Как привязать веревку к кольцу

Опубликовано: 21.04.2024

Как вязать узлы на веревке: схемы


Как вязать туристические веревочные узлы

Веревка – незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется. Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35 %, «восьмерка» – на 25 %, «булинь» – на 30 %. Помните, мокрая веревка теряет 10 % прочности, а если использовать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30 %.

Вяжем «прямой» узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т. е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т. е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.


Один из вариантов контрольного узла:



Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.

Узел «Стремя»

Узел может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.



Узел может используется при спасательных работах для торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Также используется для самостраховки на крючьях и для промежуточной страховки.

Туристские узлы: проводник, проводник-восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:


Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел чтобы получилась петля. Можно завязывать и в середине верёвки.

Этот узел очень прост в исполнении – практически он является простейшей незатягивающейся петлёй. Может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно затягивается, на жёсткой веревке ползёт. Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо. Для облегчения развязывания после использования можно предварительно вставить в плетение узла какой-либо предмет. При высокой вероятности переменных нагрузок рекомендуется вязатьконтрольный узел.

Такой узел приводит к снижению прочности верёвки на 30-40%.

Этот узел можно рассматривать как подготовительный перед изучением следующего узла – проводник восьмёрка.

Как взять узел проводник-восьмерка? Схема:


Вяжется одной веревкой. Представляет собой модификацию простого проводника. Следует сделать петлёй на пол-оборота больше и ввести её в узел с другой стороны. Этот узел также можно завязать одним концом. Контрольный узел здесь не требуется. Сфера применения узла проводник восьмёрка аналогична простому проводнику.

Снижение прочности верёвки в узле составляет 25-35%.

Можно добавить, что существует ещё и проводник девятка – дополнительные пол-оборота петли, но он применяется довольно редко.

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.



Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.

Узел грепвайн

Грепвайн – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. После узлы стягиваются.


Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.

Узел «Срединный» (австрийский проводник)

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за нужный участок, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка, вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел, нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность даже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».

В отличие от всех узлов описанных выше, штык не относится к незатягивающемся петлям. Однако область применения этих узлов сходна. Он используется для закрепления верёвок к опорам и грузов к верёвкам.

Важной особенностью этого узла является то, что его можно завязать под нагрузкой. После снятия нагрузки штык очень легко развязывается – он вообще не затягивается!

Обратите внимание на удивительно простую схему узла! Количество петель верёвки вокруг грузового конца может быть любым, но не менее двух.


Вязка контрольного узла обязательна!

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.


Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

    для завязывания двух веревок одинакового диаметра; для связывания веревок разного диаметра; для создания петель; для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т. д.); для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.


Для транспортировки веревки удобно держать ее в компактном состоянии. Для этого используют несколько способов маркировки. Способом, показанным на рисунке I удобно маркировать короткие веревки, а способом, показанным на рисунке II – длинные.

Морские узлы для начинающих. Топ 5 самых полезных

Каждый мальчишка видит себя пиратом и бороздит морскую даль под «Веселым Роджером». Особенно после просмотра соответствующих фильмов. Старшее поколение наверняка помнит советскую экранизацию «Острова сокровищ» 1971 года. Это нечто невероятное! Для молодежи пиратский кумир Джонни Депп. Шляпы, повязки, костыли и конечно вязка морских узлов.

А ведь это не просто связанные вместе куски веревки. Крепко и красиво связать канат – настоящее морское искусство, овеянное древностью. Думаете, в современном мире морские узлы не нужны? Расскажите об этом морякам J Тем более что кроме ВМФ и океанских лайнеров есть парусные яхты, катамараны и другие небольшие суда и суденышки. Узлы могут пригодяться туристам, предпочитающим отдыхать вдали от цивилизации.

Морские узлы для начинающих

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

· «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;

· «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;

· «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;

· «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;

· «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;

· «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;

· «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:

· Переплетающиеся или связанные концы – KNOT;

· Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND;

· Крепление ходовых концов к объекту – HITCH.

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. Англичане считают невозможным выход в море в пятницу, особенно, если число тринадцатое. Моряки идут на все, чтобы отменить плавание. Это связано с преданием о распятии Христа, которое по поверьям произошло в пятницу. Чиновники пытались бороться с суеверием, даже спустили на воду корабль с именем «Пятница». Судно проплавало недолго – пропало без вести вместе с экипажем.

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Морские узлы. Схемы вязки для начинающих

Практиковаться лучше на булине

Не сказать, что он самый простой 🙂 А вот важный, это да. Булинь состоит из элементов других узлов, поэтому считается универсальным. Или почти универсальным – страховки, швартовка, крепление тросов к гаку и многое другое. Еще один плюс заключается в возможности работать с любым материалом. Без разницы какой диаметр троса, да и материал не важен. Главное вязать правильно.

Плюсы схемы становятся очевидны после первых успешных завязываний – легко вязать и развязывать, не скользит по веревке, надежен. На первый взгляд схема кажется сложной, на самом деле делаем четыре операции:

· Формируем петлю сверху вниз;

· Пропускаем ходовой конец в петлю;

· Продеваем ходовой конец через петлю еще разок, пропуская сзади коренного;

· Затянем узел. Туго.

Нужно быстро распустить узел? Не вопрос – сдвигаем петлю по отношению к предварительно ослабленного коренного конца.

Булинь освоен, пора приступать ко второму по значению узлу – «восьмерке».

Классическая схема, пришедшая со времен открытия Америки. Название отражает форму от и до. Почему схему изучается в самом начале? Узел используют в качестве стопора или закрепляющего элемента. Как завязать морской узел на веревке? Легко и непринужденно 🙂 Последовательность такая:

· Берем ходовой и оборачиваем вокруг коренного конца. Теперь аккуратненько вытянем ходовой конец, сделав петлю;

— Пропускаем ходовой конец в петлю, но сначала заведем его за самого себя;

· Крепко стянем узел.

Теперь схема, называемая «прямым узлом».

Возраст древнейшего способа соединения тросов или веревок огромен. В Древней Греции и Риме его называли геркулесовым. Узел используют для связывания двух одинаковых по толщине тросов. Используется часто, но надежность не очень. Узел сползает при больших нагрузках или после попадания воды. Не стоит забывать об этом.

Принцип вязки не сложен: ходовой пускаем в одну сторону, коренной конец в противоположную. Такой узел и развязать не составит труда. Потянули концы в разные стороны и… вуаля! Если пустить концы в одном направлении, получится совсем ненадежная конструкция. Кстати, однонаправленный прямой узел называется «бабским» 🙂

ВАЖНО! Узлы могут ослабнуть самопроизвольно. Простые узлы снижают надежность крепления в два раза, прямые узлы крепко держат груз. Подобные узлы не используются в альпинизме, туризме или плавании на яхтах.

Схема простого полуштыка и штыка

Этот узел служит основой для многих более сложных конфигураций. Простой полуштык относят к незатягивающимся узлам. Схема надежна, способна держать сильное натяжение. Получается узел так:

· Ходовой конец обворачиваем вокруг предмета, на котором крепится трос;

· Теперь еще один обвод вокруг коренного и пропускаем конец через петлю;

· Соединим коренной и ходовой концы.

Простые штыки считаются дальнейшим развитием полуштыка. Фактически, узел образуется из двух простых полуштыков. Схему используют при швартовках судна или буксировке. Соответствующее назначение можно придумать и на суше. Не стоит вязать узел из большого количества полуузлов, максимум три. Толку ноль. Можно связать 4,5 или 6 полу схем в одну, надежность выше не станет.

Якорный узел

Напоследок рассмотрим, как вязать морской узел, который называют «якорным». Если предполагаете сильную нагрузку или подвес тяжелого предмета, используйте рыбацкий штык.

Схема пришла из древности – моряки крепили таким узлом якорь. Отсюда одно из названий.

Разница в первом полуштыке, который пропускаем внутрь шлага, охватывающего предмет.

Стать заправским мореходом или лихим пиратом сразу не выйдет. Даже, если научимся лихо вязать морские узлы 🙂 Но, доведенный до автоматизма навык поможет в бытовых ситуациях, на даче или в походе. Искусство вязания узлов зависит от постоянной практике. Успехов в освоении и попутного ветра!

Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями!

Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.


Рис. 15. Битенговый

Последовательность завязывания битенгового узла

1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.

2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.

3. Затянуть узел.

Выбленки – вантовые ступеньки из троса для подъема на мачты. Именно для их привязывания моряки парусных судов первоначально использовали этот узел. Кроме того, выбленочный узел используют для швартовки лодки, подачи нетяжелого груза на высоту, увязки поклажи, плетения сетей. Это надежный затягивающийся узел, хорошо держит нагрузку и не проскальзывает даже на гладких поверхностях. Однако нужно учитывать, что такие свойства узла проявляются, только если к нему приложена постоянная нагрузка, в противном случае он может ослабнуть и начнет проскальзывать. Существует два варианта завязывания выбленочного узла: первый используют, когда конец предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт, второй – когда трос обносят вокруг самого предмета.


Последовательность завязывания выбленочного узла

Вариант 1

1. В данном варианте узел может быть завязан как на конце, так и на середине троса.

2. Сформировать закрытую петлю с проходом корневого конца над ходовым концом троса и надеть его на опору.

3. Сформировать вторую закрытую петлю, пропустив ходовой конец под корневым концом троса и также надеть ее на опору.

4. Затянуть узел.

Вариант 2

1. Отступив от края троса, его ходовым концом сделать обнос вокруг опоры. Поднять по диагонали вверх свободный конец троса.

2. Сделать еще один оборот вокруг опоры, проведя ходовой конец троса под диагонально расположенной частью троса.

3. Затянуть узел.

Свое название этот морской узел получил от наклонного рея, закрепленного в верхней части мачты. Хотя в современном флоте для этой цели узел уже не используют, его продолжают применять тогда, когда необходимо быстро прикрепить трос к гладкому цилиндрическому предмету.


Рис. 17. Гафельный

Последовательность завязывания гафельного узла

1. Ходовым концом троса сделать двойной оборот вокруг опоры и обнести его вокруг корневого конца троса. Петли троса сильно не затягивать.

2. Провести трос между опорой и петлями троса.

3. Затянуть узел.

Узел «задвижной штык»

Узел известен и распространен не меньше, чем выбленочный. Он имеет больший диапазон применения: его вяжут для подъема длинноразмерных грузов на палубу или реи при установке дополнительных парусов, привязывают шлюпки к борту судна при их транспортировке. Как и многие затяжные узлы, «задвижной штык» хорошо работает только при наличии постоянной нагрузки, без которой он постепенно ослабевает и может развязаться. Однако этот узел имеет одну особенность, выгодно отличающую его от остальных узлов группы: он хорошо работает даже в тех случаях, когда тяга троса находится под острым углом или почти параллельна грузу. Узел прост в завязывании, хорошо выдерживает большие нагрузки. Надежность этого узла связана с его конструкцией и особенностью расположения шлагов при завязывании. Он состоит из трех шлагов, охватывающих груз, причем два из них вяжут со стороны приложения тяги.


Рис. 18. «Задвижной штык»

Последовательность завязывания узла «задвижной штык»

1. Ходовым концом троса сформировать шлаг вокруг груза с прохождением корневого конца над ходовым концом троса.

2. Поднять трос выше первого шлага и сделать еще один шлаг в противоположном направлении.

3. Провести ходовой конец троса под тросом, расположенным вдоль груза, и сделать третий шлаг.

4. Обвести свободный конец троса вокруг параллельного грузу участка троса.

5. Затянуть узел.

Название этого узла произошло от латинского названия разновидности удава, известного в зоологии, – боа констриктор. Среди затягивающихся узлов существует целая группа, имеющая сходные характеристики и сферу применения, что также нашло отражение в их названии: констриктор, двойной констриктор, питон. Такое название закрепилось за узлами благодаря тому, что в основе их конструкции лежат петли, охватывающие привязываемый предмет, что напоминает кольца удавов, убивающих свою жертву. Констриктор считается одним из самых сильно затягивающихся узлов, его превосходит только усиленная версия – двойной констриктор. Лучше всего его применять при соединении веревок и тросов с круглыми, не имеющими граней предметами. Но в то же время нужно учитывать, что это «одноразовый» узел, так как после приложения к нему сильной нагрузки развязать его будет практически невозможно. В современном морском деле констриктор из-за сложностей с развязыванием используют редко. В основном его применяют как временную марку, не допускающую расплетения тросов в случае их рассечения, или для пакетирования мягких тюков с грузом.


Рис. 19. Констриктор

Последовательность завязывания узла констриктор

1. Ходовым концом сделать оборот вокруг стойки и, обведя корневой конец троса по диагонали, провести его за первый шлаг.

2. Сделать второй шлаг и, проведя ходовой конец троса над корневым, завести в петлю, образованную вторым шлагом, снизу вверх.

3. Провести свободную часть троса в петлю, образованную первым шлагом.

4. Затянуть узел.

Это старинный морской узел, применяемый на парусных судах для крепления прямых дополнительных парусов к лисель-рейке. На данный момент узел выполняет вспомогательные задачи – им соединяют тросы с цилиндрическими предметами.


Рис. 20. Лисельный

Последовательность завязывания лисельного узла

1. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг опоры.

2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через две петли.

3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй петли, завести между тросом первой петли и опорой.

4. Затянуть узел.

Пал – это тумба из чугуна, бетона или деревянные сваи, забитые в грунт, за которые заводят швартовые. Из названия узла видно, что основная функция этого узла – закрепление тросов судна за швартовые приспособления на берегу. Узел очень прост в вязке и хорошо выдерживает постоянные и рывковые нагрузки.


Последовательность завязывания палового узла

1. Сложить ходовой конец открытой петлей и обвести вокруг опоры.

2. Петлю обвести вокруг корневого и ходового концов и сверху набросить на опору.

3. Затянуть узел.

Этот узел часто называют простой удавкой. Он очень быстро вяжется и предназначен для крепления троса к цилиндрическим предметам. Однако работать такое соединение будет только при наличии постоянной, равномерной нагрузки, приложенной к корневому концу троса. При прекращении тяги или же появлении переменной (рывковой) нагрузки узел начинает проскальзывать и ходовой конец троса выходит из-под корневого конца троса, что приводит к его самороспуску.


Рис. 22. Самозатягивающийся

Последовательность завязывания самозатягивающегося узла

1. Ходовым концом троса сделать шлаг вокруг опоры. Завести свободную часть троса между петлей и опорой.

2. Потянув за корневой конец троса, затянуть узел.

Удавка с полуштыками

Из всех затяжных узлов, применяемых в парусном флоте для работы с цилиндрическими грузами, удавку с полуштыками использовали чаще всего. Ее использовали для буксировки и подъема стеньг, гафелей, рей, для крепления снастей, крепления швартового. В современных условиях этот узел продолжают применять при такелажных работах, а также в тех случаях, когда нет возможности применять металлические стропа или есть опасность повреждения при погрузке не очень тяжелых круглых длинноразмерных грузов. Достаточно часто его применяют в лесной и строительной промышленности, где он известен под названием «лесной» или «бревенчатый узел». Такая популярность удавки с полуштыками обусловлена ее высокой надежностью, высокой степенью фиксации даже на скользких круглых предметах и в то же время щадящим по отношению к тросам характером узла. Несомненным плюсом этой удавки является и простота ее развязывания после снятия нагрузки. Но для того чтобы использовать все эти положительные качества и не допустить схода привязанного груза, необходимо правильно вязать и размещать этот узел. Удавку с полуштыками завязывают не на середине груза, а с небольшим смещением, и ходовой конец троса при выходе из узла тянется в сторону конца поднимаемого предмета, куда будет приложена тяга. Необходимо выбирать слабину между узлом и полуштыками и формировать их по ходу спуска троса.


Рис. 23. Удавка с полуштыками

Последовательность завязывания удавки с полуштыками

1. Ходовым концом троса сформировать вокруг груза открытую петлю. Сделать обвод вокруг корневого конца троса и завести его в закрытую петлю.

2. Ходовым концом троса сделать три-четыре оборота вокруг передней стороны петли и провести его через основную петлю в направлении конца груза, в сторону которого будет тяга.

3. Затянуть узел и сформировать вокруг груза два полуштыка в направлении приложения тяги.

Фаловый, как лисельный и гафельный узлы, получил свое название по наименованию парусных снастей, для крепления которых их применяли. Этим узлом в парусном флоте крепили к реям грот-марс-фал и фор-марс-фал элементы оснастки для управления прямыми парусами. Схемы завязывания фалового и лисельного узлов очень похожи и отличаются только количеством витков на привязываемой опоре: у фалового их делают три, а у лисельного – два. На сегодняшний момент фаловый узел используют в такелажных работах и в быту.


Последовательность завязывания фалового узла

1. Ходовым концом троса сделать три оборота вокруг опоры.

2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через три петли.

3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй и третьей петли, завести между тросом первой петли и опорой.

4. Затянуть узел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Галстучные узлы

Галстучные узлы Мы уже говорили о том, что в XIX веке завязывание галстука превратилось в целую науку, у которой были как свои теоретики, так и практики. Вслед за изменчивой модой появлялись все новые и новые разновидности узлов. Одни из них были постепенно забыты,

Морские узлы

Морские узлы Почти шесть тысяч лет назад в развитии человеческого общества произошло событие, по своему значению не менее важное, чем изобретение лука или плуга: люди создали первый парусный корабль, позволивший не только увеличить добычу пищи, но и осваивать новые

Узлы для утолщения веревки

Узлы для утолщения веревки Многократная восьмеркаМногократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому

Узлы-петли

Узлы-петли Затягивающиеся петли А сейчас рассмотрим некоторые разновидности узлов, относящихся к затягивающимся узлам-петлям.Скользящая глухая петляЭтот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании

Затягивающиеся петли

Затягивающиеся петли А сейчас рассмотрим некоторые разновидности узлов, относящихся к затягивающимся узлам-петлям.Скользящая глухая петляЭтот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная

Узлы-маркеры

Узлы-маркеры Узлы-марки во флоте используют для предотвращения разматывания бухт канатов, тросов и веревок, фиксации концов узлов, а также для недопущения распускания концов канатов и тросов, изготовления огонов, кнопов. Для наложения марок используют тонкие лини,

Рыболовные узлы

Рыболовные узлы Одним из старейших видов деятельности человека, требующих применения большого количества узлов и разнообразия их форм, является рыбная ловля и охота. Но если у современных охотников на первое место выходят технические средства добычи – огнестрельное

Узлы для привязывания крючков, приманок, грузил, кормушек

Узлы для привязывания крючков, приманок, грузил, кормушек АкулийЭто сложный узел, имеет большую тяговую прочность и используется для крепления крючков на синтетических лесках. Рис. 31. Акулий Последовательность завязывания акульего узла 1. Продеть леску через кольцо

Узлы-петли

Узлы-петли Английская петля (рыбацкая петля)Английскую петлю используют для привязывания грузил, поводков и т. д. Ее можно вязать на середине и на краю лески. Ее легко завязывать, и она неплохо держит нагрузку. Рис. 63. Английская петля (рыбацкая петля) Последовательность

Поводковые узлы

Поводковые узлы Для быстрого привязывания поводков к основной леске рыбаки применяют поводковые узлы.Поводковый на основе змеиного узла Рис. 70. Поводковый на основе змеиного узла Последовательность завязывания поводкового на основе змеиного узла 1. Сформировать

Охотничьи узлы

Охотничьи узлы Бегущий булиньБулинь – один из самых старых узлов, изобретенных человечеством. Он был известен еще древним египтянам и финикийцам. Бегущий булинь – это его разновидность с маленьким узлом, в который пропущен корневой конец. Он относится к простым

Узлы для обвязки

Узлы для обвязки Австралийский проводникАвстралийский проводник используют для организации точек крепления на базовой веревке, для изолирования поврежденного участка веревки, изготовления веревочных носилок, пристегивания среднего участника к связке, за что его

Вспомогательные узлы

Вспомогательные узлы Специальные вспомогательные узлы Среди вспомогательных в альпинистской практике отдельно выделяют группу специальных узлов, о которых речь пойдет ниже.Схватывающие узлыСхватывающие узлы – специальные узлы, применяемые в альпинизме, горном

Декоративные узлы

Декоративные узлы В эту группу собраны те узлы, основной задачей которых является не столько создание соединений из веревок или шнуров, сколько декоративные, эстетические, а иногда и мистические функции. Первые декоративные узлы появились еще в период неолита и до сих

Бытовые узлы

Бытовые узлы Двойной рифовый (бантик)Завязывая каждый день шнурки ботинок, пояс халата, косичку дочери бантиком или упаковывая сверток, мы не задумываемся, что используем один из морских узлов – двойной рифовый узел. Этот узел известен и под другими названиями.

Галстучные узлы

Галстучные узлы АскотЭтот узел получил наибольшую популярность в конце XIX – начале XX столетия в Англии и был назван в честь королевских скачек в городке Аскот близь Лондона. Узел относится к разряду универсальных – его используют как для завязывания галстуков, так

4. Затягивающиеся узлы.

Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”.

К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие.

Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.


Рис. 44. Самозатягивающийся узел

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.


Рис. 45. Самозатягивающийся узел
с полуштыком

Коровий узел (рис. 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.


Рис. 46. Коровий узел

Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.

Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.


Рис. 47. Глухая петля

Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса.

Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.

Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.


Рис. 48. Выбленочный узел:
а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный.

Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна.

В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга - там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов.

Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.

Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

“Констриктор” (рис. 50). “Боа констриктор” - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов.

В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. "Констриктор" хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим.

Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое.

С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”.

Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Двойной “констриктор” (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.


Рис. 51. Двойной "констриктор"

Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”.

Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.


Рис. 52. Питонов узел:

Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Пикетный узел (рис- 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Лисельный узел (рис. 56). На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях - лисель-спиртах.

Этим узлом лисель пришнуровывался штсртами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель” на грот-мачте или “фор-марсель” на фок-мачте.

Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.


Рис. 57. Фаловый узел

Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать.

Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.


Рис. 60. Стопорный узел.

Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.

Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.


Рис. 61. Качельный yзел

Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.

Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.


Рис. 62. Зигзаговый узел

Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт.

Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.


Рис. 63. Паловый узел

Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец.

Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.


Рис. 64. Битенговый узел

Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.

Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы.

Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.

Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета.

После того как петля обнесена ходовым концом 3—4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга- В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел.

Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. 65, б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.

Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки.

Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Виды узлов и их применение

Artem Musalitin


Узлы — это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Узлов существует огромное количество. В данной статье приведены узлы, которые могут пригодится во время занятия туризмом.

Узлы можно разделить на категории по их применению:

  • узлы для связывания веревок одинакового диаметра;
  • узлы для связывания веревок разного диаметра;
  • узлы для привязывания веревок к опоре;
  • узлы для страховки (незатягивающиеся петли);
  • специальные узлы;
  • вспомогательные узлы.

Узлы для связывания веревок одинакового диаметра


Веревочный узел для соединения веревок и тросов. Завязать такой узел совсем несложно, однако его можно использовать только при небольших нагрузках на веревку.

Он пользуется популярностью среди моряков, альпинистов и тех, кто часто упаковывает подарки.

Полезная рифма, чтобы запомнить последовательность: Правый над левым и левый над правым — будет ваш узел крепким и бравым.

Если вы не правильно завяжете прямой узел — у вас получится «бабий» узел



Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (или восьмерка как на рисунке), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны. После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся.

Грейпвайн, двойной рыбацкий узел, или кровавый узел


Надежный узел. Под нагрузкой сильно натягивается. Применяется для связывания веревок одинакового диаметра.
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. Узлы стягиваются. Контрольные узлы не вяжутся. При нагрузке сильно затягивается, а после её снятия развязывается с большим трудом

Узлы для связывания веревок разного диаметра


Старейший из известных человечеству узлов. Найденный археологами фрагмент рыболовной сети, вывязанной шкотовыми узлами был создан чуть более 9000 лет назад.

Узел имеет множество применений и названий: ткацкий, сеточный, ведёрный. Надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не следует, так как он скользит и может выхлестнуться из петли


Представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны.

При этом нужно следить за направлением обносов. Вначале в одну сторону, потом в другую. Если направления обносов не менять, то мы получим улучшенный бабий узел, не такой прочный, как академический.
Академический узел легче завязывать, если верёвка находится под натяжением. Данным узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать верёвкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на верёвке, не отпуская руками её концов, приходится прижимать коленом.
Достаточно надёжен как на верёвках из растительных материалов, так и синтетических тросах и лесках.


Надёжность брам-шкотовых узлов выше шкотовых, так как они при прекращении тяги на трос развязываются не сразу.

Отличия состоят в том, что петлю обносят ходовым концом не один, а два раза, а затем дважды пропускают её под коренной конец

Узлы для привязывания веревок к опоре


Обычная удавка идентична по своей структуре скользящему узлу за исключением того, что открытая петля образуется из длинного конца, а не короткого. Она используется как ловушка для поимки животных. Но это не висельная петля.

Булинь (bowline), беседочный узел


Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков.
Используется для крепления веревки на рельефе к различным кольцам, а также при обвязывании веревки вокруг опоры.
Вяжется одним концом веревки вокруг опоры.
Булинь известен своим коварством, так как неправильно завязанный узел похож по рисунку на правильный, но вместо этого может развязаться под нагрузкой. Неправильно завязанный — тот, в котором точка приложения нагрузки и одна из боковых веревок перепутаны местами («обхватывающая петля» огибает один из концов петли, а не грузовую веревку).
Булинь работает правильно только если нагрузка на боковые концы петли одинакова. Петля булиня не допускает приложения иной боковой нагрузки кроме основной веревки!
Также булинь тянется и требует обязательного применения контрольного узла.

Стремя (на опору) или Выбленочный узел


Стремянной узел, пришел в альпинизм (туризм) из морской практики. Моряки парусного флота, использовали такой способ завязывания, для крепления поперечных ступеней веревочных лестниц.
Флотское название такого крепежа, носило имя «выбленочное», по названию этих поперечин (выбленки).

Он являлся одним из основных веревочных способов, завязывания узлов.


Этот нехитрый, но надёжный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, а затем свободно развязать.
Позволяет завязать незатягивающуюся петлю. Максимальное число простых полуштыков в узле простой штык не должно превышать трёх, так как прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

Узлы для страховки (незатягивающиеся петли)


Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел Мягко вяжется на конце и в середине веревки, можно вязать одним концом


Используется для получения надежной петли, а также для закрепления веревки на рельефе. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь.

Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется.

Также из него может делаться карабинная удавка.


Отличается от восьмерки дополнительным обносом во время завязывания узла. Затянутый под нагрузкой плохо развязывается. Однако, девятка лучше восьмёрки именно тем, что её легче развязать после нагрузки.

Австрийский проводник, альпийская бабочка, серединный проводник, узел третьего


Используется для организации точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название.

Узел примечателен тем, что легко, по сравнению с восьмёркой, развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны.

Двойной проводник, Заячьи уши


Простой узел, не развязывающийся, используется когда из узла должно выходить две петли.

Специальные узлы


Петли узла в данном виде используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (само вылаз из трещин)


Узел назван по имени председателя Австрийского альпинистского клуба Карла Прусика, создавшего этот узел в 1931 году.

Он известен также под названием « схватывающий узел». Прусик долгое время использовался как основной узел для страховки по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста.

Узел Маршара так же известный как Klemheist ( Клемхейст)


Узел — автоблок, австрийский схватывающий узел или французский Прусик, назван в честь своего изобретателя, французкого альпиниста Сержа Маршара (Serge Marchard).

Применяется он в тех же целях, что и узел Прусика: в качестве страхующего узла при спуске по верёвке (заменяя тем самым механические блокирующие приспособления), при подъёме по верёвке (заменяя тем самым жумары) или для блокировки прогресса при протягивании веревки через блочные системы при наведении переправ или спусках/подъемах во время спасательных работ


При приложении нагрузки, карабин прижимается к основному фалу за счет репшнура. Это блокирует его перемещение. Снимая нагрузку, происходит движение узла вместе с карабином вдоль основной веревки.

Надежность узлу придает количество произведенных оборотов репшнура вокруг основного фала. Лучше использовать не менее 4 витков.
Был убран (90-е года прошлого века) из методичек (учебников) Германии и Австрии. Причиной послужило проскальзывание узла при нагрузке карабина, а не самой петли репшнура. По этому, для остановки падения, карабин отпускается. Такие свойства характерны всем узлам этого типа («схватывающие» карабинные или без использования карабинов), их нельзя удержать рукой, они проскальзывают и не имеют полной затяжки. Так, например классический узел Прусика, не был исключен из пособий. Хотя ему тек же свойственно такое поведение.


Считается хорошим, прочным узлом. Он безотказно держит, если к верёвке приложена тяга.

Полусхватывающий узел фактически представляет собой неправильный (перевёрнутый) штык, работающий в другом качестве.
Узел применяется для быстрого соединения верёвки с аль­пинистским карабином. Для этого на ходовом конце верёвки делается петля, которая путём перегиба в сторону коренного кош ц преобразуется в две закрытые петли. Трудно заменим полусхватывающий узел при вязке носилок для транспортировки постгадавшего. После снятия нагрузки полусхватывающий узел легко раз­вязать.

Вспомогательные узлы


Простейший узел для предотвращения развязывания узлов.


Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка — несколько оборотов концом верёвки вокруг сложенных колец). Незаменим при транспортировке верёвки.

Узел УИАА

Хотелось бы выделить этот узел отдельно. Его также называют итальянским выбленочным узлом, пожарным и узлом Мунтера.

Во французском варианте, Uni-pn Internationale des Associations Alpinisme, сокращенно UIAA (УИАА)


Стандартный тормозной узел УИАА, используется при страховке, спускании по вертикальным перилам (веревке), эвакуации пострадавших.

Большинством мировых альпинистских школ, рекомендуется к использованию, при невозможности применения специальных страховочно-спусковых приспособлений. Страхование таким способом, иногда считается более предпочтительной, чем использование «восьмерки».


Он получается в процессе небольшого изменения (одним из вариантов) узлов «стремя». Отличие заключается в создании большого трения, а не фиксации троса при его протягивании. Это происходит путем изменения геометрии узла, при вязании на карабин (лучше использовать специальные HMS модели, определенной формы).

При спуске на данном узле нужно уделить внимание тому, что свободный конец веревки находился с противоположной муфте стороне.

Например на видео вы можете увидеть как с помощью двойного УИАА (Super Munter) можно держать груз весом 272 кг, ощущая всего 3 кг (Test 4, на видео с 2:30).

Эффективность узла

Также хотелось упомянуть тему ослабления веревки узлами.

Данная характеристика называется эффективностью узла, которая представляет собой остаточную прочность верёвки в узле от номинальной прочности верёвки, выраженная в процентах.

Силы, действующие на верёвку внутри узла, не распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность. В зависимости от узла, прочность верёвки обычно ослабевает на 30–60 %.

Прочность узла зависит от материала веревки, от способа плетения, от диаметра, нагрузки, направления нагрузки, вида узла и других условий.

  • Узлы на мокрой веревке менее прочны на приблизительно 25 %.
  • Чем тоньше веревка, тем менее прочен узел.
  • Если материал веревки более скользкий, то узел менее прочен.
  • Чем жёстче материал веревки, тем менее прочен узел.

Послесловие


Данный узел называется узлом дальнобойщиика.
Как становится понятно из названия — используется в основном водителями. Хорошо подходит для привязывания груза к крыше или багажнику автомобиля. Размер каждой из петель меняют в зависимости от необходимости.

Следующее видео о людях у которых проблемы с завязыванием данного узла :)

Вообще без рюкзаков, можно ехать хоть с чемоданом, переходы налегке

В основном налегке, но есть переходы и с рюкзаком

Поход с полноценными ходовыми днями под рюкзаком, переходы 7-15 км, вещи с собой, в том числе еда и общественное снаряжение

Походы-восхождения с акклиматизацией, походы с технически сложными или длинными переходами (20+ км)

Походы только для опытных туристов или восхождения свыше 4000м, требующие специальных альпинистских навыков

Туристические узлы: часть 2


Если вы уже ознакомились с нашей статьей о том, как вязать туристические узлы, предлагаем прочитать новую статью, в которой тема узлов раскрывается более подробно. Мы поговорим об узлах булинь, восьмерка, штоковом, змеином, грейпвайне, встречном, плоском и других.

Узлы для вязания петель и соединения веревок

Булинь или, как его еще называют, "беседочный" представляет собой один из наиболее важных узлов, независимо от того, где находится человек - в воздухе, на суше или на воде. Его задача заключается в получении петли в конце веревки. Узел булинь позволяет прикреплять грузы с помощью карабина или другой веревки. Беседочный узел предпочтительнее многих других в плане безопасности, а также простоты завязывания и развязывания, что позволяет использовать его в экстремальных условиях и ситуациях.

Связываем петлю узлом булинь

Перед тем как начать вязать более сложные узлы, рекомендуется изучить беседочный, так как он служит основой для понимания других вариантов. Помимо этого, такой узел универсален и может быть использован для связывания двух веревок или закрепления на опоре. Для того чтобы быстро завязать его в походных условиях, нужно хорошо ориентироваться в веревке, не только удобно устроившись в кресле у себя дома, но и на влажной сырой земле под дождем. В походе на Эльбрусе некогда вспоминать, как завязать булинь. При низкой температуре, даже если знать процесс, с замершими пальцами сделать это будет намного труднее.

Для того что бы понять, как вязать булинь, его лучше всего ассоциировать с петлей на веревке. Существует множество стилей завязывания узла, от которых зависит скорость и удобство. Чтобы найти выход из любой ситуации нужно научиться представлять конечный результат. Понимание структуры позволит завязывать как одинарный, так и двойной узел булинь без инструкции, выработав собственный стиль.

Для того чтобы понять, как вязать узел булинь, нужно придерживаться такой последовательности:

  • положите веревку на стол или другую поверхность (во время обучения), так чтобы один из концов был под правой, а другой под левой рукой;
  • образуйте петлю ближе к левой руке, так чтобы правый конец был верхним, и проденьте его через тыльную сторону;
  • обведите свободный конец по тыльной стороне веревки и проденьте его через верхнюю часть петли;
  • затяните узел.

Для завязывая двойного узла булинь также придерживайтесь пошаговой инструкции:

  • положите веревку на поверхность, так чтобы сдвоенный конец был под правой рукой;
  • сложите веревку вдвое;
  • образуйте такую же, как и для одинарного узла петлю;
  • проденьте через тыльную сторону петли сдвоенный конец;
  • проведите между веревок сдвоенного конца новообразовавшуюся по правую руку петлю.

двойной булинь

Связываем петлю узлом восьмерка

Узел восьмерка применяется для вязания петли и последующего зацепления грузов. Вообще это один из наиболее используемых узлов в альпинизме, например, при восхождениях в Непале. Такая петля не сдвигается и не затягивается, обеспечивая надежную основу. Узел восьмерка завязывается как для крепления рыбацких крючков на леске, так и для карабинов, используемых альпинистами. Существует два варианта узла: одинарный и двойной. Перед тем как научиться завязывать петлю, нужно изучить более простой вариант узла восьмерки:

  • проведите правый конец веревки сначала над, а за тем под ней, образовав петлю;
  • через верх полученной незакрепленной петли просуньте тот же конец;
  • затяните узел.

Узел восьмерка

Двойная же восьмерка выступает в качестве узла, который позволяет создать незатягивающуюся петлю:

  • сложите веревку вдвое;
  • при помощи сдвоенного конца образуйте петлю, проведя его сначала над, а затем под веревкой;
  • вытащите сдвоенный конец веревки через тыльную часть петли;
  • затяните узел.

Двойная восьмерка

Связываем петлю узлом проводник

Узел проводник завязывается для образования петель, выступающих как точки крепления. Для создания такой петли нужно:

  • сложить веревку вдвое;
  • из сложенной вдвое веревки завязать простой узел;
  • затянуть и завязать при помощи оставшегося конца простой контрольный узел.

завязываем узел проводник

Связываем скользящую петлю

Скользящий применяется как узел для завязывания петли. Для ее создания понадобится:

  • сделать на веревке простой узел;
  • продеть конец веревки в образованную узлом петлю;
  • завязать стопорный узел, сдерживающий петлю, на свободном конце.

скользящая петля

Связываем веревки шкотовым узлом

Шкотовый узел применяется для скрепления двух концов. Перед тем как завязать шкотовый узел, стоит запомнить, что его применение на синтетических тросах небезопасно. Так как синтетические волокна скользкие, узел может легко развязаться. Шкотовый используют лишь для натуральных веревок, находящихся под нагрузкой.

шкотовый узел

Для того чтобы завязать этот узел, нужно:

  • конец одной из веревок (на изображении находится слева) сложить в петлю;
  • через тыльную сторону веревки провести конец второй (на изображении справа);
  • обвести правой веревкой сложенную в петлю левую;
  • провести конец правой веревки в образованную ей же петлю.

Связываем веревки ткацким узлом

Для связывания двух веревок между собой можно использовать и ткацкий узел. Его также называют текстильным, так как изначально применялся для скрепления нитей.

узел ткацкий

Для того что бы завязать такой узел как ткацкий, понадобится:

  • завязать на конце одной из веревок простой узел, пропустив через образованную снизу петлю конец второй, оставив запас длины для страховочных узлов;
  • повторить действие со второй веревкой, но образовав петлю сверху;
  • затянуть узел;
  • образовать страховочные узлы из оставшихся концов в таком же порядке.

Связываем веревки узлом грейпвайн

Для того чтобы понять как вязать узел грейпвайн, достаточно ознакомиться с предыдущей инструкцией. Грепвайн представляет собой тот же ткацкий для скрепления двух веревок, но без страховочных узлов.

завязать узел грейпвайн

Связываем веревки змеиным узлом

Змеиный узел – это еще один вариант, используемый для соединения двух концов. Применяется для нейлоновых нитей и имеет высокую надежность. Второе название – кровавый. Оно обосновывается тем, что в прошлом узел использовали для завязывания петли на виселице.

Змеиный узел

Для завязывания узла нужно:

  • расположить веревки параллельно;
  • обвести конец одной веревки вокруг другой через верх трижды;
  • сделать то же самое для другой веревки, за исключением того, что обводить здесь уже нужно через низ;
  • концы продеть в образованное между веревками кольцо;
  • потянуть за основы веревок, после чего узел легко затянется.

Связываем веревки встречным узлом

Встречный узел вяжется как соединитель для двух веревок. С его помощью можно совмещать веревки любых диаметров. Пошаговая инструкция о том, как завязывать встречный узел:

  • завязать на одной из веревок простой узел;
  • продеть через правое «ухо» конец второй веревки;
  • вывести конец второй веревки через верх и снизу обвести первую;
  • продеть конец второй веревки через образованную двойную петлю;
  • затянуть узел.

Встречный узел

Связываем веревки плоским узлом

Вариант того, как связать две веревки вместе предлагает также и плоский узел. Его схема максимально проста. Для завязывания плоского узла нужно:

  • скрестить две веревки;
  • обвязать одной из веревок вторую;
  • повторить предыдущий шаг с оставшимися концами веревки (так что бы концы первой выходили из петли, образованной второй веревкой).
  • затянуть узел, потянув за концы веревок, а затем за основы.

плоский узел

Существует множество вариантов завязывания петель и скрепления двух веревок между собой. Каждый из них предлагает подобный результат, но с использованием своих особенностей. Высокая сложность выполнения узла говорит о большей надежности. Простые же имеют свой плюс в плане скорости, но не могут обеспечить надежное крепление на всех материалах. Прочитать о других видах туристических узлов можно здесь.

Интересное видео об узлах для любознательных:

Другие статьи


Тропы Крыма – ТОП-10 пеших и горных маршрутов

Крым – это не только курорт, пляж, море и релакс. Полуостров славится туристическими тропами. Сколько на этом пространстве земли гор, мысов, пещер и водопадов, столько и троп к каждому природному объекту. Важно правильно рассчитать .


5 способов правильно развести костер в походе

В далекие докайнозойские времена костер был единственным способом для обогрева и готовки пищи в походных условиях. Сегодня мы имеем в распоряжении широкий спектр оборудования для готовки в дикой среде, но костер не теряет своего шарма. Как .


Вода в походе: бутылки, фляги и питьевые системы

Азы правильной походной тактики закладываются еще в детстве, помните: “Не пей из копытца - козленочком станешь, вот дойдем до колодца, там и напьешься”? Сказки об Иванушке могло бы и не существовать, если бы Аленушка запасла .


Как переходить броды

“Самое время перейти эту реку вброд” (Б. Гребенщиков) Добрый день, друзья! Поговорим сегодня о том, где и как правильно переходить реку. Для удачного перехода нужно правильно выбрать место и даже время. В дождь вода .

Читайте также: