Как называется золотая нитка

Опубликовано: 25.03.2024

Изначально этот вид вышивки был по‑настоящему драгоценным — он выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур , шёлк , «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.

Аватар

Драгоценное шитьё: история

Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.



Фото: hands-across-the-sea-samplers.com

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.



Фото: honorbeforevictory.com

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.



Фото: jessicagrimm.com

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.



Фото: sarahhomfray.com



Фото: potos.miarroba.com


22 редких и необычных вида рукоделия

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.



Фото: kathleenlaurelsage.co.uk



Фото: @nazarkinamasha

По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.



Фото: @submarina707



Фото: imperiya. by

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.



Фото: @juliet_mikecharlie



Фото: @submarina707


Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих


Золотное шитьё: учимся азам



Фото: @submarina707

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы

1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.


3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

Шов в прикреп:

Вышивка по настилу:

Вышивка по картону (подложке):

Метанит: красота, блеск и богатство золота

Каждый день, путешествуя вокруг Земли, Солнце плело тончайшие нити, которые затем упали на землю и превратились в золото. Именно так когда-то объясняли происхождение желтого сверкающего металла представители древнейших цивилизаций. Неудивительно, что золото долгое время ассоциировалось с солнцем и богами, а богатые знатные люди старались уподобиться божествам и украсить свои жилища и самих себя золотыми изделиями.

Сначала мастера и умельцы научились делать из золота всевозможные украшения, а затем сумели вернуть металл в «первоначальное состояние» - начали вытягивать из него длинные тонкие нити, подобные тем, которыми когда-то плело Солнце. Золотыми нитями же стали украшать одежду.

История металлизированных нитей

История золотой метанити начинается в Древнем Египте, Вавилоне, Аравии. В те времена для изготовления металлизированных ниток использовали золото и серебро. Сначала кузнецы расплющивали драгоценные пластины, пока они не становились совсем тонкими и мягкими. Затем из них вытягивали нитки.

В XIII веке технология изменилась: на вытянутую нить из серебра стали наносить тонкий слой золота, а затем получившееся изделие наматывали на шелковую нитку.

В 1592 году на фабрике в Нюрнберге металлизированные нити впервые начали изготавливать из сплавов с добавлением драгметаллов. А немного позже наладили и производство медных позолоченных или посеребренных нитей.

gold_lurex-5.jpg

Золотошвейное искусство на Руси

На Русь искусство вышивки золотыми нитями пришло вместе с христианством из Византии. Первые упоминания о золотом шитье в исполнении русских мастеров появляются в летописях X-XII веков. В XI веке в Киеве даже существовала монастырская школа золотого шитья и ткачества. Спустя четыре столетия лидерство по изготовлению одежды и аксессуаров с золотым шитьем переходит к царским мастерским, возглавляемым великими княгинями. В XVII веке у царских «цехов» появляются конкуренты в виде мастерских, созданных купцами и солепромышленниками. Назывались они «светлицами» и были во многих богатых домах. В зависимости от финансового положения хозяев, в такой светлице могли работать до 50 золотошвеек.

Вышивали русские мастерицы позолоченными (золотными) и серебряными нитками. В своей работе они использовали несколько видов нитей:

• волоченые, похожие на тонкую проволоку;

• пряденые – серебряные и золотые нити, скрученные с шелком (плотно без просветов);

• сканые – перевитые с шелковыми или льняными нитями (не плотно, с просветом).

Сканые и пряденые нити называли уже не золотыми, а золотными. Вышивка такими нитками занимала много времени и была довольно сложным занятием, поэтому одежда и аксессуары, украшенные подобным образом, высоко ценились. Их хранили и передавали по наследству.

Позже золотные нити начали использовать в рукоделии и крестьяне. «Солнечными» нитками украшали венчальные полотенца, накладки на косы, душегреи, сарафаны, головные уборы, обувь. Помимо вышивки метанити использовали для плетения кружева.

Особенности современного производства и технические характеристики «золотых» нитей

В настоящее время точно известно, что солнечное происхождение золота – это лишь красивая легенда, но нитки с солнечно-металлическим блеском по-прежнему востребованы. Большой популярностью, например, пользуется метанит - тонкая нить с эффектом золота и серебра. Сырьем для производства метанита являются медь, латунь и никель, что делает материал общедоступным и недорогим. Изначально для его создания заготавливают тонкие листы фольги, в которую для большей мягкости и прочности вплетены полиэфирные и нейлоновые волокна. Затем окрашивают заготовку в нужный цвет и покрывают специальными растворами для защиты от выцветания. В завершение фольгированные листы разрезают на тонкие полоски шириной от 0,2 до 0,8 мм.

a0fdf4017729ccef13f8a8b7e3324617.jpg

По сходной технологии изготавливают и другие металлизированные нити, в том числе люрекс, алюнит, пластилекс и т.д.

Весь современный метанит разделяют на две группы:

-с обкруткой (одной или двумя нитями из капрона).

При этом волокно может быть серебристым (не окрашенным) или цветным.

При обозначении изделия используются такие параметры нити, как ширина (в миллиметрах) и толщина (в микрометрах). Для метанита, обкрученного капроновой нитью, в маркировке добавляют буквы ОНК и показатель толщины этой нитки. Кроме того, для окрашенных нитей дополнительно используются сокращенные названия цветов: Ж (желтый), С (синий), К (красный) и т.д.

Современные технологии позволяют делать металлизированные нити достаточно прочными и эластичными. Благодаря этому их можно перерабатывать на крутильных машинах даже при высокой скорости. Кроме того, метанит со временем не выгорает и не выцветает даже при длительной носке и после многочисленных стирок.

Несмотря на все его достоинства, самостоятельно метанить используется достаточно редко. Чаще всего для шитья, вязания и рукоделия скручивают метанит с другими видами нитей, придавая основному волокну благородный блеск.

Использование металлизированных нитей в настоящее время

Сфера применения метанита в настоящее время практически не имеет ограничений. Блестящие нитки добавляют в хлопковую, акриловую или шерстяную пряжу для вязки снудов, свитеров, шарфов, перчаток и многого другого. Эффектно смотрятся изделия из пряжи Safina Mexico и тонких нежных нитей «Снежинка сверкающая».

Расставить яркие акценты на одежде и головных уборах можно с помощью термоаппликаций «орнамент», «цветок», «павлиний глаз» с золотыми и серебряными нитями. А шторы с метанитью или кисти для них украсят интерьер, сделают его более богатым и ярким.

Интересно и разнообразно применение декоративных шнуров с резинкой и без, жаккардовой тесьмы, нежных бантиков из органзы. Их используют для оформления одежды, постельного белья, сумок, аксессуаров и т.д.

Кроме того, современные рукодельницы широко используют полоски с металлическим сиянием в искусстве фриволите, а также для создания самых удивительных поделок и сувениров, в том числе детских игрушек и шаров темари. Чтобы сделать оригинальный шарик в древнекитайской или японской технике понадобятся:

gold_lurex-23.jpg
• шар-основа из пенопласта или пампушка из полиамида;

• хлопковая пряжа «Ирис»;

• лоскуты ткани шириной около 2 см;

• иглы, декоративные булавки и ножницы;

• обычные нитки и метанит.

Готовую поделку также можно дополнить «золотой» кистью и петлей из декоративного шнура или тесьмы с метанитью.

Металлизированная нить или канитель с древнейших времен используется для оформления тканей. Вышитая золотом или серебром одежда всегда считалась признаком богатства и принадлежности к аристократическому роду. Искусство украшения тканей драгоценными узорами очень высоко ценится до сих пор. Эта работа очень кропотливая и требует от мастериц особых навыков и терпения.

Люрекс и канитель

Нитка из пленки, покрытой тонким слоем металла, получила название "люрекс", в честь производителя пряжи из нейлона и полиэстера — компании Lurex. Она может быть любого оттенка. Цвет зависит от состава клея, с помощью которого на основу наносится фольга. Блестящий материал, включающий в себя металлизированные нити, обычно называется люрексовым. Для изготовления может использоваться фольга из латуни, меди, алюминия.

металлизированная нить

Металлизированная нить для вышивания на Руси называлась канителью и выглядела, как тонкая проволока, сделать которую было непросто. Металл раскаляли и медленно тянули из него прочную и однородную проволоку. Именно поэтому слово стало синонимом долгой и хлопотной работы. Золотое шитье использовалось для украшения церковной утвари, мундиров и праздничной одежды из различного материала: суконной ткани, бархата и сафьяна.

Технология изготовления нитей из металла

Металлизированная нить из серебра и золота со временем стала изготавливаться другими методами. Технология ее производства изменилась, появились различные фактуры. Постепенно в состав продукции начали добавлять и другие материалы, в том числе шелковую нить. Техника вышивки также усовершенствовалась, а для дополнительного украшения тканей стали использовать жемчужины и драгоценные камни. Цветовая гамма металлизированных нитей дополнилась различными оттенками. Появились матовые и глянцевые варианты. Современный люрекс создается из меди, никеля или алюминия, которые окрашиваются специальными пигментами и покрываются винилацетатным составом. В качестве основы используются нейлоновые волокна или лавсановая нить. Их покрывают фольгой из металла.

металлизированная нить для вышивания

Недостатки люрексовой нити

Благодаря особым свойствам материала и специальным добавкам, можно добиться радужного перелива нитей, свечения в темноте и светопоглощающего эффекта. Но, несмотря на современные технологии, использующиеся для изготовления металлизированных нитей, они имеют несколько существенных недостатков, усложняющих выполнение вышивки с помощью подобной пряжи.

Основными проблемами, связанными с использованием люрекса, являются:

  • Непрочность нитей. Они легко рвутся и растягиваются.
  • Концы распушаются и путаются, что затрудняет процесс вышивания.
  • Нить соскальзывает с иглы.

Мастерицы, часто работающие с люрексом, дополнительно закрепляют нить на игле при помощи небольшого узелка, чтобы сэкономить материал и не дать нитям слишком сильно распушаться. Чтобы не порвать пряжу, ее стараются не перетягивать. Еще один прием, который часто используется рукодельницами: вышивка металлизированной нитью, совмещенной с другими видами пряжи. Чаще всего это хлопок. При работе с мулине из пасмы вытягивается одна нить и добавляется к люрексу. Такой вариант встречается и в наборах для вышивки крестом, где совмещать разные типы нитей нужно самостоятельно.

вышивка металлизированной нитью

Использование нитей из металла в рукоделии

Настоящая золотая или серебряная нить практически не используется для украшения бытовых вещей и повседневной одежды из-за высокой стоимости. Чаще всего ими украшают карнавальные и театральные костюмы, дорогие дизайнерские изделия и обувь. Аксессуары также декорируют люрексом. В современной вышивке получила распространение нить на капроновой основе. Этот материал более дешевый, эластичный и довольно прочный, в отличие от обычной канители. Люрекс используется не только для вышивки, но и для вязания спицами или крючком. В моток обычной пряжи вводится дополнительная металлизированная нить, придающая изделию, связанному из нее, привлекательный блеск.

нить металлизированная серебро

Золотое шитье в современном мире

Отличие техники вышивки канителью – работа с поверхностью материала, а не прошивание его насквозь. В этом виде рукоделия необходимое количество нитей заранее определяется и нарезается исходя из типа рисунка. Затем каждый отрезок пряжи закрепляется на ткани при помощи поперечного стежка. Современные рукодельницы часто используют золотое шитье для создания красивых брошей и других женских украшений. Гораздо реже металлизированная нить применяется для декорирования костюмов и платьев. Современные технологии позволяют создавать рисунок, используя автоматизированную систему. Но искусство ручного золотого шитья продолжает высоко цениться не только среди любителей роскоши.

Вышивка – один из старинных видов декоративно-прикладного искусства. Из века в век женщины украшали свою одежду, одежду детей и мужчин, предметы быта. Это была возможность подчеркнуть особенность своего творчества, показать мастерство, трудолюбие. Свое вдохновение и творчество они во многом заимствовали у природы: присмотревшись к ней, женщины стилизовали природные мотивы и элементы в символы, понятные только им.

Праздничный костюм молодой девушки.
Архангельская губ. Конец XIX в.
Вышивка не только декорировала одежду, но и несла смысловую нагрузку – каждый символ, цвет нити, расположение рисунками орнамента в изделии имел свое строгое место и предназначение.

Золотое шитьё не было так распространено как гладь, тамбур и другие швы, потому что эта техника требовала специального обучения. Изначально золотую вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь. Орнамент вышивки был растительным, с изображением цветов, листьев, а также антропоморфным – изображал сюжеты из библии. Расшивали церковные одежды в монастырях, труд был тяжелый, дорогостоящий (так как нитка была золотая). Когда металлическая нить заменила золотую, вышивка удешевилась и стала более доступной для простого народа. Украшать костюмы и предметы быта стали богатые люди, особенно любило золотую вышивку купечество. Орнамент вышивки был как бы собран из культур двух сословий, как, будто народная вышивка трансформировалась в светскую. Вещи расшитые золотом в простых крестьянских семьях встречались не часто, одевали их только по праздникам и передавали из поколения в поколение. С изобретением швейной машины золотая вышивка стала менее трудоемкой, начали появляться артели вышивальщиц. Крупными промысловыми центрами золотой вышивки были Арзамас, Городец, Лысково.

Пышные золотошвейные узоры расшивались на рукавах девичьего костюма, на бархатных душегреях, сапогах. Но ярче всего была украшена передняя лопасть кокошника. Вокруг гребня и над очельем были нашивки из золотого кружева, в просветах между ними размещались гибкие золотые веточки и вставки из цветного стекла, перламутра и фольги. Тыльная сторона кокошника из вишневого бархата расшивалась золотым узором.

Золотое шитьё считалось самым трудным по исполнению, так как необходимо было чувствовать декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Каждую форму прикрепа вышивальщицы вышивали по карте в прикреп. Из бересты или картона вырезали форму орнамента и перекрывали её золотыми нитями.

С ХII века закреплять нити стали не только по контуру, но и в середине. Это позволяло стежкам не провисать на вышивке и делало орнамент более прочным. В частом прикреплении стежков была заложена возможность новой декоративной выразительности – создавались разнообразные фактуры узора, богатая светотеневая и цветовая игра нитей. К ХVII веку использовали прикрепы в виде диагональных рядов, зигзагов, ромбов и назывались они «рядки», «городки», «ягодка»…

Орнамент золотой вышивки делился на растительный и геометрический, так же как и обычная вышивка. Геометрический состоял из ромбов разных очертаний. Растительный орнамент тяготел к реалистической трактовке растительных мотивов. Орнамент, близкий к «разметным травкам», чаще всего встречается на лопатообразных кокошниках. Такой узор представляет собой симметричный цветущий куст или дерево, на гибких плавных стеблях которых расцветают пышные фантастические цветы, сияющие обычно на темно-вишневом фоне бархата. Характерной особенностью этого узора являются гибкие растительные побеги, равномерно заполняющие всю декоративную плоскость.

В конце ХVIII – первой половине ХIХ веков золотыми нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ века платки начали набрасывать на плечи.

Разнообразны были не только вышиваемые орнаменты, но и технические приёмы вышивки. На хлопчатобумажных и шёлковых тканях тамбурным швом выполняли намеченный орнамент. Другие платки вышивались битью в прикреп по настилу, как в глади. В узоре объединялись металлические нити, нити фасонной крутки, канитель, бисер, блёстки…

По композиции платки делились на четыре типа. Самые декоративные были вышиты по синей, голубой или белой тафте с угла на угол плотным золотым узором. Он назывался дородовым. Вышивали на них гроздья винограда, цветные розетки, гвоздики, по краям узор заканчивался извилистой лентой.

Узор из бити, струнцала и блёсток на цветных атласных платках делился на густую кайму и разреженную середину. Основным мотивом были многолепестковые цветы и виноградные гроздья. Главные мотивы окружались мелкими листочками и тонкими ветками.

Третий тип золотошвейных платков расшивался на белой тафте узкой цветочной каймой и негустым узором из мелких букетиков.

Еще один тип платков – кисейные и коленкоровые, с многоцветными тамбурными цветочными узорами.

Характерной особенностью всех типов платков является четкое ритмичное строение с повторением одинаковых элементов: крупных с мелкими, блестящих с матовыми, округлых с изрезанными…

С первой половины ХIХ века и до его середины золотыми нитями начали расшивать праздничный костюм крестьянок. Но уже в 60-е годы этого столетия такая одежда вытесняется городским костюмом.

Новое рождение вышивка золотом получила в середине XIX века. Историки и искусствоведы того времени предприняли усилия по сбору, изучению памятников народного творчества, в том числе и русской золотошвейной вышивки.

Сегодня вышивка золотом получила свое новое рождение. Всего несколько лет назад начали применять машинную вышивку в прикреп. Художники смогли найти технические приемы воплощения своих замыслов, выполненных в такой технике, не утратив при этом традиции народной вышивки. Графический узор состоит из цепочки как бы сверкающих небольших камней и матов, которые применялись для девичьих и женских головных уборов и нагрудников.

Наряду с прядеными нитями, где узкая металлическая пластинка навита на шелковую основу, применяют и современные металлизированные нити – метанит, люрикс, блестящие нити на основе пластических масс. Нити дополняются блесками и бисером.

Золотое шитье – вышивка довольно трудоемкая, в Древней Руси ею занимались большей частью в монастырях и в городе Торжке, где находилась золотошвейная артель. До сих пор существует мнение, что для высокопрофессионального исполнения этих работ необходимо шитье золотом изучать в течение нескольких лет.

Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная, толстая ткань. Обычно используют толстую шелковую материю, бархат, сукно, кожу. Для работы, кроме ткани, нити, иглы и пяльцев, требуется шило. Отверстие, где должна проходить иголка с металлической ниткой, делают заранее посредством шила (особенно при работе с кожей). Проколы шилом лучше делать непосредственно перед вышивкой, не накалывая отверстия заранее, так как могут остаться следы, которые испортят внешний вид изделия. Золотые нити очень жесткие и плохо гнутся, поэтому перед работой советуем их нагреть на батарее, при высокой температуре металл становится мягче и пластичней. Для выпуклых частей вышивки делают настил из ниток, как для вышивки гладью, бумаги, картона, кожи. Элементы, которые художник решает сделать объемными, сначала наклеиваются на ткань, а потом обшивают золотой ниткой.

Существует несколько способов шитья золотом:

1. Китайское шитье золотом.

2. Вышивка с настилом из шнура.

3. Сквозное шитье гладью.

4. Плоское шитье золотыми нитками.

5. Вышивка-фантазия блесками и канителью.

В последнее время вышивка золотом начинает более активно внедряться в жизнь людей, не только как предмет декора костюма, но и как декор предметов интерьера. В моду входит восточный стиль интерьера, который предполагает большое количество золотой вышивки. Диванные подушки, занавеси, балдахины – все это оформляется с помощью золотых шнуров, зафиксированных в прикреп машинной золотой вышивкой, вышивкой стразами и битью.

Золотные нити

В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми («волока») или гранеными («волока», «грань»), а также плоскими («бить»).

Золотное шитье. История

1.Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу. 2.Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу.

В XII веке было известно изготовление сложной нити, состоящей из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли «золотными» (золото и серебро) или «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).

Золотное шитье. История

Дно сборника. XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями, битью и шнуром.

Золотное шитье. История

Оплечье фелони. Деталь. XVII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями в прикреп по черному бархату.

Золотное шитье. История

Пелена подвесная. Деталь. XVII в. Шитье золотными, серебряными и шелковыми прядеными нитями.

В торговых книгах XVII века золотные нити упоминались под названием «полузолотье». Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще «редко спряденным золотом». Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У Пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – «круто спряденное золото».

Золотное шитье. История

Кокошник, затылочная часть. XIX в. Владимирская губерния. Шитье золотными прядеными нитями, битью и шнуром.

Золотное шитье. История

Золотое шитье в прикреп и на проем золотными прядеными нитями. Мундир обер-камергера 1-го класса, парадный, черного сукна. Конец XIX в.

Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета. Золотые и серебряные нити много веков привозили на Русь в основном с Востока, и лишь в начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено производство их и канители немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики. В торговле золотные нити, как и драгоценные металлы, измерялись старинной мерой «литрой» (1 литра – около 307 г) и золотниками (1 золотник – около 4,3 г). Пряденое золото и серебро при продаже измерялось также цевками (1 цевка составляла около 25,6 г).

Канитель, трунцал, фольга, блестки

К важным материалам золотошвейного дела относились канитель, трунцал, фольга, блестки. Производство всех этих материалов достигало больших размеров на рубеже XIX-XX веков. Согласно списку фабрик и заводов Российской империи, составленному Отделом промышленности в 1910-е годы, только в Москве насчитывалось восемь фабрик, выпускающих эту продукцию, на которых работало около 1000 рабочих.

Канитель – тонкая проволока, туго скрученная в виде спирали. В работе канитель нарезали на кусочки, продевали иголку с ниткой вдоль оси спирали и пришивали ее к ткани. Канитель в сечении бывала круглой, овальной или другой формы. Ее использовали и как основной материал для выполнения орнамента, и в качестве обводки контура узора. Канитель выделывали из золота, серебра или мишуры: гладкую или граненую, матовую или блестящую, иногда цветную. Особенно часто канитель применяли в шитье в XVIII-XIX веках.

Золотное шитье. История

Фелонь. Деталь. Первая половина XVIII в. Шитье серебряными прядеными нитями, битью, канителью, металлическими блестками в прикреп и на проем по красному бархату.

Трунцал (струнцал) — декоративный материал из упругой металлической (золотой, серебряной, мишурной) проволоки, которая туго навивалась на шелковую нить, составляя с ней одно целое. Обычно трунцал, круглый в сечении, в диаметре бывал до 2-3 мм. Его употребляли чаще всего для создания контура шитых золотом орнаментов. На рубеже XIX-XX веков в селе Чернуха Нижегородской губернии длинный отрезок трунцала в виде металлической нити, навитой на черную шелковую нить с проемами, использовали в качестве украшения «витейки».

Фольга — очень тонкий лист металла (золота, серебра, меди, медно-цинкового сплава, олова). При ручном производстве золотобит для получения фольги разбивал молотком вылитые из золота прутья, проволакивал их между двумя стальными валами и разрезал на небольшие плитки. Эти плитки он по нескольку раз помещал между пергаментными листами, потом – между кусками тонкой кожицы из бычьих кишок и, наконец, разбивал в листовое золото на гладком камне до необходимой тонкости. Оловобит разбивал молотом олово в тонкие листки без этапа плющенья металла между валами. Для яркости фольгу из мишурного материала золотили, серебрили или окрашивали цветной краской. Фольга очень разнообразила расцвечивала золотное шитье; ее прикрепляли к ткани шелковой или золотой нитью, а также канителью. В XVIII-XIX веках ее широко употребляли в народном шитье.

Золотное шитье. История

Епанечка. XIX в. Шитье золотными прядеными нитями и блестками.

Блестки – маленькие кружочки с отверстием посередине для пришивания (более древние блестки имели чуть выпуклую форму). Их изготавливали из золота, серебра, мишуры, цветной фольги, зеркального или разноцветного стекла. Стеклянные и зеркальные блестки были круглыми, овальными, трехгранными, квадратными, в виде звезды и полумесяца. Металлические блестки имели преимущественно круглую форму. Блесточник в работе использовал ровную гладкую наковальню и штемпель с гладкой рабочей частью. Из навитой спиралью медной проволоки он нарезал колечки, клал их на наковальню и расплющивал штемпелем. Узорчатые блестки еще выбивали по краям особенной высечкой, например, звездообразной. Блестки прикрепляли на ткань шелком, бисером, жемчугом и канителью. Довольно активное использование блесток началось в XVII веке, а в XVIII столетии они вошли в широкое употребление: иногда фон ткани между узором шитья весь заполнялся блестками, что в письменных источниках носило название «шитья блестками насыпью».

Золотное шитье. История

Фрагмент шитья золотными, серебряными, прядеными нитями, канителью и блестками. XVII в.

Золотное шитье. История

Золотое шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный. Первая половина XIX в.

Золотное шитье. История

Золотое шитье в прикреп золотными, серебряными нитями и металлическими блестками. Деталь оплечья. Конец XVII в.

Источник: Мадлевская Е.Л. «Русские народные украшения»

ООО «Бослен», 2016.

Читайте также: