Как называется стеклянный сплав окрашенный минеральной краской с тончайшей золотой поверхностью

Опубликовано: 16.04.2024

Что такое позолота и как быстро она стирается?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Чем отличается от золота?
  3. Основные свойства
  4. Обзор видов
  5. Способы нанесения
  6. Где применяется?
  7. Сколько держится?
  8. Как ухаживать за позолоченными изделиями?

Золотые украшения в интерьере и драгоценности по вкусу многим, но не каждому доступно их приобретение. С целью экономии вместо золота часто используют позолоченные изделия. Техника позолоты возникла несколько десятков лет назад и остается востребованной до современных дней.



Что это такое?

Позолотой называется покрытие поверхности тончайшим слоем чистого золота. Толщина может составлять 1-25 микрон, вещь при этом приобретает безупречное сходство с золотой. Искусство золочения зародилось в Древнем Египте. Именно в этой стране впервые добыча драгоценного металла достигла уровня промышленного производства. Когда всеми приисками владел фараон, золотились, прежде всего, предметы обихода правящей семьи.




По другой версии практика золочения родом из Китая. Но при соотношении исторических фактов первенство во внедрении золочения все же принадлежит Египту. Обнаруженным позолоченным саркофагам более 5 тысяч лет, а в китайском провинциальном городе Лао Тан (родине техники позолоты) тончайшие пласты золота производятся примерно 2 тысячелетия.



В Древней Руси искусство золочения получило сильный толчок в развитии, шагнув далеко вперед. Золото придавало статус престижности и почиталось как божественный символ верующих. Популярность позолоты повлекла за собой создание школы золочения с внедрением уникальных методов и тонкостей мастерства нанесения. Мастера обучали мальчиков с малых лет всем тонкостям своего дела. Достичь вершин мастерства удавалось немногим.


Следующему скачку в развитии оригинального искусства золочения поспособствовали архитекторы, прежде всего – Бартоломео Растрелли. Знаменитый зодчий был основоположником стиля барокко с характерной ему позолоченной мебелью и лепниной. Его вклад много значит в истории позолоты. В XIX веке был открыт гальванический метод Якоби, облегчивший золочение и сделавший его гораздо безопасней и доступней.

Гальваника выдвинула метод нанесения золотого покрытия на новую ступень.



Чем отличается от золота?

Основное отличие позолоты от золота заключается в составе. Визуально они не всегда различимы даже на взгляд профессионала. Основное преимущество золотых украшений заключается в их долговечности, а позолоченный слой быстро стирается. При этом изделия из позолоты значительно дешевле. Они не созданы для каждодневной носки и нуждаются в бережном обращении. Первые отличия легко отметить уже в магазине.

Прежде всего нужно внимательно прочитать информацию на бирке изделия. На позолоченных товарах должна быть надпись gold с приставкой: filled, soldered либо plated. Ими обозначается способ, которым была нанесена на предмет позолота. Например, gold filled означает покрытие с применением гальванизации, позолоченным слоем в 1 микрон в толщину с использованием золота 999-й пробы.


Верхний позолоченный слой легко стереть в процессе шлифовки. После его снятия на поверхность предмета наносят пробирную кислоту. Так можно легко определить пробу изделия либо присутствующий металл.

Кроме того, специалисты в ломбардах определяют ценность изделий с помощью малотравматичных игл. Острым концом делается аккуратный прокол на внутренней стороне украшения. Иголка погружается на толщину 0,6 микрона, что незаметно для глаза. После этого ювелир может точно оценить состав и стоимость предмета.


При покупке несертифицированных золоченых украшений важно предварительно проверить их на подлинность. Стоимость изделия зависит от того, какой процент золота содержится в нем. Можно обзавестись специальными реактивами и самостоятельно обследовать покупку на подлинность в домашних условиях. При отсутствии реактивов помогут в этом вопросе и некоторые несложные манипуляции.

Это совершенно бесплатный вариант проверки, но насколько эффективный – неизвестно. Украшение нужно поднести к пламени свечи на 20 сек. Если на поверхности появятся темные пятна и разводы – вещь покрыта позолотой.


Неоспоримыми достоинствами золочения можно считать:

  • доступную стоимость изделий в сравнении с аналогами из золота;
  • презентабельный и уникальный вид, который смотрится идентично золоту;
  • способность подчеркивать статус.


Основные свойства

Золочение не просто облагораживает вид изделия, но и служит защитой поверхности от процессов окисления и биокоррозии. Безусловно, на свойства покрытия первостепенно влияет толщина покрытия и качество благородного металла. От толщины нанесения золочения зависит то, сколько изделие будет оставаться блестящим. Золото — мягкий и податливый металл, быстро стираемый с поверхности.

Поэтому у дизайнеров знаменитых ювелирных домов не принято делать предельно тонкий слой золочения. Традиционно современные изделия покрывают слоем позолоты 0,04-0,1 мм.

Соблюдение элементарной системы ухода позволит изделию радовать глаз и тешить душу хозяев от 3 до 12 мес.



Современные мастера ювелирной сферы работают с разной позолотой, создавая необычные цвета включением в золотой сплав других металлов. Чтобы получить белый цвет, нужно соединить обычное желтое золото с серебром (реже вместо серебра используют никель либо палладий). Для розоватого оттенка в сплав вводится небольшой процент меди. Проба также сказывается на оттенке позолоты.

В странах Европы традиционно применение 750-й пробы для придания желтизны изделию, а в России в приоритете 585-я проба с легким розоватым подтоном. На всех ювелирных украшениях, в том числе и позолоченных, должно быть пробированное клеймо. В российском ювелирном производстве принято ставить клеймо с маркировкой пробы металла, из которого сделано изделие. На импортных изделиях ставят пробу конкретно золотого покрытия в каратах, с дополнением буквенного обозначения. Ею указывается способ покрытия украшения.



Обзор видов

Развитие технологий привело к появлению иных способов золочения. Что позволило наносить более толстый слой позолоты. Срок службы таких украшений значительно дольше, но стоимость выше, чем при обычном золочении. Первым появился листовой метод золочения – сусальное золото. Технику и сейчас применяют в декоре интерьеров, пищевой и косметической областях. Следующей методикой была ртутная. Нагрев амальгамы из золота и ртути негативно действовал на организм мастеров. Поэтому эту технологию в настоящее время практически не применяют.

Еще один метод – гальванический. Он популярен в наши дни и происходит следующим образом: предмет погружают в химический раствор и наносят на него золото при помощи тока. Позолоченный слой получается равномерным, запросто определится толщина покрытия. Современные ученые еще не научились наносить золото аэрозолью. Поэтому таким способом ничего не позолотить. А в баллончиках можно приобрести исключительно краску золотистого оттенка. Покрытый ею предмет не будет считаться позолоченным и маркировке не подвергается. В последние годы в кругу декораторов востребована техника золочения поталь как более доступный и дешевый метод.


Сусальное золото

Так называется тонкий лист металла маркировки 960-й пробы. На Руси сусальное золото традиционно применялось для покрытия куполов на храмах. В России его продают в виде книги с переплетом и 60-ю листами каждый площадью 10 см2. Для толщины не установлен регламент, но самые популярные листы тоньше волосинки человека в 10 раз. Они используются, чтобы декорировать предметы искусства и в дизайне внутреннего убранства помещений. В наружном украшении (фонтаны, статуи) применяют более толстые листы.


Поталь

Поталью заменяют знаменитое сусальное золото. На вид это золотые пласты либо полосы из сплава меди и цинка, а иногда и с добавкой алюминия. Поталь имитирует золото, серебро либо бронзу. Пласты могут быть с каким-либо рисунком. Особенность потали кроется в том, что в нее не включен драгметалл. Это положительно отражается на ее ценнике.

Главное достоинство заключается в относительно доступной стоимости потали при ее эффектном виде. Помимо этого, позолота защищает металл от разъедания, поскольку золото не окисляется. Золочение декоративных элементов с течением времени не темнеет и сохраняет визуальную привлекательность. Недостаток позолоты только в ее недолговечности.



Способы нанесения

Выбор способа определяет прежде всего качество поверхности и уровень профессионализма исполнителя.

  • Огневое или ртутное. Одна из первых техник, которую использовали при золочении куполов храмов. Ее суть заключалась в том, что использовалась не безвредная смесь на базе ртути, испаряющейся в процессе работ. Из-за угрозы для организма и даже жизни исполнителя метод остался в прошлом.
  • На масляной основе. Этот способ также известен как золочение клеем морданом. Используется одинаково успешно при внутренних и внешних работах. Мордан доступен для приобретения в интернет-магазинах по специализации.
  • На глиняной основе. Позолота на полимент годится исключительно для покрытия дерева и непригодна для применения во внешней отделке. Этот метод считается старинным и одним из сложнейших и длительных, поскольку требуются редкие и дорогостоящие компоненты, например, добавление в состав натурального китового жира, разведенного в сыром белке куриного яйца. Сейчас нет необходимости искать редкие ингредиенты. В продаже представлено множество готовых составов.
  • Чесночное. Старинный способ нанесения позолоты при помощи свежевыдавленного сока чеснока. Высохшая поверхность подвергалась полировке, затем ее смачивали и покрывали тонким слоем золотых листов. Ювелиры отмечают особый блеск при таком методе золочения.
  • Водно-синтетическое. Метод с применением смеси на воде. Преимущество заключается в быстрой подготовке поверхности.

Золоченому изделию не требуется финальная полировка, оно получается глянцевым уже в процессе золочения.

Контрольная работа по МХК для 10 класса по теме

«Культура Средних веков»

1. «Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стельчатыми сводами, устремленными ввысь. с многоцветными витражами». О каком архитектурном стиле идет речь?

а) романском; б) барокко; в) готическом.

2.Музыкальным символом эпохи Европейского Средневековья стал:

а) знаменный распев; б) григорианский хорал

3. Идеал эпохи Средневековья в:

а) телесной красоте; б) телесной и духовной красоте; в) духовной красоте.

4.Какую роль играли витражи в интерьере готического собора?___________________________________________________________

5. Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала:

а) церковь Сан-Витале в Равенне; б) собор Св. Софии в Константинополе;

в) мавзолей Констанции в Риме.

6. Главная массивная башня с узкими окнами европейского феодального Средневекового замка:

а) трансепт; б) фронтон; в) донжон

7. Как называется стеклянный сплав, окрашенный минеральной краской, с тончайшей золотой поверхностью, применявшийся византийскими мастерами мозаики?
а) витраж; б) смальта; в) потир; г) тропарь.

8. Готический стиль архитектуры возник:

а)во Франции; б) Англии; в) Германии

9. Определите принадлежность архитектурных сооружений к романскому или готическому стилю:

А) Пизанский собор ( XI - XII вв Италия ) -

Б) Собор в Кёльне ( XIII – XIV вв. Германия)

В)Собор Нотр –Дам ( XII – XIV вв. Франция)

10. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:
а) искусство Западной Европы; б) искусство Античности;
в) искусство Византии

11. Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. Эти существа называются :
а) сатиры; б) нимфы; в) химеры;

12.Миракли, моралите, мистерии – это:

а) виды религиозных массовых представлений; б) виды пародийных комических представлений; в) скульптурный декор готических храмов

13. "Немецкие средневековые рыцарские поэты-«певцы любви», воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":

а) менестрели; б) миннезингеры; в) трубадуры.

14 . Какой тип храма получил широкое распространение на Руси?

а) крестово – купольный; б) базилика; в) периптер.

15. Храм Василия Блаженного был возведен на Красной площади в честь военной победы русского войска над: а) татаро-монголами; б) Казанским ханством.

Назовите другое название этого собора.________________________________

16 .Эта икона является одним из лучших образцов византийской живописи, созданным в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала её пределов. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю её везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Смена лошадей также ни к чему не привела. С тех пор и решили оставить икону на этой земле и на том месте возвели храм в её честь.

О какой иконе идет речь? а)Богоматерь Донская; б) Владимирская Богоматерь; в) Богоматерь Оранта

17. Партесное пение – это:

а) одноголосное пение; б) многоголосное пение; в) пение без музыкального сопровождения.

18. Из какого дерева изготавливали лемех при строительстве деревянных це рквей на Руси:

а) дуб; б) осина; в) сосна

19.Как называется данный собор: а) Церковь Вознесения в Коломенском;

б) Собор Покрова на Нерли; в) Преображенская церковь.

<6BD80EED-494C-44BE-8A1D-AA98ED0A3C24>
К какому типу каменного храма, получившему широкое распространение в XVI веке он относится:_____________________________

20.Назовите два вида профессионального русского театра XVII века, положившие начало развитию театрального искусства в России

__________________________________________________________________

Cусальное золото: что это такое, как его делают и где применяют

Считается, что золото — первый металл, с которым познакомился человек в своей истории. Неудивительно, ведь основной способ его добычи — поиск руды в самородном состоянии. Этот благородный желтый металл используется не только в качестве ювелирных украшений. Играющие на солнце купола церквей и кресты, убранства величественных икон, отделка внешних элементов зданий, а также обрамление статусной мебели и других предметов интерьера — чаще всего применяется технология золочения поверхности с помощью сусального золота.

Что такое сусальное золото

Сусальное золото — это тонкие листы, наклеиваемые на поверхность изделий для создания впечатления, что весь предмет выполнен из желтого металла. Толщина таких листов может достигать нескольких десятков нанометров.


Впервые изготавливать его начали в Китае несколько тысяч лет назад. Производство было достаточно простым, потому что золото — мягкий и ковкий металл, из которого можно получить тончайшие листы без просветов и трещин.

Россия переняла эту уникальную технологию, назвав продукцию сусалью или сусальным золотом. Название произошло от древнерусского слова «сусаль», которое дословно означало «лицо», отсюда несложно понять возникновение термина, ведь позолотой покрывается лишь лицевая сторона изделия.

Классическая проба сусального золота — 960. Именно так цвет золота получается теплый, желтый или так называемый «желтый огненный». Это окраска самородного металла. Только такая проба закреплена ГОСТом и может называться сусальным золотом.

Исходя из дороговизны такой отделки, достаточно часто можно встретить имитацию сусали или различные золотые сплавы. Виды и отличия сусального золота:

  • Двойник — при таком сплаве золото наслаивается на серебро.
  • Тальма — при этом сплаве золото наслаивается на медь.
  • Поталь — имитация сусали без присутствия благородных металлов, изготавливается с помощью пластин металлов (медь и алюминий) или разнообразных сплавов (медь с цинком). При таком способе для защиты от коррозии необходимо покрывать изделие лаком.
  • Сульфид олова или Муссивное золото — имитация позолоты с помощью металлизированной краски, в которую добавляют соединение серы и олова.
  • Нитрид титана — очень долговечное и износостойкое покрытие, позволяет варьировать оттенки золота с помощью азота.
  • Золоченая фольга — одна из самых последних разработок, представляет собой медный сплав, покрытый никелем и кобальтом.

Как изготавливают сусальное золото

Состав сусального золота может разниться. Кроме самого благородного металла, в сплав добавляют серебро, медь, цинк, кадмий, палладий и никель, которые в свою очередь могут дать различные оттенки и цвета сусали: желтый, бледно-желтый, белый, красный, оранжевый или даже зеленый.


Делают сусальное золото из небольшого бруска металла, который раскатывают в длинную полосу, а затем нарезают на равные квадраты. Далее эти заготовки вкладывают между тонкими листами из специальной бумаги и собирают в стопки, каждая из которых может содержать до трехсот квадратов. Затем все это кладется под молот, которым наносят до двух тысяч ударов, пока каждый квадрат металла не сплющится в круглую лепешку толщиной в несколько микрон. Потом из этих лепешек вырезают квадраты размером 91,5 мм на 91,5 мм и вкладывают между листами папиросной бумаги в специальную книгу, в которой сусальное золото хранят, транспортируют и продают. Существует два типа листов позолоты: свободные и трансферные. Свободные просто вкладываются в книгу, а трансферные — приклеиваются на шелковую бумагу или кальку.

Руками листочки сусали трогать нельзя — они очень хрупкие и легко рвутся.

Удивительно, но из одного грамма золота можно получить до восемнадцати квадратных метров позолоты.

Производство сусального золота — процесс очень трудоемкий со своими нюансами, от которых зависит качество конечного продукта. В наше время существует три основных способа изготовления сусали:

  1. Исторический ручной способ, при котором сырье молотом отбивает мастер «золотобоец». Удары следует наносить с определенной силой и в определенном порядке по всей стопке. Сложность такого метода заключается в том, что металл отбивается на глаз, поэтому невозможно сделать сусаль равномерно тонкой и все листы одинаковыми.
  2. При втором способе используется автоматический молот, под которым мастер перемещает заготовку для нужного сплющивания квадратов золота.
  3. Самый используемый способ в современном мире — полностью автоматизированный вариант создания сусального золота с помощью запрограммированных роботизированных систем. При этом методе качество конечной продукции является наилучшим. Основные заводы производства находятся в Германии и Италии.

Где его применяют

Нанесение сусального золота на памятники, картины, иконы и т.д. — самый основной и практичный способ применения позолоты. И дело даже не в том, что отлить золотые предметы намного дороже, особенно учитывая масштабы объектов вроде куполов или фонтанов. Благодаря сусали можно выполнять интересные и, как кажется на первый взгляд, невозможные шедевры!


Степень золочения разных объектов не всегда одинаковая — зависит как от навыка мастера, так и от вида отделываемого изделия. Так, например, на иконы наносят сусальное золото толщиной в 0,36 микрон, а на купола слой будет толще — около 1,6 микрон.

Из листов сусали изготавливают твореное золото. Так называются микроскопические частицы металла в виде порошка, которые применяются для украшения и реставрации икон и картин.

В настоящее время храмы и церкви практически не покрывают сусальным золотом. Сусаль вытесняется более дешевыми материалами, которые еще и лучше по ряду качеств.

Съедобное сусальное золото

Поскольку такой тонкий металл не имеет острых режущих краев, а высокая проба означает минимум примесей, возникает вопрос: можно ли есть сусальное золото?


Сусальное золото в кулинарии применяют достаточно широко. Есть даже свой номер пищевой добавки — Е175. Во многих элитных ресторанах Индии можно попробовать покрытые позолотой торты и пирожные, в Японии выпить позолоченный кофе, а в Европе найти элитный алкоголь с хлопьями сусального золота. Так, например, в Армении можно столкнуться с коньяком «Золотой», на Украине — с водкой «Золото Полуботка», а в Италии — с шнапсом «Гольдшлегер».

Сколько стоит сусальное золото

Стоимость золота разнится в зависимости от количества необходимого сырья для золочения объекта. Каждая книжка содержит по стандарту шестьдесят листов, поэтому ее хватает на половину квадратного метра позолоты. Чем больше будет затрачено на работу книжек, тем меньше будет цена каждой. Следует помнить, что вес книжек также отличается в зависимости от толщины золотых листов.

Технология золочения сусальным золотом

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха. Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия. Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета. Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта. Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента. Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть. Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол. Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной. Таким образом создаётся имитация патины.

Фиг. 1. Молоток для колки смальт (итальян. Martellina).

Молоток заготовляется из хорошей стали, и концы его оттачиваются весьма тщательно. Чтобы получить правильный раскол плитки, ее помещают в желаемом направлении раскола на резец в форме короткого долота (фиг. 2), вставленного прочно в тяжелый камень посредством деревянных клиньев или заливкой на свинце и помещенного в деревянном ящике, и затем, придерживая плитку пальцами, производят короткий удар молотком в таком направлении, чтобы острый край молотка находился во время удара в одной плоскости с направлением резца и был ему параллелен.

Фиг. 2. Резец для колки смальт (итальян. Taglione).

Колка смальт требует большого навыка, а потому для облегчения предложено несколько инструментов, из которых лучший и простейший основан на действии кулачного эксцентрика. В нем над неподвижным резцом подымается и опускается посредством эксцентрика другой совершенно подобный резец; плитка помещается также на нижний резец; действуя рукояткой на оси эксцентрика, можно произвести удар верхним резцом желаемой силы и быстроты, не заботясь о направлении его, так как ударный резец укреплен в надлежащем направлении. Плитки колются сначала пополам, потом на четверти и т. д. Стволики, если они диаметром превосходят полсантиметра, тоже колются молотком, стволики меньшего диаметра разламываются после надреза острым напилком. Опсанным способом смальта дробится в таком расчете, чтобы одна из плоскостей (казовая) получилась совершенно ровною и именно та, которая требуется по оттенку, так как смальта во всей массе плитки не всегда одинакова по цвету. Величина кусков, на которые разделяется смальта, зависит от предмета, на который она предназначается; так, для крупных декоративных украшений на большое расстояние казовая плоскость доходит до 4 кв. стм и более не говоря о тех случаях, где целые квадратные или иной формы плитки доходят до 4 кв. врш., как это имеется в старых мозаиках храма св. Софии в Новгороде. Кроме подготовительной колки смальты на более или менее однаковой величины и формы части, она подвергается перед самым набором вторичной подправке колкой и подтачиванию исполнителем мозаики, сообразно требованию рисунка, что производится первоначально тем же молотком, причем скалываются углы и стороны куска, а если требуется более точная подгонка прямых и закругленных плоскостей, тогда прибегают к подтачиванию сторон наждаком с водою на горизонтальном свинцовом кружке, вращающемся в станке с ножным приводом. Тянутая смальта в редких случаях требует подточки наждаком, так как стволики формуются вытягиванием с достаточной точностью для сплачивания отдельных кусков. Исключительный пример большой декоративной мозаики (около 9 арш. длины и 6 1/2 арш. высоты) из тянутой смальты представляет мозаика Ломоносова "Полтавская баталия", которая вся собрана без подточки из тянутой смальты, куски которой в стороне разреза имеют от 1 до 6 мм, а длина стволиков в некоторых местах около 5 стм. Тянутая смальта употребляется по преимуществу для мелких работ. Набор подготовленных кусков смальты для выполнения мозаичного изображения всегда производится по сделанному предварительно оригиналу (картон). Набор мозаики исполняется двумя различными способами: с прямой или лицевой стороны и с обратной стороны. В первом способе куски смальты утверждаются казовой стороной наружу, следовательно, рисунок исполняемой мозаики находится в том же положении во время набора, как и оригинал; обратный набор (венецианский, впервые употребленный в больших paзмеpax в 20-х годах мозаичистами Газетти и Моро при реставрации некоторых мозаик св. Марка в Венеции) делается по рисунку, представляющему оригинал с обратной стороны, таким образом, что правая сторона его находится на левой от зрителя или так, как мы видим себя в зеркале. Способ этот представляет многие выгоды, например при реставрации больших пространств, когда приходится снять мозаику с места ее закрепления. Это производится прочным наклеиванием на нее холста и затем осторожным отделением от стены с частью цемента, на котором она была укреплена. Очевидно, что по очищении цемента на холсте снятая мозаика окажется открытой с обратной стороны и все повреждения на ней могут быть исправлены с той же стороны и затем снова укреплены на место на том же холсте, после чего остается только удалить холст отмачиванием или другим способом, смотря по качеству употребленного клея. Употребляя описанный способ реставрации мозаик св. Марка, которые во многих местах отстали от стен и угрожали падением, Газетти и Моро стали и вновь набирать мозаики тем же способом. Для выполнения обратного набора заготовляется точная обратная копия оригинала (бумажная или матерчатая) и выбранные смальты наклеиваются лицевой стороной клейстером на этот рисунок; по высушивании полученного набора остается перенести его на место назначения и прикрепить там на цементе, после чего освободить лицевую сторону мозаики от наклеенного рисунка или предварительно залить набор цементом и перенести для вставки на место. При лицевом наборе (римский или ватиканский способ), если мозаика не набирается на месте, напр., прямо на стену, где она должна находиться, заготовляется предварительно ящик с невысокими боковыми стенками, дно ящика делается или сплошным, или сетчатым из железной проволоки; внутреннее помещение ящика заливается гипсом и выравнивается. На выравненной стороне гипса наносится карандашом или в красках изображение предполагаемой мозаики с картона, затем для набора острым долотом вырезывается та часть гипса, куда предназначается вставить кусок смальты, который насаживается в отверстия на предварительной (растворимой в воде) замазке; таким образом, вырезывая по частям гипс, смальтой заполняется на временной замазке все пространство ящика. Понятно, что при этом способе для окончательного укрепления мозаики необходимо удалить временный цемент, чего без скрепления набранной смальты сделать нельзя; для этого наклеивается холст на открытую лицевую сторону, мозаика переворачивается, и временный цемент отмывается, затем она может быть укреплена на постоянный цемент с обратной стороны и после того поставлена на место. Сравнивая оба способа набора, видим, что при последнем, кроме заготовки гипса и его удаления, приходится все-таки укреплять мозаику на холст после набора. Набор мозаики с лицевой стороны употребляется в случаях художественного исполнения живописи, в которой требуется особая тщательность и точность, для чего способ этот остается незаменимым, так как дает возможность художнику-мозаичисту видеть свое произведение во время набора в настоящем положении; зато набор с обратной стороны по скорости и дешевизне предпочитается при монументальных декоративных украшениях. Прямой набор на цементе на месте назначения по трудности исполнения употребляется весьма редко, только в случаях реставрации небольших пространств. Окончательное укрепление мозаичного набора, как это видно из предыдущего, только в одном случае делается одновременно с набором на постоянный цемент, это — при лицевом наборе на месте, во всех же остальных случаях набор скрепляется на временном цементе. Мучной клейстер служит для наклейки смальт на кальку при обратном наборе; при лицевом наборе приготовляются тестообразные смеси толченого мрамора с клейстером и патокой, чтобы воспрепятствовать скорому высыханию; вообще, временный цемент должен легко отмываться водою. Постоянный цемент мозаического набора должен быть неизменяем от влажности и пр. атмосферных деятелей и должен крепко связывать отдельные элементы мозаики. В Италии для наружных и внутренних мозаик употребляются смеси пуццоланы с известью приблизительно следующего состава: пуццоланы — 105, гашеной извести — 85, молотого кирпича — 45 и воды — 10 ч. (все по весу), это будет состав для грунта, на который наносится мозаика; самое же скрепление набора производится на более жидком составе, а именно: пуццоланы — 8 5, гашеной извести — 105, молотого кирпича — 45 и воды — 30 ч. В Италии употребляют часто и масляные мастики. Из многих составов приводим следующий: извести — 25, местного известняка под названием travertino — 60, сырого льняного масла — 10, осадка от вареного льняного масла — 6 ч. (все по весу). Все подобные цементы годятся для итальянского климата, но в России мозаики русского производства крепятся на портландском цементе с песком, значительно превышающем по своим качествам итальянские известковые растворы с пуццоланой. Каким бы способом ни был сделан набор на временном цементе, для укрепления на постоянный его располагают лицевой стороной на гладкую горизонтальную поверхность (каменную шлифованную плиту, чугунную доску и т. п.); если мозаика очень велика, то делят ее на части, удобные для передвижения, затем ограничивают стороны деревянными рейками и, отмыв открытую поверхность набора от временного цемента и пыли, наливают на нее постоянный цемент, а при масляной мастике накладывают ее частями при осторожном надавливании. По затвердении цемента скрепленный набор переворачивают и дают время окончиться процессу затвердения с другой стороны. Способ этот дает возможность получить ровную и гладкую поверхность лицевой стороны, что при прямом наборе на постоянный цемент достигается с большим трудом. Мозаики Исаакиевского собора в СПб. для большей прочности сверх цемента покрыты каменной плитой, составляющей одно целое с мозаичным набором. Скрепленные описанным способом мозаики прикрепляются к назначенному для них месту или заливкой на цементе, или иными способами, напр. железными скреплениями. Мелкий мозаичный набор из тянутой смальты скрепляется на масляной мастике и на гипсе с обделкою в металлическую оправу. В некоторых случаях для придания еще более блестящего вида мозаике подвергают шлифованию и полировке, которая почти всегда производится ручным способом и совершенно подобна ручному шлифованию и полировке зеркальных стекол (см. Зеркальное производство). Местные недочеты, которые могут оказаться на готовой уже мозаике — как то: недостаточно плотное схождение плоскостей в швах и углах, — заделываются стуковкой. Стуковка производится цветными сплавами воска с гарпиусом; обыкновенно на 1 ч. воска берется 2 ч. гарпиуса. Сплавы закрашиваются порошкообразными минеральными и растительными красками. Для разогревания цветного сплава при стуковке швов служат небольшого размера железные утюжки различного вида; их разогревают настолько сильно, чтобы сплав в местах заделок в прикосновении с утюжками совершенно разжижался и заполнял углубление шва; стуковка оканчивается горячим разглаживанием и снятием избытка воска с гарпиусом костяным ножом.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

  • Стеклянная вата*
  • Апсида

Смотреть что такое "Стеклянная мозаика*" в других словарях:

Стеклянная мозаика — Мозаическое искусство обладает для выполнения художественных изображений весьма разнообразными материалами, в числе которых природные камни по давности употребления и относительной прочности занимают первое место. Из числа прочих материалов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мозаика — У этого термина существуют и другие значения, см. Мозаика (значения). Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии … Википедия

Мозаика — (от греческого μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. opus musivum, итальянск. musaico, франц. mosaïque, старинное русское мусия) в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого либо твердого тела,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мозаика* — (от греческого μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. opus musivum, итальянск. musaico, франц. mosa ï que, старинное русское мусия) в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого либо твердого тела,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мозаика стеклянная — Мозаика стеклянная – ковровая мозаика в виде мелких квадратных пли­ток (20×20 или 25×25 мм) из непрозрачного (глушеного) цветного стекла, выложенных в однотонные или мозаичные ковры. [Шабурова Н.А. Материаловедение: часть II:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Мозайка — Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. Мозаика (от лат. (opus) musivum (произведение) посвящённое музам) разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных… … Википедия

Мусия — Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. Мозаика (от лат. (opus) musivum (произведение) посвящённое музам) разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных… … Википедия

СТЕКЛЯННЫЙ — СТЕКЛЯННЫЙ, стеклянная, стеклянное. 1. прил. к стекло; состоящий из стекла. Стеклянная масса. 2. Сделанный из стекла. Стеклянный графин. Стеклянный стакан. Стеклянная трубка. Стеклянная мозаика (из кусочков стекла). || Со вставленными стеклами.… … Толковый словарь Ушакова

Символ птицы — Жоан Миро Символ птицы, 1978 Personnage Oiseaux Стекло, мрамор, мозаика. 8530×15850 см Музей Эдвина А. Ульриха, Уичито «Символ птицы» (фр. Personnage Oiseaux) одна из самых больших работ Жоана Миро в США и его единственная… … Википедия

ВИТРО — Живопись по стеклу и цветная стеклянная мозаика. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИТРО живопись по стеклу и цветная стеклянная мозаика в средневековом стиле. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Читайте также: