Как называется золотая шапочка на саудовской невесте

Опубликовано: 22.04.2024


Каждый народ имеет свои головные уборы и самобытные костюмы. По ним можно определить и национальность, и религиозную принадлежность, и социальный статус. Арабский головной убор всегда становился предметом споров в европейском обществе, особенно если это касалось женщин. Но и у мужчин с загадочного Востока, головной убор не менее привлекателен.

Описание мужского убора

Чаще всего мы видим, что мужчины-арабы носят на голове какую-то ткань. Так вот, мужские арабские головные уборы - это, в первую очередь, куфия, что означает платок или, как привыкли говорить в России, арафатка. Также ее называют шмаг, гутра или хатта.

Чаще всего куфию придерживает на голове икаль, игаль или эгалем. Это специальный обруч - жгут, который обматывают шерстью черного цвета, как правило, это либо козьей, либо овечьей.

Помимо гутры и игаля арабы носят тюбетейку. Эта маленькая шапочка надевается непосредственно на голову под саму куфию. Ее предназначение заключалось в предотвращении загрязнения платка. Также они нужны для совершения обязательной молитвы.

Ясир Арафат - пакистанский лидер

Чаще всего арафатка изготавливается из чистого хлопка или шерсти. Это большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Он может быть белого цвета, в клеточку или полосатый.

Ранее арабский головной убор для мужчин был однотонным. Но после того как англичане добавили клетку, узор распространился почти на все арафатки.

Носится он по-разному. Кто-то повязывает его как тюрбан, а кто-то просто накидывает на голову, закрепляя обручем. Так же его носят на шее, повязывают на лицо, оставляя открытыми только глаза и т. д.

Свое название "арафатка" платок получил благодаря лидеру Палестины Ясиру Арафату. Именно на нем мировое общество постоянно наблюдало этот арабский головной убор. Примечательно, что носил он ее не с традиционной арабской одеждой, а с европейскими костюмами или военной формой.

Есть и еще один довольно известный, но не очень популярный арабский мужской головной убор - феска (тарбуш). Его носили в Марокко, Ливане и Сирии. Напоминает по форме перевернутый горшочек для посадки цветов. Изготавливается в красном цвете, с маленькой черной кисточкой.

Феска или тарбуш

Арафатка в армии

Сегодня она стала непременным атрибутом в одежде военных различных стран. Она надевается как шарф, заменяет веревку, подушку, полотенце, мешок, повязку для больной руки. Также она выступает в роли маскировки, для чего ее обматывают полностью вокруг лица.

Арафатка на солдатах

Шемаги носят в палестинской, иорданской, суданской и даже американской армии.

Арафатка как мода

Актуальность ее в наши дни просто побивает все рекорды. В виде аксессуара она используется повсеместно во всем мире. Ее можно увидеть на шее как русского человека, так и любого европейца.

Это не только головной убор арабского шейха, но и шарф для девушек и мужчин других национальностей.

Его повязывают как обычный платок вокруг шеи. Или находят разнообразные способы, чтобы выделиться среди толпы. Арафатку носят и летом, и зимой. Только в летнее время это легкая, тонкая ткань, а в зимнее - более плотная, шерстяная.

Преимущественно основной цвет - белый, а клетка может быть красного, бордового, оливкового или черного цвета.

Арафатка как модный аксессуар

Религия или дань традиции

До сих пор много споров ведется по происхождению именно такого головного убора. Кто-то утверждает, что куфию должны носить все мусульмане, кто-то говорит, что данный убор просто отдает дань вековым традициям. На самом же деле, правда содержится в обоих предположениях.

По религии, мужская голова, как и женская, действительно должна быть покрыта. Особенно во время намаза. Но и традиции никто не отменял. С испокон веков арабы носили арафатку как защиту от солнца, песка и ветра.

Благодаря натуральным тканям, платок отлично защищает лицо и шею от высоких температур. Она очень быстро сохнет, если вдруг намокла.

Различие по социальному слою

По арабскому головному убору можно было легко определить, к какому социальному слою принадлежал человек. Богатый он или бедный и даже, из какого он района.

Например, богатые и высокопоставленные чины носят куфию преимущественно белого цвета и икаль. Желательно, чтобы платок был сильно накрахмален, тогда он хорошо держит форму, а концы свисают с плеч, показывая авторитет и статус мужчины.

Арабский шейх

Икаль различных цветов и качества предназначался для лиц среднего звена. По цвету и способу подвязывания можно было легко назвать место, где проживает данный человек. По качеству платок немного отличался от тех, которые носили богатые арабы. Также социальный статус показывала и длина платка, который обматывали как чалму.

Простого и небогатого араба можно выделить сразу по синей или голубой объемной чалме.

Описание женских головных уборов

Мы рассказали, как называется арабский головной убор, который носят мужчины. Но вот у женщин они куда разнообразней.

  1. Хиджаб, что означает покрывало или занавес. По правилам, он должен покрывать волосы, лоб и шею. Сегодня хиджабы создают в огромном цветовом ассортименте. Украшают узорами, пайетками, камнями, бахромой.
  2. Никаб. Дословно переводится, как маска. Закрывает полностью женское лицо. оставляя только глаза. Шьется в черном, коричневом или темно-синем цвете, без элементов декора.
  3. Паранджа. Похожа на никаб в области лица, но длинная и с рукавами. Считается полноценной одеждой. Прорезь глаз также может закрываться тоненькой сеткой.
  4. Химар. Своеобразная накидка на голову, которая покрывает и плечи, и руки, доходя до талии или ниже.
  5. Аль-амира. Двойное изделие, которое очень удобно надевать, если сделать это нужно быстро. Сначала на волосы надевается маленькая шапочка, а сверху - готовый платок, выполненный из стрейчевой ткани, который легко растягивается. Расцветка может абсолютно любой.
  6. Чалма или тюрбан. Ранее для создания чалмы или тюрбана требовалось более 5 метров ткани. Сейчас же продают готовые изделия, выполненные из любой материи и даже вязанные для зимнего периода.
  7. Шейла. Обычный палантин любого качества и цвета. Обматывается вокруг головы, спускаясь на шею и плечи. Его так же повязывают поверх плотной шапочки, чтобы волосы не торчали из-под шали.

Девушка в хиджабе

Многие люди часто задаются вопросом, не жарко ли девушкам под платками. Но, как утверждают сами мусульманки, платок не только охраняет их от мужских взглядов, но и надежно защищает от жарких лучей солнца.


Религиозные убеждения накладывают отпечаток на моду. По тому, как человек одевается, иногда можно угадать, к какой вере он относится. Так, мусульманских женщин часто можно идентифицировать по закрытой одежде и платку на голове. Это не просто аксессуар. Эта вещь наделена глубоким духовным смыслом. Также интерес представляет широкое разнообразие головных уборов мусульманок.


Духовный смысл

Для мусульманской женщины ношение головного убора символизирует скромность, женственность, а главное - послушание Аллаху. В Коране написано, что женщины не должны выставлять напоказ свою красоту. Они могут показывать себя только родственникам и немногим приближенным, которые вхожи в дом. В одной из сур Корана также указано, что головной убор отличает честную женщину от рабыни или блудницы.

В некоторых странах традиция носить закрытую одежду и покрывать голову зародилась еще в древнейшие доисламские времена. Тогда существовала традиция затворничества женщин. Позже она обрела религиозное обоснование.


Стоит отметить, что в некоторых мусульманских странах уже не существует строгих правил относительно ношения головных уборов. Так, например, в некоторых регионах Турции (особенно в туристических) женщины, а большинстве своем, не покрывают голову. Но в некоторых странах обязанность носить закрытую одежду и головные уборы возложена не только на местных жительниц, но и на туристок.


Шейла и хиджаб

Шейла и хиджаб - это самые демократичные виды мусульманских головных уборов. Они покрывают волосы, а иногда - шею и плечи. Их принято носить в Турции, Египте, Ливане, Иране.

Шейла - это длинный шарф, который женщины свободно повязывают на голове, а края оставляют свисать с плеч. Такой головной убор любят в странах Персидского залива.


Хиджаб - это платок, который полностью покрывает голову и шею женщины. Также есть хиджаб-амира, который состоит из облегающей шапочки и платка, полностью закрывающего плечи, шеи и грудь. Именно хиджабы чаще всего можно увидеть на мусульманках, которые живут в европейских странах.


Также в Турции и на Ближнем Востоке распространен такой вид головного убора, как химар. Это накидка-платок, которая полностью закрывает голову, шею, плечи и грудь. Длина накидки достигает уровня талии.

Внешний вид головного убора может отличаться в зависимости от страны. Так, например, турчанки любят яркие шелковые платки с красивыми принтами, но многие из них надевают обтягивающие шапочки, чтобы прикрыть линию роста волос. А вот персидские женщины повязывают платки свободно, чтобы из-под них могли выглядывать пряди. Иранские женщины предпочитают простые платки, небрежно обернутые вокруг головы.

Стили и формы хиджаба

Хиджаб - это не просто головной убор. Это целая культура и даже искусство. С раннего возраста мусульманских девочек учат различными способами повязывать хиджаб. Сегодня в мировой мусульманской культуре выделилось несколько общепринятых стилей:

Кавказский - самый консервативный стиль, напоминающий монашеский. Головной убор полностью закрывает волосы, а иногда - лоб и подбородок.

Египетский - сформировался за последние пару десятилетий и стал менее консервативным. Туго повязанный однотонный платок постепенно сменился более раскрепощенными вариантами смелых ярких оттенков. Также стиль хиджаба может зависеть от того, к какому социальному классу относится египтянка.

Турецкий - довольно элегантный стиль, который подразумевает ношение шелковых квадратных или краеугольных платков. Особенность этого стиля заключается в продолговатой форме черепа, которая создается за счет пучка волос на затылке или специальных подкладок.

Индонезийский и малазийский - особенность стиля заключается в небольшом козырьке на лбу. Раньше женщины формировали его самостоятельно, но сейчас в продаже есть специальные платки, где козырек уже предусмотрен.

Испанский - так называется стиль повязывания хиджаба на манер причесок испанских танцовщиц. Платок покрывает только голову, а его концы завязываются сзади и перекидываются на одно плечо.

Эмиратский - этот стиль подразумевает многослойность. Также под платок используют накладки из искусственных волос, чтобы "конструкция" получилась объемной.

Иранский - небрежно повязанный платок, из-под которого видны волосы. Также он может не закрывать шею.

Африканский - подразумевает ношение замысловатых высоких тюрбанов.

Никаб и абайя

Абайя - это длинная свободная одежда, которая закрывает все тело. А никаб - головной убор, который закрывает не только голову, плечи и грудь, но также лицо. Есть только небольшой разрез для глаз. Чаще всего такие наряды носят жительницы стран Персидского залива, а также Йемена и Пакистана. Одежда может быть однотонной или украшенной красивой вышивкой. Никаб и абайя - это одежда для ношения в общественных местах, а также в смешанных компаниях.


Паранджа или чадра

Жительницы Афганистана и Пакистана, как правило, носят паранджу или чадру. Паранджа - это одежда, которая закрывает все тело. В области лица прорезан "экран", который закрыт сеткой. Таким образом, женщина может свободно смотреть и дышать, но окружающие не могут различить ее черт лица.


Слово "чадра" переводится с персидского на русский как "палатка". Это большое покрывало, которое надевается на голову и полностью закрывает тело. Открытым остается лишь лицо. Интересно, что чадра не имеет никаких креплений, а потому она постоянно съезжает и перекручивается. Изначально женщинам приходилось постоянно придерживать накидку рукой. Но сейчас многие предпочитают прикалывать ее к одежде или же приделывать завязки.


Чадра - это еще одна разновидность закрытой одежды. Это халат-покрывало, которое с ног о головы закрывает фигуру женщины. Есть лишь небольшой разрез для глаз. Также женщины могут надевать на лицо бурки - "маски" с разрезами для глаз, которые могут быть украшены вышивкой. Они считаются символом женской чести.


Джильбаб

В Индонезии, Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии мусульманки предпочитают джильбаб. Раньше это была сплошная одежда, закрывающая голову и тело. Но сегодня джильбаб трансформировался в простое закрытое платье-халат, головной убор на которое надевается отдельно. Азиатки считают джильбаб более демократичным и модным, чем традиционные исламские наряды.


Тюбетейка

Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».

«Насреддин в Бухаре»

Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.

«Старик Хоттабыч»

В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

Тюрбан (чалма)

Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.

«Волшебная лампа Аладдина»

В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях - до двадцати.

Ниханги

Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» - обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.

«Анжелика и султан»

Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.

Величина тюрбана многое говорила о статусе его хозяина. Тициан. «Портрет Сулеймана Великолепного»

Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.

Ян ван Эйк. «Портрет мужчины в тюрбане»

Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

Феска

Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – "Победоносную армию Мухаммеда". Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой - феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.

Султан Махмуд II

Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

Король Марокко Мухаммед VI

С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

Османская империя на рубеже XIX и XX веков

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Ясир Арафат

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Тагельмуст

Туарег

Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Религиозные убеждения накладывают отпечаток на моду. По тому, как человек одевается, иногда можно угадать, к какой вере он относится. Так, мусульманских женщин часто можно идентифицировать по закрытой одежде и платку на голове. Это не просто аксессуар. Эта вещь наделена глубоким духовным смыслом. Также интерес представляет широкое разнообразие головных уборов мусульманок.


Духовный смысл

Для мусульманской женщины ношение головного убора символизирует скромность, женственность, а главное - послушание Аллаху. В Коране написано, что женщины не должны выставлять напоказ свою красоту. Они могут показывать себя только родственникам и немногим приближенным, которые вхожи в дом. В одной из сур Корана также указано, что головной убор отличает честную женщину от рабыни или блудницы.

В некоторых странах традиция носить закрытую одежду и покрывать голову зародилась еще в древнейшие доисламские времена. Тогда существовала традиция затворничества женщин. Позже она обрела религиозное обоснование.


Стоит отметить, что в некоторых мусульманских странах уже не существует строгих правил относительно ношения головных уборов. Так, например, в некоторых регионах Турции (особенно в туристических) женщины, а большинстве своем, не покрывают голову. Но в некоторых странах обязанность носить закрытую одежду и головные уборы возложена не только на местных жительниц, но и на туристок.


Шейла и хиджаб

Шейла и хиджаб - это самые демократичные виды мусульманских головных уборов. Они покрывают волосы, а иногда - шею и плечи. Их принято носить в Турции, Египте, Ливане, Иране.

Шейла - это длинный шарф, который женщины свободно повязывают на голове, а края оставляют свисать с плеч. Такой головной убор любят в странах Персидского залива.


Хиджаб - это платок, который полностью покрывает голову и шею женщины. Также есть хиджаб-амира, который состоит из облегающей шапочки и платка, полностью закрывающего плечи, шеи и грудь. Именно хиджабы чаще всего можно увидеть на мусульманках, которые живут в европейских странах.


Также в Турции и на Ближнем Востоке распространен такой вид головного убора, как химар. Это накидка-платок, которая полностью закрывает голову, шею, плечи и грудь. Длина накидки достигает уровня талии.

Внешний вид головного убора может отличаться в зависимости от страны. Так, например, турчанки любят яркие шелковые платки с красивыми принтами, но многие из них надевают обтягивающие шапочки, чтобы прикрыть линию роста волос. А вот персидские женщины повязывают платки свободно, чтобы из-под них могли выглядывать пряди. Иранские женщины предпочитают простые платки, небрежно обернутые вокруг головы.

Стили и формы хиджаба

Хиджаб - это не просто головной убор. Это целая культура и даже искусство. С раннего возраста мусульманских девочек учат различными способами повязывать хиджаб. Сегодня в мировой мусульманской культуре выделилось несколько общепринятых стилей:

Кавказский - самый консервативный стиль, напоминающий монашеский. Головной убор полностью закрывает волосы, а иногда - лоб и подбородок.

Египетский - сформировался за последние пару десятилетий и стал менее консервативным. Туго повязанный однотонный платок постепенно сменился более раскрепощенными вариантами смелых ярких оттенков. Также стиль хиджаба может зависеть от того, к какому социальному классу относится египтянка.

Турецкий - довольно элегантный стиль, который подразумевает ношение шелковых квадратных или краеугольных платков. Особенность этого стиля заключается в продолговатой форме черепа, которая создается за счет пучка волос на затылке или специальных подкладок.

Индонезийский и малазийский - особенность стиля заключается в небольшом козырьке на лбу. Раньше женщины формировали его самостоятельно, но сейчас в продаже есть специальные платки, где козырек уже предусмотрен.

Испанский - так называется стиль повязывания хиджаба на манер причесок испанских танцовщиц. Платок покрывает только голову, а его концы завязываются сзади и перекидываются на одно плечо.

Эмиратский - этот стиль подразумевает многослойность. Также под платок используют накладки из искусственных волос, чтобы "конструкция" получилась объемной.

Иранский - небрежно повязанный платок, из-под которого видны волосы. Также он может не закрывать шею.

Африканский - подразумевает ношение замысловатых высоких тюрбанов.

Никаб и абайя

Абайя - это длинная свободная одежда, которая закрывает все тело. А никаб - головной убор, который закрывает не только голову, плечи и грудь, но также лицо. Есть только небольшой разрез для глаз. Чаще всего такие наряды носят жительницы стран Персидского залива, а также Йемена и Пакистана. Одежда может быть однотонной или украшенной красивой вышивкой. Никаб и абайя - это одежда для ношения в общественных местах, а также в смешанных компаниях.


Паранджа или чадра

Жительницы Афганистана и Пакистана, как правило, носят паранджу или чадру. Паранджа - это одежда, которая закрывает все тело. В области лица прорезан "экран", который закрыт сеткой. Таким образом, женщина может свободно смотреть и дышать, но окружающие не могут различить ее черт лица.


Слово "чадра" переводится с персидского на русский как "палатка". Это большое покрывало, которое надевается на голову и полностью закрывает тело. Открытым остается лишь лицо. Интересно, что чадра не имеет никаких креплений, а потому она постоянно съезжает и перекручивается. Изначально женщинам приходилось постоянно придерживать накидку рукой. Но сейчас многие предпочитают прикалывать ее к одежде или же приделывать завязки.


Чадра - это еще одна разновидность закрытой одежды. Это халат-покрывало, которое с ног о головы закрывает фигуру женщины. Есть лишь небольшой разрез для глаз. Также женщины могут надевать на лицо бурки - "маски" с разрезами для глаз, которые могут быть украшены вышивкой. Они считаются символом женской чести.


Джильбаб

В Индонезии, Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии мусульманки предпочитают джильбаб. Раньше это была сплошная одежда, закрывающая голову и тело. Но сегодня джильбаб трансформировался в простое закрытое платье-халат, головной убор на которое надевается отдельно. Азиатки считают джильбаб более демократичным и модным, чем традиционные исламские наряды.


Тюбетейка

Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».

«Насреддин в Бухаре»

Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.

«Старик Хоттабыч»

В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

Тюрбан (чалма)

Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.

«Волшебная лампа Аладдина»

В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях - до двадцати.

Ниханги

Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» - обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.

«Анжелика и султан»

Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.

Величина тюрбана многое говорила о статусе его хозяина. Тициан. «Портрет Сулеймана Великолепного»

Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.

Ян ван Эйк. «Портрет мужчины в тюрбане»

Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

Феска

Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – "Победоносную армию Мухаммеда". Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой - феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.

Султан Махмуд II

Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

Король Марокко Мухаммед VI

С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

Османская империя на рубеже XIX и XX веков

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Ясир Арафат

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Тагельмуст

Туарег

Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: