Махр сколько грамм золота

Опубликовано: 17.04.2024

Махр – это свадебный подарок мужа жене.

Махр – это свадебный подарок мужа жене.

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души»

Коран, сура 4, аят 4

Махр – это свадебный подарок мужа жене. Он является обязательным условием каждого бракосочетания. Как говорят ученые, одна из мудростей существования махра заключается в том, что он служит неким «предохранителем» от развода со стороны мужчины, так же как в этом предписании проявляется и защита женщины, и почтение к ней, и опеку ее на случай ухудшения семейных отношений. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не требуя больших жертв, обязывал мужчин дарить женщинам свадебные подарки. Как передается в Сахих Муслим и Бухари, одному из мужчин, который собирался жениться, он сказал: «Найди что-нибудь (в качестве приданого), даже если это будет железное кольцо».

Махр бывает двух видов – назначенный (мусамма) и типовой (мисль). Назначенный махр – это определенный подарок, согласованный между бракосочетающимися. При назначении махра следует учитывать такие качества невесты, как ее религиозность, происхождение, красота, обеспеченность, ум, образование, нравственные качества и другие значимые признаки. Если у женщины есть какая-то особенность, которая дает ей преимущество, или недостаток, которого нет у других женщин, то махр может быть увеличен и уменьшен в соответствии с этим. Типовой махр – обобщенный вид свадебного подарка.

Все ученые согласны в том, что нет предельного (максимального) размера махра. Однако в отношении минимального есть условие: он должен быть размером либо в 10 дирхемов (либо чуть больше или меньше этого). По поводу увеличения размера махра об Ибн Маджы, да будет доволен им Аллах, передается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Давая приданое женщине, не переходите грани, потому как если это было знаком чести и достоинства в этом мире или знаком набожности перед Аллахом, тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сделал бы это до вас. Но он не давал ни одной из своих жен и ни одной из своих дочерей больше двенадцати укия. Мужчина может увеличивать сумму приданого до тех пор, пока не почувствует негодование к ней и не скажет: «Ты стоишь мне всех денег, которые у меня есть, и приносишь мне трудности».

Ас-Синди сказал по поводу этого: «Не переходите границ» означает не увеличивайте чрезмерно приданое. «Мужчина может увеличивать сумму приданого до тех пор, пока не почувствует негодование к ней» означает «до тех пор, пока он не начнет ненавидеть ее, в то время, когда он платит долги по причине этого махра, потому что это слишком тяжело для него или когда бы он не подумал об этом».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о небольшом махре как о превосходящем по степени, как передается об этом в хадисе: «Лучший махр – это самый простой (или самый доступный)». Также в другом хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен им Аллах, говорится: «Признаком благословения женщины будет облегчение ее дела и малость ее брачного дара» (Ибн Хиббан)

Также Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я женился на Фатиме (да будет доволен ею Аллах) и сказал: «О Посланник Аллаха! Позволь мне продолжить брак». Он ответил: «Даруй ей что-нибудь». Я сказал: «У меня ничего нет». Он спросил: «А где твой щит Хутами?» Я ответил: «Он при мне». На что он сказал: «Отдай его ей» (ан-Насаи)

По поводу огласки размера махра – стороны могут договориться, чтобы часть его огласить окружающим, а часть – оставить в тайне.

Махр может быть выплачен сразу, а может быть отложен на определенный срок, который должен быть точно известен. В случае неопределенного срока, им будет считаться момент развода или смерти супруга.

Женщина не обязана обустраивать жилище, покупать мебель, нужные для дома вещи. Так как это входит в категорию «обеспечение семьи» и является частью обязательства мужчины. Если же женщина добровольно сделает покупки, то это будет расценено как пожертвование (садака).

Дата: 17.02.2010 Версия для печати

Цена брачного махра

«Лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает лёгкий махр». Очень часто люди путают понятия махр и калым, считая, что это одно и то же. Махр – это свадебный подарок жениха невесте, в последствии принадлежащий только ей. А калым – это выкуп за невесту, оговорённый при сватовстве, необходимый для проведения свадьбы, который передаётся её родителям.

Причём, если первое понятие является обязательным условием для заключения брака в исламе, то калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.

Выдача махра жене является ваджибом (обязательным действием) и если жених не в состоянии выплатить его, то он, по согласию невесты, может сделать это в процессе супружеской жизни. Но «Cамым лучшим является необременительный махр»,– говорил посланник Аллаха (с.г.в.). А вот какой махр попросила одна из сподвижниц пророка. Она сказала: «Истинно, я свидетельствую тебе, о Абу Талха, а также свидетельствую Аллаху и Его

Посланнику, что если ты примешь Ислам, то я готова стать твоей женой без всякого золота и серебра. Твой переход в Ислам и будет моим махром».

Мусульмане говорили по этому поводу: Мы никогда не слышали о более ценном махре, чем тот, который получила Умм Сулайм… Она сделала Ислам своим махром…

Какой же махр просит современная мусульманка

Безусловно, цена махра зависит от степени достатка будущего супруга и контингента той страны, в которой живёт невеста. Например, в странах загадочного Востока для девушки является обычным явлением попросить в махр квартиру, машину, или, например, личный счёт в банке. Ведь на то и рассчитан махр, что в случае развода или смерти мужа у женщины останется хоть какой-то капитал. Наши девушки обычно просят что-нибудь из бытовых

предметов или украшений.

– Лучше, если махр будет иметь практический характер, – говорит Алия, накануне свадьбы, – лично я попросила у будущего мужа стиральную

– А я попросила в махр совместную поездку в хадж, мы поженились и через три месяца вместе поехали. Я нисколько не жалею об этом, ведь если бы я попросила в махр что-нибудь другое, то неизвестно, выдалась бы нам такая замечательная возможность побывать на родине пророка (с.г.в.).– рассказала Айгуль.

Очень часто девушки стесняются спрашивать махр, а если и спрашивают, то что-нибудь недорогое, совсем не то, что хотели бы получить на самом деле.

Рассказывает Нафиса: «Когда я выходила замуж, я попросила у мужа совсем скромный махр, зато потом после его выплаты муж задарил меня золотом».

Нужно ли просить махр, если жених не богат? Ислам не считает финансовые трудности достаточно серьёзным препятствием на пути к супружеству, ибо Аллах знает нужды новообразовавшейся семьи и всегда поддерживает её: «…если они бедны,– обогатит их Аллах своей щедростью…».(«Свет»,32).

Если мужчина, вступающий в брак, испытывает финансовые затруднения – это одно, если же он их не испытывает и при этом не желает платить махр – это другое. Мужчине, испытывающему финансовые затруднения исламский закон не запрещает вступать в брак, но не надо забывать о том, что по шариату муж должен обеспечить жену в её ежедневных потребностях. Жена имеет право на личный, независимый от семьи и мужа источник доходов – одним из проявлений этого права является предоставление мужем махра своей супруге. В Коране говорится: « По щедрости души давайте своим жёнам дар предбрачный, и коль они (жёны) по своей доброй воле вам предоставят часть его, питайтесь им во здравие своё и благость». («Женщины», аят 4).

И ничего зазорного в вопросах махра нет и быть не может, ведь его давал

наш пророк, об этом написано и в Коране: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (махр)» Коран, сура ан-Ниса’ 4, аят 24.

Есть ли какой-то определённый лимит, касающийся размера махра? Известно, что является сунной определять количество махра в брачном контракте, но если эта сумма не определена, брак всё равно считается действительным. Жене следует дать махр, как и другим женщинам, подобным ей, которые обладают такими же характеристиками, согласно которым степень (цена) махра может различаться. То есть он устанавливается в размере равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом, учитывается возраст, ум, красота и воспитание невесты. В исламе обговариваемый махр должен быть не менее 10 дирхемам серебра. Это примерно стоимость 33,6 грамма серебра (или 4,8 гр. золота, так как в ханафитском мазхабе 1 гр. золота условно приравнен к 7 граммам серебра). Давать махр меньше стоимости 33,6 гр. серебра или стоимости 4,8 грамма золота нельзя, даже если оговаривалась меньшая сумма (по ханафитскому мазхабу 1 дирхем равен 14 каратам. Вес 1-го карата составляет 0,24 грамма. умножив 14 на 0,24, получим вес 1-го дирхема,= 3,36 грамма). Ну, а максимум – по желанию , только конечно, нужно учитывать финансовые возможности жениха.

– Я не знала что попросить мне в махр, и когда нам читали никах в мечети, то имам рассказал, что установлена определённая сумма, которая назначена в отношении махра, на тот момент это было 5 тыс. рублей, её мне муж и заплатил, но невеста может попросить в махр всё что она пожелает, однако, как сказал мне имам нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение»,– рассказала Нурия.

Махр невесты
Цена махр
Какой махр просить
Махр у татар

Что такое махр на никах.

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=d7a1d6635f7f2631c6e619c8c5104aa4c2bc71c4cd45743128e16f685da3f808" alt="махр на никах, мечеть Ярдэм, фотограф на свадьбу" />

Махр в Исламе обязательно

Всем привет! Моя статья будет посвящена никах, мусульманской свадьбе, мусульманской женитьбе. Зачастую народные традиции и обычаи вплотную пересекаются с религией, из-за чего появляется путаница чтения тех или иных положений Ислама.
Сегодняшняя тема — это махр и традиции мира. Что такое махр? Он занимает одно из главных условий совершения никах.

Всего мусульманские ученые выделяют 4 основных условия:
1. Благословение родителей. Некоторые ученые говорят, что это условие, а некоторые, что это желательное действие.
2. Наличие свидетелей. Никах не должен быть скрыт.
3. Люди, сочетающиеся браком, должны быть мусульманами, так же новобрачная может быть либо христианкой, либо иудейкой.
4. И четвертое условие, которое оговаривается большинством мусульманских ученых — это махр.

Махр что это такое в Исламе. Как называется подарок жениха невесте на никах

Махр — это подарок, который муж выделяет или, другими словами, дарит своей будущей супруге (только ей, а не семье) при заключении брака. Поэтому стоимость махра указывает невеста, а не её семья, как в случае с калымом. Как я и сказал, он является главным условием действительности брака, поэтому на него стоит тоже обращать особое внимание. В различных культурах существует различное отношение к махру и у нас в России с годами тоже сформировалось определенное отношение к махру. Очень часто махр путают с таким понятием, как калым. Калым — это некий брачный дар или некое имущество, которое передается семье новобрачной от семьи жениха.

Разница калым и махр. Калым в каких странах. Какой калым за невесту

В Древности у нас здесь на территории Татарстана, Поволжья среди мусульман (татар, башкир) тоже был распространено такое понятие, как калым. Сейчас оно потихонечку себя исчерпало, то есть, такого в принципе практически не осталось. Издревле, в качестве калыма семья жениха передавала семье суженой крупный или мелкий рогатый скот, а так же гусей или какое-то имущество. Например, когда жених брал замуж девушку, то он даровал её семье скот, либо заранее оговоренные деньги, а невеста уже приезжала к жениху с большим сундуком приданного, в котором были и скатерти, и какие-то постельные принадлежности (подушки, одеяла), посуда. Все это остается больше в истории, но в некоторых азиатских странах, на Северном Кавказе, а так же в арабских странах по-прежнему остается такое понятие, как калым, т. е. это выкуп новобрачной родителями жениха или самим женихом.

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=bb70608ddea3966321e9a4ec648a5e10e4ef920c497ab7f444711e56853381c1" alt="махр на никах, мечеть Ярдэм, украшение невесты" />

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=0457403de30178024080bbc4029cc82347e6539dc491714768a3470c1f4955e6" alt="махр на никах, мечеть Ярдэм, фотограф на никах" />

Цена и размер махр

Все это колеблется в разных ценовых категориях, раз уж мы заявили о том, что у нас есть махр, то в разных регионах, в разных культурах он бывает совершенно разный. Если вот говорить о Киргизии, то дают одну кобылу или одну лошадь, средняя стоимость которой составляет около 1000 долларов, для матери и родственниц невесты так же даются какие-то подарочки. Так же если брать Туркмению, то средний такой выкуп невесты составляет около 1000 евро, так же помимо этого выкупа новобрачный отправляет в дом суженой огромное количество различной мебели, техники и т.д.

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=9839701c5a6b93e30aac4b039516b012b79850e4758da5bf2606065754abe105" alt="подарок на никах невесте, махр, мечеть" />

Что касается арабских стран, тут тоже есть определенная проблема в том, подарок, который невеста просит перед никах всегда очень дорогой и для того чтобы его выплатить, молодые люди готовятся и копят чуть ли не с самого раннего возраста. Поэтому среди арабов средний возраст женихов составляет 30−35 лет, и, если невеста может быть младше, то женихи в Египте, в Сирии или Саудовской Аравии значительно старше. Так происходит, потому что в арабских странах не принято наживать имущество вместе с мужем, как это принято у нас, а уже приходить на все готовое. Такая тенденция из арабских стран тоже к нам потихонечку приходит, и многие женщины тоже не планируют совместно наживать имущество вместе со своим мужем, а хотят получить это уже сегодня и сразу. Все, что я написал называется калымом, выкупом и к Исламу никакого отношения не имеет.

Махр на никах сумма

Расскажу все же о махре, о его размере. Как ученые говорят, что махр — это любое имущество, которое не имеет максимального показателя, то есть женщина может запросить абсолютно любой объем свадебного подарка и никто не может установить верхний предел, верхняя планка не ограничена и женщина-мусульманка имеет право потребовать от своего будущего супруга абсолютно все. Что касается нижнего предела, нижней планки, то здесь есть определенные ограничения, он равняется 10 дирхамом, это 30 грамм серебра. То есть это сумма порядка 5−6 тыс. рублей и она является минимальной.

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=4bc15d364732a0fa19c6af1b617dc3cd08299f17028c8d11eab1622cc380fea0" alt="ярдэм, подарок невесте, махр" />

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=336809854a35ddee60d6247015867ab34cbf0aabc3b359b982d5af64dc7b092e" alt="ярдэм, подарок невесте, махр" />

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=f547cac6aa678c237f89b03059267b4d3d0965706c5a2e4334021744c47f57c3" alt="ярдэм, подарок невесте, махр" />

Что попросить на махр. Махр что просить.

Что же касается махра на сегодняшний день, то чаще всего в нашей местности Татарстана имеет распространение такой вид махра, как золотые украшения, т.е. женщина просит у своего будущего супруга золото, будь то серьги, браслет, а может быть или золотое кольцо, и это кольцо молодой человек дарит. Так же на опыте фотосъемки, бывают и другие виды украшений — серебряные или из других драгоценных металлов и камней, но в основном, среди татар принято дарить золотое украшение. Так же может быть такой подарок, как определенная денежная сумма (10, 50 или 100 тыс. руб. и т. д.), это зависит от того, сколько невеста хочет получить. Так же распространение имеют быть такие приношения как: свадебное путешествие, невеста может попросить будущего супруга свозить ее куда-нибудь заграницу, к примеру: поездка в Хадж, так же имущество - движимое (автомобиль) и недвижимое (квартира). Такие бывают, но уже реже. Сюда же можно включить и оплату за обучение в ВУЗе.

/0a0518801408010a0c18b009109f062000280108040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=43a3ee34a75264faa5fbf5facf9e51ef104fbe04e2b3dbcd1ffbe01b415e1a99" alt="серьги, махр, подарок невесте" />

/0a0518801408010a0c18b009109f062000280108040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=6d53c1443b6aff1791443d5ab4721e9c494e518021860503ca9e4acf3e5d75c8" alt="украшение на никах, подарок невесте" />

/0a0518801408010a0c18b009109f062000280108040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=1a7294787bb2a7703722eebbd3bf8ec7675566a5aa5bbc8162d5ecd0df4260e7" alt="ресторан Бал, махр, чтение никах" />

/0a0518801408010a0d18a0061094042000289b0208040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=9f0c3611121659742c23bbb438d70bd58dc202e238acee4ed7f9c889c6b1ca45" alt="украшение на никах, махр, образ невесты " />

Свадебный дар существует в двух вариантов:

Махру-мугаджаль «досрочный»: нужно подарить сразу же после церемонии бракосочетания. После церемонии никах выплата такого подарка становится Ваджибом (обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства). Оттягивание выплаты не дозволяется.

Махру-муаджаль «отсроченный»: он может быть подарен не в этот же день, а спустя некоторое время после церемонии бракосочетания. Если у супругов было уединение или один из них умер, то выплата махра-муаджаль становится Ваджибом. Этот махр должен быть выплачен сразу же по требованию жены. В ситуации если жена умрет, то муж должен выплатить махр ее наследникам. При обстоятельствах если смерть настигает супруга, махр выплачивается супруге из оставленного им имущества. Когда люди расходятся окончательно, махр-муаджаль оплачивается женщине целиком, если между супругами было уединение или интимная близость. Если ничего этого не было, то женщине компенсируется половина махра.

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=f45862204200511e21491455f73b79aab5a46edf9a8578eb101ac3872ac63d71" alt="ярдэм, подарок невесте, махр" />

Когда дарить махр

Меня не перестают покидать вопросы от молодоженов: «А когда дарить сам махр, в какой момент?» Вот мы и подходим к моменту когда нужно вручить этот долгожданный подарок невесте.
В ходе чтения никаха, хазрат может попросить жениха продемонстрировать перед любимой и присутствующими гостями свадебный подарок, но пока не дарить его. После прочтения самого никах, хазрат может попросить молодожен встать со своих мест (если они сидят далеко друг от друга) и торжественно подарить. В случае если они сидят рядом, можно подарить не вставая, но стоит торжественно продемонстрировать, так как это должен запечатлеть фотограф и видеограф.

/0a0518801408010a0c18b00910a0062000280008040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=ea3af55ec436f10872c06acad6a7a5b4d7b036e0903ca43934f530fa58105f6d" alt="ярдэм, подарок невесте, махр, букет невесты" />

Если это кольцо, то чаще всего жених одевает его на палец и невеста потом может похвастаться всем гостям, показать руку с кольцом. Если же это другой вид украшений (серьги, кулон, цепочка и т. п.), то такой подарок не стоит одевать на невесту, потому что не у всех получится с первого раза. Это будет выглядеть нелепо, гости будут «хихикать», а жених краснеть от стыда. Проще и удобнее вручить подарок в руки невесты.

К примеру если подарок не является украшением и является крупным, к примеру, автомобиль или квартира, то можно просто подарить ключи.
О самом подарке (махр) пишется в Свидетельстве о Никах, который вручается после чтения церемонии молодоженам, в этот момент желательно тоже попозировать фотографу, чтобы запечатлеть этот исторический момент.

Смысл махра заключается в том, что в случае, если пара разводятся по инициативе мужа, невеста в течении трех месяцев должна прожить на стоимость махра. Три месяца ей дается для того, чтобы убедиться в том, что она не беременна от своего мужа, после трех менструальных циклов очищения, она имеет право выйти замуж за другого молодого человека.

Немного советов:

Не забывайте махр в машине или в сумочке у родственников, потому что я, как фотограф, могу в любой момент попросить сфотографировать его.

Отрезайте заранее дома бирки с ценниками на украшениях. А то потом искать ножницы или рвать не всегда удобно.

Приобретайте для украшений упаковку. Выглядит не очень презентабельно, когда украшение в простом пакетике с бирками. Сфотографировать в упаковке на много интереснее.

/0a0518801408010a0c18b00910a2052000287b08040a0518c002080012042e6a7067.jpg?auth=e37ce58331cb3a558966cb151e8d293cbd9c506d7f4ebab6cad38c3fffc5f163" alt="фотограф на никах, мечеть ярдэм, платье на никах" />

Спасибо, что дочитали до конца! Рад был помочь Вам в какой-либо информации.
Если Вам необходимо запечатлеть никах, то смело обращайтесь тел.: 8905 038 32 57 или WhatsApp

Господь миров говорит в Кур’ане:

وَءَاتُوا۟ ٱلنِّسَآءَ صَدُقَٰتِهِنَّ نِحْلَةً

«Давайте женщинам их махр от чистой души» (4:4)

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ

«Не будет на вас греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (махр)» (60:10)

وَٱلْمُحْصَنَٰتُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَٰنُكُمْ ۖ كِتَٰبَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَآءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا۟ بِأَمْوَٰلِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَٰفِحِينَ ۚ فَمَا ٱسْتَمْتَعْتُم بِهِۦ مِنْهُنَّ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً

«И замужние женщины (запретны для вас), кроме (рабынь), что достанутся вам. Так предписал вам Аллах. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, дайте им обязательное вознаграждение (махр)» (4:24)

В этих благородных аятах Аллах приказывает мусульманам обязательно выплачивать махр своим женам при заключении никях.

Что касается пророческой Сунны, то на тему махра есть широко известный хадис, который передает Сахль Ибн Саид, да будет доволен им Аллах:

جاءت امرأة إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله جئت أهب لك نفسي. فنظر إليها رسول الله صلى الله عليه وسلم فصعد النظر فيها وصوبه ثم طأطأ رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فلما رأت المرأة أنه لم يقض فيها شيئا جلست فقام رجل من أصحابه فقال يا رسول الله إن لم يكن لك بها حاجة فزوجنيها. فقال: ((فهل عندك من شيء)). فقال لا والله يا رسول الله.

فقال: ((اذهب إلى أهلك فانظر هل تجد شيئا)). فذهب ثم رجع فقال لا والله ما وجدت شيئا. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((انظر ولو خاتما من حديد)). فذهب ثم رجع. فقال لا والله يا رسول الله ولا خاتما من حديد. ولكن هذا إزاري- قال سهل ما له رداء- فلها نصفه. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما تصنع بإزارك إن لبسته لم يكن عليها منه شيء وإن لبسته لم يكن عليك منه شيء)). فجلس الرجل حتى إذا طال مجلسه قام فرآه رسول الله صلى الله عليه وسلم موليا فأمر به فدعي فلما جاء قال: ((ماذا معك من القرآن)). قال معي سورة كذا وسورة كذا- عددها. فقال: ((تقرؤهن عن ظهر قلبك)). قال نعم. قال: اذهب فقد ملكتكها بما معك من القرآن

Пришла (одна) женщина к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе себя (в качестве жены)». Посланник Аллаха ﷺ поднял на нее свой взор, осмотрел с головы до ног, (а затем) опустил голову.

Когда женщина увидела, что он не принял относительно нее никакого решения, то села (неподалеку). Тогда поднялся один мужчина из числа сподвижников (пророка) и сказал: «О посланник Аллаха, если у тебя нет потребности в ней, то выдай её замуж за меня!»

Тогда (пророк) сказал: «А есть ли у тебя что-нибудь (в качестве махра)?» (Мужчина) ответил: «(У меня ничего) нет, клянусь Аллахом!»

Тогда (пророк) сказал: «Иди к своей семье и посмотри, сможешь ли ты что-то найти». (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мне ничего не удалось найти!»

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поищи хотя бы кольцо из железа!» (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, (мне не удалось найти даже) железное кольцо! Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (махром)»

И сказал Сахль: «И не было у него даже накидки».

Тогда сказал посланник Аллаха ﷺ: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, то ей ничего из него не достанется. А если его будет носить она, то тогда ничего не достанется тебе».

Тогда мужчина сел (и сидел), пока собрание не затянулось. (Затем) он встал, (что) увидел посланник Аллаха ﷺ, приказав подозвать его.

Когда (мужчина) подошел, (пророк) сказал: «Что ты знаешь из Кур’ана?». Он ответил: «Я знаю суру такую-то и такую-то», — перечислив их.

Тогда (пророк) спросил: «Ты знаешь их (суры) наизусть?». (Мужчина) ответил: «Да».

(Пророк) сказал: «Иди, ты уже владеешь ей (мы выдаем её замуж за тебя) за то, что ты знаешь из Кур’ана» (Муслим 3553, Бухари 5135).

Из этого хадиса относительно махра можно сделать ряд полезных выводов:

  • Установить махр при заключении никях является обязательным, поскольку посланник Аллаха ﷺ не избавил сподвижника от этого даже не смотря на то, что у него ничего не было из имущества
  • Разрешено заключать никях даже для бедных мусульман, если невеста согласна на это (то есть приказ поститься является желательным, но не обязательным)
  • В качестве махра может быть использовано кольцо, что дозволено и не является порицаемым уподоблением неверующим
  • Махр должен быть полезен для будущей супруги
  • Размер махра может установить как сама невеста, так и её опекун (в данном случае, в роли опекуна выступил сам посланник Аллаха ﷺ)
  • Махр необязательно должен быть материальным предметом или имуществом, но может представлять собой какую-либо иную ценность (в данном случае — обязательство по обучению Кур’ану) или услугу
  • Махр может быть выплачен как непосредственно во время заключения никях, так и после

Что касается того, насколько большим может быть махр, то представление об этом нам даёт аят:

وَإِنْ أَرَدتُّمُ ٱسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَىٰهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا۟ مِنْهُ شَيْـًٔا ۚ أَتَأْخُذُونَهُۥ بُهْتَٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы дали [целый] кинтар (имущества в качестве махра), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы отберёте это лживо и совершив явный грех?» (4:20)

Под выражением кинтар (имущества) в аяте имеется ввиду большая сумма денег.

А какой махр давал сам посланник Аллаха ﷺ?

حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ، اللَّهِ بْنِ أُسَامَةَ بْنِ الْهَادِ ح وَحَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، — وَاللَّفْظُ لَهُ — حَدَّثَنَا عَبْدُ، الْعَزِيزِ عَنْ يَزِيدَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ قَالَ سَأَلْتُ عَائِشَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَتْ كَانَ صَدَاقُهُ لأَزْوَاجِهِ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا ‏.‏ قَالَتْ أَتَدْرِي مَا النَّشُّ قَالَ قُلْتُ لاَ ‏.‏ قَالَتْ نِصْفُ أُوقِيَّةٍ ‏.‏ فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لأَزْوَاجِهِ‏.‏

Абу Саляма ибн Абдуррахман рассказал: Я спросил Аишу, жену пророка ﷺ, о махре, который она получила. Она ответила: «Махр пророка ﷺ был равен 12 окий и нашш». А затем спросила: «Знаешь ли ты, что такое нашш?»

(Абу Саляма) ответил: «Нет». (Тогда она) сказала: «Нашш равен половине одной окии, а это 500 дирхамов. Такой махр пророк ﷺ давал своим женам» (Муслим 1426).

مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي الْعَجْفَاءِ السُّلَمِيِّ، قَالَ خَطَبَنَا عُمَرُ رَحِمَهُ اللَّهُ فَقَالَ أَلاَ لاَ تُغَالُوا بِصُدُقِ النِّسَاءِ فَإِنَّهَا لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيَا أَوْ تَقْوَى عِنْدَ اللَّهِ لَكَانَ أَوْلاَكُمْ بِهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم مَا أَصْدَقَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم امْرَأَةً مِنْ نِسَائِهِ وَلاَ أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَنَاتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً ‏.‏

Передается от Абу-ль-Аджфа’ ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, что он рассказал:

«Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха ﷺ, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей — более двенадцати окий (серебра)»» (Абу Дауд 2106, Тирмизи 1114).

И хотя, как мы видим, сам посланник Аллаха ﷺ обычно давал в качестве махра при женитьбе (а также брал за своих дочерей) денежную сумму, эквивалентную 1 487,5 граммам серебра, что на момент написания статьи составляет около 708$, Аллах указал в Своей Книге на то, что махр может быть и значительно более крупным (кинтар).

Вместе с этим, из предыдущего хадиса мы поняли, что махром может быть железное кольцо или какая-либо одежда — то есть вещи гораздо менее ценные в пересчете на денежный эквивалент.

Резюмируя можно сказать, что давать махр — является обязательным при заключении никях, а его размер не ограничен какими то строгими рамками, но должен быть разумным: не настолько маленьким, чтобы молодые люди относились к вопросу женитьбы легковесно, но и не настолько большим, чтобы препятствовать созданию семьи мужчинам со средним или низким материальным достатком.

Наиболее оптимальным видится индивидуальный подход при определении махра, который выражается в том, что если невесту устраивает внешность жениха, его нрав и религиозность, то нужно установить ему махр, исходя из его возможностей: если жених небогат, то не нужно слишком завышать махр, а если он относится к числу состоятельных людей, то нет ничего зазорного в том, чтобы попросить в качестве махра что-то более существенное.

Главное что нужно запомнить: нельзя допускать такой ситуации, когда завышенный махр становится неподъемным для жениха и препятствует тем самым заключению никях, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил:

خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرَهُ

«Лучший махр — это самый простой (или самый доступный)» (Байхаки 14721).

خير النكاح أيسره

«Лучший никях — тот, который наиболее легко заключается» (Абу Дауд 2117, шейх Альбани назвал хадис достоверным).

إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ : تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا ، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا ، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا

«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет» (Ахмад 23957, Ибн Маджа 4095, шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Уместно будет упомянуть известные аяты и хадисы с широким смыслом, которые указывают на цель Ислама — облегчать людям жизнь, а не усложнять её, что в полной мере относится как к вопросу никях в целом, так и к вопросу махра в частности. Так, Аллах сказал в Кур’ане:

يُرِيدُ ٱللَّـهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

مَا يُرِيدُ ٱللَّـهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ

А пророк ﷺ говорил:

يسروا ولا تعسروا، وبشروا ولا تنفرو

«Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари 69, Муслим 1734).

إِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ

«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи 147).

Необходимо отметить, что махр необязательно отдавать непосредственно во время никях. По договоренности с будущей женой или её опекуном, это можно сделать также и позже, уже после никях (единоразово или частями).

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّآ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَا۟ ٱلَّذِى بِيَدِهِۦ عُقْدَةُ ٱلنِّكَاحِ ۚ وَأَن تَعْفُوٓا۟ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنسَوُا۟ ٱلْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный (махр), то отдайте им половину его, если только они не простят (его вам) или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, так будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу! Поистине, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:237)

Из этого аята становится ясно, что допускается выдача махра жене уже после заключения никях и после вступления в половую близость.

При этом, в случае развода, если имела место быть половая близость, то махр в полном объеме остается у жены. Если же решение о разводе было принято до того, как супруги сблизились, то полагается оставить жене половину махра.

В случае, если произошло расторжение брака по инициативе жены с компенсацией мужу (хуль), то жена должна возвратить махр мужу.

Также важно отметить, что супруга может отказаться по своей инициативе от махра или его части после того, как его размер уже был определен. На это указывает аят:

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَٰضَيْتُم بِهِۦ مِنۢ بَعْدِ ٱلْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«На вас не будет греха, если вы договоритесь по поводу обязательного вознаграждения после того, как определили его. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:24)


В Священном Коране говорится:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا

«Даруйте жёнам от чистой души их махр. А если они по доброй воле откажутся от чего-либо , то кушайте это во благо и в удовольствие» (сура «Ан-Нисаъ», аят 4).

Передают со слов Сахля ибн Са‘да (да будет доволен им Аллах), что одна женщина предложила себя (в жены) Пророку (мир ему и благословение), и кто- то из мужчин сказал ему: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! (Если она не подходит тебе,) Выдай её замуж за меня!» Пророк (мир ему и благословение) спросил: «А что у тебя есть?» Он ответил: «У меня нет ничего». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел: «Ступай и постарайся найти хотя бы железное кольцо». И этот человек ушёл, а потом вернулся и сказал: «Клянусь Аллахом, я не нашёл ничего, даже железного кольца, но вот мой изар (брюки), и пусть ей будет половина от него». Сахль сказал: «А у него не было даже накидки».

Выслушав его Пророк (мир ему и благословение) сказал: «А что ей делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты – ничего не достанется ей, а если его будет носить она, ничего не достанется тебе!» Тогда этот человек сел и, просидев долгое время, поднялся (со своего места). Это увидел Посланник Аллаха (мир ему и благословение), который подозвал его (или: и его позвали к нему) и спросил: «Что ты знаешь (наизусть) из Корана?» Он ответил: «Такую-то и такую-то суру», упомянув (названия этих сур), и тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал (ему): «Мы выдаём её за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана» (аль-Хаким).

Иными словами, Пророк (мир ему и благословение) выдал её замуж за этого человека с условием, что он научит её тому, что знает из Корана, о чем прямо говорится в одной из версий этого хадиса. Передают, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) женился на Фатиме (да будет доволен ею Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: «Подари ей что-нибудь». Он ответил: «Но у меня ничего нет». Тогда Пророк (мир ему и благословение) спросил: «А где твоя хутамийская кольчуга?» (Абу Давуд, ан-Насаи).

Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Калым не должен быть меньше 10 дирхемов» (ад-Даракутни).

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а (да будет доволен им Аллах) рассказывал со слов своего отца, что Пророк (мир ему и благословение) разрешил подарить в качестве калыма сандалии. Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его достоверным.

Женщины же, что выходят замуж, имеют право лично распоряжаться своим приданым (махр), т. к. оно является их собственностью.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا

(смысл): «. А если они по доброй воле откажутся от чего-либо , то кушайте это во благо и в удовольствие» (сура «Ан-Нисаъ», аят 4).

В этом аяте подчёркивается, что мужья обязаны выплатить им их махр. Далее отмечается, что они имеют право распоряжаться им: хотят– простят, хотя т– возьмут весь или часть. В доисламские времена этому праву препятствовали родственники. Например, опекун невесты забирал приданое себе, словно он продавал какой-либо товар, подобно хозяину. Ислам запретил такие обычаи, превратив брак в соединение двух людей в гармонии и согласии. Ислам вернул женщине право на саму себя, свою честь и на общественное положение. Слово «нихля», употребляемое в аяте, несёт смысл именно того, что даваемо безвозмездно.

Махр не следует завышать, и это порицаемо, и в этом нет ничего благого. Муслим сообщает о том, что некий человек сказал Пророку (мир ему и благословение): «Я женился на женщине». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его: «Сколько ты заплатил в качестве махра?» «Четыре оккийи (т. е. 160 дирхамов)», – ответил тот. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Четыре оккийи?! Как будто вы чеканите серебряные монеты из этой горы…» Этот хадис указывает на нежелательность завышенного махра! Передают, что ‘Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самым лучшим является необременительный калым» (Абу Давуд, аль-Хаким).

Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не делайте калым ваших женщин дорогим, ибо если бы это было достоинством (человека) в этой жизни или богобоязненностью перед Всевышним, то Пророк (мир ему и благословение) опередил бы вас в этом».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не платил за своих жён и не брал за своих дочерей больше, чем 400 дирхемов (серебряные монеты).

Махр необходим для выплаты невесте, в связи с заключением брачного договора, после близости. Его размер может быть определён точно. Если же размер махра не оговорён при заключении брачного договора, то муж должен отдать установленный шариатом махр, который называется махр аль-мисль (т. е. ей необходимо выплатить махр в том размере, который получают или получили остальные женщины из её близкого окружения, без излишества или убавления).

Махр может быть выплачен в виде денег, т. е. иметь вещественную форму, но может быть и выплачен в виде какого-либо полезного действия. Так, Пророк (мир ему и благословение) выдал одну женщину замуж с условием, что муж научит её тому, что он знает из Корана.

Увеличение размера махра в последние годы имеет отрицательные последствия в том смысле, что не позволяет многим мужчинам вступать в брак. Проходит много лет, прежде чем мужчина соберёт необходимую сумму для выплаты махра за невесту.

Это порождает ряд негативных явлений, в том числе:

1) многие мужчины и женщины не вступают в брак;

2) члены семьи женщины придают излишне большое значение размеру махра. Во многих случаях они подходят к махру (калыму) чисто потребительски: если махр значителен, то девушку выдают замуж, несмотря на возможные негативные последствия; а если мал, то предложение отвергается, даже если претендент характеризуется положительно с точки зрения религиозности и нравственности;

3) если взаимоотношения между мужем и женой испортятся, то большой размер калыма, как правило, не позволяет мужу расстаться с женой по-доброму. Он мучает её, издевается над ней, вынуждает её возвратить хотя бы часть калыма. Будь калым незначительных размеров, муж с лёгкостью дал бы ей развод.

. Когда имам Шамиль отправился в Чечню, он застал там множество старых дев с седыми волосами и совсем дряхлых стариков, весь свой век

проживших холостыми. Причина этого явления заключалась в очень больших размерах махра (от 80–200 серебряных рублей), который большинство населения не в состоянии было внести, особенно при тогдашних военных обстоятельствах, препятствовавших улучшению условий домашнего быта. Последствиями же такого порядка в завершённости махра являлись кража невест, безнравственность убийства и т. д.

Несмотря на то, что кража невесты завершалась большей частью законным браком, она все-таки признавалась в общественном мнении бесчестием и всегда возбуждала между двумя семействами ненависть, вызывающую жестокое мщение. Для решения этой проблемы имам Шамиль собрал всех старейшин из всех чеченских обществ и, объяснив им всю несуразность существующего у них обычая и плачевные его результаты, предложил им установить для калыма норму, которой придерживался сам Пророк (мир ему и благословение), что раз в 20 меньше того, что было установлено у них.

Если бы люди проявляли умеренность и уступчивость в размерах калыма, а влиятельные люди подавали бы в этом деле пример, как это сделал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его последователи, то принесли бы много добра всему обществу и помогли бы многим мужчинам и женщинам. Однако, к сожалению, люди состязаются между собой в увеличении размеров махра за невесту, с каждым годом добавляя к нему то, что раньше не входило в него. И мы не знаем, чем это закончится…

Читайте также: