Если бы можно было собрать все золото и медь какие есть на земле

Опубликовано: 24.04.2024

Стихи в задумчивой руке
Текст: Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя №5364 (285)

Имя Паустовского звучит сейчас редко. И понятно почему: наша эпоха враждебна всему, что исповедовал Константин Георгиевич и в жизни, и в литературе.

Опять в снега, как в ризы голубые,
Закутана вечерняя страна.
В пустых соборах служат литургии,
И грусть моя по-зимнему ясна.
В седых садах, где в небе бродят звёзды,
В золотизне рождественских ветвей,
В седых садах, где месяц всходит поздно,
Над белизной берёзовых аллей.
А в городке горят в домах лампады
И отблеск их ложится на паркет.
В Москве балы и пышные парады
И на Тверской вечерний мягкий свет,
В Москве мороз горит в дыму кострами
И в Зубове, в твоём особняке,
Я слышу смех и вздох о "нежной даме",
Мои стихи в задумчивой руке.
Мне грезится блистательный Растрелли,
Его рука чертила белый зал,
Где столько лет потом в ночах звенели
Моцарта сны под русский клавесин.
Опять снега закутали как пледом
Весь городок, и только сторожа
Стучат в ночах.
За ними ходит следом
Глухой рассвет, синея и дрожа.

К. Паустовский,
16 декабря 1920 года.

Это стихотворение Паустовский написал 16 декабря 1920 года, а через несколько дней подарил своей жене Кате - в память об их первой встрече. А встретились они в декабре 1914 года. Санитарный поезд шел на фронт мировой войны. Он - санитар, вчерашний студент. Она - сестра милосердия. В его дневнике остались строки - короткие, как в телеграмме (через много лет свой лучший рассказ он назовет "Телеграмма"): "Поцеловал руку. Глаза. Гуляли около поезда. Я топил печку - поцеловала глаза - печаль и ласка девичья, грустная. Загорская. Я полюбил ее. Долгое пожатие рук".

Дочка священника Катя Загорская окончила епархиальное училище. Потом училась на Высших женских курсах в Москве и Сорбонне. 26 августа 1916 года Екатерина и Константин обвенчались в церкви рязанского села Подлесная Слобода, где до своей ранней смерти служил отец невесты. После февральской революции в Москве возникло множество новых изданий, и молодые люди занялись журналистикой. В качестве корреспондента Катя участвовала в Поместном Соборе. Паустовский писал статьи в защиту памятников культуры.

В том же переломном 1917 году Костя осмелился послать на отзыв Бунину девятнадцать своих стихотворений. Иван Алексеевич ответил быстро. В его письме были слова, которые могли обидеть молодого человека: "Думаю, ваш удел, ваша настоящая поэзия - в прозе. " Ясно, что прозорливость и чутье Бунина определили литературную судьбу Паустовского. Он стал мастером лирической прозы. И все-таки жаль, что, открывая собрание его сочинений, мы не найдем там раздела "Стихотворения". Осенью 1919 года война забросила Паустовских в Одессу, где уже год к тому времени жил Бунин. Но Паустовский не знал о том, что его любимый писатель ходит с ним по одним улицам и тоже ведет дневник. Бунинский дневник всем известен, "Окаянные дни" были опубликованы автором еще в 1925 году. Одесский дневник Паустовского возник из небытия пятнадцать лет назад. Сравнивая дневники, поражаешься тому, что молодой романтик Паустовский и пятидесятилетний Бунин смотрели на происходящее одинаково: с печалью, гневом и ужасом.

Плакал тихо старик, - он не может уйти из деревни -
Слишком стар, утомился, припал у могильной плиты.
Брошен белый костёл. Образ юноши кроткий и древний
Осквернили, сорвали с него золотые листы.

Старый сад осыпает холодное золото вязов.
Кто-то бродит, грустя, в одичалом костёльном саду,
Чьи-то шпоры звенят. Вспоминается много рассказов
О старинных боях, словно виденных в смутном бреду.

Все ушли далеко. Только легкой пугающей тенью
Бродит кошка в саду, и так близко стучат молотком
По железным листам. И склоняется ветер осенний,
Одевая в туманы леса и разрушенный дом.

Ночью кто-то придёт, загорятся пустынные хаты,
Небо снова нальётся кровавым тяжёлым вином
И пройдут, отступая, устало и мерно солдаты, -
Ружья ярко сверкнут под огнём.

Будут пить из колодцев холодную, мутную воду
И не вспомнят о тех, кто в тревоги и муки ушёл.

Плакал тихо старик и шептал про тоску и невзгоду,
Бился сморщенным лбом о костёльный истоптанный пол.

1915 год. Местечко Пищац Холмской губернии.

Ночевали в сараях. Дожди застилали
Хмурым утром суровую польскую даль.
Ругань. Злоба. По грязным шоссе громыхали
Днём и ночью обозы. Всё крепла печаль.

Где-то за лесом дальним назойливым громом
Батареи ворчали, трепался наш флаг
Над покинутым барским ограбленным домом.
И всё близился твёрдый,испытанный враг.

Дети плакали ночью. Их бросила мама.
Кто-то трупы убитых спешил хоронить,
И пугала глубокая скользкая яма.
Здесь не надо жалеть, здесь не надо любить.

Вспоминались мне радуги зыбкого моря,
Яркий смех, плен узорных сентябрьских садов,
Предзакатные сны, светлоокие зори,
И в заре - опьянённая мукой любовь.

Местечко Снов. Сентябрь 1915 года

Пылят дороги. Белым зноем
Вздохнула серая земля.
Собаки рвутся с диким воем,
В дыму удушливом поля.

Играет даль тяжёлым звоном
Железным гулом канонад,
И грозовым и иступлённым
Разрывом падает снаряд.

Обозы, парки, гарь пожаров,
Тоска нетоптанных песков,
В дыму губительных угаров
Мерцает огненность крестов.

Глаза блуждают, хрипло дышат,
Винтовка давит на плечо.
Враги таятся, видят, слышат,
Шрапнель в окоп, ещё, ещё.

Далёкий крик больной и дикий
И ураган свинцовых пчёл,
И кто-то смотрит многоликий,
И каждый дик, и каждый зол.


До сих пор помню строки из "Корзины. ", которые еще в школе, классе во 2, мы учили: "Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста". Для меня это лучшее стихотворение в прозе.

Далёко в полях умирают на мёрзлой земле -
И дымным кольцом загораются мирные сёла,
И тусклым опалом горит в опечаленной мгле
Взгляд солнца больной и тяжёлый.

Там холод и гибель. Там медленный верный угар
Тоскливого горя рождает бессонные думы,
Там юноша светлый становится скучен и стар,
Как нищий немой и угрюмый.

И гаснут восторги, и в сердце таится печаль,
Как зимняя тяжесть, как слёз затаённое бремя,
И острою болью, как яркая синяя сталь,
Дарит быстротечное время.

Москва. 1914 год

Алеют раны, кости белы,
Зелёной бледностью маня,
Томятся лица. За пределы
Уходят, мучая меня.

Зачем земля дрожит и дышит?
И снова крик, огонь и взрыв.
Он где-то там, он не услышит
Мой страшный, мстительный призыв.

Иди, смотри. Смотри как пули
Сверлят мозги и черепа.
Смотри как скорченно уснули,
Дрожит отбитая стопа.

А в ней играет солнце с кровью,
А дикий вопль, а смертный хрип.
Ты где-то там с своей любовью,
Ты был иль не был, жив, погиб.


Как эти юношеские стихи перекликаются с тем, что написано Паустовским в Повести о жизни! Война 1914 г., как мало, в сущности, мы о ней знаем! А здесь - переживания почти что мальчика, юноши, то настроение,что отразилось потом в его "Романтиках" - очень люблю до сих пор эту его раннюю прозу. "Каждый тоскует по своему морю, которое помнит сердце". Писатель сейчас почти забытый, мало читаемый, а как он влиял когда-то на наши души. В чем обаяние? В те годы он говорил о "другой жизни", о душе, о культуре. Ведь это потом стали возвращаться имена и Грина, и Цветаевой, и Платонова, а Паустовский о них писал, и многие люди узнавали о них через Паустовского. Мы с сестрой обожали его и сами заучивали многие страницы его рассказов наизусть. Не заучивали - строки сами западали в память - такой вот замечательный русский язык. Сила воздействия Паустовского, полученная в самое важное время - в отрочестве, такова, что когда я несколько лет назад попала в Берген, то ходила по этому благословенному городу у фьордов чуть ли не цитируя Корзину с еловыми шишками. И его вИдение было важнее действительности. Образ места был сильнее реальности. И наверное это хорошо, в этом, я думаю, и есть сила искусства

Струистый сумрак пал над улицей пустынной,
Свивались медленно задумчивые сны.
Над вышками церквей, над площадью старинной
Тоскует блеклый свет обманчивой луны.

Огни дрожат на крыльях экипажей,
Деревья сонные застыли в тишине.
Я думаю весь день о полюбивших пажах,
Горевших в радостном губительном огне.

Им снились по ночам глаза принцесс усталых,
Их грациозные, неслышные шаги
И яд раскрытых губ по-детски влажно-алых,
Их мучат сонмы грёз - печальные враги.

Я воскресил на миг легенды неземные,
И задрожал в душе изысканный сонет.
По площадям росли туманы голубые,
Мерцал из фонарей больной и сонный свет.

21 февраля 1915 года

Морозный ветер дышит над полями,
Закатный край в оранжевом огне.
Сквозь дрёму дней увидел я во сне
Пожары зорь над блёклыми морями.

Глаза цветов губительных и страстных,
Их золотой, тягучий аромат.
И нежный взгляд, призывный юный взгляд
Твоих очей, девически-обманных.

Больной король, наш юноша печальный
Склонил свой взор и странно замолчал.
А солнца луч таинственно играл
Водой озёр и зыбкой, и зеркальной.

И вот король, отравленный приветом
Небрежных слов пленительной игрой.
Был я, поэт, сложивший пред тобой
Мерцанье грёз, окованных сонетом.

Мне снились сны о веснах небывалых,
Тоски моей расцвете неземном.
Свинцовый ветер плакал над (. )
И листья нёс в заре пожара алом.

Войти в тебя, как в светлую печаль,
Как в тихие осенние соборы,
Где смуглых люстр запыленный хрусталь,
И сизых риз потёртые узоры,
И за окном зардевшаяся даль.

Любить тебя, как ночь фарфор синий,
Как тусклый блеск заката на мостах,
И лёгкий смех в опущенных глазах,
Как на ветвях - едва горящий иней.

И тосковать о каждом звонком дне
У стен Кремля и на Тверском бульваре,
Как о густом, невыпитом вине,
Сгорать в твоём медлительном пожаре,
В твоём заснеженном огне.

Май 1919 года, Киев

"Я люблю золотую Медведицу,
Млечный Путь - серебристый поток;
Я люблю сквозь туман гололедицы
Увидать золотой огонек.

Потемнели снега истомленные,
Над рекою - шуршанье и плеск.
И березы, зарей озаренные,
Пьют весенний ласкающий блеск.

Я люблю у часовен молящихся,
Я брожу по полям среди сел.
И в лесах, под снегами таящийся,
Я душистый подснежник нашел.

Я люблю над холодными нивами
Неба Севера смутную даль.
Ветер шепчется с голыми ивами,
Навевает святую печаль"

"В дыме закатов вечерних скрылась за гранью земля,
Веют прохладные ветры, веют в корму корабля.

Вечный невольник скитаний, раб неизбытых скорбей,
Тихо слежу из каюты радостный бег кораблей.

Там мы покинули земли, черные земли тоски,
Небо равнин беспредельных, шепоты скучной реки.

Вижу я дальние горы в пятнах дубовых лесов,
В вечном покое застыли дети могучих веков.

Стройно возносят чинары кроны усталых ветвей,
К небу, что блещет лазорью в тихом течении дней.

Мраморный храм притаился в роще столетних олив.

Белая нежность портала, стройность воздушных колонн,
Тихая ясная зала веет задумчивый сон.

Статуи бледно мерцают теплым отсветом небес,
Шепчут таинственно-нежную сказку забытых чудес.

Тихо струятся улыбки, точно застыли в мечте,
Здесь я душой одинокой, здесь на последней черте"

"Побудь со мной. Мне жутко одному.
Глухая ночь проникла к окнам дома.
Лишь ветер рвет полуночную тьму.
И так тяжка, так медленна истома.

Налей вина. В задумчивом бреду
Мне будут грезиться знакомыеулыбки.
Прозрачность вечеров в желтеющем саду,
И девичьи глаза, и плачущие скрипки.

Минует ночь. Рассвет смежит слова
Глубоким сном, и день пройдет без муки.
Склонится в зное дум бессильно голова
На тонкие, изысканные руки"

"Я видел всех людей как будто в отдаленьи,
моя душа для них как будто тайный храм,
где смутно слышатся напевы и моленья
каким-то сказочным задумчивым богам.

Я жил один. Как царь, непонятый толпою,
отвергнутый за то, что не был я, как все,
я жил один с своей губительной тоскою,
мечтал о нежащей, непознанной красе.

Казалось, я прожил все дни мои и годы
ещё давно, в веках промчавшихся как сон
и жизнь моей души, и мир земной природы
лишь только отблеск неосознанных времен"
Нравится11Показать список оценивших


Стихотворения К. Г. Паустовского, вошедшие в подборку, отправленную И. А. Бунину:

И месяц красный и туманный,
Склоняясь к грани черных вод,
Лишь возвестил всегда желанный
Зари синеющий восход.
И дни потянутся за днями
Полны несознанной мечтой,
Горя кровавыми огнями
Над глушью дикой и лесной.

Мои туманы синие в огнях.
Ты не увидишь ласкового моря -
Все словно ткань, все в золотых дождях,
Плывут часы и нежно плачут зори.
Я ведь одна. Тебя я так ждала,
Мой юный брат, мой мальчик озаренный.
Как мягкий шелк, как тонкий сон, легла
Тоска в душе, и болью тают звоны
Минут и дней. Встает прозрачный свет
В морской волне. И звезды и сирени
Всё мне дарит твой ласковый привет.
И лепестки ложатся на колени.
Ты так любил ласкать в моих руках
Нарциссов грусть, и целовать ресницы,
И слушать зов в обманчивых морях,
Как весть любви - напевы синей птицы.

Севастополь III , 1916

У Ланжерона прибои пели,
Соленый ветер ласкал глаза,
И облака плели кудели,
И небо в море, как бирюза.
Весенний, юный, я волновался,
Ты, Хатидже, ждала меня.
Я помню - месяц в волнах купался,
Горя в тумане венком огня.
И в смутном зове горячей ночи
Капризно, нежно смеялась ты.
О как хотелось, чтоб дни, короче,
Плели под солнцем свои мечты.
Вино и песни, и сумрак влажный,
И дождь шумливый во тьме террас.
Твой лепет звонкий,
твой стон протяжный.
Дожди и ветры скрывали нас.
И светозарный и пьяный морем
Был каждый вечер. Я уходил.
А ты молилась сапфирным зорям.
И голос моря тебя будил.

Золотятся дожди, золотеют прозрачные воды,
Буен алый пожар в льдяных реках затихших долин.
Вспоминются в дымках старинные, нежные годы, -
Ропот милый больных клавесин.
Затерялись в лесах, в неуемных, шумливых полянах
Эти дни, словно сон озренных и грустных детей.
Звук копыт по мостам затихает в унылых туманах,
Долог звон деревенских церквей.
Я бродяга, живу этой легкой, пленительной вязью,
Перезвоном садов у холодных, высоких колонн.
И сковали меня незаметной, печальною связью
Блеск и грусть стародавних времен.
Легок топот копыт по глухому разбойному лесу,
Полусны, дрема дум, голоса окликают меня.
У забытой дороги, склонясь к серебрёному плёсу,
Я пою молодого коня.
Среброзарное утро, склоняется солнце больное
Каждый листик березы горит словно слиток "сквозной".
И грустит мое счастье, как небо в лесу молодое,
Как свирель в тишине луговой.

Я люблю искусство стран мне незнакомых,
Полное капризов, воздуха, цветов.
Я люблю слоняться в радостной истоме
Над узорной тканью с дальних берегов.
Я люблю глициний пряные приветы,
Лес осенний звонкий, золото листвы
И последний отблеск ласкового лета
В зелени поблекшей луговой травы.
Я люблю Ваш профиль, тонкий и усталый,
Думы всех поэтов, полные тоски.
Я люблю заката свет больной и алый,
Потопленный в водах дремлющей реки.


" Что стихи? Они были и прошли.на их место пришла проза,а с ней и свой строй мысли,свое отношение к явлениям не только литературной,но и Большой жизни - словом,свое "сознание писателя".
"Но чтобы достичь этого,нужно было перестать жить в мире искусственно рифмованных строк, то есть - сменить удел. Бунин оказался глубоко прав "


Из "Послесловия" Вадима Паустовского (Первый том автобиографической повести) 1992 год

Кеваева Анна Юрьевна

Цель: проверить знания по разделу "Страна детства"

ВложениеРазмер
test_strana_detstva_po_liter_4_kl.docx 14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Страна детства» 4 класс

1 . Из какого произведения эти строки:

Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Житкова?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал Б.С.Житков?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Ёлка»

А) повесть б) басня в) сказка г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

висеть, бездельничать, ходить.

А) наслаждаться б) смотреть в) болтаться г) сидеть.

7 . Что обозначает выражение «золотушный ребёнок»?

А) золотой ребёнок б) послушный, хороший ребёнок

В) больной, истощённый ребёнок г) рыжий ребёнок

8. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

А) Дагни б) бабушка в) Лёля г) внук

9 . Выберите антонимы к слову «худенькие».

А) жирные б) толстые в) хорошие г) тонкие

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Новая посудина –

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите олицетворения из одного произведения:

А) эхо – как птица пересмешник,

Б) рояль мог петь,

В) клавиши тосковали, смеялись,

Г) пароходик важно стоял на полке.

Тест по теме «Страна детства» 4 класс

1 . Из какого произведения эти строки:

Я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Паустовского?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал М.М.Зощенко?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Ёлка»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Как я ловил человечков»

А) повесть б) сказка в) басня г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

глядеть, взирать, таращиться, глазеть.

А) ходить б) смотреть в) болтаться г) гулять.

7 . Что обозначает выражение «Я сейчас вернусь живым духом»?

А) вернусь живым и здоровым б) вернусь поздно

В) вернусь, когда смогу г) вернусь очень быстро

8. Определите героев произведения «Корзина с еловыми шишками».

А) Григ б) бабушка в) брат и сестра г) тётушка Магда

9 . Выберите антонимы к слову «добродушный».

А) злой б) жестокий в) ласковый г) дурной

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Я стою на трёх ногах –

Ноги в чёрных сапогах.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите эпитеты из одного произведения:

А) грибной воздух,

Б) рояль мог петь,

Г) пароходик важно стоял на полке.

1 . Из какого произведения эти строки:

Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Житкова?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал Б.С.Житков?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Ёлка»

А) повесть б) басня в) сказка г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

висеть, бездельничать, ходить.

А) наслаждаться б) смотреть в) болтаться г) сидеть.

7 . Что обозначает выражение «золотушный ребёнок»?

А) золотой ребёнок б) послушный, хороший ребёнок

В) больной, истощённый ребёнок г) рыжий ребёнок

8. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

А) Дагни б) бабушка в) Лёля г) внук

9 . Выберите антонимы к слову «худенькие».

А) жирные б) толстые в) хорошие г) тонкие

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Новая посудина –

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите олицетворения из одного произведения:

А) эхо – как птица пересмешник,

Б) рояль мог петь,

В) клавиши тосковали, смеялись,

Г) пароходик важно стоял на полке.

1 . Из какого произведения эти строки:

Я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Паустовского?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал М.М.Зощенко?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Как я ловил человечков»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Как я ловил человечков»

А) повесть б) сказка в) басня г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

глядеть, взирать, таращиться, глазеть.

А) ходить б) смотреть в) болтаться г) гулять.

7 . Что обозначает выражение «Я сейчас вернусь живым духом»?

А) вернусь живым и здоровым б) вернусь поздно

В) вернусь, когда смогу г) вернусь очень быстро

8. Определите героев произведения «Корзина с еловыми шишками».

А) Григ б) бабушка в) брат и сестра г) тётушка Магда

9 . Выберите антонимы к слову «добродушный».

А) злой б) жестокий в) ласковый г) дурной

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Я стою на трёх ногах –

Ноги в чёрных сапогах. (рояль)

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите эпитеты из одного произведения:

1. Каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Григ:
а) нарядных посетителей концертов +
б) прачку из соседнего дома
в) Золушку в заштопанном платье

2. Верное значение слов симфоническая музыка:
а) волшебная музыка
б) музыка для оркестра +
в) загадочная музыка

3. Неверное значение слов симфоническая музыка:
а) музыка для оркестра
б) оба варианта неверны
в) музыка в подарок +

4. Какими были главные герои рассказа «Ёлка»:
а) глупыми +
б) жестокими
в) любознательными

5. Девочку, которой Григ посвятил своё произведение, звали:
а) Дагни Хагеруп
б) Магда Педерсен
в) Дагни Педерсен +

6. Один из рассказов Житкова:
а) Корзина с еловыми шишками
б) Как я ловил человечков +
в) Главные реки

7. Не является рассказом Житкова:
а) Как я ловил человечков
б) Белый домик
в) Ёлка +

8. Автор рассказа «Ёлка»:
а) Зощенко +
б) Житков
в) Драгунский

9. Каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Григ:
а) Золушку в заштопанном платье
б) загулявших матросов
в) вежливых посетителей концертов +

10. Верное значение слова ботфорты:
а) инструмент сапожника
б) высокие сапоги +
в) военные брюки

11. Неверное значение слова ботфорты:
а) старые вещи +
б) высокие сапоги
в) оба варианта неверны

12. Каким был главный герой рассказа «Как я ловил человечков»:
а) жадным
б) любознательным +
в) глупым

13. Этому композитору посвятил своё произведение Паустовский:
а) Григу +
б) Чайковскому
в) Бетховену

14. Один из рассказов Зощенко:
а) Как я ловил человечков
б) Главные реки
в) Ёлка +

15. Не является рассказом Зощенко:
а) Корзина с еловыми шишками +
б) Ёлка
в) Агитатор

16. Автор рассказа «Как я ловил человечков»:
а) Паустовский
б) Житков +
в) Драгунский

17. Сколько лет исполнилось автору в начале рассказа “Елка:
а) 45
б) 35
в) 40 +

18. Куда подглядывал главный герой рассказа “Елка”, когда мама украшала елку:
а) в замочную скважину
б) в щёлочку двери +
в) в окно

19. Куда отвезли жить рассказчика, когда он был маленький в рассказе “Как я ловил человечков”:
а) к дедушке
б) к тете
в) к бабушке +

20. Что стояло у бабушки на полке в рассказе “Как я ловил человечков”:
а) самолетик
б) пароходик +
в) лодочка

21. Из какого произведения эти строки:
“Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда”:.
а) «Корзина с еловыми шишками» +
б) «Ёлка»
в) «Как я ловил человечков»

22. Как зовут Житкова:
а) Степан Борисович
б) Борис Степанович +
в) Константин Георгиевич

23. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»:
а) Зощенко
б) Житков
в) Паустовский +

24. Как зовут Паустовского:
а) Борис Степанович
б) Константин Георгиевич +
в) Михаил Иванович

25. Определите жанр произведения «Ёлка»:
а) повесть
б) сказка
в) рассказ +

26. Прочитайте слова и определите, синонимами какого слова они являются:
висеть, бездельничать, ходить:
а) наслаждаться
б) болтаться +
в) сидеть

27. Что обозначает выражение «золотушный ребёнок»:
а) больной, истощённый ребёнок +
б) рыжий ребёнок
в) послушный, хороший ребёнок

28. Определите героя произведения «Как я ловил человечков»:
а) племянник
б) дедушка
в) бабушка +

29. Определите героя произведения «Как я ловил человечков»:
а) внук +
б) отец
в) сын

30. Выберите антоним к слову «худенькие»:
а) хорошие
б) толстые +
в) тонкие

Корзина с еловыми шишками

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

– А что это такое?

– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»,

Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену.

Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит – «Нордерней» из Копенгагена, «Шотландский певец» из Глазго или «Жанна д'Арк» из Бордо.

В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с черными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфорт с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потертых на сгибе. Все это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.

На стенах висели картины, вырезанные из книг и журналов: кавалеры времен Людовика XIV, красавицы в кринолинах, рыцари, русские женщины в сарафанах, матросы и викинги с дубовыми венками на головах.

В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком от позолоты.

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить Есему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дани верила.

Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.

Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения».

Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. О Дагни он говорил, что она похожа на первый аккорд увертюры. А у Магды, по его словам, была колдовская власть над людьми. Выражалась она в том, что Магда шила театральные костюмы. А кто же не знает, что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется. Вот так оно и выходит, что один и тот же актер вчера был гнусным убийцей, сегодня стал пылким любовником, завтра будет королевским шутом, а послезавтра – народным героем.

– Дагни, – кричала в таких случаях тетушка Магда, – заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню! Он сам не понимает, что говорит, этот чердачный философ!

Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть свое единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в черном и, наоборот, в темные сверкать белизной платья.

Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.

Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.

– Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идет на первое свидание.

– Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришел на первое свидание со мной. Ты у меня просто болтун.

И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.

Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.

Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.

– Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.

Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушка Магда.

– Что случилось? – спросила Дагни.

Магда схватила ее за руку и прошептала:

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»

Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.

Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.

Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

Груздева Светлана Николаевна, МБОУ СОШ с УИОП №52 г. Кирова

Тест по теме «Страна детства» 4 класс

Цель: проверить сформированность умения работать с текстом по разделу «Страна детства».

Планируемые результаты:

проверить знание изученных произведений;

умения характеризовать героя произведения;

сравнивать сюжеты, героев;

поиск необходимой информации в соответствии с заданием;

определение основной мысли, соотнесение загадки с темой изученного раздела.

С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Школа России»), Москва, «Вако», 2014 год.

Тест по теме «Страна детства» 4 класс

1 . Из какого произведения эти строки:

Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Житкова?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал Б.С.Житков?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Ёлка»

А) повесть б) басня в) сказка г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

висеть, бездельничать, ходить.

А) наслаждаться б) смотреть в) болтаться г) сидеть.

7 . Что обозначает выражение «золотушный ребёнок»?

А) золотой ребёнок б) послушный, хороший ребёнок

В) больной, истощённый ребёнок г) рыжий ребёнок

8. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

А) Дагни б) бабушка в) Лёля г) внук

9 . Выберите антонимы к слову «худенькие».

А) жирные б) толстые в) хорошие г) тонкие

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Новая посудина –

Вся в дырках.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите олицетворения из одного произведения:

А) эхо – как птица пересмешник,

Б) рояль мог петь,

В) клавиши тосковали, смеялись,

Г) пароходик важно стоял на полке.

Тест по теме «Страна детства» 4 класс

1 . Из какого произведения эти строки:

Я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Паустовского?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал М.М.Зощенко?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Ёлка»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Как я ловил человечков»

А) повесть б) сказка в) басня г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

глядеть, взирать, таращиться, глазеть.

А) ходить б) смотреть в) болтаться г) гулять.

7 . Что обозначает выражение «Я сейчас вернусь живым духом»?

А) вернусь живым и здоровым б) вернусь поздно

В) вернусь, когда смогу г) вернусь очень быстро

8. Определите героев произведения «Корзина с еловыми шишками».

А) Григ б) бабушка в) брат и сестра г) тётушка Магда

9 . Выберите антонимы к слову «добродушный».

А) злой б) жестокий в) ласковый г) дурной

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Я стою на трёх ногах –

Ноги в чёрных сапогах.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите эпитеты из одного произведения:

А) грибной воздух,

Б) рояль мог петь,

Г) пароходик важно стоял на полке.

1 . Из какого произведения эти строки:

Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Житкова?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал Б.С.Житков?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Ёлка»

А) повесть б) басня в) сказка г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

висеть, бездельничать, ходить.

А) наслаждаться б) смотреть в) болтаться г) сидеть.

7 . Что обозначает выражение «золотушный ребёнок»?

А) золотой ребёнок б) послушный, хороший ребёнок

В) больной, истощённый ребёнок г) рыжий ребёнок

8. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

А) Дагни б) бабушка в) Лёля г) внук

9 . Выберите антонимы к слову «худенькие».

А) жирные б) толстые в) хорошие г) тонкие

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Новая посудина –

Вся в дырках.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите олицетворения из одного произведения:

А) эхо – как птица пересмешник,

Б) рояль мог петь,

В) клавиши тосковали, смеялись,

Г) пароходик важно стоял на полке.

1 . Из какого произведения эти строки:

Я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

2 . Как зовут Паустовского?

А) Борис Степанович б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович г) Михаил Михайлович

3 . Какое произведение написал М.М.Зощенко?

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

4 . Кто написал произведение «Как я ловил человечков»?

А) Б.С.Житков б) М.М.Зощенко в) К.Г.Паустовский г) В.В.Голявкин

5 . Определите жанр произведения «Как я ловил человечков»

А) повесть б) сказка в) басня г) рассказ

6 . Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они

глядеть, взирать, таращиться, глазеть.

А) ходить б) смотреть в) болтаться г) гулять.

7 . Что обозначает выражение «Я сейчас вернусь живым духом»?

А) вернусь живым и здоровым б) вернусь поздно

В) вернусь, когда смогу г) вернусь очень быстро

8. Определите героев произведения «Корзина с еловыми шишками».

А) Григ б) бабушка в) брат и сестра г) тётушка Магда

9 . Выберите антонимы к слову «добродушный».

А) злой б) жестокий в) ласковый г) дурной

10 . Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. Я стою на трёх ногах –

Ноги в чёрных сапогах. (рояль)

А) «Ёлка» б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков» г) «Главные реки»

11. Найдите эпитеты из одного произведения:

А) грибной воздух,

Б) рояль мог петь,

Г) пароходик важно стоял на полке.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Цель: проверить сформированность умения работать с текстом по разделу «Страна детства».

· проверить знание изученных произведений по данной теме;

· умения характеризовать героя произведения;

· сравнивать сюжеты, героев;

· поиск необходимой информации в соответствии с заданием;

· определение основной мысли, соотнесение загадки с темой изученного раздела.

В В конце тестов даны правильные ответы.

С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. («Школа России»), Москва, «Вако», 2014 год.

  • Груздева Светлана НиколаевнаНаписать 82358 11.02.2015

Номер материала: 379963

  • Начальные классы
  • Литературное чтение
  • 4 класс
  • Тесты
    11.02.2015 597
    11.02.2015 1411
    11.02.2015 533
    11.02.2015 718
    11.02.2015 608
    11.02.2015 2685
    11.02.2015 3771

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: