Золотое тиснение что это

Опубликовано: 26.03.2024

Представьте себе, что некоторые элементы открытки или визитки нужно выделить золотом. При цифровой или офсетной печати по CMYK это невозможно. Какие полиграфические технологии лучше использовать? Давайте вместе разберемся в этой статье.

1. Тиснение фольгой

Это технология, при которой изображение наносится на поверхность бумаги при помощи специального штампа (клише) и фольги. Сначала нужно определить какой элемент визитки, открытки или буклета нужно сделать золотым и изготовить клише с этого изображения. Затем посредством клише, закрепленного на пресс для тиснения, изображение через слой фольги переносится на бумагу. Под воздействием температуры клише оставляет на поверхности бумаги небольшие "бороздки" одновременно в них же ложится фольга.

Вариантов фольги для тиснения великое множество. Выбрать ее можно при помощи специального веера. Как правило фольгу для тиснения продают компании, которые продают бумагу для печати. Список этих компаний можно найти в нашей статье про дизайнерские бумаги

Веер с образцами фольги для тиснения

2. Трафаретная печать (шелкография)

При данной технологии золотая краска наносится на поверхность бумаги через специальный трафарет.

Мастер готовится сделать оттиск (источник: Pinterest)

Точно также как при тиснении фольгой, нужно определиться с элементом, который на ваших визитках, открытках или буклетах станет «золотым». По этому изображению изготовят трафарет и подберут краску нужного цвета. Далее покроют трафарет выбранной краской, при соприкосновении изделия и трафарета на полиграфическом изделии останется оттиск. Верхний слой бумаги при трафаретной печати никак не изменяется, поэтому изображение получается не «вдавленное» в изделие, как при тиснении фольгой, а поверхностное.

Пример нанесения золотой краски методом шелкографии

3. Офсетная печать золотом

При офсетной печати также можно использовать золотую краску. Для этого в печатную секцию заливают специальную металлизированную краску Pantone (бывает несколько оттенков золота). Эффектнее всего офсетное золото смотрится при печати на мелованной бумаге, а на дизайнерской бумаге оно «проваливается» (впитывается) в бумагу и теряет свой блеск. Офсетную печать обычно выбирают когда нужно напечатать большой тираж листовок или другой полиграфии. При небольших тиражах, до 500 экземпляров, лучше заказывать шелкографию или тиснение.

Пример офсетной печати золотым цветом

В типографии у вас скорее всего спросят каким Pantone (пантоном) печатать золотой цвет. Не пугайтесь. Чтобы понять какое золото вам больше всего подойдет, попросите в типографии пантонный веер. В нем все цвета пронумерованы. Вы сможете выбрать наиболее подходящий вам оттенок и назвать его номер.

Вот так выглядит пантонный веер

В этой статье мы постарались кратко рассказать, какие методы печати можно использовать, если на вашем полиграфическом изделии должны быть золотые элементы. Ну а если у вас остались вопросы или нужна консультация специалиста, обращайтесь в типографию Продвижение - подскажем какой способ печати вам подойдет лучше всего.

Тиснение золотой фольгой

Сейчас существует огромный выбор средств персонализации печатной продукции и создания уникального дизайна. Классическое тиснение золотом – лишь один из эффектных приемов создания фактурных надписей и логотипов. О нем и других видах тиснения мы расскажем далее.

Что это такое?

Прежде всего, что же такое тиснение? Это нанесение на бумагу, картон или другой материал изображения с помощью специального пресса.

Этот прием используется при оформлении самой разнообразной печатной продукции: от визиток и записных книжек до дорогих изданий художественных произведений.

Визитницы

Его популярность легко объяснима. Тиснение (фольгой или обычное) позволяет сделать надписи на переплете заметными и легко читаемыми. Самый простой пример, который, наверняка, вам хорошо знаком – нанесение рельефного логотипа на кожаный переплет строгих деловых ежедневников и другой офисной продукции. Но применяется он также и на бумажных изделиях: обложках папок или глянцевых журналов, открытках, визитках, приглашениях и других материалах.

К слову, изображение, нанесенное тиснением, далеко не всегда бывает вогнутым, нередко можно встретить и выпуклые варианты. В любом случае придание рельефа – лишь один из приемов оформления, который весьма удачно может сочетаться с другими элементами.

Давайте подробнее остановимся на видах тиснения, используемых в современном производстве и сочетании их с другими вариантами оформления.

На данный момент используется две разновидности тиснения, различающихся как по техпроцессу, так и по результату.

Блинт

Тиснение золотой фольгой

Основой для блинтового (слепого) тиснения служит заранее подготавливаемый металлический (латунный, медный, цинковый, магниевый) или прочный пластиковый штамп. Его изготавливают методом гравировки или фрезерования на автоматизированном станке.

Штамп устанавливают в специальный пресс, благодаря которому на изделие наносится глубокий, очень фактурный отпечаток.

Нанесение изображения может происходить как холодным, так и горячим способом. Во втором варианте штамп, закрепленный в подвижной головке пресса, нагревается до определенной температуры.

Использование того или иного метода зависит от материала отделки изделия. Например, с синтетическими материалами (искусственная кожа) особенно хорошо работает горячее тиснение. Из-за небольшого нагрева внутренние поверхности изображения получаются гладкими и слегка глянцевыми. Контраст с матовой, фактурной основной отделкой выгодно выделяет нанесенную надпись или логотип.

Конгрев

Тиснение золотой фольгой

В отличие от первого метода, конгревное тиснение предоставляет большее разнообразие результатов. Прежде всего, его обеспечивает сама технология: здесь вместо одного штампа используется две рельефные пластины: матрица и контрматрица.

Зажимая материал между ними, можно получить значительно более рельефный рисунок, который, к тому же, одинаково хорошо наносится как на толстые, так и на тонкие материалы.

Кроме того, в отличие от блинта, в результате конгрева изображение получается выпуклым. Например, это могут быть надписи на визитках из тонкого картона, разнообразные рамки и другие декоративные элементы.

Существует и обратный конгрев, формирующий вогнутые элементы, но он пользуется значительно меньшей популярностью.

Элементы матрицы могут иметь разный профиль (купол, плоскость с острыми или скругленными углами, треугольник), благодаря чему можно добиться высокой аккуратности и разнообразия рельефа наносимого рисунка.

Дополнительную свободу при нанесении дарит фольгирование, являющееся отличным дополнением. Его также существует несколько видов.

Тиснение фольгой

Тиснение золотом, серебром, перламутром и другими цветами производится с использованием специальной фольги. Оно применяется как при блинте, когда заполняются углубления наносимого изображения, так и при конгреве, где блестящим материалом покрывается выступающие элементы.

Его существует также два вида, но рассматривать мы их будем в обратном порядке, так как традиционному тиснению наиболее соответствует горячее нанесение материала.

Горячее

Тиснение золотой фольгой

Единственное отличие от обычного горячего блинтового или конгревного тиснения – это использование фольги. В данном случае она представляет собой не простой тонкораскатанный металл, а сложную многокомпонентную систему.

Ежедневники

В нее послойно входит:

  • основа из пленки, обеспечивающая прочность фольги,
  • разделитель,
  • лак, придающий фольге блеск и различные оттенки,
  • металл, чаще всего алюминий с примесью красящего пигмента, благодаря чему возможно тиснение фольгой золотом, серебром и другими яркими металлизированными цветами,
  • агдезия, проще говоря, термоклей, который и обеспечивает крепление к изделию.

Под воздействием высокой температуры в месте прижима штампом разделительный слой расплавляется, из-за чего происходит соединение внутренних компонентов, с поверхностью посредством термоклея. Чем качественнее компоненты в составе фольги, тем красивее и долговечнее получится отпечаток.

На сегодняшний день выпускается огромный ассортимент разнообразной фольги. И все большую популярность набирают перламутровая и голографическая фольга, дающая радужные переливы при попадании света.

В зависимости от требуемого тиража подбирается материал для изготовления штампа.

Для маленьких тиражей подходят дешевые цинковые заготовки. При тираже до 5000 оттисков в дело идут штампы из магния, но на них достаточно сложно получить четкие острые углы. Гораздо лучшие показатели у изделий из меди, способных выдержать до 100 четких отпечатков. Самые лучшие штампы изготавливаются из латуни и стали. Ими можно нанести изображения более чем на миллион экземпляров продукции. Однако сами заготовки в этом случае наиболее дороги.

Горячее тиснение фольгой может производиться на широком спектре разнообразных материалов. Единственным условием является их хорошая устойчивость к высоким температурам, поэтому нанесение не может производиться, например, на синтетические пленки.

Холодное

Процесс холодного переноса фольги значительно более прост и может осуществляться на большинстве производств.

Процесс состоит из следующих этапов. Путем трафаретной или офсетной печати на изделие наносится требуемое изображение. Вместо чернил используется специальный клей. Далее к нему прижимается полотно фольги, а после схватывания ее излишки удаляются, оставляя на изделии золотое тиснение.

Стоит оговориться, что в этом случае оно получается практически плоским, но на листе с нанесенным изображением может быть произведен конгрев, придающий дополнительную фактуру.

Данный метод нанесения можно разделить на два подвида: «сухое» и «мокрое».

В первом случае клей перед прижимом фольги слегка подсушивается, чтобы ускорить процесс схватывания, во втором – сушка производится уже после припрессовки.

«Мокрый» метод считается более прогрессивным, так как достаточно трудно подобрать оптимальное время подсушки при «сухом», но и у него есть свои недостатки: возможная несовместимость клея с краской, используемой в фольге, и некоторая вероятность растрескивания рисунка после высыхания.

Сейчас при производстве используются специальные УФ-клеи, затвердевающие при воздействии на них ультрафиолетовым излучением. При этом материал для «сухого» и «мокрого» метода нанесения имеет существенные отличия: так как во втором случае клей требуется сушить уже после нанесения фольги, то она должна пропускать УФ-излучение.

Записные книги

Процесс холодного тиснения практически полностью автоматизирован. На линии осуществляется подача основы. На нее с помощью принтера периодически наносится клеевой рисунок. Сверху подводится лента фольги, которая припрессовывается к материалу с помощью двух валиков: твердого и мягкого, а после них – удаляется ненужная ее часть.

Положение УФ-лампы зависит от выбранного способа нанесения. В «сухом» она расположена до валиков, в «мокром» – после, но до разделения листов. Во втором случае лампа должна быть большей мощности, так как необходимо обеспечить прохождение ультрафиолетового излучения сквозь светоотражающий слой фольги.

Сочетание с другой отделкой

Тиснение, как уже говорилось, отлично сочетается с некоторыми другими способами отделки.

Например, конгрев является отличной послепечатной обработкой. То есть, сначала на изделие методом шелкографии или УФ-печати наносится полноцветное изображение, а потом выполняется выборочное тиснение элементов или одновременное нанесение фольги на отдельные объекты.

Также стоит отметить применение вместо листовой фольги ленты с отдельными голограммами, которые также могут наноситься методами горячего или холодного тиснения. В отличие от обычного процесса фольгирования, здесь требуется повышенная точность при совмещении голограммы и области ее назначения.

И последним выделим классическое тиснение золотой фольгой, выполняемое на ежедневниках премиум-класса, отделанных натуральной кожей. Оно не выходит из моды, так как подчеркивает уровень используемых материалов и прекрасно сочетается с металлическими позолоченными уголками, защищающими изделие от износа.

Перевод с английского

Человеку непосвященному золотое тиснение может показаться операцией сложной, а зачастую и невыполнимой. Я довольно долго осваивал английский метод золочения, осложненный приготовлением различных паст на основе яичного белка и т.д. Мастер, обучавший меня, был настоящим экспертом в тиснении, поэтому я постарался взять от него максимум полезной информации, а уже потом приступил к разработке упрощенного способа, при помощи которого даже новичок добьется хороших результатов.

Как и в большинстве переплетных учебных заведений, меня учили работать с сусальным золотом. Поталь, мало отличаясь внешним видом от реального золота, стоит на порядок меньше. При этом многообразие сортов потали позволяет выбрать ту, которая наиболее походит на 23-каратное золото.

Золотое тиснение

Оборудование и материалы:

1. печь для инструмента

2. подушка и нож для золочения

3. листовая поталь

4. клеевая основа под золото

6. хлопковая вата

7. скипидар или уайт-спирит

10. книга, которую вы собираетесь отделывать

11. финишные тиски

Несколько слов об оборудовании.

Конечно, настоящая печь для нагрева штампов – идеальный вариант, но вместо нее вполне можно использовать обычную электрическую хозяйственную плитку с регулятором температуры.

Подушку для золочения можно изготовить самостоятельно из высококачественной кожи толщиной около 3 мм, натянутой на деревянную основу. Под кожу необходимо проложить слой ваты толщиной около ¼ дюйма. Вместо золотильного ножа можно использовать старый кухонный нож с концом, срезанным на угол. Бритвенной заточки золотильный нож не требует.

Для работ с недорогими книгами я использую листовую поталь вместо сусального золота. Несмотря на то, что поталь после тиснения желательно закрывать тонким слоем шеллака, чтобы препятствовать потемнению потали со временем (т.е. добавляется еще одна операция), разница в стоимости потали и золота вполне компенсирует затраты времени, а выглядит поталь, как вы сможете увидеть далее, вполне убедительно.

Клеевая основа

Существует два варианта клеевых основ под золочение. Первый – взбитый яичный белок. Второй – использовать покупные основы, содержащие шеллак. Например, BS Glaire на спиртовой основе, или JHS Glaire на водной основе (рекомендован для людей, страдающих непереносимостью спиртовых паров). Обе этих основы могут наноситься кистью или ватным тампоном. Я в настоящее время использую JHS Glaire.

Тальк или мел используются для очистки поверхности подушки для золочения и ножа.

Финишные тиски используются для фиксации книги, которую вы отделываете, в удобном для работы положении.

Для себя я определил, что мне удобнее всего заниматься золочением с утра, когда я еще не утомлен текущей работой. Убедитесь, что у вас достаточно времени для неторопливого и качественного выполнения работы, т.к. только такая работа принесет хороший результат и удовлетворение мастеру.

Подготовка к золочению

Возьмите на кончик ножа немного талька или мела.

Золотое тиснение

Нанесите его тонким слоем на поверхность подушки. Эта операция служит для обезжиривания поверхностей. Несколько раз проведите по поверхности подушки плоскостью ножа, следя за тем, чтоб не оставалось необработанных участков. Затем стряхните ножом излишки порошка.

Золотое тиснение

Возьмите книгу, предназначенную для золочения, и закрепите ее в финишных тисках так, чтобы над губками тисков выступало около 1 дюйма корешка.

Золотое тиснение

Используя ватный тампон, тонким слоем нанесите клеевую основу на те участки корешка, на которые будет наноситься золото. Если вы используете взбитый белок, то в нем могут образоваться небольшие пузыри. Это не слишком существенно, т.к. они быстро пропадают и поверхность выравнивается. Затем, И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! оставьте книгу минимум на 24 часа, прежде чем начнете наносить золото! Независимо от типа клеевой основы, если вы начнете наносить золото раньше этого срока, то получите либо худшие результаты, либо не получите вообще никаких.

Нет необходимости оставлять книгу в тисках на все время высыхания основы. Вы можете вынуть ее, чтобы использовать тиски для нанесения основы на другие книги или для других работ. Хорошая особенность промышленных клеевых основ в том, что вы можете приступать к золочению тогда, когда вам это удобно, не предпринимая дополнительных действий, основа остается рабочей в течение долгого времени.

Когда вы готовы к работе, поместите книжку с листовой поталью на подушку и вдвиньте нож (не забудьте про обезжиривание!) под середину листа, как на фото.

Золотое тиснение

Поворачивая нож, аккуратно снимите его с книжки. Обратите внимание, что малейшее движение воздуха может испортить лист, поэтому перед началом работы закройте окна, выгоните кота, а снимая лист даже задержите дыхание.

Золотое тиснение

Аккуратно уложите лист на подушку, лезвием ножа разделите лист на кусочки, соответствующие областям книги, которые вы будете золотить. Следите за своим дыханием, которое может легко повредить листы.

Золотое тиснение

Оторвите небольшой клочок ваты и сверните его в тугой тампон.

Золотое тиснение

Нанесите немного вазелина на тыльную сторону руки и круговыми движениями тампона распределите вазелин по большой площади. Смысл в получении ровной тонкой пленки вазелина на поверхности тампона.

Золотое тиснение

Тампоном обработайте те участки книги, которые предполагается золотить. Следите за тем, чтобы вазелин распределялся тонким слоем, сгустки вазелина аккуратно удаляйте с поверхности. Особенно тщательно обрабатывайте области около бинтов, т.к. там может скопиться большее количество вазелина, чем это необходимо. Вазелин необходим только для фиксации золотого листа на поверхности, поэтому большое его количество только приведет к ухудшению качества золочения.

Золотое тиснение

Теперь возьмите чистый ватный тампон и слегка проведите им по лбу или по волосам. Смысл в том, чтобы нанести на тампон очень малое количество жира. Тампон с небольшим количеством смазки легко поднимает тонкое золото.

Золотое тиснение

Если у вас очень сухая кожа, можно осторожно нанести минимально возможное количество вазелина на тампон. Количество смазки на книге должно быть существенно больше, чем на тампоне, чтобы лист легко отделился от тампона и закрепился на коже.

По-прежнему следя за сквозняками, переместите тампоном золотой лист к тому участку, куда собираетесь наносить золото, аккуратно опустите лист и очень нежно прижмите. Если прижим будет сильнее необходимого, лист может порваться или деформироваться и тогда придется наносить еще один или несколько листов золота на поврежденные участки. Ничего страшного в этом нет, но лишнее время и затраты. К тому же, лучшие результаты дает все-таки аккуратная работа.

Золотое тиснение

Если все предыдущие шаги сделаны правильно, лист должен легко отделиться от тампона и закрепиться на коже.

Золотое тиснение

Продолжайте переносить золото на книгу до тех пор, пока не закроете все необходимые участки.

Золотое тиснение

На фото весь корешок покрыт золотом, т.к. я планирую сделать полное тиснение. Если вы хотите нанести только надпись или поперечные линии, наносите золото только на нужные участки.

Золотое тиснение

Ровно нанести надпись на скругленный корешок бывает сложно, поэтому можно сделать разметку для удобства.

Золотое тиснение

Делается это так: возьмите тонкую х/б нить, намотайте ее кончики на пальцы, как показано на фото, и используя остальные пальцы для упора поместите нить на корешок перпендикулярно краям.

Золотое тиснение

Попробуйте слегка подвигать нить вправо-влево, следя за тем, чтобы она оставалась перпендикулярна краям корешка. Когда вы почувствуете, что это не вызывает проблем, перенесите нить туда, где уложен золотой лист.

Золотое тиснение

Расположите нить в том месте, где должен находиться верхний край букв, прижмите нить к золоту и слегка сдвиньте. Вы увидите, что нить оставляет четкий след, который может использоваться в качестве направляющей для вашего штампа.

Золотое тиснение

Теперь мы переходим к еще одному важному моменту золочения – температуре инструментов.

Если говорить точно, то требуемая температура составляет 120-125 гр, поэтому, если вы используете специальную печь для штампов, просто включите ее в рабочий режим, доведите инструменты до температуры кипения воды, и можно работать. Оценить правильную температуру можно следующим способом: нанесите немного воды на палец и быстро прикоснитесь к поверхности инструмента. Если вода просто быстро испаряется – инструмент готов. Если вода начинает шипеть и пузыриться – инструмент слегка перегрет.

Золотое тиснение

Это – рабочая температура для клеевых основ на базе спирта.

Когда вы уверены в правильной температуре нагрева штампа, можно приступать к тиснению. Если вы используете симметричный штамп, то опустив его на поверхность кожи, слегка покачайте им в четырех направлениях (север-юг-запад-восток).

Золотое тиснение

На приведенной диаграмме я попытался изобразить это движение.

Золотое тиснение

Учтите, что контакт штампа с книгой должен быть кратковременным, не более пары секунд. Если оттиск получается нечетким или заплывшим, то контакт штампа с кожей был слишком долгим. Покачивание штампа приводит к выравниванию оттиска, если, например, поверхность штампа не идеально плоская. Если вы используете филету для нанесения на корешок линий, такое покачивание не требуется.

В результате на качество оттиска напрямую влияют три фактора:

Нагрев: температура инструмента

Задержка: время контакта инструмента с книгой

Давление: усилие прижима инструмента

Если вы выполняете тиснение слегка недогретым инструментом, то вам потребуется большее время контакта, но это уже тонкости, которые приходят с опытом.

Золотое тиснение

Закончив тиснение на всех необходимых вам участках, возьмите ватный тампон, смочите его в уайт-спирите, максимально отожмите, и легкими движениями удалите остатки золота. Не старайтесь удалить все за один раз: снимите излишки вокруг тиснения, затем, используя чистый смоченный тампон, обработайте тиснение.

Золотое тиснение

Ниже вы видите результат тиснения. Если температура инструментов была выбрана правильно, то всю работу по закреплению золота выполнит клеевая основа, которая в данном случае работает как термоклей, разогретый вашим инструментом. Обратите внимание, что мы не делали предварительного блинтового тиснения, не использовали картонные шаблоны и т.п. – данный вариант, это простейший вариант золочения.

Золотое тиснение

Это руководство написано для того, чтобы объяснить основы золочения и гарантировать хороший результат ваших первых опытов. Если же впоследствии вы захотите разобраться в тонкостях процесса золотой отделки переплетов, то я рекомендую книгу Дж.Митчелла, который является одним из очень немногих настоящих профессионалов в этом деле.

Золотое тиснение

В завершении работы покройте тисненые участки тонким слоем шеллака. Hewitt&Sons производит замечательный лак для кожи, который, имея слегка оранжевый оттенок, не только защищает золото от воздействия воздуха, но и придает ему очень красивый насыщенный цвет.

Перевод и публикация — с любезного разрешения автора

Фольгирование – это процесс нанесения фольги на бумагу и картон, т.е. – процесс спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры.
Фольгированние украсит вашу работу и придаст ей особый шарм.

Фольгирование – это процесс нанесения фольги на бумагу и картон, т.е. – процесс спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры. Фольгированние украсит вашу работу и придаст ей особый шарм.

Сегодня я попробую подробно рассказать что это и как.
МК делала параллельно с изготовлением подарка для близких и любимых друзей, семейной паре, у которых день рожденье почти в один день.
Фольга наносится на отпечатанное лазерным принтером либо копире изображение.
Предварительно подготовим картинку. В моём случае это подложка на открытку 13 на 13 см:


Распечатываем изображение на лазерном принтере. Бумага должна быть гладкой, т.к. тонер в углублениях фактурной бумаги не спекается с фольгой (я использовала белую бумагу ColorCopy 200 гр/м2):


Теперь о ламинаторе. Наиболее качественно фольгирование проходит на ламинаторе с горячими валами при температуре около 140-150°С. Температурные и скоростные характеристики могут меняться в зависимости от используемого ламинатора, фольги, бумаги и принтера и подбирается для каждого случая индивидуально. В моём случае минимальный процент брака получается при температуре 150 °С. Для золотой фольги пришлось ставить чуть больше, а вот серебро оказалось капризным и температуру наоборот пришлось снизить до 110°С.
Можно обойтись и без ламинатора, используя простой бытовой утюг поставив его на хлопок. До ламинатора я так и делала, но процент брака очень велик, нужно потренироваться.
И так, включаем ламинатор, выбираем нужный температурный режим и ждём его готовности (загорится индикатор):


Пока ламинатор нагревается подготовим бутерброд для запекания. На распечатанное изображение накладываем кусочек фольги нужного размера (я решила использовать синюю фольгу), сверху и с низу подложим простую офисную бумагу:


Ламинатор готов - отправляем наш "бутерброд" запекаться:


Фольга легко снимается, вот какая красота у меня получилась:


В тех местах где был распечатан рисунок фольга спеклась с тонером и прилипла. Рисунок на бумаге стал металлизированным синим, очень красиво переливается под разным углом просмотра.
У нас остался кусочек фольги (негатив нашего изображения), который сам по себе тоже очень красив. Выбрасывать такое не поднялась рука, будем использовать и его:


Сделаем в комплект к поздравительной открытке ещё и поздравительную коробочку с прозрачной крышкой. Для этого остаток фольги положим в плёнку и за ламинируем:


Обрежем по краям и насладимся результатом. Признаюсь, я радовалась как ребёнок, не ожидала такого результата. Фольга за ламинировалась идеально гладко и цвет стал ещё насыщеннее (на фото сложно передать эту красоту):



Коробочку использовала уже готовую. Обклеила её синей бумагой Imitlin Fiandra 125 гр/м2 а на верх приклеила за ламинированную картинку. Вот такое небольшое поздравление у меня получилось:



Поздравительную надпись внутри тоже за фольгировала. Больше никаких украшалок решила не добавлять:


На этом мои эксперименты с фольгой и ламинатором не закончились. Решила заготовить поздравительные надписи с разным текстом и разного цвета котрые в дальнейшем нужно будет просто вырезать по контуру и приклеить на основу открытки, пригласительного, коробочки и др.


Получение сложно составных цветов при таком способе фольгирования невозможно, но очень хотелось. Попробовала два варианта:

1. Укладываем разноцветную фольгу кусочками на необходимые фрагменты рисунка:

-Распечатываем подготовленное изображение:


- на надпись накладываем золотую фольгу, бабочки будут синие и красная:


- сверху перекроем всё зелёной фольгой и травка будет зелёная:


Вот что у меня получилось, красота да и только:



2. Поэтапное фольгирование.

- распечатываем часть изображения которую необходимо за фольгировать одним цветом

- фольгируем и снова отправляем этот лист в принтер для распечатки уже других участков рисунка для фольгирования другим цветом и т.д.

Я использовала этот способ при изготовлении подарочных сертификатов.


Текст за фольгирован золотом, а рамка допечатана в цвет бордовой основы.

Надеюсь этот постик будет Вам полезен, с удовольствием отвечу на возникшие вопросы.

Фото крупнее, а так же другие мои МК и работы Вы можете посмотреть у меня на сайте.

Различные виды тиснения в полиграфии позволяют выполнять множество задач:

  • изготовление сувенирной продукции;
  • оформление печатных изделий — открыток, книжных обложек, обечаек;
  • нанесение фирменной символики (ресторанные меню, папки и номерки отелей, визитки и ежедневники компаний);
  • декорирование галантерейных изделий из кожи (визитницы, кошельки, сумки);
  • индивидуализация и защита упаковок товара, маркировка.

Тиснение выполняется на разнообразных материалах (бумага, кожа, картон) и представляет собой процесс механического или физико-химического преобразования поверхности, в результате которого создается рельефный оттиск или окрашенное изображение.
Тиснение осуществляется несколькими способами, среди которых можно выделить 3 основных: фольгирование, блинт, конгрев.

Тиснение фольгой

Тиснение фольгой

Разнообразие фольги открывает широкие возможности для декорирования, позволяя металлизировать или раскрашивать участки поверхности, придавая им привлекательный вид или оберегая от подделок. Выбор фольги зависит от материала поверхности, на которую наносится декор, и преследуемых целей.

  • Дифракционная. Применяется для печати по лаку, наносится на бумагу и гибкий пластик. Имеет первую степень защиты.
  • Голографическая. При определенном угле наклона на полотне становятся видны нанесенные на фольгу изображения. Помогает защитить продукцию от подделок.
  • Металлизированная. Обладает металлическим блеском (золото, бронза, серебро), который привлекает внимание и подчеркивает индивидуальность продукции.
  • Цветная. Печать такой фольгой может быть матовой или глянцевой, поверхность после процедуры имеет окрашенный в выбранный цвет вид.
  • Магнитная. Применяется при изготовлении кредиток, электронных билетов.

Существует два способа нанесения фольги на изделия.

  1. Горячее тиснение. Специальный штамп с рисунком нагревается до требуемой температуры и, расплавляя термоклеевой слой фольги, под давлением оставляет отпечаток на изделии. Данный метод применим для широкого спектра материалов, которые выдерживают нагревание. Для нанесения оттиска на тонкие пленки, плавящиеся под воздействием высокой температуры, применяется другая технология.
  2. Холодное тиснение. Структура фольги должна включать в себя слой с клеем, разрушающимся под действием УФ-излучения (для горячего метода применяется клей, уничтожающийся нагреванием). Холодный способ подразумевает использование:
    • устройства для нанесения УФ-лака и создания с его помощью рисунка;
    • сушильной установки;
    • механизма размотки фольги.
    Тиснение такого типа предпочтительней, если необходим вид печати, хорошо передающий полутона и растрированные изображения. Метод можно использовать для тонких пленок, не выдерживающих нагревание. Однако данная технология не подходит для сильно впитывающих материалов.

Рассмотренные виды тиснения позволяют решить множество дизайнерских задач с помощью подбора фольги разных расцветок и текстур, представленной в огромном ассортименте. Для наилучшего результата необходимо учесть несколько факторов:

  • материал, на который наносится орнамент/надпись;
  • температуру нагрева (для горячего метода);
  • тип клише;
  • особенности воспроизводимой картинки. Например, толщина линий будет больше, чем на штампе, необходимо предусмотреть пространство между ними во избежание залипания фольги.

Блинтовое (слепое) тиснение

Блинтовое тиснение

Виды полиграфического тиснения включают в себя блинтовый (бескрасочный) метод, позволяющий получить четкое углубленное изображение. Специальное клише (блинт) с помощью пресса вдавливается в поверхность материала, оставляя детальный оттиск рисунка штампа. Внешне блинт напоминает металлическую или полимерную печать с одинаковыми по высоте печатными элементами, формирующими углубления, лежащие в одной плоскости. Глубина изображения регулируется прессом.
Данное тиснение обычно используется без применения красок, но иногда между штампом, осуществляющим печать, и материалом закладывается фольга или специальная пленка, для того чтобы рисунок приобрел более выразительный вид. Блинтовый метод востребован:

  • при украшении кожаных изделий, нанесении фирменных эмблем, оформлении обложек и переплетов (дипломы, книги, удостоверения);
  • для решения вспомогательных задач — обозначение места иллюстрации, повышение качества печати красками путем сглаживания грубой фактуры материала.

Виды блинтового тиснения по технологии исполнения можно разделить на 2 группы: горячее и холодное. Выбор способа формирования изображения осуществляется с учетом физических характеристик основы изделия, т. к. горячий штамп прожигает ее верхние слои, что не подходит для некоторых материалов.
Блинтовое тиснение обеспечивает четкую качественную печать мельчайших деталей и долговечное изображение, что делает метод одним из ведущих среди технологий, которые использует современная полиграфия.

Конгревное тиснение

Конгревное тиснение

Конгревное тиснение позволяет приподнять часть иллюстрации над поверхностью, в результате чего изображение приобретает объем, становясь выпуклым или вогнутым. Форма рельефа задается специальным клише и контрштампом, между которыми зажимается материал. Штамп имеет углубления, формирующие итоговый рисунок. На обратной стороне расположена патрица (контрштамп) с выпуклым изображением, копирующим иллюстрацию клише.
Виды конгревного тиснения можно разделить на несколько групп в зависимости от тонкостей технологического процесса.

  • По использованию красок: окрашенное или слепое.
  • По форме изображения. Конечный рисунок может быть много- или одноуровневым (все составляющие картинки имеют одинаковую высоту и лежат в одной плоскости). Многоуровневый конгрев выглядит более презентабельно, но требует высококачественного клише.
  • По применению фольги. Данный вид тиснения позволяет сделать иллюстрацию эффектней с помощью фольги, которая наносится одновременно с формированием выпуклости в результате нагрева. Зачастую процесс разбивается на две части, первым прогоном закрепляется фольга, а вторым формируется рельеф.
  • По температуре клише: горячий или холодный способ.

Штампы для конгрева выпускаются из различного сырья: медь, цинк, полимеры, магний, латунь. Самыми надежными являются латунные изделия, а полимерные варианты недолговечны и зачастую используются только один раз.
Конгревное тиснение позволяет создать неповторимый дизайн, ведь объемные иллюстрации выделяют вещь из массы обыденных предметов. Кроме того, получаемое данным способом изображение имеет ряд преимуществ.

  1. Стойкость к внешним воздействиям и долговечность.
  2. Оригинальный дизайн, позволяющий придать изделию индивидуальность.
  3. Широкий спектр применения. Конгревное тиснение используется для красочного и эксклюзивного оформления визиток, обложек для документов и книг, сувенирной продукции (календарей, открыток).

Выбор вида тиснения

Для получения качественного изображения необходимо, чтобы матрицы (штамп и пуансон) подходили друг другу по размерам и отличались по контуру на толщину обрабатываемого материала.

Выбор вида тиснения

Чтобы правильно подобрать вид тиснения необходимо учесть множество факторов:

  • материал изделия, его физико-химические характеристики;
  • сферу применения продукции и желаемый дизайн (сувениры, эксклюзивные подарки, эмблемы).

Тиснение — достаточно сложный процесс, требующий качественного оборудования (прессы, клише) и высокой квалификации специалиста, поэтому оформление желательно доверить компании, специализирующейся на полиграфических услугах .

Читайте также: