Какие ювелирные заводы в красном на волге

Опубликовано: 20.04.2024

В этом поселке Костромской области производится почти треть ювелирных украшений России. Ремесло древнее, секреты передают из поколения в поколение. Только живут сейчас небогато, вровень со многими поселками нашей глубинки. Может, от того, что роскошь у россиян больше не в моде? Журнал «Огонек» пригляделся.

Исторически Красное-на-Волге — пристань в 35 километрах от Костромы. Но сегодня это множество ювелирных мастерских и магазинчиков с украшениями. Еще здесь три широкие улицы, с десяток мелких переулков, крутой спуск к Волге, два светофора и своя маленькая Красная площадь.

После гудящей предновогодней Москвы тут сразу понимаешь, что попал в стык между двумя мирами. Вроде милый тихий поселок, укутанный снегом, где даже школьники по-домашнему здороваются на улицах с незнакомцами. И в то же время — сплошные вывески ювелирных фабрик с рекламой украшений на каждом втором доме, а то и на деревянной избе. Что за странное сочетание и на кого это рассчитано, если рядом с ювелирными магазинами не видать лимузинов с заезжими покупателями?

Нет, это не Рио-де Жанейро, смеются местные жители, но это потому, что здесь лучше. Чем? А у нас спокойно и безопасно. Этим гордятся — дети сами ходят в школу и до темноты катаются на коньках на сельском пруду.

— Конечно, у нас все знают друг друга,— объясняет секреты местной специфики Наталья Чистякова, сотрудник ОТК на одном из ювелирных предприятий.— Но наркоманов и алкоголиков в разы меньше и по другой причине — на ювелирном производстве работникам с трясущимися руками делать нечего. Работы точные, а это дисциплинирует.

Еще один штрих. Достаток родителей, как и везде, тут, конечно, разный, но в школах и детских садиках деления на «золотых» и «остальных» не чувствуется. В Красном, к примеру, никого не удивишь тем, что твой папа владелец ювелирного производства. Таких тут сотни: от крупных — с большими цехами и с штатом — до крохотных семейных фирмочек. Это, кстати, в лихие 90-е ставило в тупик даже братков: попробовав взять под контроль местную ювелирку, криминал быстро переключился на торговлю и заезжих заказчиков — в производстве-то, как оказалось, все свои.

— Это сейчас спокойно, ни одного нераскрытого преступления, а охрана приезжает в любое время суток за полторы минуты,— продолжает Наталья.— А когда в 90-е к нам «купцы» с чемоданами денег ездили, чтобы теми же чемоданами товар потом вывозить, ощущения были другие.

О тех временах вспоминают нечасто, но устойчивый стереотип — что, мол, все, кто занимается ювелирным делом, катаются как сыр в масле,— в Красном не действует. Кого ни спроси — ответят: мы не нищие, но с жиру не бесимся.

Поселок и сегодня попадает в криминальную хронику, хотя редко. А про воровство тут говорят так: если человек пришел, чтобы воровать, это сразу видно. А вообще работа затягивает: у нас все друг друга знают, и если кого поймают за руку, то он работу здесь больше не найдет никогда. Даже если в Кострому поедет, то и туда слава дойдет.

Воровства, иными словами, здесь не боятся, но есть иные напасти. Неожиданным потрясением в жизни поселка стала операция правоохранительных органов, когда накрыли подпольный цех по изготовлению поддельных украшений известных брендов.

Встречается и воровство авторских эскизов местных художников. Выходит, плагиат — хуже воровства?

— У нас очень неприятные суды по авторскому праву,— объясняет Ольга Синенко, руководитель частного ювелирного предприятия ИОРДАНЪ.— Причем воруют не изделия, воруют идеи, модели. И как выясняется, воруют люди, с которыми учились, случается, в одной школе. Они потом приходят с претензией — зачем на меня в суд подавать, я же твой одноклассник? Я говорю: так это же мое, у меня есть патенты. Ну, отвечают, а мы и не знали, что оно твое. Понимаете, это путь в никуда: ведь в Красном есть прекрасные мастера, но, к сожалению, над дизайном большинство производителей думает мало, в основном берут чужие идеи и копируют.

А вообще здесь много работают — начинают в предрассветных сумерках, заканчивают и за полночь. Ювелир — профессия творческая, а вдохновение приходит в разное время суток.

Ювелирная столица

История ювелирного ремесла в этих краях исчисляется не десятками лет и даже не сотнями лет. Когда раскапывали Дурасовское городище (это в нескольких километрах выше по Волге), археологи поразились: они не нашли ни одного предмета, связанного с земледелием,— сплошь фрагменты ювелирных украшений и инструментов. Иными словами, почти тысячу лет назад ювелирка уже была основным ремеслом для местных жителей из финно-угорского племени меря.

Почему здесь, на Волге, где нет рядом никаких рудников? Есть версия, что дело в таможне — рядом проходила граница Владимиро-Суздальского княжества, вот и оседал ценный металл, из которого делали обереги. Во всяком случае, в 1684 году в Серебряной палате Московского Кремля уже трудился Михаил Савельев, «кормовой золотарь» села Красного, а его земляки упоминались в списках мастеров золотого и серебряного дела, которые брали позволительные письма и пробы в Оружейной палате. Кстати, к тому времени Красное-на-Волге уже принадлежало российскому казначейству: у боярина Воронцова его изъяли в опричнину, а потом передали царской семье.

Всплеск ювелирного промысла пришелся на рубеж XVII–XVIII веков: до этого серебро везли из Голландии. Когда же при Петре I производство металла наладили, в Красном и окрестных деревнях кустари мигом сориентировались на человека из простонародья, который мог купить на ярмарках недорогие серебряные сережки, брелоки, подвески и, конечно, нательные крестики — ими мастера-крестечники снабжали чуть ли не всю страну.

Все это создавалось при лучине на верстаке, вокруг собиралось семейство, каждый выполнял какую-то операцию. Дети 7–8 лет считались работниками — им платили жалованье. Скупали продукцию купцы-прасолы — тогдашние оптовики. Но нередко торговлей занимался кто-то из членов семьи или артели. Что делали? Украшения из серебра с позолотой или медные — с позолотой и вставками из цветного стекла в технике горячей эмали (раньше была очень распространена, а теперь исчезает — затратно). Но особо востребована была скань (от древнерусского «скати» — сучить, скручивать нить из несколько прядей) — особая ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается тончайший узор из проволоки, золотой, серебряной или медной, создавая кружево из металла.

Как дешевый ширпотреб стал искусством? А пришла конкуренция: в конце XIX века хлынула недорогая продукция из Германии. Чтобы поддержать своего производителя, в 1904 году была основана Художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела (ныне КУХОМ). Принимали детей с 12 лет, учили три года. Деньги собрало земства, преподавать приехали выпускники московской Строгановки — молодые, амбициозные. Они принесли новые ювелирные техники и зафиксировали принципы «красносельской скани», которая стала визитной карточкой.

— Появились мастера-художники, которые не только повторяли узоры моделей, но и проектировали их самостоятельно,— рассказывает сотрудник Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства Анна Уткина. Она водит по бывшим классам и мастерским училища, где теперь экспозиция музея, и объясняет: — Изделия стали отличаться от кустарных, возник новый ассортимент.

Серебро для диктатуры пролетариата

Революционный 1917 год поначалу красносельских кустарей не затронул. Но со временем новая власть добралась и до них: сначала увеличила пошлину за клеймение серебряных изделий аж в 40 раз, затем и вовсе собралась ликвидировать здешний промысел, так как большая часть изделий предназначалась для церковных нужд. Но вмешался его величество случай: Красная армия меняла эмблему на головных уборах — вместо плуга и молота на буденовках и фуражках должна была появиться пятиконечная звезда с серпом и молотом. Заказ был срочный, но за него никто не хотел браться. А вот делегации ходоков-красносёлов удалось уговорить отдел снабжения Московского комиссариата по военным делам доверить им изготовление 100 тысяч красноармейских звездочек.

Работа была выполнена в срок, после чего в село приехал нарком Луначарский с инспекцией работы партийной ячейки. Его поразило, как зажиточно тут живут: множество каменных домов с ремесленными мастерскими, купеческие особняки, два белокаменных храма и даже памятник царю Александру II. По возвращении в Москву нарком написал: «Нет сомнений, что в Красносельской и Семеновской волостях есть люди, от которых попахивает миллионами».

Итог: в июле 1919-го в селе появился карательный отряд Френкеля из Ярославского ЧК якобы для борьбы с контрреволюцией, а на деле для экспроприации остатков металла, что местные мастера припрятали до лучших времен. Чекисты заходили в те дома, которые казались богатыми, брали заложников, предлагая отпустить их в обмен на сдачу золота и серебра.

Заложников держали в подвалах бывшего магазина купцов Сорокиных (теперь это пристройка к местному Дому культуры). Кого не успели выкупить родные, расстреляли. Всего за три дня было убито 398 человек. Население обложили контрибуцией, в счет которой было получено деньгами 120 тысяч рублей, 100 тысяч — расписками, а 380 тысяч — золотыми и серебряными изделиями. После такой акции устрашения о ювелирных изделиях в Красном забыли: стали делать сковородки, пуговицы, скребницы для лошадей…

Выпуск ювелирки восстановился только в 1930-е: техника скани оказалась палочкой-выручалочкой — стране не хватало драгметалла, а напыление серебра на тонкую проволочку было и эффектным, и экономным. Уцелевшие от разгрома три артели объединили в ювелирную фабрику, затем — в завод, он и сейчас одно из главных предприятий района. Советская знать со временем тоже полюбила делать заказы на изделия в технике горячей эмали и скани — к памятным датам, для высокого руководства, к визитам иностранных гостей.

Особой популярностью пользовались кубки внушительных размеров. Один такой изготовили к юбилею Леонида Брежнева, украсив парадным портретом генсека со всеми его орденами. А другой кубок сам Леонид Ильич вручил во время визита в США в 1973-м. Его изготовили со вставками портретов пяти президентов США, исполненных в стиле ростовской финифти. Кубок вызвал такой восторг за океаном, что даже хранился в Овальном зале Белого дома. Делать кубки в Красном с тех пор не разучились…

Красное-на-Волге — небольшой поселок не далеко от Костромы (35 км). Небольшой, да не простой! Девочки, держитесь. В этом небольшом поселке находится более 20 ювелирных, часть из которых стали известными брендами в России, а более скромные заводы и мастерские вас удивят ценами и дизайном! Заинтриговали? Ну тогда поехали!!

Музей Ювелирного искусства

Музей Ювелирного искусства

Музей Ювелирного искусства

Про Красное-на-Волге и его чудеса я уже слышала во время нашей первой поездки в Кострому (отзыв тут ). Но так как на тот момент мы были увлечены прогулками по городу, дальше Костромы мы так и не выбрались. Другое дело наша ноябрьская поездка: в этот раз путешествие было на машине. Ко всему прочему состоялась она накануне моего дня рождения. Почему бы за подарочком то не заехать?))
Поездке в Красное-на-Волге решено было посвятить полдня (да-да, мы честно пообещали, что дольше чем пол дня мы не будем ходить по магазинам), а вторую часть дня провести в Плесе. Эх, если бы не музей, то мы бы с Наташей ровно в пол дня уложились. Обещали Жене, он просто про музей не знал.

Красное-на-Волге совсем небольшой поселок, население которого насчитывает чуть более 7 тыс человек. Однако история его довольно длинная и интересная. Так, в Красном есть свои архитектурные достопримечательности, например, шатровая церковь Богоявления (1592 года). Также здесь сохранилось много домов начала 20-го века. Но конечно же не это влечет сюда знающих туристов. Издавна село славилось своими ювелирами. В 19-м веке ни одна российская выставка не проходила, чтобы там не были представлены красносельские изделия. Где заводы, там и магазины.
Перед поездкой мы проштудировали интернет и наметили себе те адреса, которые мы хотели посетить. В первую очередь мы хотели заехать в центр Красноград, где собраны магазины разных производителей, а также посетить музей Ювелирного искусства.

Красное-на-Волге: адреса достопримечательностей и магазинов


После активного шоппинга можно и подкрепиться, например здесь.


На подъезде в город мы заметили указатель к заводу Яшма, и решили повернуть на улицу Окружная. Припарковав машину около первого завода (это был завод Платина), мы зашли внутрь. Встретили нас там не очень приветливо, особенно узнав о том, что мы розничные покупатели. В шоу-руме не было ни одной цены, цены нам назвать отказались. При этом консультанты сказали нам, что мы можем что-то заказать, а потом приехать через пару недель за готовым изделием. Такой подход нас не устроил (еще бы, повторно ехать 400 км за ювелирным изделием). Мы сели в машину и отправились в сам поселок.

Изучив информацию о поселки, мы решили , что сразу нужно ехать на улицу Советская. Это центральная улица, где и сосредоточено все самое интересное.

В начале Советской улицы мы увидели большой торговый центр «Красноград». Представляете себе — торговый центр, а в нем только ювелирные магазины? Так и хочется вспомнить слова братца-кролика: «. только не бросай меня в терновый куст». Больше всего нам понравился магазин завода «Золотые узоры».

Музей Ювелирного искусства

Музей Ювелирного искусства

Музей Ювелирного искусства

Красноград

Красноград

Примерные цены на покупки:
Серьги из серебра — 500- 3200 рублей.
Кольцо из серебра — 1500 рублей (в среднем).
Цепочка коротка из серебра — 1200 рублей, длинная от 2000 р.
Подвеска золотая с бриллиантом 0,16 карата — 22 тысячи рублей.

Внутри фотографировать нельзя, поэтому делимся фотографиями своих покупок.

Красное на Волге. Покупки

Красное на Волге. Покупки

Красное на Волге. Покупки

Красное на Волге. Покупки

Красное на Волге. Покупки

Красное на Волге. Покупки

В магазине бренда Соколов Наташа купила пару сережек, цены там примерно такие же.

Покупки

Покупки

После того, как мы усилием воли смогли оторвать себя от покупок (а у меня попросту кончались деньги), мы отправились в музей Ювелирного искусства. Изначально, настроенные несколько скептично, были удивлены тем, что музей оказался большим и интересным. При покупке билетов мы заказали также и экскурсию по залам (стоила услуга всего 300 рублей со всех).

Музей безусловно заслуживает отдельного внимания и уж конечно стоит полтора часа затраченного на него времени.

Музей Ювелирного искусства

Музей Ювелирного искусства

Музей Ювелирного искусства

После осмотра музея мы покатались немного по городу, сфотографировали шатровую церковь Богоявления. Эта церковь является единственным сохранившимся шатровым храмом Костромской области. Построена она была еще в 1592 году, когда село Красное -на-Волге принадлежало Годуновым.

Вообще, если у вас будет время, то по Красному-на Волге можно даже заказать экскурсию - здесь работает небольшое туристическое агентство.

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

Проехавшись по поселку, мы увидели интересные домики, наверное ювелиров 19-начала 20-х веков.

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

В летнее время из Красного-на-Волге можно переправиться на пароме на другую сторону Волги.

Красное-на-Волге

Красное-на-Волге

Как добраться до Красного-на-Волге из Костромы

Если вы путешествуете без машины, вы можете добраться из Костромы до Красного —на-Волге на автобусе № 115, который производит рейсы около 6 раз в день. Расписание лучше уточнить по телефонам автовокзалов.
г. Кострома, автовокзал. Телефон: (4942) 22-02-33, 22-02-42
с. Красное-на-Волге, ул. Песочная, дом 1а (49432) 2-11-61
Кроме того, из Костромы можно доехать до Красного-на-Волге на такси (35 км будут стоить около 500 рублей).

Фото: пресс-служба SOKOLOV

Подобно итальянской Валенце, в России тоже существует свой центр ювелирного дела. Он расположен в местечке Красное-на-Волге, в 36 км от Костромы. Здесь производится примерно половина всех выпускаемых в нашей стране ювелирных изделий. Одним из крупнейших предприятий отрасли считается компания SOKOLOV. Ее основатель Алексей Соколов вырос в Красном-на-Волге, а его родители всю жизнь проработали на одном из местных ювелирных заводов. Семейная фирма Алексея и Елены Соколовых появилась в 1993 году (до 2014-го она называлась Diamant). Супруги начинали с так называемых «массовочных» украшений из золота с фианитами, позже добавились дизайнерские изделия более высокого сегмента — с драгоценными и полудрагоценными камнями, а в 2009 году, в связи со снижением покупательской способности в период кризиса, было решено освоить новое направление — продукцию из серебра. Самым молодым направлением компании стали мужские и женские часы под логотипом SOKOLOV, оснащенные швейцарскими механизмами Ronda и японскими Miyota, Citizen.

Производственный комплекс в Красном-на-Волге площадью 35 тыс. кв. м— крупнейший в России и во всей Восточной Европе. Это не просто современное градообразующее предприятие, но целый город в городе, в котором трудятся более 2500 человек, а годовой объем продукции превышает 9 млн единиц. В этом огромном ассортименте есть место как роскошным украшениям, в том числе коллекциям с бриллиантами и уникальным авторским предметам в технике витражной эмали и финифти, так и демократичным изделиям с поделочными камнями, керамикой, кристаллами Swarovski. В год компания выпускает три сезонных коллекции: осень-зима, весна-лето и летний круиз (этот запуск считают особенным, как в лучших мировых домах моды).

Продукция SOKOLOV хорошо известна в Европе — собственно, выход на европейский рынок вынудил основателей переименовать предприятие в SOKOLOV вместо Diamant. В Швейцарии с 2011 года работает офис ювелирной компании. Здесь же появились и первые магазины украшений. Первый, как «проба пера», был открыт в Берне в 2012-м — это был небольшой корнер в универмаге (через год он переехал в полноценный большой магазин в самом центре города). Далее последовали открытия в Люцерне и Фрибурге. «На сегодняшний день мы не планируем открывать розничные магазины в России. Это часть нашей бизнес-стратегии, основанная на модели дистрибуции, которая выстраивалась на протяжении многих лет: дистрибуция через партнеров в формате shop-in-shop позволяет создать качественный покупательский спрос без собственных магазинов», — объясняет директор по маркетингу Алексей Карев. Сегодня украшения SOKOLOV можно приобрести в более чем 8 тыс. ювелирных магазинах по всему миру.

Фото: пресс-служба SOKOLOV

В этом году компания учредила профессиональную премию «Гордость отрасли 2017», которая призвана выявить и поощрить лучших игроков в розничном ювелирном бизнесе России и стран СНГ. Магазины, в чьем ассортименте представлена продукция SOKOLOV, могут самостоятельно подать заявку на участие, далее пройти отбор на соответствие определенным критериям и войти в список для голосования. Право голосовать имеют только участники клуба покупателей mySOKOLOV. К концу августа более 329 тыс. голосов отданы за 580 торговых точек из восьми федеральных округов России, а также Белоруссии и Казахстана. Если покупатели выбирают победителя в номинации «Лучший ювелирный магазин», то эксперты компании SOKOLOV присуждают почетные звания «Надежный бизнес-партнер», «Открытие года» и «Совершенство в деталях».

Фото: пресс-служба SOKOLOV

Торжественная церемония награждения состоится 29 сентября 2017 года. Все победители получат статуэтку в виде кристалла от генерального партнера премии компании Swarovski, а также специальную рекламную кампанию.

Интерактивный музей ювелирного искусства, Красное-на-Волге, Костромская область

Наверное многие из Вас слышали о такой профессии как ювелир, но мало кто имел возможность прикоснуться к секретам технологического процесса и принять в нем непосредственное участие.

Макарычева

Светлана

Есть на Волге на широкой Красное село,

Его главное богатство-злато, серебро.

Из металла создаются нити, кружева

Прелесть - иней серебристый с зимнего окна!

Ремесло красы чудесной сканью там зовут,

Это редкое искусство во все мире чтут,

И сияют кружевами чаши и цветы,

И оклады для икон небесной чистоты.

Серьги, кольца всех красавиц в мире покорят,

Ярко, красочно, волшебно здесь они блестят.

Приезжайте непременно в Красное село,

Здесь сияет дивным блеском злато, серебро!

А на лавках сувенирных- россыпь украшений,

Их веками создаёт красносельский гений!

Времен связующая нить

Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать, не зря же ее назвали «красной», то есть «красивой». Кроме того, здесь сходились важные торговые пути, неподалеку, всего в тридцати пяти верстах, уже в XII веке была основана Кострома, так что жители Красного имели существенные экономические выгоды от расположения села. Как утверждают краеведы, с древнейших времен здесь находилась пристань, где останавливались купеческие струги.

На протяжении некоторого времени село принадлежало представителям фамилии Воронцовых-Вельяминовых, потомкам полулегендарного мурзы Чета, приехавшего из Орды, крестившегося и поступившего на службу к московскому великому князю. С тех пор Красное числилось дворцовым селом, пока не перешло в руки Годуновых, а в XVII веке вновь стало дворцовым.

Пришедшая к власти Екатерина II после воцарения щедро раздавала верным людям казенные имения. 30 ноября 1762 года она легкой рукой пожаловала «село Красное с 325 душами» бывшей при дворе фрейлине Прасковье Бутаковой и ее родному отставному ротмистру Петру Бутакову.

Уже вскоре вновь начался процесс закрепощения жителей Красного. В 1797 году Павел I пожаловал бывшему секретарю матушки А. В. Храповицкому 600 душ в Костромском уезде, в том числе 17 душ в интересующем нас селе. А несколько позже Красное было подарено А. И. Вяземскому за заслуги перед Отечеством и перешло по наследству к его сыну Петру. Петр Андреевич в Красном не жил, но часто бывал здесь.

Однако основную свою известность село получило как центр производства ювелирных изделий и бижутерии. Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах, а в 50-70-е г.г. XIX в. практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле». Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские.

На протяжении столетий особенность красносельского ювелирного промысла заключалась в сложившемся традиционном ассортименте ювелирных изделий, выпускаемых для небогатых слоев населения: серебряные и медные украшения, мелкая серебряная посуда, образки, кресты. Серьги, кольца, браслеты местного производства, украшенные эмалями и разноцветными камнями (вставками из цветного стекла) были просты и незатейливы по форме.Они замечательно дополняли костюм крестьянской женщины, поэтому и пользовались широким спросом. Красносельские мастера использовали наработанные годами технологии: штамповку с последующим эмалированием, литье, гравировку. Но в конце XIX в., когда в моду входит стиль «модерн», кустари по требованиям заказчиков вынуждены были подражать заграничным «модным» образцам . Расхождение с народными традициями при отсутствии специального образования у мастеров привело к снижению художественного уровня ювелирной продукции.

Для профессионального обучения детей кустарей ювелирному искусству в 1904г. в Красном была открыта Художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела. Среди прочих в мастерской было организовано и сканное дело.С 1904 по 1908 гг. сканное мастерство преподавал Павел Асафович Чухин, успешно занимавшийся в Классе технического рисования и прошедший практику на ювелирных фабриках . В 1908 году Красносельская мастерская представила работы своих учащихся, в том числе и сканные, на Международной строительно-художественной выставке в Петербурге, где они подверглись критике со стороны дипломников Строгановского училища и жюри выставки. Возможно в связи с этим «для развития художественного направления Красносельской школы и мастерских, повышения качества и ценности выпускаемых художественных изделий, а также активизации учебы детей кустарей Министерство торговли и промышленности приняло решение о замене и укреплении руководства и художников-преподавателей школы» .

На должность преподавателя сканного дела был приглашен опытный мастер, сын костромского купца, Иов Алексеевич Дерябин. Он обучался сканно-эмальерному искусству в мастерской братьев Савельевых в Костроме и после окончания учебы около 11 лет работал в этой же мастерской, выполняя ответственные и сложные заказы для храмов и монастырей: ризы для икон, кресты, чаши для причастия и т.д. Согласно отчетам Художественно-ремесленной учебной мастерской Дерябин был принят в штат преподавателей 1 февраля 1908 г. По воспоминаниям он был «искусным организатором», и с его приходом скань получила мощный импульс, а работы учащихся, выполненные в технике скани и эмали, стали гордостью Учебной мастерской. На всех последующих российских и международных выставках они оценивались очень высоко. Так, например, в 1910г . Красносельская мастерская участвовала на Южно-русской областной выставке в Екатеринославе, и ей была присуждена большая золотая медаль. В альбоме выставки отмечено, что Красносельская мастерская «экспонировала замечательные по творчеству изделия из серебра, золота и меди», а на фотографиях альбома представлены в том числе и изделия учащихся, выполненные в технике скани и эмали. В 1911 году работы учащихся были отправлены на международную выставку в Турин и в номинации «Ювелирные работы, драгоценные металлы и камни» были отмечены Почетным дипломом .

Впоследствии при Художественно-ремесленной мастерской из выпускников 1908/1909 гг. была организована трудовая артель. «Эта артель подчинялась Красносельской мастерской, работы проводились в ее помещении, изделия изготовлялись по эскизам художников-преподавателей мастерской и сбывались через Костромской кустарный склад». В 1912г. был издан иллюстрированный каталог ювелирных изделий, вырабатываемых артелью, в котором было представлено около 300 видов образцов, выполненных в разнообразных техниках: литья, чеканки, скани, эмали. Таким образом, первые красносельские сканные изделия – это работы учащихся Художественно-ремесленной учебной мастерской и работников трудовой артели. После революции мастерская подвергается преобразованиям. В 1923г. школа была переведена в Кострому, а преподаватели разъехались. В Красном остались только И.А. Дерябин и И.И.Ковшов (мастер по посудному делу). Через год учебное заведение было возвращено, а в 1928 г. реорганизовано в ФЗУ по подготовке слесарей и токарей.

С 1929 по 1935гг. в красносельском ювелирном производстве произошли значительные перемены. Если до 1929г.,особенно в период НЭПа, красносельские кустари выполняли всевозможные значки, броши, серьги, браслеты из драгоценных и цветных металлов и в большом количестве медные посеребренные и позолоченные чайные ложки, то с 1930г. спрос на эти изделия прекратился, да и достать металл – серебро, золото, цветной металл, было трудно. Организованный в 1924г. в Костроме промысловый союз «Коскопромсоюз» был ликвидирован в 1929г. Вместо него был создан «Стромсоюз», т.е. союз, объединяющий строительные артели и артели, добывающие стройматериалы: гравий, камень, кирпич . Артели же красносельского куста входили в Разнопромсоюз, находящийся в г. Ярославле. Этот союз был не в состоянии обеспечить красносельские артели сырьем для производства ювелирных изделий, т.е. не было центрального снабженческого органа.

К 1930г. во всех крупных артелях Красноселья (в с.Красном, Подольском, Сидоровском) были организованы общие мастерские, надомный труд был почти прекращен. В мастерских вырабатывали броши «слоники», «кошечки», «бабочки» из белой жести и из черного железа, окрашенные в разные цвета лаками. По воспоминаниям Князькова И.И.,бывшего председателя правления Костромского металлопромсоюза в 1931-1935 гг., такую продукцию покупали неохотно, и впоследствии правлению совместно с ревизиционной комиссией «немало железного товара пришлось закопать в землю» .

В начале 30-х гг. положение в ювелирном производстве осложнилось тем, что на базе красносельской артели был организован промколхоз «Красный Кустарь», за которым была закреплена земля со всеми сельхозугодьями. Мастера должны были в первую очередь выполнять сельскохозяйственные работы, а ювелирным делом заниматься в свободное время. Именно тогда возникла потребность в выпуске изделий нового образца, выполнение которых не требовало бы значительных затрат металла и сложного оборудования. Большой интерес к красносельскому ювелирному промыслу проявили торговые объединения художественных изделий г. Москвы. Руководство Мосторга и Всехудожника предложили красносельскому кусту заказ на выпуск изделий художественного характера, а представители Всекопромметаллсоюза пообещали поставки меди и серебра для их производства .

7 октября 1934г. прошло расширенное совещание промколхозов Красносельского куста, на котором было решено организовать в красносельском промколхозе специальный цех по выработке художественных изделий и возобновить при нем сканно-эмальерное дело . В качестве руководителя сканно-эмальерного цеха был приглашен И.А. Дерябин. Ему также было поручено набрать и обучить способных кустарей, чтобы впоследствии они сами могли работать инструкторами в других промколхозах. По воспоминаниям красносельского краеведа Грустливого Н.С. организовать сканное производство в Красном помог руководитель Ювелирторга Кузин Иван Степанович . Ранее он работал в фирме Хлебникова и его спецификой были ювелирные изделия в традиционном русском стиле, изумительны по красоте его работы с перегородчатыми эмалями . Кузин сам организовал и возглавил базу Ювелирторга, поэтому он ездил по стране и координировал работу мастерских . Приехав в Красное, он предложил наладить выпуск сканных изделий, возможно потому что скань – технология, не требующая больших затрат металла, и в то же время отвечающая веяниям нового времени. И.А.Дерябин набрал группу: около 10 человек мужчин и женщин, которых начал обучать искусству скани. В течение года технология была освоена. Первые сканные изделия артели: подстаканники, пряжки, розетки были выполнены Дерябиным и его учениками. С этого времени сканно-эмальерное производство стало быстро развиваться.

В 1936г. красносельские сканные изделия был представлены на Ярославской областной выставке изделий промкооперации , а в 1937г. на Всемирной Парижской выставке красносельские изделия из скани были удостоены золотой медали . Газета «Северный рабочий» в номере от 8.08.1939г. писала: «Художественная продукция Красносельского района расходится во все концы Советского Союза. Иов Алексеевич воспитал много учеников, и во многом благодаря ему скань стала узнаваемой техникой красносельского ювелирного производства и прославила п. Красное-на-Волге не только в нашей стране, но и за рубежом. Умер мастер в возрасте 68 лет в бедности. Похоронен на красносельской земле. 16 октября 2019 года в п.Красное-на-Волге состоялось торжественное открытие памятника И.А. Дерябина.

С тех пор Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства, а красносельская скань заняла прочное место в российской ювелирной промышленности.


Наша профессия-уверенность в будущем.

Для обучения и трудоустройства в качестве мастера-ювелира в нашем поселке созданы все необходимые условия:

1) обучение в МБОУДО "Красносельская Хш им. В.Г. Ситникова". На протяжении многих лет художественная школа сохраняет лидирующие позиции среди ведущих школ Костромской области. Выпускники школы успешно поступают в художественные вузы страны;

2) обучение в Красносельском училище художественной обработки металлов. В 2012 году Красносельское училище вернулось к своим истокам и вошло в состав Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. За более, чем 100 лет, КУХОМ не только сохранил традиции художественной Строгановской школы, красносельского ювелирного промысла, но и преумножил их, подготавливая высококлассных специалистов для современных предприятий, Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. ;

3) возможность трудоустройства на ювелирные заводы и предприятия поселка.

Интерактивный музей ювелирного искусства


Имея богатое культурное наследие и огромное желание популяризации ювелирного промысла с целью привлечения туристического потока, в 2010 году был открыт "Интерактивный музей ювелирного искусства".

Интерактивный музей ювелирного искусства - это муниципальное учреждение культуры, учредителем которого является администрация Красносельского муниципального района Костромской области. Наверное многие из Вас слышали о профессии ювелир, но не многие имели возможность побывать на настоящем ювелирном производстве. В нашем Интерактивном музее вы узнаете процесс изготовления ювелирных украшений и познакомитесь с различными ювелирными техниками, а приняв участие в разнообразных интерактивных ювелирных программах, почувствуете себя настоящими мастерами-ювелирами. Каждый год сотрудники музея разрабатывают новые интерактивные программы, являющиеся отдельными этапами современного ювелирного производства. Кроме того гостям нашего поселка мы предлагаем совершить увлекательную обзорную экскурсию по п. Красное-на-Волге с посещением храма Богоявления, 1592 года постройки, являющегося одной из главных архитектурных достопримечательностей нашего поселка. Еще одной услугой музея является программа для детей "День рождения в музее", которая подобрана с учетом возраста именинника, и включает в себя развлекательную часть и практическую ювелирную. Следует отметить и тот факт, что Интерактивный музей ювелирного искусства расположен в ювелирной зоне ТЦ Красноград, что позволяет нашим посетителям совершить увлекательный ювелирный шопинг. Здесь вас ждем широкий ассортимент ювелирных украшений от местных производителей по приятным ценам.

Костромская область, п. Красное-на-Волге, ул. Советская, д. 52, пав. №7

Читайте также: