Чем отличается армянское золото от российского

Опубликовано: 16.04.2024

Казалось бы, в России достаточно своих искусных мастеров, и импортировать золотые украшения из Армении нерентабельно. Однако многие крупные сети ювелирных магазинов предлагают на своих прилавках армянские украшения из золота в широком ассортименте. В чем же причина такого неожиданного спроса ювелирные изделия из другой страны?

Золото

Изысканные

Начало армянской ювелирной школы положено еще за 3 000 лет до н. э. Традиции тщательно поддерживаются до сих пор, вбирая в себя лучшее от культур, с которыми пришлось соприкасаться за это время. Мастера сохраняют самобытность своего направления, основанную на культуре народа, исторически сложившихся особенностях. Это прослеживается в вычурных узорах, необычных формах, ярких, насыщенных красках, широко используются драгоценные камни и техника эмали.

Золотые кольца

При этом качество исполнения максимально высокое. В привычные технологии производства постепенно входят последние достижения, что делает армянские изделия из золота практически непревзойденными. Спрос на них растет во всем мире, включая Европу и США. Клиенты, познакомившиеся с прекрасными серьгами, крестиками или причудливо витыми цепочками, оценили и более уникальные произведения, предлагаемые ювелирами:

  • трубки с золотой огранкой и инкрустацией;
  • непередаваемой красоты сложнейшие цепочки и подвески;
  • браслеты в национальном стиле;
  • крестики и крупные сувенирные (церковные) кресты.

Золотые крестики

Они готовы выбирать армянское золото. Важно и то, что мастера готовы браться за индивидуальные заказы и работать практически с любыми предметами, воплощая свое виденье красоты в армянском золоте. Банальный зажим для денег становится произведением искусства.

Дешевые

Парадокс, но стоимость армянских изделий из золота поразительно низкая.

Золотые пуговицы

Объяснения этому феномену вполне логичны:

  1. Армения обладает собственными крупными месторождениями золота, которые обрабатываются действительно высококлассным оборудованием, и поэтому сырье само по себе дешево. Ювелиры получают золото за минимально возможные средства.
  2. Государство решило уменьшить свой золотой запас, выбросив на рынок часть драгоценного металла из своих закромов. Естественно, это снизило его стоимость на рынке.
  3. Заработные платы в Армении пока остаются сравнительно низкими. На этом фоне работа даже таких высококлассных мастеров ценится ниже, чем это было бы в более развитых странах мира.

Выбирая между красивыми ювелирными изделиями одинакового уровня, конечно, клиенты останавливаются на более дешевом предложении.

Золотые серьги

Широкий ассортимент

Каталог армянского золота потрясает воображение. Среди предложений можно увидеть традиционные для этой страны украшения из золота:

  • кольца, как женские, так и мужские;
  • подвески;
  • цепочки;
  • ожерелья;
  • колье;
  • броши;
  • пряжки;
  • пуговицы;
  • запонки;
  • кресты и крестики.

Золотой крест

Более современные предметы, изготовленными руками армянских ювелиров, – часы, брелки, украшение чехлов к смартфонам, сувенирные ручки, футляры к флешкам и прочее. Не всегда их фото можно увидеть в каталогах. Такие предметы часто заказывают индивидуально, и мастера включают в схему узора инициалы или определенную символику. Это делает изделие уникальным, эксклюзивным.

Золотые кольца

Нельзя не вспомнить об оружии. Чаще оно изготавливается из серебра, но золотой вариант достоин самых высокопоставленных и уважаемых людей. Драгоценный материал используется для изготовления рукоятей, целых ножен или их элементов. Часто используется инкрустация камнями. Можно декорировать глубокой инкрустацией золотом. Кстати, она использовалась в Армении задолго до появления в Европе подобных технологий.

Посуда из армянского золота относится к редким заказам. По практическим соображениям она получается более качественной из серебра, что видно по каталогам.

Разнообразие техник

Но дело не только в огромном количестве изготовляемых предметов, но и в том, каким образом это делают. Уже упоминалось о глубоких корнях ювелирного искусства в Армении. Результатом стало не только совершенство, достигнутое при литье сложнейших форм, но и их украшение.

Лоток золота

Почему так популярны армянские крестики из золота, серьги, кольца и ожерелья? Любая церковь с удовольствием приобретет кресты, выполненные армянскими мастерами, а отзывы мировой общественности видны по количеству полученных ювелирами наград. В каталоге видно, что при их изготовлении используются:

  • особые техники шлифовки;
  • искусная чеканка;
  • инкрустация натуральными камнями, причем камни обрабатывают тоже в Армении;
  • оригинальные виды насечки на золоте;
  • техника нанесения эмали.

Множество потрясающих изделий, вышедших из рук армянских мастеров, хранится в музеях, частных коллекциях. Это относится не только к старинным произведениям искусства – современные достижения не менее значительны. Армянский крест из золота, который хранится у Первопрестольного Эчмиадзина, весит около 20 кг, для его инкрустации использовалось 200 натуральных драгоценных камней от алмазов до изумрудов, а также один уникальный по размерам рубин. К этому же заказу сделано 36 букв алфавита (еще 23 кг армянского золота, а брильянты исчислялись сотнями), они сохраняются вместе с крестом и их фото можно проследить во многих мировых изданиях по искусству. Саркис Саакян занимается созданием пасхальных яиц – по отзывам, его считают современным Фаберже.

Связь времен чувствуется не только в технологиях, но и во внешнем виде изделий из армянского золота. Часто используется древняя национальная символика, которая традиционно должна принести владельцу счастье и достаток. О высоком уровне и традициях говорит и тот факт, что единственная страна в мире, где отмечают День ювелира, – Армения.

Смотрите также:

  • Клеймо на золоте
    Основные значения клейма на золоте

  • Как осуществляется промывка золота

  • Проба и виды украшений из итальянского золота

  • Как производится печать золотом на ткани и бумаге

Если в искусности армянских ювелиров давно уже никто не сомневается, то деятельность надзорных инспекций некоторые подвергли сомнению. Так можно ли доверять нашим пробам - разбирался корреспондент Sputnik Армения.

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Армения стала первой страной в регионе, которая отменила госнадзор над золотом, передав несколько лет назад право на клеймение изделий из этого металла частникам.

Девушка и овечья шерсть

Специалисты сферы уверены, что вывод ювелиров из-под контроля государства над золотом положительно сказался на ювелирном рынке, поэтому предложение депутата от партии "Процветающая Армения" Микаела Мелкумяна вернуть эту функцию государству вызвало у многих из них недоумение.

Мелкумян, выступая на заседании экономической комиссии парламента 5 февраля, заявил, что опробование и клеймение ювелирных изделий на протяжении многих лет проводилось с нарушениями, и потребители в конечном итоге платили совсем не за тот товар, который получали на выходе.

В связи с этим депутат предложил вернуть систему госконтроля над золотыми изделиями до тех пор, пока рынок не станет более стабильным.

Ювелиры, тем временем, назвали его обвинения безосновательными и порочащими индустрию и их доброе имя. Справедливости ради, предложение Мелкумяна отклонили, но горький привкус, как говорится, остался.

Армянских производителей поддержал замминистра экономики Аваг Аванесян, предложив более компромиссный вариант, предполагающий усиление госконроля, но не национализацию всего сектора.

Пробы на шаблонах для золотых изделий

Мелкумян вызвал бурю?

Заместитель директора ООО "Мир золота" Норик Мартиросян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что сегодня ни один крупный производитель или ювелир-частник не решится предлагать клиенту низкокачественные изделия или откровенную подделку, поставив клеймо, не соответствующее реальным характеристикам товара. Надо понимать, что на кону репутация и доверие клиента, завоевывать которое приходится годами.

По его словам, предложение Мелкумяна несостоятельно априори. Допустим, государство откроет инспекцию пробирного надзора, тогда всем ювелирам страны придется ездить туда со своими изделиями и выстраиваться в очередь для того, чтобы поставить клеймо. А это не только неудобно, но и небезопасно.

Большой зал торгового центра “Мир золота”

С руководством согласны и сотрудники компании, которых нынешний расклад (как и условия труда) полностью устраивает.

"Очень удобно: пришел, оценил, поставил пробу. Скажем, мне надо поставить клеймо на одном изделии, я же не смогу надолго оставить свой товар без присмотра. А инспекция рядом и все можно решить на месте", — сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения продавщица ювелирных изделий Ануш.

Частные инспекции – в чем выгода?

Председатель Союза ювелиров Армении Эмиль Григорян считает заявление Мелкумяна необдуманным и безответственным. Он пояснил, что систему вывели из-под госнадзора не просто так: ювелиры и представители сферы прошли достаточно долгий путь, прежде чем убедили государство в целесообразности такого подхода.

А в Италии, например, пошли еще дальше, и лицензию на пробирование и клеймение ювелирных изделий там может получить не только компания, но и сам ювелир. Такая же ситуация в США, в Турции, и это вполне нормально, так как в этих странах никому просто в голову не придет поставить под сомнение поставленную на изделии пробу, подчеркнул наш собеседник.

Лазерная гравировка пробы на золотом изделии

Григорян также считает, что переход на эту модель весьма положительно сказался на рынке.

"Выросла конкуренция, производители стали вести себя более ответственно. Ювелир понимает, что его товар должен быть конкурентоспособным, а для этого необходимо думать не только о дизайне, но и качестве", — сказал Григорян.

По его словам, также снизилась себестоимость товара, а некоторые инспекции в погоне за клиентом стали бесплатно ставить пробы. Ну и, частные конторы открыть можно, в отличие от государственных, даже в самых отдаленных местах, где ювелиров не так много.

Кто может получить лицензию?

Это только на первый взгляд получить лицензию может кто угодно. На деле все не так уж и просто. Отметим, что в Армении разрешение на анализ, опробование и клеймение золотых изделий имеют десять компаний, из которых работают только шесть.

Григорян поясняет: для того, чтобы получить лицензию, пробирщик должен пройти обучение, сдать экзамен перед госкомиссией из 12 человек, которая и выносит окончательный вердикт.

Армянский сыр

По его словам, если в эту сферу войдет государство, то во избежание хаоса открывать филиалы основного надзорного органа придется буквально везде, где торгуют золотом. А это, конечно, влетит ему в копеечку.

"Одна такая точка обойдется в несколько сот тысяч долларов. Зачем менять то, что уже неплохо работает?" — задается вопросом Григорян.

Тем не менее, полностью отказываться от государственного контроля также не представляется целесообразным, считает Григорян. Он предлагает создать комиссию или специальную группу, состоящую из специалистов, при комитете Госстандартов, или при Гохране (агентство "Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней" Министерства финансов Армении, - ред.), наделить ее соответствующими полномочиями, чтобы она время от времени проводила проверки на золотых рынках.

А что говорят предприниматели?

Мы также побеседовали с сотрудником одного из золотых рынков Геворком (имя изменено), который более 10 лет работает в этой сфере. Он начинал свою деятельность перекупщиком, сейчас дорос до предпринимателя.

По словам Геворка, когда он только начинал, случалось всякое. Многие действительно мухлевали.

Между тем, считает Геворк, сегодня рынок практически полностью очистился от таких негативных элементов.

Проба в 13 карат, или 585, на шаблоне для золотых изделий

Пробирные инспекции говорят "нет"

Между тем, представители пробирной инспекции заверяют, что их пробе можно доверять на все 100%.

Качество изделия устанавливают специалисты пробирной инспекции. Если сотрудник заподозрит, что с изделием что-то не так, то его отправлят на дополнительную проверку.

Самолет авиакомпании MEA в аэропорту Звартноц

Рита - сотрудник пробирной инспекции, действующей при ООО "Мир золота". Она долгие годы работает в сфере и считает, что ставить пробу – дело довольно ответственное, и никто не рискнет ее подделать.

"Достаточно проверить первый слой изделия и тогда мы понимаем, из чего оно состоит. Если я начинаю сомневаться, то провожу дополнительно химический анализ", — рассказала Рита.

Пока мы беседовали, в лабораторию привезли на проверку одно изделие. Как пояснила Рита, клиент решил проверить достоверность пробы, поставленной другой инспекцией.

Если выяснится, что проба не соответствует заявленному качеству, то клиент может обратиться в суд.

Разница между турецким и российским золотом

Желая приобрести качественные и красивые ювелирные изделия из золота, многие наши соотечественники отправляются в Турцию. Понять их можно, ведь цены на драгоценные металлы там существенно ниже. С чем связан данный факт? И действительно ли качество турецкого золота значительно ниже нашего – российского? Попробуем отыскать ответы на эти вопросы.

Определение

Турецкое золото – привозные изделия из благородного металла желтого цвета, реализуемые на территории Турции.

Русское золото – благородный металл желтого цвета, добываемый на территории России.

Начнем с того, что проба золота варьируется в пределах от 0 до 1000 и свидетельствует о проценте содержания благородного металла. Так, золото 999,9-й пробы считается абсолютно чистым – это стандартный золотой слиток. Оно очень дорого в получении и за счет своей ковкости и пластичности употребляется исключительно в химии. В нашей стране официально приняты семь основных проб. К примеру, золото 585-й пробы свидетельствует о содержании 58,5% благородного металла, оставшиеся 41,5% – другие металлы, зачастую используемые для придания прочности изделиям. Среди дополнительных элементов можно назвать палладий, никель, медь, серебро. От массовой доли содержания того или иного металла будет напрямую зависеть цвет и качество изделий, их коррозийность и прочие физико-механические свойства.


Приобретая российское золото, произведенное по ГОСТу, можно быть уверенным в качестве изделия, ведь оно подвергается стандартной технологии металлообработки. Это свидетельствует о том, что все дополнительные металлы используются в нем в строго определенном процентном соотношении, а изделия из данного сплава будут носиться практически вечно. В Турции же вообще золото не добывают, его импортируют из других стран. Покупая турецкое золото, привезенное, к примеру, из Америки и Германии, нельзя наверняка знать концентрацию дополнительных сплавов, от которых напрямую зависит прочность и долговечность изделия. Поэтому лучше отдать свое предпочтение российским ювелирным изделиям из традиционных сплавов, нежели приобретать «кота в мешке».

Почему же турецкое золото дешевле российского? Дело, опять же, в дополнительных металлах. Так, белое золото с добавлением никеля будет стоить значительно дешевле, чем с добавлением палладия. Однако никель может вызывать аллергию, и многие серьезные ювелиры из разных стран просто не используют его для изготовления своих изделий.

Вся правда о турецком золоте

Многие российские туристы, отправляясь в Турцию, ставят перед собой цель обязательно привезти из этой страны драгоценные украшения. Одно время мода на турецкое золото была повсеместной. Причиной тому сравнительно низкая цена на этот драгметалл по сравнению с отечественными ювелирными изделиями. Можно ли покупать золото в Турции и чем оно отличается от российского?


Отличие турецкого металла от российского

Говоря об особенностях ювелирного дела в Турции, необходимо вспомнить о пробах желтого металла. В России процедура маркировки драгметалла закреплена на законодательном уровне. Самой распространенной является 585 проба: изделия из нее обладают прочностью, привлекательным видом и приемлемой ценой. В лигатуру сплава входят также серебро, медь, палладий и цинк. От их соотношения зависят основные физико-механические свойства сплава, с которым работает ювелир.


В Турции добыча золота отсутствует, в этой стране все запасы драгметалла являются привозными. Турецкие ювелирные украшения делаются из американского или немецкого золота. Узнать точную концентрацию дополнительных элементов сплава в этом случае невозможно, как невозможно и гарантировать прочность и долговечность изделия.

Разницу зарубежного металла от российского можно описать тремя характеристиками:

  • Место добычи;
  • Гарантия соответствия пробы реальной лигатуре сплава;
  • Наличие низкокачественных примесей.

Золотые сплавы в России изготавливаются в соответствии с ГОСТом. Потребитель может быть уверен, что лигатура металла соответствует пробе, а само изделие сделано с помощью стандартных технологий металлообработки. Дополнительные компоненты сплава в российском золоте присутствуют в строго определенном соотношении, иных примесей нет.


Турецкое золото отличается наличием низкопробных примесей, поэтому и имеет более низкую стоимость. Некоторые элементы состава сплава и вовсе могут вызывать у человека аллергию. Гарантировать их прочность и долговечность никто не может.

Лигатура и проба золота из Турции

Стандартная лигатура драгоценного сплава предполагает в своем составе, кроме основного металла, еще серебро, медь и палладий. Турецкие ювелиры могут использовать и другие элементы. Самым простым примером является замена палладия на никель. Никель стоит существенно дешевле, стоимость готового изделия также будет гораздо ниже аналогичного украшения с наличием палладия в лигатуре. Вот только как раз никель и вызывает у некоторых людей аллергическую реакцию.

Приобретая турецкое золото, поинтересуйтесь у продавца, какая у него проба. Продавец может говорить одно, на украшении стоять совсем другая цифра, а на самом деле быть и вовсе третье. На что требуется обращать внимание? Проба золота изменяется в диапазоне от 0 до 1000 и означает процент чистого металла в сплаве. Но такая маркировка ставится на изделиях российского производства. На украшения из Турции будет стоять маркировка в виде «14К» – 14 карат, что соответствует отечественной 585 пробе. Цифра перед буквой «К» может быть больше или меньше – это будет указывать на большее или меньшее содержание чистого драгметалла в лигатуре.

Понять, что продавец вас обманывает, можно по внешнему виду драгоценного металла. Низкопробное турецкое золото можно отличить от хорошего сплава даже на фото. Если вам предлагают купить замечательное украшение высокой 958 пробы, но само изделие отличается ярко выраженным красноватым оттенком – это чистый обман. Красный оттенок золоту придает медь, для этого ее доля в лигатуре сплава должна составлять не менее 25%.

Какая проба бывает у турецкого золота, сказать трудно.

Вам может попасться и низкопробное золото под видом качественного изделия, и настоящая подделка, в которой содержание желтого металла будет равно нулю.

Что говорят покупатели?

Отзывы о турецком золоте можно найти самые разные: и хорошие, и негативные. Те, кто восхищаются привезенными украшениями, приводят в качестве аргументов привлекательную цену и эстетический вид. Изделия турецких ювелиров действительно поражают своей красотой, особым восточным шармом, присущим еще индийским украшениям. Оригинальные кольца и серьги приводят в восторг туристов, приезжающих отдохнуть на побережье Средиземного моря, а их низкая стоимость позволяет купить подарок не только для себя, но и для родственников.


Стоимость украшений из драгметаллов в Турции действительно низкая. Приобретая турецкое золото, вы удивитесь, что цена за грамм составляет примерно столько же, сколько и у серебряного украшения. Добавьте к низкой цене яркий блеск металла, необычный дизайн и получите секрет успеха турецкого золота среди приезжих.

Негативные отзывы о золоте из Турции пишут те, кто попался на недобросовестного продавца, был введен в заблуждение или купил подделку вместо драгметалла. Для кого-то радость от покупки нового украшения испортила начавшаяся аллергия, другие были разочарованы результатами ювелирной экспертизы. Чтобы после приезда из Турции домой у вас не осталось неприятного осадка от зря потраченных денег, рекомендуется покупать изделия из желтого металла в известных салонах, предварительно поинтересовавшись существующими в Турции пробами золота и внимательно рассмотрев украшение со всех сторон.

Как не попасться на обман?

Турецкое золото – отличный сувенир из летней поездки для себя и красивый подарок для близких. Что требуется учесть при выборе золотых украшений в Турции, чтобы не остаться обманутым?

Турки часто предлагают вместо золота подделку – томпак. Томпак представляет собой сплав цинка и меди, последняя и придает ему «золотой» оттенок. Выглядит такая подделка из томпака вполне достойно, прекрасно имитируя золото, простой турист вряд ли отличит ее от драгоценного металла по внешнему виду. Изделия из томпака реализуются даже в крупных магазинах, но разве имитацию драгметалла хочет приобрести турист? Наличие штампа пробы здесь может не помочь, очень часто на подделках из томпака стоят маркировки золота. Обычные приезжие туристы вообще не знают, как должны выглядеть иностранные пробы на украшениях.


Турецкие украшения могут только частично состоять из золота. Ювелир просто комбинирует два сплава: треть цепочки или браслета делает из желтого металла, а остальную часть – из другого материала, имитирующего драгоценный металл. К таким сплавам относятся:

  • Электрон (золото с серебром);
  • Поликсен (платина с большим количеством примесей);
  • Гольдин (алюминий с медью);
  • Бельгика (хром, никель и железо).

При этом на украшении будет стоять маркировка высокой пробы.

Еще одной причиной низкой цены золота, которое предлагают туристам турки в своих ювелирных магазинчиках может быть его низкая проба. Часто в качестве качественного изделия услужливые продавцы пытаются продать украшение из низкопробного сырья с 375 маркировкой. В этом сплаве много примесей, поэтому изделие и имеет низкую себестоимость. Турецкое золото иногда может вообще оказаться позолоченным серебром.


Для того чтобы не купить подделку, лучше всего обстоятельно рассмотреть будущую покупку. Можно прихватить с собой ювелирный детектор, вот только он есть далеко не у всех, да зачем его везти с собой в Турцию? К тому же прибор не всегда правильно определяет где драгоценный металл, а где томпак. Рекомендуется проверить изделие на слух: подбросить понравившееся турецкое колечко вместе со своим золотым. Звук от падения украшений должен быть одинаковый. Если это не так, у вас есть повод задуматься о том, что перед вами красивая имитация из томпака.


Турецкое золото привлекает покупателей своим красивым красноватым оттенком. Вот тут верить продавцу, говорящему, что это высокая проба, не стоит с самого начала. Красный оттенок достигается за счет большого количества меди в лигатуре – при таких условиях драгоценное украшение никак не может быть высокопробным, даже если на нем стоит соответствующая маркировка.

Выявить позолоченное украшение можно с помощью психологического приема: просто поковыряйте его на виду у продавца. Его реакция будет красноречивее слов.

Купить качественное золото в Турции можно, для этого важно обращаться в крупные и известные салоны и внимательно изучать изделие при покупке. Высокопробное золото в этой стране есть, но продается оно по ценам, аналогичным российским ювелирным украшениям. Украшения с низкой стоимостью вряд ли порадуют свои владельцев после возвращения домой.

Что такое турецкое золото? Как оно выглядит и как отличить подделку?

Украшения, которые были произведены из турецкого золота, имеют некоторые особенности. В сравнении с аналогами, они обладают приятной ценой.

Многих интересует, сколько стоит турецкое золото, его проба, характеристики и в чем состоят главные отличия от металла, добываемого на территориях других стран.

Проба является показателем, который оповещает о процентном содержании чистого металла в данном сплаве. Чем выше будет эта маркировка, тем больше будет цена на украшение. На территории нашей страны законодательство установило, что проба должна обязательно указываться на всех изделиях.


Самая популярная маркировка – 585. Это связано с приемлемой стоимостью и хорошим качеством. Каждая драгоценность из золота состоит не только из чистого металла, но и из лигатуры (добавки из различных цветных металлов).

В основном ювелиры используют серебро, палладий, медь. Они придают изделию приятный цвет и повышают характеристики прочности.

В самой Турции добыча золота невозможна, по причине того, что на их территории отсутствуют запасы благородного металла.

Все турецкие драгоценности создаются из золота, который привозят из Америки и Германии. Ознакомиться с лигатурой турецких изделий также не предоставляется возможным.

Дело в том, что законодательство Турции не контролирует производство сплава. По этой причине, покупатели рискуют приобрести некачественное и ненадежное украшение. Более того, некоторые из них могут вызвать аллергическую реакцию.

Чтобы ознакомиться с пробой золота, вы можете изучить украшение, на нем будет указана маркировка. Стоит отметить, что на турецком золоте отличается значение, вы не увидите на нем привычное трехзначное число.

Они привыкли указывать на украшении количество карат:

  1. 24 карата – 999 проба.
  2. 23 – 958 проба.
  3. 18 – 750 проба.
  4. 14 – 585 проба.
  5. 12 – 500 проба.
  6. 9 – 375 проба.

Чем отличается турецкое золото от российского?

Для начала стоит рассмотреть пробу золота. На территории России ювелирное дело контролируется законодательством. Самая популярная проба является 585. Все драгоценности, имеющие данную маркировку, имеют хорошую прочность, приятный внешний вид, привлекательную цену. В лигатуре таких украшений присутствует цинк, серебро, медь и палладий.


На территории Турции добыча золота невозможна, иными словами, все золото привозится из других стран, а именно из Америки и Германии. У вас не получится узнать соотношение и концентрацию имеющихся добавок в украшении.

То есть узнать насколько прочно и долговечно изделие нельзя. Главные отличительные особенности турецкого золота от нашего состоят в следующем:

  1. Место добычи металла.
  2. Гарантия соответствия маркировки настоящей лигатуре сплава.
  3. Возможное присутствие некачественных добавок.

Стоит отметить, что все сплавы из золота в нашей стране производятся в соответствии с ГОСТ. Любой покупатель может не переживать о том, что ему продали подделку или некачественное украшение. Чего нельзя сказать про турецкие изделия, которые могут иметь в своем составе плохие примеси, и из-за чего обладать низкой ценой.

Стоимость турецкого золота

Большинство туристов, прибывших в Турцию, часто приобретают золотые украшения из-за их низкой стоимости. Цена на самые дешевые драгоценности составляет от 40 до 65$ за один грамм. Но взамен вы получите некачественное изделие.

Чтобы не ошибиться в момент покупки турецкого золота, следует отправиться в специальные и крупные магазины, где продавец сможет предоставить все документы на изделие. Но при этом цена не будет отличаться от российских изделий, а качество будет все равно немного ниже.

Приобретая украшения в Турции, стоит отметить, что даже одинаковые по характеристикам и массе изделия обладают различной ценой, что полностью зависит от месторасположения магазина.

Пытаясь сэкономить свои средства, вы рискуете купить некачественное изделие. Часто турецкие продавцы, выдавая свой товар за чистый благородный металл, на самом деле подсовывают сплавы, имеющие низкую пробу и маленький процент содержания золота.

Как отличить подделку?

Турецкое золото считается хорошим сувениром. Но какие правила требуется знать, чтобы не привезти домой низкокачественное турецкое украшение?


Томпак

В основном турецкие продавцы привыкли продавать вместо благородного золота – томпак – это сплав, который состоит из меди и цинка.

Внешний вид такого изделия будет достойным, отличить от благородного металла достаточно трудно. Такую подделку можно купить даже в специализированных турецких магазинах.

При этом, наличие маркировки на украшении никакого значения не имеет. Драгоценности в Турции часто имеют слишком маленький процент золота в своем составе.

Ювелирные мастера в основном смешивают два сплава: третью часть украшения создают из золота, а остальное – из дополнительного металла, имитирующего настоящее золото.

Это могут быть:

  1. Электрон – золото и серебро.
  2. Поликсен – платина, имеющая огромное количество добавок.
  3. Гольдин – алюминий и медь.
  4. Бельгика – хром, никель, железо.

Даже обладая таким составом, украшения все равно будут обозначаться высокой пробой.

Перед совершением покупки, произведите проверку драгоценности на слух: подбросьте украшение вместе со своим (золотым). Следите за тем, чтобы звук при падении был точно таким же, как и у вашего украшения.

Все турецкое золото обладает приятным красноватым цветом. Не доверяйте продавцу, который выдает свой товар за высокопробный металл. Красный цвет украшений получается из-за повышенного содержания меди. Следовательно, выбранное изделие не может иметь высокую маркировку.

Чтобы не ошибиться с выбором, рекомендуется обращаться именно в крупные и популярные ювелирные магазины. В Турции можно легко приобрести золотые изделия высокой пробы, но цена их будет точно такой же, как и на территории нашей страны.

И снова всем здравствуйте!

Хочу рассказать вам о том, что можно привезти из Армении себе и в качестве сувениров.
Но сначала о деньгах, чтобы вы могли сориентироваться.
Денежная единица в Армении -Драм, 1 драм на август 2019 года в переводе на рубли 13 копеек.

Ехать в Ереван можно с любыми деньгами, обменные пункты, по крайней мере в центре, рядом с площадью Республики есть в крупных банках. В зоне прилета аэропорта Звартноц тоже есть обменный пункт, но с невыгодным курсом.

Мы, обойдя несколько банков в центре, в итоге остановились на обменном пункте Армбизнесбанка на ул. Налбандяна, 48. Нам показалось, что там был наиболее выгодный курс.

Много денег не меняли, но надо учитывать, что карты принимают далеко не везде.

Что же купить в Ереване?

Гранатовое вино. Правда по нашему опыту покупки вина получилось так, что две бутылки были разных производителей, одна - замечательная, вторая -не понравилась вовсе. К сожалению не записала какое понравилось нам.

Шоппинг в Армении фото

Конечно коньяк. Как быть в Армении и не привезти домой коньяк ?
Самые известные, это конечно Арарат, коньяк завода Ной.

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Если вам нравятся фруктовые ароматы, то можно купить армянскую водку, тем более, что встретить ее можно в красивых подарочных упаковках и различной емкости

Шоппинг в Армении фото

Ну и конечно вино, мы покупали вино на Аренийском винном заводе во время поездки в Татевский монастырь

Шоппинг в Армении фото

А можно купить и местное пиво под маркой Kilikia

Шоппинг в Армении фото

И еще из горячительного- прилавок в рядовом супермаркете с ценами на вино.

Шоппинг в Армении фото

Продукцию винного завода Ной - вот в таком красивом виде можно приобрести на рынке Вернисаж. Раз уж заговорила о Вернисаже, то помните, что посещать его надо в выходные дни, когда работают 90% прилавков.

Шоппинг в Армении фото

Детям- подросткам можно прихватить в качестве сувенира ежедневники, тетради и записные книжки, выполненные в национальном стиле.

Шоппинг в Армении фото

Армения славится украшениями из серебра, украшениями с использованием "главного " камня страны" - обсидиана, украшения из коралла.

Шоппинг в Армении фото

А может быть кто-то коллекционирует флаги стран? - выбор большой - полотно любого размера.

Шоппинг в Армении фото

Большой популярностью пользуются различные изделия из дерева, особенно ручной работы. Самый большой выбор - в Вернисаже.

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Можно купить икону - ручная работа

Шоппинг в Армении фото

Символ Армении - гранат, символизирующий все сразу : и удачу и достаток и счастье.

Гранат здесь везде и на текстиле, и из керамики, в форме брелков, как говорится на любой вкус и кошелек.

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Мужчинам- руководителям можно приобрести очень красивые офисные подставки, например

Шоппинг в Армении фото

А еще керамика! Чего здесь только нет, тарелки- очень разные, очень много тарелок именно с национальной тематикой

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Широко представлены и изделия из металла ручной работы, посмотрите какая красота. Бочонок для вина не нужен?

Шоппинг в Армении фото

или турка для кофе

Шоппинг в Армении фото

А эта знаменитые персонажи из "Кавказской пленницы"

Шоппинг в Армении фото

Стекло - графины, стаканы - есть очень интересные

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Куклы в национальных одеяниях . Может быть среди ваших друзей есть такие коллекционеры - может послужить отличным подарком.

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

И опять изделия из серебра и золота- на любой вкус и кошелек, цены дешевле московских и выбор неплохой.

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Для сладкоежек можно привезти армянские сладости, например пахлаву в подарочной упаковке, а еще из Армении везут пряности, виноградные листья для долмы, сухофрукты. Везут и сыр - армянский чечил, а еще овечий сыр из цельного овечьего молока с различными добавками. Но мне, честно, говоря он не особо понравился, может быть пробовала "какой-то не такой" .

Шоппинг в Армении фото

Для коллекционеров магнитиков - выбор просто огромнейший

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

Не могу ни сказать про картины

Шоппинг в Армении фото

Шоппинг в Армении фото

А еще наборы шампуров

Шоппинг в Армении фото

есть и в подарочных упаковках

Шоппинг в Армении фото

Отличным подарком может быть набор для нард или шахмат

Шоппинг в Армении фото

Если хотите захватить себе домой маленькую частичку Армении - то можно приобрести армянский национальный инструмент- дудук. На Вернисаже -огромный выбор. Тут вам не только подберут инструмент и чехол для него, но и сыграют.

Шоппинг в Армении фото

А это детские шапочки ручной работы и вязаные куклы

Шоппинг в Армении фото

Не каждый повезет домой армянские ковры, но этот вариант может кому-то и будет полезен.
А вот изделия из текстиля, скатерти, сумки, фартуки - это вполне

Шоппинг в Армении фото

Ну а если по какой-то причине, вы решили ничего не покупать. то приобретите хотя бы вот такой оригинальный календарь "Каскад" - который напомнит вам о вашем путешествии в солнечную Армению.

Шоппинг в Армении фото

Путешествуйте! это же всегда масса новых впечатлений!

Армянское нагорье, исключительно богатое сырьевыми ресурсами, сыграло значительную роль в процессе формирования и развития металлургии, в частности, золотодобычи, ювелирного дела, выпуска и обращения золотых монет древнего и средневекового Востока. Начиная с эпохи ранней бронзы, на Армянском нагорье сформировался самобытный очаг ювелирного дела, которое становится отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. Стилистические и композиционные особенности золотых образцов декоративно-прикладного искусства, тенденции и процесс видоизменений, сравнительные аналогии показывают, что армянские мастера-ювелиры, будучи знакомы с достижениями современного им ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяли большое место унаследованным от предков принципам и архетипам. Найденные на территории Армении кубки, чаши, ювелирные изделия из золота и серебра выделяются изысканным вкусом и высоким мастерством.

На северо-востоке Армянского нагорья (на территории Республики Армения) золотые украшения начинают носить со второй четверти III тыс. до н.э. Сырьевыми источниками для местного златоделия могли служить отдельные месторождения и проявления золота, общее количество которых на территории Армении составляет несколько десятков. Самые ранние образцы золотых изделий обнаружены на памятниках раннего бронзового века (Мацамор, Шенгавит, Хаченагет, Степанакерт), представляющих различные этапы развития куро-араксской культуры.

Древние образцы ювелирного дела Армянского нагорья в силу своего совершенства и видового многообразия являются не только выразительным свидетельством канонической системы мировоззрения, но также очерчивают ареал определенного художественного стиля и эстетических норм, имеющий свое определенное место в ювелирном деле Древнего мира. Лучшим свидетельством этому являются найденные в погребениях Ванадзора, Айгешата, Одзуна, Карашамба, Лори Берда украшения, пряжки и медальоны из золота и серебра с орнаментированной поверхностью.

Если для ювелирного искусства среднего бронзового века были характерны техника филиграни и зерни, то, начиная с ранних этапов позднебронзового века, распространяются изделия, изготовленные в технике перегородчатой филиграни, появляются новые формы и предметы. Исключительными образцами ювелирного дела XVI–IX вв. до н.э. являются навершия жезлов с парой зооморфных голов из Ванадзора, фигурка лягушки и нагрудное украшение с изображением головы льва из Лчашена, символизирующее женские фигурки подвески из Лори Берда, Лчашена и Ванадзора и др.

Серебряная пряжка, серьги, колье. XIX век, Восточная Армения. Музей истории Армении. Фото: Ара Гюлер ǁ

Ювелирное искусство последующего периода теснейшим образом связано со стилистическими особенностями искусства Ванского царства (IX–VII вв. до н.э.). Особенно богаты погребения Лори Берда. Впервые найдены бусина в виде льва, изготовленная с применением почти всех технических средств современного ювелирного дела, золотые диадемы, золотой браслет с окончанием в виде головы змеи и т.д. Браслеты, связанные с культом змеи, мужского начала, добрых сил и плодородия, были широко распространены в Ванском царстве с VIII в. до н.э.

Найденные в Арташате и Гарни формочки, инструменты, полуфабрикаты, золотые изделия свидетельствуют, что в эллинистической Армении мастера применяли технику ковки, литья, инкрустации, штамповки, гравировки, нанизывания, переплетения зерна с нитью (филигрань), позолоты, протяжения проволоки разной толщины и изготовления тонких нитей, вальцевания, перегородчатой эмали и пр.

В эллинистический период, однако, чаще используется литье и штамповка. Развитию ювелирного дела значительно способствовало открытие в I веке до н.э. вальцевания, что дало возможность получать качественные, тонкие, одинаковой толщины пластины. Последнее стимулировало развитие техники паяния.

В Средневековье ювелирное дело достигло более высокого уровня. В крупных городах Армении: Двин, Ван, Арцн, Карин и других, — работали многие ювелиры, объединенные в ремесленнические цеховые организации.

Серебряная пряжка, серьги, колье. XIX век, Восточная Армения. Музей истории Армении. Фото: Ара Гюлер ǁ

Применялось множество технических способов: моделировка воском, отливка при помощи формы, ковка, чеканка, украшение зернью, гравировка, золочение, серебрение, чернение и др. В ювелирном деле отдельную область ремесла составляли серебряных дел мастера. В упомянутых городах ювелирные мастерские и лавки заполняли целые улицы. Одним из наиболее замечательных образов средневекового армянского ювелирного дела является так называемая чаша Вильгорда, изготовленная в Киликии в XII–XIII веках.

Другой интересный образец прикладного искусства — золотая чаша, найденная при раскопках Арташата.

В средневековом ювелирном искусстве лучшими образцами являются предметы церковной утвари (потиры, чаши, мирницы, дароносицы), высших сановников (чинов) духовенства (панагии, жезлы и орлы католикоса, перстни-печати и др.) серебряные обложки — футляры Евангелий. Примечательны ларцы для хранения мощей, инкрустированные золотыми и серебряными тонкими пластинами и драгоценными камнями, датируемые X–XIV вв. Большое распространение получило златоткачество, лучшими примерами которого являются образцы детской одежды, найденные при раскопках Ани. Из памятников изобразительного искусства лучше всего сохранились миниатюры манускриптов, в самых ранних из которых (VI–VII вв.) наряду с ценными красками одновременно применялось и золото. Золото использовалось также для изготовления драгоценных обложек рукописей.

Армения в Древности и Средневековье являлась перекрестком международных торговых дорог, связывающих Восток с Западом. Самые ранние золотые монеты, найденные в Армении, отчеканены во время Александра Македонского. Они были в обороте в III–I вв. до н.э. и имели значение международной валюты. В I веке до н.э. Армения была включена в денежную систему Рима. Для нумизматики Армении особое значение имеют золотые монеты Киликийской Армении, выпущенные царями Левоном II (1198–1219), Хетумом I (1226–1271), Константином I (1298–1299). В Средние века золото наряду с расширением функции всеобщего обменного эквивалента накапливалось в виде кладов. Оно, так же как и серебро, считалось священным царским металлом, и в составе кладов главенствующее место в иерархической последовательности занимало золото, серебро, драгоценные камни, одежда, различные царские, княжеские, церковные знаки и утварь, а также книги.

Традиции армянского ювелирного дела, сохраняясь на протяжении веков, дожили до наших дней. В XIX – начале XX в. ремесло армянских ювелиров, продолжая лучшие традиции предшественников, приобрело новые качества и расширило производство за счет изготовления новых предметов быта, которые широко вошли в городскую жизнь и стали одним из главных показателей элитарной культуры. Употребление в быту серебряной посуды (тарелки, ложки, чашки, подстаканники и др.) свидетельствовало о высоком положении и жизненном уровне городского населения. От обилия ювелирных украшений зависела роскошь и привлекательность нарядов армянской женщины (Карин, Карс, Ахалцих, Александрополь и др.).

Исходя из технико-технологических и художественных особенностей армянского ювелирного дела, выделяется целый ряд школ: Вана, Васпуракана, Карина (оттуда вышли школы Карса, Ахалциха и Александрополя), Сюник-Арцаха, Малой Армении, Киликии и др. Армянские мастера по изготовлению золотых и серебряных изделий имели высокую репутацию и в армянских общинах Константинополя, Тифлиса, Крыма, Польши, Астрахани, Нор Джуги и др. Как и средневековые мастера, в XIX – начале XX в. они также были объединены в амкарства . Каждая ювелирная школа имела свою специализацию и направленность со своим комплексом орнаментальных мотивов. В целом для всех из них были характерны растительные и геометрические узоры.

Так, например, Ван-Васпураканская школа славилась изготовлением серебряных и позолоченных (с эмалью) поясов и украшений, предметов утвари городского быта и многими другими видами прикладного искусства. Васпураканской школе было свойственно использование также зооморфных и антропоморфных узоров, а также изображение известных памятников и портретов знаменитых армян.

Орнамент на больших по объему предметах (поднос, бокал, тарелка, портсигар, дамская сумка и др.) был более разнообразен, чем на мелких (серьги, кольца и пр.).

Для Карино-Ахалцихско-Александропольской школы была характерна техника зернения и филиграни, при помощи которой изготовлялись декоративно-прикладные предметы и украшения (салфетницы, височные украшения, браслеты, серебряные и позолоченные пояса, рукоятки для кинжалов и пр.).

Член Русского Императорсского географического общества Л. Загурский, с восторгом отзываясь о ювелирном искусстве ахалцихских мастеров, подчеркивал выделку пистолетных стволов с резьбою, «в особенности же филигранные серебряные изделия, напоминающие лучшие времена Византии. Сколько в их отделке чистоты, тонкости и изящества!».

Сюник-Арцахской школе были свойственны пояса и украшения в технике зернения, чернения.

Армянские ювелиры использовали более полутора десятка технико-технологических способов: литье в восковых и глиняных формах, ковку-закаливание, орнаментирование, печатание (клеймование), получение цилиндрообразных жестяных предметов, плетение ниток, зернение, гравирование, покрытие золотом или серебром, червление, посеребрение, получение сплавов из серебра и золота и др.

Крест с мощами святого Георгия Победоносца. 1746 год. Ван, Васпуракан. Серебро, сердолик, кораллы, изумруды (кабошоны), самоцветы, стекло; золочение. Музей-сокровищница Эчмиадзина ǁ

Параллельно с ювелирным, существовали и другие ремесла, из которых самым известным было искусство обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Оно принесло славу армянским ювелирам, чьи высокохудожественные творения пользовались большим спросом у состоятельных слоев населения Востока и Запада. Армянские ювелиры из Индии достигли больших успехов в обработке полудрагоценных и поддельных камней (бижутерии). В XVII–XIX вв. ими была изготовлена почти половина продаваемых в Европе подобных украшений. Одним из лучших образцов армянского мастерства является обрамленный бриллиантами трон, преподнесенный в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Высокохудожественные работы армянских ювелиров хранятся во многих музеях мира и в частных коллекциях (Британский музей, Лувр, Эрмитаж, Оружейная палата Московского Кремля и др.).

Высокохудожественная продукция армянских ювелиров пользовалась большим спросом и в советские годы, причем не только в Армении, но и за ее пределами, в частности в России и большинстве республик Союза. Решающее значение в ювелирном производстве имело основание в 1951 году Ереванской ювелирной фабрики (с 1965-го — завода), где наряду с массовой продукцией золотых изделий, опирающейся на лучшие традиции предшественников, создавались уникальные авторские работы, успешно демонстрирующиеся на всесоюзных и международных выставках. В 1960–1970-е годы появилась целая плеяда профессиональных и народных мастеров, в чьем искусстве успешно сочетались традиционные навыки и современные новации. Достойны упоминания выгравированные армянскими мастерами золотые буквы армянского алфавита и золотой крест, хранящиеся в резиденции католикоса всех армян в Первопрестольном Св. Эчмиадзине, являющееся шедевром современного ювелирного искусства.

Золотые буквы армянского алфавита и золотой крест, хранящиеся в резиденции Католикоса всех армян в Первопрестольном Св. Эчмиадзине ǁ

В настоящее время в области ювелирного искусства работает также немало индивидуальных мастеров, выполняющих работы на заказ. В своих золотых и серебряных изделиях и украшениях они придерживаются, с одной стороны, традиционной техники и национальных орнаментальных мотивов, одновременно учитывая требования современного дизайна, с другой. Выполненные с большим художественным вкусом и на высоком уровне, эти изделия пользуются спросом как у местных жителей, так и у многочисленных туристов. В Ереване они реализуются в основном на вернисаже и «золотом рынке», представляя собой сувенирную продукцию.

1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

Фотография на обложке: Армянка из Шемахи, начало XX века.

Читайте также: