Какие виды эмали существуют в ювелирных изделиях

Опубликовано: 26.03.2024

Эмаль в ювелирных украшениях | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Эмаль в ювелирных украшениях

Сегодня рынок перенасыщен ювелирными украшениями с эмалью. Среди них обычному потребителю крайне сложно выбрать качественные изделия. Чаще всего покупатель смотрит только на внешний вид украшения.

В этой статье мы расскажем, насколько качественным является вид эмали на изделии, которое вы хотите купить, и как долго оно прослужит вам, радуя своей красотой.

Существует два вида эмали: холодная и горячая. Внешне они выглядят одинаково, но отличаются по технологии и долговечности.

Что такое холодная эмаль?

Холодная эмаль — это эпоксидная смола, попросту говоря, краска. Её существует два вида: эпоксидная и полимерная. Чаще всего в ювелирных украшениях используют недорогую эпоксидную эмаль. Сушат её в изделии на воздухе, без специального оборудования, при комнатной температуре в течении суток. А при температуре 60-70 градусов она высыхает в течение часа.

Полимерную эмаль используют в стоматологии. Но для её сушки необходима специальная УФ лампа. Холодная эмаль - это аналог лака для ногтей. Её используют в маникюрном салоне, мы все её хорошо знаем — это гель-лак.

Что такое горячая эмаль?

Горячая эмаль — это разноцветное стекло, запечённое с серебром при высокой температуре в печи.

Работа с горячей эмалью, серебром, золотом или медью — древнейшая техника. В Россию горячая эмаль пришла из Византии и называлась «финифть». С приходом в Россию европейских мастеров пришло слово «эмаль».

Горячая эмаль обладает не только превосходными декоративными свойствами, но и защитными. Собор Спас на Крови (Воскресенье Христова) в Санкт-Петербурге. Купола этого храма были покрыты горячей ювелирной эмалью в 19 веке и до сих пор не потеряли своё великолепие.

Эмаль в ювелирных украшениях, фото № 1

Процесс изготовления украшений с горячей эмалью включает в себя несколько этапов: подготовка, нанесение, обжиг и финальная отделка изделия.

Чаще всего используют серебро 925 пробы. Перед нанесением эмали его тщательно подготавливают.

Теперь нужно подготовить саму эмаль. Это тоже не просто. Сначала дробят большие куски в стальной ступке, потом перетирают в фарфоровой ступке до состояния порошка. Его необходимо просеять через калиброванное сито, чтобы получились крупинки необходимого размера.

Дальше следует смочить крупинки в воде и тонкой кисточкой точными движениями нанести эмаль на изделие. Перед тем как поставить в печь обязательно подсушить, иначе эмаль вскипит и отвалится.

Крупинки сплавляются с серебром и превращаются в ровную блестящую поверхность. Это высшее мастерство эмальера.

Эмаль в ювелирных украшениях, фото № 2

После запекания эмали происходит финишная отделка украшения.

Работать с эмалью непросто, но только так создается удивительной красоты украшение.

Изготовление таких изделий требует большое количество оборудования и высочайшего мастерства.

У каждого вида эмали есть свои преимущества и недостатки.

В холодной эмали достоинством является лёгкость производства: не нужно обучать персонал и приобретать дорогое оборудование. Недостатками являются низкая износостойкость, низкая термостойкость и недолговечность.

В этих украшениях нельзя купаться, ходить в баню и мыть посуду.

Достоинства горячей эмали:

- Не боится высокой температуры

- Устойчивость к коррозии

Недостатки тоже есть. Нужно помнить, что это стекло и при сильной деформации оно может треснуть. Поцарапать её крайне сложно.

Изделия как с холодной, так и с горячей эмалью подчеркнут вашу индивидуальность. И те, и другие заслуживают вашего внимания.

С древних времен эмали широко используются ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от воздействия внешней среды.

Ювелирная эмаль

Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.

Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.

Ювелирная эмаль

Ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Тогда она имела другое название, но принцип ее нанесения остался тем же.

Ювелирная эмаль


Финифть использовали как в ювелирном, так и в декоративно-прикладном искусстве. Ею украшали богатую утварь: кубки, ларцы, чаши. Хотя прошло много веков, а технологии претерпели изменения, но свойства эмали все также высоко ценятся мастерами-ювелирами.

Данный вид покрытия является ручной работой, даже если само драгоценное украшение отштамповано по заводским стандартам. Процесс эмалирования представляет собой покрытие поверхности драгоценного металла легкоплавким стеклом. Эмали различают по составам и способам нанесения.

Какой бы не использовался метод: перегородчатый, сканный, выемчатый – все это преследует единственную цель: качественное нанесение покрытия на металл.

Состав и виды эмали

Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения.

Ювелирная эмаль


В его состав входят кремнеземы и различные оксиды. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов. Они прочны, поэтому их часто используют в оформлении. Ювелирные изделия с эмалью смотрятся очень эффектно.

Виды эмалированных покрытий разделяют по способу закрепления. Есть горячие и холодные эмали для украшения ювелирных изделий, рассмотрим более детально:

  1. Горячие покрытия. Именно этому способу отдают предпочтения маститые ювелиры. Ее используют с очень давних времен. Для обработки такого ювелирного покрытия необходима печь, нагревающаяся до 800 градусов. Эмалевый порошок прочно прилепляется к металлической основе. Подобный способ использовался со времен Руси.
  2. Холодные покрытия. Для такого покрытия не нужны высокие температуры. Это своего рода стеклопластик, который разделяют на двухкомпонентную, теплоотверждаемую и светоотверждаемую глазурь. Двухкомпонентное покрытие самое простое: смешать в нужных долях и раскрасить изделие.

Ювелирная эмаль


Процесс действия теплоотверждаемой эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Однако полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое. Процесс закрепления светоотражаемой холодной эмали на металлическую основу напоминает фотопломбирование в кабинете стоматолога.

Поверхность покрытия подвергают облучению ультрафиолетовой лампой. После этого она застывает. Светоотверждаемое покрытие используют в ремонте сколов на ювелирных украшениях.

Способы нанесения

Существует несколько способов нанесения ювелирного эмалированного покрытия на драгоценные изделия. Эти техники характерны именно для цветных эмалей, например:

    Клаузоне. Это перегородочная техника. Золотые или серебряные нити напаивают в качестве орнамента. Она напоминает технику филигрань с замысловатыми иероглифами.

Ювелирная эмаль


Шамплеве. На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветной эмалевой крошкой. Это самая древняя технология нанесения покрытия.

  • Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и «выпекают».

  • Перегородчатая эмаль
    ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ ШАМПЛЕВЕ
    ЭМАЛЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ (ФИНИФТЬ)
    ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ
    СЕЯНАЯ ЭМАЛЬ

    Виды эмалей

    Эмаль — стекловидное покрытие, которое получается в результате обработки высокими температурами. Прозрачной глазурью покрывают золотые и серебряные изделия. «Глухую» — применяют для медной основы.

    Существуют такие виды покрытия:

    • ювелирное;
    • расписная финифть;
    • перегородчатое;
    • выемчатое;
    • витражное;
    • художественное.

    Техника нанесения шанлеве несложная. В пластине выпиливают углубления, которые заполняют цветной глазурью. Чем глубже выемка, тем темнее получается цвет в ювелирных изделиях. Мастера могут использовать готовые заготовки (в бижутерии).



    Перегородчатая эмаль

    Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.

    Ювелирная эмаль


    В давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».

    В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.

    Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.

    Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.

    Признаки перегородочной эмали:

    • рисунок тонкой работы;
    • контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
    • цена изделия достаточно высока.

    Ювелирная эмаль


    Украшения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.

    В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.

    Технология изделий с перегородчатой эмалью

    Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.

    Технология эмалирования достаточно трудоемка:

    • на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
    • заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
    • основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;

    Ювелирная эмаль


    для перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;

  • глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
  • украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
  • изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.
  • Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.

    Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами — горячими и холодными.

    Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль - технологии, история, современное применение


    ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ

    Современные горячие эмали — фавориты в эмалевых украшениях. Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.

    Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Украшения с эмалью – техника выполнения

    Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

    Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

    Перегородчатая эмаль.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.

    Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.

    Выемчатая эмаль.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

    Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

    Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI - XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».

    Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.

    Эмаль-гильоше.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).

    Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX - начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.

    В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.

    Витражная эмаль.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

    Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

    Сеяная эмаль.

    Техника ювелирной эмали. Текст, Фотография, Картинки, Картинка с текстом, Эмаль, Техника, Роспись, Золото, Длиннопост

    Выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

    Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.

    Горячие эмали.

    Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.

    Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.

    Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.

    Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

    Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.

    Холодные эмали.

    Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

    Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.

    После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.

    Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.

    Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.

    В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.

    Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.

    Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.

    Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.

    Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь.

    Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.

    Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?

    Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.

    Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.

    Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.

    И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.

    Всем спасибо, теперь Вы знаете немного больше про ювелирную эмаль.

    С древних времен эмали широко используются ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от воздействия внешней среды.

    Ювелирная эмаль

    Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.

    Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.

    Состав эмали

    Состав эмали

    Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями.

    Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.

    Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).

    Виды эмалей

    Виды эмалей

    По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:

    • прозрачные (сквозные);
    • глухие (опаковые).

    Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.

    Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.

    Техника нанесения

    В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла, с последующим обжигом в печи при температуре 700-900 градусов. Эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла. Основной сложностью является правильный подбор типа эмали и металла-основы.

    Во-первых, чтобы избежать коробления и деформации изделия при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть значительно выше, чем у эмали.

    Во-вторых, так как вещества имеют свойство расширяться и сжиматься, эмаль и металл должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.

    Также не менее известной является перегородчатая эмаль. Эта техница является самой древней, и использовалась еще в Древнем Риме и Египте. По контуру рисунка напаивается тонкая проволока, либо плоские перегородки, в получившиеся ячейки засыпается порошок нужного цвета, изделие обжигается в печи, а затем поверхность шлифуется.

    Выемчатая техника основана на вырезании на поверхности металла узора. В полученные выемки закладывается порошок и сплавляется аналогичным способом.

    Сегодня стали очень популярны украшения с эмалью, и не только серебряные или золотые, — бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже. Даже обручальные кольца стали украшать яркими красками.

    Украшения с драгоценной эмалью

    Украшения с драгоценной эмалью

    Бижутерия с эмалью – это прекрасная альтернатива украшениям из драгоценных металлов и натуральных камней. Техника эмали предоставляет женщинам прекрасную возможность выглядеть красиво, модно и современно.

    Превосходные украшения с эмалью изготавливаются из самых различных материалов: натуральные и искусственные камни, перламутр, драгоценные виды металла, стекло, пластик и др. На ваш выбор предлагаются сотни видов колец, браслетов, колье, серег, а также броши, подвески, клипсы и т.д.

    Бижутерия с эмалью идеально сочетается практически с любым стилем одежды – с деловым костюмом, с вечерними и свадебными нарядами, а также с повседневной одеждой. Одинаково уместно смотрится и в будние дни, и в праздники. Таким изысканным украшением можно блеснуть и в офисе, и на торжественном солидном мероприятии!

    Что представляет собой ювелирная эмаль?

    Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла . Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.

    Что-такое-ювелирная-эмаль-1

    Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий, он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию химических реагентов( кислот, газов и щелочей).

    Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми покрывают купола церквей и храмов.

    Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.

    Что-такое-ювелирная-эмаль-2

    А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель , свинец и др.

    Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.

    В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.

    Разновидности эмали

    Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании. Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются и играют в лучах света.

    Что-такое-ювелирная-эмаль-3

    Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это главное их декоративное достоинство. В этом отношении они побеждают сквозные эмали.

    Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом. Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по достижению которой металл не только не плавится, но даже не размягчается и не деформируется.

    Что-такое-ювелирная-эмаль-4

    Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс , после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.

    Какие металлы используют для ювелирной эмали?

    С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото , серебро , чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.

    Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.

    Что-такое-ювелирная-эмаль-5

    Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина , серебро и золото. При обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо сохраняется под слоем прозрачной эмали.

    Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но если модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно светятся на фольге из серебра .

    Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.

    Что-такое-ювелирная-эмаль-6

    Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.

    Среди огромного количества технических способов обработки благородных металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.

    Читайте также: