Как называется искусственный бриллиант в ювелирных изделиях

Опубликовано: 16.04.2024

Люди всегда восхищались бриллиантом. Раньше его заменители вроде белого сапфира визуально опознавал даже неспециалист. Сегодня благодаря достижениям науки оригинал копируется на сто процентов. А по свойствам искусственно выращенный бриллиант лучше природного и дешевле.

Искусственный Бриллиант

Что такое искусственный бриллиант

Синтетические алмазы, или искусственные бриллианты, – это выращенные человеком кристаллы. Они создаются из того же углерода, что и натуральные, имеют аналогичную природным камням структуру, состав, физические свойства. Все алмазы отличает дисперсия, прочие характеристики зависят от способа создания.

Культивированные алмазы – это, как правило, камушки до 1 карата. Синтез более крупных экземпляров не окупается, хотя положение может измениться. Например, в России вырастили 10-каратный густо-синий алмаз. Он получен в условиях, имитирующих природные. У камушка изумрудная огранка, безупречные форма и блеск, а включения заметны лишь под десятикратным увеличением.

История

Что такое искусственный алмаз, первым поведал миру француз Анри Муассан в начале ХХ века. Он открыл максимально схожий камень, обнаружив осколки метеора в кратере. И стал Нобелевским лауреатом.

Ещё один популярный аналог, синтезированный советскими учёными в 1976 году, называется фианит.

Бриллианты выращивают на основе высокоуглеродистых веществ – графита, очищенной сажи, угля. Существует два основных способа, поэтому различают НРНТ— и CVD—кристаллы.

Первозданный минерал и сотворённый двойник одинаково невзрачны на вид, оба сверкают только после огранки.

Где востребованы синтетические алмазы

90% искусственных алмазов «забирают» наука и промышленность. Особо чистые экземпляры востребованы точным машиностроением и нанотехнологиями для создания инструментов повышенной прочности (шлифовальных кругов, свёрл, пил, скальпелей, ножей).

Самая узнаваемая сфера – индустрия красоты. Украшения с искусственными алмазами популярны, потому что роскошны и доступны по цене, не хлопотны в уходе.

Цвета искусственных алмазов

У натуральных бриллиантов разные цвета или оттенки. Базовая гамма созданных человеком камушков беднее – жёлтый, синий, бесцветный. Каждый привлекателен по-своему:

  1. Белый. Самые желанные, поскольку традиционно бриллиант ассоциируется с белым прозрачным фоном. Но их производство наиболее трудоёмкое. Растёт кристалл медленно, постоянно нужно следить, чтобы не попал азот (иначе оттенок получится желтоватым) или бор (синеватым). Популярны даже однокаратные блестящие малютки.
  2. Голубой. Гамма варьируется от небесного голубого до густого синего. Цвет создают примеси бора, вес достигает 1,25 карата.
  3. Жёлтый. Самый лёгкий в создании вид. Диапазон цвета – от насыщенного лимонного до изысканной желтоватости – создают примеси азота. Иногда получается оптимистичный пламенно-оранжевый. Вес алмазов достигает двух каратов.

Другие цвета получаются после дополнительной обработки базового кристалла. Так, чтобы синтезировать культовый для многих чёрный бриллиант, как катализатор используют никель.

Цвет обозначается цифрой. Для бесцветного это 1. Такие камни называются бриллиантами чистой воды.

Искусственный алмаз и имитация – разные вещи

Сегодня существует две группы аналогов бриллиантов:

  • искусственно выращенные камни с природной структурой и качествами (муассанит, фианит);
  • камни, за сильный блеск называемые заменителями алмазов, – бесцветный сапфир, рутил, кристаллы Сваровски, полимеры.

Фианит, Бриллиант, Муассанит, Сваровски

Вторая группа – это имитация, потому что их структура и свойства далеки от натуральных.

Муассанит

Самый качественный, прочный, дорогой искусственный бриллиант. Химически это карбид кремния или карборунд. Требуется минимальное вмешательство, чтобы внешне уравнять его с настоящим алмазом. Камень равнодушен к внешним агрессивным воздействиям, лишён дефектов типа шероховатости или чёрных включений, присущих натуральному минералу. Ярче алмаза, его сложнее отличить, чем фианит. Однако сильная бликовка многих раздражает и выдаёт происхождение.

Красоту подчёркивает обрамление из белого золота, платины или серебра. В отличие от бриллиантов, дополняющих вечерний наряд, Муассанит уместен для любого времени суток.

Фианит

Камень представлен во многих цветах, степенях чистоты, яркости. Бесцветный один из самых ценных. Фианит тяжелее равного по размерам алмаза. Эта характеристика служит маркером при определении происхождения кристалла.

Сияет не так ярко, как бриллиант, но лучше отбрасывает блики.

Однако легко царапается, мутнеет, впитывает масла, на солнце становится зеленовато-жёлтым. Об этом нужно помнить при ношении украшений.

Нексус

Результат соединения углерода с другими компонентами. Высокопрочен, поэтому на него даётся фактически вечная гарантия.

Стразы

Самый известный «заместитель» благородного бриллианта, первоначально хрустальный. Сегодня сырьём служит стекло или полимеры из акрила.

Название получено в честь эльзасского ювелира Георга Страсса, придумавшего наносить металлическую пудру как подложку на стекло. Сейчас покрытие создают, осаждая металл, а стразы усовершенствовались, обретя торговый бренд Swarovski.

Производятся одноимённым австрийским концерном и чешской фирмой Preciosa.

Модные веяния

Бриллианты имитировали во все времена. Более века тому в перстни вставляли хрусталь, циркон, белые разновидности сапфира, шпинели, рутила.

Синтетические заменители выращивают с 70-х годов ХХ века. Они превратились в самостоятельный сегмент ювелирного рынка.

Фаворитом стал фианит, который потеснили позже Муассанит и Нексус. С 1990-х из всех имитаций бриллианта на первом месте Муассанит.

Но учёные работают дальше, поэтому появление нового тренда не за горами.

Как выращивают кристаллы

Сегодня камни изготавливают двумя основными способами – физическим и химическим. Реально создать бриллианты в домашних условиях.

Копирование природы

Алмазный зародыш кладут под пресс в камере с высокой температурой и давлением. Через неделю получается качественный аналог. При необходимости процедуру повторяют.

Камни в руке

Бриллианты получаются в виде кубов или восьмигранников, что отличает их от натуральных. Технология известна как HTHP или «GEPOL».

В газовой среде

Алмазное семечко помещается в камеру с метаном или другим углеродсодержащим газом под низким давлением. Энергия СВЧ-пучка разрушает молекулы газа, а выпаренный углерод и водород накладываются на зёрнышко послойно, создавая алмазные пластины.

Процесс занимает два дня, за один раз можно вырастить несколько пластинчатых кристаллов-слоёв. У них шероховатые графитовые края чёрного или коричневого цвета. Кристаллы термообработкой доводят до блеска, гранят.

Характеристики выращенных в камере или капсуле экземпляров идентичны натуральным.

Создаём алмаз дома

Процесс проходит в микроволновой печи – идеально вымытой и высушенной. Понадобятся также:

  • три графитовых стержня толщиной 3 мм и длиной пару сантиметров – из простого карандаша;
  • две чашки;
  • оливковое масло;
  • льняная или хлопковая нить длиной 14–16 см.

  1. Налить немного масла в тарелку. По диаметру уложить нить, которая будет впитывать масло.
  2. Промасленную нить завязать некрепким узлом, пропустить сквозь него графит. Стержень кладут на опоры из спичек без головок или зубочисток.
  3. Узел затягивают вокруг стержня до упора на полчаса для пропитки маслом.
  4. Нить удаляется аккуратно, чтобы грифель не пострадал, а масло осталось на намеченном участке стержня.
  5. Кружку переворачивают вверх дном, укладывают на него параллельно два чистых стержня. На них выставляют промасленный графит. Конструкция накрывается второй чашкой.
  6. Все помещается в микроволновую печь на максимум по температуре и времени.

Синтетические алмазы

Рукотворный алмаз окажется на участке, где было сосредоточено масло. Оно может спровоцировать искры в печи, которые исчезнут через несколько минут. Вынимают после остывания.

Стоимость искусственных камней

Многие пренебрегают культивированными камнями, считая их стекляшкой. На поверку такие алмазы недешевы, цена некоторых выше природных аналогов. Причин несколько:

  • Синтезированные камни, особенно белые прозрачные, визуально неотличимы от настоящего минерала.
  • Натуральные кристаллы не столь безупречны, как искусственные. У них есть включения, в отличие от культивированных аналогов с абсолютной чистотой.
  • Синтетический алмаз прочнее, не выцветает, не требует особого ухода.

Цена камня определяется массой, качеством огранки, методом создания.

Наиболее доступны фианиты. Огранённый экземпляр стоит $1,5–6 за карат. Значительно дороже Муассанит – $75–155 за карат.

На стоимость влияет цвет – за жёлтый алмаз попросят $200–275 за карат, розовато-оранжевый – от $3000.

Как выбрать искусственный алмаз

Покупая синтетический камушек, нелишне попросить сертификат качества и оценить надёжность выдавшей его организации.

Если носить украшение планируется часто, избегают драгоценностей с напылением, например, из родия. Лучше вложиться в обрамление из золота, платины или палладия.

Бриллианты

Оправой в изделиях с заменителями бриллиантов служат эстетичные, надёжные, недорогие титан, вольфрам или легированная сталь.

А также учитывается следующее:

  1. Искусственные алмазы разы дороже, чем заменители, но значительно дешевле оригинала.
  2. Белые камни дороже цветных, а смотрятся как натуральные.
  3. Стоимость бесцветного Муассанита не намного меньше, а иногда больше природного бриллианта.
  4. Получить идеальную прозрачность трудно, поэтому искусственные камни чистой воды ценятся больше, чем натуральные бриллианты оттенка шампанского.

В заключение

Итак, самые дешёвые из блестящих камушков – заменители бриллианта. Они менее прочны, чем натуральные, но сияют и блестят не хуже, а по отсутствию включений превосходят оригинал. Золотая середина – искусственные бриллианты.

Единственное отличие от натуральных аналогов – происхождение с лихвой компенсируют безупречные свойства, внешний вид, а главное цена. Если достижения науки и технологии дарят возможность получить запредельную красоту за приемлемые деньги, почему бы не воспользоваться этим, порадовав себя любимую.

Сегодня можно с уверенностью констатировать тот факт, что синтетические бриллианты перестали быть лабораторной редкостью и вышли на рынок в качестве альтернативы природным алмазам. Поэтому мы спешим рассказать Вам о современных методах идентификации искусственно выращенных алмазов ювелирного качества.

Благодаря активной контекстной рекламе интернет-магазинов, представляющих муассаниты как “синтетический аналог бриллиантов”, некоторые наши клиенты ошибочно относят синтетические бриллианты к имитациям бриллиантов, но это в корне неверно. Такие имитации, как фианиты и муассаниты, которые только выглядят похожими на алмазы, на самом деле имеют совершенно отличные от алмазов химические и физические свойства и легко распознаются геммологами без каких либо инструментов. В случае с лабораторно выращенными бриллиантами все гораздо сложнее.

Цвета натуральных и синтетических бриллиантов

В редких случаях эксперт может распознать искусственное происхождение бриллианта, используя стандартное оборудование для тестирования драгоценных камней. Но в данный момент, для точной идентификации происхождения алмаза необходимо использовать передовые научные инструменты, лидером в области диагностики бриллиантов традиционно является лаборатория GIA, создавшая обширную базу данных о геммологических свойствах алмазов.

Классифицирование алмазов по типу

Начиная с 30-х годов ХХ века ученые начали отмечать общие черты некоторых алмазов. На основании различий в прозрачности под воздействием ультрафиолетового излучения они сгруппировали алмазы в две основные категории, называемые сегодня тип I и тип II. В 1959 году они обнаружили, что атомы азота являются основной химической примесью в алмазах, но в отличии от типа I, алмазы типа II ее не содержат.

Классификация типов алмазов

Подавляющее большинство природных бриллиантов - это тип Ia. Алмазы данного типа содержат много атомов азота, сгруппированных в кластеры или пары. Этот вид алмазов нельзя вырастить искусственно. Алмазы типа Ib содержат рассеянные или изолированные атомы азота, которые не находятся в парах или кластерах. Алмазы типа IIa почти не содержат азот, а алмаз типа IIb содержит бор. Бриллианты трех последних типов крайне редко встречаются в природе, но в свою очередь могут быть выращены в лаборатории.

В геммологических лабораториях алмазы типа I и типа II различают между собой по различию в прозрачности под коротковолновым ультрафиолетовым излучением. При этом, для окончательного разделения потребуется применение инфракрасной спектроскопии, технологии, доступной лишь крупным научным центрам.

Тип алмаза (Цвет) Природный HPHT синтетический CVD синтетический
Ia (бесцветный) Часто --- ---
Ib (желтый) Редко Возможно Редко
IIa (бесцветный) Редко Возможно Возможно
IIb (голубой) Редко Редко Редко

Как растет алмаз

Кристаллы природных бриллиантов образовались миллионы, а иногда и миллиарды лет назад глубоко в недрах нашей планеты (более 160 км). Намного позже они поднялись на поверхность в результате извержений вулканов. Эти извержения образовали узкие вертикальные трубки из магматической породы, называемой кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитовых трубках мизерно - в среднем для нахождения алмаза весом в 1 карат необходимо переработать 200 тонн руды.

Классификация типов алмазов

Алмаз рождается в определенном диапазоне температуры и давления. В природе алмазы формировались при более высоких температурах ,чем выращиваемые сегодня человеком. Высоких температурах естественной среды кристаллы алмаза формируются в виде октаэдра (две соединенные основаниями пирамидки). В условиях лаборатории, где нет возможности создать аналогичную температуру, структура выращенных кристаллов будет иметь кубическую форму. Внутри природного бриллианта атомы азота за миллионы лет группируются в пары или кластеры, поэтому большинство природных бриллиантов (более 95%) относятся к типу Ia.

Синтетические алмазы выращиваются в течение очень короткого времени - от нескольких недель до нескольких месяцев, в условиях, отличных от образования природных алмазов, поэтому форма кристалла синтетического алмаза отличается от формы натурального алмаза, но, лишь, до процедуры огранки алмаза в бриллиант.

Технологии синтеза бриллиантов

Первый искусственный алмаз был получен в середине 1950-х годов в виде крошечных кристаллов. Потребовалось 40 лет для того, чтобы вырастить крупные кристаллы алмазов, пригодные для использования в ювелирных изделиях. Совершенствование технологии выращивания бриллиантов продолжается и по сей день и с каждым годом все больше компаний вовлекается в этот процесс. В след за De Beers, свои подразделения по производству и огранке синтетических бриллиантов открыли практически все крупнейшие игроки на рынке ювелирных алмазов. Подавляющее большинство мощностей по производству искусственных бриллиантов, на сегодняшний день, сосредоточено в Китае.

Традиционный метод синтеза алмазов, называемый ростом при высоком давлении и высокой температуре (HPHT), заключается образовании кристалла алмаза из расплавленного металического сплава, такого как железо (Fe), никель (Ni) или кобальт (Co). Более современный метод называется CVD - химическое осаждение атомов углерода из фазы пара в вакуумной камере или ростом при низком давлении и высокой температуре (LPHT). В обоих методах в качестве инициации роста используется кристалл алмаза или пластинка.

Синтез HPHT

В технологии HPHT алмаз выращивается в маленькой капсуле, в которой создается очень высокое давление. Внутри капсулы исходный материал алмазного порошка растворяется о флюсе расплавленного металла, а затем кристаллизуется на затравке с образованием кристалла синтетического алмаза. Бриллиант синтезируется от нескольких недель до месяца и более.

Кристаллы синтетического алмаза HPHT обычно имеют кубические грани в дополнение к октаэдрическим. Поскольку формы кристаллов натурального алмаза и алмаза выращенного методом HPHT различны, отличаются и их внутренние схемы роста, что служит одним из самых надежных способов диагностирования подобных алмазов.

Получающиеся в результате огранки синтетические HPHT бриллианты часто демонстрируют визуальные особенности, такие как неравномерное распределение цвета, зонирование флуоресценции и паттерны зернистости связанные с крестообразной структурой начальной затравки. Также весьма распространенные случайные включения темного металлического флюса (возможны слабые магнитные свойства). В некоторых случаях бриллиант проявляет стойкую фосфоресценцию после выключения ультрафиолетовой лампы. Эти синтетические алмазы могут быть идентифицированы с использованием лабораторных методов, например, спектроскопии.

Большинство выращенных HPHT бриллиантов желтого, оранжево-желтого или коричневато-желтого цвета. Почти все они относятся к типу Ib, который редко встречается в природных бриллиантах.

Создание бесцветных бриллиантов с помощью технологии HPHT нетривиальная задача, так как необходимы ингибиторы, способные удалить из растущего кристалл алмаза атомы азота. Кроме того скорость роста бесцветного алмаза (типа IIa или слабого типа IIb) с приемлемой чистотой, ниже чем для синтетического алмаза типа Ib, что требует более длительного времени роста и большего контроля за параметрами температуры и давления. На сегодняшний день эти проблемы решены и установки последнего поколения позволяют выращивать бесцветные или голубые кристаллы для бриллиантов свыше 10 карат.

Добавление бора в систему роста приводит к появлению синих кристаллов. Другие цвета, такие как розовый или красный, могут быть получены в результате обработки облучением или нагревом уже выращенных алмазов.

Формирования алмаза при помощи технологии HTHP

Синтез CVD

Технология CVD подразумевает под собой рост алмаза внутри вакуумной камеры, заполненной газом, содержащим углерод, например, метаном. С помощью лазера разрушаются молекулы газа и атомы углерода осаждаются на подготовленные затравочные пластины. Кристаллизация занимает несколько недель, при этом выращиваются несколько алмазов одновременно. Точное количество зависит от размера камеры и числа ячеек, в которых происходит рост. Синтезированные алмазы часто имеют графит на внешних поверхностях и коричневый цвет, которые удаляется термической обработкой перед огранкой в бриллиант.

Большинство CVD бриллиантов имеют коричневые или сероватые оттенки, но если при синтезе используется небольшое количество азота или бора, могут образоваться желтые, розово-оранжевые или синие кристаллы. Бесцветные алмазы легче получать с помощью этого метода, но для их роста требуется больше времени. На данный момент, считается, что большая часть бесцветных бриллиантов, выращенных по технологии CVD это коричневые алмазы обесцвеченные помощью технологии HPHT. CVD алмазы чаще всего относятся к типу IIa, а также имеют другие гематологические свойства, нежели алмазы, созданные по технологии HTHP. Они более прозрачны, демонстрируют более равномерную окраску (в случае сохранения оттенка или фантазийного цвета) и имеют собственный “полосатый” паттерн при просмотре через скрещенные поляризационные фильтры. Так же для CVD бриллиантов характерны микроскопические включения графита.

Формирования алмаза при помощи технологии CVD

Как и HPHT, технология CVD продолжает улучшаться, предлагая потребителям всё большие размеры и лучшие характеристики чистоты. На сегодняшний день, встречаются бриллианты, выращенные по технологии CVD и имеющие вес более 4 карат.

Природные и синтезированные кристаллы алмазов

Идентификация синтетических бриллиантов

За последние 10 лет на рынке лабораторного синтеза алмазов ювелирного качество появилось большое количество компаний. Они постоянно улучшают характеристики чистоты и цвета, а также вес, выращиваемых бриллиантов. Несмотря, на это ведущие лаборатории вроде Международного Геммологического Института (IGI) и Геммологического Института Америки (GIA) встречают синтетические бриллианты крайне редко, в основном неосознанно отправленные как натуральные бриллианты. Хорошим показателем редкости синтетических алмазов служит тот факт, что специализированный сертификат для выращенных бриллиантов был введен крупнейшей лабораторией GIA только в 2019 году. Пионером выступила лаборатория IGI, предложившая отдельный сертификат для синтетических бриллиантов гораздо раньше GIA. Поэтому большинство искусственных бриллиантов на рынке сегодня имеют сертификат IGI.

Для идентификации происхождения алмаза необходимо несколько видов оборудования, в том числе рефрактометр, ультрафиолетовая лампа, бинокулярный микроскоп, полярископ и некоторые дополнительные инструменты тестирования, стоимость которых может составлять сотни тысяч долларов, так как по мере дальнейшего улучшения качества синтетических бриллиантов их все сложнее отличить от натуральных.

Бриллианты HTHPБриллианты CVD
Неравномерное распределение цветаРавномерное распределение цвета
Паттерн зернистостиОтсутствие паттерна зернистости
Необычный цвет флуоресценцииНеобычный цвет флуоресценции
Редко фосфоресценцияРедко фосфоресценция
Включения в виде металлического флюсаИногда включения в виде темных точек
Отсутствие "полосатого" паттерна"Полосатый" паттерн

Цветные синтетические алмазы, выращенные по технологии HTHP часто имеют неравномерную окраску, которую можно увидеть на просвете с помощью микроскопа и, при необходимости, погрузив ограненный камень в воду или минеральное масло, чтобы минимизировать поверхностные блики. Такое цветовое зонирование обусловлено тем, как примеси, такие как азот, интегрируются в кристалл алмаза по мере его роста. Иногда природные алмазы, так же, демонстрируют цветовое зонирование, но оно отличается от геометрически-идеальной схемы HPHT алмазов.

Зонирование окраски в HTHP синтетике

Лабораторные HPHT бриллианты часто содержат непрозрачные черные включения затвердевшего металла, имеющие характерный отблеск. Алмазы с подобными включениями могут иметь магнитные свойства. Бриллианты, выращенные по технологии CVD не имеют металлических включений, хотя могут содержать включения графита или какого-либо другого минерала.

Включения в HTHP синтетике

Если просмотреть натуральный бриллиант между двумя поляризационными фильтрами, ориентированными под углом 90 градусов друг к другу, бриллиант часто демонстрирует ярку перекрестную штриховку или мозаичный рисунок интерференции (деформации) цветов. Эта интерференция возникает в результате воздействия на кристалл давления, когда он находился глубоко по поверхностью Земли или во время его экстракции на поверхность в результате извержения. В отличии от природных, синтетические алмазы растут в среде, практически, равномерным давлением, они не подвергаются экстремальным нагрузкам поэтому не показывают какого либо рисунка деформации.

Флуоресценция синтетических алмазов также очень полезна для идентификации - она часто сильнее проявляется в коротковолновом, нежели в длинноволновом ультрафиолета, при этом имеет характерный паттерн (рисунок).

Паттерн HTHP

Выращенные HPHT бриллианты имеют тенденцию проявлять крестообразный рисунок флуоресценции на короне или павильоне органичного бриллианта. Синтезированные по технологии CVD бриллианты при просмотре через грани павильона могут иметь полосатый паттерн. Типичные цвета флуоресценции - зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый или красный. Когда ультрафиолетовая лампа выключена, синтетические бриллианты могут фосфоресцировать (светиться) более минуты.

В лаборатории GIA используется прибор DiamondView визуализирующий флуоресценцию тестируемых бриллиантов, тем самым позволяя выявить характерные закономерности роста кристалла алмаза. К сожалению, стоимость данного прибора не позволяет применить его в отечественных лабораториях.

Прибор DiamondView и результаты его работы

Настоящей проблемой для ювелирной отрасли является проверка мелких бриллиантов, партии которых зачастую представляют смесь из тысяч натуральных и синтетических бриллиантов. Огромной популярностью на зарубежных выставках, сегодня, пользуется экспресс-тест мелких бриллиантов, осуществляемый экспертами GIA с помощью специально разработанной автоматической установки.

Сегодня производство синтетических бриллиантов настолько популярно, что лаборатория GIA приобрела собственное оборудования для выращивания и последующего исследования бриллиантов по технологии CVD.

Приветствуем, дорогие наши! У всех на слуху известная фраза «Лучшие друзья девушек – это бриллианты». Это не просто побрякушки-однодневки, а самое долговечное вложение, оно же, по совместительству, и фешенебельное украшение. Ценой ему порой целое состояние, на которое копить долго, а ждать в подарок от случайного богатого поклонника и вовсе глупо. Но есть отличная альтернатива – искусственный бриллиант, который внешне от настоящего не отличается, а стоит в разы дешевле.

Сегодня вы узнаете не только о видах и способах получения этого камня в искусственно созданных условиях, но и попробуете изготовить его сами дома…в микроволновке!

Всех интересует, как называется в ювелирном мире камень, созданный не природой, а человеческими руками. «Очевидно же – подделка», — скажете вы и ошибётесь. Дело в том, что нужно отличать кустарное производство фальшивок и высокотехнологичный процесс, поэтапно повторяющий появление драгоценного самоцвета. Для этого используется дорогое оборудование и качественное сырье. Как результат – идеальный бриллиант, который даже опытный специалист не отличит от природного.


  • 1 Общие черты натурального и синтетического алмаза
  • 2 Многогранная палитра синтетических алмазов
  • 3 Немного истории про искусственные бриллианты
  • 4 Двойники алмаза и как отличить от природного «ненастоящий» камень
  • 5 Жар, газ и давление
  • 6 Растим бриллиант дома
  • 7 Как правильно выбирать

Общие черты натурального и синтетического алмаза

Потоковое производство этих камней двояко отразилось на камнедобывающей промышленности. С одной стороны, «брат-близнец» настоящего бриллианта решил проблему дефицита натуральных камней. С другой – у нечистых на руку продавцов появилась возможность выдавать «искусственники» за настоящий камень и зарабатывать на этом огромные деньги.

О том, как отличить искусство природы от мастерства современной алмазной промышленности, узнаем чуть позже, ну а пока об общих чертах бриллиантов искусственных и натуральных.

Они почти идентичны по:

  • Физическим свойствам, атомной структуре, химическому составу;
  • Прозрачности, степени теплопроводности, чистоте кристаллической решётки;
  • Исходному сырью для изготовления (кристаллизованный чистый углерод);
  • Внешнему виду.

Искусственный бриллиант

Если вам подарят кольцо с «брюликом» и будут уверять, что это ни что иное, как «золото-брильянты», вы ни за что не заподозрите обмана. Даже опытный ювелир под лупой порой не разглядит следов искусственного происхождения камушка, особенно если он белый, ведь прозрачный искусственный бриллиант без примесей других цветов от натурального не отличить.

Многогранная палитра синтетических алмазов

Полностью прозрачный алмаз считается самым редким и дорогостоящим. Хотя камни с оттенками тоже пользуются спросом и притягивают взгляд своей завораживающей красотой.

Сегодня в мире производят несколько видов цветных искусственных бриллиантов:

  • Голубые (от бледного до насыщенного небесного оттенка, который получают при помощи добавления в состав бора; достигают 1,25 карата);
  • Желтые (от светло-лимонного до насыщенного ярко-желтого и даже оранжевого; эту палитру формирует азот; такие бриллианты могут достигать 2 каратов и выращивать их намного проще, нежели голубые);
  • Розовые, красные, сиреневые, зеленые (в зависимости от добавления в процессе обработки разных примесей, можно получить алмазы самых невероятных оттенков).


Немного истории про искусственные бриллианты

Первые «фальшивки», заменители натуральных бриллиантов, были зафиксированы еще в 1920 году.

Чарльз Парсонс изобрел прототип нынешнего синтетического кристалла. Он был настолько великолепно исполнен, что попал в колье знаменитой Сибиллы Шепард. Украшение впоследствии стало одним из реликвий Британской империи. Интересно, что повторить тот самый первый «фальшивый» алмаз пока больше не удалось никому, хотя сам автор был не слишком доволен своим творением.

Перед Второй мировой войной две компании из США решились на массовое производство бриллиантов. В лабораторных условиях они провели первый эксперимент с использованием углерода. На исходный материал воздействовали давлением и высокими температурами. Пыл изобретателей утих на время войны, хотя многие исследователи уверены: алмазы нужны были именно для военных нужд, а затем надобность в них отпала.

Известен своими бриллиантами и QUINTUS, проект шведских бизнесменов. Именно ему принадлежит огромная партия камней. Использовали их в основном в промышленности, так как для создания украшений они были не слишком красивы, даже грубоваты, и до ювелирной эстетики не дотягивали.

Первый драгоценный алмаз был создан в Токио в 1997 году. Он был дымчатым, с переливами и характерным для настоящего камня желтоватым оттенком. Сегодня у Японии в руках около 8% всего мирового производства бриллиантов. «Монстрами» в сфере синтеза камней по праву считаются США и Китай.


Теперь же это поставленное на поток производство, позволяющее любителям драгоценностей сверкать шикарными украшениями. Выращенные в «инкубаторских» условиях камушки вставляют в кулоны, перстни, декорируют ими одежду и обувь. При этом стоимость их не так сильно ударяет по бюджету.

Владельцы крупных ювелирных сетей не очень разделяют восторг по поводу массового заполонения рынка «фальшивками». Предполагается, что они потеряют более 15% прибыли от продажи природных камней.

Если вы привередливы и желаете иметь именно настоящие бриллианты, готовы платить за их природное происхождение, советуем знать «в лицо» все их синтетические заменители.

Двойники алмаза и как отличить от природного «ненастоящий» камень

Один из самых распространенных в наше время фальшивых алмазов – это фианит. Впервые он был получен в 1976 году и представляет собой диоксид циркония. Переливаются фианиты точь-в-точь, как настоящие бриллианты, и в современной ювелирной промышленности используются повсеместно. Обычно продавцы указывают название камушка на ценнике, но недобросовестные торговцы могут выдать его за драгоценный. Как отличить фианиты от природного алмаза? Очень просто: нужно взвесить два одинаковых камня (натуральный и заменитель). Настоящий будет весить больше за счет большей плотности, тогда как фианит окажется более легким.


Считается, что последний можно вычислить и с помощью ультрафиолетового излучения. При его воздействии фианит обретает зелено-желтый оттенок.

Муассанит – это более дорогостоящий аналог алмаза. Отличить их практически невозможно. Научное название муассанита – карбид кремния, который на современном оборудовании преображается в великолепный сияющий самоцвет.

Первооткрыватель этого камня – Генри Муассан, был удостоен Нобелевской премии. Он первым нашел в кратере вулкана фрагменты метеорита, которые впоследствии стали сырьем для алмазного производства.

Как же распознать этого «двойника» и не обмануться при покупке? Натуральный бриллиант, как ни странно, не идеален внешне. Его поверхность чуть шероховата, в отличие от гладкой оболочки муассанита. Если присмотреться, то можно обнаружить чёрный отблеск фрагментов алмаза, тогда как в синтетическом камне никаких чужеродных включений нет.

Среди прочих заменителей бриллианта сегодня в ходу циркон, белый сапфир и топаз, гранат алюмоиттриевый.

Ну и нельзя не сказать о всем известных «стекляшках» или стразах. Ранее их делали из натурального горного хрусталя, а теперь из простого стекла и полимеров. Еще в 18 веке Георг Фридрих Страсс придумал наносить металлическую пудру на нижнюю сторону хрусталя, чем достигался зеркальный алмазный эффект. Настоящие стразы сегодня отнюдь не считаются дурным тоном. Чего стоят знаменитые изделия от Сваровски, которые стремятся заполучить в свою коллекцию все известные красавицы мира!


Не стоит недооценивать все виды заменителей, они имеют свою ценность в ювелирном мире. К тому же их производство – очень трудоемкий процесс, который позволяет получить на выходе великолепные экземпляры, не уступающие натуральным камушкам в эстетических качествах.

Жар, газ и давление

Давайте чуть углубимся в сам технический процесс, а затем узнаем, как получить бриллиант в домашних условиях. Освоим, так сказать, профессию технологов-ювелиров, чтобы понять, насколько это сложная и кропотливая работа.

Сегодня выделяют два способа производства алмаза в условиях лаборатории.

  1. В специальную капсулу помещают алмазную пудру, которая растворяется под действием давления и высоких температур. Затем происходит процесс кристаллизации, который занимает до нескольких месяцев. Как результат – алмазы с кубическими гранями, отличные от настоящих не только по форме, но и по самому процессу роста.
  2. Второй способ предполагает также наличие камеры, заполненной газом. При воздействии потоков энергии молекулы газа в вакууме разрушаются, а атомы углерода оседают внутри капсулы в виде пластин. В достаточно большой камере за несколько недель можно вырастить десятки алмазов. Они будут слоистыми, с шероховатыми чёрными краями. Иногда камни при этом методе получаются с коричневым оттенком, но все примеси хорошо очищаются в процессе термической обработки. Затем мастера приступают к огранке.


Растим бриллиант дома

Как видите, процесс очень интересный, хорошие мастера зарабатывают в алмазной промышленности баснословные суммы. Готовы попробовать себя в этой профессии? Тогда приступаем к нашему эксперименту.

  • Микроволновая печь;
  • 3 стержня простого карандаша (графита), около 3 мм толщиной;
  • 15 см х/б нитки;
  • 2 кружки;
  • Оливковое масло.

А теперь само действо:

  • В небольшое блюдечко накапайте немного оливкового масла, по периметру его положите нитку, чтобы она адсорбировала излишки.
  • Теперь нитку чуть приподнимите и завяжите в слабый узелок. В него пропустим графитовый стержень. Его можно положить на 2 зубочистки, чтобы он был чуть выше поверхности масла. Можно аккуратно потянуть за оба конца нити, завязав плотный узелок. Оставьте всю эту конструкцию на полчаса.
  • Микроволновку хорошенько вымойте и высушите, там не должно быть остатков еды или пыли.
  • Переверните кружку и установите ее в микроволновую печь. На нее положите два оставшихся стержня, а поперек них – подготовленный масляный. Накройте сверху второй кружкой. Включите печку на максимальную температуру и время.
  • В финале нетронутыми останутся непромасленные стержни, а участок, который был пропитан, расплавится и на его месте образуется бриллиант. Трогать руками конструкцию сразу нельзя, иначе рискуете заполучить ожог.

Можете любоваться собственным творением, и пусть это создание напоминает не совсем драгоценность, а скорее, поделку из набора «юный химик», зато вы познали азы «камнеобработки» и «алмазодобычи».

Как правильно выбирать

В деле покупки драгоценностей каждого из нас едва ли можно назвать экспертом, поэтому лучше если вы будете приобретать украшения в проверенных ювелирных магазинах известных торговых сетей.

Согласитесь, купить вместе алмаза его подделку из стекла не слишком приятно. Считается, что все настоящие бриллианты имеют специальную маркировку. К тому же они весят больше синтетических и имеют иную кристаллическую решетку. Фальшивки порой более безупречны внешне, без примесей и с идеально гладкой поверхностью, они могут реагировать на сильные магниты, поэтому на всякий случай перед покупкой проведите эксперимент прямо в магазине. Если же хотите быть уверенным на все 100%, отнесите камень на исследование к геммологу, специалисту по алмазам. Он наверняка сможет определить, искусственник перед вами или нет.


Впрочем, носить неприродные камни сейчас вовсе не постыдно, тем более если ваш бюджет не позволяет покупать шикарные настоящие бриллианты. Ожерелье или серьги с фианитами или стразами будут блистать даже ярче натуральных собратьев, а обойдутся в разы дешевле, чем изделия с алмазом.

Итак, сегодня мы с вами ознакомились с тем, что такое заменители бриллиантов и «с чем их едят», вернее, как они зародились, каким способом производятся. Научились самостоятельно добывать бриллиант из простого карандаша и можем с полным правом считать себя специалистами в этой теме.

В следующих статьях обещаем рассказать ещt массу полезных и интересных фактов о популярных самоцветах. Возвращайтесь в наш мир «каменных» историй и не забудьте поделиться этой публикацией в соцсетях.

Искусственный бриллиант в прямом смысле — это ограненный соответствующим образом искусственный алмаз. Считается, что характеристики искусственных бриллиантов не уступают настоящим.

В переносном смысле искусственные бриллианты — это различные заменители драгоценного камня менее ценным, похожим на бриллиант по цвету, переливам, блеску. К таким заменителям природного бриллианта относятся синтетические фианит, муассанит, кристаллы Сваровски и тому подобные вещества. Они используются в ювелирных целях, но не обладают свойствами истинного алмаза.

Искусственный бриллиант

Искусственный бриллиант

В некоторых случаях в роли имитации бриллианта выступают натуральные кристаллы, например, камень берилл желтого цвета (если нужно имитировать желтые бриллианты), бесцветный сапфир или другие природные драгоценные камни. Они стоят меньше бриллианта.

Использование имитаций или искусственно выращенных бриллиантов в украшении не считается подделкой, если продавец пишет эту информацию на ценнике.

При этом цена не всегда должна быть ниже — стоимость бриллиантов, созданных человеком, сопоставима с настоящим алмазом.

  1. Краткая история
  2. Технологии производства
  3. Цвета искусственных кристаллов
  4. Астрологическое значение
  5. Заменители бриллианта
  6. Самые распространенные

Краткая история

Первые сообщения о получении искусственно выращенных бриллиантов начали поступать в мировое ученое сообщество уже в конце XIX века, однако в большинстве своем они были ложными.

Кольцо с искусственным бриллиантом

Кольцо с искусственным бриллиантом

Полученные кристаллы, в отличие от натуральных, отличались иным химическим составом, не состояли из углерода и не обладали свойствами алмаза, к которым в первую очередь относятся:

  • максимальная среди всех известных веществ твердость — 10 по Моосу;
  • высокая теплопроводность;
  • высокая дисперсия света;
  • низкое термическое расширение;
  • химическая инертность;
  • низкий коэффициент трения;
  • высокое электрическое сопротивление.

Упрощенно говоря, алмаз — самый твердый в мире диэлектрик (вещество, не пропускающее ток), который очень быстро нагревается, но практически не расширяется от нагрева.

Природный алмаз — инертное вещество, не вступающее в реакцию со щелочами и кислотами в обычных условиях.

При высокой температуре алмаз вспыхивает и горит, превращаясь в графитовую сажу.

По иронии природы алмаз состоит из углерода — того же вещества, что и графит, твердость которого равна 1 по Моосу. Свойства алмаза обусловлены иной атомарной структурой.

Впервые настоящие алмазы научились получать в Швеции в 1953 году. Изобретенные тогда технологии алмазного синтеза базировались на воспроизведении природных условий образования этого минерала. Понадобилось воссоздать высокое давление и температуру — 60 тысяч атмосфер и 1,5 тысячи градусов по Цельсию, чтобы получить идеальную структуру алмаза.

Технологии производства

На данный момент истинные искусственные алмазы, огранка которых превращает их в бриллианты, выращивают двумя основными методами. Они называются HPHT и CVD-методы соответственно.

Первое название — английская аббревиатура, в переводе значит «высокое давление, высокая температура». Этот способ можно применять для получения кристаллов правильной кубической или додекаэдрической формы.

Суть метода: заготовку из графита и специальным образом подобранного легкоплавкого металла помещают в конструкцию из нескольких многотонных прессов, сдавливающих ее со всех сторон и одновременно нагревающих. Металл плавится, в нем растворяется графит, излишки металла удаляются, и при дальнейшем сжатии образуется алмаз.

Недостаток способа в том, что на одной и той же установке можно получать только одинаковые по величине и форме кристаллы.

Метод обработки высокой температурой и давлением используется для промышленной штамповки алмазов.

CVD в переводе расшифровывается как «химическое осаждение из газовой фазы». Смысл явления — в выращивании алмазной пленки на водородно-углеродной заготовке. Здесь требуются значительно меньшие давление и температура.

Методом химического осаждения можно получить как бесцветный алмаз, так и другие цвета, добавляя в газовую камеру включения некоторых металлов.

После окончания процесса результат нуждается в шлифовке и огранке, зато таким способом можно получить даже искусственный черный бриллиант.

Чёрные искусственные бриллианты

Чёрные искусственные бриллианты

Существует ряд более экзотических способов получения синтетических алмазов, например, синтез методом детонации взрывчатки, содержащей углерод, и обработка ультразвуком — ультразвуковая кавитация.

Однако такими способами можно изготовить только нано- и микрокристаллы, не достигающие даже одного карата. Они используются в промышленности, например, для изготовления режущего инструмента с алмазным напылением.

Только 2–3 % всех алмазов, полученных на фабрике или в лаборатории, гранятся как бриллианты и идут на украшения. Основную массу синтетических кристаллов забирает промышленность.

Тем не менее возникла ювелирная мода на драгоценности именно с рукотворными бриллиантами. Она получила распространение в основном среди последователей Гринписа.

Цвета искусственных кристаллов

Бриллианты, полученные с помощью CVD или HPHT-метода, чаще всего либо бесцветные, либо имеют голубой или желтый оттенок.

Такие цвета получаются путем введения в реакцию бора (голубой) или азота (желтый оттенок). Вырастить абсолютно бесцветный бриллиант высокой чистоты сложно из-за большого количества азота в атмосфере. Рекорд был поставлен в 2015 году, и вес полученного кристалла составил чуть более 10 карат.

Бесцветный искусственный бриллиант

Бесцветный искусственный бриллиант

Искусственный бриллиант называется выращенным, а не синтетическим, потому что по химическому составу, свойствам и характеристикам он полностью идентичен природным. Методы синтеза подразумевают иную структуру получаемых образцов.

Рынок выращенных бриллиантов функционирует легально.

Постепенно вводится правило — на изделиях с заменителями природного камня, выращенными в искусственных условиях, ставится соответствующая отметка методом лазерной гравировки, которая содержит в себе название фирмы-изготовителя и серийный номер бриллианта. Эту практику уже ввела компания-производитель Gemesis из США.

Отличить искусственный бриллиант от натурального можно при помощи специальных тестеров, просвечивающих камень в ультрафиолетовых, инфракрасных или рентгеновских лучах.

В их спектре обнаруживаются незначительное количество примесей азота или металлов, нехарактерных для творений природы.

Астрологическое значение

Поскольку искусственные бриллианты полностью идентичны природным, их могут носить те же знаки зодиака, которым соответствует природный алмаз. Это камни Огня, и «любят» они в основном людей своей стихии — Стрельцов, Львов и Овнов. Среди них бриллиант, в том числе и искусственный, особенно выделяет Овна.

Противопоказано ношение бриллиантовых украшений антиподам Огня — знакам стихии Воды, особенно Рыбам.

Знак зодиакаСовместимость
Овен+++
Телец+
Близнецы+
Рак+
Лев+
Дева+
Весы+++
Скорпион+
Стрелец+
Козерог+
Водолей+
Рыбы+

(«+++» — подходит идеально, «+» — можно носить, «-» — категорически противопоказан)

Заменители бриллианта

В ювелирном деле у «короля драгоценностей» есть несколько подобий природного и синтетического происхождения.

Они применяются легально, и в таком случае соответствующая информация указывается на ценнике, а цена пропорционально снижается. К сожалению, из-за высокой стоимости алмазов и бриллиантов его подобия используются для изготовления фальшивок.

Основные аналоги бриллианта:

  • геркмайер — кристалл кварца, от природы похожий на ограненный алмаз, добывается в США;
Бусы с бриллиантом геркмайера
Бусы с бриллиантом геркмайера
  • рутил природный и синтезированный;
Рутил
Рутил природного происхождения
  • бесцветный сапфир;
Бесцветный сапфир
Бесцветный сапфир
  • корундолит (разновидность шпинели);
Корундолит
Корундолит, разновидность шпинели
  • титанат стронция;
Камень титанат стронция
Камень титанат стронция
  • аллюмоиттриевый гранат;
Алюмо-Иттриевый гранат
Алюмо-Иттриевый гранат
  • горный хрусталь;
Горный хрусталь граненый овал
Горный хрусталь граненый овал
  • циркон;
Камень циркон
Камень циркон
  • фианит;
Фианиты
Фианиты
  • муассанит;
Муассанит
Муассанит
  • стразы Сваровски.
Стразы Сваровски
Стразы Сваровски

Самые дешевые подделки — из стекла, но они встречаются все реже и реже, так как легко опознаются даже ювелиром-любителем.

Самые распространенные

Наибольшую популярность на рынке минералов, точнее всего имитирующих бриллиант, получили фианит и муассанит.

Фианит — стопроцентно синтезированное вещество, в природе не встречающееся.

Это диоксид циркония, редкого металла. Цирконий добывается из камней цирконов, которые называют «младшими братьями алмазов».

Фианит — прозрачный кристалл с показателями дисперсии и преломления света, близкими к показателям бриллианта. Имеет алмазный блеск. Название распространено в России, оно происходит от названия института (ФИАН), где впервые синтезировали это вещество. За рубежом его называют цирконитом. Поэтому часто возникает путаница — продукт химического синтеза фианит путают с металлом цирконием и природным камнем — цирконом, тоже внешне похожим на желтоватый алмаз.

Кольцо с фианитом

Кольцо с фианитом

Ювелиры отличают фианит от бриллианта по массе — у цирконита она больше, а также по показателям теплопроводности — она значительно меньше, чем у алмаза. Твердость его ниже алмазной, верхний предел — 8,5 по Моосу.

Муассанит — природный минерал, названный в честь своего первооткрывателя Анри Муассана.

С химической точки зрения это карбид кремния, он же — карборунд. Несмотря на то, что открыт он был как природное вещество, в природе он встречается так же редко, как и алмаз. Но его легко синтезировать.

Серьги с муассанитом

Серебряные серьги с муассанитом

Синтезированный муассанит часто используется как альтернатива бриллианту или фианиту. Твердость — до 9,25 по Моосу. После огранки он блестит сильнее, чем каждый из этих кристаллов. Его показатели преломления выше, чем у алмаза, но он может иметь двойное лучепреломление (разделение луча, проходящего сквозь кристалл, надвое), чего никогда не бывает у бриллианта.

Его можно отличить от ограненного алмаза по двулучепреломлению, зеленовато-серому блеску черты и более высокой, чем у алмаза, электропроводности. Также он выявляется ультрафиолетовым облучением, при котором муассанит светится оранжево-красным цветом.

Третий широко распространенный аналог бриллианта — это высококачественные стразы, которые получают из свинцового стекла либо акрилового полимера, реже — горного хрусталя.

Браслет с стразами Swarovski

Браслет с стразами Swarovski

Наиболее качественные стразы изготавливаются компаниями Swarovski в Австрии и Preciosa в Чехии.

В ювелирном мире редко случаются революции. Одна из них происходит прямо сейчас: люди научились делать искусственные бриллианты. Что с нами будет?! Спокойно – в деле Наталия Архангельская. Она все объяснит.

— А вот такой сюжет. Девушка падает в кислоту и полностью в ней растворяется — и ручки, и ножки, и сумка, и туфельки. Разъедает даже кольцо — остается только бриллиант. Молодой человек погибшей поднимает его и дарит другой девушке. А?

За круглым столом в пиццерии на Трубецкой улице идет мозговой штурм. Российская компания запускает на рынок произведенные в лаборатории бриллианты: необходима маркетинговая стратегия. На Западе произведенные человеком камни, не уступающие природным ничем, кроме цены, продвигают с приставками «эко» и conflict-free. Именно так делает американская компания Brilliant Earth, основанная двумя студентами Стэнфорда: «Лабораторные бриллианты — это конец шахтам, так что ваш выбор будет весьма eco-friendly, — сообщает веб-сайт, — и, конечно, conflict-free». Создатели Brilliant Earth имеют в виду следующее: их камни, лабораторные или природные, найдены или произведены в мирных условиях, а не в декорациях фильма «Кровавый алмаз» с Леонардо Ди Каприо, силами не рабов, не детей. Природные «бесконфликтные» камни добываются в странах — участницах Кимберлийского процесса (где алмазы не используют в политических конфликтах и закупке оружия), синтетические — производятся на внятных заводах в цивилизованных странах. Пять процентов выручки компания Brilliant Earth отдает африканцам, пострадавшим от «дОбычи». Но с русскими такое не пройдет: «Наш человек толерантен к трудовому насилию, — говорит геммолог и ювелирный редактор Vogue.ru Надя Менделевич. — В России считают так: если вы работаете на шахте за пятнадцать баксов в день, вы сами виноваты. Мы не стремимся делать мир лучше и к настолько осознанному потреблению еще не пришли».

Люди в пиццерии это хорошо понимают — и решают делать акцент на два факта: 1) лабораторный бриллиант — это технологичная вещица из будущего и 2) лабораторный бриллиант процентов на тридцать дешевле природного. Ну и вообще алмаз, синтезированный или природный, — само совершенство. Мало того, что это самый твердый минерал на земле, так он еще и чемпион по теплопроводности, не растворяется в кислоте (это вы уже поняли), не поддается радиации. Камешек можно лишь сжечь очень высокой температурой, причем бесследно — испарится углекислым газом.


Лабораторные бриллианты, произведенные в Москве. Каждый камень – не более 1.5 карата

Синтезировать минералы со сверххарактеристиками умеют космические державы. В 1959 году на базе Лыткаринского завода оптического стекла в Московской области советские ученые придумали астроситалл — не последнюю, знаете ли, стекляшку, а разновидность кварца, которым покрывали космические корабли. Тут и до алмазов недалеко. Документалка о синтетических бриллиантах BBC пестрит архивными съемками из подвальных лабораторий, где оголенные до трусов «эти русские» в брызгах синего пламени буквально ковали из графита драгоценные камни. А немцы в уютных кардиганах и отставные американские военные, разумеется, спонсировали это дело, закрепляя сделки рюмочкой na zdorovie. На дворе конец 2017 года, но помещения Физического института Академии наук РАН застряли в шестидесятых. Миновав тяжелый железный забор на улице Вавилова, попадаешь в роман братьев Стругацких. Ветер гоняет по пустому двору меж кирпичных блоков рыжие листья. У не пойми как сохранившегося портика городской усадьбы припаркова ны «жигули» и «Волги». Кошка флегматично наблюдает за тем, как два мужика выкатили из гаража жестяную бочку и жгут в ней нечто, горящее потусторонним бирюзовым пламенем. Именно здесь впервые синтезировали кубический цирконий — фианит. Название появилось так: Физический институт Академии наук СССР — ФИАН. Здесь же находится не имеющий отношения к институту кабинет главы одной российской компании, производящей лабораторные бриллианты. Ее лаборатории до недавнего времени выпускали технические алмазы — те, что используются в рентгене, телескопах, микросхемах. Это большей частью тоненькие прозрачные пластинки, которые невозможно поцарапать, хоть и можно сломать. Ювелирное направление компания запустила недавно — а крупные успехи и вовсе случились только-только. Вот они: из бумажного конвертика, схваченного степлером, высыпаются на ладонь два чистейших круглых двухкаратника. Это первые камни такого размера, которые удалось синтезировать. Цвета D-F, бесцветные, чистота — высшая. Огранка, правда, пока не excellent, а very good — гранили неподалеку, в центре Москвы, — но это поправимо, как только закупят специальное электронное оборудование. На производство двухкаратника уходит неделя.

Производители бриллиантов придерживаются двух технологий: HPHT (High Pressure, High Temperature — «высокое давление и высокая температура») и CVD (Chemical Vapor Deposition, проще говоря, газ). В HPHT будущий каратник отправляется в экспресс-тур по кругам ада: его прессуют, обдают током и разогревают до полутора тысяч градусов: именно так рождаются алмазы в природе. Пытки продолжаются в среднем двенадцать-тринадцать суток. CVD — менее затратная и более щадящая процедура. В дело вступает газ, превращающий кусочек графита, лежащий на алмазной подложке, в новый драгоценный кристалл.

Последний метод и предложил ювелирной компании семидесятилетний академик РАН, профессор МГУ и лауреат Государственной премии. Всю жизнь он занимался газами и запатентовал двенадцать изобретений, в том числе модель лазерного воздушно-реактивного двигателя взрывного типа. Академик и бизнесмен работают в паре: первый — мечтатель, 1 второй — экономист. Бизнес душит творческую мысль, но и ждать чьей-то музы не любит. «А потому я с учеными нянчусь, как с детьми, — делится бизнесмен: — „Ну, что не так? Почему у тебя опять не получилось?“ — „Да вот, вроде должно было, так ведь с плазмой у нас непорядок лет двадцать уже“. — „Так давай вызовем, кто там главный по плазме у нас“. Приходит столетний дед, который настраивал эту плазму еще лаборантом… Все это весело, конечно, но требует безграничного терпения». В экспериментальной лаборатории, ко— торую запрещено фотографировать, скотчем к реактору прикручена маши— на ЭВМ года эдак семидесятого, с табличкой «Не дышать!». Шаг в сторо— ну — все пропало, и никто не знает почему. Производство бриллиантов, как ни банально это звучит — настоящая магия и дело удачи. Чем больше удач— ных случаев — тем ближе день, когда первый бутик лабораторных бриллиан— тов откроется в центре Москвы. Пока трудности не только с производством камней крупного размера, но и с цветом. «Так называемые fancy diamonds делать проще, — считает академик РАН. — Голубой бриллиант — с атомом бора, желтый — с атомом азота. А вот белые производят лишь в последние три-пять лет. Даже технологичные китайцы, переманившие к себе пол киев— ского Института сверхтвердых материалов, долго бились своей любимой технологией HPHT над бесцветностью». Но и размер пока дать тяжеловато. В 2015 году компания New Diamond Technology под руководством генераль— ного директора Николая Тамазовича Хихинашвили выдала самый крупный в мире выращенный (Хихинашвили настаивают именно на этом слове) бес цветный алмаз, ограненный в бриллиант-десятикаратник (10.02 карата, если точнее, цвет Е, качество VS1). По меркам Голливуда это так, средне: у Ким Кардашьян все 15 каратов. Но это — технический прорыв. Камень назвали «Тамази» в честь Хихинашвили-старшего. И 15-каратный рубеж преодолен: камень был продан так быстро, что его даже не успели представить на пла— нировавшейся выставке в Гонконге. Николай уверен, что в ближайшее вре— мя рекорд будет повторен. Тогда и состоится громкая презентация. Но даже 10 каратов в мире никто пока не способен произвести.

Миф:

сторонники натуральных камней настаивают на том, что синтетические бесперспективны с инвестиционной точки зрения. Это правда. Как и то, что 99% природных камней на рынке бесполезны как вложение. Выгодно перепродать можно лишь очень крупные и чистые камни из шкатулки Анжелины Джоли либо — натуральные цветные, которые еще дороже. Ваши полуторакаратники со средними характеристиками — это только способ хранения денег. И то — только если куплены по ценам шкалы Раппапорта. Помните, что продавать придется — как надоевшие сумки Chanel — своими силами. Так как игрокам рынка один бриллиант от частного лица и даром не нужен. Как справедливо утверждает ювелир Светлана Амова: «Интересно брать каменья ниже цены, которую дилер устанавливает ювелирам».

Компания New Diamond Technology прописана в питерском пригороде Сестрорецк, там, где был Оружейный завод Петра, сыгравший немалую роль в революции 1917 года, — но Николай Тамазович «живет в самолете», о чем сообщает с усталой улыбкой. В конференц-зале отеля Novotel — сцена из «Джеймса Бонда». Николай Тамазович Хихинашвили в кашемировом черном пальто ставит на стол увесистый кейс, открывает его, внутри — бриллианты. Белые, розовые (эти, по словам бизнесмена, до сих пор не могут быть выращены — они получаются путем добавления в алмаз азота и последующего облучения и отжига), желтые, голубые — последними ND Technology особенно гордятся: только у них получается особый благородный голубой цвет, не отличимый от природного. В компании используют технологию HPHT. На вопрос, не хардкор ли это, Николай терпеливо улыбается: «Каждый выбирает свое. Мы считаем, что газ, CVD, дает заметный коричневый нацвет, не позволяет растить алмазы быстро и без примесей». Сейчас New Diamond Technology производит более 4500 каратов в месяц — причем не только для ювелирных изделий, но и для современных технологий и промышленности. Бутиков нет: компания специализируется на опте, поставляя камни на международные рынки. Но, судя по прошлому опыту Николая, если дойдет до официального запуска бриллиантовой кампании, выйдет во всех смыслах блестяще. Пять лет назад Николай Хихинашвили в партнерстве с состоятельным человеком Янушем Манашеровым знакомил Москву вечернюю с брендом Yanush Gioielli: дело было в Casta Diva, куда по приглашению светского распорядителя Михаила Друяна явились все-все-все — от Ксении Собчак до Андрея Малахова и Ренаты Литвиновой. И перед New Diamond Technology когда-нибудь встанет вопрос маркетинга.

На сегодняшний день в мире есть около двадцати крупных компаний по производству лабораторных бриллиантов. Самая раскрученная — Diamond Foundary из Кремниевой долины. Слоган «Бриллианты. Развитие» придумала Карла Отто; среди инвесторов — все тот же Леонардо Ди Каприо (видимо, сюжет «Кровавого алмаза» оставил след в его душе) и Мирослава Дума (одно из первых вложений ее фонда Fashion Tech Lab). Камешками активно интересуется Стелла Маккартни — еще бы, убежденной «зеленой» по душе то, что они производятся за счет возобновляемой природной энергии, и то, что к происхождению, как утверждается в релизе, «ноль вопросов». Другая американская компания Nexus Diamonds упирает на роскошь: дескать, их бриллианты heirloom-quality, то есть готовые фамильные реликвии. И вот еще что придумали чудо-маркетологи: «Наши камни растут в лаборатории, как цветы в теплице. А такие цветы куда более премиальны, чем камни, валяющиеся на земле». Каково, а?!

Глава Kering Франсуа Пино, генеральный директор Diamond Foundry Мартин Рошейсен, Мирослава Дума и Стелла Маккартни на вечере в честь запуска Fashion Tech Lab​​​​​​​

У American Grown Diamonds — своя математика: эти ребята спасают землю с маленькой буквы «з». «Чтобы найти один карат природного бриллианта, надо перекопать двадцать тонн почвы. Лабораторные камни экологии не вредят». Pure Grown Diamonds делают ставку на слово-выручалочку «миллениал»: мол, вы не старичье-снеговичье, чтобы покупать Tiffany, делайте ставку на высокие технологии.

Любопытнее прочих компании LifeGem и Heart In Diamond. Первые превратят в бриллиант что угодно: первый выпавший зуб вашего ребенка, прядь волос любимого человека. Вторые конкретно специализируются на «мемориальных» бриллиантах, превращая в драгоценный камень любого размера, цвета и формы прах покойного после кремации. Активно продвигается и линия мемориальных бриллиантов из праха домашних животных. «Какую рекламную стратегию выбрала бы я? — рассуждает Надя Менделевич. — Предложила бы прозрачное ценообразование этичного бизнеса. Играя с открытыми картами, говорила бы о себестоимости выращенного камня, но подчеркивала бы, что здесь не экономят на дополнительных затратах. По коммуникации марки — „как мы работаем?“ — должно быть понятно: на производстве у всех достойные соцпакеты и не анекдотичные зарплаты, особенно у научных работников. Еще я бы сделала ставку на трудовую благотворительность. В Детройте есть марка Shinola, которая обучает и нанимает трудных подростков собирать механические часы по швейцарским стандартам и может позволить себе продавать результаты на 20% дороже рынка. Потому что многие готовы не только купить стильные часы, но и сделать Детройт более приятным местом. Нашим производителям синтетических бриллиантов стоит нанимать и обучать, скажем, огранке алмазов тех, кому очень нужна работа. В России есть тысячи женщин, которые сначала пострадали от домашнего насилия, а потом еще понесли уголовное наказание за превышение самообороны. Тем, кто получил подобную судимость, можно здорово помочь, обучив и трудоустроив. Ювелирное производство по умолчанию строго контролируется, поэтому дополнительных затрат на „подстраховаться“ из-за наличия судимости у тех, кому вы помогаете, не будет. С каждым годом россиянки 25+ все чаще покупают украшения сами. И очень многие охотно себе купят пару солидных „гвоздиков“, за которыми — история про новую жизнь и честный труд».

Что у нас в России? У нас не густо. Кроме вышеупомянутых двух компаний лабораторными бриллиантами немного занимается Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов (ТИСНУМ) в Троицке. О бизнесе и маркетинге речь не идет — чисто наука, но, по признанию инсайдеров, «деньги качают». Отпочковавшийся от ТИСНУМа Cvd Spark в том же Троицке, компания — «дочка» «Роснано»: там, впрочем, только оптика, не бриллианты. Есть единичный и сильно так себе реактор в МГУ.

Среди самых интересных спецов инсайдеры выделяют Виктора Винса. Вице-президент компании «Новые бриллианты Сибири», кандидат физико-математических наук Винс использует технологию, похожую на HPHT, но не для производства алмазов, а для их облагораживания. Мечта Виктора Генриховича — превратить невзрачный технический камешек коричневого цвета в бриллиант чистой воды, сверкающий и прозрачный. Но пока получается другое: «красить» коричневую выбраковку в эффектный кроваво-красный цвет. Природные красные бриллианты невероятно дороги и редки, поэтому трюками жителя Новосибирска заинтересовались американцы. Компания Lucent Diamonds завела отдельный сайт под свою «русскую» коллекцию Imperial Red Diamonds. Облагороженные красные бриллианты Винса продаются по ценам природных камней: один карат — семь тысяч долларов.

Факт:

рукотворные бриллианты ближе, чем вы думаете. Несколько крупных сетей российской демократичной ювелирки без зазрения совести используют бриллиантовую мелочь (от 0.1 до 0.3, а то и 0.5 карата), а также алмазную крошку лабораторного происхождения, хоть и уверяют, что у них, мол, все из Якутии и в Смоленске сертифицировано. Мелкие камни не сертифицируют, только тестируют. Тестеры не определяют синтетику — раздолье для махинаций.

Задумывая этот текст, мы, признаться, были воодушевлены. Все, что мы знали о лабораторных бриллиантах, сулило ювелирную революцию. Они неотличимы (без очень серьезного оборудования) от природных и заметно дешевле. Что еще желать? Ведь массовые покупатели камней — не Алишеры Усмановы, которым незачем экономить, а обычные парни, получившие возможность сделать предложение не полукаратником, а солитером. Биг-бренды и «большая бриллиантовая четверка» (некогда мировые монополисты De Beers, наши люди «Алроса», англичане Rio Tinto Diamonds, канадцы Daminion Diamond Group, сообща контролирующие 65% рынка) синтетику вежливо игнорируют; разве что De Beers производит строго технические алмазы в своей компании Element Six Synthetic Industrial Diamonds. Самое уважаемое предприятие, сертифицирующее бриллианты, GIA (Gemological Institute of America) выдает «лэбам» дипломы неохотно: они проходят по разряду облагороженных камней. «Угрожают ли синтетические алмазы рынку? — рассуждает заведующий лабораторией Геммологического центра МГУ Александр Столяревич. — Едва ли. Подменить натуральный камень искусственным в наше время практически невозможно: во всех крупных лабораториях научились их различать. Рынки развиваются параллельно: если кому нужен бриллиант подешевле, покупает лабораторный. Но правильным образом сертифицированные инвестиционные бриллианты — только натуральные».

Надя Менделевич спросила у крупных игроков израильской алмазной биржи, будет ли революция. Те ответили: «Если бриллиантовый бизнес не погубили дешевые аналоги — муассаниты и цирконий, то не погубит и синтетика». Ее собственный прогноз таков: «Лабораторные камни не перевернут все с ног на голову: они станут спокойной альтернативой природным. Если, конечно, их производители не „уронят“ цены. Но не должны! Продавать „лэбы“ никому не выгодно. Синтетика все равно недешева: ваши fancy vivid yellow три карата не будут стоить как три „мерса“ (что было бы в случае природного камня) — но заплатить за них придется как за билет до Нью-Йорка первым классом».

Главные аналоги бриллиантов

Муассанит

Высокоуровневый аналог. Некоторые сайты активно толкают этот синтетический камень под видом «драгоценного минерала, оптические свойства которого значительно превышают характеристики совершенных бриллиантов». Не врут: в бриллиантовой огранке переливается всеми цветами радуги, и этим фактом в дневном свете в открытой оправе выдаст вас сразу же. В вечернем свете и в глухой закрепке — от бриллианта едва отличим лишь с помощью лупы: двоятся нижние грани. Нестыдная имитация (фантазийные желтые и желтоватые — особенно!) и прекрасный способ сэкономить несколько тысяч зеленых — за камень в 1–3 карата просят в 15–30 раз меньше, чем за натурпродукт.

Фианит

Помните, лет десять назад у постоянных зрителей «Магазина на диване» были в моде чудотворные циркониевые браслеты, сулящие долгую безартритную жизнь? Их прямой наследник — фианит a. k. a кубический цирконий, самый дешевый симулянт бриллианта. Стоимость — 20 рублей за заметный камень, закупается оптом. В дневном свете и в камере айфона выдает себя без боя, в кольцах уже через пару недель выглядит стеклом из-за микросколов. В искусственном свете насторожит знатоков — будет играть слишком интенсивно.

На заходной фотографии: 1. Кольцо Amova My Daddy Sold the Airplane с ограненным вручную фабулитом — имитацией синтетического алмаза. Дисперсия выше, твердость и цена — ниже. 2. Серьги из бертутного золота, коллаборация Pamela Love и Diamond Foundry для Pure Earth

Читайте также: