Серебряные шандалы что это

Опубликовано: 22.04.2024


Менора, жирандоль, шандал. Звучит как восточное заклинание


А когда-то, эти слова были в ежедневном обиходе, а сами предметы — в каждом доме. Шандал, значение и понятие этого слова очень часто встречается в классических литературных произведениях. У Пушкина, например, в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» этот предмет чуть не стал предметом убийства Сильвио. Заинтригованы? Тогда, продолжаем!

Шандал, значение слова

шандал,значение слова

Шандал. Значение этого слова пришло к нам из Персии и раскладывается на два слова: sam — что переводится, как «свеча» и dan — «вместилище». Ударение падает на второй слог.

Да, шандал — это подсвечник, но достаточно крупный, массивный, на несколько свечей. Они были большими и тяжелыми, часто стояли в помещениях, где мужчины играли в карты. Разгоряченные вином и азартом игроки нередко, в прямом смысле, хватались за шандал, чтобы доказать свою правоту. А таким и убить можно было, ведь изготавливали их из меди, серебра и даже чугуна.

медный шандал

Шандал и прочие канделябры

подсвечник типа шандал

Если копнуть немного глубже, то не совсем корректно называть осветительные приборы такого плана — подсвечник. Шандал появился задолго до изобретения свечей. До XV века в канделябрах использовалось оливковое масло и любые другие масляные или жировые смеси, а уже после стали вставляться привычные нам свечи. Но слова «подмасленник» не существует, поэтому все-таки «подсвечник».

медный шандал

Предлагаем еще немного разобраться в терминологии и узнать, чем один подсвечник отличается от другого.

Канделябр для многих из нас — это общее название всех видов подставок для свечей, но на самом деле это подсвечник, отводы которого располагаются в одной плоскости. А вот у жирандоля свечи будут располагаться по кругу. Менора же является религиозным подсвечником у иудеев. Отводов для свечей всегда семь и они выстраиваются в одну прямую линию. А наш шандал — это тот же канделябр, но, как уже было написано ранее, крупный, массивный и тяжелый.

подсвечники минора и шандал

антикварный серебряный шандал

Шандал в современном интерьере

подсвечник шандал в современном интерьере

Подсвечникам в наших интерьерерах, безусловно, место есть. Правда, они принимают все более современный вид. Учитывая нормы безопасности в жилых помещениях, дома чаще устанавливают электрические LED-свечи. Они дают мягкий рассеянный свет и совсем не нагреваются. В интерьере в классическом стиле уместна стилизованная под медный шандал люстра, конечно же, с лампочками вместо свечей.

красивые люстры шандал

подсвечники шандал в интерьере

Подсвечники — огромное поле для фантазий дизайнеров. Лаконичные или наоборот замысловатые экземпляры станут прекрасным и стильным аксессуаром для интерьера в любом стиле. Ну, а любителям аутентичных вещей можно посоветовать посетить антикварную лавку. И возможно, там вам встретиться тот самый серебряный шандал, который не раз решал споры за карточным столом в далеком 1830 году.

Автор: Анна Семенова Категория Антиквариат 16.12.2020 0 881 Просмотров

Почему каждый подсвечник мечтает стать жирандолью, а не канделябром; зачем шандалу кривая ручка и вообще, «Кто все эти люди?» (с). Обычно ответ дает Википедия, но в данном вопросе сведения явно лукавят… Простой рассказ с красивыми иллюстрациями по теме. Итак:

Что такое подсвечник

Если говорить «вообще», то все понятно. Приспособление для освещения свечами. Которое помимо утилитарной приобрело функции украшения, статуса, а также восстановления мировой справедливости (читайте раздел «Кого били канделябром»). В ходе развития украшательно-статусной функции появились группы подсвечников со своими собственными именами. Поэтому сейчас подсвечником принято называть настольное приспособление для одной свечи. Независимо от уровня навороченности дизайна. Среди подсвечников с историей есть исключение – читайте в разделе Жирандоль.

Старинные подсвечники на одну свечу

Старинные подсвечники объединяет одна свеча

Что такое канделябр

Подсвечник может возвыситься до звания канделябра двумя способами. Увеличить количество креплений (рожков) для свечей или «залезть на стену». Википедия пишет только об одном варианте «классического» канделябра – это ошибка №1.

Классический старинный настольный канделябр

Классический старинный настольный канделябр на три свечи

Классический канделябр и торшер

Классический канделябр – это настольный подсвечник, у которого не один рожок для свечи, а несколько, причем все они имеют общее основание. Массивный канделябр, который ставят на пол, именуют торшером. За исключением тех случаев, когда этот напольный канделябр – жирандоль. В России в бытовой речи слово «торшер» применительно к напольному канделябру не очень распространено. И ассоциируется исключительно с ламповыми светильниками. Впрочем, не слишком распространены и напольные канделябры, поэтому их чаще называют именно так, в два слова.

Современные напольные канделябры (торшеры) на 5 свечей

Стоит на полу — значит, торшер. Современные кованые напольные канделябры

Настенные канделябры

Согласно Википедии, на канделябре всегда несколько рожков, и это ошибка №2. Настенные канделябры могут быть и однорожковые. Справедливости ради отметим, что это особенность русского языка. Английский язык делает различия между candelabre с несколькими рожками и sconce (бра) с одним рожком.

Парные настенные канделябры

Старинные парные двухрожковые канделябры

Рояльные канделябры

Рояльные канделябры являются разновидностью настенных. Особенность: ограничение по размерам, так как они должны освещать, но не мешать игре. И практически все – поворотные, что тоже закономерно. Чаще бывают парные, хотя встречаются и одиночные. И практически все – однорожковые.

Рояльные канделябры

…И чтобы ваша игра на рояле была так же прекрасна, как эти канделябры

Сколько рожков у канделябра

У настольного канделябра чаще всего 3 или 5 рожков. У настенных канделябров не редкость два и даже один рожок, в этом случае они, как правило, парные. Еврейский ритуальный подсвечник менора — по сути 7-рожковый канделябр характерной формы. Ну а больше всего рожков у массивных напольных канделябров.

За что бьют канделябром?

Во времена возникновения традиции канделябром били исключительно за шулерство в карточной игре. Впоследствии призыв остался, но в качестве обвинения в жульничестве вообще. В дальнейшем красивое слово запомнилось лучше некрасивого подтекста. Но если кто-то рядом с вами упоминает вместе слова канделябр и битье, присмотритесь повнимательнее. Возможно это не просто так.

Плутовская игра, или за что бьют канделябром

Сейчас кого-то начнут бить канделябром! (Картина «Плутовская игра»)

Жирандоль – вершина эволюции подсвечника, или еще 3 ошибки Википедии

По версии Википедии, жирандоль – это канделябр с круговым расположением рожков, украшенный хрустальными подвесками. Это утверждение содержит целых три ошибки, как с исторической точки зрения, так и для современного прочтения. Во-первых, жирандолью действительно начали называть украшенные хрустальными подвесками светильники. Только это были не многорожковые канделябры, а серебряные однорожковые бра – те самые sconces. Во-вторых, в настоящее время жирандолью именуют подсвечники, украшенные не только хрустальными подвесками, но также деталями из цветного стекла и/или фарфора. За примерами отсылаю в Государственный Эрмитаж полюбоваться на настольную жирандоль

Старинная жирандоль на 3 свечи, Эрмитаж

Образец жирандоли на 3 свечи со вставками из рубинового стекла. Середина XVIIIв. Коллекция Эрмитажа

Или великолепные напольные торшеры-жирандоли

Напольня жирандоль, или торшер

Эту роскошную напольную жирандольиз Эрмитажа даже язык не поворачивается назвать торшером…

И в третьих, главный признак жирандоли – это украшения из хрусталя и стекла, а отнюдь не количество рожков. За примерами отсылаю в тот же Эрмитаж. Вот великолепная жирандоль, где вся красота и «навороты» — ради одной-единственной свечи.

Жирандоль однорожковая, коллекция Эрмитажа

Википедия пишет, что однорожковых жирандолей не бывает? Государственный Эрмитаж считает иначе.

Жирандолью или жирандолем?

Если вам посчастливилось стать владельцем этого раритета, то ему надо как минимум соответствовать и склонять правильно. Красивое слово girandole женского рода. А значит, склонять его следует как слово «обитель», а не как «учитель» (смайл).

«Посчастливилось» употреблено потому, что жирандоли массово производили в период увлечения стилем рококо и частично – неоклассицизмом. То есть совсем недолго сравнительно с прочими подсвечниками, известными со времен охоты на мамонта. И обилие хрупких стеклянных деталей не способствовало сохранности. Особенно в странах, где революционные массы имели обыкновение врываться в замки и дворцы, круша все на своем пути. Но если вдруг в ваши руки попадет антикварная жирандоль, вы сможете украсить ею не только классический интерьер, но и квартиру в стиле фьюжн.

Найдено определений: 33 шанда
шанда

сущ., кол-во синонимов: 2

шандал
шандал

ШАНДА́Л, шандала, муж. (от араб. sam - свеча и перс. dan - вместилище). Тяжелый подсвечник.

ШАНДА́Л -а; м. [от тюрк. шамдан из перс.] Устар. Подсвечник. Медный, старинный ш. Свечи в шандалах.

◁ Шанда́льный, -ая, -ое. Ш-ая подставка.

Шесть тонких восковых свечей горело в двух старинных серебряных шандалах. Тургенев, Вешние воды.

Барон с двумя шандалами в руках, заливая лестницу светом, поднимался вверх. Булгаков, Жизнь господина де Мольера.

[От тюрк. шамдан из перс.]

Шандал, а, м.

► [Лизавета Ивановна] уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале. // Пушкин. Пиковая дама //; Коморочка под лестницей, Кровать да печь железная, Шандал да самовар. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //

шанда́л, шанда́лы, шанда́ла, шанда́лов, шанда́лу, шанда́лам, шанда́лом, шанда́лами, шанда́ле, шанда́лах

сущ., кол-во синонимов: 3

Древнерус. Заимств. из тюрк. яз., где шамдан < перс. šamdan, сложения šam «свеча» и dan «вместилище». Первоначальное шамдан (ср. др.-рус. шандан, шандам, шандал) > шандал в результате диссимиляции мд > нд и н-н в н-л.

шанда́н, др.-русск. шанданъ (грам. 1509 г.; см. Корш, AfslPh 9, 670), шандальць "подсвечник" (Опись имущ. Карельск. Ник. мон. 1551 г.; см. Срезн., Доп. 271), шандалъ (Гагара, 1634 г., 76), также санда́л (см. выше). Заимств. из тюрк., ср. тур., тар. šаmdаn "подсвечник" (Радлов 4, 993 и сл.), тат. šandal; см. Мi. ТЕl. 2 163; ЕW 337; Корш, там же; В. Смирнов, Зап. Вост. Отд. 21, 2; Рясянен, Тsсh. L. 205. Произведение из франц. chandelier "подсвечник" опровергается более ранними свидетельствами (Горяев, ЭС 418).

ШАНДАЛ (от фр. chandelier). Подсвечник.

шандалофилия
шандалофилия

сущ., кол-во синонимов: 2

- Коллекционирование свечей и подсвечников.

шандалы
шандалы

Аплике, гардины, куверты, лакей, люстра, мебель, симметрия, шандалы.

Один из замечательных писателей конца XVIII - начала XIX века, Гавриил Добрынин в своих мемуарах очень картинно, тонко и ехидно рисует процесс европеизации дворянского быта, связанный с переименованием вещей. Рассказывая о Фаддее Петровиче Тютчеве, Добрынин так изображает европеизованный вид помещичьей усадьбы: «Вместо подсвечников - шандалы; вместо занавесок - гардины; вместо зеркал и паникадил - люстра; вместо утвари - мебель; вместо приборов - куверты; вместо всего хорошего и превосходного - "требиени сюперб". Везде вместо размера - симметрия, вместо серебра - аплике, а слуг зовут ляке» (Русск. старина, 1871, 1-6, 413).

(Виноградов. Язык Пушкина, с. 245-246).

шандальный
шандальный

1. соотн. с сущ. шандал, связанный с ним

2. Свойственный шандалу, характерный для него.

3. Принадлежащий шандалу.

шандан
шандан

ШАНДАН - муж., ·стар. шандал (шамдан, татар.), под свечник. Шандальный мастер.

шандар
шандар


Декоративно-прикладное искусство – искусство особого рода, оно теснее, чем какое-либо другое связано с повседневной жизнью людей. Большинство предметов, что находятся сейчас в музейных витринах, когда-то добросовестно служили человеку – кормили, одевали, поили, – словом, составляли его быт. Но все же каждая вещь несет на себе печать подлинного искусства. Ее создавал художник, над ней работал мастер своего дела, в ней отразился стиль времени, вкусы, мода.

Татьяна Леонидовна Сысоева

Татьяна Леонидовна Сысоева

В 1972 году в Пермскую художественную галерею была передана Союзом художников РСФСР коллекция известного советского скульптора Александра Терентьевича Матвеева и его жены художницы Зои Яковлевны Матвеевой-Мостовой. Видно, с какой любовью и знанием дела, с каким вкусом подбиралось каждое произведение этой коллекции. Но, несомненно, предметом особой гордости хозяев был небольшой фарфоровый шандал-подсвечник. Когда и где была сделана эта вещь, что составляет ее ценность? Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к началу истории русского фарфора.


Шандал. Фарфор. 1750-е. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург (ракурс 1)


Шандал. Фарфор. 1750-е. Исператорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург (ракурс 2)

На протяжении многих веков фарфор для европейцев оставался загадкой. Фарфоровую посуду привозили из Китая (там этот материал был известен с VII века) и ценилась она наравне с золотом. Так было до конца XVIII века. В 1709 году немецкий химик Иоганн Фридрих Бёдгер с помощью математика Эренфрида Чирнхауза открыл секрет фарфора.

В Росси попытка наладить фарфоровое производство делалась еще Петром I, а в 1744 году его дочь Елизавета Петровна издала указ о создании фарфорового завода, который служил бы «удовольствию ее императорского величества и славе Российской». Правительство заключило договор с немцем Гунгером, который обязался наладить в Санкт-Петербурге производство фарфора «как оный в Саксонии делается». Получив богатые дары, на выгодных для себя условиях, Гунгер приступил к делу. В качестве его помощника и человека, который мог бы продолжить начатое предприятие, был назначен русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. Именно ему, а не Гунгеру, который оказался совсем в этой области невежественным, русское государство обязано появлением отечественного фарфора.

О Дмитрии Ивановиче Виноградове известно совсем немного. Родился он в городе Суздале в семье священника. Учился в Академии наук, а в 1736 году в числе самых способных учеников, среди которых был М.В. Ломоносов, уехал в Германию для обучения химии и металлургии. Блестяще закончив курс наук, он вернулся на родину. После многочисленных опытов, в 1748 году на «Порцелиновой ее величества мануфактуре» был получен фарфор хорошего качества. Этот год считается годом рождения русского фарфора. Вещи первоначального, так называемого «виноградовского периода» (1747-1765), чрезвычайно редки, они, в основном, хранятся в наших центральных музеях. Шандал из пермской коллекции, принадлежит к этому времени. Доказательством служит вдавленное клеймо: небольшой кружок с точкой в центре. Шандал сделан в форме небольшой вазочки. Крышка ее представляет собой профитку, т.е. стаканчик для свечи. Когда ее переворачиваешь, свеча прячется в тулово вазы, а крышка превращается в изображение горящего светильника. Говоря современным языком, это остроумное дизайнерское решение. Рассматривая только один этот предмет, можно ощутить особенности стиля рококо – его легкость, изящество, декоративность. Ручки напоминают лепестки растений, тулово охватывают тонко вылепленные гирлянды цветов, сочетание густо-розового цвета и золота оттеняет блестящую белизну фарфора. Одно из главных достоинств шандала – это великолепное чувство материала: подобная вещь могла быть выполнена только в фарфоре.

Итак, шандал из коллекции пермской галереи был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в середине XVIII столетия. Два аналогичных предмета хранятся в собрании Государственного исторического музея (г. Москва). Вот что пишет о них крупнейший исследователь русского декоративно-прикладного искусства А.Б. Салтыков: «По благородству, изяществу и осмысленности своих форм этот шандал является одним из лучших образцов фарфора виноградовского периода». Эти слова в полной мере относятся и к нашему экспонату.


Шандал (фрагмент). Фарфор. 1750-е. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.

Что означает слово «шандал»

Словарь Ефремовой

Шандал

м. устар.
Тяжелый подсвечник.

Словарь Ушакова

Шандал

шанд а л, шандала, муж. (от араб. sam - свеча и перс. dan - вместилище). Тяжелый подсвечник.

Архитектурный словарь

Шандал

Крупный напольный светильник с подсвечниками на разветвлениях от ствола.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Шандал

, а, м.

* ► [Лизавета Ивановна] уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале. // Пушкин. Пиковая дама //; Коморочка под лестницей, Кровать да печь железная, Шандал да самовар. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *

Тюркизмы в русском языке

Шандал

м тяжелый подсвечник. ср.-рус. шандалъ = = шан-данъ = шандамъ (1509 г.) подсвечник (Срезневский, 3, 1581); Вейсманн, 1731, 378 шандал, 508 трубка шандалная; Даль, 4, 620 шандан, стар. шандал (шамдан тат.) подсвечник, шандалъный мастер; Ушаков, 4, 1316 шандал (от ар. sham свеча и перс. dan вместилище); шандал от перс. shamdan подсвечник (Сл. Акад. 1965, 17, 1262). ". Рус. и болг. шандал из перс. шамдан, каз. сандал 'наковальня' из перс. стдан. " (Корш, 1903, 30). Огиенко: "С Запада пришли к нам восточные слова: тюркизмы: шандал -(через франц. chandelle)" (1915, 30). "Заимств. из тюрк., ср. тур., тар. samdan 'подсвечник' (Радлов, 3, 993 и сл.), тат. sandal; см. Mi, , TE1, 2, 163; EW, 337; Корш, там же. Произведение из франц. chandelier 'подсвечник' опровергается более ранними свидетельствами (Горяш, ЭС, 418)" (Фасмер, 4, 404). Радлов шамдан (тур., тар.) подсвечник (4, 993); шамдал (каз.) = шамдан (4, 994); шамала (кирг.) подсвечник (4, 992). Аз. шамдан подсвечник (Аз.-рус. сл., 1941, 359); кирг. шамдал из ир. подсвечник (Юдахин, 1965, 900).

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «шандал»

Фонетический разбор слова «шандал»

Значение слова «шандал»

Синонимы «шандал»

Разбор по составу слова «шандал»

Карточка «шандал»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Читайте также: