Что такое живописное золото

Опубликовано: 20.04.2024

Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивают с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу.

Принятая норма золота для приготовления одной порции – десять листов. Она является самой подходящей как для получения высококачественного золота, так и для процесса его творения.

В чистое чайное блюдце насыпают два грамма гуммиарабика порошком, вливают несколько капель воды и размешивают указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Этим же пальцем переносят в блюдце лист золота. Палец осторожно поднимают и снова прижимают, вследствие чего золото рвется на мельчайшие частички и всасывается в клейкую массу. Делать это надо осторожно, не крутить золото, а рвать его вертикальными движениями пальца, иначе оно может закататься катышками и будет плохо растираться. Так постепенно снимаются все десять листов. Это первая стадия творения.

Теперь надо растирать золото. Делают это тем же пальцем, двигая его то вправо, то влево по окружности блюдца. Растирают с большим нажимом в продолжение полутора часов, время от времени добавляя по нескольку капель воды. Это вторая стадия творения.

Когда уже видно глазом и палец чувствует, что золото растворилось мелко, в получившуюся массу для большей клейкости добавляют ещё два грамма гуммиарабика и снова "творят", чтобы гуммиарабик хорошо соединился с золотом. Теперь в блюдце надо влить треть чайного стакана чистой воды, хорошо размешать и поставить на отстой. Золото отстаивается через двадцать минут, после чего лишнюю воду сливают и просушивают, держа блюдце над лампой. Это третья стадия творения.

Просушенное золото готово для тончайшей росписи. Весь процесс требует соблюдения исключительной чистоты, так как если в золото попадет пыль или какие-нибудь соринки, им будет плохо писать.

У малоопытного мастера золото может получиться непригодным для росписи. Неудачное творение золота зависит от нескольких причин. Первая причина: взято недостаточно гуммиарабика – при росписи золото не будет держаться на предмете, будет стираться с него. Вторая причина: гуммиарабика положено слишком много – золото не будет блестеть, будет казаться желтой краской. Плохо творёным золотом нельзя писать тонко.

Творёным золотом и серебром прорисовывали складки одежд (освещенные места), элементы окружения персонажей (например, листья на деревьях и т.п.), а также орнаменты. Тонкие штрихи наносили параллельными линиями ("в перо") или сеткой ("в рогожку").

Пробела одежд, исполненные золотом или серебром, в отличие от выполненных обычными красками, называются золотопробельным письмом.

Участки живописи твореным золотом и особенно серебром после высыхания не имели яркого металлического блеска. Поэтому, чтобы получить этот блеск, их полировали, подобно листовому золоту и серебру, "зубком" из агата или натуральным зубом животного.

Чеканка – создание рельефа из металлического листа, использующее его вязкость, ковкость. Лист металла закрепляют на пластичной массе – подушке из вара с толченым кирпичом. Ударами молотка по чекану (металлическому стержню), приставленному к листу металла, выбивают на нем рельефные узоры или изображения. Наиболее высокие части рельефа выбиваются с обороной стороны, затем, перевернув лист, выполняют остальную чеканку с лицевой стороны. Чекан с острым концом в виде шила называют канфарником. Им наносят на поверхность металла углубленные точки, образующие зернистую поверхность. Чеканами с другими формами наконечников вычеканивают бороздки, составляющие орнаментальный рисунок, похожий на гравировку.

С начала XVI века чеканные оклады стали вытесняться басменными. Басма – это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали небольшого размера тонкий листок металла, преимущественно из серебра (реже из меди и белой жести – "немецкого железа"). На лицевую сторону клали свинцовую подушку – толстый лист из свинца, по которому ударяли деревянным молотком. От того, что матрица находилась с тыльной стороны литка, узор на тыльной стороне получался более отчетливым, чем на лицевой. Чтобы получить более четкий узор на лицевой стороне, ее прочеканивали чеканами (чаще всего канфарником). Такую басму называют канфаренной басмой. Из отдельных пластинок – басм – набирали оклад на икону. Если форма и размер ее не соответствовал изображению, басму подкраивали. Каждую пластинку прибивали к поверхности иконы маленькими гвоздиками. Если олифная пленка была еще свежей, то рельефы басмы оттискивались на ней. Когда нимб хотели сделать возвышающимся над поверхностью, на изображения венца сначала накладывали валик из воска (реже из дерева), а также поверх него закрепляли басму.

Существовало немало различных способов художественной обработки металлических окладов – резьба, чернение, эмаль, скань.

Резьба (гравировка) – это нанесение изображения (узора) с помощью стальных резцов – штихелей. Особый прием глубокой резьбы – оброн, при котором фон вокруг линии изображения или надписи опускался (обирался) при помощи резца ,благодаря чему изображение выступало надо фоном. Иногда углубление оброна заполняли чернью или эмалью.

Эмаль – особый сплав стекла различных цветов. Чаще всего она бывает непрозрачной. Чтобы покрыть металл эмалью, на его поверхность напаивали перегородки, которые разделяли эмали разных цветов друг от друга. Иногда эмалями заполняли гравированные углубления при оброне. Перегородчатые эмали на драгоценных окладах русских икон встречаются с конца XVI в. Широко их применяли для украшения венцов, уголков рамок и инициалов на окладах в XIX – начале XX века.

Чернь – это особый сплав сернистого серебра, меди и свинца. Цвет его – от серого до бархатистого черного. На иконных окладах чернью наводили орнаментальные рисунки или на небольших пластиночках – дробницах – делали изображения фигурок святых, которые прикрепляли к поверхности оклада. Иногда на дробницах писали инициалы или полностью имена изображенных на иконе персонажей.

Отдельные части оклада, а иногда и полностью весь оклад делали из скани – скрученных металлических проволочек, обычно пропущенных через плоские вальцы, в результате чего получалась ленточка, у которой рубчатыми оставались лишь верхний и нижний края, а боковые части становились плоскими, гладкими. Изогнутые по рисунку ленты спаивали между собой. Сканые оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку.

На поверхность сканого набора иногда еще напаивали маленькие металлические шарики – зернь.

В XIX веке начинают изготавливать штампованные оклады, которые были обычно украшены машинной гравировкой по листам позолоченного серебра. Для икон-подокладниц (грунтованные красно-коричневым грунтом иконы с изображением только лиц, рук и ног святых) в конце XIX века производили латунные штампованные оклады и оклады из медной посеребренной фольги.

Сусальное Золото в Иконописи | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Приветствую всех кто посетил мой магазинчик на ярмарке масеров . Как и обещала в предыдущей публикации расскажу вам о применениии сусального золота в иконописи .

Суса́льное золото — тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан насчитывает около 1700 лет.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 1

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 2

Фрагменты позолоты встречаются уже на древнейших образах русской иконописи , датированных 9 -11 веками. Начиная с 13 века, сусальное золото часто использовалось новгородскими, псковскими и московскими иконописцами, достигшими такого высокого мастерства, что созданные ими иконы доходят до наших дней, не нуждаясь в сколь бы то ни было серьезной реставрации. Практика золочения икон, восходящая еще к византийской школе, хорошо прижилась на Руси.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 3

В православной традиции, золото является символом святости, величия, божественного благословения. ЗОЛОТОЙ ФОН СИМВОЛИЗИРУЕТ небесный, горний мир. Тонкая позолота нимбов и фрагментов одеяний в изображении православных святых обозначает их причастность к божественному началу, символизируют святость, непорочность и чистоту. В то же время, как произведение декоративно-прикладного искусства, иконы с позолотой представляют более высокую ценность в силу трудоемкости самого процесса золочения и стоимости материала.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 4

Возможности применения золота в традиционной иконописи практически неограниченны. Сусальное золото используется для покрытия всего фона иконы, или отдельных элементов, таких как нимб, одежда и украшения.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 5

Я использую несколько способов золочения икон . Расскажу подробнее об одном из них .Это традиционный способ золочения на полимент разработанный много веков назад .Он основан на наложении сусального золота на поверхность из глины определённого сорта , клеевого состава и других немаловажных компонентов . Этот способ трудоёмок ,потому самый дорогой ,но зато он проверен веками и основан на применении только натуральных материалов .

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 6

После наложения второго слоя в нужный момент золото натирается или полируется .Результат золочения вы увидите на фото моих икон .

Широко распространено письмо «твореным золотом» Творёное золото производится путём растирания вручную пальцем в течении часа !! листов сусального золота на блюдце с добавлением связующего - гуммиарабика ( водорастворимая смола ) .

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 7

Пробела (высветления ) одежд, исполненные золотом или серебром, в отличии от выполненных красками называются золото-пробельным письмом.Участки живописи твореным золотом после высыхания не имели яркого металлического блеска. Поэтому, чтобы получить этот блеск, их полировали «зубком» из агата или натуральным зубом животного.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 8

Часто в иконах поверх живописного слоя накладывали штрихи из сусального золота на складки одежд, перья, крылья ангелов, скамьи, столы, престолы. В современной литературе эти штрихи принято называть ассистом.
Ассист — состав, употребляемый под золото. Готовится из сока головок чеснока, которые в небольшом горшке томят в нежаркой печи, пока сок не дойдёт до густого состояния. При употреблении его разводят водой до такой густоты, чтобы им можно было проводить кистью очень тонкие линии по местам где будет ассист .
Потом листовое сусальное золото накладывается на пробела, написанные ассистом. На линиях ассиста золото крепко пристанет, а с промежутков между штрихами пробела золото снимается , сметается кистью . Пробел делается ярким, чистого цвета золота.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 9

Надеюсь было интересно и Вы узхнали много нового про сусальное золото в иконописи .

Чтоб не пропустить новости моего магазина и публикации добавляйтесь в круг ,буду рада знакомству .

С уважением мастер иконописи Ирина Макарова .

Предмет «Химия»

Викторина по теме «ЗОЛОТО»

1.Всем известно, что смесь двух кислот (как она называется?) растворяет золото. А какая еще кислота растворяет его?

2. У древних славян название «золото» связано с солнцем. Латинское – « aurum » дано в честь богини утренней зари Авроры. Какая страна Восточной Африки названа в честь Золота? Почему?

3. Имеет ли золото отношение к золотому рубину?

4.В царских гробницах древнейших времен найденных в южной части Месопотамии были найдены золотые украшения, в том числе тончайшие пластинки и золотые нити, вплетенные в ткани. Что понимают под термином «сусальное золото»?

5.Что означает выражение « позолотить пилюлю»?

6.Что такое «белое золото», «черное золото», « красное золото», «мягкое золото», «живописное золото»?

7. Что означает выражение «золотое руно», его история?

8.Что означает выражение в литературе «золотое дно», «золотой век», «золотая молодежь», « золотая середина». Их происхождение.

9.Что за мера «золотник»?

10. Какие сплавы золота вам известны и где они применяются?

11.Что означает « червонное золото»?

12.Что такое самородное золото, как его извлекают?

13.В поговорке « не было ни гроша, да вдруг алтын» найдите упоминание о золоте. Какие еще поговорки о золоте вы знаете?

14.Какие географические названия нашей страны связаны с золотом?

15.Какими способами алхимики могли превратить любой металл в золото?

16. Какие химические вещества, имеющиеся в быту, опасно проливать на золотые украшения и почему?

17. Как можно почистить в быту золотое кольцо?

18. Что такое «золотой запас»?

1.Смесь 1объем азотной кислоты с 3 объемами соляной кислоты – называется «царская водка». Селеновая кислота.

2.Нубия. Нуб – золото. Добывали золото..

3. В состав «золотого рубинного стекла» для придания окраски рубина добавляли золото.

4.Сусальное золото – тонкие золотые листочки, которые использовали для украшения иконостасов, куполов церквей. Еще «сусальным золотом» называют краску, приготовленную из двусерного олова, для золочения предметов.

5.В древности считали, что золото, имеет целебные свойства, и добавляли в некоторые лекарства, заворачивали в золотую фольгу. Сейчас в медицине применяют – тиосульфат золота – натрия, и некоторые органические соединения, содержащие радиоактивное золото.

6.Белое золото – хлопок, сплав золота и серебра, платину.

Черное золото – нефть.

Красное золото – сплав золота и меди.

Мягкое золото – меха, пушнину.

Живописное золото – сплав ртути, олова и серы.

7.Шкура золотого барана. Миф: руно добыл Ясон и его товарищи в Колхиде. Обычную шкуру барана помещали в ручей, в котором проходили золотая жила, выдерживали ее некоторое время, в шкуру набивался золотой песок – она становилась»золотой».

8.Когда на Аляске было открыто золото, туда ринулись толпы золотоискателей. Родилась легенда о золотом дне – о ручье, в котором промывали песок не в лотках, а желобах.

Золотой век – счастливая пора, беспечная жизнь.

Золотая молодежь – богатая аристократическая молодежь.

Золотая середина – принятия решения, лишенного риска.

9.Золотник – старинная русская мера веса, равная 4,266г.

10.Сплавы с медью, палладием, платиной. Сплавы применяют в ювелирных изделиях, зуботехнике и химической промышленности.

11. Червонное золото – в 1 кг сплава 986 частей чистого золота.

12.Самородное золото, содержит от 5 – 45% золота, 20% меди, реже платину. Извлекают – цианированием, хлоринацией.

13.Добро – серебро, золото – лучше.

Слово серебро, молчание – золото.

Не все то золото, что блестит.

Время дороже золота.

14. Бухта Золотой рог, пос.золотое, г. Златоуст.

1) изменение поверхности окраски неблагородного металла тонким слоем благородного

2) окраска спецлаками и красками

3)изготовление сплавов похожих внешне на золото и серебро

16.Капли иода оставляют темные пятна. Ртуть – белые пятна (не удаляются).

17.100 частей воды + 12частей пищевой соды, 3 части соли - погрузить кольцо, подогреть 2-3 ч при 30-40̊.

18. Золотой запас государства служит резервным фондом.

Золото — первый известный человечеству металл. Так, уже в эпоху неолита, были изделия из него, служившие ритуальному, декоративному или прикладному предназначению. Но по причине его редкости, мало кто знает, как выглядит золото, в каких видах встречается и как образуется.

Более того, астрофизики до сих пор ведут напряженные научные споры по поводу того, каким же образом золото оказалось в коре нашей планеты. Интересным фактом является также то, что крошечная доля золота присутствует почти везде: в растениях, земле, животных и людях.

Но добывать его не из месторождений не выйдет, так как оно даже в самородках находится в составе других соединений. К тому же, золото составляет всего лишь одну миллионную процента от массы Земли.

Как образуется золото в природе

В нашем мире золотые микрочастицы присутствуют во всем: животные и растительные ткани, минералы, вода. Но до недавнего времени не удавалось понять, как образовалось золото и почему оно так неравномерно распределено по всей Земле.

Теории происхождения

Научное сообщество официально признает две теории:

  • космогоническая;
  • теория сохранения материи.

Согласно первой версии, частицы желтого металла на Землю занесли метеориты, бомбардировавшие нашу планету миллиарды лет назад. Другая теория утверждает, что золото – часть Земли и изначально содержится в ее ядре.

В пользу второй версии говорят и недавние открытия. С развитием инженерной мысли, когда ученые заглянули в самые таинственные морские глубины, изучили состав океанического дна возле тектонических разломов, удалось получить ответ на самый волнующий вопрос, откуда берется золото.


Здесь, у самого сердца нашей планеты, был открыт процесс образования элементов, содержащих золото. В условиях большого давления, высоких температур и агрессивной кислой среде появляется один из самых востребованных металлов.

Растворы, насыщенные золотом, поднимаются по трещинам в коре, но ближе к морскому дну давление падает, холодная вода вызывает эффект конвекции, и начинается химическая реакция, в результате которой выпадают свободные золотые частицы или сульфидные соединения. Кстати, в соленой воде содержится довольно много растворенного золота, а значит, ученому сообществу еще предстоит найти способ его добычи.



Космическая теория происхождения золота

Среди металлов, благородный №79 в природе встречается очень редко. Существует гипотеза образования Солнечной системы в результате взрыва сверхновой. В недрах этой звезды происходил синтез химических элементов, которые по атомной массе тяжелее водорода и гелия. Таким образом, подтверждается гипотеза, что золото не может образоваться в результате термоядерных реакций в самих космических телах.

Гипотезы происхождения золота

Как утверждают астрономы, золото может образовываться в результате больших космических катастроф, которые называются гамма-всплесками. Уникальное свечение, сохраняющееся на месте взрыва, указывает на то, что во время катастрофы может происходить образование значительного количества тяжелых элементов, в том числе золота.

По оценкам исследователей астрофизического центра, количество золота, образованного и выброшенного в пространство во время слияния двух нейтронных звезд может соответствовать 10 лунным массам.

Образовавшийся в результате столкновения материал, богатый нейтронами, может сформировать элементы, которые проходят стадию радиоактивного распада, излучая свечение.

Среди версий о том, как образовалось золото на Земле, преимущество остается за космическим происхождением в результате столкновения с другими космическими телами, произошедшее во времена застывания расплавленной коры планеты.











Свойства золота

Только в фильмах можно увидеть, как изнуренный трудами золотоискатель вытаскивает огромный кусок блестящего в солнечных лучах золота. В действительности обнаружить и распознать этот металл в земле сложно, ведь выглядит он совсем иначе. Самородки, в зависимости от примесей, могут не иметь привычного блеска и характеризуются зеленоватым оттенком.

Понять, что перед вами куски драгоценного металла, можно используя химические реагенты и физические опыты. Золото отличается по нескольким показателям:

  • низкое сопротивление электричеству;
  • высокая теплопроводность;
  • легко поддается ковке и полировке;
  • имеет высокую отражательную способность.

Но главное качество заключается в инертности благородного металла. Золото не вступает в химические реакции с другими элементами за исключением фтора, цианидов и кислорода, но для этого нужны высокие температуры и определенные условия. Оно растворяется только в смеси азотной и соляной кислот, называемой «царской водкой».



Вторичные месторождения - рай для нелегальных старателей

Как определить золото в камне

Свойства металла и интересные факты

Основным свойством металла является его стойкость к коррозии. Оно является мягким и одновременно тяжелым и плотным металлом. Самый крупный самородок, весом около 90 кг, был обнаружен в Австралии.

Воды Мирового океана содержат огромные запасы благородного металла, но его концентрация очень низкая. В истории известен факт, когда была предпринята попытка взяться за извлечение золота из воды. Стоимость этого процесса оказалась очень высокой и впоследствии пришлось отказаться от мероприятия.

Гипотезы происхождения золота

Помимо применения желтого металла в ювелирной отрасли, его используют в других областях:

  • производство деталей и проводов для компьютеров;
  • изготовление стекол для космических, воздушных и морских судов;
  • красителей;
  • в кулинарии (швейцарский ликер на основе корицы продается с золотыми хлопьями, весом около 13 г);
  • в печатном оборудовании;
  • в стоматологии для изготовления коронок.

Когда золото стало ценным?

Археологические раскопки показали, что люди использовали драгоценный металл еще в V веке до н.э. Но в первых человеческих поселениях использовалось необработанное золото.

Создавать золотые предметы быта и украшения люди стали значительно позднее.

Самые ранние золотые украшения, датируемые бронзовым веком, удалось найти на территории Ирландии. Правда, у этого народа металл не пользовался большой популярностью. Его обменивали на рынке на более ценные для северян товары.


Активная разработка руды в Древнем мире велась в странах Средиземноморья. Жители Ближнего Востока поставляли руду и изделия из нее в Египет. Самые древние украшения из драгметалла были обнаружены в гробницах египетской царицы и правительницы шумеров. Оба экземпляра датируются III тысячелетием до н.э.

В России первый золотой прииск был обнаружен только в 1732 году старателями Архангельской губернии. Но разрабатывать его стали значительно позже. Официальной датой начала работ считают 1745 год. Всего первое уральское месторождение дало 65 кг.

Большой треугольник

Большой треугольник

Самый большой самородок золота, найденный в России в 1842 году. Его откопал работник уральской золотодобывающей компании Никифор Сюткин на глубине 3,5 метров. Вес глыбы драгоценного металла составил 36 200 грамм, из которых 91% чистого золота. Назвали самородок «Большой треугольник» из-за формы куска руды. С момента извлечения глыбы она считается собственностью Российской Империи. Ее поместили в коллекцию Алмазного государственного фонда рядом с большими драгоценными камнями и крупнейшими платиновыми самородками, найденными на территории страны.

В каком виде можно встретить золото в природе?

Природное месторождение может содержать руду в двух вариантах: крупицы или самородки. Оба вида имеют принципиальные различия, при этом для ученых до сих пор остается загадкой принцип их формирования.

Крупицы

Наиболее часто встречаемая разновидность. Крупицами называются золотые фракции размером до 15 г. Как правило, крупицы содержат минимум примесей, поэтому их добыча считается наиболее эффективной в экономическом плане.

Способ их добычи заключается в просеивании горной породы. Остающиеся крупицы драгоценного металла послужили толчком к золотой лихорадке, возникшей сразу на трех континентах: в Северной Америке, Европейской части России и Австралии.


Самородки

Куски размером свыше 15 г получили название самородков. Образование самородков происходит значительно реже, но ценность их при этом значительно выше. Чем больше размер куска, тем ценнее будет находка.

В некоторых источниках можно найти упоминание о самородке в 2,5 тонны, который извлекли из земли в XI веке. До наших дней самородок не сохранился, и отыскать нечто подобное сейчас практически невозможно. Найденные в период новейшей истории экземпляры значительно меньше, однако некоторые все-таки заслуживают внимания:

  1. Австралийский континент запомнился как место нахождения рекордсмена в среде самородков. Гигант известен под именем «Плита Хольтермана». Вес находки был равен 100 кг.
  2. Второе место занимает гигант, выкопанный на острове Хоккайдо. Название самородка «Японец», вес – 71 килограмм.
  3. Уральский самородок весом в 36 кг получил свое название «Большой треугольник» благодаря необычной форме.
  4. Замыкает круг известных самородков магаданский «Золотой Великан». Правда, вес у него достаточно скромный, всего 14 кг.


В самородках никогда не бывает чистого золота. А примеси способны изменить цвет металла до неузнаваемости. Поэтому обнаружить самородок очень сложно, а определить его принадлежность к благородным металлам сможет только опытный специалист.

В чем различие между золотыми самородками и крупицами?

С точки зрения обывателя золотом можно назвать оба вида руды. А вот для золотодобытчика разница довольно ощутима:

  1. Крупицы содержат до 97 % чистого золота, самородки изобилуют трудноудаляемыми примесями.
  2. Добыча крупиц экономически более выгодна.
  3. Самородки встречаются крайне редко.

Зарабатывают добытчики золота в основном на крупицах. Находка хорошего самородка считается большой удачей и сулит не столько доход, сколько престиж, создавая имя добытчику.

Золотое сердце

Золотое сердце

Самородок найден на Аляске шахтером Ником Мартинексом из Калифорнии. Вес куска золота в форме сердца – 2,55 килограмма (90 унций). «Heart of Gold» изначально выглядел как камень, покрытый коркой из кристаллов и минералов. Когда Мартинекс случайно ударил по нему киркой, оболочка раскололась и оттуда показалась часть золотой руды. Самородок аккуратно извлекли из почвы, очистили от корки, а после продали Американскому монетному двору. Мужчина, обнаруживший «Золотое сердце», говорит, что гордится своей находкой и сильно переживал, чтобы кусок драгметалла не раскололся, когда его очищали при помощи зубила.

С того времени как человек научился добывать золото из недр планеты было извлечено свыше 200 000 тонн чистого драгоценного металла. Если его переплавить, то получится равносторонний куб высотой в восьмиэтажное здание.

Виды месторождений

В природе существует всего два типа золотых месторождений: первичные и вторичные. Первые еще называют коренными, вторые – россыпными.

Условно можно выделить и такой тип месторождения, как сплавы. Здесь руда содержит не только золото, но и серебро, медь, никель или платину. Содержание собственно золота в таких месторождениях будет снижено, но их часто открывают при разработке других материалов.


Коренные

Первичные месторождения золота находят в горной породе, в местах древней вулканической активности. Металл в таких месторождениях зарождается в результате застывания лавы, вышедшей на поверхность. Реакция с холодным воздухом порождает в лаве возникновение кварца и освободившихся крупиц золота.

Коренные месторождения богаты золотой пылью, найти которую можно только с помощью специальной техники. Насколько порода будет насыщена крупицами благородного металла, зависит от преобладания тех или иных элементов в химическом составе и интенсивности образования кварца. Встречаются месторождения от 100 до нескольких тысяч тонн.

Россыпные

Этот вид месторождений наиболее удобен для разработки. Руда залегает максимально близко к поверхности. Россыпь может быть сосредоточена по руслам рек или скрываться в пустотах между пластами. Получается вторичное месторождение под действием физико-химических факторов:

  • вымывание первичных месторождений подземными водами;
  • перепады температур;
  • воздействие микроорганизмов и прочее.

Залегание золота в местах добычи вторичного типа будет различаться по количеству и качеству. В отличие от первичных они меньше, от 5 до 50 тонн. К тому же такие карьеры подвержены повторным вымываниям. Нередко новые месторождения открываются после тектонических движений, обвалов или просадки почвы.

Как происходит разработка месторождений?

Добыча золота – длительный и трудоемкий процесс. Сегодня, как и сотни лет назад, золото ищут путем многочисленных проб и ошибок. Для этого нужны не только профессиональные знания по геологии и умение производить разведку местности. Помогает в поиске наблюдательность, опыт и даже интуитивный подход.

При этом нужно не только найти месторождение, но и провести химические анализы, взять пробы, запустить тестовое бурение… Все это позволяет сделать вывод о проценте содержания золота в породе и рентабельности разработки карьера.

В числе подготовительных мер можно назвать следующие:

  • визуальное исследование местности;
  • определение границ золотого месторождения;
  • подготовительные работы по инженерии;
  • исследование породы на содержание золота;
  • расчет экономической рентабельности;
  • установление права собственности на земли месторождения;
  • сооружение добывающей станции, укомплектованной специализированным оборудованием.

Тщательная проработка местности – очень важная составляющая. Ведь золотодобывающая промышленность – одна из самых дорогостоящих. На предприятии заняты тысячи сотрудников, а сооружение станции и покупка оборудования обходится не в один миллиард долларов. Ошибки с выбором локации просто недопустимы.

Реставрация

Ссылка на первоисточник:

"Икона". Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. "Стайл А ЛТД", Москва, 1993 г. http://vk.com/photo-49193898_303521553
___________________________________________________________________________________

КАК ЗОЛОТИТЬ ИКОНУ.

Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.

Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным золотом и сусальным серебром.

Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. Для золочения художники пользовались чаще всего литками сусального червонного золота. Листки бывали разных оттенков – от зеленоватого до красноватого, зависевших от количества примеси серебра и меди. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота – "двойник", скованные вместе тончайшие листки золота и серебра. Верхняя сторона "двойника" имеет золотой цвет, а нижняя – серебряный.

До XVI века для позолоты икон пользовались преимущественно сусальным золотом. На самых ранних русских иконах золото имеет зеленоватый оттенок; листки здесь сравнительно с сусальным золотом XV-XVI веков более толстые (плотные). Такого вида зеленоватое золото можно видеть а иконах XII века "Великомученик Георгий", "Деисус оплечный" и на ряде других икон вплоть до XV века. Золото ярко-желтого и красноватого цвета имеет небольшую примесь меди.

Сусальное серебро использовали редко. Самым ранним произведением станковой живописи с посеребренной поверхностью нимба является икона "Николай Чудотворец" начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне хранится в ГТГ).

Имитация серебра оловом, а золота медью встречается очень редко. Примером может служить икона "Богоматерь Толгская" (начало XVI века, Ярославский художественный музей), фон которой был покрыт вместо серебра листками олова. Олово, покрытое желтым лаком, часто встречается лишь на иконах XIX – XX веков.
Золочение сусальным золотом, серебром и другими металлами. Сусальным золотом и серебром золотили обычно фон и нимбы, но иногда и другие элементы изображения (одежды, детали архитектуры, мебель и т.д.). Делали это до начала писания иконы красками. Тончайшие листки золота, серебра или олова наклеивали на гладко обработанный левкас в соответствии с прорисованным изображением. Существовали два основных типа золочения – без полимента и по полименту.

Реставрация

ПОЗОЛОТА НА ПОЛИМЕНТ.

Позолота на полимент по левкасо-меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.

Полимент – это темно-коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной плите курантом до идеальной тонкости и затем просушиваются. Засушенная смесь и называется полиментом. Перед позолотой полимент размачивался и разводился на томленом яичном белке, доведенном до такого состояния, что им можно ровно красить кистью.

Белковый состав подготавливается так. Яичный белок, отделенный от желтков, наливают в бутылку и ставят в теплое место для томления. Томится он до тех пор, пока не сделается очень жидкими и из него не уйдет вся тягучесть, но сохранится известная доля клейкости, необходимая для полимента. Все имеющиеся сорта клея хрупки, и позолота на них при полировке часто слетает. Яично-желтковый разбавитель, на котором разводятся краски, имеет некоторую жирность, из-за чего положенное на него золото полировкой может стереться. Свежий белок применять нельзя, потому что он имеет тягучую, студенистую массу. Но приготовленная из него описанным способом жидкость очень ровная, обладает нужной клейкостью и, что важнее всего, мягкой эластичностью. Испытана эта жидкость практикой многих лет и укрепилась как самый лучший разбавитель для позолоты по левкасо-меловому грунту. На такой подготовке золото держится прочно и хорошо поддается полировке.

Для того, чтобы полимент имел сильный красновато-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокоградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Позолотчик должен иметь шкатулку размером 40х40 см, в ней хранятся инструменты для позолоты и само золото. На верхнюю крышку шкатулки накладывают что-либо мягкое (лучше войлок) и обтягивают ее замшей – образуется маленькая подушечка, на которую перед позолотой и выкладывают золото. Используется в работе листовое золото, уложенное в специальные книжечки.

Если надо золотить большие площади, то золотят цельными листами. Если же нужно золотить места меньше, чем лист золота, то его разрезают специальным ножом с круглым концом и отточенным с обеих сторон лезвием. Таким ножом удобно разрезать листы золота и перекладывать их на подушке с одного места на другое.

Читайте также: