Ювелирное 3д моделирование с чего начать

Опубликовано: 17.04.2024

Профессия Ювелирный 3D-моделлер

Вы научитесь создавать 3D-модели украшений, эффектно визуализировать их, делать анимацию и готовить изделия к печати на 3D-принтере. Узнаете, как создаётся уникальный дизайн украшений, сможете начать карьеру в ювелирном бизнесе и брать частные заказы.

Записаться на курс

  • Программа из 5 курсов
  • 3 проекта в портфолио
  • Помощь в трудоустройстве
  • Навыки работы в Rhinoceros, KeyShot и Magics

Ювелирный 3D-моделлер создаёт модель будущего украшения в 3D-программе, делает реалистичную иллюстрацию изделия и готовит его к печати на принтере. Благодаря этому специалисту видна каждая деталь будущего изделия. 3D-моделлер может работать в ювелирной компании или брать частные заказы.

  • 60 000 рублей зарплата начинающего специалиста, по данным hh.ru

Кому подойдёт этот курс

Новичкам

Новичкам

Научитесь создавать 3D-модели украшений, делать визуализацию и анимацию, а потом готовить украшение к 3D-печати. Сможете начать карьеру в ювелирном дизайне или брать частные заказы.

Ювелирным дизайнерам

Ювелирным дизайнерам

Сможете переносить эскизы украшений в 3D и делать визуализацию и анимировать её в программе ZBrush. Повысите профессиональные навыки и сможете работать над более сложными проектами.

Ювелирам

Ювелирам

Узнаете, как реализовать свои идеи для украшений в 3D и делать красивую визуализацию для портфолио. Сможете эффектно представлять свои работы заказчикам и больше зарабатывать.

Чему вы научитесь

Создавать дизайн украшений в 3D

Рассчитывать бюджет на украшение

Создавать 3D-модели украшений

Делать реалистичные рендеры

Готовить модели к печати на 3D-принтере

Моделировать сложные элементы

Ваши будущие работы

Работа студента

Работа студента

Работа студента

Работа студента

Работа студента

Работа студента

Акция

Акция!

Мы дарим скидки на лицензионное ПО для ювелиров. Для наших студентов:
• бессрочная лицензия Rhinoceros 3D — в восемь раз дешевле;
• годовой доступ к KeyShot — в четыре раза дешевле.

Помощь в трудоустройстве

  • Рекомендации по составлению портфолио и резюме
  • Подготовка к собеседованию в компаниях-партнёрах
  • Реальные заказчики
    на защите диплома
  • Персональные консультации по развитию карьеры

Карточки вакансий

Опытные HR-специалисты отвечают на вопросы, подбирают лучшие вакансии, готовят к собеседованию и помогают каждому студенту получить работу мечты.

Андрей Виноградов

Андрей Виноградов

Руководитель Центра карьеры Skillbox

Учитесь сейчас, платите потом!

Расходы за первые 3 месяца обучения берёт на себя Skillbox. В это время вы посещаете лекции и воркшопы, прокачиваете навыки, находите себе работу и начинаете зарабатывать.

Кредитная программа от надежных банков

Получить полную программу курса и консультацию

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.

Ваша заявка успешно отправлена

Как проходит обучение

Изучаете тему

В курсе — практические видеоуроки.

Изучаете тему

Выполняете задания

В том темпе, в котором вам удобно.

Выполняете задания

Работаете с преподавателем

Закрепляете знания и исправляете ошибки.

Работаете с преподавателем

Защищаете дипломную работу

И дополняете ею своё портфолио.

Защищаете дипломную работу

Мероприятия для студентов

  • Закрытые воркшопы

Приобщитесь к профессиональному комьюнити, сможете задать любой вопрос специалистам и завести новые полезные знакомства.

Посмотрите на работу крупных компаний изнутри, познакомитесь с сотрудниками и руководителями, сможете перенять опыт ведения крупных проектов.

Совместно с консультантом вы определите цели профессионального развития, создадите эффективное резюме и узнаете, как проходить собеседования.

Работа преподавателя

Работа преподавателя

Работа преподавателя

Работа преподавателя

Работа преподавателя

Программа

Вас ждут онлайн-лекции и практические задания с проверкой преподавателем.

  • 67 модулей
  • 250 уроков

Основные курсы

  1. Rhinoceros с нуля

Освоите работу с программой Rhinoceros. Научитесь делать реалистичные 3D-модели колец, серёг, подвесок и камней, создавать замки, крепления и касты.

    1. Введение
    2. Особенности работы с программой
    3. Работа с кривыми
    4. Работа с Surface
    5. Моделирование колец
    6. Создание объёмных орнаментов
    7. Моделирование серёг
    8. Моделирование подвесок
    9. Камни
    10. Бонус-модуль. Лайфхаки
    11. KeyShot
    12. Подготовка к печати

Расширите навыки работы с Rhinoceros и научитесь моделировать сложные изделия. Познакомитесь с программами ZBrush, ArtCam и Grasshopper.

    1. Введение
    2. Работа с кастами
    3. Усложнённое паве
    4. Работа с колье
    5. Перестроение модели
    6. Спирали, ленты Мёбиуса и другие сложные формы
    7. Особенности работы с камнями нестандартной огранки
    8. Украшения с механическими элементами
    9. Программа Grasshopper
    10. Базовые знания ZBrush и ArtCam
    11. Расчёт стоимости модели
    12. Подготовка к финальной работе

Освоите программу для 3D-визуализации. Научитесь делать из готовых моделей реалистичные рендеры, работать с цветом, материалом и фактурой украшения.

    1. Введение
    2. Разбор интерфейса
    3. Работа с материалами и HDRI-картами
    4. Создание анимации
    5. Подготовка и рендер файла
    6. Обработка материала в Photoshop

Узнаете, как довести до идеала 3D-модель. Научитесь готовить украшения к печати и исправлять ошибки в модели, чтобы изделие полностью отражало вашу идею.

    1. Введение
    2. Интерфейс
    3. Подготовка модели к печати
    4. Исправление ошибок в модели
    5. Создание выборки
    6. Виды 3D-принтеров и особенности печати

Дополнительные курсы

  1. Дизайн ювелирных украшений

Изучите виды материалов и камней, познакомитесь с трендами ювелирного дизайна и сможете придумывать украшения в своём стиле. Узнаете, как создавать ювелирные коллекции, рассчитывать стоимость будущих изделий и работать с клиентами.

    1. Введение
    2. Как работает ювелирный дизайнер
    3. Материаловедение
    4. Виды и формы
    5. Материаловедение: камни
    6. Отрисовка камней
    7. Можно ли это носить?
    8. Масштабирование идеи
    9. Создание собственного стиля
    10. Бюджет на создание украшения. Часть 1
    11. Бюджет на создание украшения. Часть 2
    12. Что происходит с украшением, когда эскиз готов

Освоите работу с Photoshop на базовом уровне. Научитесь собирать коллажи для презентации украшений, ретушировать изображения, накладывать эффекты и маски.

    1. Введение в Photoshop
    2. Инструменты
    3. Работа с файлами и изображениями
    4. Принципы работы со слоями и масками
    5. Бонус-модуль. Выделения и маски
    6. Эффекты
    7. Продвинутые приёмы обтравки и ретуши
    8. Принципы построения растровых изображений
    9. Бонус. Как освоить pen tool?
    10. Практика коллажирования для создания Key-Visual
    11. Бонус-модуль. Причиняй добро
    12. Бонус-модуль. Создание оригинальных мемов для социальных сетей

Уже учились на каком-то курсе из программы?

Скажите об этом менеджеру — за этот курс платить не придётся!

Получить презентацию программы и консультацию специалиста

Похоже произошла ошибка. Попробуйте отправить снова или перезагрузите страницу.


Развитие компьютерных технологий предоставило в руки современных ювелиров очень мощный и универсальный инструмент, который существенно облегчает их деятельность. Сегодня мастер и его клиент могут заранее увидеть, как будет выглядеть будущее украшение, и вовремя скорректировать на этапе проектирования все недостатки. Для этого специально разработаны и используются программы для ювелиров по 3D-моделированию. Освоить навыки работы в них вы можете самостоятеьно или записавшись на специализированные курсы.

Роль 3D-моделирования в ювелирном деле

Традиционно в ювелирном деле исполнение каждого заказа – это очень трудоемкая работа. Мастер должен самостоятельно разработать эскиз, изготовить восковую модель, выполнить литье заготовки, обработать ее, закрепить в украшении драгоценные камни. Процесс создания даже несложного украшения занимает достаточно много времени, что в условиях нынешней конкуренции негативно сказывается на прибыльности бизнеса. Поэтому большинство мастеров сегодня стараются упростить и усовершенствовать этот процесс, для чего и применяется 3D-моделирование ювелирных изделий. Под ним подразумевается создание с помощью специализированного программного обеспечения точной компьютерной копии будущего украшения для последующего изготовления восковой модели на фрезерном станке с ЧПУ или восковом 3D-принтере.


Данная технология обладает рядом преимуществ перед традиционным изготовлением литьевых моделей вручную:

компьютерные программы существенно экономят время изготовления моделей и повышают производительность ювелира;

использование программного обеспечения или заказ 3D-моделирования у стороннего подрядчика позволяет снизить себестоимость изделий и повысить их конкурентоспособность;

трехмерное моделирование с последующим созданием восковой модели с помощью станка с ЧПУ или 3D-принтера повышает качество изделия, минимизируя человеческий фактор.

Вышеуказанные преимущества этой технологии делают актуальным ее изучение и освоение как начинающими ювелирами, так и профессиональными мастерами, выполняющими свою работу вручную.


Программы для ювелирного 3D-моделирования

Существует весьма большое количество программных пакетов для создания 3D-моделей ювелирных изделий. Все они обладают в той или иной мере различной функциональностью. Специалисты рекомендуют воспользоваться следующим перечнем ПО.

Rhinoceros. Данный программный пакет основан на технологии NURBS-моделирования, то есть создания трехмерных изображений из криволинейных поверхностей с помощью В-сплайнов. Его функционал также обеспечивает осуществление нефотореалистичного и сложного рендеринга, нанесение бликов и отражений. Rhino позволяет устанавливать более 100 плагинов для дополнительной обработки изображений, а также экспортировать и импортировать свыше 30 различных форматов, благодаря чему возможно его использование с другим ПО.


Magics. Этот программный пакет используется с целью подготовки, улучшения и редактирования STL-файлов для оптимизации их печати на 3D-принтере. Он позволяет импортировать файлы из большинства программ по созданию 3D-моделей, например Rhino, SolidWorks, SketchUp и другого ПО. Magics предоставлет функции по изменению уже созданной модели – в частности, вы можете осуществлять ее разметку, объединение оболочек, перфорацию отверстий, выдавливание и выравнивание поверхностей, сглаживания и т. д. С его помощью вы получаете возможность исправить испорченные ребра, перевернутые треугольники и другие дефекты изначального файла.


ZBrush. Характерным отличием этой программы для 3D-моделирования ювелирных изделий является создание виртуальной скульптуры с применением рендеринга модели в реальном времени. Иными словами, работа в данном ПО представляет собой процесс «лепки» с параллельным и автоматическим наложением света и тени, текстуры и цвета. ZBrush также позволяет подключать дополнительные модули для работы с кистями, геометрией и т.д.


Keyshot. Назначение данного программного пакета заключается в реалистичном рендеринге 3D-моделей. С его помощью вы можете наложить на уже имеющуюся модель текстуры реальных материалов, применить эффекты освещения, добавить HDRi-карты (окружение), фоны и т. д. Программа имеет дружественный и понятный интерфейс, рассчитанный в том числе на тех, кто впервые сталкивается с подобным ПО. Также присутствует функция рендеринга в реальном времени, то есть результат обработки изменяется при применении нового параметра.

Или На чем тонет большинство начинающих ювелиров 3D-модельеров

Помню, как набирая еще в сентябре 2013-го группу учеников-помощников, я столкнулся с одним интересным подписчиком, который, подав заявку, впоследствии откровенно заявил мне примерно следующее: “Я два года в ювелирке – чему вы можете меня научить?!” Смешно вспоминать, но и сам я, проработав некогда два с лишним года на ювелирном заводе, рассуждал примерно также – думал, что я знаю если не все, то почти все!

Так я думал ровно до того момента, пока не взялся за создание своего наболевшего курса по Rhinoceros. С каждым разом, все глубже познавая эту программу, я понимал, что я – полный ноль и мне еще рано кого-то чему-то учить! Вот и теперь, когда подходит к завершению мой шестой год в мире ювелирного 3D, я вновь столкнулся с тем, что, создавая 3D-модели ювелирных украшений уже на высоком профессиональном уровне, я все еще не знаю многих важных вещей!

Это понимание пришло ко мне с покупкой небезызвестного в нашем деле станка “Стриж” . И даже несмотря на то, что я уже больше года строю модели под фрезер и до покупки неплохо понимал общую специфику процесса, я был удивлен тем, насколько можно и нужно быть искушенным в этом деле. И помог мне в этом открытии один мой постоянный читатель, пожелавший остаться за кадром. Встретившись с этим человеком мы пришли к выводу, что ювелирное 3D, подобно древней легенде об устройстве мира, также зиждется на трех китах!

Сегодня я предлагаю поговорить об этих китах.

Но прежде, чем мы начнем, я хочу отметить, что эта статья носит ознакомительный характер и ориентирована в первую очередь на тех, кто не так давно пришел в нашу сферу или только готовится в нее прийти. Описанные в последней части моменты рассмотрены поверхностно, чтобы дать общее понимание сути, но не сделать читателя профессионалом, т.к. на это требуются годы практики и самостоятельного набивания шишек. Ну вот теперь можно начинать.

Кит первый – Базовый. Создание моделей под фотореалистическую визуализацию (рендеринг).

Это, пожалуй, самое первое, с чего многие начинают знакомство с миром ювелирного 3D – быстрее что-нибудь набросать, чтобы сделать красивый (или не очень) рендер! Лично я так и начинал на третьем курса института – мне, как и многим, было лень отрисовывать кольца и серьги в нескольких проекциях и возиться с гуашью и акварелью. То ли дело компьютер – построил как попало и скорей рендерить – тогда наши студенческие 3D-модели не шли в производство – все равно, когда эскизы были утверждены, мы спускались в мастерские и ваяли все руками. А красивая картинка просто радовала глаз и экономила время на отрисовку эскиза.

Рендер 3D-модели ювелирного украшения - подвеса. Ракурс 1

Рендер 3D-модели ювелирного украшения - подвеса. Ракурс 2

Как уже ясно из рассказа, этот базовый вид создания ювелирных 3D-моделей не требует особых знаний технологии ювелирного производства и доступен каждому. В результате в сети иногда встречаются люди, которые наравне с моделированием мебели или чего-то подобного, готовы создать для вас 3D-модель ювелирного украшения, не особо задумываясь над тем, что с этой моделью будет дальше.

Кит второй – Основной. Создание моделей под установки быстрого прототипирования.

На этом этапе, как правило, и приходит понимание, что все, что было ранее создано под рендер, не имеет никакого отношения к реальному производству. Мы открываем старые модели и смотрим на них по-новому, оценивая с высоты полученного опыта, насколько они технологичны. Лично меня этот процесс очень забавлял – наивное студенческое 3D!

Вот где возникают первые проблемы у тех, кто, подобно мне, начинал свое плавание в океане ювелирного 3D на спине кита №1. На этом этапе модельер начинает внимательно относиться к таким аспектам технологии как монтаж, допуски, припуски, толщины, усадки и т.д. и т.п.

Технологические толщины корнеров, крапанов и ушка в 3д-модели ювелирного украшения

Еще бы – ведь теперь, в случае, если нам повезло работать на хорошем заводе, где есть RP-установка, мы можем видеть результаты нашего творчества! Даже больше – не только видеть, но и получать за них по шее! Особенно первое время, пока мы только делаем отчаянные попытки удержаться на скользкой спине кита №2.

Схема виртуальной нарезки 3д-модели ювелирного украшения на слои для печати или выращивания

Схема виртуальных масок, создаваемых установкой после нарезки 3д-модели ювелирного украшения на слои

По мере накопления опыта это получается делать все лучше и лучше – приходит понимание и чувство толщин и вот уже растишка выдает ваши модели пачками в точном соответствии с тем, что вы построили на компьютере. Что зарядили, то и получили!

Кит третий – Продвинутый. Создание моделей под фрезерный станок с ЧПУ.

И вот тут-то валятся даже бывалые модельеры вроде меня, последовательно восседавшие на двух предыдущих китах! Кажется, что все уже знаешь и все умеешь, но тут приходится столкнуться с рядом моментов, обусловленных спецификой технологии. Здесь все уже не так однозначно, как с китом №2 ибо кит №3 куда капризнее и строптивее двух предыдущих! По большому счету основных таких капризов всего два. Давайте их разберем.

1. Начать стоит с того, что у фрезерного станка всего несколько степеней свободы – сверху поднимается-опускается шпиндель с фрезой (это вертикальная ось или ось Z), а платформа с заготовкой может перемещаться в плоскости XY и вращаться в зависимости от количества поворотных осей либо в одной плоскости, либо в двух (я не беру в расчет супердорогие станки, где заготовка может вращаться как угодно), подставляясь разными сторонами под фрезу.

Схема расположения рабочих органов станка с ЧПУ и восковой заготовки под фрезерования 3D-модели ювелирного украшения

Пример

Отсюда первая проблема – при таком подходе далеко не везде можно достать фрезой – особенно в поднутрениях – например выбрать “мясо” из печатки. В таких случаях приходится либо исхитряться с написанием дополнительных управляющих программ, либо осуществлять сложный монтаж модели. Это уже не тот монтаж, который делается под RP-установку, когда просто нужно, чтобы подпайка и накладка лились потом из золота разных цветов. Здесь, порой, приходится изощряться самым страшным образом.

2. Во время расчета управляющей программы (УП), софт, который для этого предназначен, всегда дает некоторый припуск на элементы модели в горизонтальной плоскости, чтобы не повредить эту самую модель. В результате, построив, к примеру, модель с корнерами так, как многие привыкли, строить под растишку, мы впоследствии увидим, что корнера наши изрядно потолстели. Это только один из примеров.

Пример конических припусков на корнерах, образующихся под в результате построения управляющей программы для фрезерования ювелирной 3D-модели

Размеры конических припусков на корнерах, образующихся под в результате построения управляющей программы для фрезерования ювелирной 3D-модели

Второе проявление этой специфики заключается в том, что если расстояние между двумя элементами меньше 0,3 мм, то за счет указанного припуска оно просто будет съедено и, материал оттуда выбран не будет. Отчасти эта проблема связана еще и с тем, что фреза всегда имеет угол сужения, равный 3-5 градусов – собственно этим и вызвана необходимость создания автоматического припуска – чтобы при заглублении между элементами модели фреза не повредила своей расширяющейся верхней частью эти элементы.


Есть также еще ряд нюансов, например, связанных с диаметром пятна контакта фрезы, который в большинстве случаев равен 0,1 мм. Это влечет за собой бесполезность создания деталей рельефа, меньших по размеру, чем указанное значение. Или те же 3-5 градусов наклона фрезы, дающие ромбик на некоторых деталях, когда фрезеровка происходит на встречу друг другу с разворотом заготовки на 180 градусов.

Результат ювелирного 3D-моделирования - модель подвеса в программе Rhinoceros

Результат фрезерования ювелирной 3D-модели подвеса на станке с ЧПУ Стриж

И это еще не все. Перечислять все нюансы работы фрезера можно долго, более того на данный момент я, в силу крайне небольшого опыта работы с фрезерным станком, сам всеми ими не владею, но, все же то, что считаю для себя самым главным в данной теме, я попытался изложить.

Подводя итоги.

Надеюсь, данная статья поможет новичкам понять то, что, делая шаг в мир 3D-моделирования ювелирных украшений, не стоит рассчитывать на то, что все окажется легко и просто, и достаточно будет всего на всего освоить инструментарий соответствующих программ, чтобы строить 3D-модели ювелирных украшений. Эта область моделирования, как никакая другая, изобилует всевозможными технологическими нюансами и сравнима по уровню сложности и необходимых знаний разве что с промдизайном или геймдевом.

Если вы мастер ручного изготовления, то для вас понять и освоить все вышеописанное не составит каких-либо трудностей, на каком бы ките вы не начинали свое увлекательное плавание. Но если вы студент профильного учебного заведения и пока еще не имеете опыта создания украшений вручную или вообще пришли в ювелирку из другой сферы, будьте готовы к жестоким штормам и помните, что Кит №1, это только первый и самый безобидный из тех трех монстров, которых вам придется со временем приручить, чтобы не утонуть в этом бушующем океане!

Как выбрать курс

Формы обучения 3Д моделированию: очная, заочная, онлайн. Выбор зависит от возможностей и предпочтений обучающегося.

Консультации преподавателя, коррекция ошибок повышают качество полученных знаний. Для начинающих лучше уроки с возможностью регулярно общаться с наставниками – онлайн или очно.

Желающие могут выбрать курсы, на которых ознакомятся с программой скульптурной лепки для ювелиров Zbrush или Matrix, научатся визуализации, рендерингу, моделированию 3D объектов. Но следует помнить, что новичку не стоит идти на занятия для профессионалов.












Какие программные решения для ювелирных мастерских есть на рынке?

В поисках подходящего программного решения, предприниматели часто сталкиваются с ПО, которое не соответствуют основным требованиям ведения современного дела, а именно: удобный и понятный интерфейс, клиентская поддержка онлайн, интеграции с аналитическими инструментами и оборудованием для склада и торговли. Важно помнить,- если программа не помогает Вашему бизнесу развиваться, значит она приносит вред.

Рынок перенасыщен разнообразными IT-решениями, которые способны вести учет заказов и клиентов, но существует всего одна программа, что может полностью подходит для ведения учета в ювелирном салоне. Gincore — единственное решение на рынке, что соответствует всем требованиям бизнеса, имеет гибкий функционал, который подойдет для любого владельца ювелирной мастерской.

Как и где можно применить полученные знания

Возможные профессии, в которых требуются полученные знания и навыки:

  • 3D модельер, дизайнер ювелирных украшений;
  • ювелир;
  • скульптор;
  • художник, концепт-художник, художник-конструктор.

дизайн ювелирных украшений

Все эти специальности востребованы, а средняя зарплата дизайнера ювелирных украшений — от 60000 рублей.

Отзывы тех, кто прошел курсы

После колледжа долго не могла определиться с дальнейшей карьерой. Прошла в Москве курсы по работе в ZBrush, начальная ступень, потом уже для специалиста. Оказывается, дизайнеры ювелирных изделий везде нужны, столько вакансий! Я очень довольна!

Виталий, 43 года.

Вместе с сыном записался на курсы Rhinoceros в Москве для новичков, но курс построен очень толково, у сына новая работа, а мне просто интересно – что еще в этих программах сотворить можно? Любые онлайн или оффлайн игрушки отдыхают!

Алексей, 34 года.

Пошел на курсы по визуализации для новичков. С 3D-редакторами я никогда раньше дела не имел, дико удивлен был, когда оказалось, я это могу! Обучение Матрикс в Москве на очных курсах очень хорошо поставлено, теперь хочу освоить программу рино эмбосс, моделирование для специалиста. Здорово, что после «Специалиста» предоставляют трудоустройство.








Распечатанная ювелирка

1 августа 2020, 20:38

Вглядитесь в эти лица, запомните их…Благодаря им и их изобретению, авиационная и автомобильная промышленности, медицина, ювелирные производства и многие другие области не шагнули, а рванули вперёд на тысячи километров.


Хидео Кодама и Чак Халл


Ален Ле Миути, Оливье де Витте, Жан Клод Андре

Благодаря им, мы на пороге сериального, космического будущего. Я до сих пор ужасно завидую героям фантастических сериалов (их,кстати,смотрю с упоением), которые распечатывают себе за считанные секунды на космо-принтере одежду, еду, украшения, да, все, чего только пожелают… «Так,чего бы мне сегодня одеть, распечатаю-ка себе новые туфли, которые видела вчера на ножках той поп-дивы…», — звучит невероятно, но скоро, я надеюсь, мы к этому придем…, нет, не так…, это уже есть, но обычному человеку, вроде меня (и число таких, как я, превалирует), не доступно. Но будет! Обязательно.


За такие реальные мечты и надежды нельзя не выразить благодарности японскому учёному Хидео Кодаме, французским изобретателям Алену Ле Миути, Оливье де Витте, Жану Клоду Андре и американцу Чаку Халлу. Именно они открыли нам путь к реальным 3д-вселенным.

Чак Халл первым (в 1986 году) оформил патент на изобретение технологии 3D-печати методом стереолитографии. Однако такого же рода патенты пытались оформить и ранее. В 1980 году заявку подал Кодама, но, не завершив процедуру оформления патента, лишил себя возможности называться официальным «отцом» 3д-принтинга.

В 1984 году заявку подали и вышеупомянутые французские учёные, но оформленный ими патент был отклонен из-за того, что комиссия не нашла в их изобретении перспектив применения. Обидно, согласитесь?! Но ничего, для людей, работающих с 3д-технологиями, все эти учёные стоят в одном ряду, все они –«отцы» мира 3д-принтинга.

В этом 3д — мире крутятся множество специалистов, в том числе, и ювелиры. Их клиенты, конечно, все ещё округляют глаза, когда им говорят, что их изделие распечатали на принтере, но… После этой статьи таких клиентов станет меньше. В смысле, люди останутся, просто тайное и непонятное для них станет явью.


Большинство ювелирных изделий в наши дни действительно распечатывается на специальных 3д установках — принтерах. Но этому процессу предшествует множество действий, да и, впоследствии, с распечатанной моделью дел не меньше. Прежде чем распечатать украшение, его в специализированных программах создают 3д-дизайнеры (основные программы для ювелирного 3д-моделирования,на мой взгляд, Rhinoceros, Matrix, Zbrush, ArtCAM).


Перед тем, как строить будущую модель на компьютере, ее набрасывают от руки и, определившись с параметрами и дизайном, начинают 3д-построение. Линиями (кривыми) создается контур изделия по намеченным параметрам, затем ему придается форма, задаются толщины, делается «выборка», где нужно (для уменьшения веса будущего изделия), и прочие тонкости дизайнерского процесса.

Программа позволяет смотреть на будущее изделие с разных ракурсов и визуализировать его (рендеринг) в разных видах металла сразличными вставками. Также программа позволяет рассчитать примерный вес будущей модели. Для массового производства это крайне важный факт.

Все выглядит довольно просто, нарисовал изделие – отправляй на печать. Но не тут-то было. С любой, даже довольно простой моделью, можно просидеть приличное число времени – небольшая и незамеченная ошибка в построении на ранней стадии – ты попал. На ее поиски и исправление ты можешь потратить гораздо больше времени, чем заняло предыдущее построение.

Кроме того, постоянно терзают сомнения, те ли толщины ты выбрал (особенно актуально для массового производства): если они малы, изделие будет хрупким, плохо проливаемым, велики – лишний вес, который ни производству, ни рядовому покупателю не нужен. На крупных производствах такие ошибки допустимы, у каждого такого завода есть свои 3д-установки для печати, поэтому, если пропорции и толщины не соответствуют желаемому, модель можно перестроить и заново вырастить.

Небольшим фирмам и частным ювелирам это «влетит в копеечку». На таких малых производствах в целях экономии модели зачастую распечатываются не в самом идеальном качестве, соответственно, все неровности и погрешности поверхности доводят вручную модельеры, чтобы подготовить выращенную мастер-модель к размноживанию. Но опять же, надеюсь, не за горами время, когда каждый ювелир сможет позволить себе свой домашний 3д-принтер.


Ничего не сказала про сам 3д-процесс распечатки («роста») украшений…Ювелирное изделие на 3д-принтере «выращивается» послойно, причем, каждый слой материала, из которого растится изделие, покрывается укрепляющим связующим веществом. После нанесения последнего слоя, изделие чистится от излишка материала и погрешностей печати.

Несмотря на то, что в ювелирной отрасли для печати украшений в основном используют различного рода полимеры, которые впоследствии отливаются в металле (а есть бренды и заводы, которым по карману распечатать изделие сразу в металле), линейка вариативности материалов для 3д-принтинга год за годом увеличивается. Сегодня 3д-модели можно распечатать в акриловом, бетонном, гипсовом, деревянном, самом вкусном – шоколадном — и прочих видах.

А смысл стоять на месте, когда в твоих руках гениальнейшее изобретение человечества?

Автор: Татьяна Щапова

3D-моделирование ювелирных изделий
3D-модельеры — это уникальные специалисты
3D-моделирование ювелирных изделий
Простор для творчества
3D-принтер
Восковая модель
Восковые модели
Ювелирный дом Jaubalet
Jaubalet, Франция

Какой способ моделирования и какие программы выбрать новичку

От выбора метода в 3d зависит конечный результат. 4 основных способа, которые используют для ювелирных изделий, это:

  1. Векторное (NURBS) 3d моделирование (Rhinoceros, Solidworks). Каждая линия – функция, точная форма предмета рассчитывается независимо от размеров и сложности поверхностей.
  2. Полигональное (с помощью многоугольников), программы T-splines, 3DS Max. Экономят ресурсы компьютера, но точность невысокая.
  3. Скульптурная лепка – ZBrush, 3D Coat. Использует технологию пиксолов – пикселей 3D. Позволяет работать с моделью, как с глиной, придавать естественные искажения, наносить объемные текстуры. Точность низкая.
  4. Комбинированный метод, программы ArtCAM, Rhino Emboss. Создает модели из заранее прорисованных векторов или по черно-белому изображению, подходит для создания орнаментов, печатей.

Новичку легче освоить векторный метод, но в дальнейшей работе нужны будут и все остальные.

Кто и как может зарабатывать на 3D-печати украшений

Как уже было сказано, мнение о том, что украшение, вышедшее из печати, сразу готово к отправке покупателю, ошибочно. Быть одновременно и дизайнером и производителем в домашних условиях пока невозможно. Однако возможности новой технологии позволяют усовершенствовать бизнес-процессы существующих ювелирных компаний и открывают дорогу для бизнеса в некоторых смежных направлениях. Итак, кому и почему будет выгодно использование 3D-печати.

  • Ювелирам

. 3D-печать хоть и не заменяет, но значительно ускоряет производственный процесс. К примеру, по традиционной технологии, чтобы изготовить колье, сплетенное из нескольких звеньев, сначала нужно изготовить каждое звено по отдельности, а затем скрепить и сварить их между собой. При 3D-печати изделие получается целиком и за один раз. За что ювелиры особенно любят 3D-принтеры, так это за то, что себестоимость распечатки одного украшения фактически становится равной себестоимости сотен украшений. Распечатать можно столько украшений, сколько нужно, не держа лишние складские запасы. Каждое изделие можно делать на заказ, причем сложность и форма не влияют на количество расходного материала. С 3D-принтерами у ювелиров есть возможность быстро выпускать изделия, экспериментировать и печатать прототипы хоть по несколько раз в день, изменяя в 3D-редакторе размер, дизайн и фактуру изделия. Ювелиры приобретают 3D-принтеры в качестве дополнения к фрезерным станкам ЧПУ, которые вытачивают восковки для литья или металлические детали. Для них 3D-печать — это альтернатива и дополнение к производственному процессу.

Сравнение преимуществ и недостатков ЧПУ и 3D-принтеров*

Показатель ЧПУ 3D-принтер
Скорость Выигрывает в скорости создания единичных экземпляров изделий с простой и гладкой поверхностью и без рисунка. Возможность создать изделие за 15 минут (3D-принтер — до полутора часов). Сложные изделия вытачиваются на уровне 3D-принтера (до 6 часов) Более эффективен при создании серии изделий. В то время как фрезер вырезает лишь одну деталь, 3D-принтер за один проход создает полную платформу восковок — печатает слоями по всей площади платформы, может сразу печатать так называемую елку моделей для отливки, которую не понадобиться собирать из отдельных элементов.
Точность и качество Точность фрезы в ЧПУ-аппаратах достигает 0,001 мм, что выше чем у 3D-принтера. Наибольшая разница в качестве прослеживается на простых формах, где качество фрезерованных деталей будет выше. Уступает в точности ЧПУ, поверхность более шероховатой. Толщина слоев на популярных принтерах около 0,025 мм, что в два раза меньше острия любой фрезы (0,14 мм).
Сложность форм и возможности ЧПУ имеют конструктивные ограничения, которые не позволяют сразу создавать сложные модели: их приходится компоновать из составных частей. 3D-принтер за один проход может печатать модели сложной формы, которые не под силу никакому ЧПУ, включая внутренние полости и сложные сочленения.
Экономичность Работа фрезера, в пересчете на себестоимость изготовленных изделий, обходится дешевле. Оставшийся воск может быть переплавлен в новые заготовки, другим расходным материалом являются фрезы, которые постепенно стачиваются и нуждаются в замене через 1-2 месяца работы. Фотополимеры, которыми печатают стереолитографические принтеры, стоят дороже обычного ювелирного воска.

*на примере 3D-принтера Form 2

  • Дизайнерам
    . Огромный плюс 3D-печати — это приближение, “демократизация” производства, возможность тестировать свои идеи. Причем даже при отсутствии собственного оборудования, дизайнер может отправить свои модели в сервисы 3D-печати и напечатать их по доступной цене. Можно также зарабатывать на продаже самих моделей украшений для 3D-печати. К примеру, за рубежом подобными сервисами являются Shapeways, 3DExport, Sculpteo и так далее.
  • Посредникам и агрегаторам.

    Большие перспективы открываются для проектов, выполняющих посредническую роль между клиентами, дизайнерами и сервисами 3D-печати. Такие площадки могут собирать в одном месте модных дизайнеров, чьи украшения можно распечатать (Stilnest, Германия), представлять собой маркетплейс для продажи 3D-украшений, а можно и вовсе миновать дизайнеров и организовать сервис непосредственно для клиентов, которые могут создать уникальное украшение в режиме онлайн даже без опыта в графических редакторах (Encode Ring, Япония) и отправлять полученные заказы на распечатку партнерам, т.е. владельцам 3D-оборудования.

    Владельцам и продавцам 3D-оборудования

    . Разумеется, зарабатывают на 3D-печати и те, кто, собственно, реализует оборудование ювелирным компаниям и дизайнерам, то есть дистрибьюторы, дилеры и те компании, которые оказывают услуги 3D-печати на собственном оборудовании. Для всех этих компаний украшения и все что с ними связано — это лишь одно из множества направлений бизнеса.

    В любом случае в выигрыше остаются клиенты. Им может быть вообще неважно, кто является дизайнером и как именно будет происходить процедура распечатки. У них уже может быть четкое представление о том, как именно будет выглядеть их украшение. В таком случае дизайнеру присылаются референсы (вспомогательные фотографии) или эскизы украшений, по которому создается 3D-модель, а затем отправляется на отливку. Другим клиентам легче выбирать из готового каталога, внося в создание украшения лишь незначительные индивидуальные элементы. Этими элементами могут быть инициалы, материал изделия, вид драгоценных камней, цвет, размер и так далее.

    Вы будете удивлены, но моделить можно не только персонажей, окружение и прочую графику для игр и кино. Далеко не последнее место в списке CG профессий занимает 3D-моделирование ювелирных изделий. На таких ресурсах как CGTrader регулярно появляются заказы на изготовление украшений. Это дело тонкое и интересное. Андрей Погарский хорошо в нем разбирается и расскажет что к чему.


    Когда я учился на пятом курсе инженерно-педагогической академии мне предложили работать в ювелирной компании. Мне нужно было за неделю выучить программу и сделать тестовое задание. Я неделю не спал, но сделал.

    В ювелирном моделировании есть много особенностей. Важно не только как выглядит сама модель, но и то, насколько ее реально выполнить. Можно сделать очень сложную модель, а мастер не сможет ее обработать.

    На протяжении года я получал необходимую информацию и до сих пор, как и все художники и дизайнеры, консультируюсь с мастерами. Каждое изделие уникальное и очень тяжело запомнить все моменты.

    Занимаясь 3D моделированием мне захотелось лучше понять как устроен процесс перехода от модели к изделию. Я поступил в аспирантуру НТУ «ХПИ» и начал работать над повышением точности 3D печати.

    Работая с 3D принтером типа SLS, я занимался повышением точности размеров (связанной, преимущественно, с усадкой и прочими технологическими параметрами) и снижением отклонений от правильной геометрической формы базовых поверхностей изделий, вызванных остаточными деформациями.



    Особенности и преимущества Rhinoceros

    Сама программа Rhinoceros изначально планировалась как плагин к AutoCAD, но потом они решили, что могут больше и начали развивать свой проект. В итоге, NURBS как инструмент обрел неплохое преимущество. Есть операции, которые реально проще задавать кривыми.

    В программе очень много плагинов. Например, плагин, который симулирует потоки воздуха при проектировании летательных аппаратов, и движение воды для лодок.

    Есть даже настройки как в SolidWorks, которые позволяют использовать дерево инструментов. И даже инструменты, которые позволяют использовать полигоны в NURBS среде и конвертировать в реальном времени из mesh в NURBS и обратно. Это очень расширяет возможности.

    Rhinoceros работает с NURBS. По сути, это векторная графика в мире 3D. Ее можно рассматривать, как high-poly поверхность. На ней множество полигонов, но они заданы функциями, которые все эти кривые и образуют.

    Очень удобно использовать Rhinoceros для проектирования корпусов автомобилей, кораблей, ювелирных украшений, корпусов различной бытовой техники. Кроме того никто не мешает использовать ее для каких-то более сложных чертежей, как SolidWorks.

    С ее помощью, понимая технологические особенности, можно уйти и в дизайн и быть при этом в среде цифр: размеров, диаметров, отступов — всего того, что важно, чтобы модель не только красиво смотрелась, но еще и работала.

    Какие программы помимо Rhino нужно использовать, чтобы получился готовый проект?

    Для сглаживания углов и добавления текстуры поверхности, модель необходимо дорабатывать в ZBrush.



    Нужно понимать, что ошибки есть в 90% случаев. Для их исправления лучше всего использовать Materialise Magics. Он позволяет работать с ними в полуавтоматическом режиме, после чего модель может быть использована для 3D печати. Очень важно, чтобы модель была замкнутым телом.

    Для визуализации используются плагины вроде V-Ray и Flamingo. В седьмой версии Rhinoceros обещают встроенный инструмент для Subdivision моделирования и фотореалистичный движок под рендер.

    Какие сложности поджидают новичков ювелирного моделирования?

    Самая главная сложность в том, что очень тяжело найти хоть какие-то реальные цифры. Куча вопросов возникает даже когда нужно сделать простое изделие. Какую делать толщину шинки? Какие делать диаметры крапанов, которые будут держать камень? Как правильно усадить камень с шипом? Если есть механизм, какую делать толщину?




    Серьги — это просто ужас. Какую делать высоту от мочки до конца? Какую делать длину гарпуна? На каком расстоянии друг от друга расставлять камни? Как при этом учесть особенности 3D печати, чтобы оно все вылилось и выпечатолось? Какие делать отступы от бортов, если они есть? В общем, сойти с ума можно.

    Изумруд, например, от природы весь в трещинах и расколоть его невероятно просто. Об этом тоже надо знать. И если делаются крапана под изумруд, их нужно заранее сделать процентов на 15, а то и на 30 тоньше. То есть пожертвовать надежностью. Но в данном случае это вынужденная мера. Также важно знать, как сэкономить металл, чтобы изделие не было тяжелым.

    Но в то же время нужно помнить, что в изделиях с шарнирами, будь то серьги или подвески, места соединений могут перетереться и для этого точно нужно понимать, какие толщины где задавать. Невероятное количество размеров. Честно говоря, я пытался найти для себя какую-то таблицу или справочные данные, но мне этого не удалось.

    Насколько неподготовленным может быть новичок?

    Все 3D художники ювелирных украшений, с которыми я общаюсь, не имеют художественного образования. Но они очень долго работали над тем, чтобы понимать, что такое красивый элемент и как выходить из сложных ситуаций, когда изделие выглядит не очень, но по-другому не получится сделать так, чтобы работало. Находить какие-то компромиссные варианты, опираясь на выработанный вкус.

    К счастью в открытом доступе есть каталоги и сайты известных брендов. Это очень помогает. А если дать волю и уйти в ZBrush, то можно делать просто сумасшедшие вещи.

    Главное, уметь критически анализировать результат своей работы и если результат вам не нравится, чувствовать это, не лениться и доводить до разумного совершенства.

    Расскажи о своем пайплайне

    Если есть центральный камень, первая задача правильно его сфотографировать или обрисовать. Потому что если изделие не будет подходить под основной камень, вся работа будет насмарку.


    После того, как камень смоделирован, можно переходить к оправе или, как его еще называют к касту. Делается каст, потом расставляются камни, с необходимым отступом друг от друга. Под камни делается форма, которая будет вычитать поверхность — бурение, расставляются крапана, чтобы понимать все ли камни будут правильно закреплены.



    Иногда необходимо выбрать из множества вариантов тот, который будет. Либо тот, который нравится заказчику, либо в целом подходит под общую композицию.

    При этом нужно понимать, что ухо имеет анатомические особенности и у каждого человека оно разное. Иногда есть возможность использовать универсальные заготовки и адаптировать их под форму, которая уже вырисовывается.


    Когда делается механизм, нужно понимать как будет двигаться тот или иной фрагмент самого украшения.


    Важно понимать, точно ли можно будет все обработать и собрать.




    И потом, на выходе, когда все правильно, само украшение может быть разобрано и подготовлено для печати или резки. В данном случае, для печати.

    Иногда делают ухватки, которые нужны для того, чтобы было за что ухватиться пинцетом при сборке деталей в елку.


    Это уже технологическая подготовка. Потом это переходит в mesh, отправляется в печать, обрабатывается и получается само украшение. Все счастливы.

    Проверки перед отправкой в печать

    Во-первых, еще раз убедиться, что все отступы, толщины и размеры выбраны корректно.

    Вот даже на примере бабочки. У ней много различных прорезей, каких-то стенок, которые плюсуют толщину. И так вышло, что под этим камнем толщина была меньше, чем нужно. Пришлось восковую модель дорабатывать, а если бы это не получилось, пришлось бы все это заново перестраивать на 3D принтере, а это процесс не дешевый, но мне повезло.



    В Materialise Magics есть возможность визуализировать толщины и понять все ли там в порядке. После этого модель переносится в mesh. Далее происходит поиск ошибок с помощью специальной утилиты в Materialise Magics. Она показывает точно ли модель является одним целым, нет ли слипшихся полигонов, отверстий на поверхности и прочего. Когда все это благополучно исправляется, файлы можно передать человеку, который занимается печатью или порезкой.

    Еще одна сложность в том, что камни не бывают одинакового размера, они все равно с какими-то погрешностями. Считается хорошим тоном и, в принципе, необходимостью, составлять карту камней.


    Когда представлено схематическое изображение модели, камни выполнены специально в ядовитых разных цвета Каждый цвет соответствует диаметру камня. Потому что каждое место под камень делалось фактически уникальное, чтобы не было не красивых засветов.

    На этом работа моделера почти заканчивается, но еще есть момент визуализации. Если, допустим, это под каталог, нужно сделать качественный рендер. А если моделер еще и умеет работать в Photoshop, чтобы это красиво представить, то это вдвойне приятно потенциальному заказчику.

    В целом, с пониманием после работы в Rhinoceros, научившись чувствовать трехмерное пространство в процессе моделирования, очень легко перейти к любому редактору. Названия команд и функций, как правило одинаковые. А использовать преимущества nurbs вместе с полигональным моделированием — это сплошное удовольствие.



    Начните свой путь в 3D-моделировании с курсом “ Rhinoceros. Инструментарий ”. Научитесь создавать модели ювелирных изделий от задумки к готовому проекту.

    Даже если Вы успешно начали работать в 3D, на ивенте “Старт в Rhino. Моделирование, визуализация, 3D печать” вы познакомитесь с функционалом программы Rhinoceros и узнаете в каких сферах сможете применить возможности софта.

    Читайте также: