Гильоширование что это в ювелирном деле

Опубликовано: 17.05.2024

Часто горячие эмали кладут по гильошированной поверхности. Попробуем детально разобраться с терминами. На главном фото этой статьи характерный пример, увы жаль, что пришлось отколоть кусочки эмали, чтобы вам показать как это все получается, про реставрацию эмалей можно почитать по ссылке Реставрация эмали в домашних условиях.
Все ссылки активны, вы можете изучать ту или иную технику более детально с наглядными примерами – не стесняйтесь и не гнушайтесь знаний, они лишними не бывают!

Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.


Гильоше (франц. guilloche от guille — «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.

Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.

В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

подделки под фаберже фальшберже подлинный предмет антиквариат

Фаберже - жмите на картинку чтобы прочитать полностью статью

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился Фаберже. На самом деле, есть удивительные образцы из Дании, как минимум на полвека старше.

Мастера гравировали золото и серебро «лучами», «муаром», «колоском» или «волной», а затем покрывали тонким слоем прозрачной эмали нежных оттенков: розовых, палевых, голубых. После полировки эмаль «играла огнем» и рисунок менялся в зависимости от угла падения лучей света. Этот прием имел свое название: «tour a guillocher» (франц. «гильоше с поворотом»).

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или чеканкой. Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования (а в старину абсолютно!) очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика.
Полезные статьи:
Эмаль
Чеканка
Фирмы, изготавливающие ювелирные изделия с применением горячих эмалей:
Фаберже настоящий и подделки. Фальшберже.
Кремль (музей-заповедник) – выставка “Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России”
Каталог и обзор “Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России”
Masriera i Carreras Bagues – история испанского ювелирного дома, стиль Арт-Деко Ново Модернизм.


13 июня 2017
Комментариев нет -->

Гильош — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой . Такая декоративная отделка украшения мало кого оставит равнодушным.

Густые узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем и вовсе удивительными.

Искусство гильошировки прошло долгий путь, но пользуется популярностью и в наши дни. Изделия, расчерченные оригинальными гравированными штрихами, притягивают и простых ценителей прекрасного, и опытных коллекционеров.

Об истории гильоша и его месте в современности, о мастерах-граверах мы расскажем в этой статье.

Искусство, проверенное веками

Гильош в средних веках

Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.

Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.

Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.

Гильош - XIX век

Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.

В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже — нанесению эмали на гильошированный фон.

Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.

Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.

Гильош и эмаль Фаберже

Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками.

К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше.

Интересным фактом является то, что к концу XVII века станки для нанесения узоров гильоше были практически у всех обеспеченных людей. В высшем свете считалось достаточно модным украшать шкатулки уникальными узорами самостоятельно. Занимались таким искусством не только мужчины, но и женщины. Сама королева Виктория считала достойным делом скоротать вечер за токарным станком и собственноручно украсить компас или зеркальце.

Радуга ювелирной эмали

Гильош и эмаль в ювелирных изделиях

Эмаль — это разноцветное легкоплавкое стекло, которое мастера наносят на поверхность металла. А гиольшированная поверхность в сочетании с цветной эмалью придают изделию особенную выразительность.

Еще со времен Фаберже эмалирование не теряет своей популярности. Сегодня эмаль, нанесенная поверх гильоше, ценится очень высоко: такие изделия красивы и долговечны.

Состав стеклянного сплава зависит от его цвета. В основу из кремнеземов добавляют окислы кобальта, никеля, калия и прочих красящих металлов. Сложный состав эмали необходим еще и для того, чтобы стекловидная масса прочно сплавилась с металлом.

Эмали бывают прозрачные и непрозрачные, а также опалесцирующие, т.е. изменяющие степень прозрачности в зависимости от освещения. Обычно для гильоша используют лишь прозрачные и опаловые эмали, чтобы было хорошо видно красоту узора.

Наложение эмали происходит обжигом в печах при температурах около 800 градусов Цельсия. Горячая эмаль — самая трудоемкая, но именно этот способ используют с древних времен великие ювелиры. Процесс обработки такой эмали очень сложен. Необходимо следить, чтобы в эмалевой массе не было пузырьков воздуха, чтобы масса легла ровно, контролировать температуру обжига. Ведь цвет эмали зависит не только от ее состава, но и от температурного воздействия.

После застывания эмали изделие шлифуют и повторно обжигают, чтобы достичь идеальной гладкости. Изделия со сложной композицией обжигаются от 10 до 100 раз, пока не обретут желанную безупречность.

Современный холодный способ эмалирования намного проще. Холодные эмали могут застывать при комнатной температуре, при небольшом нагревании либо под воздействием ультрафиолета. Но оно не является таким долговечным и уникальным.

Гильош в современном ювелирном деле

Гильош в современном ювелирном деле

Сегодня для гильошировки ювелирные дома и частные мастера часто используют станочную резьбу. Тонкие параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, создавая сложный объемный узор.

Гильоширование с помощью станка чпу позволяет добиться достаточно высокого качества изделий. Со станком возможно воспроизводить узоры любой сложности, но все же настоящим искусством является ручная работа на станке, так как красота эмали выявляется только после ручной работы.

Немногие ювелирные бренды в наши дни работают в технике гильоше, а мастера ручной гравировки — большая редкость. Ювелирный дом «Квашнин» чтит традиции классического производства, и узоры гильоше ручной работы являются его фирменным знаком.

Не теряет популярности и использование разноцветных эмалей. Современные украшения покрывают и нежной вязью пастельных оттенков, и броскими узорами ярких цветов, и полупрозрачной эмалью, что позволяет подобрать аксессуар к любому образу.

Особое место искусство гильоше занимает в часовом производстве. Золотые или серебряные циферблаты, покрытые тонким узором, выглядят еще более благородно. Лаконичный классический дизайн, дополненный гильошированием, подчеркивает высокий статус и хороший вкус своего владельца.

Гильош можно встретить не только в ювелирных изделиях. Он украшает usb-носители, разнообразные подставки для гаджетов, шариковые ручки, расчески, зеркала и другие предметы. Любое изделие может быть украшено гранями гильоше, тем более, что интересный узор сможет подарить вторую жизнь даже не новым аксессуарам.

Знаменитые мастера

Знаменитые мастера гильоша

Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца — мастер делает это движением большого пальца.

Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. До великого Фаберже в России технику гильоширования освоила ювелирная фирма «Карл Эдуард Болин», с 1916 года работающая в Стокгольме как официальный поставщик драгоценностей Его Королевского Величества.

Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».

Гильош Михаил Евлампиевич Перхин.

Йохан Бенцингер — знаменитый мастер из Пфорцхайма (Германия), городка, ставшего мировым центром гильоширного промысла. Его называют живой иконой гильоширования. Он обучался у лучших мастеров гравировки, а ручное мастерство гильош освоил самостоятельно. Йохан — декоратор часового ателье Grieb & Benzinger, выпускающего уникальную продукцию для коллекционеров. Он работает на старинных гильошировочных машинах, самая новая из которых выпущена в 50-е годы XX века, сам их чинит и реставрирует.

Сергей Иванович Квашнин — полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки.

Гильош Сергей Иванович Квашнин

Сергей Иванович — автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша — в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже. Мастерство основателя дает возможность ювелирному дому «Квашнин» воплощать любые мечты заказчиков. Нам под силу создавать и коллекционные шедевры, и просто красивые вещи для повседневного использования.

Проникнувшись очарованием этой техники, вы непременно захотите получить аксессуар с гильошированной поверхностью. Посетив наш каталог, вы с легкостью подберете подарок себе или близкому человеку. А подписка на новые статьи в нашем блоге позволят вам быть в курсе новинок ювелирного рынка.

Ювелирные техники: Гильоше | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Приветствую всех на нашем ювелирном канале.

Ювелирные техники Гильоше, фото № 1

Гильоше — это орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Такая декоративная отделка украшения мало кого оставит равнодушным.

Густые узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем и вовсе удивительными.

Искусство гильошировки прошло долгий путь, но пользуется популярностью и в наши дни. Изделия, расчерченные оригинальными гравированными штрихами, притягивают и простых ценителей прекрасного, и опытных коллекционеров.

Искусство, проверенное веками

Ювелирные техники Гильоше, фото № 2

Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.

Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.

Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.

Ювелирные техники Гильоше, фото № 3

Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.

В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже — нанесению эмали на гильошированный фон.

Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.

Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.

Ювелирные техники Гильоше, фото № 4

Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками.

К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше.

Интересным фактом является то, что к концу XVII века станки для нанесения узоров гильоше были практически у всех обеспеченных людей. В высшем свете считалось достаточно модным украшать шкатулки уникальными узорами самостоятельно. Занимались таким искусством не только мужчины, но и женщины. Сама королева Виктория считала достойным делом скоротать вечер за токарным станком и собственноручно украсить компас или зеркальце.

Радуга ювелирной эмали

Ювелирные техники Гильоше, фото № 5

Эмаль — это разноцветное легкоплавкое стекло, которое мастера наносят на поверхность металла. А гиольшированная поверхность в сочетании с цветной эмалью придают изделию особенную выразительность.

Еще со времен Фаберже эмалирование не теряет своей популярности. Сегодня эмаль, нанесенная поверх гильоше, ценится очень высоко: такие изделия красивы и долговечны.

Состав стеклянного сплава зависит от его цвета. В основу из кремнеземов добавляют окислы кобальта, никеля, калия и прочих красящих металлов. Сложный состав эмали необходим еще и для того, чтобы стекловидная масса прочно сплавилась с металлом.

Эмали бывают прозрачные и непрозрачные, а также опалесцирующие, т.е. изменяющие степень прозрачности в зависимости от освещения. Обычно для гильоша используют лишь прозрачные и опаловые эмали, чтобы было хорошо видно красоту узора.

Наложение эмали происходит обжигом в печах при температурах около 800 градусов Цельсия. Горячая эмаль — самая трудоемкая, но именно этот способ используют с древних времен великие ювелиры. Процесс обработки такой эмали очень сложен. Необходимо следить, чтобы в эмалевой массе не было пузырьков воздуха, чтобы масса легла ровно, контролировать температуру обжига. Ведь цвет эмали зависит не только от ее состава, но и от температурного воздействия.

После застывания эмали изделие шлифуют и повторно обжигают, чтобы достичь идеальной гладкости. Изделия со сложной композицией обжигаются от 10 до 100 раз, пока не обретут желанную безупречность.

Современный холодный способ эмалирования намного проще. Холодные эмали могут застывать при комнатной температуре, при небольшом нагревании либо под воздействием ультрафиолета. Но оно не является таким долговечным и уникальным.

Гильоше в современном ювелирном деле

Ювелирные техники Гильоше, фото № 6

Сегодня для гильошировки ювелирные дома и частные мастера часто используют станочную резьбу. Тонкие параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, создавая сложный объемный узор.

Гильоширование с помощью станка чпу позволяет добиться достаточно высокого качества изделий. Со станком возможно воспроизводить узоры любой сложности, но все же настоящим искусством является ручная работа на станке, так как красота эмали выявляется только после ручной работы.

Немногие ювелирные бренды в наши дни работают в технике гильоше, а мастера ручной гравировки — большая редкость.

Не теряет популярности и использование разноцветных эмалей. Современные украшения покрывают и нежной вязью пастельных оттенков, и броскими узорами ярких цветов, и полупрозрачной эмалью, что позволяет подобрать аксессуар к любому образу.

Особое место искусство гильоше занимает в часовом производстве. Золотые или серебряные циферблаты, покрытые тонким узором, выглядят еще более благородно. Лаконичный классический дизайн, дополненный гильошированием, подчеркивает высокий статус и хороший вкус своего владельца.

Гильоше можно встретить не только в ювелирных изделиях. Он украшает usb-носители, разнообразные подставки для гаджетов, шариковые ручки, расчески, зеркала и другие предметы. Любое изделие может быть украшено гранями гильоше, тем более, что интересный узор сможет подарить вторую жизнь даже не новым аксессуарам.

Знаменитые мастера

Ювелирные техники Гильоше, фото № 7

Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца — мастер делает это движением большого пальца.

Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. До великого Фаберже в России технику гильоширования освоила ювелирная фирма «Карл Эдуард Болин», с 1916 года работающая в Стокгольме как официальный поставщик драгоценностей Его Королевского Величества.

Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».

Ювелирные техники Гильоше, фото № 8

Йохан Бенцингер — знаменитый мастер из Пфорцхайма (Германия), городка, ставшего мировым центром гильоширного промысла. Его называют живой иконой гильоширования. Он обучался у лучших мастеров гравировки, а ручное мастерство гильоше освоил самостоятельно. Йохан — декоратор часового ателье Grieb & Benzinger, выпускающего уникальную продукцию для коллекционеров. Он работает на старинных гильошировочных машинах, самая новая из которых выпущена в 50-е годы XX века, сам их чинит и реставрирует.

Сергей Иванович Квашнин — полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки.

Сергей Иванович — автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша — в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже.


Неповторимый и объемный узор - высшее ювелирное мастерство.

Наследие ювелирной истории


Выгравированный узор под эмалью создает волшебный эффект игры света.

Гильошированная эмаль – одна из самых эффектных техник декоративной эмали, с помощью которой создается завораживающий переливами цвета объемный эффект цветного полупрозрачного покрытия, который применяется в декоративных целях при создании ювелирных изделий. Слово происходит от французского "guilloche" – так называли гравировку на металле в виде узора из волнистых или геометричных линий. Техника гильошированной эмали получила свое название за то, что полупрозрачная эмаль наносится поверх такого узора, что и создает этот удивительный объемный эффект.

Впервые такую необычную и, безусловно, красивую технику стали использовать французские ювелиры. Известный создатель швейцарских часов класса «люкс» Авраам-Луи Бреге был первым, кто использовал элементы гильошированной эмали в своих изделиях, руководствуясь, правда, не эстетическими мотивами, а функциональными. С помощью такого декора часовщик хотел замаскировать царапины на корпусе часов, которые неизбежно появляются в ходе эксплуатации изделия, ведь благодаря переливчатому эффекту следы носки не будут бросаться в глаза и изделие надолго сохранит свой первозданный лоск. Рисунок выглядел как резьба по окружностям, которые уменьшались к центру. Техника привлекла внимание не только искушенных состоятельных модников, но и ювелиров, и постепенно стала распространяться мода на гильошированную эмаль, которую стали делать на корпусах часов и на циферблатах, на ювелирных изделиях и различных предметах роскоши.


Знаменитые пасхальные яйца Фаберже сочетали в себе изысканные декоративные элементы и гильоше.

В лучших традициях Фаберже

Знаменитый ювелир Карл Фаберже, будущий фаворит императорской семьи, постоянно искал новые техники и секреты ювелирного мастерства, чтобы удивлять и восторгать своих взыскательных заказчиков. Обучаясь в Европе, Карл Густавович весьма заинтересовался гильошировочным станком, и вскоре такой появился в его мастерской в России. Изделия с гильошированной эмалью так понравились ювелирам и заказчикам, что вскоре стали одной из визитных карточек мастерской Фаберже.

Фирма Фаберже выполняла свыше двухста вариантов гильоша самых различных вариаций и узоров, используя более ста пятидесяти оттенков цветной эмали, тогда как другие мастера-ювелиры были способны украсить свои творения лишь незамысловатыми, простыми элементами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.

Секрет технологии

Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр.

Техника создания декоративных элементов с гильошированной эмалью простая и сложная одновременно. Вся сложность заключается в подготовке основы для нанесения эмали, на которую с помощью специального станка наносится гравировка. Для создания различных цветовых и переливчатых эффектов узоры наносят в виде волн, лучей, полос, штриховки, шахмат. Теперь в дело вступает цветная эмаль. Состав стеклянного сплава напрямую зависит от цвета. В основу, состоящую из кремнеземов, добавляют окислы кобальта, калия, никеля и других красящих металлов. Такой состав эмали нужен для того, чтобы обеспечить прочное сцепление цветного материала с металлом-основой. Эмальер вручную заполняет заранее подготовленным составом поверхность с гравировкой, чтобы после отправить ее запекаться под воздействием высоких температур. Необходимо следить, чтобы в эмалевой массе не было пузырьков воздуха, а масса ложилась ровно, кроме того, необходимо контролировать и поддерживать постоянную температуру обжига, так как цвет эмали зависит не только от ее состава, но и от температурного воздействия. Через несколько часов изделие практически готово и лишь в некоторых случаях подлежит дополнительному слою прозрачного глянца.

Оцените красоту переливов гильошированной эмали на примере драгоценных рамок, которые отражают многогранность игры света и тени, глубину красок как нельзя лучше:

Еще со времен Фаберже эмалирование не теряет своей популярности. Сегодня эмаль, нанесенная поверх гильоше, ценится очень высоко: такие изделия красивы и долговечны. "Русские самоцветы" продолжают дело фирмы Фаберже, сохраняя технику гильошированной эмали и выпуская коллекции ювелирных изделий и украшений для интерьера с использованием удивительных по красоте и совершенству элементов гильоше, чтобы не только сохранить ценные ювелирные техники сквозь десятилетия, но и радовать своих клиентов роскошными и неповторимыми изделиями.


Гильош - декоративная отделка в виде густой сети волнистых фигурных линий, которые сплетаются в единое целое. Изделия с такими узорами выглядят особенно привлекательно, особенно, когда лучи света играют на их поверхности. Мало кто останется безразличным к такой удивительной красоте. Это касается не только опытных коллекционеров, но и людей, совершенно не разбирающихся в искусстве. Каждый человек способен раз и навсегда влюбиться в эти живописные узоры. Не зря гильошировка пользуется популярностью в наши дни.


Однако прежде чем стать настоящим видом искусства, гильошировке пришлось пройти долгий и тяжелый путь развития. В нашей статье мы расскажем вам об истории гильоша, о его месте в современном мире и о мастерах-граверах, благодаря которым мы можем наблюдать эту истинную красоту.

Искусство сквозь века

Гильош зародился в Средние века. Тогда мастера начали наносить волнообразные линии на вращающуюся или плоскую заготовку на гравировальном станке. Такие линии располагали в определенной последовательности, и медленно, шаг за шагом, различные геометрические узоры переплетались друг с другом, создавая единый кружевной рисунок.

Своего пика популярности искусство гильошировки достигло в 17-18 века благодаря королевским особам, которые заинтересовались созданием узоров на металле. Петр Первый был не исключением, он также имел личного токаря по имени Андрей Наротов. Именно этот мастер, будучи самородком, внёс незаменимый вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси. Станки Андрея Наротова сохранились до нашего времени, их можно найти в политехническом музее в Москве, принципы работы таких станков мало изменялись на протяжении веков. Но, несмотря на это, каждая эпоха привносила в искусство гильоша что-то свое. Совершеннее становился не только станок для гравировки, но и техника нанесения орнамента.

В 19 веке популярность гильоша значительно возросла благодаря открытию Карла Фаберже. Многие ведь слышали о знаменитых Яйцах Фаберже? То самое знаменитое открытие - это революционный метод нанесения эмали на гильошированный фон. Обучаясь технике гильоша в Европе, Фаберже заинтересовался станками и привез себе один. Благодаря долгому и упорному труду он стал величайшим мастером гильоша, его рисунки и оттенки поражали других специалистов этого дела. Фаберже мог выполнять на гильошировочном станке более 200 вариантов различных рисунков, используя свыше 150 оттенков, в то время как другие мастера ипользовали всего несколько цветов и их рисунки не отличались чем-то особым. Те самые Яйца Фаберже до сих пор удивляют не только простых ценителей прекрасного, но и мастеров современности.

Узоры гильоша очень сложны, и повторить их различные переплетения врядли кто-то сможет, именно поэтому узоры исторически использовались, как один из видов защиты денежных купюр. Из-за чего, гильоширование даже запретили в других отраслях в советское время. К концу века многие ручные ремесла стали менее популярны из-за быстроразвивающихся технологий. Искусство гильоша не стало исключением.

Существует один интересный факт, касающийся гильоша. К концу 17 века у многих обеспеченных людей дома был гильошировочный станок, поэтому в высшем свете было модным скоротать вечер за таким станком. Такое времяпровождение было популярно не только среди мужчин,но и среди женщин. Даже королева Виктория считала достойным собственноручно украсить для себя компас или зеркальце.

Радуга ювелирной эмали

Эмаль — это разноцветное легкоплавкое стекло, которое наносится на поверхность металла. При нанесении эмали на гиольшированную поверхность получается нечто особенное и выразительное. Еще со времен Фаберже эмалирование остается популярным. Если на гильошированное изделие нанести эмаль, оно станет не только красивее, но и долговечнее.

Состав сплава зависит от его цвета. Для того чтобы масса прочно сплавилась с металлом, необходим довольно таки сложный состав. Эмали бывают прозрачные и непрозрачные, но для гильоша используют лишь прозрачные и опаловые, так как сквозь них видны все красивые узоры. Эмаль обжигают в печах при температуре около 800 градусов Цельсия, стоит отметить, что от длительности температурного воздействия зависит и цвет эмали.

Горячая эмаль - самая трудоемкая, но именно ее используют все мастера. При работе с такой эмалью нужно следить, чтобы в массу не попали пузырьки воздуха, а также, чтобы она ложилась ровным слоем. После застывания эмали, украшение шлифуют и еще раз обжигают. Это делается для того, чтобы изделие стало идеальной гладкости. Для достижения желанной безупречности изделия могут обжигать от 10 до 100 раз.

Современный холодный способ же является более простым. Такая эмаль может застывать при комнатных температурах, при небольшом нагревании или же под воздействием ультрафиолета. Но, конечно, такой способ менее долговечен и уникален.

Искусство гильош в современности

В современном искусстве гильоша ювелирные дома используют станочную резьбу. На таких станках параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, в итоге получаются живописные, объемные узоры.
Используя станок чпу для гильоша, мастера добиваются высокого качества изделий даже при воспроизведении узоров высокого уровня сложности. Однако, истинным искусством по-прежнему считается ручная работа. Из большого количества ювелирных салонов немногие работают в технике гильош, а уж ручной труд, тем более, в дефиците. Современные изделия ручной работы можно найти в ювелирном доме «Квашнин», там до сих пор ценят классическое производство.

Разноцветные эмали все также остаются популярными в наше время. Разнообразие таких аксессуаров удивляет: тут и нежные пастельные оттенки, и яркие цветные узоры. Такие украшения добавят изюминку в любой образ.

Искусство гильоширования также высоко ценится в производстве часов: циферблаты с мелкими узорами добавят благородности такому изделию. Богатые люди, желая подчеркнуть свой статус и хороший вкус, приобретают такие изделия, дополненные гильошированием.

Гильош можно встретить не только в ювелирных изделиях. Такой техникой украшают разнообразные гаджеты, usb-носители, шариковые ручки, зеркала, расчески. Гильош способен не только украсить любое изделие, но и подарить вторую жизнь вашей любимой, но давно состарившейся, вещи.

Лишь благодаря особому мастерству создаются уникальные узоры: «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы». Гильош отличается от обычной гравировки, тут необходимо делать два дела одновременно: не только передвигать руку относительно поверхности изделия, но и двигать саму деталь.

Достичь совершенства в этом трудном деле смогли лишь единицы. В России еще до Фаберже технику гильоширования освоила ювелирная фирма «Карл Эдуард Болин». Она работает в Стокгольме, является официальным поставщиком драгоценностей Его Королевского Величества.

Также известным гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Стоит акцентировать внимание на том, что он был самоучкой, обычным крестьянином. Михаил Перхин отвечал за создание Императорских пасхальных яиц вплоть до своей смерти. На каждом таком яйце стоит клеймо мастера «М.П.».

Знаменитый мастер гильоширования из Германии, из города Пфорцхайма - Йохан Бенцингер. Именно этот городок стал мировым центром искусства гильоша. Он также имеет название «Икона гильоширования». Йохан Бенцингер обучался у лучших мастеров гравировки, при этом ручное мастерство гильоширования освоил самостоятельно. Он работает в часовом ателье Grieb & Benzinger, где выпускаются уникальные изделия для коллекционеров. Йохан Бенцингер работает лишь на старинных машинах для гильоширования, сам же чинит их и реставрирует.

Читайте также: