Что за кольца у никиты михалкова

Опубликовано: 24.04.2024

00
Мужчины страны Советов к украшениям относились равнодушно и даже с опаской. Был в чести образ брутального, немодного строителя коммунизма, одолевавшего бесчисленные трудности во имя партократических идей. Тем любопытнее малая когорта смельчаков, позволявших себе крамолу украшений. К богемному племени щёголей принадлежат братья Андрон Кончаловский и Никита Михалков.

andrringamethust01

Золотое кольцо с аметистовой камеей

andrringamethust02

andrringamethust03

andrringamethust05

Кольцо с аметистом в профиль

Кольцо с аметистом в профиль

Перстни – верные спутники старшего брата. Андрон Кончаловский нередко демонстрирует аметистовую камею на мизинце левой руки. Кольцо явно старинное, жёлтое золото, ручная резьба по камню. Да и руку режиссёр нарочито держит у лица: любуйтесь.

andrringengagement01

andrringpehat01

andrringpehat02

Правая рука Андрона бывает украшена парой тонких золотых колец на безымянном пальце.

Егор Кончаловский

Сын Егор Кончаловский понятно от кого унаследовал любовь к кольцам.

Обручальное

Обручальное в компании

Обручальное в компании

nikl01

Браво-браво, браво-браво… Перстень с левой, перстень с правой…

Никита Михалков ещё более одобрителен к украшениям. В его коллекции, каждый перстенёк со смысловой нагрузкой – память, оберег, ловец удачи и так далее. К выводу подталкивает разнотипность колец, ведь если приобретать для банального украшательства, они будут непременно в металле одного цвета (иначе, ювелирный моветон). А когда колечкам поручено беречь, хранить, помогать и напоминать, компания участников может быть самой разномастной. Скромное обаяние обручального кольца тоже знакомо Никите Сергеевичу.

nikleft01

nikleft03

nikleft02

nikl03

nikl02

nikl05

nikl04

Стук колёс и блаженное одиночество в купе толкали к чтению. В дорожной сумке меня поджидала шутка мужа — книга Андрея Кончаловского «Возвышающий обман» — разговоры о жизни и профессии. Милый, я ценю твоё чувство юмора, но бесконечно смотреть в окно по силам не каждому и мне, приговорённой к железнодорожным галерам, предстояло чтение. Расслабилась и получила удовольствие, ведь рассказ режиссёра о съёмках «Дворянского гнезда» затронул любимую тему украшений. Не буду излагать собственными словами, процитирую автора:

Наталья Кончаловская, слева от неё - отец Пётр Кончаловский, напротив - крёстный скульптор Сергей Коненков

Наталья Кончаловская, слева от неё — отец Пётр Кончаловский, напротив — крёстный, скульптор Сергей Конёков

Наталья Петровна Кончаловская с сыновьями - Андроном и Никитой

Наталья Петровна Кончаловская с сыновьями — Андроном и Никитой

«На картине произошло печальное событие.
Я был настолько увлечён созданием реальности, скрупулёзным воспроизведением быта, с великим множеством крупных планов – ювелирностей, миниатюр, гравюр, чашек, серебра, что потом это дало повод Параджанову сказать о картине: «Комиссионное гнездо». Я так увлекался всем этим, что хотел снимать Беату Тышкевич не в имитациях из бижутерии, а в настоящих украшениях. Попросил для этого у мамы её фамильные драгоценности, подарок бабушки, вещи, переходившие в семье из поколения в поколение: серьги бриллиантовые, заколку с большим изумрудом и миниатюрную книжечку басен Лафонтена, в золоте с перламутром (её на шестнадцатилетие подарил ей дедушка). Всё было положено в красивую яшмовую коробочку, отделанную золотом, мама отдала мне всё, ни секунду не колеблясь, ничего не спросив.

Наталья Кончаловская без серёг на людях не показывалась

Наталья Кончаловская без серёг на людях не показывалась

Наталья Петровна

Возраст может быть любым

Возраст может быть любым и серьги тоже

– Я хочу снять это красиво, крупным планом, – сказал я.
Какая глупость! Никто бы не заметил, даже если бы это были фальшивые камни. Коробочка стояла у меня в гостинице, на трюмо. Когда наступил день съемок, я послал человека к себе в номер привезти её. Вдвойне идиот! Вот что значит не ценить то, что дорого маме! Сейчас бы я и подумать не посмел сделать подобное.

Пётр Кончаловский. Портрет дочери в розовом платье, 1925

Пётр Кончаловский. Портрет дочери в розовом платье, 1925

Наталья Петровна

Человек вернулся, сказал, что ничего не нашёл. Я поехал сам. Драгоценности пропали. У меня был шок. Всё это происходило летом. Прежде всего я не знал, что сказать маме. Это была одна из причин, по которой я с утра стал прикладываться к коньяку. Просыпался и думал: что делать? Подозреваю даже, кто мог украсть. Тот, кто знал. Очень дорого стоили эти вещи. Давил ужас необходимости сказать обо всём маме. Все в группе знали о случившемся. Поползли слухи – самые невероятные. Говорили, что ничего не украдено, а это я сам подарил драгоценности Беате Тышкевич, что я переправил их за границу, чтоб там продать.

Андрон с мамой

Аня Михалкова с бабушкой

Аня Михалкова с бабушкой

Слухи дошли до Кати, моей сестры. Она позвонила мне в Ленинград:
– Правда ли, что пропали мамины драгоценности?
Всё внутри у меня опустилось…

natkonh2

natkonh1


В конце концов я позвонил маме. Выпил для храбрости.
– Мама, у меня для тебя плохая новость. Не знаю, как тебе сказать. Пропали драгоценности.
Мамин ответ меня потряс:
– Я уже слышала об этом. Знаешь, ничего страшного. Надо же как-то платить за счастье в жизни. Я здорова (ей тогда было 65), у меня здоровые дети, всё хорошо. Чем-то за это можно пожертвовать. Я так это и расценила».

Наталья Петровна Кончаловская

Наталья Петровна Кончаловская

Драгоценности, пропавшие во время съемок «Дворянского гнезда», давили Андрея Кончаловского «огромным грузом» и в дальнейшем он пытался компенсировать утрату драгоценностей, положив на счёт больной матери крупную сумму на нянек, медсестру, домработницу, шофёра. Но Наталья Петровна перевела деньги старшей дочери Кате, чем расстроила сына. Он так и не понял, мамы любят оставлять любимые украшения дочерям, а пропажа фамильных украшений лишила наследства в первую очередь Катю. Вот мама и попыталась ей что-то компенсировать.

У программы Никиты Михалкова "Бесогон" появилось небольшое приложение, в котором будет обсуждаться всё то, что останется за рамками основных программ. Название это приложение получило соответствующее – "За скобками". В дебютном выпуске режиссёр решил поставить точку в явно затянувшемся "споре" с Ксенией Собчак, рассказал, как создаются ложь и провокации, а также о том, кто действительно достоин премии "Белый слон".

Для чего команда "БесогонTV" решила создавать мини-программы, которые будут выходить только на YouTube? Всё объясняется просто: зачем тратить время "Бесогона", где лучше побольше внимания уделять действительно важным проблемам, если можно некоторые, как сказал Михалков, "мелкие вопросы", вынести в короткие выпуски.

Спор "огнедышащий", но бессмысленный

Одним из таких "мелких вопросов" и стал затянувшийся бессмысленный спор с Ксенией Собчак. Напомню, с чего всё началось. Никита Сергеевич в одном из предыдущих "Бесогонов", комментируя призывы "выходить на улицы", которые озвучили некоторые молодые и не очень актёры, обращаясь к молодой аудитории, с удивлением поинтересовался, чего же им самим не хватает?

Чем же они так недовольны, получая за свою работу от той самой власти, против которой они выступают, огромные гонорары? То есть отмечу, режиссёр не задавал вопрос: "За что вам платят?", а только: "Чем вы-то недовольны?"

Актёры, понятное дело, обиделись: как же, "за живое" задели, кое-кто даже "смело" предложил Михалкову встретиться "в батле". Но больше всего возмутилась словами режиссёра Ксения Собчак. Была ли тут обида – сказать сложно, скорее тонкий нюх теледивы уловил запах зарождающегося скандальчика, который она незамедлительно решила использовать в собственных рекламных целях. И не говорите, что ей пиар не нужен!

В дебютном выпуске мини-программы "За скобками" Никита Михалков решил поставить точку в явно затянувшемся "споре" с Ксенией Собчак. Скриншот: БесогонTV

Ксения Анатольевна, боясь, как подметил Михалков, "потерять рукопожатность", бросилась подсчитывать доходы самого режиссёра. И выдала несколько "сенсаций". К примеру, телеведущая заявила, что режиссёр якобы потратил десятки миллионов долларов из бюджета на съёмки своих трёх фильмов, которые "провалились в прокате".

На самом же деле на все картины бюджетных денег было истрачено 22%. В связи с законом о господдержке государством кинематографа. Все остальные деньги команда находила самостоятельно. Что же касается утверждения "фильмы провалились", так это и вовсе враньё. То есть Собчак продемонстрировала всем пример "глобальной лжи, когда из одного лоскутка неправды "вырастает целое одеяло огромной лжи", что и показал Никита Михалков, комментируя "обвинения" телеведущей.

А были бы у Собчак в голове мудрые советы матушки.

Ксения без внимания критику не оставила и в ответ на разоблачения от Михалкова выдала, как она выразилась, "разгромный фактчек" в собственной программе "Осторожно: новости!". Вот как это описывает Никита Михалков:

В этом своём выпуске Ксения Анатольевна предстала в образе Шерон Стоун в картине "Основной инстинкт". Это было похоже на кастинг, во всех смыслах. В манере говорить, в гриме, в причёске, в мини-юбке, в том, как сложены ножки. И, наверное, это должно было быть основанием для того, чтобы безоговорочно верить в то, что она говорит, настолько это было "независимо и правдоподобно". Вы знаете, моя мама говорила когда-то мне – если тебя обидели, или ты оскорбился на что-то, ничего не делай сразу, иначе наделаешь глупостей. Выжди паузу. Может быть, придёт более умное решение. А может, вообще ничего не надо делать.

Судя по всему, продолжил Михалков, таких мудрых слов Собчак от своей матушки никогда не слышала. Поэтому и получилось то, что получилось. А получилось, что Ксения Анатольевна просто сгребла в кучу всё, что попалось ей под руку: доходы, декларации, финансирование фильмов, квартиры детей Михалкова, дома и так далее. И сплела из этого ещё одно огромное "одеяло лжи".

В своём раздражении вы включите мозг, чтобы было хотя бы понятно, о чём вы говорите. Там много всего, что я тоже пропущу: квартиры моих детей… А что, почему мои дети не могут иметь квартиру? – удивился режиссёр. – Там такая идёт всё время путаница и подтасовка. Строилась гостиница, не гостиница, исторические памятники, квартиры, зять… Там ещё криминал. В борьбе за то, чтобы не сносили вот этот дом страшный, который вы видите, и чтобы не построили вот этот дом, прекрасный, который вы тоже видите, шла яростная борьба, в которой абсолютно нечестно, подло использовали Татьяну Догилеву. Которая не очень была в порядке.

Никита Михалков не поленился подробно ответить почти на каждый пункт обвинения, пропуская откровенные подтасовки. К примеру, Собчак упоминает в своём выступлении о Центре театра и кино на Поварской. Она заметила, что здание – памятник архитектуры, но "по данным Архнадзора, из 220 снесённых в Москве 2019 году зданий 60 были памятниками архитектуры.

Что хотела доказать Собчак этой ремаркой? Для чего она тыкала пальчиком в зрителей? Получается, что Ксения пыталась упрекнуть Никиту Михалкова в том, что памятник архитектуры был сохранён, что его не дали снести?

"Бомбовая информация" снесла саму Собчак

Судя по всему, Ксения Собчак надеялась, что самой "бомбовой информацией", этакой "вишенкой на торте" станут её слова о доходах режиссёра. Понятно, что заговорила она об этом, чтобы возбудить зрителей. К примеру, Собчак утверждала, что аж с 2017 года Никита Михалков "не подавал" деклараций, поскольку в публичном пространстве они не были с тех пор опубликованы.

"Ксения Анатольевна предстала в образе Шерон Стоун в картине "Основной инстинкт". Это было похоже на кастинг, во всех смыслах", – отметил Никита Михалков. Фото: кадр передачи "Осторожно: новости!" (YouTube-канал Ксении Собчак)

Хайп хайпом, но готовиться к своим программам надо и Ксении Собчак. Однако этим телеведущая явно пренебрегла, иначе бы знала, что в интернете публикуются декларации только тех людей, кто занимает ту или иную должность. Пока Никита Сергеевич таковую должность занимал, он публиковал свои декларации. Теперь Михалков никакой должности не занимает, поэтому и не публикует декларации. Однако подавать их ежегодно, как того требует закон, он не перестал.

У меня вопрос: а вы с кем имеете всё время дело? Ну ладно, когда губернатора Белозерцева берут под стражу, потому что он декларирует доходы в 5 миллионов, а дома находят 300 миллионов – это понятно. Но когда человек не переписывает на родственников, детей, внуков, соседей своё имущество, а честно подаёт его в открытом виде? Вы ко мне можете относиться как угодно, но дебилом-то меня считать, наверное, рановато. Потому что я был бы полным дебилом, если бы, давая декларацию, не был уверен в том, что там всё по закону, там всё чисто.

Михалков напомнил телеведущей, что за свою карьеру он снялся в 50 с лишним картинах. Более 20 снял в качестве режиссёра, а также написал десятка два сценариев. Вот цифры: за всё время существования студии "ТРИТЭ" бокс-офис картин, которые сделаны Никитой Михалковым, – это более 15 миллиардов рублей. И всё законно. Мало того, компания платит налоги "в белую". В прошлом году только в двух банках из тех нескольких, с которыми режиссёр лично имеет дело, ВТБ и "Открытие", он заплатил более 22 миллионов рублей. То есть, подчеркнул Никита Сергеевич, это налог с того, что он заработал.

Платить налоги – это не про Собчак

Почему у Собчак это вызывает удивление? Почему о налогообложении у неё такие приблизительные знания, задал вопрос Михалков. И сам ответил:

Потому что вы и многие из тех, кто вас окружает, ваш достаток – это не результат тех денег, которые вы зарабатываете и о которых вы отчитываетесь в декларации. Ваш достаток, в основном, из "чёрного нала", который вы получаете на многочисленных корпоративах. И вы их не можете декларировать. Поэтому возрадоваться нужно, Ксения Анатольевна, тому, что хоть кто-то в нашей стране может не скрывать своих заработков и платить с них налоги. Исправно платить и по-честному.

Собственно, на этой отповеди Никиты Михалкова, как он и сказал в самом начале выпуска "За скобками", в "огнедышащем споре" с телеведущей можно поставить точку.

Но ещё одну тему, ещё одну "пикантную ситуацию" режиссёр все-таки затронул. Речь зашла о премии "Белый слон", которую Гильдия киноведов и кинокритиков решила присудить фильму Алексея Навального "Дворец Путина", признав его "событием года" – ни больше, ни меньше. Стоит напомнить, что Гильдию киноведов и кинокритиков России, как и экспертный совет "Белого слона" возглавляет Виктор Матизен, изгнанный в своё время из Союза кинематографистов. Этот деятель известен ещё и тем, что поддержал бомбардировки Югославии.

Ещё не так давно Союз кинематографистов был соучредителем этой премии, однако в прошлом году, отметил Никита Михалков, после "пьяного безобразного скандала" союз перестал субсидировать эту премию. А после того как экспертный совет решил одарить Навального премией явно по политическим мотивам, Союз кинематографистов вышел и из учредителей этой организации.

Слушайте, я, когда об этом узнал, мне так стало стыдно, что я просто испугался. Если кинокритики дают премию "Белый слон" за кинематографическое произведение Навальному. Либо я не кинорежиссёр, либо это не кинокритики. Если вы хотите заниматься политикой и делать это, то говорите, что вы занимаетесь политикой. Но только не выдавайте себя за кинокритиков. Тут, как говорили в советское время, и рыбку съесть, и в партию не вступить.

"Её случай воистину уникален"

Так что, если приз за режиссуру, за кинопроизведение может получить Навальный, то Собчак спокойно может получить приз от Гильдии кинокритиков за исполнение роли Шерон Стоун.

Что же до самой телеведущей, то Михалков напомнил реплику писателя Сергея Минаева, написанную им после выхода скандального интервью Собчак со скопинским маньяком:

Люди с низким г****порогом могут испытать немедленный приступ рвоты, проходя мимо общественного туалета. Люди с высоким г****порогом могут часами сидеть в дачном сортире с дырой в полу, читать газету "Тайны судьбы" и есть бутерброд с сыром. Так вот, г****порог Ксении Анатольевны настолько запределен, что позволяет ей плавать в г****е по самые брови, набирать его в рот, и, подобно киту, пускать из него фонтаны в сторону изумленной публики, не испытывая дискомфорта. Она совершенно не чувствует запаха. И этот случай воистину уникален.

И вот тут, констатирует Никита Михалков, действительно, ни прибавить, ни убавить. А завершить весь этот разговор режиссёр решил коротким отрывком из известного всем сериала "Интерны", где одна из героинь произносит: "Я потеряла интерес к этой беседе".

Вот и Никита Сергеевич потерял какой-либо интерес к "спору" с Собчак и отвечать на её высказывания более не собирается. А уж предложение телеведущей "поговорить напрямую" он и вовсе отвергает: "Сидеть на стуле, на котором сидел маньяк? Такое предложение я принять не могу".

Изучили запястье знаменитого мэтра и сделали соответствующие выводы

Регалии и заслуги 74-летнего столпа российской киноиндустрии столь же внушительны, сколь и разноплановы. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что династия Михалковых внесла в отечественный кинематограф огромный вклад. Патриарх, возглавляющий талантливое семейство, является одним из 6 избранных соотечественников, удостоившихся «Оскара». Причем в этом же списке он лишь один из трех, кто заслуженно получил престижную американскую статуэтку именно как режиссер полнометражного художественного фильма.

Нынешний стиль г-на Михалкова прочно ассоциируется с премиальной классикой. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» предпочитает носить сшитые в лучших частных ателье жилеты и костюмы, нередко сочетая те с шейными платками, массивными ювелирными перстнями и наручными часами. Что касается последних – в Сети Никите Сергеевичу приписывается владение как минимум тремя изделиями от различных элитных брендов. Наши же изыскания с этим утверждением согласуются лишь отчасти: действительно, на фото последних лет руку режиссера попеременно украшает несколько моделей. Однако все эти изыски роднит единство происхождения: логотип мануфактуры Breguet.

Часы мэтра: 3 «брегета» Никиты Михалкова

В 1999-м Никита Сергеевич получил в дар от Эммануэля Бреге, прямого потомка основателя легендарного часового Дома, роскошные «брегеты», приуроченные к к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Отмеченных соответствующей гравировкой моделей вышло ровно 50 экземпляров: 30 были выполнены из желтого золота, 20 — из белого. Часы в корпусе из желтого золота и были вручены г-ну Михалкову за выдающийся вклад в развитие российской культуры. Стоимость идентичного оригинала в данный момент колеблется у отметки в полмиллиона рублей. Но для владельца экземпляра за номером один, уверены, презент цены не имеет.

Часы мэтра: 3 «брегета» Никиты Михалкова

Имеется в личной коллекции нашего героя и мануфактурный представитель коллекции Breguet Marine Chronograph в 42-мм корпусе из аналогичного драгоценного металла – также явно используемый регулярно и с удовольствием. Модель, укомплектованная автоматическим калибром с 48-часовым запасом хода, отличает гильошированный в центральной части серебристый циферблат, где расположены два субдиска хронографа, а также вороненые стрелки часов и минут с традиционными оконечниками формы «яблоко Бреге».

Часы мэтра: 3 «брегета» Никиты Михалкова

Наконец, ряд кадров выступает неоспоримым доказательством в пользу того, что Никита Сергеевич с не меньшим энтузиазмом время от времени надевает на запястье 45-мм Marine Royal 5847 в корпусе из белого золота с приметным рифленым безелем, укомплектованные фактурным каучуковым ремешком. Примечательно, что данный тикающий изыск, обладая водонепроницаемостью в триста метров, оснащен калибром с редкой в наши дни акустической функцией – механическим будильником (вдобавок к секторному индикатору запаса хода на «10 часах»). Цена такого же референса на вторичном рынке на момент написания материала составила порядка полутора миллионов рублей.

Часы мэтра: 3 «брегета» Никиты Михалкова

Хотите первыми получать самые горячие новости часовой индустрии, оставьте свой e-mail

Никита Михалков в новом выпуске программы

Никита Михалков в новом выпуске программы "Бесогон ТВ"

Фото: Кадр видео

Никита Михалков в прошлом выпуске авторской программы «Бесогон ТВ» озвучил огромные гонорары некоторых наших популярных артистов. Режиссер в эфире интересовался: зачем они призывают людей, в том числе детей, выходить на уличные протесты; чем они недовольны в своей жизни. Народный артист напомнил о безработице в актерской среде в начале «нулевых» и о гонорарах в 150 – 300 тыс. руб. за съемочный день у звезд кино и сериалов сейчас.

Реакция на озвученные цифры у некоторых представителей актерского сообщества была бурной. В свежем выпуске «Бесогон ТВ» Никита Сергеевич ответил на выпады коллег в свой адрес. Кстати, авторская программа Михалкова вернулась на телеэкраны. Посмотреть ее можно будет 7 марта на телеканале «Россия 24». А мы публикуем отрывки из свежего выпуска «Бесогон ТВ»

После того, как Никита Сергеевич рассекретил зарплату звезд за один день, эти цифры обсуждали долго. Народ активно возмущался, что за день кумиры получают больше, чем пенсионер за год. Никита Михалков в свежем «Бесогоне» говорит: «Огромное количество комментариев мы получили после того, как я озвучил ставки актеров, призывающих молодежь, детей, вообще граждан выходить на несанкционированные митинги и в общем-то в какой-то степени подвергаться опасности просто сломать свою судьбу».

В эфире напомнили эти цифры:

Семен Трескунов – ставка 120 тыс. руб. за смену.

Шалаева Мария – ставка 150 тыс. руб. за смену.

Александра Бортич – ставка 200 тыс. руб. за смену.

Лапенко Антон – ставка 200 – 250 тыс. руб. за смену.

Павел Деревянко – ставка 300 тыс. руб. за смену.

Плюс подчеркнули: «Вы все еще ИП, чтобы скостили налоги».

Михалков рассказал и о недовольстве среди молодых актеров тем, что их рассекретили – особенно возмущался 21-летний Семен Трескунов. Но Никиту Сергеевича задели слова другого коллеги: «Меня задело то, что написал один из лучших сегодняшних режиссеров Жора Крыжовников».

Крыжовников сообщил, что «не знает, как теперь относится к председателю Союза кинематографистов»: «По мнению Михалкова артисты слишком хорошо зарабатывают. Сам Никита Сергеевич утверждает, что не собирается разжигать классовую ненависть. Но эффект обратный. Если ты много зарабатываешь, то высказывать критику не имеешь право… А живешь ты так хорошо, потому что государство позаботилось, пооткрывало кинотеатры, поддерживает индустрию».

«Жора – ты же тонкий человек. Среди вас много умных, тонких, понимающих, слышащих людей. Неужели вы ничего не ощутили? Я это сделал осознанно. Хотел понять насколько вас, выражающих свою гражданскую позицию, реально интересует судьба страны – ее прошлое, настоящее, будущее… Наша передача шла больше часа. Неужели вас не заинтересовало, то, что мы говорили про 90-е годы, та нищета, которая была 20 лет назад… Из всего пласта, который мы подняли в прошлом «Бесогоне», вы пропустили всё. Абсолютно всё - кроме себя самих.

Меня интересует такой вопрос - вы почему так возбудились? Вы цените Голливуд, вы цените американских актёров. Но вы же знаете, что они не то, что не скрывают, что они зарабатывают - они это декларируют, они рекламируют свой заработок. Потому что их заработок - это их визитная карточка. Чем больше заработок, тем больше интереса у продюсеров, чтобы брать их в свои картины. А вы чего так возмутились? Может быть, вы считаете, что не стоите этих денег? Может быть, вы сами так считаете? Вам неловко, вам неудобно? Или вы боитесь, что те люди, которых вы направляете с гневом на борьбу с государством, обратят своё внимание на вас? А значит, ребята, все ваши лозунги, разговоры о гражданской позиции, о преодолённом страхе - это всё чистая лажа. Она лишена всякой реальной заинтересованности в том, что происходит в стране…»

«Бесогон ТВ» на канале «Россия 24» 7 марта в 9.00, 17.00, 22.00.

Гонорары на ТВ: на ток-шоу артистам платят в 10 раз больше, чем в документальных проектах

Откровения из личной жизни стоят дороже воспоминаний о коллегах (подробности)

Анализируем кэш-машину бесогона

Никита Михалков уже два года не публикует декларации о доходах. Он перестал это делать после того, как первый же его подобный отчёт в 2018 году вызвал резонанс: выяснилось, что режиссёр годом ранее заработал 529 млн рублей, а также у него есть 89 земельных участков, шесть жилых домов, шесть апартаментов, 11 нежилых зданий, несколько машин и даже вертолёт. «Секрет фирмы» проследил, как создавалась и росла бизнес-империя Михалкова, как менялись его предпринимательские интересы и как проекты с его участием постоянно оказывались в центре скандалов.

Лесное хозяйство: охота, древесина и мебельный заводик

Осенью 2019 года Михалков зарегистрировался как ИП. Основными видами деятельности он указал дополнительное образование детей и взрослых, а также издание книг, газет, журналов и производство кинофильмов.

Количество организаций, с которыми напрямую связано имя Никиты Михалкова, исчисляется десятками: согласно ЕГРЮЛ, в 22 он значится как учредитель, в шести — как руководитель

Широкой публике известно далеко не обо всех его организациях: о группе компаний «Тёмино» (названо в честь сына Артёма) так и вовсе знают в основном нижегородцы. Потому что находятся эти компании рядом с «барской дачей» Никиты Сергеевича — имением в деревне Щепачиха, буквально копирующем княжеские палаты: с усадьбой, домовой церковью, русской баней, конюшнями, домиком охраны, гостевыми избами, столовой прислуги, гаражом и пристанью.

Фото: mskagency.ru/Сергей Киселев

«Тёмино-Лесное» Михалков открыл ещё в 2009 году и арендовал с ней почти 30 000 га в Нижегородской области с правом ежегодной заготовки древесины в объёме 25 400 кубометров. Три года спустя Михалков основал ещё одну фирму — «Тёмино-Павловское» — для переработки лесоматериалов (производства фанеры, плит, деревянных конструкций и мебели).

В сентябре 2020 года на YouTube-канале «Нижегородский экопатруль» вышел ролик, в котором авторы обвинили структуры Михалкова в варварской вырубке леса. Михалков написал заявление в полицию с требованием найти и наказать тех, кто разместил этот ролик, «порочащий его честь и достоинство». В ноябре полицейские возбудили дело о клевете, сообщала Baza.

Согласно официальной отчётности компаний из группы «Тёмино», бизнес пока не слишком успешный.

Впрочем, вскоре финансовые результаты лесного бизнеса Михалкова должны исправиться: в августе 2020 года он через суд снизил арендную ставку на свои лесные угодья в 10 раз. Более десяти лет фирма платила почти 4 млн рублей в год — теперь ставка составит 366 000 рублей в год. Михалкову пошли навстречу из-за того, что «Тёмино-Лесное» разработало проект освоения лесов.

Ещё в его группе компаний есть охотничье хозяйство «Тёмино-Северное», которое арендовало 37 000 га угодий. Состояние охотхозяйства до аренды было запущенное: Михалков возмущался, что зверьё всё перебитое и ему пришлось на три года «закрывать» угодья, завозить кабанов, лосей и глухарей. Некоторых кабанов доставили прямиком из Франции.

Депутаты нижегородского парламента согласовали строительство дороги к берегу реки, где живут лишь две пенсионерки и где (поблизости) начиналось строительство охотничьей усадьбы Михалкова. Траты обошлись бюджету в 12 млн рублей. Отдельные депутаты посчитали, что это расточительно — и потребовали от Никиты Сергеевича деньги вернуть, но махнули рукой — он утверждал, что финансирование не просил, потому что он и так достаточно обеспечен, чтобы сделать это за свой счёт.

«Цитадель» развлечений

Освоением леса бизнес-изыскания Михалкова в Нижегородской области не заканчиваются. Вслед за мебельной компанией он задумал новое «социально значимое» и «великорусское» дело: построить в чистом поле туристический объект, который понравится и местным, и гостям региона.

Проект «Цитадель» должен был стать рекреационно-оздоровительным центром и дать 150 рабочих мест Нижегородской области. Название центр получил по фильму Михалкова «Утомленные солнцем — 2. Цитадель».

«Снаружи всё страшного, сурового вида, а внутри — хайтек, со SPA и рестораном», — так описывал задумку Никита Сергеевич, пытаясь привлечь инвесторов. «Цитадель» включала в себя развлекательный центр, спорткомплекс, гостиницу (фонд — 150 номеров), общежитие для студентов. Из активностей — конюшня, гольф-клуб, футбольное поле, парк для скейтеров и даже горнолыжная трасса на высоком берегу Оки. А для самых взыскательных гостей — пристань в стиле XIX века. Вдруг кому яхту пришвартовать надо.

Проект сам Никита Сергеевич оценил в 7 млрд рублей, примерный срок реализации — три года. Объявлено о «Цитадели» было в 2016 году, но в начале 2017-го проект не попал в федеральную программу Ростуризма, а в июле 2017 года был заморожен «на неопределённый срок».

Вино и рестораны

В 2010 году Михалков стал партнёром по бизнесу Константина Тувыкина, купившего имение в Татти (Тоскана, Италия). Вилла с виноградниками площадью в 11 га стала местом рождения винодельни «Tenuta Dodici». В 2013 году в России в ресторане «Пробка» впервые попробовали вино Никиты Сергеевича. А зимой того же года вино появилось на рейсах «Аэрофлота» по направлению Москва — Сочи и Сочи — Москва: акцию провели для гостей Олимпиады.

За пять лет (с 2014 по 2019 годы) винодельня экспортировала в Россию 132 тонны вина почти на €400 000.

Винодельня производит 70 000 бутылок в год. Цены на бутылки михалковского вина колеблется от 1000 до 4000 рублей. Впрочем, экземпляры с большой выдержкой продаются и за 12 000.

В 2016 году Никита Сергеевич сообщил, что намерен заниматься виноделием не только в Италии, но и в Крыму. Правда, этот жест патриотизма пока ни к чему не привёл. Как и идея, возникшая у него годом ранее.

В 2015 году к винодельческому бизнесу мог присоединиться и ресторанный: вместе с Андреем Кончаловским Никита Сергеевич планировал создать отечественную альтернативу сети McDonalds. Ей должна была стать сеть кафе-кулинарий «Едим дома!», стоимость которой Михалков оценивал в 978,1 млн рублей. Деньги решили запросить у правительства, настаивая на социально-политическом характере бизнеса.

В пилотный проект планировалось включить две фабрики-кухни (в Подмосковье и Калужской области), больше 40 кафе и 90 кулинарий, а меню на 40% формировать из локальных продуктов, чтобы поднять фермерские хозяйства страны. Поставлять баранину, гречку, овёс и пшеницу готов был экс-мэр Москвы Юрий Лужков.

Не сложилось — денег правительство не выделило, сообщив, что бюджетной поддержки не будет: ищите в общем порядке. Спустя год деньги всё же нашлись — кредит в российском банке и частные средства. Запуск сети наметили на конец 2017 год, но он так и не состоялся.

Но на этом ресторанная история Михалкова не закончилась. В 2019 году Никита Сергеевич объявил о запуске франшизы Dodici Wine & Kitchen. Речь идёт о сети ресторанов, развивающейся под брендом Dodici и включающей в себя всего два заведения — в Москве и в Нижнем Новгороде.

По франшизе предполагается расширять сеть на другие города-миллионники. Условия: паушальный взнос — 2 млн рублей, роялти — 4% от выручки ресторана. Примерные инвестиции со стороны франчайзи в открытие одного ресторана составляют 10 млн рублей. Фишка заведений — поставки тосканского вина Михалкова. Эксперты оценивали затею как рискованную из-за отсутствия четкой концепции сети. За 2020 год новых заведений Dodici Wine & Kitchen не появилось.

Алмазное дело

В 2001 году на базе Кусинского завода по обработке алмазов запустилась компания «ЧелПром-Даймонд». С 2010 года в числе её сооснователей с долей в 10% значился Никита Михалков. Фирма специализировалась на бриллиантах мелких рассевов, работала на международном рынке, выпускала эксклюзивные ювелирные изделия в единичном экземпляре. Компания входила в десятку самых крупных в России алмазообрабатывающих предприятий.

В конце 2013 года ФСБ возбудила уголовное дело по факту незаконного оборота драгоценных камней на «ЧелПром-Даймонд». Претензии властей были к сделке на 40 млн рублей с иностранной компанией — по закону фирма не могла продавать алмазы за рубеж. Силовики изъяли в офисе компании 11 700 бриллиантов. В 2015 году Арбитражный суд признал компанию «ЧелПром-Даймонд» банкротом с суммой долга свыше 200 млн рублей.

По словам Михалкова, на заводе он никогда не был, а руководство в глаза не видел. Знакомые режиссёра говорили, что он туда попал просто «как человек широкой души» — не мог знакомым отказать, которые надеялись на его связи.

Налог на болванки

Наиболее резонансной бизнес-идеей Михалкова стала защита авторского права. В 2010 году созданная Союзом кинематографистов и Российским авторским обществом организация под названием «Российский союз правообладателей» (РСП) предложила брать компенсационный сбор в размере 1% с каждой проданной единицы звукозаписывающей техники и носителей (флешки, диски, планшеты, ноутбуки). В РСП Михалков занимает должность президента совета.

После долгих обсуждений Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия всё же одобрила эту идею.

За первые три года (2010–2013) РСП собрал 5,3 млрд рублей, заключив договоры с Canon, Sony, Casio, JVC, Fujifilm, LG, Sony Ericsson, Nikon и операторами сотовой связи. Правообладатели за те три года получили только 3 млрд.

В 2018 году РСП собрал 4,4 млрд рублей, из которых 2,8 млрд получили музыканты и кинематографисты, ещё 874 млн рублей союз перевёл в фонды поддержки культуры. Остальное ушло на деятельность самого РСП.

«Михалковский налог» много кому не понравился. В частности, в 2012 году Российское общество по смежным правам (РОСП) потребовало отменить регистрацию РСП, ссылаясь на то, что не все учредители организации — правообладатели. Вероятно, РОСП просто пытался отыграться за то, что в конкурсе на возможность собирать налог уступил Михалкову.

В начале 2020 года продавцы и импортёры электроники попросили Правительство России снизить платежи. Их аргумент: пользователи всё реже копируют музыку на устройства — они переходят на стриминговые сервисы, так что сбор можно вообще отменить.

Пока эта инициатива осталась без внимания, а РСП в то же время подал два иска к структурам сети электроники DNS на общую сумму 242 млн рублей — за неуплату сбора на «болванки». Стороны заключили мировое соглашение: DNS выплачивает деньги, а РСП не берёт процент с задолженности.

Никакого кино без Михалкова

Михалков с 1997 года возглавляет Российский союз кинематографистов (СК), при этом все двадцать с лишним лет его пребывание на высоком посту сопровождается скандалами. В 2009 году на переизбрании председателя СК большинство голосов были отданы Марлену Хуциеву, однако отдавать власть без боя Михалков не захотел: назвал съезд нелегитимным, собравшихся — «ослами, лилипутами, серыми мышами» и подал иск в суд. На пресс-конференции, посвященной скандалу, её участники сообщили, что Никита Сергеевич не отдаёт печать и ключи от сейфа. На Внеочередном съезде СК председателем вновь стал Михалков.

При этом власть себе Никита Сергеевич обеспечил пожизненную: сделал так, чтобы председатель союза мог избираться бесчисленное количество раз, отменил положение о досрочном снятии с должности, весь секретариат в СК стали назначать, а не избирать. Уходил он лишь в 2005 году, и то назвав это творческим отпуском, чтобы доснять «Утомленные солнцем — 2». Многие ждали, что это первый шаг к полноценному уходу из союза, но сих пор Михалков остаётся председателем СК РФ.

В киноиндустрии имя Михалкова можно услышать практически где угодно: собственная студия «Тритэ», на которой снимались практически все его картины, — лишь вершина айсберга.

Её дочерняя компания «Остров» занимается выпуском документальных фильмов, включая первую картину о президенте «Неизвестный Путин» (1999), картины об Олимпиаде-2014 «Кольца мира — 2». На это Михалков, по данным СМИ, получил контракт с Минкультом на 28 млн рублей.

В 2012 году у Никиты Сергеевича появилась и своя киноакадемия: социально- образовательный проект, предлагающий дополнительное профессиональное образование. При этом о государственном дипломе можно не мечтать — как сообщил Михалков, «академия не пошла под государственную систему образования — она слишком рутинна, а мы хотим быть свободными». По данным СПАРК, чистая прибыль академии за 2019 год составила более 1,2 млн рублей.

В 2014 году Михалков проявил интерес и к Ялтинской киностудии, оказавшейся на грани разорения. Помимо легендарного бренда в числе её активов целых 15 га земли примерно на $40–45 млн.

В 2017 году Михалков говорил, что там будет полигон для молодой режиссуры, ежегодно можно снимать 50–70 картин. Однако до сих пор активные действия не начаты — реставрация была запланирована на лето-2020, но пандемия спутала карты. На данный момент киностудия находится в составе ГБУ «Киномедиацентр».

Как режиссёр, Михалков часто получает деньги от Министерства культуры на безвозвратной основе. Причём из года в год ставки растут. Система распределения госсубсидий для кино не прозрачна, установила Счётная палата: эксперты могут голосовать за свои проекты, а провалы в прокате не учитываться.

Михалков — не только получатель, но и распределитель бюджетных денег. В феврале 2020 года Минкульт выдал Фонду культуры (Михалков в числе учредителей и глава совета) 2,8 млрд рублей. Это в 13 раз больше обычного. Деньги рассчитаны на три года — до 2022-го включительно. На что именно выделены средства, до конца не ясно: вcё ограничивается словами «на поддержку молодых талантов», «организацию фестивалей», «конкурсные проекты». Само содержание фонда обходится Минкульту в 54,5 млн рублей.

Ещё один бизнес Михалкова, связанный с культурой, — «АА студио», которая занимается выпуском мультипликационных фильмов (самый известный — «Паровозик Тишка»). Учредителей у организации было пять, доля Михалкова — 15%. По данным СПАРК, в 2019 году фирма получила 80,9 млн чистой прибыли, годом ранее — 102 млн.

В 2020 году в компании произошёл корпоративный конфликт: один из соучредителей, Артём Ованнисян, подал иск в арбитраж с требованием к компаньонам предоставить ему финансовые документы — бухгалтерские балансы, договоры и прочее. В феврале Ованнисян выиграл суд, но его компаньоны обжаловали это решение. Всё закончилось тем, что Артём продал свою долю (50%).

Патриотизм и православный бренд

Сейчас Михалкова можно отнести к группе православных патриотов — вместе с бизнесменом Константином Малофеевым (владелец телеканала «Царьград»), экономистом Сергеем Глазьевым и патриархом Кириллом. Малофеев демонстрирует поддержку Михалкову, считая, что тот говорит «гласом народа». Особенно на тему мирового заговора в виде коронавируса и попыток Билла Гейтса чипировать население Земли (в мае скандальный выпуск «Бесогона» на эту тему руководство телеканала «Россия 24» сняло с эфира). Теперь эта группа православных патриотов разрабатывает план спасения экономики страны на 500 страниц.

Михалков регулярно подчёркивает трепетное отношение к действующей власти. Он выступал за изменение Конституции, при этом отмечая в интервью телеканалу «Царьград», что текущая — это «жуткое наследие 90-х», а новая вернёт Россию в счастливые времена предыдущих тысячелетий и приведёт людей «к пониманию Божьей Силы».

Ультраправославные речи не мешают Михалкову делать деньги «на святом»: ещё в 2009 году он учредил компанию «Бесогон», а в марте 2011-го в ЖЖ (LiveJournal, «Живой журнал») появился аккаунт Никиты Сергеевича «nikitabesogon». Одновременно на YouTube возник канал «Besogon TV». Название — прямая отсылка к небесному покровителю Никите Бесогону. С 2014 года его изображение используется в одноименной телепрограмме Михалкова.

В 2019-м Михалков решил превратить святого в торговую марку и начал регистрировать изображение как товарный знак. В апреле Роспатент отказал ему из-за возможного оскорбления чувств верующих, а в ноябре Михалков обратился в Суд по интеллектуальным правам, настаивая, что персонаж «Бесогона» — малоизвестный, упоминался только в раннехристианской церкви. В начале января 2020 режиссёр всё же добился регистрации бренда.

В «святой мир» Михалков входит довольно активно: он почётный член Патриаршего совета по культуре РФ, сопредседатель совета Российского земского движения и член президиума Всемирного русского народного собора. Весной 2020 года в Сеть попала запись его разговора с митрополитом Тихоном (Шевкуновым), где Михалков увлеченно ругает режиссёра Константина Богомолова, называя того «ублюдком» и «провокатором». И «советует» митрополиту использовать свои лоббистские возможности и снять из репертуара театра им. Чехова постановку Богомолова «Идеальный муж».

Читайте также: