Что такое ювелирная дипломатия

Опубликовано: 24.04.2024

Двадцать лет – срок немалый, тем более, когда дело касается столь авторитетной и неоднозначной профессии – председателя городского суда. Ольга Александровна Егорова по праву считается одной из самых влиятельных и важных судей России. Два десятка лет эта строгая, интересная и очаровательная женщина возглавляла Мосгоросуд, вела самые резонансные дела в столице, часто меняла элегантные жакеты и цвет волос.

А еще сияла интересными украшениями, которые нередко могли свидетельствовать о том, каков характер или настроение этой удивительной женщины в данный момент. То ли ее «укусила» жемчужная муха, и пощады не жди. То ли улыбку милой дамы не скрыть даже за томиком конституции РФ, а этот бирюзовый сет – само воплощение весны и отличного завершения самых сложных дел. В общем, подсудимым оставалось лишь внимать букве закона и речам председателя суда. А еще присматриваться к ее аристократичным украшениям и гадать, что хотела выразить Ольга Александровна, надевая ту или иную брошь, колье или сережки. По аналогии с языком политики и дипломатии, в котором каждый выбранный аксессуар имеет скрытый смысл.

Когда-то Ольга Егорова начинала работу в столичном суде в должности обычного секретаря, юной девчонкой, сразу после окончания школы. Ну а потом был Всесоюзный юридический заочный институт, должность народного судьи в районном суде Москвы и первые шаги в карьере. Именно при Ольге Александровне в Мосгорсуде прозвучали громкие, известные дела, касающиеся Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, о торговых центрах «Три кита» и «Гранд», о столичном поселке «Речник», дома которого подлежали сносу. Но, несмотря на отличную репутацию, в работе нашей героини не обходилось и без парочки ложек дегтя в бочке меда. Так, Верховный суд поставил под сомнение квалификацию Егоровой, а организацию работы Мосгорсуда признал совсем не такой уж радужной, как могло показаться на первый взгляд.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Тем не менее, за двадцать лет на высокой должности Ольга Александровна снискала репутацию одной из самых авторитетных судей из пяти десятков человек, ее коллег со всей России. Строгая судейская мантия, кипа документов, томики по юриспруденции, - будни представительницы Фемиды, зачастую, были непростыми и напряженными. Но работа не позволяла ей расслабиться ни на минуту. А потому, что бы ни случалось, нужно было выглядеть отлично.

Аккуратная стрижка и укладка, элегантные жакеты и костюмы, изысканные украшения и строгий взгляд, - каким бы сложным не было дело, подчиненные знали, что заслуженный юрист России и на этот раз справится на отлично.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Пожалуй, самые примечательные ювелирные сеты в коллекции Ольги Александровны – это жемчужные вещицы. Особенно полюбился нашей героине белоснежный жемчуг, неувядающая классика.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Недлинные, по-королевски роскошные колье в сочетании с приметными сережками на английском замочке, такими же кольцами и позитивной женской улыбкой создают образ стильной, уверенной в себе женщины. Такой профессионал и дама со вкусом, сто процентов, обойдет коллег-мужчин, а многих, и подавно, за пояс заткнет.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Интересно, куда же летит ее жемчужная муха, так мило примостившаяся на воротничке строгого черного платья? Наверняка, ювелирное насекомое тоже состоит на службе у повелительницы-Фемиды. Летает себе по белому свету, сведения собирает, а потом на крылышках приносит их своей хозяйке, то бишь, судье Ольге Егоровой.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Но что-то я увлеклась сказочными фантазиями, пора рассмотреть и остальные разнообразные броши и колье, которых у дамы совсем немало. Янтарь и горный хрусталь, изысканный и очень дорогой черный жемчуг, несколько разновидностей жемчуга белого, - к каждому наряду украшения подобраны со вкусом и со смыслом.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Если хочется женственности, красоты и позитива, выручает вечная бирюза, камень цвета бескрайнего июньского неба. Цвета надежд и добрых пожеланий.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Как вам серебряная брошь с крупной жемчужиной, тончайшая филигрань, которую леди судья не раз сочетала с разнообразными блузами, жакетами и платьями? Искусная работа мастера! Пожалуй, эта брошь смотрится особенно благородно.

Куда летит жемчужная муха, или украшения самой влиятельной судьи России Ольги Егоровой

Крупная желтая хризантема, крошечная муха с черной жемчужинкой и пафосная камея обладают каждая своим характером и настроением. Броши - аксессуары говорящие. Вот и драгоценный цветок в светлой эмали расцвел под лучами правосудия, будем надеяться, что справедливого и беспристрастного.

вершбоу, хобби, дизайн, украшения

Лиса Вершбоу и ее московский друг Васья.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

- Госпожа Вершбоу, вы известны в Москве в двух ипостасях: «супруга посла США в России» и дизайнер. Какая из них профессиональная, а какая факультативная?

– Безусловно, я нахожусь в России по той причине, что я жена посла. Для меня это большая честь. И, конечно, я рада и тому, что имею возможность работать по своей специальности – ювелирного дизайнера. Это не хобби, это моя профессия. Есть у меня и хобби.

– Вы могли бы сказать о них несколько слов?

– Я люблю делать лоскутные одеяла. Одно из них висит здесь, в Спасо-хаусе, вы можете его увидеть. Кроме того, я люблю читать. Вообще есть очень много занятий, которые доставляют мне удовольствие.

– Какие позитивные и негативные моменты вы видите в статусе супруги посла?

– Положительного больше, чем отрицательного. Могу сказать, что мой статус подразумевает большую ответственность, но, с другой стороны, он приносит мне и радость. По долгу службы мужа мы много путешествуем по стране и встречаемся со многими интересными людьми.

– Ваш статус подразумевает участие в протокольных мероприятиях, вас это не утомляет?

– Должна сказать, что я не являюсь представителем правительства Соединенных Штатов. То, что я делаю, я делаю на добровольных началах. Для своего мужа я – партнер, и это партнерство радует меня во всех отношениях. Во-первых, я испытываю патриотические чувства, ведь, находясь рядом с мужем на этом посту, я служу своей стране. Во-вторых, я поддерживаю своего мужа, как это происходит у миллионов других супружеских пар. Так что меня это совершенно не утомляет.

– Вы можете позволить себе не интересоваться политикой?

– Мне кажется, все интересуются политикой. Это не является моей профессией или обязанностью, тем не менее, находясь вдали от родины, я слежу за тем, что происходит в мире. В нашем доме проходят различные мероприятия, и на правах хозяев мы встречаемся с большим количеством разных людей. Меня особенно интересует культурная жизнь. Мой муж, будучи послом, должен знать все стороны жизни вашей страны, одной из которых является культура. В этом отношении я всегда рада ему помочь.

– У вас есть некоторый опыт путешествий по России, что вы могли бы выделить в качестве существенных, с вашей точки зрения, черт здешней жизни?

– Мы путешествуем в определенном качестве: посол США и его супруга. Поэтому всюду нас встречают очень тепло. Но даже если я езжу одна, меня принимают так же радушно. Российское гостеприимство – очень важная и приятная черта. Москва, с моей точки зрения, – самый впечатляющий город России. Хотя и некоторые другие города представляются мне очень интересными. Я бывала в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, встречалась там с художниками, культурный уровень высок по всей стране. Чаще всего я общаюсь с художниками и студентами и вижу, что они прекрасно осведомлены о происходящем в других городах. В среде художников не чувствуется никакой разобщенности, несмотря на то что страна такая большая.

В московском Спасо-хаусе у Лисы Вершбоу есть своя мастерская. Фото Артема Житенева (НГ-фото)

– Какие виды искусства важны для вас?

– Мне нравятся все виды искусства, но в первую очередь прикладное. Когда я приезжаю куда-нибудь, в первую очередь интересуюсь достижениями прикладного искусства, будь то керамика, стекло, текстиль и так далее. Могу поделиться своими впечатлениями от российского прикладного искусства. По-моему, оно очень сильно связано с традиционным народным творчеством. В живописи, скульптуре мы видим много нового, авангардного. В прикладном искусстве этого гораздо меньше, оно в основном остается традиционным. В качестве личной миссии в России я чувствую необходимость показать, что и прикладное искусство может быть таким же современным, как живопись или скульптура. Я стараюсь внести в прикладное искусство некую новую струю. Прежде всего это относится к ювелирному искусству, которым я занимаюсь.

– Одна из самых известных русских поговорок гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ее можно перефразировать: «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Кого из американских и русских писателей вы любите?

– Мне очень нравится современная художественная литература. Когда я была студенткой, я читала много классики, но и тогда меня интересовали новые писатели. Если говорить о русской литературе, то совсем недавно я перечитала «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, очень люблю этого автора. Очень забавной мне показалась его книга «Собачье сердце».

– Одно уточнение: что такое современная литература?

– Я читаю книги, написанные в последние годы. Особенно предпочитаю женских авторов. Недавно вот прочитала новый роман англичанина Иэна Макьюена. Муж частенько подшучивает над тем, что я много читаю женских авторов. Но я не делаю выбора по половому признаку, я читаю то, что мне нравится. Выбирать книги мне помогают статьи по литературе. Когда я приезжаю в Америку в отпуск, мои друзья рассказывают мне, что нового появилось в мире литературы. В США недавно вышел новый перевод «Преступления и наказания» Достоевского, мой сын его прислал.

Очень хочу прочитать эту книгу. Я часто бывала в Санкт-Петербурге, меня водили по местам, где происходили события, описанные в романе, показали дом Достоевского.

– Давайте обратимся к вашему профессиональному занятию. Но прежде детский вопрос: зачем, по-вашему, людям нужны украшения?

– Они очень важны для нашей души, для хорошего состояния. Если посмотреть на историю человечества, мы обнаружим, что украшения существовали с незапамятных времен. С другой стороны, можно говорить и о моде. Люди, одеваясь особым образом, используя те или иные украшения, посылают сообщение о том, кто они такие. На этом основании можно судить о человеке. Меня, например, золото и бриллианты не особенно интересуют, мне не хочется их носить, чтобы показать, что я могу позволить себе такие украшения. Мне нравятся ювелирные изделия как произведения искусства.

– Это означает, что вам интереснее их делать, чем носить?

– Нет. Я считаю, что человек, который носит интересные украшения, является художником почти в той же мере, что и человек, сделавший их. Ювелирное изделие должно быть практичным, и человек, который его носит, должен чувствовать себя комфортно. Если мы возьмем, например, корзину, сделанную мастером, то одним из главных требований будет ее прочность: она не должна развалиться после того, как в нее что-то положили. Когда мы говорим о произведениях живописи, то, наоборот, главным требованием является бережное обращение с ней. Качественное ювелирное изделие должно красиво смотреться и удобно носиться. Я всегда говорю своим студентам: помните о человеке, который будет носить ваши украшения. Скажем, серьги или брошь не должны быть слишком тяжелыми, они не должны повредить ухо или ткань. Это важно.

– Существуют ли, по-вашему, отличия между мужчинами и женщинами в их отношении к украшениям?

– Мне кажется, украшения важны как для мужчин, так и для женщин. Другое дело, есть некоторые условности. Одни из них ограничивают украшения для мужчин, другие – преувеличивают потребность женщин в них, поскольку традиционно именно женщинам принято дарить ювелирные украшения в качестве романтического подарка. А если мы обратимся к истории, то увидим, что раньше мужчины носили гораздо больше украшений, чем женщины. Вспомним военных, их медали и ордена, знаки отличия. То же относится и к монархии, было принято большое количество украшений, позволявших понять, кто есть кто.

– В данном случае речь идет о регалиях, а не об украшениях.

– Но регалии делались ювелирами. Они демонстрировали, что ювелирные изделия имеют коммуникативную функцию. Глядя на украшения, мы можем узнать о религиозной принадлежности человека, состоит ли он в браке и т.д. Позднее украшения стали более декоративными.

– По всей видимости, украшения способны нести и информацию психологического плана. Что вы можете сказать о тех, кто вообще не носит украшений?

– Может быть, эти люди более застенчивые, не любящие привлекать к себе внимание. Вполне вероятно, многие из них чувствуют физический дискомфорт, если надевают какие-либо украшения. С другой стороны, есть люди, украшающие себя слишком обильно. Это тоже весьма красноречивая деталь. Надеюсь, что те украшения, которые делаю я, что-то говорят и обо мне, и о тех, кто их выбирает. На мой взгляд, это люди смелые, старающиеся отрицать всевозможные условности.

– Один писатель сказал мне, что следует опасаться тех, кто тихо разговаривает. Таковы его наблюдения. Можете ли вы сказать нечто подобное о людях, которые не носят украшений?

– Нет. Это люди, просто не интересующиеся украшениями. Я бы не стала высказывать никаких дальнейших предположений.

Хотелось бы вернуться к проблеме отрицания условностей. Резиденция посла США находится в одном из красивейших зданий Москвы, это торжество классической архитектуры. Казалось бы, этот дом требует классических же украшений. Однако мы с мужем решили украсить его предметами современного прикладного искусства, что создало очень интересный контраст, подчеркивающий все достоинства классической архитектуры.

– Вы делали какие-либо украшения для вашего мужа?

– Он носит запонки и кольцо моей работы. Кроме того, в офисе он окружен многими предметами, которые я сделала специально для него.

– В общем, в эстетическом плане вы единомышленники?

– Мы женаты почти тридцать лет, наши вкусы давно формируются совместно. Поэтому представления об искусстве у нас во многом схожи.

– В одном из интервью вы сказали, что на создание серии брошей вас вдохновила московская улица – Новый Арбат. Что еще может послужить источником вдохновения для вас?

– Как любого художника, меня вдохновляет все, что я вижу вокруг себя. Вдохновение – это реакция человека, проявляемая на то, что его окружает. Это то, как художник формирует свой собственный голос. Новый Арбат – хороший пример. Когда я впервые приехала жить в Москву двадцать пять лет назад, Новый Арбат был серой, непримечательной улицей. Когда я вновь приехала сюда, то обнаружила улицу, сияющую всевозможными красками. Это побудило меня создать коллекцию украшений из цветного алюминия и пластика как напоминание о неоновых огнях Нового Арбата. Эта коллекция отражает изменения, которые происходят в Москве. Никогда не знаешь, что тебя может вдохновить. Многие российские явления подвигают меня к творчеству. Например, мне очень понравилась традиция чаепития в России, и я создала серию подстаканников, которые вы сможете увидеть в моей мастерской. Мне это никогда не пришло бы в голову, если бы я не жила здесь и не путешествовала в поездах. Еще я сделала скульптуру самовара.

– Известно, что Равель написал свое знаменитое «Болеро» после того, как побывал на сталелитейном заводе и увидел бушующий огонь. Возможно ли в вашем творчестве обратное движение: от чего-то эфемерного к созданию материального предмета?

– Могу лишь только повторить, что вдохновить может все что угодно. Например, у меня есть серия работ под названием «Лед», к ее созданию меня подтолкнула холодная русская зима. Я сделала сосульки из пластика, похожие на те, что висят за окном моей мастерской.

– Как бы вы могли сравнить американское и российское сообщество ювелирных дизайнеров?

– Я помогала в организации выставки, цель которой – собрать вместе представителей американского ювелирного сообщества и российских дизайнеров. Выставка называется «Две столицы». Организовал ее Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, где, кстати говоря, завтра, 10 апреля, будет проходить открытие выставки. На ней будут представлены работы около 70 художников – американских и российских, выставляется 300 произведений искусства. Должна с радостью сказать, что качество работ и с одной, и с другой стороны оказалось абсолютно сопоставимым. Для меня это не было сюрпризом, поскольку мне известен уровень российских художников, а вот мои коллеги, которые занимались подготовкой выставки в Америке, были поражены. Когда я им привезла CD-Rom с фотографиями российских работ, они пришли в большое оживление, потому что увидели, что изделия российских мастеров были высочайшего качества. Выставка обещает быть очень сильной. Пользуясь случаем, приглашаю всех ее посетить.


20 Окт Ювелирная дипломатия

Армен Манасян — отец четырех детей, дипломат по образованию. Он принимает сложные вызовы современности и ежедневно борется за успех в непростом ювелирном бизнесе. Армен выбирает ювелирное дело, потому что в нем есть пространство для творчества. Все личные успехи и достижения Армен посвящает своей семье, безупречному и прочному, словно бриллиант, тылу.

Расскажите о своем образовании.

Москва — это город, где начались основные события в моей жизни. В 2003 году я приехал в столицу из теплой Испании и понял, что у меня просто нет одежды для московского климата. Меня это даже обрадовало, потому что это было началом новой жизни. Я поступил в Дипломатическую академию Министерства иностранных дел на факультет международных отношений, и начались интересные будни слушателя подобного заведения. Это были встречи со многими известными государственными деятелями, ветеранами внешней разведки, министрами и премьер-министрами разных стран, общественными деятелями; конференции и брифинги стали рабочим режимом нашей учебы. У нас были прекрасные преподаватели, которых я вспоминаю всегда с огромной гордостью и уважением.

Там же я познакомился с девушкой, которая подошла к моему столу во время обеда и сказала: «Вы не против, если я вам составлю компанию?» Глаза, которые на меня смотрели, обворожили меня. Она села за столик, за которым я обедал, и вот уже тринадцать лет мы не расстаемся. За это время мы успели родить четверых прекрасных деток, каждый из которых вызывает гордость. И что бы я ни делал в этой жизни я, конечно же, как все нормальные люди делаю ради них, а потом уже ради себя.

Как возникла идея основать дело?

_mg_0152-dk

После учебы в академии нас всех начали распределять, но я решил попробовать свои возможности не в госслужбе, а в бизнесе. Трудовая деятельность началась в крупной ювелирной компании, в которой я поработал не так уж много, но опыта набрался бесценного, за что всегда буду очень благодарен человеку, который, по сути, стал моим учителем. Всем премудростям управления и ведения бизнес-процессов я научился у него. После увольнения в 2010 году я решил основать свою ювелирную компанию.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о самом бизнесе.

Ювелирный бизнес очень сложный по нескольким причинам. Во-первых, кадровая проблема. Чтобы ювелир состоялся, нужны годы, а иногда и не один десяток. Мы за все время нашей деятельности пропустили через себя около ста человек. Ювелирная промышленность — это высокотехнологическое производство, а значит, и финансово емкое, а бич ювелирной отрасли — это воровство. Воруют, и не думают останавливаться. О ювелирном бизнесе можно говорить очень долго, впрочем, как и о других отраслях, но есть то, что отличает «ювелирку» от других сфер: мы имеем непосредственное отношение к искусству. Без ежедневных творческих усилий просто невозможно существовать.

Какие действия со стороны государства могут помочь развитию вашего бизнеса?

Конечно, есть огромное количество отраслевых проблем, связанных и с законом, и сферой государственно-частного партнерства. Но лично я ничего не жду от государства, а наоборот, есть много нужных и хороших идей, которые я обязательно претворю в жизнь.

Принимаете ли вы участие в выставках, деловых встречах?

Вот уже более пяти лет мы проходим путь становления. Времена очень непростые. С одной стороны, макроэкономические показатели, которые воздействуют на внутреннюю экономику. Не так легко в этих условиях выйти и остаться на рынке оптовой продукции, что является нашим основным направлением. Мы начали выставляться на выставках, и это я считаю переломным моментом в нашей деятельности.

Помогает ли семья развивать бизнес?

Я всегда говорю, что самые ценные сотрудники нашей компании — это моя жена, моя мама и мои дети. Если бы труд моих женщин не прикрывал мой тыл, то, как далеко бы я ушел сегодня?! Я иногда пропадаю по двенадцать, шестнадцать часов на работе, а они мне ни слова в упрек не говорят.

Какие у вас планы на будущее?

Что касается планов, то можно вспомнить поговорку: хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах. Но одно знаю точно: я не остановлюсь ни перед чем! У меня есть цели и задачи, и есть ради кого стремиться! Когда у меня спрашивают, в чем секрет успеха, хочется просто замолчать. С одной стороны, это невозможно объяснить, ведь самый большой труд мы совершаем в себе, в своем сознании и мировоззрении. С другой стороны, конечно же, успех строится на ежедневном труде, который никто не отменял. Это как в спорте трудишься, достигаешь результатов, нет, значит ходишь за ручку с поражением!

Определение термина и его происхождение

В Древней Греции посланникам в другие государства давали с собой навощенные деревянные или бронзовые пластинки с текстом, подтверждающим полномочия посла говорить от имени правителя. Дощечки эти были сдвоены между собой, отсюда и получили название «дипломы». Термин «дипломатия» пошел именно оттуда, но широкого распространения не имел вплоть XVII века.

В 1693 году выдающийся немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц впервые употребил его в своем труде «Свод дипломатического права». Следующей вехой в понимании мирных взаимоотношений стало написание французом Франсу де Кальером книги «О способах ведения переговоров с государями» в 1716 году.

Кратко дипломатию можно объяснить так: это искусство ведения переговоров, позволяющее мирным способом разрешить те разногласия, которые возникают между государствами. В качестве примера можно использовать тот термин, который выработан Министерством иностранных дел: «Дипломатия - деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей».

что такое дипломатия

История дипломатии в довоенное время

Можно считать, что примитивная ее форма зародилась с появлением родоплеменного общества и сопутствующих ему задач: раздела территории, товарообмена между племенами. Да и внутри племени старейшин, решающих местные вопросы, можно было считать своеобразными политиками.

С возникновением государств дипломатическое искусство принимает более совершенные формы. Например, Египет уже 3,5 тысячи лет назад заключил договор с соседним Хеттским государством о предоставлении друг другу военной помощи против внутреннего врага.

В Индии еще раньше появились зачатки международного права и мировой дипломатии. По законам Ману индийский представитель должен обладать профессиональными качествами, которые помогли бы ему распознать планы иностранного государства.

Древний Китай заключал с соседними государствами соглашения о ненападении. Но по причине оторванности Востока от остального мира эти страны не оказали существенного влияния на мировые взаимоотношения, в отличие от Рима и Греции. Однако стоит сказать, что наследие греков и римлян не особо ценится и ценилось впоследствии. Греки искусно переплетали политику с обманом, а основой римской дипломатии был принцип «разделяй и властвуй», который заключался в разжигании раздоров между соседними государствами.

Намного более лояльное отношение к Византийской империи - первому в истории государству, которое предпочитало решать все внешние вопросы мирным путем. Именно у византийцев впервые появились представительства в большинстве государств.

XVI век - время роста дипломатической активности. Сильные мира сего стали понимать, что можно добиться гораздо большего блага для своего государства, действуя мирными способами.

На протяжении XVII-XVIII веков на мировой арене доминирует Франция. Она выступала за создание международного органа, под контролем которого находились бы международные отношения, но реализовать этот план так и не удалось.

После наполеоновских войн в 1815 году Приложением к акту Венского конгресса был определен правовой статус министров, послов и иных лиц, находящихся на территории иностранного государства.

История дипломатии в послевоенный период

Начало XX века выявило в мировом сообществе неразрешимые конфликты, которые в итоге привели к страшной трагедии в истории человечества - первой Мировой войне. Заключенный в 1919 году Версальский мир был непрочным и иллюзорным. Сильные мира сего понимали, что во избежание повторения трагедии необходимо наличие международного органа, способного разрешать назревающие противоречия.

Считалось, что этим органом станет основанная в этом же году Лига Наций. Однако весомым минусом было то, что полномочия учрежденного органа оказались весьма ограничены и касались только военной составляющей. Можно сказать, что военная дипломатия этого периода достигла своей высшей точки развития, в то время как экономическая, торговая и иная сферы остались в стороне. Как стало видно в дальнейшем, функционирование Лиги Наций не помогло избежать второй Мировой войны, еще более масштабной и кровопролитной. Этот факт, как считают многие историки, говорит о провале политики дипломатии этого периода.

В 1946 году Лигу Наций сменила Организация Объединенных Наций (ООН), которая взяла в свои руки восстановление и функционирование послевоенного мира. Наряду с военными вопросами решались экономические и социальные аспекты, что дало мощный толчок развитию мирных взаимоотношений.

В 1961 году была принята "Венская конвенция о дипломатических сношениях", объединившая и структурировавшая все существовавшие до этого теоретические и практические моменты мирных взаимоотношений. Положения конвенции остаются актуальными и поныне.

публичная дипломатия

Назначение дипломатии

Ее функции - это мероприятия, нацеленные на мирное международное взаимодействие. А именно:

  1. Представительство. Речь идет об иностранном государстве или международной организации. Современная тенденция - существование большого количества межправительственных организаций, цель которых - урегулирование основных повседневных вопросов.
  2. Проведение переговоров. Это важнейшая функция дипломатии, ведь вовремя и успешно проведенные переговоры способны предотвратить военный конфликт.
  3. Завоевание расположения у других участников международных отношений - залог того, что они будут прочными и результативными.
  4. Проведение разведки и добыча информации.
  5. Общение, в том числе и переписка.
  6. Обеспечение защиты интересов граждан своей страны за рубежом - также одна из важнейших функций дипломатии.

Методы

Ученые тщательно изучают, что такое дипломатия. Они считают, что ее методы, примененные умело и в совокупности - есть искусство ведения переговоров. Здесь метод - это набор определенных приемов воздействия на субъект с целью достижения поставленной задачи.

Итак, основными методами дипломатии являются:

  • двусторонние и многосторонние переговоры с непосредственным оппонентом;
  • привлечение общественности для помощи в борьбе с агрессией, терроризмом, национализмом, расизмом и радикализмом;
  • организация делегирования полномочий, посредничества в процессе переговоров;
  • проведение политики гласности по отношению действий, происходящих на международной арене;
  • использование ультиматумов, компромиссов, запугиваний и иных методов давления;
  • пропаганда и использование противоречий и разногласий в команде противника;
  • привлечение и использование влияния неправительственных организаций;
  • сокрытие от общественных масс сути соглашений и договоренностей на межгосударственном уровне с помощью создания договоров, не требующих ратификации.

Можно сказать, что в дипломатии применяются всевозможные методы для достижения поставленных целей.

история дипломатии

Средства современной дипломатии

Средствами мировой политики называют способы достижения определенных договоренностей и компромиссов. Среди них выделяют:

  • визиты официального характера;
  • встречи, конференции, совещания;
  • постоянное представительства интересов государства за границей, которое выполняется посольством;
  • подготовка, обсуждение и заключение международных договоров и других дипломатических документов;
  • проведение деловой переписки;
  • осуществление публикации документов, а также освещение в СМИ целей и позиции государства на международном уровне.

Принципы дипломатии

В юридической науке принципы означают основополагающие положения. В дипломатии они бывают общими и специальными. К первой группе можно отнести:

  • признание суверенитета государства, его независимости, самобытности;
  • невмешательство представителей дипломатических отношений во внутренние дела страны пребывания, что давно закреплено нормами международного права.
  • отказ от применения силы.

К специальным относятся:

  • следование нормам международного права и международным обычаям;
  • взаимное уважение и признание равенства партнеров по дипломатическим сношениям, без которого невозможно полноценное взаимодействие;
  • предупредительно-упреждающий характер работы, ее своевременность.
  • отстаивание интересов своего государства, но и уважение точки зрения партнера.

Все принципы выполняются не только публичной дипломатией, но и другими ее видами. Их рассмотрим ниже.

международная дипломатия

Виды дипломатии

В юридической литературе выделяют следующие основные ее виды:

  1. Публичная дипломатия. Представляет собой установление долгосрочных отношений за рубежом, изучение общественного мнения иностранной аудитории, и ее информирование о ценностях и институтах собственного государства.
  2. Политика умиротворения. Суть ее заключается в такой деятельности государства, которая имеет своей целью не обострять существующие противоречия. Достигается путем уступок по незначительным вопросам. Учебные пособия приводят в качестве примера политики умиротворения действия Англии и Франции в отношении Германии накануне второй Мировой войны.
  3. Народная дипломатия. Ее суть заключается в непрерывном общении и взаимодействии народов, влиянии культур друг на друга и обогащении каждой из них новыми ценностями.
  4. Дипломатия канонерок. Канонерка - небольшое, но серьезно вооруженное судно. Суть такой тактики заключается в запугивании противника путем демонстрации своей военной мощи.
  5. Челночная. Имеет место при решении спорных вопросов между двумя государствами при помощи третьего, при соблюдении выдвинутых им условий.
  6. Долларовая. Понятно из названия, что здесь речь идет о предоставлении кредитов и использовании других экономических методов воздействия.
  7. Цифровая. Набирает особую популярность в последнее десятилетие, суть ее - пропаганда, продвижение своих интересов через Интернет.
  8. Торговая дипломатия (или экономическая). Является направлением внешнеэкономической деятельности, основу которого составляют торгово-экономические отношения.

Дипломатия и международное право

Эти два понятия тесно взаимосвязаны. Международная дипломатия - средство выражения внешней политики страны. А внешняя политика, в свою очередь - тот курс, которого государство придерживается в международных отношениях. Для поддержания мира и существующего порядка дипломатия ни в коем случае не должна вступать в противоречие с международным правом.

Государства осуществляют свою деятельность различными способами: при помощи международных переговоров, наличия представительств государства в международных организациях, переписки, заключения договоров и т.д.

При помощи норм международного права регулируется дипломатическая деятельность государства, регламентируются полномочия участников таких отношений.

 дипломатия политика

Дипломатическое право

В литературе встречаются две точки зрения относительно сущности дипломатического права. Одни ученые выделяют его в отдельную отрасль, другие считают подотраслью международного права. Как бы то ни было, в определении термина существует большее единогласие: это система правовых норм, которая регулирует статус и функции органов внешних отношений (дипломатические представительства, консульские организации и др.), которые поддерживают внешнюю политику страны.

На протяжении долгого времени единственным источником дипломатического права являлся обычай. Лишь в XIX веке стали предприниматься первые попытки его унифицирования. В 1815 году был принят Венский регламент, закрепляющий ранги представителей государств, а в 1818 году - дополнивший его Аахенский протокол. Спустя почти 100 лет в 1928 году между латиноамериканскими странами и США была заключена Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая соблюдается ими, и по сей день.

В 1961 году была принята Венская конвенция. На протяжении последующих десятилетий ее положения были дополнены несколькими нормативными актами, касающимися мирных отношений между странами.

Система дипломатического права такова:

  1. Двусторонние отношения (специальные миссии и дипломатические представительства).
  2. Многосторонние отношения (участие делегаций в международных конференциях).
  3. Постоянное представительство в иностранных государствах и при международных организациях.

Участники международных отношений

Выше было рассмотрено, что такое дипломатия. Кто принимает участие в таких отношениях? В научной литературе существует деление участников таких связей на внутригосударственные и зарубежные.

К первым относятся:

  • глава государства (единоличный или коллегиальный);
  • правительство;
  • ведомство иностранных дел (в РФ - Министерство иностранных дел).

Зарубежные, в свою очередь, делятся на постоянные (дипломатические представительства, постоянные представительства при международных организациях) и временные (например, делегации на международных конференциях).

народная дипломатия

Современная политика

После распада СССР в 1991 году перед «новой» Россией стояли непростые внутренние и внешние задачи. По сути, стране пришлось заново определять свои приоритеты, особенно во внешней политике. Интересы государства на мировой арене формировались с учетом геополитического положения, истории, экономики, населения.

Современная дипломатия России ориентирована, прежде всего, на продвижение и защиту национальных интересов, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства.

Делается ставка на многосторонность, многогранность, ведь с каждым днем мировое сообщество сталкивается с новыми проблемами и угрозами, противостоять которым можно только на коллективной основе.

Российская Федерация является активным членом таких международных организаций и объединений, как ООН, ОБСЕ, СНГ, Шанхайская организация сотрудничеств, G8, G20 и др.

мировая дипломатия

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Венская конвенция 1961 года определила, что такое дипломатия и дала признание полного суверенитета и независимого положение представителя государства, его неприкосновенность. Это значит, что он не подлежит ни аресту, ни задержанию, а страна пребывания обязана принять меры, чтобы избежать посягательств на его личность.

Неприкосновенностью и защитой также пользуется и частная резиденция представителя государственной власти, и место его временного пребывания (например, номер в отеле). Дипломат имеет иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также освобожден от налогов и сборов, государственных и трудовых повинностей, и лишен права голоса в выборах.

Иммунитет действует с момента его прибытия в иностранное государство и заканчивается тогда, когда он покидает страну (либо высылается из нее). Интересный факт - иммунитет действует на тело представителя интересов, когда он умирает в стране пребывания.

Что такое дипломатия для государства? Можно сказать, что это неотъемлемая часть его взаимоотношений с другими странами. В современном мире она играет важную роль. Дипломатию изучают и совершенствуют. Именно она помогает решить множество вопросов по взаимодействию государств.

Ювелирное дело (от голландского juwelier — «драгоценность») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает изделие из драгоценных материалов, применяя различные техники их обработки. В ювелирном деле гораздо реже, но все же используются цветные металлы и их сплавы, полудрагоценные и поделочные камни. Искусный ювелир должен не только уметь пользоваться специальным инструментом и досконально знать технические нюансы профессии, но и обладать незаурядными творческими способностями для разработки оригинального дизайна своих произведений.

Ювелирное дело по праву относится к категории наиболее престижных творческих профессий, чьи секреты мастера тщательно хранят и бережно передают из поколения в поколение. А за уникальные шедевры, изготовленные именитыми ювелирами, обеспеченные люди готовы платить огромные деньги.

Ювелирное дело. Древнеегипетские пектораль и ожерелье принцессы Ситатхориунет, XIX век до н. э.

Особенности ювелирного дела

Ювелирное дело — это особое искусство, в котором мастер, наделенный незаурядным талантом, способен превращать дорогостоящие материалы в произведения, имеющие не только денежную, но и значительную художественную ценность.

Ювелирное дело. Золотая диадема-венок из Одрисского царства, IV век до н. э.

К наиболее распространенным материалам, используемым для создания предметов ювелирики, можно причислить:

  • драгоценные металлы (золото, серебро и платину);
  • драгоценные камни (алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг);
  • полудрагоценные камни (янтарь, бирюзу, аметисты, топазы, опалы).

Ювелирное дело. Этрусская серьга в форме дельфина, V век до н. э.

Всевозможные ювелирные изделия можно разделить на следующие основные группы:

  • элементы художественной отделки холодного и огнестрельного оружия;
  • предметы быта (оклады книг, сосуды, посуда, шкатулки, часы, футляры);
  • предметы культового назначения (кресты, реликварии, оклады икон и священных книг, лампады, дарохранительницы, дароносицы);
  • предметы фалеристики и медальерики (ордена, медали, памятные знаки);
  • украшения (браслеты, броши, бусы, цепочки, гребни, диадемы, запонки, медальоны, кольца, колье, кулоны, ожерелья, перстни, серьги, тиары).

Ювелирное дело. Древнегреческая ажурная сетка для волос, IV-III века до н. э.

Мастера-ювелиры используют в своей работе разнообразные техники художественной обработки металлов и камней, в том числе:

  • ковку;
  • литье;
  • чеканку;
  • тиснение;
  • резьбу;
  • гравировку;
  • чернь;
  • эмаль;
  • инкрустацию;
  • травление;
  • вальцовку;
  • полировку;
  • шлифовку;
  • огранку;
  • гибку;
  • пайку;
  • закрепку.

Ювелирное дело. Сирийский золотой браслет, IV век до н.э.

Уникальной особенностью ювелирного дела является возможность многократного использования драгоценных металлов для производства изделий путем переплавки лома. Это часто становится причиной безжалостного уничтожения уникальных шедевров, обнаруженных искателями кладов и похищенных грабителями.

Ювелирное дело. Византийское колье, VI-VII века

История ювелирного дела

История ювелирного дела насчитывает более 5 тысяч лет, именно таким возрастом датируются самые ранние художественные изделия из золота, найденные на территории современного Египта. В те далекие времена местные мастера уже умели изготавливать всевозможные украшения из благородного металла, в том числе, браслеты, нагрудники, ожерелья и погребальные маски фараонов.

Ювелирное дело. Вавилонские золотые серьги с клинописными надписями, XXI век до н. э.

В последующие несколько тысячелетий ювелирное дело из Египта распространилось в соседние регионы — на Ближний Восток и в Междуречье. Здесь весомых успехов в художественной обработке драгметаллов и камней достигли мастера Ассирии, Шумера и Вавилона.

Согласно достоверным историческим источникам, самые ранние упоминания об ювелирных произведениях древнегреческих мастеров датируются XIV веком до нашей эры. Наивысшего расцвета оно достигло в классический период истории Эллады — в V-IV веках до н. э. Древние греки первыми научились создавать украшения из изумрудов и жемчуга, а также добились потрясающих успехов в изготовлении гемм (камей и инталий) для медальонов, перстней-печаток и амулетов.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Пасхальное яйцо «Ренессанс», 1894

Ювелиры Древнего Рима унаследовали традиции соседей-греков и дополнили их собственными уникальными наработками. Они начали широко использовать золото и драгоценные камни не только для нательных украшений, но и при изготовлении мебели и других предметов интерьера. Но после падения Рима под натиском варваров в конце V века многие секреты мастеров были надолго утрачены.

Ювелирное дело. Римский золотой перстень с портретом императора Коммода, II век

В Византийской империи после принятия христианства ювелирное искусство на многие столетия было монополизировано церковью. Неизвестные мастера в огромных количествах изготавливали разнообразные предметы культа для храмов, а также оклады икон и священных книг. Аналогичным образом события развивались в Средневековье на территории всей Западной Европы.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Ювелирное украшение аграф, начало ХХ века

Только в XIII веке, на заре эпохи Возрождения, в парадном убранстве высшей европейской знати вновь стали появляться ювелирные украшения. В обществе начали распространяться идеи гуманизма, а вместе с ними быстро развивались все виды искусства, в том числе и ювелирное дело. Ношение пряжек, перстней, ожерелий и поясов, украшенных драгоценными камнями, вошло в моду, а профессия ювелира вновь стала широко востребованной в обществе.

Ювелирное дело. Декоративный гребень в стиле ар-нуво, 1902

В эпоху Великих географических открытий (конец XIV — конец XVII веков) европейцы наконец смогли познакомиться с образцами ювелирного искусства из других регионов Земли. Моряки, а затем и искатели приключений начали привозить из Африки, Индии и Китая изделия местных ювелиров. В то же время, огромное количество уникальных шедевров из золота доколумбовых цивилизаций Америки были переплавлены испанскими конкистадорами в монеты и слитки.

Ювелирное дело. Густинус Амбрози. Памятник Даниэлю Сваровски в Ваттенсе, 1960

В последующие столетия ювелирное дело вместе с другими видами искусства переживало периоды взлета и падения, сменяли друг друга разнообразные стили, появлялись новые техники и материалы. В XIX веке началось массовое промышленное производство ювелирных изделий, тогда же были образованы всемирно известные ювелирные компании — французская Cartier, американская Tiffany & Co и австрийская Swarovski AG.

Ювелирное дело. Часы Cartier из серии Pasha de Cartier, 1980-е

Самые известные мастера ювелирного дела

Имена подавляющего большинства искусных ювелиров древности навсегда утрачены для потомков и лишь немногие из них знакомы узкому кругу специалистов. Весомый вклад в мировую культуру внесли многие творческие личности, работавшие с драгоценными камнями и металлами. И все же, к числу самых известных мастеров ювелирного дела относятся:

  • Карл Фаберже (Karl Faberge) — российский ювелир немецкого происхождения, основатель знаменитой династии мастеров по изготовлению пасхальных яиц для императорской семьи Романовых. На создание одного шедевра у команды мастеров под руководством Карла Фаберже уходил целый год, зато каждое яйцо и сегодня представляет собой огромную художественную ценность.
  • Чарльз Льюиз Тиффани (Charles Lewis Tiffany) — учредитель огромной транснациональной ювелирной компании, названной его именем. Тиффани был не только талантливым ювелиром, но и успешным предпринимателем, а стоимость созданной им компании сейчас составляет более 16 миллиардов долларов.
  • Даниэль Сваровски (Daniel Swarovski) — австрийский инженер, создавший всемирно известную компанию по обработке драгоценных камней — лидера мирового рынка граненого хрусталя. Кристаллы Swarovski в наши дни используют лучшие дизайнеры и модельеры при разработке элитных коллекций одежды.
  • Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier) — французский ювелир, основатель фирмы Cartier и огромной сети специализированных магазинов по всему миру. Всемирную известность его компания приобрела позже, благодаря разработке его внуком часов, украшенных драгоценными камнями.

Ювелирное дело. Фирменный магазин Tiffany & Co в Гонконге, XXI век

В наши дни ювелирное дело по-прежнему остается востребованным видом искусства. Уникальные шедевры древних мастеров украшают залы лучших музеев мира и частные коллекции богатейших людей нашей планеты. А обычные люди по мере возможностей покупают ювелирные изделия массового производства для себя и близких.

Читайте также: