того чтобы остановить теплообмен между телом и внешней средой, на пути инфракрасных лучей необходимо поставить преграду — экран.

Такой преградой для космических аппаратов является ЭВТИ — экранно-вакуумная теплоизоляция. Вакуумная она не потому, что из нее откачивают воздух, а потому, что выполняет свое предназначение в вакууме. ЭВТИ — это многослойная «ткань» из тонкой пленки с металлическим напылением. Это напыление может быть алюминиевым, медным, золотым, иридиевым. Такая теплоизоляция используется и на Земле.

В золото космические аппараты в массовом порядке стали одеваться сравнительно недавно, примерно одно-два десятилетие, поэтому еще не все привыкли к их новому образу. Хотя золотистой теплоизоляцией были покрыты уже аппараты NASA в программах Gemini и Apollo. Но, к примеру, космический корабль «Союз» по прежнему одевается в невзрачную «куртку».

На заре космонавтики экранная теплоизоляция достигалась блестящими полированными боками спутников, или белой краской. Но по мере увеличения длительности эксплуатации аппаратов, становилось ясно, что требуется что-то более существенное.

Примерно такой же тканью были укутаны и советские луноходы. Однако, на распространенных повсюду снимках изображены «голые» макеты, которые отличаются внешне от тех аппаратов, что сейчас стоят на Луне.

Со временем теплозащита развивалась и к 90-м годам стала все ближе подходить к нынешнему золотому цвету.

Вот так выглядела ЭВТИ на космическом аппарате Марс-96, который вместо Марса в 1996 году отправился на дно Тихого океана, по вине разгонного блока «Д2». Во время старта такой тканью была покрыта практически вся станция:

Золотая обертка Космос, Золото, Покрытие, Длиннопост

Наконец, с приходом XXI века, началась «золотая» эпоха. При этом, важно отметить, разные производители ЭВТИ, имеют разные технологии, ноу-хау и секреты. Каждый производитель космических аппаратов выбирает наиболее подходящую ему модель теплоизоляции. Далеко не всякая «золотая фольга» по факту оказывается золотой: металлов, дающих такой оттенок, есть несколько.

В России ЭВТИ производит НИИ космических и авиационных материалов.

Сравнить разную теплоизоляцию можно на фото космического телескопа Gaia Европейского космического агентства, который устанавливается на российский разгонный блок «Фрегат», производства НПО Лавочкина. Видно, что ЭВТИ отличается, хоть и оба типа ткани имеют золотистый оттенок:

Золотая обертка Космос, Золото, Покрытие, Длиннопост

Золотая пленка на китайском луноходе (точнее на макетах, которые показывали общественности) несколько небрежно покрывает аппарат. Кто-то даже взялся обвинять китайцев в небрежности. Но давайте взглянем на новейший космический аппарат NASA MAVEN, который отправился на орбиту Марса. ЭВТИ тоже довольно свободно обертывает спутник. В том-то и дело, что эта изоляция не должна прилипать к поверхности, а должна выступать именно экраном, находясь между телом и средой, чтобы отражать инфракрасные лучи обратно к источнику.

Кстати, эта изоляция на MAVEN — с германиевым напылением, хотя ранее художники рисовали спутник в золотистой:

Золотая обертка Космос, Золото, Покрытие, Длиннопост

Подобная же ситуация вышла и с луноходом «Юйту». В золоте у него оказалась только мачта. Остальной же корпус покрыли серебристой «фольгой», хотя ранее демонстрировали полностью в золоте.

Открытый космос Зеленого кота

Космос ближе, чем кажется

Золотая обертка
zelenyikot December 16th, 2013

Во время прочтения новости об успешном прилунении китайского зонда "Чанъэ-3", у некоторых возникли вопросы о том, что за странная золотая фольга покрывает этот аппарат. Я решил рассказать подробнее об этом.

BbjVJMyIYAAAxfw

Надеюсь, все знают, что в космосе бывает очень холодно и очень жарко, в зависимости от того есть поблизости источник теплового излучения или нет. К примеру, скафандр, в котором работают космонавты на орбите, рассчитан на эксплуатацию при температурах от - 100 до +100 градусов Цельсия. Но в космосе нет атмосферы, поэтому замерзнуть на ветру там невозможно, а вся передача тепла осуществляется излучением, прежде всего инфракрасным. И человеку и электронике для функционирования требуется выдерживать определенный баланс температур, поэтому им нельзя замерзать в тени и перегреваться под прямыми лучами Солнца. Для того чтобы остановить теплообмен между телом и внешней средой, на пути инфракрасных лучей необходимо поставить преграду - экран.

Такой преградой для космических аппаратов является ЭВТИ - экранно-вакуумная теплоизоляция. Вакуумная она не потому, что из нее откачивают воздух, а потому, что выполняет свое предназначение в вакууме.

IMG_1200

ЭВТИ - это многослойная "ткань" из тонкой пленки с металлическим напылением. Это напыление может быть алюминиевым, медным, золотым. Мне встречались упоминания об иридиевом напылении.

Такая теплоизоляция используется и на Земле. К примеру в т.н. "Спасательных одеялах", но, поскольку, внизу у нас еще есть ветер и дождь, то полной защиты от холода она не дает.

В золото космические аппараты в массовом порядке стали одеваться сравнительно недавно, примерно одно-два десятилетие, поэтому еще не все привыкли к их новому образу. Хотя золотистой теплоизоляцией были покрыты уже аппараты NASA в программах Gemini и Apollo. Но, к примеру, космический корабль "Союз" по прежнему одевается в невзрачную "куртку":

souz

На заре космонавтики экранная теплоизоляция достигалась блестящими полированными боками спутников, или белой краской. Но по мере увеличения длительности эксплуатации аппаратов, становилось ясно, что требуется что-то более существенное.

Вот ранний "ватник", на макете лунного спускаемого аппарата "Луна-13" в музее НПО им. С.А. Лавочкина:

IMG_7436

"Луна-13" совершила мягкую посадку в 1966 году и проработала на поверхности Луны 7 дней, пока не сели аккумуляторы.

Примерно такой же тканью были укутаны и советские луноходы. Однако, на распространенных повсюду снимках изображены "голые" макеты, которые отличаются внешне от тех аппаратов, что сейчас стоят на Луне.

Со временем теплозащита развивалась и к 90-м годам стала все ближе подходить к нынешнему золотому цвету.

Вот так выглядела ЭВТИ на космическом аппарате Марс-96, который вместо Марса в 1996 году отправился на дно Тихого океана, по вине разгонного блока "Д2":

IMG_7963

В музее НПОЛ можно увидеть макет пенетратора, закрытый ЭВТИ:

IMG_7967

Во время старта такой тканью была покрыта практически вся станция.

Наконец, с приходом XXI века, началась "золотая" эпоха. При этом, важно отметить, разные производители ЭВТИ, имеют разные технологии, ноу-хау и секреты. Каждый производитель космических аппаратов выбирает наиболее подходящую ему модель теплоизоляции. Далеко не всякая "золотая фольга" по факту оказывается золотой: металлов, дающих такой оттенок, есть несколько.

Если кому интересно, в России ЭВТИ производит НИИ космических и авиационных материалов. Наверно не только они, но про НИИ КАМ я знаю наверняка.

Сравнить разную теплоизоляцию можно на фото космического телескопа Gaia Европейского космического агентства, который устанавливается на российский разгонный блок "Фрегат", производства НПО Лавочкина. Фото сделано всего три дня назад, а старт запланирован 19 декабря, т.е. через четыре дня:

Gaia

Видно, что ЭВТИ отличается, хоть и оба типа ткани имеют золотистый оттенок.

Еще некоторые обратили внимание, что золотая пленка на китайском луноходе (точнее на макетах, которые ранее показывали общественности) несколько небрежно покрывает аппарат. Кто-то даже взялся обвинять китайцев в небрежности. Но давайте взглянем на новейший космический аппарат NASA MAVEN, который отправился на орбиту Марса месяц назад:

2013-3832

Уж американцев-то в небрежности не обвинить, но все равно ЭВТИ довольно свободно обертывает спутник. В том-то и дело, что эта изоляция не должна прилипать к поверхности, а должна выступать именно экраном, находясь между телом и средой, чтобы отражать инфракрасные лучи обратно к источнику.

Кстати, эта изоляция на MAVEN - с германиевым напылением, хотя ранее художники рисовали спутник в золотистой:

maven

Подобная же ситуация вышла и с луноходом "Юйту". В золоте у него оказалась только мачта. Остальной же корпус покрыли серебристой "фольгой", хотя ранее демонстрировали полностью в золоте:

Yutu

Вчера представители Европейского космического агенства сообщили, что договорились о долговременном сотрудничестве с китайцами, и пообещали, что все данные получаемые с лунных аппаратов Китая будут открыты для всех. Если это так, то я смогу готовить регулярные обзоры деятельности лунохода, как уже делаю с Curiosity.

Почему золото высоко ценится? В течение тысячелетий желтый металл функционировал в качестве средства сбережения, стоимость которого, как известно, растет во времена экономических и общественных волнений. Золотые ювелирные украшения были популярным предметом роскоши еще на заре первых цивилизаций.


С тех пор ценность золота только увеличивается. В современной экономике отсутствие корреляции золота с акциями и многими другими активами делает его финансовым защитным активом во время экономических спадов или потрясений.

Ценность золота дополняется растущим промышленным и медицинским спросом на него. Физические свойства желтого металла делают его незаменимым элементом во многих приспособлениях, начиная от космических зондов и электроники, а заканчивая медицинскими имплантами и средствами лечения рака.

1. Золотые украшения ценятся за свою красоту


Золото ценилось за свою красоту и редкость с доисторических времен. Есть основания полагать, что именно золото, а не медь, было первым металлом, который наши предки использовали для украшения предметов. Дело в том, что этот металл можно найти в природе практически в чистой форме; он обладает ярким блеском и легко поддается обработке, поэтому не зря он ценится за свою красоту.

С развитием крупных централизованных обществ, золото оказалось популярным не только из-за декоративных качеств, но также и в финансовом контексте. Желтый металл стал одним из первых нескоропортящихся форм богатства человечества и долгосрочным средством сбережения.

Самые первые известные образцы золотых украшений были изготовлены из самородного золота 6500 лет назад, в доисторической цивилизации Варна вдоль Черного моря. Огромное количество золотых украшений, найденных в могилах большого некрополя этой цивилизации, предшествует первым шумерским и египетским золотым украшениям на более чем 1500 лет.

Эти находки показывают, что золото уже в период неолита было символом власти и богатства. Важность ювелирного искусства как символа социального статуса в древнем мире достигла своего апогея в экстравагантных украшениях египетских фараонов.

На данный момент, для создания ювелирных изделий используется большая часть добытого за год золота (согласно данным Всемирного золотого совета, около 49% добытого металла было превращено в украшения в 2018 году).

В развивающихся странах, где миллиарды людей не имеют доступа к банку, покупка золотых украшений по-прежнему считается самым популярным методом сохранения личного богатства. Не случайно, что именно на Китай и Индию, на страны с самым большим количеством сельского населения, приходится более половины мирового спроса на ювелирные изделия.

Одним из недостатков использования модных ювелирных изделий в качестве средства сбережения заключается в том, что вкусы быстро меняются. Но это не заботит сельских жителей развивающихся стран, поскольку они в большей степени воспринимают крупные украшения как средство сбережения, а не как модные приобретения. Дизайн золотых украшений имеет большее значение в условиях города. Когда вкусы относительно ювелирных украшений меняются, то наценка из-за эстетических характеристик украшения сверх стоимости металла и пробы в основном исчезает.

Стоит отметить, что первая серьезная альтернатива золотым украшениям в качестве средства сбережения возникла в западной Турции в шестом веке до нашей эры.

2. Золотые монеты были первой формой надежных денег

Следующим шагом в эволюции золота как средства сбережения (и в развитии цивилизации в целом) было создание золотой монеты.

Сочетание в золоте высокой стоимости и небольшого размера сделало его отличным средством обмена в античности, особенно в торговле на больших расстояниях. Несмотря на это, к золоту относились как к любому другому предмету бартера. У каждого слитка или самородка были свои вес и проба, которые следовало определять каждый раз при его обмене. С золотыми украшениями были те же проблемы.

Знаменитый царь Лидии, Крез, отчеканил первые в мире монеты из чистого золота примерно в 550 году до нашей эры.


Следовательно, впервые в истории были созданы золотые монеты одинакового веса и пробы, у которых был авторитетный эмитент – государство. Эта практика быстро распространилась, укрепив торговлю между городами и царствами, а Лидия превратилась в первую торговую империю.

Вплоть до ХХ-го века монетарное золото обеспечивало беспрецедентный уровень деловой активности и международной торговли.

В то же время золото и обеспеченные драгметаллом валюты принуждали власти к фискальной дисциплине. Вплоть до начала ХХ-го века, люди с подозрением относились к любым бумажным валютам, которые нельзя было обменять на золото или серебро.

1930-е гг.: власти США изымают золото для своих целей

Лишь в 1930-х гг. золото перестало функционировать в качестве денег.

Когда наступила мировая Великая депрессия, люди во многих странах заспешили в банки, чтобы обменять свои бумажные купюры на золотые монеты, обладающие статусом законного платежного средства. Изъятие золотых монет из банков вывело десятки миллионов долларов из обращения, сократив денежную массу, что привело к дефляции. Это усугубило последствия Великой депрессии, потому что власти не могли напечатать большее количество бумажных денег и обеспечить их золотом.

Власти всего мира были вынуждены изъять золотые монеты из обращения, чтобы они не накапливались в сейфах и хранилищах граждан. Затем правительства переплавили их и добавили в свои национальные резервы. Это заставило население использовать бумажные деньги, потому что золотые монеты уже нельзя было обменять на банкноты.

Освободившись от обязательства обеспечивать бумажные валюты золотом, власти с тех пор могут печатать (и тратить) столько денег, сколько пожелают. В результате чего, бюджетные расходы приводят к девальвации валют всех стран, а стоимость золота повышается (в тех странах, где его еще можно было приобрести), что продемонстрировало его способность быть средством страхования от последствий чрезмерного бюджетного финансирования.

В 1933 году власти США не только изъяли из обращения все золотые монеты, но также конфисковали весь желтый металл, который хранился у населения. С тех пор доллар США обесценился примерно на 95%. Это означает, что 100 долларов в 1933 году равны 5 долларам сегодня.


До государственной конфискации золота можно было обменять 100 бумажных долларов на 5 золотых монет «Двойной Орел» с номиналом в 20 долларов, в каждой из которых содержалось 0,9675 тройских унции драгметалла. То есть, в сумме 4,8375 унций золота стоили 100 долларов в 1933 году, а теперь их стоимость составляет 6385 долларов, - это хорошая иллюстрация того, как золото сохраняет богатство от инфляции!

3. Золотые играет роль инструмента хеджирования от нестабильности

Одним из существенных аргументов, подтверждающих ценность золота, является указание на тот факт, что мировые центральные банки продолжают покупать и владеть им в качестве части своих официальных резервов. Темп приобретения желтого металла ускорился за последнее время, поскольку все больше центральных банков готовятся к новому экономическому кризису. Как известно, в 2018 году объем покупок золота достиг 50-летнего максимума.

Роль, которую играет золото на балансе крупнейших финансовых институтов мира, является той же, что и для индивидуального инвестора:

- золото является высоколиквидным активом. Каждый день объем торговли желтым металлом составляет от 85 до 130 млрд. долларов (на спотовом рынке, в форме опционов и фьючерсов). Это позволяет легко покупать и продавать золото при необходимости и желании.

- золото является защитным активом. Физическое золото является единственным активом, который не подвержен риску дефолта (риску контрагента). Золото защищает богатство от инфляции, фискальной и денежно-кредитной политики правительства, а также от внезапных геополитических и экономических потрясений (таких как война или обвал на фондовых рынках). Физическое золото в некоторых случаях предпочтительнее для этих целей, поскольку достаточно сильный шок может помешать держателям фьючерсов на золото, опционов или паев биржевых фондов получить нужные им деньги, если фондовые биржи будут закрыты в течение кризиса. В то же время физическое золото будет пользоваться большим спросом, и его можно будет легко продать с наценкой.

- золото является финансовой страховкой. Желтый металл играет традиционную роль в качестве инструмента диверсификации в портфелях инвесторов, уменьшая потери во время финансовой нестабильности. Отметим, что, как и в случае любой формы страховки, покупка золота может защитить ваше богатство, только если вы приобретете его заранее, а не ожидая, когда наступит кризис.

- золото является эффективным инструментом хеджирования инвестиционного портфеля благодаря его отрицательной корреляции с большинством активов. Например, в период экономического роста, цены на акции и стоимость доллара повышаются. Цены на золото также растут в такой период, но не так сильно, как цены на акции. Повышенный спрос на золото наблюдается во время экономического роста со стороны производителей ювелирных изделий и электроники.

Но в период экономического спада, когда акции и валюты (а иногда даже облигации) падают в цене, курс золота растет быстрее во всех валютах, уменьшая убытки от акций и активов с фиксированной доходностью, обеспечивая относительно высокую совокупную доходность инвестиционного портфеля.

Золото хорошо чувствует себя в период экономического роста, но при этом уменьшает убытки в период спада

Другой формой инвестиционного использования золота является хеджирование валютных рисков, особенно в отношениях между долларом и валютами развивающихся стран. Чрезмерная волатильность валют развивающихся стран и затраты на покупку традиционных инструментов валютного хеджирования могут уменьшить доходность. Золото функционирует как инструмент валютного хеджирования одновременно для нескольких валют, уменьшая необходимость осуществлять хеджирование для каждой отдельной валютной пары.

4. Особые свойства золота делают его полезным для промышленного применения

Неинвестиционные формы использования золота были опробованы еще в начале истории человечества. Позолоченные купола на зданиях в древнем мире защищали крышу от стихий, в то время как потолки, украшенные сусальным золотом, защищали от сажи каминов.

Золото также хорошо взаимодействует со стеклом. В Древнем Риме соли золота использовались для того, чтобы создать красный оттенок стекла, то есть, рубиновое стекло. Невероятно тонкий слой золота, толщиной менее микрона, используется в современных окнах для защиты от солнечного тепла.

Что касается производства энергии, то наночастицы золота значительно повысили эффективность фотоэлектрических элементов, используемых в солнечных батареях, а также улучшили водородные топливные элементы. Это применение имеет огромный потенциал для создания экологически чистой энергии, которая не зависит от солнца и ветра, а также для улучшения выработки электроэнергии для пилотируемых коcмических зондов.


Золото также используется в тяжелой промышленности. Позолота на движущихся частях в агрессивных средах, например, внутри реактивных двигателей, позволяет им работать дольше и лучше. Во всех приведенных выше примерах, желтый металл либо улучшает производственный процесс, либо защищает его необходимые компоненты.

5. Золото является жизненно важным сырьем для различных технологий

Желтый металл все чаще используется для технологий, начиная с момента появления интегральной микросхемы и информационного века. Хотя медь и серебро являются более эффективными проводниками электричества, чем золото, их эффективность снижается по мере того, как соединения тускнеют и ржавеют.

Золотые соединители, однако, не тускнеют и не ржавеют. Это делает золото более подходящим материалом для обшивки электрических разъемов и в интегральных микросхемах. Способность золота защищать металлы от потускнения в электронике особенно ценна для аэрокосмонавтики.

6. Аэронавтика не может существовать без золота

Золото играет важную роль в аэронавтике с самого начала космического века. Покрытые золотом защитные поверхности отражают тепло и радиацию, защищая космический корабль и спутники от солнечного излучения. Эти меры предосторожности необходимы, потому что в космосе нет атмосферы для отвода тепла от поверхности. Золотая фольга защищает материалы в космосе в первую очередь от нагревания.

Даже марсоходы НАСА нуждаются в защите посредством золота, чтобы регулировать температуру чувствительных приборов и аккумуляторных батарей в условиях минимальной атмосферы «красной планеты».


Золотое покрытие отражает вредное инфракрасное излучение, в то же время, позволяя астронавту видеть в своих визорах. Отражающее золотое покрытие на визоре также защищает костюм от перегревания внутри.

Инженеры, разрабатывающие первые спутники и космические аппараты, нуждались в смазке для движущихся частей, которые могли бы выдержать суровый холод, жару и радиацию космоса. Традиционные смазки почти сразу же разрушаются в этой среде. Гибкость и устойчивость золота к «холодной сварке» сделали его полезным материалов для покрытия движущихся частей в местах их соприкосновения.

7. Использование золота в медицинской сфере спасает людей

Использование золота в медицине значительно увеличилось за последнее время, хотя когда-то посредством него делали только пломбы и зубные протезы. Способность золота лечить артрит была впервые обнаружена в 1929 году. Антимикробные свойства желтого металла делают его полезным элементом для покрытия имплантов, особенно в подверженных инфекциям областях, таких как внутреннее эхо.

Золото можно сплавить с титаном, используемом при протезировании, чтобы уменьшить вероятность того, что организм отвергнет протез. Новый золото-титановый сплав, полученный при высокой температуре, в четыре раза тверже титана, и обладает биосовместимостью благодаря желтому металлу.


Золотой монетный дом (Москва)

    Адрес: 111024 г.Москва , ул. Авиамоторная, д.12
    (бизнес-центр "Деловой дом Лефортово"), 7 этаж, офис 713 (вход со двора) Телефон:+7 (495) 728-29-96+7 (800) 550-40-97 (Россия бесплатно)


Драгоценности из Парижа и космонавт в образе голубя — в Парадном вестибюле Оружейной палаты проходит выставка «Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже». Экспозиция посвящена 60-летию первого космического полета. «Известия» выяснили, каким представлялся покоренный космос известной художнице.

Сбылось пророчество

Наряду с драгоценностями представлены графические «Супрематические композиции» Нади Леже, а также ее портрет кисти Фернана Леже и карандашный портрет Юрия Гагарина авторства Пабло Пикассо. Художник изобразил космонавта в образе воспаряющего голубя.

выставка Нади Леже


Ювелирные изделия, созданные Надей Леже из золота, платины и драгоценных камней, в 1976 были подарены Советскому Союзу. А с 1980-го комплект супрематических украшений из 37 предметов входит в собрание Музеев Московского Кремля. Как говорит куратор выставки Лариса Пешехонова, осознать значение произведений Нади Леже и в полной мере оценить их оригинальность можно через интерес к удивительной судьбе художницы.

Надя Леже, урожденная Ходасевич — яркий представитель парижской художественной школы. Ученица Казимира Малевича и Пабло Пикассо. В 1920-х она перебралась из России в Польшу, а затем во Францию. Познакомившись со своим кумиром, художником Фернаном Леже, стала его помощницей, а впоследствии и женой. Разносторонне талантливая, Надя вела общественную деятельность. Она зачастую делала больше, чем многие дипломаты для сближении Франции и Советского Союза. Развитие культурных связей между Россией и Францией Леже считала своим долгом.


12 апреля 1961 года корабль-спутник «Восток» был выведен в открытый космос — впервые в мировой истории с человеком на борту. Полет Юрия Гагарина стал для Нади потрясением. В том, что человек отправился к звездам, она увидела исполнение пророчества своего учителя, родоначальника супрематизма Казимира Малевича. Еще в начале XX столетия он писал: «В человеке, в его сознании заложено устремление к пространству, тяготение к отрыву от шара земли».


Чему учил Малевич

Вдохновленная подвигом первого космонавта, художница писала портреты Юрия Гагарина, исполняла их в мозаике. А в 1970 году решила создать еще и ювелирную коллекцию. Надя Леже обратилась к своим наброскам времен учебы у Малевича и выполнила коллекцию в единой супрематической стилистике, но с разнообразными композиционными решениями. У каждого изделия в коллекции есть свой космический прообраз: кольцо с платиной Ophiuchus — созвездие Змееносец, броши из белого золота Polaris — Полярная звезда, Lune — Луна, Pegasus — Пегас.

— В настоящее время это единственная известная коллекция скульптурных ювелирных композиций, созданная знаменитым художником в честь открытия космической эры, — считает Лариса Пешехонова. — В 1971 году Пьер Карден выставил в Espace Cardin на Елисейских полях некоторые образцы своей футуристической мебели, но главным в этой экспозиции стали супрематические броши, кольца и скульптуры Нади Леже.



Изделия идентичны по структуре, но отличаются друг от друга материалами. Желтое и белое золото, платина, бриллианты, халцедоны и кварц.

— Такое разнообразие неслучайно, — пояснила куратор. — Не только цвет золота в брошах Polaris влияет на восприятие произведений, но и минимальное изменение положения этих предметов в пространстве. В них может проявиться статичность, а может возникнуть стремительность полета. Это утверждение справедливо для всех украшений коллекции.

Изучение выразительности пластической конструкции в зависимости от цвета входило в учебную программу, которую Надя Леже осваивала под руководством Малевича. Художница вспоминала, как он преподавал ученикам предмет о движении геометрических форм вокруг Земли, Луны и Солнца. Объяснял, что в супрематических композициях не может быть симметрии. Поэтому и в изделиях Леже нет ни одной похожей детали.


— Чтобы придумать такую выставку, надо обладать особым художественным мышлением и особым пониманием музейного дела, и всё это заслуга Елены Юрьевны Гагариной, — поделился впечатлениями c «Известиями» специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. — Эта небольшая коллекция украшений на самом деле отражает огромное уважение искусства к Юрию Алексеевичу Гагарину. Я помню 12 апреля 1961 года. Мы с одноклассниками сорвались с уроков, сметая по пути парты, учителей. Нам надо было мчаться на Красную площадь. А там уже была какая-то невероятная манифестация счастья. Вот супрематисты — это люди, мечтающие о счастье. В этом смысле Гагарин и был той самой мечтой.

123

Несколько своих работ Надя Леже подарила физикам-ядерщикам, эти мозаичные произведения можно увидеть в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, добавил Швыдкой.

Броши из космической коллекции не всегда были только музейными экспонатами, Надя Леже не раз появлялась с ними на торжественных мероприятиях. После того как драгоценности были подарены СССР, лишь однажды, в 1995 году, 12 украшений этого выдающегося комплекта экспонировались в Музеях Кремля. Это была выставка «Прикладное искусство Франции XVII–XX веков. От барокко до супрематизма». Сейчас у любителей авангарда есть возможность рассмотреть все предметы, собранные в одной экспозиции.

Выставка в Оружейной палате работает до 1 сентября.




0 👁 1 401

Джеймс Уэбб

В космической промышленности широко используется золото. Почему же используется именно золото? Потому что, в отличие от меди или серебра, золото не поддается коррозии .В цехах испытаний и сборки космических аппаратов много крупных деталей, покрытых золотом. Всё – из-за уникальных свойств этого металла.

Золотой шлем.

Благородный металл активно используют в космической промышленности. Все скафандры космонавтов обязательно должны быть оборудованы светофильтрами с напылением из чистого золота. Например, у космонавта Алексея Леонова был шлем, покрытый тонким слоем серебра. Это создало много проблем: свет был невероятно ярким, и нижняя часть лица мгновенно нагревалась. После этого выбор разработчиков был сделан в пользу золота.​

2. Золотое напыление.

Фольга золотого цвета защищает летательные аппараты от высоких температур и позволяет избежать коррозии. Специалисты создали специальную пленку для космических объектов. Они часто используют каптон, как исходный материал, на который наносится тонкий слой золота, алюминия, серебра. Золотой пленкой обязательно покрывают окна космических шаттлов.​

3. Золотая пластинка.

На борту межпланетных зондов НАСА “Вояджер -1” (Voyager) и “Вояджер -2” есть пластинки, покрытые золотом. Это информационные диски с записью земных звуков и изображений. На диске есть приветствия на 55 языках, 50 голосов и звуков планеты, 116 фотографий земли, растений, пейзажей, животных. Это уникальная коллекция — послание нашим соседям с других планет. Именно золото защищает ценный диск от эрозии, которая возможна в результате воздействия космической пыли.

4. Золотое зеркало.

Самое знаменитое зеркало было собрано для космического телескопа «Джеймс Уэбб». Оно состоит из 18 сегментов в форме шестиугольников и весит 705 кг. Каждый участок зеркала сделан из бериллия и покрыт слоем золота, толщина которого 100 нанометров. Телескоп регистрирует инфракрасное излучение, которое эффективно отражается золотом. «Джеймс Уэбб» планируется запустить в 2018 году.​​

Золотые кубики.

В 2017 году Европейское космическое агентство и НАСА успешно продемонстрировали космический аппарат LISA Pathfinder. Благодаря ему ученые смогут фиксировать данные по распределению космической пыли, которая образуется от движения астероидов и комет. На борту этого аппарата в состоянии свободного падения находятся два кубика из золота и платины весом 2 кг. Главная миссия LISA Pathfinder – проверить способности аппарата летать с драгоценными кубиками и уточнить гравитационную постоянную G.

Церемония вручения «Оскара» — казалось бы, последнее место для поиска космических технологий, однако мало кто знает, что до недавнего времени лауреаты периодически приносили свои статуэтки на повторное покрытие золотом из-за сноса внешнего слоя — статуэтки теряли блеск.

В 2016 году на помощь Киноакадемии пришла компания «Эпнер», уже много лет работающая с NASA и использующая особый метод позолоты, который давно применяется в космической индустрии для покрытия телескопов. В отличие от традиционного метода позолоты при помощи распыления, этот метод гарантирует абсолютную прочность и блеск покрытия.

Читайте также: