Золотая баба в горном алтае что означает

Опубликовано: 20.04.2024

Шаманы общаются с духами.

Ехать к шаману мы не хотели – побаивались. Ведь шаманы общаются с духами, используют колдовство. А это неприемлемо с точки зрения православного христианина.

Но шаман Артём Игнатенко, живущий в селе Полеводка в шести километрах от Бийска, рушит все обывательские представления о шаманизме как о чём-то связанном с тёмными силами. Артём – не просто шаман, а этнограф, президент краевой общественной организации «Союз национальных культур Алтая». В его жилах течёт кровь потомков казаков Ермака – с одной стороны. С другой – кровь рода кумандинцев, коренных жителей Алтая.

Золотая баба – она же…

Своих гостей шаман встречает в древнем жилище народов Алтая – чадыре – и ведёт к изваянию древнего идола – Золотой бабы. У Артёма своя, весьма оригинальная система взглядов на разнообразие культур коренных жителей здешних мест. Алтайский шаманизм переплетается с языческими верованиями древних славян, легенды Алтая – с библейскими персонажами. И это – не сумбурность мышления.


Накануне Всемирного потопа старейшая женщина племени кумандинцев – звали её Алтынай (в переводе – «Золотая луна») – приказала своим соплеменникам разбирать дома и строить плоты. Но для плотов не хватило верёвок. Тогда старейшина отрезала свои волосы и сделала из них верёвки, приказав поступить так же всем членам племени. Верёвок всё равно не хватило. Тогда старейшина сняла золотые украшения и приказала сделать это всем своим соплеменникам. Украшения переплавили на гвозди. Благодаря этому плотов хватило всем членам племени.

Долго ли, коротко ли плавали кумандинцы на своих плотах по водам Всемирного потопа, но приплыли к благодатным берегам, где и живут по сей день. Снова перестроили плоты на дома. Старейшина к тому времени умерла. В честь спасительницы племени Алтынай новые земли стали называть Алтай. А золотые гвозди кумандинцы собрали и выплавили из них статую старейшины – Золотую бабу.

О судьбе Золотой бабы достоверно ничего не известно. Есть версия, что её прибрали к рукам чекисты, приехавшие агитировать за советскую власть местных жителей в 20–30-е гг. прошлого века. И что сгинула она где-то в запасниках Кремля. Артём Игнатенко считает, что в XV веке Золотую бабу спрятали казаки Ермака. С тех пор никто её не видел.

Сын Золотой бабы, славянин, звал её Ладой. От Лады начинается пантеон славянских богов: Род – самый главный бог, Перун – бог-громовержец, Чернобог – хозяин тёмного мира, оборотень, Сварог – бог-кузнец, покровитель воинов и оружия, Велес – бог скотоводства, муж богини Макоши, отвечавшей за урожай.

Другой сын, тюрк, звал свою мать Умай. Тюрки считают её прародительницей своего рода. Умай ассоциируется не с женщиной, как у славян, а с лебедью, которая плавала по Всемирному океану. Однажды она нырнула глубоко-глубоко и достала землю. На этой земле выросли леса, образовались горы, реки, поселились люди.

Колдовство не поможет

Шаман Артём проповедует силу Рода и считает, что именно сила Рода спасёт Россию: «Раньше самыми святыми были слова: Родина, родня, природа, родники, родители, народ. У них корень один – род. Род, по славянской мифологии, – прародитель всех богов. Мы никому ничего не должны, только роду своему! Если мужчина понимает, что ему нужно заботиться о жене, детях, родителях, он не уйдёт к любовнице, не будет пить. Чтобы большего добиться, нужна сила рода, а её в России убивают, насаждая западные псевдоценности – терпимость к сексуальным извращениям, ювенальную юстицию».

Пять лет назад озеро Маашей перестало существовать

Проводя параллели между язычеством и православием, Артём ассоциирует Золотую бабу с Богородицей. Он говорит, что День матери нужно праздновать не в конце ноября, как в современной России, а 21 сентября. Именно в этот день православные христиане праздную день рождения Богородицы. Славяне этот день называли День Лады и Лели — День матери и дочери. Это настоящий день матери, день семьи, потому что в семье тогда хорошо, когда есть равновесие, мир и согласие.

Праздник святых Петра и Февронии, не так давно названный днём семьи, любви и верности, Артём Игнатенко подвергает жёсткой критике: «Что же это за любовь такая? Она его колдовством своим взяла, он её предал и, только боясь смерти, вернулся в семью. Разве так отношения строятся? Семья строится на любви и верности от сердца, от космоса, а колдовством ты не сможешь мужа удержать».

Родники России

Поклоняться, по мнению шамана Артёма, надо родникам. А ещё звезде Богородицы. Тысячи лет славяне шли к родникам. Родник потому и называется родник, что каждый род за ним ухаживал. Но родник ещё называют ключом, потому что он – ключ к нашему здоровью, успеху, счастью, благополучию. Убитые родники – это позор нашей нации. На Руси в день весеннего равноденствия – 21 марта – девки и молодые бабы шли чистить родники и считали, что сами при этом очищаются.

Составляя свою родословную, можно найти немало интересных фактов и судеб.

Шаман Артём предлагает изобразить звезду Богородицы на гербе России: «Если звезда Богородицы по-христиански будет стоять между голов нашего орла, вот тогда наша страна увидит свой путь. Мы Богородицу поднимем на должный уровень, потому что она защищает Россию покровами своими. Но она не может защищать, если вы её не почитаете…»

Попытки найти легендарное изваяние или идол предпринимались, наверное, еще с 18 века. Это один из тех легендарных артефактов, по значимости сравнимый с всем известным Святым Граалем.

Золотую Бабу ищут на далёком Севере и в Сибири, на Урале и на Алтае. Но на картах европейских картографов появляется Золотая баба уже в 16в. Как видно,место четко указывалось- левый берег реки Обь. А какие места, сказочные,известные каждому- Лукоморье, Океан Тартарийский или Скифийский.

Надо сказать, что в этих местах найдено множество находок. Приобье и Ямал очень богаты ценнейшими артефактами. То есть место было известным и чтимым.

Золотая баба -идол и божество Приобья

Золотая баба -идол и божество Приобья

Золотая баба -идол и божество Приобья

Одни говорят, что статуя Золотой Богини была принесена из Китая, другие — из Ирана или Индии, третьи — из Древнего Рима времен гибели Римской империи, кое-кто считает ее произведением местных сибирских мастеров. Последний раз её видели в 30-х годах XX столетия в тайном святилище казымских хантов в бассейне Оби.

А древнейшее упоминание о статуе уже в Новгородской летописи за 1398 год. Оно было записано после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, в святилищах пермяков спорил со жрецами. Следом за Стефаном шли воины московского князя и оные святилища разрушали, а на их месте ставили церкви. В летописи сказано: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом воде, огню и Златой Бабе».

О Золотой Бабе писали многие иностранные учёные, изучавшие Россию: итальянец Юлий Помпоний Лета в 1480 году, польский учёный Матвей Меховский в 1517 году, потом Гваньини в книге «Еропейская Сарматия» (1578).

Её помещали на картах Московии англичанин А. Дженкинсон, А. Вид (1542), С. Герберштейн (1549). Об этих упоминаниях рассказано в статье М. Косарева «Золотая Баба — легенда или быль?», «Наука и религия» № 11, 1992. Знаменитый фламандский картограф Геральд Меркатор на карте 1595 года, вышедшей после его смерти, у устья Оби написал «Zolotaia baba».

Венера Медицейская

Итальянцы считали, что статуя Золотой Бабы привезена на Север из Рима уграми, которые в союзе с готами Алариха разрушили Римскую империю. То есть это статуя Афродиты или Венеры, ведь с женщиной описывается и два Близнеца- мальчик и девочка. Статуя Венеры Медицейской.

Некоторые считают, что статуя Золотой Бабы — статуя богини милосердия Авалокитешатвары, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньинь. Такую версию выдвинул А. Алексеев в книге «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» (Иркутск, 1941).

Кое-кто полагал даже, что это — статуя Мадонны с младенцем, выкраденная хантами во время набега на один из христианских храмов, но это мнение мало кого убедило, ибо в русских православных церквах, в отличие от католических костёлов, нет подобных изображений. Сравнивали её и с якутской богиней Дьес Эмигет, Медной Статуей, с мансийской богиней Сорни-Эква (Золотая Женщина).
Однако в учёном мире наиболее убедительным считается мнение, высказанное ещё в прошлом веке известным русским этнографом, князем Н.С. Трубецким. Он полагал, что Золотая Баба — это Калтась, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Торума, мать всего живого, покровительница новорожденных, богиня плодородия и судьбы.

Почитали Золотую Бабу и славянской богиней. Такого мнения придерживались историки начала XIX века А.С. Кайсаров и Г.А. Глинка (см. кн. «Мифы древних славян», Саратов, 1993). Это не противоречит утверждению Н.С. Трубецкого, ибо и славянская, и древняя финно-угорская веры имеют один и тот же — ведический исток. И кто такая Калтась, как не Златая Майя (Златогорка) — мать Коляды, а Нуми-Торум — Тарх Дажьбог, муж Златой Майи.

Удивительно, но общее во всех сих рассуждениях убеждение, что статуя Золотой Богини была принесена на Урал. И ни в какое сравнение не идут с сими работами осторожные предположения о местном производстве статуи Золотой Богини.

Захватывающие истории о странствиях статуи Золотой Богини имеют под собой весьма шаткую основу. Родство же культов Великой Матери на всех континентах Земли действительно существует. Чтобы понять, кто же на самом деле есть Золотая Баба, нужно обратиться к сказаниям местных уральских и алтайских народов, которые ещё не так давно ей поклонялись.

Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую Медную статую (медь всегда — заменитель золота), и, например, Золотую Богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» — значит «золотой»).

В сказах уральцев она стала Хозяйкой Медной горы. Сказы разделяют эти два образа, но они, безусловно, едины. И Азовка, и Хозяйка живут в недрах одной и той же горы (или близких гор у истоков Чусовой и Исети), обе они хранят золото и медь. Только Хозяйка — подземная богиня. А Азовка — вначале обычная, хоть и обладающая загадочной силой женщина, которая потом скрывается в недрах Азов-горы со своим умирающим мужем.

А как выглядела статуя богини? Соратник Ермака Богдан Брязгин, посетивший в Белогорье мольбище остяков, писал о Золотой Бабе: «Нага, с сыном на стуле сидящая, приемлющая дары от своих». Поляк Гваньини рассказывал, что кумир Золотой Бабы, вытесанный из камня, являл собой женщину с двумя детьми. Один ребенок был на руках, другой же стоял подле и назывался внуком. Замечу, что, по славянским мифам, Златая Майя — Златогорка родила Коляду, а Коляда родил Радогоста. Не их ли описал Гваньини? Это описание напоминает и описание богини Кибелы, чьи изображения найдены в Киеве и Великой Перми.
Славяно-уральские истоки легенды о Золотой Матери подтверждаются также и её именем у русских: Золотая Баба. Именно Золотой Бабой во всех славянских землях именовали Богиню-мать. Например, в Чехии и Болгарии до сих пор последний связанный на поле сноп именуют «Золотой Бабой» в память о древней богине.

Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Существует ли мифические сокровища или все это вымысел? Попробуем разобраться.

Золотая баба
Первые упоминания

Самое первое упоминание содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Там говорится, что около 1023 года норвежские викинги совершили поход в Биармию. На реке им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён — Йомали — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Один из викингов отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

На Руси впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская первая летопись (датированная 1398 годом), в связи с сообщением о смерти просветителя Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Что удивительно, после этого о «Золотой бабе» не было больше никаких упоминаний из русских источников на протяжении целых трехсот лет.

А иностранцы, наоборот, все чаще рассказывали о знаменитом идоле, когда упоминали Русское государство. Так, около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь упоминает «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», жители которого «поклоняются Золотой старой бабе».

Золотая баба

А более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В этих описаниях говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук;
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук;
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках;
  • о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, «подобно Дельфийскому оракулу», предсказывать будущее.

Стоит отметить, что проезжавший в 1675 году через Сибирские земли русский дипломат Николай Спафарий писал: «А около Березова есть капища идолские остяцкие, и про тех пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»

Ермак и Золотая баба

Не обошлось и без знаменитого покорителя Сибири. Как говорят легенды, перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд, чтобы найти путь к Оби. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».

Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли — язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.

Легенды народов

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местный шаман попытался задержать ее. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Шман же упала навзничь и обратилась в камень. Эта легенда связана с одним из чудес России — столбами выветривания Маньпупунер.

Столбы выветривания Маньпупунер

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Якуты рассказывают про медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы издает звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучает в небо голубое сияние.

А у ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Эти рассказы напоминают легенды русского Севера о малом народе — чуди, который может проживать в уральских горах и пещерах.

Таинственные жители уральских пещер: народы чуди и дивьи люди
Что говорят исследователи?

В работах русских учёных XVIII века, в частности И.И. Лепехина, появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как «изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях», которой остяки приносили жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».

Разумеется, что загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и серьезными предположениями, с годами накопилось немало откровенных вымыслов. Многие из которых до сих пор пугают туристов во время их путешествий.

Золотая баба

Однако, большинство исследователей все-таки утверждает, что идолы северных народов не были золотыми. Но почему тогда «баба золотая»?

Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы. Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.

Видимо именно так и родилась та самая легенда о «Золотой бабе».

Золотая баба в литературе

Известный уральский писатель С.Н. Плеханов опубликовал в 1985 году историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола. В 1986 году на Свердловской киностудии по этой книге был поставлен одноименный фильм. Интересно, что некоторые сцены фильма снимались на территории Тобольска, в частности в Тобольском Кремле.

Золотая баба

Вокруг мифа о Золотой бабе также крутится значительная часть повествования романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

А все-таки, где ее искать?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».

Золотая баба

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

Золотая баба

Где сегодня найти легендарную Золотую бабу — неизвестно. А если правдивы истории о сокрытии ее хранителями, то возможно это никогда и не произойдет.


[an error occurred while processing the directive]

В селе Полеводка, расположенном по пути в Горный Алтай, находится художественно-этнический парк «Легенда». В этом самобытном месте посетители могут увидеть исторический тир, главный Бубен Алтая, этнодеревню, панораму малых коренных народов и – один из самых известных и популярных экспонатов – Золотую Бабу.

Предание гласит, что Золотая Баба – это божество, которое покровительствует новорожденным, способствует обогащению, плодородию и даже помогает устраивать судьбу. На протяжении многих тысячелетий ей поклонялись языческие народы, в том числе телеуты, ранее населявшие земли бескрайнего Алтая.

В настоящее время идола посещают молодые пары и брачующиеся, которые верят в силу дородной женщины с косами, что может помочь им создать крепкую, богатую и счастливую семью.

ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК АЛТАЙ ПОЛУЧИЛ СВОЕ ИМЯ

Для алтайцев история появления топонима «Алтай» известна так же, как таблица умножения. Маленьким детям с раннего возраста рассказывают повесть о том, как племя кумандинцев пустилось в дальнее плавание, пытаясь спастись от наводнения.

Когда возникла опасность, старейшая женщина рода – самая мудрая и терпеливая – дала распоряжение начать строить плоты. Она помогала выбрать лучшие материалы и давала ценные указания. Именно под ее управлением малочисленное племя целых 40 дней дрейфовало в море, пока, наконец, не добралось до благодатной, богатой и живописной земли.

Благодарный народ племени, который спасся и нашел новый кров, соорудил мудрой старушке памятник из чистого золота. И имя той женщины – Алтынай – стало названием для новой земли. С тех пор край величественных гор, бурных рек, неизведанных лесов и бескрайних просторов, восходящих к небесам, зовут Алтаем.

ПОСЛУШАЕМ ШАМАНА

В этнопарке «Легенда» представлено, помимо Золотой Бабы, множество скульптур из дерева и металла, которые были найдены на территории Алтая во время проведения раскопок. Но заинтересуют туристов не только экспонаты. Основатель парка-музея является по совместительству экскурсоводом, проводником в мир легенд Алтая и – самое увлекательное – настоящим белым шаманом. Благодаря его стараниям туристы могут окунуться в прошлое и узнать много интересных подробностей о жизни и вере наших предков.

Экскурсии, на которые сюда привозят отдыхающих санатория «Родник Алтая», позволяют понять, что отдых на Алтае – не единственное, что привлекает туристов в эти края.


[an error occurred while processing the directive]

Послушаем шамана

Помимо самобытных деревянных и металлических скульптур, представленных в этнопарке «Легенда» туристов привлекает и сам экскурсовод. Здесь обязанности провожатого в мир легенд Алтая исполняет настоящий белый шаман Артем Игнатенко. По совместительству он также является создателем этнографического парка. Его стараниями туристы и местные жители получили возможность приблизиться к прошлому и узнать много интересного о вере и жизни наших предков. Экскурсии, на которые сюда привозят отдыхающих санатория «Родник Алтая», позволяют понять, что отдых на Алтае - далеко не единственное что влечет туристов в эти края.

Менеджер свяжется с вами и проконсультирует в ближайшее время. А пока вы можете посмотреть видео с краткой экскурсией по санаторию.

Наши странички в социальных сетях:

Менеджер свяжется с вами и проконсультирует в ближайшее время. А пока вы можете посмотреть видео с краткой экскурсией по санаторию.

Наши странички в социальных сетях:

  • Путевки
  • Номера
  • Питание
  • Статьи
  • Акции
  • Прайс-лист
  • Лечение
  • Контакты

Санаторий в Белокурихе

звонок по России бесплатный

  • Договор для физических лиц
  • Политика конфиденциальности
  • Организациям
  • Турфирмам
  • Карта сайта
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
Оплатить счет

- Министерство здравоохранения Алтайского края, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 95а, тел./факс: 8(3852) 627766/628098.

- Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю (ТО Росздравнадзора по Алтайскому краю), 656011, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, д.145, 1-ый этаж, тел./факс: 8(3852) 557515.

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю), 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Максима Горького, д. 28, тел/факс. 8(35877) 242996, (3852) 24-99-49.

- ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах, 659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. 8 Марта, д. 15, Тел. 8(38577) 22830, 23809.

Заполняя форму обратной связи, в том числе указывая номер телефона, или лендингах, либо подписываясь на рассылку на сайте, вы выражаете:
согласие на получение рассылки посредством e-mail любой информации Санатория, включая предоставление вам рекламной информации;
выражаете свое согласие свободно, своей волей и в своем интересе что: ООО Санаторий «Родник Алтая» вправе осуществлять обработку ваших персональных данных, а также вправе поручить обработку ваших персональных данных, указанных в настоящем Заявлении, третьему лицу в целях заключения и исполнения договора оказания санаторно-курортных услуг и/или платных медицинских услуг.

Политика обработки и защиты персональных данных в ООО Санаторий «Родник Алтая»
inform@rodnik-altaya.com электронная почта для обращений с вопросом о своих персональных данных, в том числе об их удалении.

Мы принимаем:



Информация на сайте не является публичной офертой


Множество легенд и преданий в России даже в XXI веке рассказывают о таинственной Золотой бабе. Поговаривают, что якобы кто-то ходил поклониться ей, спрятанной в тайном месте не то уральскими, не то сибирскими шаманами. Языческая богиня, которой подносились богатые дары, будоражила умы путешественников и кладоискателей, начиная с эпохи Средневековья. Даже в научных трудах западноевропейских ученых того времени содержатся описания статуи Золотой бабы, находящейся во владениях русского царя.

Могущественная богиня-мать

Большинство историков и этнографов считают, что в многочисленных легендах речь идет о некоем образе богини-матери, которой люди поклонялись еще с древнейших времен. Не случайно Золотая баба напоминает женские персонажи из многих мифологий.

Известный писатель, специалист по истории славянских народов Александр Асов, в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что истоки поклонения этой статуе следует искать в преданиях народов Урала и Сибири.

«Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую Медную статую (медь всегда заменитель золота), и, например, золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» – значит «золотой»). В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы», – написал А.И. Асов.

Различные авторы связывали Золотую бабу и с обско-угорской богиней Калтащ, и с египетской Изидой, и с индоарийской Ситой, и с шумерской Сидурой. А доктор исторических наук Владимир Петрухин в монографии «Мифы финно-угров» (Москва, 2005 г.) сравнил ее с иранской богиней Ардвисурой Анахитой, образ которой во многом перекликается и со славянской Матерью-Сырой-Землей – прародительницей жизни.

Интересно, что английский дипломат и исследователь Джайлс Флетчер (Giles Fletcher) в своем сочинении «О государстве Русском», которое впервые было опубликовано в 1591 году, провел параллель между таинственной Золотой бабой и хорошо всем известной Ягой-Костяной ногой. Ряд специалистов по русскому фольклору разделяют его мнение: сказочный персонаж изначально представлял собой могущественную богиню, одновременно существующую и в мире живых, и в мире мертвых.

Что о ней известно

Специалист по сравнительно-историческому языкознанию, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин, написал статью «Золотая баба: идол или топоним?», которая была опубликована в электронном журнале «Сибирская заимка» 27 февраля 2012 года. Автор отметил, что легендарному языческому идолу с давних пор поклонялись не только представители коренных народов Урала и Сибири, но и русские старожилы тех мест. Так что Золотую бабу можно считать славянской богиней.

В «Трактате о двух Сарматиях» польский географ и историк Матвей Меховский (1457-1523 гг.) указал: «Знай, в пятых, что за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.) в научном труде «Записки о Московии» сообщил, что на правом берегу устья Оби находится статуя старухи, «. которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». К тому же, рядом со святилищем языческого идола якобы находятся инструменты, издающие трубные звуки под порывами ветра.

Голландский картограф Николаас Витсен (1641-1717 гг.) в главном труде своей жизни «Северная и Восточная Тартария» поместил статую Золотой бабы в Обдории (исторической области, расположенной в бассейне реки Обь). Правда, в его работе богиня не выглядела старухой – она была женщиной в расцвете красоты и с двумя детьми. А на ее теле якобы размещались звенящие колокольчики.

Многие отечественные и иностранные авторы вплетали в описание Золотой бабы собственные фантазии. У кого-то идол был сравнительно небольшим, у кого-то человеческого роста, а кто-то говорил, что это огромная статуя из чистого золота. Такие легенды привлекали кладоискателей и авантюристов.

Доктор философских наук Валерий Демин в книге «Уральская Гиперборея» (Москва, 2010 г.) рассказал, как во второй половине XVI века Золотую бабу искали сподвижники легендарного завоевателя Сибири, Ермака Тимофеевича. Ремезовская летопись сообщает, что атаман Богдан Брязга видел статую богини в Самарском остроге, который был построен в месте слияния Иртыша и Оби. Согласно рассказам казаков, это была женщина «. нага с сыном на стуле седящая».

От кого скрывали статую

Христианские проповедники и миссионеры, охваченные стремлением спасти души представителей коренных народов Урала и Сибири, увидели в Золотой бабе своего идеологического врага. Поэтому одно из объяснений, почему местонахождение языческого идола долгое время оставалось тайной, заключается в том, что шаманы прятали статую от ревнителей веры православной.

Первый епископ Пермский Стефан (около 1345-1396 гг.), крестивший народ коми, активно боролся с идолопоклонством. И культ древней богини показался ему опасным пережитком прошлого.

«Пермяцкая Златая Баба была по возрасту старуха, а два младенца рядом считались ее внуками. В честь Златой Бабы устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные. После крещения пермяков их святыня исчезла. Надо полагать, кумир был надежно спрятан от посторонних глаз, и ему по-прежнему продолжали воздавать подобающие почести», – считает В.Н. Демин.

Православный миссионер Григорий Новицкий, живший в Петровскую эпоху, известен не только своим этнографическим трудом «Краткое описание о народе остяцком» (1715 год), но и тщательными поисками Золотой бабы. Этот человек намеревался лично уничтожить кумира идолопоклонников. Как предположил автор книги «Уральская Гиперборея», именно за данное намерение миссионер был убит хантами-язычниками приблизительно в 1725 году.

Многие исследователи полагают, что шаманы могли перевозить статую с запада на восток по мере колонизации русскими Урала и Сибири, повлекшей за собой распространение христианства.

Где прятали идола

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (Москва, 2008 г.) указал, что первоначально статуя находилась к западу от Уральского хребта. Но в результате деятельности Стефана Пермского и прихода русских войск на земли народа коми, шаманы или некие лесные волхвы перевезли идола и спрятали сначала в пещере у реки Сосьвы, а затем – на побережье Конды. Дальнейший путь Золотой бабы лежал на восток – в Сибирь.

«Она не здесь, но мы ее знаем. Она через наши леса была перенесена верными людьми на Обь. Где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазе, я точно не знаю», – такие слова некого старика-манси привел в своих записях этнограф Константин Носилов, посетивший район Конды и Северной Сосьвы в 1883-1884 годах.

«После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской Губе, а оттуда – на горное плато Путорана на Таймыре», – предположил Н.Н. Непомнящий.

Исследователь Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь» отметил, что последнее известное пристанище Золотой бабы, согласно казачьим легендам, находилось в Белогорье. И хотя в народе такое название имели разные хребты и скалы, наиболее вероятным в данном случае представляется Белогорье, расположенное у истоков Иртыша. То есть, это Калбинский хребет на юго-западе Алтая.

Впрочем, А.И. Асов считает, что искать великую богиню следует в пространстве духовном, поскольку священные Белые горы в славянской мифологии находятся за пределами реального мира – в Нави. А восхождение по ним – это путь души к Матери Мира.

Искали по всей Сибири

В.Н. Демин, как и Н.Н. Непомнящий, сослался в своей книге на воспоминания некого старика-манси, зафиксированные этнографом и писателем К.Д. Носиловым. Почтенный местный житель утверждал, что статуя Золотой бабы представляет собой обычную голую женщину в натуральную величину, которая якобы сидит на собольей подстилке. И спрятана она так, чтобы чужаки никогда не смогли ее найти.

В 90-е годы ХХ века в рассекреченных архивах КГБ СССР обнаружились документы, рассказывающие о поисках Золотой бабы, предпринятых в 1933 году сотрудниками НКВД. У них имелись сведения, добытые на допросах, что шаман казымских хантов в тайном святилище прячет заветную статую. Известно, что один из спецотрядов добрался до указанного места, у чекистов завязался бой с местными жителями, все ханты были перебиты. Но о самой Золотой бабе никаких сведений не осталось. То ли ее нашли чекисты и перепрятали, то ли идола не оказалось на предполагаемом месте.

Время от времени в печати появляются свидетельства очевидцев, которым якобы удалось лицезреть статую, организовываются экспедиции в глухую тайгу, но поиски пока не увенчались успехом. Высказываются самые разные предположения.

Исследователь Алексей Бурыкин, например, предположил, что Золотая баба – это не идол, а название священного для язычников места. Тем более что на Урале и в Сибири топонимов и гидронимов, в названии которых содержится тюркское слово «алтын» (золото), достаточно много.

Вышеупомянутый английский дипломат Джайлс Флетчер в конце XVI века высказал предположение, что Золотая баба – это скала, расположенная в устье Оби, чьи причудливые очертания напоминают женщину с ребенком. Ей вполне могли поклоняться местные язычники, принимая за окаменевшую богиню-великаншу.

Читайте также: