Как называется средневековая плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне

Опубликовано: 16.04.2024

Брактеат

ⓘ Брактеат

Брактеат - плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне.

В русскоязычной литературе наиболее часто употребим для обозначения раннесредневековых монет такого вида, изготовленных, как правило, из тонкого серебра, реже из золота. Средневековые брактеаты появились примерно в середине XII века и чеканились до середины XV века. Эти монеты быстро вытеснили из обращения денарий. Исключительное название "брактеат" эти монеты получили лишь в нумизматике начиная с конца XVII века. В средневековой литературе XII - XIV века эти монеты носили название "денарий", "нумми" или "пфенниг".

Другое значение этого термина относится к плоским и тонким золотым монетам, выпущенным в период переселения народов. Как правило, они имели петлю и использовались в качестве нашейного амулета.

1. Брактеат периода переселения народов

Брактеаты этого периода представляют собой украшения. Изготавливались с V по VII век н. э. и представлены в различных вариациях. Как правило, брактеат имел окантовку из полусфер и петлю для ношения на шее. Предполагается, что они использовались в качестве амулетов. Золото для их изготовления поступало из римской империи в качестве "мирных денег".

Из-за множества разнообразных тематик чеканки в 1855 году в трактате "Om Guldbracteaterne og Bracteaternes tidligste Brug som Mynt" датский нумизмат Кристиан Юргенсен Томсен предложил, а в 1869 в трактате "Från jernåldern" шведский нумизмат Оскар Монтелиус описал следующую литерную классификацию:

  • D-брактеаты ок. 348 образцов: с одним и более сильно стилизованным животным;
  • C-брактеаты ок. 413 образцов: мужская голова над четвероногим животным, как правило, идентифицируется как Один; сохранились лучше всего;
  • B-брактеаты ок. 91 образцов: человеческая фигура в положении стоя, сидя и на коленях, часто в сопровождении животного;
  • M-брактеаты ок. 17 образцов: двусторонняя имитация римских имперских медальонов.
  • A-брактеаты ок. 88 образцов: с лицом человека, стилизованным под старинные имперские монеты;
  • F-брактеаты ок. 17 образцов: с вымышленными животными как подгруппа D-брактеатов;
  • E-брактеаты ок. 280 образцов: с животным трискелем под круглой деталью;

2. Брактеаты раннего средневековья

Начало чеканки таких монет было положено в Саксонии и Тюрингии около 1130 года, и чеканка продолжалась приблизительно до 1520. В некоторых кантонах Швейцария брактеато-подобные раппены, геллеры и ангстеры чеканились вплоть до XVIII века.

2.1. Брактеаты раннего средневековья Внешний вид

Серебряные, редко золотые, брактеаты раннего средневековья являлись основным типом монет в германоговорящих странах. Хотя некоторые брактеаты и могли быть большими, до 40-45 миллиметров в диаметре, большинство имело диаметр в 15 миллиметров и вес в 1 грамм. Чеканились монеты только с одной стороны, поэтому получались выпуклыми на аверсе и вогнутыми - на реверсе. До появления брактеатов, в период между IX и началом XII века, существовала переходная форма монет - полубрактеаты нем. Halbbrakteaten. Они чеканились с двух сторон, что из-за толщины монеты приводило к искажению изображения с обеих сторон.

Брактеаты, отчеканенные во второй половине XII - первой половине XIII века, представляют собой шедевры мелкой романской пластики.

Одной из разновидностей брактеатов были "брактеаты со всадником" нем. Reiterbrakteat. Предположительно первым, кто начал чеканку монет такого типа со всадником в центре был ландграф Тюрингский Людвиг II 1140 - 1172. Монеты этого типа чеканили также маркграф Ландсбергский Дитрих I 1156 - 1185 и графы Мансфельдские.

2.2. Брактеаты раннего средневековья Обращение

Особенностью средневековых брактеатов было то, что они каждый год а в Магдебурге дважды в год девальвировались на четверть номинала в виде сбора на чеканку. Таким образом частично восполнялось налогообложение. Одновременно с этим "чеканный сбор" представлял собой своего рода инфляционный механизм, что не способствовало накоплению капитала. Маргрит Кеннеди в своей работе "Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому" пишет:

Такая система служила увеличению потребления и сокращению накоплений, что, по мнению М. Кеннеди, служило росту благосостоянию населения, развитию экономики, сокращению политических и военных противостояний. Это обстоятельство приводит её к выводу, что "налоги следует взимать не вместе с платой за обращение, а отдельно". В принципе её точку зрения поддерживает и Ханс Р. Л. Корсен в своей книге "Хрупкие деньги":

Несмотря на это, брактеаты встречаются в кладах, как правило, в пределах страны, где они чеканились. Один большой клад брактеатов - хотинский, датируемый 1225 - 1230 годов, известен на южноукраинских землях. В его составе - саксонские, мейсенские, тюрингско-гессенские брактеаты, чешские и венгерские денарии.

В конце концов, брактеаты были вытеснены "вечными" или "полными" пфеннигами, которые не обесценивались.

Монета сломана на две части (монета имеет утраты)

Центральная Европа.



Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Брактеат (лат. bractea — жесть) — плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне.

В русскоязычной литературе наиболее часто употребим для обозначения раннесредневековых монет такого вида, изготовленных, как правило, из тонкого серебра, реже из золота. Средневековые брактеаты появились примерно в середине XII века и чеканились до середины XV века. Эти монеты быстро вытеснили из обращения денарий. Исключительное название «брактеат» эти монеты получили лишь в нумизматике начиная с конца XVII века. В средневековой литературе XII—XIV века эти монеты носили название «денарий», «нумми» или «пфенниг».

Другое значение этого термина относится к плоским и тонким золотым монетам, выпущенным в период переселения народов. Как правило, они имели петлю и использовались в качестве нашейного амулета.

Брактеаты этого периода представляют собой украшения. Изготавливались с V по VII век н. э. и представлены в различных вариациях. Как правило, брактеат имел окантовку из полусфер и петлю для ношения на шее. Предполагается, что они использовались в качестве амулетов. Золото для их изготовления поступало из римской империи в качестве «мирных денег».

Из-за множества разнообразных тематик чеканки в 1855 году в трактате «Om Guldbracteaterne og Bracteaternes tidligste Brug som Mynt» датский нумизмат Кристиан Юргенсен Томсен предложил, а в 1869 в трактате «Från jernåldern» шведский нумизмат Оскар Монтелиус описал следующую литерную классификацию:

  • A-брактеаты (ок. 88 образцов): с лицом человека, стилизованным под старинные имперские монеты;
  • B-брактеаты (ок. 91 образцов): человеческая фигура в положении стоя, сидя и на коленях, часто в сопровождении животного;
  • C-брактеаты (ок. 413 образцов): мужская голова над четвероногим животным, как правило, идентифицируется как Один; (сохранились лучше всего);
  • D-брактеаты (ок. 348 образцов): с одним и более сильно стилизованным животным;
  • E-брактеаты (ок. 280 образцов): с животным трискелем под круглой деталью;
  • F-брактеаты (ок. 17 образцов): с вымышленными животными (как подгруппа D-брактеатов);
  • M-'брактеаты' (ок. 17 образцов): двусторонняя имитация римских имперских медальонов.

Брактеаты раннего средневековья

Начало чеканки таких монет было положено в Саксонии и Тюрингии около 1130 года, и чеканка продолжалась приблизительно до 1520. В некоторых кантонах Швейцария брактеато-подобные раппены, геллеры и ангстеры чеканились вплоть до XVIII века.

Серебряные, редко золотые, брактеаты раннего средневековья являлись основным типом монет в германоговорящих странах. Хотя некоторые брактеаты и могли быть большими, до 40-45 миллиметров в диаметре, большинство имело диаметр в 15 миллиметров и вес в 1 грамм. Чеканились монеты только с одной стороны, поэтому получались выпуклыми на аверсе и вогнутыми — на реверсе. До появления брактеатов, в период между IX и началом XII века, существовала переходная форма монет — полубрактеаты (нем. Halbbrakteaten). Они чеканились с двух сторон, что из-за толщины монеты приводило к искажению изображения с обеих сторон.

Брактеаты, отчеканенные во второй половине XII — первой половине XIII века, представляют собой шедевры мелкой романской пластики.

Одной из разновидностей брактеатов были «брактеаты со всадником» (нем. Reiterbrakteat). Предположительно первым, кто начал чеканку монет такого типа (со всадником в центре) был ландграф Тюрингский Людвиг II (1140—1172). Монеты этого типа чеканили также маркграф Ландсбергский Дитрих I (1156—1185) и графы Мансфельдские.

Обращение

Особенностью средневековых брактеатов было то, что они каждый год (а в Магдебурге дважды в год) девальвировались на четверть номинала в виде сбора на чеканку]. Таким образом частично восполнялось налогообложение. Одновременно с этим «чеканный сбор» представлял собой своего рода инфляционный механизм, что не способствовало накоплению капитала. Маргрит Кеннеди в своей работе «Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому» пишет:

С XII по XV век в Европе в ходу были деньги, которые называли брактеатами. Они выпускались городами, епископствами и отдельными феодалами. При этом они служили не только для обмена товаров и услуг, но и являлись средством взимания налогов. Тонкие золотые или серебряные деньги «обесценивались» один раз в год, то есть изымались из обращения и заменялись вновь отчеканенными. При этом они девальвировались на 25 %, эта часть удерживалась в качестве «сбора за чеканку» или «налога на чеканку».

Такая система служила увеличению потребления и сокращению накоплений, что, по мнению М. Кеннеди, служило росту благосостоянию населения, развитию экономики, сокращению политических и военных противостояний. Это обстоятельство приводит её к выводу, что «налоги следует взимать не вместе с платой за обращение, а отдельно». В принципе её точку зрения поддерживает и Ханс Р. Л. Корсен в своей книге «Хрупкие деньги»:

Поскольку накапливать денежные богатства было невозможно, вместо них были созданы реальные богатства.

Несмотря на это, брактеаты встречаются в кладах, как правило, в пределах страны, где они чеканились. Один большой клад брактеатов — хотинский, датируемый 1225—1230 гг., известен на южноукраинских землях. В его составе — саксонские, мейсенские, тюрингско-гессенские брактеаты, чешские и венгерские денарии.

В конце концов, брактеаты были вытеснены «вечными» или «полными» пфеннигами, которые не обесценивались.

Хотел бы всех потенциальных ПРОКУПАТЕЛЕЙ предупредить, что с 16.04.21 по 22.04.21 года я буду находиться в отпуске по этой причине, отгрузка товара временно не возможна. Все кто купит товар в этот промежуток времени, прошу не переживать и не беспокоиться, что я сразу не выхожу на связь и не могу отправить товар. Спасибо за понимание.

ДОРОГИЕ ПОКУПАТЕЛИ, ВСЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ ЗАДАВАЙТЕ В РАЗДЕЛЕ " ЗАДАТЬ ВОПРОС ПРОДАВЦУ " ДО ПОКУПКИ ЛОТА (после покупки вами лота на вопросы про состояние лота, комплектацию и т.д. не отвечаю)!

Общаюсь с покупателями только через сайт МЕШОК!

ОПЛАТА ПРИНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО НА КАРТУ СБЕРБАНКА ИЛИ НАЛИЧНЫМИ ПРИ САМОВЫВОЗЕ (самовывоз территориально по двум адресам: лоты находящиеся в городе Москва - от метро Медведково 6-7 остановок на автобусе, лоты находящиеся в городе Сергиев - Посад - недалеко от центра города).
ЛОТЫ УПАКОВЫВАЮ КАЧЕСТВЕННО И ОТПРАВЛЯЮ ЗАКАЗНЫМ ПИСЬМОМ или ПОСЫЛКОЙ ПОЧТЫ РОССИИ до адреса покупателя (стоимость доставки указана в объявлении). Так же лоты могу отправить ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИЕЙ "ДЕЛОВЫЕЛИНИИ" или "СДЭК" до терминала или адреса получателя при этом стоимость доставки может увеличится от той суммы, которая указана в объявлении (оплата производится продавцом по чеку-накладной Транспортной компании или при получении груза в офисе Транспортной компании).

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ ЛОТЫ ОБЪЕДИНЯЮ В ОДНО ОТПРАВЛЕНИЕ !

Истории вещей. Какими деньгами рассчитывались в средневековой Москве

Монеты, составляющие основу нумизматической коллекции государственного музея-заповедника «Царицыно», были найдены в 2004 году в Среднем Овчинниковском переулке. Клад насчитывает 9647 серебряных монет XVI–XVII веков, он был спрятан в конце правления Михаила Федоровича Романова. Все это время монеты лежали в большом белоглиняном кувшине, благодаря чему хорошо сохранились. Предположительно, клад принадлежал купцу, причины, по которым он спрятал деньги и почему так и не вернулся за ними, остаются загадкой.

Но в некоторых других финансовых тайнах прошлого сегодня можно легко разобраться. История появления монет на Руси — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Деньги Рюриковичей

Первые монеты на Руси появились в конце VIII — начале IX века и были импортными. Арабские серебряные монеты, которые назывались дирхемами, завозили купцы с Ближнего Востока и из Средней Азии. Достоинство определял вес драгоценного металла, из которой была сделана монета. Поэтому если требовалась половина или четверть дирхема, то его просто разрезали на нужное количество кусков. Позднее русские купцы привозили и западноевропейское серебро в виде немецких денариев.

Первые монеты собственного производства появились в X–XI веках при правлении Владимира I, чеканкой занимались князья из династии Рюриковичей. Монеты изготавливали из золота или серебра, на одной стороне изображали князя, на другой — Иисуса Христа или крест и княжеский знак. Первые монеты выпускали в небольшом количестве, в основном для прославления князя, и назывались они златниками и сребрениками.


Долгое время собственного производства монет на Руси не было. Основной денежной единицей считался серебряный слиток, который назывался гривной, появился и рубль — тоже слиток, а позднее счетная единица.

Монетки-чешуйки

С XII и до второй половины XIV века на Руси длился безмонетный период, когда в качестве альтернативы использовались серебряные слитки. Во время ига на Руси частично стали использовать серебряные монеты татаро-монгол, именовавшиеся дангами, выпускали подражания ордынским монетам. Отсюда и произошло слово «деньги».

В 1374–1380 годах в Московском княжестве началась первая именная чеканка монет князя Дмитрия Донского. Свою монету стали чеканить и в других княжествах — их украшали многочисленные маловразумительные, часто загадочные рисунки и плохо читаемые русские надписи. Отчасти это было связано с тем, что удар ручного чекана нередко выбивал только треть или даже меньшую часть изображения. Форма этих тонких монет напоминала чешуйки: они были не круглыми, а вытянутыми наподобие плоских стручков. Со временем русским мастерам-денежникам удалось достичь большого искусства в размещении довольно тщательно выполненного изящного изображения диаметром чуть больше сантиметра.

Производство же маленьких, неровной формы монет-чешуек было довольно простым: сначала отливали серебро в специальные формы, потом другие мастера изготавливали серебряную проволоку, бойцы плющили ее и делали заготовки, подметчики подкладывали заготовки под чеканы, а чеканщики изготовляли уже сами монеты. С двух противоположных ее сторон были видны следы отрубания заготовки от проволоки.

От полушки до рубля

В годы правления Ивана Грозного деньги стали чеканить в едином образце трех номиналов: копейки, ее половины — денги и самой крошечной монеты (четверть копейки) — полушки. Понятия «рубль» и «полтина» были счетными и содержали соответственно 100 и 50 копеек в чеканной монете.

На копейке изображали всадника в короне или шапке, с копьем, опущенным вниз (отсюда и произошло название «копейка»), на обороте монеты в несколько строк писали титул и имя царя. На денге изображался всадник, размахивающий саблей над головой, а на обороте указывался краткий титул государя. На полушке с одной стороны помещали птицу, а с другой — титул.

Новые деньги чеканили на государственных монетных дворах по стандарту: копейка — 0,68 грамма, денга — 0,34 грамма, полушка — 0,17 грамма. Чеканка монет в государстве была открытой, или свободной: любой обладатель серебра в виде иноземной монеты, посуды или слитков мог прийти на государственный монетный двор и перечеканить серебро в деньги. Так русской копейке обеспечивали точный вес и высокую пробу. Ведь тот, кто сдавал свое серебро, точно знал, сколько и какого металла принес и сколько монет из него можно сделать. Поэтому мастера не могли облегчать вес монет или добавлять дешевые металлы в серебро, чтобы начеканить больше монет.

Д. Гришкин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Преступление и наказание

Внимание! В этом блоке речь идет о казнях, которым подвергались в прежние времена фальшивомонетчики. Если вы чувствительный человек, пропустите его.

Подделка денег в разных странах каралась очень жестоко. Например, в германских государствах фальшивомонетчиков вынуждали выдать сообщников под пытками, а после казнили, опуская на веревке в кипящее масло. В других странах их вешали или отрубали им руки. На Руси пойманным фальшивомонетчикам в горло заливали раскаленный свинец.

В первые годы царствования Михаила Федоровича Романова наказание для преступников смягчили: их публично били кнутом, ставили раскаленным железом клеймо «вор» на щеке и выселяли в отдаленные города. Из-за «гуманности» наказаний в этот период начался расцвет фальшивомонетчиков. Число денежных преступлений быстро стало расти, и в 1637 году вернули казнь с использованием свинца.

Впрочем, даже под угрозой мучительной смерти деньги продолжали подделывать. Фальшивки изготавливали, снижая вес серебра или примешивая другие, более дешевые металлы. Иногда монеты отливали и чеканили из олова или меди, а в конце серебрили. Выпускали поддельные монеты не только кустари, но и крупные зарубежные мастерские, в основном шведские и датские.

Монеты за щекой

Долгое время копейка была самой крупной денежной единицей на Руси и, поскольку делалась из высокопробного серебра, очень дорого ценилась. Например, из сохранившихся документов известно, что в годы правления Михаила Федоровича за копейку можно было купить курицу или 15 яиц, за 30 копеек — четыре пуда ржаной муки (около 16 килограммов), а пара сапог стоила 25–50 копеек. Для бедноты копейка была очень большой суммой, а денег и четвертей-полушек чеканилось мало.

Монеты-чешуйки из-за своей формы были неудобны в обращении и легко терялись. Чтобы монеты никто не украл, их носили за щекой.

Монетная технология и система номиналов, принятые при Иване Грозном, просуществовали до начала XVIII века, когда Петр I, не любивший старые обычаи и называвший маленькую проволочную копейку «серебряной вошью», ввел денежные стандарты по европейскому образцу. Монеты стали крупными и круглыми, их начали чеканить на станках, а материалом теперь служили золото, серебро и медь.

Монеты-чешуйки — это совершенно уникальные денежные знаки, которые появились еще во времена древней Руси, до нашествия татаро-монгольского ига. Чеканка чешуек прекратилась во времена Петра Первого: он провел денежную реформу, в результате которой монеты были заменены на более крупные по размеру. Свое название чешуйки получили за счет уникальной формы, которая напоминала рыбью чешую.

Немного истории

Точно сказать, когда именно появились чешуйки сложно. Историки утверждают, что эти деньги чеканили из следующих металлов:

  1. Золото.
  2. Серебро.
  3. Медь.

Примечательно, что денежные знаки не имели номинала, их складывали в мешочке и платили ими по весу. Курс золота в отношении серебра в те времена был другой, поэтому ценность чешуек из серебра ненамного отличалась от золотых денег.

монеты чешуя

Монеты взвешивали на весах и расплачивались ими за товар. Серебряные чешуйки имели наибольшее распространение, несмотря на то, что изготавливали их из куска проволоки. Этим и обусловлена уникальная форма монет.

Часть проволоки из серебра, меди или золота отсекали, а после ставили на штемпель. В те времена на денежных знаках любили изображать мифических зверей, несмотря на то, что Русь уже прошла крещение. Символы язычества можно было легко встретить на денежных знаках вопль до реформы Петра.

Несмотря на то что точно сказать, когда чешуйки появились, сложно, стоит отметить, что во времена Елены Глинской была проведена денежная реформа, которая запрещала гражданам расплачиваться старыми монетами. Их выкупали у населения, желая ввести в оборот новые деньги. После реформ чешуйки планировалось заменить на копейки, но это название не прижилось. Деньги по-прежнему называли чешуйками, но теперь к их названию прибавляли имя царя, при котором они были отчеканены.

Монеты «чешуя» имели еще одну характерную особенность — точно сказать, что именно изображено на металле было сложно. Штемпель полностью не помещался на кусок проволоки, поэтому изображение на чешуйке было неполным. Разобраться можно было только имея несколько экземпляров для сравнения.

По этой же причине стоит отметить и еще одну особенность денег — встретить две одинаковые чешуйки невозможно.

О чеканке и этапах развития

Отчеканить монеты мог любой, для этого достаточно было иметь серебро, золото или иностранные деньги, поскольку месторождения серебра, золота и меди на тот момент на Руси не разрабатывались, а для чеканки необходим был металл. Часто на иностранные деньги наносили клеймо поверх уже существующего.

В каждом княжестве был свой монетный двор, поэтому разновидностей денег достаточно много.

  • вес не больше 1 гр;
  • на аверсе имелось имя князя;
  • на реверсе — изображение животного.

Платежеспособность зависела от веса денег, а не от их внешнего вида, поэтому на изображения особого внимания никто не обращал. Чеканка проводилась вручную, из-за этого деньги имели неправильную — овальную, а не круглую форму. Рисунок на металле отражался не полностью.

Попытка заменить металл и чеканить монеты не из серебра, а из меди, привела к развитию инфляции. В результате чего все перешло в Медный бунт.

Примечательно, но до IX века монеты чеканились в качестве знака отличия, они были изготовлены из драгоценных металлов: золота и серебра. По этой причине и считались редкими. Их вручали только отличившимся деятелям государства.

В то время платежная система осуществлялась с помощью слитков серебра, которые называли призами. А также население расплачивалось проволокой из золота и серебра. На ней делались пометки, и часть проволоки отрубали. Впоследствии кусок отрубленной проволоки стали называть рублем.

Монета-чешуйка при Иване Грозном претерпела некоторые изменения. Царю удалось привести деньги к общему виду, сделать их одинаковыми, но за счет этого они сильно потеряли в весе. Впоследствии было принято решение вернуть чешуе привычный вес за счет добавления в сплав большего количества меди.

Выделим основные особенности монет:

  1. Имели форму, напоминающую чешую рыбы.
  2. Чеканились вручную.
  3. Не имели одинакового рисунка.
  4. Изготавливались преимущественно из серебра.

Если проследить за хронологией, то можно понять, каким образом изменялись чешуйки на протяжении веков.

Несколько основных периодов:

  • Начнем с IX века, в это время на Руси только появилась денежно-весовая система оплаты. Чеканка монет производилась из слитков металла, которые завозились из зарубежных стран, осуществлялась самостоятельно.
  • С XII века по XIV на Руси наступили не лучшие времена, и производство денег было приостановлено. Виной всему монголо-татарское нашествие.
  • К началу XVI века произошли перемены, в результате которых монеты стали чеканить на территории княжеств.
  • Затем стоит выделить реформу Елены Глинской, которая ознаменовалось заменой чешуйки на копейку, которую чеканили из серебра низкой пробы для удешевления производства.
  • Последний этап в жизни монеты — это реформа Петра I, которая заменила чешуйки на рубль.

Петр любил все заграничное, его тяга привела к тому, что на Руси исчезли цари и появились императоры. Но не только этим мы обязаны ему. Он привез несколько станков для чеканки монет — в результате появились круглые денежные знаки, на которых имелось полное изображение и номинал.

Исторически подтверждено, что чешуйки чеканили из золота. Такие монеты на Руси существовали, но достоверно сказать, в каком веке они изготавливались и для чего производились, никто из историков так и не смог. Цена на такую монету по меркам коллекционеров довольно высока, но найти подобный экземпляр на аукционе очень сложно.

За счет своей формы и непохожести чешуйки ценятся нумизматами. Сложно наградить эту монету эпитетами: редка или дорогая, но среди коллекционеров чешуйки неизменно пользуются спросом.




Порчей монеты с целью дополнительной выгоды занимались и денежные дворы. Самым простым способом было ухудшение монетной стопы. Это когда вес монеты оставался неизменным, но за счёт увеличения в сплаве монеты лигатуры проба серебра понижалась. И из определенного количества серебра выбивалось большее количество монет, чем это полагалось по монетному уставу. Другой способ предполагал понижение веса самой монеты. Чтобы скрыть это, монетные мастера сохраняли привычный диаметр монетного кружка, а уменьшали только толщину монеты. Иногда даже, наоборот, для введения в заблуждение населения при уменьшении веса денария монету чеканили с ещё большим диаметром. Эта постоянная тенденция занижения веса и увеличения диаметра монеты привела в конце XII века к появлению таких монет, как широкие немецкие брактеаты.

В соответствии с требованиями рынка объём монетного производства в XII в. увеличился в несколько раз. Открывались новые монетные дворы, росло мастерство работников денежных цехов, совершенствовалось оборудование для чеканки денег. К тому же, увеличение количества монетных мастерских и интенсивность их работы поддерживалась за счёт популярной в те годы практики перечеканивать монету раз в несколько лет в связи с её быстрым износом. Часто массовую перечеканку старой монеты денежные дворы производили перед открытием больших торговых ярмарок. Для более дешёвой перечеканки в смысле денежных и временных затрат подходили брактеаты. Недолговечность этих монет компенсировалась простотой и высокой скоростью их чеканки. Т.е. эти монеты изначально выпускались на короткий срок обращения, в основном для удовлетворения нужд местного рынка. Как правило, для покрытия расходов на перечеканку, каждая переделка монеты сопровождалась небольшим понижением веса и пробы. Наибольшее распространение брактеаты получили в Германии, эти монеты ходили там наряду с традиционными денариями и оболами.




Штемпель для чеканки брактеатов


Средневековые миниатюры, изображающие мастеров за изготовлением заготовок и чеканкой монет

В XIII веке монеты по-прежнему чеканились вручную железными или стальными штемпелями. Для изготовления рисунка штемпеля широко применялись заранее изготовленные пуансоны.
Благодаря росту мастерства художников и граверов, которые в большинстве своем были профессиональными ювелирами, заметно выросло качество оформления монет. Легенды приобрели опрятность, буквы утратили прежнюю угловатость и постепенно начали приобретать рисунок рукописных литер.

Сама же технология производства монет состояла из нескольких основных этапов:
1. Вначале необходимо было изготовить цаны. Для этого приготовлялся сплав серебра необходимой пробы и веса, который затем заливался в форму. Прямоугольный слиток серебра, для лучшей ковкости, отжигался в печи и поступал для изготовления пластин…
2. Слиток многократно отковывали и отжигали, пока он не приобретал нужную толщину. Затем пластину шлифовали и отбеливали.
3. Из листа серебра вырезались квадратные пластинки, которые затем обрезались по форме монеты, дополнительно юстировались, взвешивались и еще раз отжигались.
4. Пройдя все предыдущие этапы, готовые заготовки поступали на чеканку. Низкий рельеф рисунка и легенды не требовали разогревания монетной заготовки перед чеканкой, поэтому главным технологическим отличием средневекового производства монет от древнеримского можно считать холодную чеканку.



Железные штемпели монет Эдуарда I (1272-1307) и его серебряный пенни, отчеканенный в Лондоне

Нижний штемпель имел острый шип, с помощью которого он надежно закреплялся в массивной деревянной колоде. На торец нижнего штемпеля накладывалась монетная заготовка, а сверху приставлялся верхний штемпель, который мастер держал в руке. Такой тип чеканки в немецкой литературе получил образное название «чеканка кулаком» (Pragen mit der Faust). Для производства даже небольшой монеты приходилось прикладывать значительные физические усилия. Из-за массовых тиражей и ручного туда был очень высок уровень мелкого брака. По причине усталости или невнимательности мастера, заготовка не всегда ложилась ровно на нижний штемпель, или заготовка соскальзывала при ударе, что было причиной смещенного изображения и нецентрованности огромного количества монет. Силы удара молотка иногда не хватало для прочеканки всех деталей монеты, по этой причине производилась повторная чеканка, при которой контуры рисунка и буквы обычно смещались по отношению к первому изображению.

Развитие внешней торговли всё больше увеличивало объёмы торгово-денежного оборота. При этом постоянное падение веса и пробы денария в XII веке привело к тому, что он превратился в мелкую разменную монету для обслуживания мелкотоварного оборота местного рынка. Постепенно роль международных денег стали играть серебряные слитки, различной пробы и веса, а так же золотые монеты, которые продолжали чеканить отдельные страны: византийские солиды (безанты), арабские динары, сицилийские августалы, испанские мараведи.

Но первым полноценным грошем можно считать лишь монету, отчеканенную предположительно в 1202 году в Венеции. Новая монета из чистого серебра весила 2,2 грамма и равнялась двенадцати старым денариям. Именно венецианский метапан стал первой денежной единицей, использовавшейся в международной торговле после пятисотлетнего безраздельного господства денария.


Начало широкому распространению новой крупной монеты по Европейскому континенту положила денежная реформа короля Франции Людовика IX, проведенная им 1266 году. По итальянскому образцу в городе Туре была выпущена монета 958 пробы, состоящая из двенадцати денариев (денье) весом 4,22 грамма. Новый номинал получил название по месту чеканки - «gros tournois» или турноз. Очень быстро эта монета завоевала признание во Франции и за ее пределами, став не только образцом для прямого копирования и подражаний в чеканке монет других государств, но и непосредственно участвовала в международной торговле в качестве общепринятого платежного средства.


Гро турнуа (1266-1270) короля Людовика IX и Пражский грош (1300-1305) короля Вацлава II

Новая чешская монета заметно отличалась от раннесредневековых денариев и даже грошей других стран своим изящным дизайном и мастерством изготовления штемпеля. Над внешним обликом монеты работали итальянские минцмейстеры, которые руководили ещё и непосредственно чеканкой. Но не смотря на то, что размер монеты заметно увеличился, чеканка грошей по-прежнему производилось ручным способом методом молоточного чекана.



Две буквы «S», отчеканенные одним пуансоном, с характерным дефектом

Используя сходство начертания некоторых букв, чеканщик штемпеля при помощи пуансона-основы изготавливал сразу несколько литер, тем самым экономя время и силы, не в ущерб общему стилю легенды.




Деталь легенды турноза со следами не удаленной разметки

Несмотря на шаткость положения короля, гравер создает героический образ могущественного правителя: самоуверенный профиль, выдвинутая вперед челюсть, орлиный нос, грозно сдвинутые бровями и устремленный вперед взгляд. Завершает образ короля пышная грива волос, которая выбита тем же пуансоном, что и гривы львов на реверсе! Что это? Экономия средств на изготовление нового пуансона? Или художественный прием? Трудно сказать, насколько умышленно использовался один инструмент для работы над королем и львами. Возможно, это должно было вселять в подданных уверенность и веру в короля-льва, на царствование которого выпали страшные войны. Либо это скрытая ирония над горе-правителем, на царствование которого выпали чудовищные поражения, унизительная сдача столицы и почти всех городов, позорное бегство в Силезию во время Потопа, потеря Киева и земель за Днепром и, наконец, отречение от трона.


Процесс создания монетного штемпеля был самым сложным этапом производства монет. К его изготовлению допускались лишь опытные мастера, члены гильдии граверов. Отслуживший свой срок инструмент, во избежание несанкционированного использования, всегда уничтожался. А выходили штемпели из строя очень быстро. Несмотря на использование закалки рабочей поверхности штемпеля, она быстро изнашивалась: от неточной постановки инструмента ее края скалывались или скруглялись, сминая рисунок, изображения быстро забивались и теряли остроту. Штемпели изнашиваются не одновременно. Верхний штемпель всегда выходил из строя быстрее, - на него приходились удары молотка, в результате чего металл менял свои свойства, а инструмент деформировался: стержень штемпеля постепенно раздувался и искривлялся, наверху стекающий от ударов металл заворачивался, образуя широкую шляпку, мешающую мастеру видеть заготовку и нижний штемпель. Сохранились точные технические данные о работе внецианского монетного двора. По этим документам, верхний штемпель, использующийся для изготовления гроша, до полного износа выдерживал примерно 17000 ударов, а нижний штемпель - 36000 ударов. Учитывая, что венецианский монетный двор изготавливал в среднем по 20000 монет в день, можно представить себе, как часто при таких больших тиражах изнашивались и менялись штемпели.

Читайте также: