Как добывали золото ацтеки

Опубликовано: 25.03.2024

Металлы и металлургия

И хотя старого доброго золота у инков обнаружилось большое количество, они на самом деле занимались добычей и других разнообразных металлов. Медь в сплаве с оловом давала им бронзу, которая играла очень важную роль и была единственным металлом, который позволялось использовать в украшениях простым индейцам.

Похоже, что технология выплавки металлов была известна всем народам мира. Исторически первым металлом, который стали добывать, было золото, так как оно делало жизнь роскошной. Железо ржавело, серебро тускнело, золото же было очень податливым и красивым металлом. Следующим металлом, появившимся в жизни человека, стала медь, потом олово (кроме того, свинец. Можно упомянуть метеоритное железо. – Ред.). В Новом Свете все произошло в том же самом порядке, что и в Старом.

Медь добывали в Месопотамии еще в 3500 году до н. э. В перуанских захоронениях она впервые появляется после 2000 года до н. э. Когда появились инки, они не привнесли никаких новых технологий, но хорошо организовали добычу руды и выплавку металла. Прежде всего добывалось золото и серебро, и эти рудники принадлежали Инке. Все золото и серебро отправлялось в Куско; ни одному индейцу не разрешалось покидать город, имея при себе хоть какое-то количество этих металлов.

И тогда, и сейчас индейцы не любили рудное дело. Это занятие уводило местного человека от его земли, и хотя золото и имело свою ценность, но земля была ценностью вечной. Так как золото, медь и серебро добывалось в Андах, эти горы, содержавшие руды металлов, были священными. Они считались уанкас, и индейцы, когда разрабатывали здесь месторождения руд, молились, чтобы боги отдали им из этих гор металлы.

У инков законы относительно рудного дела и рудокопов были точными и определенными. В рудниках Анд разрешалось работать только в течение четырех самых теплых месяцев в году. Горняки сменялись; ни один горнорабочий не мог отправиться на рудник без своей женщины. В отвесно поднимающихся горах, которые окружали очень влажные районы гор Кордильера-де-Карабая (к северу от озера Титикака), где находились крупные месторождения золота империи Инков, были устроены террасы для выращивания зерновых. Здесь до сих пор находят остатки селений, занимавшихся золотодобычей. Золото добывали, главным образом промывая золотоносный песок. Другой способ состоял в том, чтобы построить ряд каменных порожков поперек русла реки, и после дождей здесь собирали камни, содержащие частицы золота. Переплавка золота в слитки производилась таким образом: золото клали в горн, сложенным на высокой горе уайра. Такие горны, работавшие на древесном угле и раздуваемые при помощи мехов, были повернуты на восток, лицом к ветру, который давал достаточную тягу для получения высоких температур, необходимых для плавки.

Металлурги инков использовали все технические приемы, известные в обработке металлов: литье, ковку, пайку, клепку и штамповку. Ювелиры, которые размещались в самом Куско и были освобождены от уплаты налогов, использовали технические приемы, описанные Инкой Гарсиласо де ла Вега, который родился в Куско в 1539 году и, без сомнения, видел их за кузнечными мехами и печами с форсированной тягой: «Они ходили вокруг огня и дули в трубки».

Этот технический прием ничуть не отличается от того, который изображен на египетской гробнице в Саккаре (относится к 2400 г. до н. э.); там можно увидеть, как ювелиры дуют на огонь, чтобы создать жар, необходимый для плавки золота. Таким сравнительно грубым способом инки создавали свои изделия из золота, которые так поразили испанцев. Это был золотой поток, которым захваченный в плен Инка Атауальпа дважды наполнил большую комнату серебряными и один раз золотыми идолами, сорванными со стен и вынесенными из храмов его империи. Таким грубым способом инки (и подвластные им мастера) отливали статуи Инков в натуральную величину и золотые подобия растений из Золотого сада в Куско.

Золото, конечно, чрезвычайно пластично; оно мягче серебра: один его гран (64,8 мг) можно растянуть в проволоку длиной в 30 м; и оно обладает универсальной притягательностью. Пути, по которым везли золото, можно найти во многих частях Древнего мира, и народы древности знали о золоте больше, чем о каком-либо другом металле. У египтян имелась карта на папирусе, датируемая 1300 годом до н. э., на которой было показано, где находятся золотые рудники. У инков также была подробная статистика на этот счет. На рудниках были чиновники, которые контролировали производство и горнорабочих, но если в других странах на рудниках работали обычно преступники, то среди инков этим делом занимались люди, которые таким образом частично отрабатывали свою трудовую повинность.

Золото принадлежало Инке. Никто не знает, сколько золота производила вся империя, и тем не менее благодаря скрупулезным записям с помощью кипу, которые были истолкованы испанцами, полагают, что золото поступало в Куско в количестве семи миллионов унций (т. е. 217 т и 724,5 кг, если автор применяет английскую унцию (31,1035 г). – Ред.) ежегодно.

После смерти каждого Великого Инки с него делали золотую статую в натуральную величину (пукарина), а его дворец, который превращался в его гробницу, украшали золотом.

Серебро также было божественной собственностью Инки. Серебро было скорее качеством, нежели субстанцией, и его нежный лунный блеск заставлял индейцев считать серебро слезами луны. Серебра в Перу было много везде. Люди везде на земле и во все времена любили изящество, элегию серебра. Стихи на санскрите полны образов серебряных колокольчиков; греки, которые в своих торговых делах дошли до Волги, обнаружили там серебряные рудники, на которых работали первобытные скифы. И несмотря на то, что серебро быстро тускнело во влажном климате Анд, инки высоко его ценили; многие металлические изделия в Куско были серебряными. Ртуть также была известна инкам; в Уанкавелике (между Лимой и Аякучо) есть большой рудник, который испанцы позже разрабатывали веками. Несомненно, ртуть использовали при золочении и серебрении бронзы. Этот технический прием использовали ювелиры инков для того, чтобы «увеличить» количество золота. Методы, которые применяли в металлургии перуанцы, изучены недостаточно. Однако нам известно, что инки и мастера подвластных им народов использовали сплавы олова, и олово находят во многих изделиях, которые на первый взгляд кажутся сделанными из чистого золота. Перуанцы смешивали медь с оловом, чтобы получить бронзу, делали из бронзы отливку и чеканили ее, когда она остывала. Имея в запасе такие приемы литья, мастера изготавливали головки для боевых палиц, тяжелые бронзовые рычаги (чумпис), ножи (тумис), довольно разнообразные хирургические инструменты, болас для ловли птиц и животных, булавки (топос) для застежек женской одежды, украшения для ушей и пинцеты для выщипывания волос; этот список можно продолжить, но он и так уже достаточно длинный, чтобы показать, насколько широкое применение находила металлургия. Все это, конечно, затмевалось огромным количеством золотых и серебряных украшений.


Рис. 152. Фигурка женщины, отлитая из серебра. Она всего лишь 20 см высотой, но конкистадоры сообщили, что нашли отлитые из золота и серебра статуи в полный рост

Чему равнялся этот золотой поток в переводе на слитки золота и серебра и покупательную способность, показал доктор Самюэль Киркленд Лотроп. Собранное золото и серебро, привезенное в Кахамарку по приказу Великого Инки Атауальпы, которого испанцы держали у себя в качестве пленника и который согласился выкупить себя, заполнив комнату длиной приблизительно 7,5 и шириной 4,5 м «на высоту белой линии, до которой не мог достать рукой человек высокого роста», составило 1 326 539 песо чистого золота и 51 610 марок серебра. По покупательской способности эта сумма в настоящее время составила бы более 500 миллионов долларов. Золотой и серебряный запас Инки приведен здесь в единицах стоимости слитков лишь для того, чтобы дать какое-то представление о его огромных размерах. Как произведения искусства все эти предметы были бесценны. Естественно, для того, чтобы их можно было перевезти и поделить между конкистадорами, эти произведения искусства должны были быть переплавлены в слитки. И хотя некоторые из удивительных золотых шедевров были отложены для короля Испании Карла V, ни одно из этих художественных произведений не сохранилось (сохранилось очень мало. – Ред.), все они пошли в переплавку согласно королевскому указу от 13 февраля 1535 года: «Все золото и серебро из Перу должно быть переплавлено на королевских монетных дворах в Севилье, Толедо и Сеговии».

Все, что мы знаем об этих утраченных произведениях искусства, было написано простым солдатом, взволнованным увиденными им фантастическими предметами ювелирного искусства из золота, достойными Бенвенуто Челлини. «В Куско… они нашли много статуй и идолов целиком из золота и серебра, фигуры женщин в натуральную величину очень хорошей работы и формы, пустые внутри. Думаю, что они были самыми лучшими из всех, которые только можно сделать где-либо…» Другой конкистадор написал, что видел «много сосудов из золота, омаров, которые водятся в море, а на других золотых сосудах были высечены изображения птиц и змей, даже пауков, ящериц и каких-то жуков…». А секретарь, который вел запись всех золотых трофеев, захваченных конкистадорами, перед передачей их золотых дел мастерам в переплавку на слитки, видел, в какую высокую кучу они все были сложены: «Поистине это стоило увидеть… сосуды, вазы и посуда различной формы, на которой подавали еду правителям инков… Там были четыре ламы из чистого золота и очень большие десять или двенадцать женских статуй в натуральную величину, все из чистого золота и такой красоты и прекрасной работы, что, казалось, они живые…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Металлургия

Металлургия Во времена раннего бронзового века металлургия в основном развивалась под влиянием расширявшейся торговли с районами Центральной Европы. Начиная с середины второго тысячелетия до н. э. орнаментированные металлические предметы постепенно вытесняют

Металлы можно давить

Металлы можно давить Глупейший человек был тот, который изобрел кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели. (К. П. № 97) Появился в расписании у нас предмет «обработка металлов давлением». Преподаватель сей науки, видно раньше работал в ПТУ, да так и остался на

Драгоценные металлы — страховка, а не капиталовложение

Драгоценные металлы — страховка, а не капиталовложение Из практики последних 50–100 лет современный рынок драгоценных металлов кажется чем-то аномальным. Драгоценные металлы инвестицией сами по себе не являются. Это скорее форма страховки от последствий падения


Это случилось в 1981 году. Строители случайно обнаружили двухкилограммовый золотой слиток. В то время невозможно было определить точный возраст драгоценного металла. С тех пор химическая наука шагнула далеко вперёд. Буквально две недели назад Мексиканский национальный институт антропологии и истории (NIAH) объявил, что наконец смог тщательно проверить золото и определить его происхождение.

Империя ацтеков была сказочно богатой и развитой цивилизацией.

По данным учёных золото по возрасту относится к 1519 или 1520 году. Это время соответствует моменту, когда Кортес бежал из Теночтитлана со своими воинами. Конкистадоры крали драгоценности, украшения, золотых идолов и переплавляли золото в слитки. Именно прихватив эти сокровища они и бежали тогда, надеясь вернуться в Европу богачами. Существует легенда о кладе Кортеса. Последние исследования учёных дали экспертам убедительные доказательства того, что всё описанное в истории о Кортесе — правда.

Тут нужно отметить, что удивительно организованное ацтекское общество не сразу стало столь богатой и могущественной империей. Вначале, как описывают ацтекские летописи, они были мирными охотниками и земледельцами. Проживали они в местности, носившей название Ацтлан. От этого названия и пошло само слово «ацтеки», так их называли иноплеменники. Сами они называли себя - «мешики». От этого слова произошло название современной Мексики.
Пришло не очень благоприятное время — изменился климат, начались засухи. За этим последовала череда неурожаев и голод. Ацтеки стали бросать насиженные места и искать лучшей жизни на юге. Там обитало племя тольтеков. Это была довольно развитая богатая империя. Но, как это часто бывает, страну раздирали междоусобицы. Ацтеки были как-то везде не ко двору.

Золотой слиток, обнаруженный под баром в Мехико, возможно, принадлежал Кортесу.

Осесть было негде и ацтеки стали промышлять наймом на военную службу к тамошним правителям. В течение нескольких десятилетий ацтеки совершенствовались в воинском искусстве. Такая жизнь превратила бывших крестьян в сильных и жестоких воинов. Один из правителей выделил им земли для жизни. Так ацтеки расселились на острове посреди озера Тескоко.
Место там было не очень гостеприимное. Мало того, что он был небольшим по размеру и поросшим колючками, он ещё и просто кишил змеями. Племя это ни капельки не смутило — змей они с удовольствием употребляли в пищу. Да и остальные недостатки ацтекам удалось превратить в достоинства. Прошло не так много времени и примитивная, на первый взгляд, цивилизация, превратила эту местность в настоящий рай.

Бывшим землепашцам пришлось стать жестокими и умелыми воинами.

Почва на острове была болотистой и мешики укрепляли свои дома деревянными сваями, чтобы они не погружались в почву. Пахотных земель катастрофически не хватало. Ацтеки создали плавучие острова, на которых умудрялись выращивать по семь урожаев в год. Они построили просто потрясающую водопроводную систему: с вершин гор по каменным каналам поступала всегда свежая вода. Этими невероятными людьми была построена шестнадцатикилометровая дамба, которая оберегала город от наводнений. Ацтеки строили отличные дороги. Также ими была придумана уникальная система оповещения. Без наличия транспорта, почту они доставляли со скоростью, которая в то время никому и не снилась. И всё это великолепие создали люди, основными орудиями которых были орудия из кости и камня.

Ацтеки построили настоящий рай земной на непригодных землях.

Ацтеки не были уникальны среди других развитых цивилизаций по развитию науки, но они, безусловно, выделялись среди них. У них была весьма экзотическая даже для диких племён, идеология, корни которой уходили в религию ацтеков. Они верили, что миром правят боги, которые питаются человеческими жертвами. Если богов не кормить, то вселенная погибнет. Всё просто: чтобы спасти мир, нужно приносить богам жертвы. Чем больше — тем лучше. Традиционно ацтеки приносили в жертву своим богам, побеждённых в бою и захваченных в плен, иноплеменников.
По велению судьбы ставшие профессиональными наёмниками, ацтеки больше всего ценили воинское мастерство. Каждый мальчик воспитывался с детства как воин. Верхом воинского искусства считалось не убить противника, а захватить его живым. Потому, что его можно было принести в жертву кровожадным ацтекским богам. Юноша официально становился мужчиной только тогда, когда приводил своего первого пленного. Когда воин приводил двух пленных — он приобретал право носить специальную одежду. Когда же количество пленённых противников доходило до четырёх, мужчине разрешалось украшать себя либо шкурой ягуара, либо орлиными перьями. Такие воины уже принадлежали к высшему сословию, могли пользоваться различными привилегиями, им была положена своя земля и высокая должность.

Величественные ацтекские пирамиды.

Металлургия в государстве ацтеков была не развита, они использовали камень и кости для производства оружия и различных орудий труда. Технологию использования этих материалов мешики освоили в совершенстве. Простые воины имели деревянную булаву и копья с обсидиановыми наконечниками. Воины рангом повыше были экипированы хлопковыми доспехами, призванными защищать их от стрел и щитом из дерева. Оружием ацтеков были костяные или деревянные дротики, копьё. Самым главным оружием был деревянный меч, с обеих сторон оснащённый острыми, как лезвие, вставками из обсидиана. Ударом меча, по словам испанцев, ацтеки без труда могли отрубить голову лошади.

Битва ацтеков с испанскими конкистадорами.

Кроме своего потрясающего воинского мастерства, ацтеки прославились человеческими жертвоприношениями. В этом они были настолько кровожадны, насколько изобретательны. Конечно, за всю историю человечества очень многие племена приносили человеческие жертвы, даже каннибализмом тоже мало кого можно удивить. Но вот только именно ацтеки прославились тем, что ритуальные человеческие жертвоприношения стали основой их государственности, их священной имперской идеологией. Отдельного внимания заслуживают и масштабы. В сохранившихся исторических записях сами мешики указывают, что только при освящении своего свежепостроенного храма ими было принесено в жертву 84 тысячи человек!
Способы были тоже очень интересными. Когда на престол восходил император, то сначала он совершал военную вылазку, захватывал пленных. После принесения этих несчастных в жертву, новоиспечённый император омывал в их крови ноги. Это у ацтеков было своего рода процедурой инаугурации.

Храм ацтеков.

Для каждого праздника были свои определённые жертвы, которые приносились специальным способом. Для ублажения одного бога, нужно было вырвать у живого человека сердце и положить его, ещё бьющимся, на алтарь. Для удовлетворения другого требовалось опоить жертву наркотическим зельем, потом человека бросали в костёр. После, со слегка обжарившейся жертвы снимали кожу, жрецы напяливали её на себя и так танцевали ритуальные танцы.
У воинов было своё развлечение — к ноге пленного привязывали огромный неподъёмный камень, вручали копьё, где вместо наконечника были птичьи перья и нападали на него толпой. Один раз с этим ритуалом произошёл забавный казус: вождь соседнего племени успел убить два десятка ацтеков. Они были настолько поражены силой и доблестью воителя, что отпустили его на волю с почестями.

Эрнандо Кортес.

Самым странным способом принесения жертвы у ацтеков был такой: племя выбирало самого сильного и красивого юношу. Для выбора такой жертвы у ацтекских жрецов был специальный список требуемых качеств. Целый год молодого человека кормили самыми лучшими и изысканными яствами. Он жил в роскошном доме со слугами, самых красивых женщин-аристократок отдавали ему в жёны. Куда бы не пошёл этот юноша — люди падали ниц перед ним. К нему относились как к богу. В конце года этого молодого человека вместе со всеми жёнами и отпрысками приносили в жертву. Жрецы причащались его плотью. Ступни и кисти казнённого сбрасывали с пирамиды вниз, для остальных людей.
Очень милые люди были эти ацтеки. Чего только стоят их стены из человеческих черепов. Мешики настолько запугали все окружающие их племена, что те только и ждали возможности отомстить им. Такая возможность им вскоре представилась.
Европейский авантюрист Эрнандо Кортес, вдохновлённый рассказами об экспедициях Колумба, собрал эскадру кораблей и отправился на поиски счастья. Адмирал Кортес участвовал в завоевании Кубы. Он сколотил весьма солидное состояние и мог бы безбедно жить в роскоши до конца дней своих. Но алчность и жажда приключений погнали Кортеса в новую экспедицию.

Император Монтесума ІІ с почестями встречает Кортеса.

Эрнандо прослышал об империи сказочно богатых золотом ацтеков. Недолго думая, он снарядил корабли и отправился туда.
Вначале ацтеки встретили Кортеса и других испанцев весьма милостиво. Им вручили богатые дары и относились к ним очень почтительно. Те же настолько потеряли голову от окружающих вокруг несметных сокровищ, что стали просто наглеть. Конкистадоры беззастенчиво грабили население, и в конце концов, оскорблённые и разъярённые ацтеки восстали, и изгнали испанцев. Те, убегая, пытались унести с собой побольше золота. Кортес во время бегства, согласно легенде, припрятал клад из золотых слитков. Именно к этому кладу, возможно, имеет отношение обнаруженный в 1981 году в Мехико, слиток.
Спустя год, Кортес вернулся в Теночтитлан, заручившись поддержкой разных местных племён, желавших избавиться от жестокого ига ацтеков. Наивные индейцы воображали, что европейцы принесут им избавление, но получилось так, что испанцы уничтожили большую часть местного населения. Испания превратила местных жителей в бесправных рабов. Многие умерли от принесённых чужеземцами болезней, от которых у индейцев не было иммунитета. Большое количество людей замучила испанская инквизиция. В 1520 году испанцы во главе с Кортесом убили последнего великого императора ацтеков - Монтесуму II. Прекрасной цивилизации ацтеков пришёл конец.

Жертвоприношения ацтеков были весьма жестоки и изобретательны.

Ведущий археолог NIAH, Леонардо Лопес Лужан, говорит: «Золотой слиток является уникальным историческим свидетельством трансцендентного момента мировой истории». Он добавил, что до сих пор эксперты могли полагаться только на древние тексты и другие документы, чтобы узнавать подробности о последних днях великой империи ацтеков.
Археологические работы под городом продолжаются. Ведь по мнению экспертов, под современным Мехико не только уйма золота и бесценных исторических артефактов. Там находятся руины храмов, величественных священных ацтекских пирамид и других исторически ценных строений. Ещё в 1978 году муниципальные работники обнаружили Великий Храм ацтеков. Работы по археологическим раскопкам не замедлились, историки с помощью современной науки узнают с каждым днём всё больше о секретах империи ацтеков. О том, как несмотря на все великолепные глубокие научные знания, на несметные богатства, огромные ресурсы — империя мешиков пала.

Руины прежде величественных и прекрасных городов - всё, что осталось от великой империи ацтеков.

Вне всяческих сомнений, эти последние исследования, касающиеся золотого слитка и его связи с Кортесом — это только начало. Великие открытия и великие находки ещё впереди.
Ещё интересные подробности о религии ацтеков, читайте в нашей статье каким богам молились ацтеки и кто научил людей любить.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

у самых преддверий неба
полны были песен, елея,
человек разрушал гнездовья
огромных птиц на вершинах,
и в новых своих владеньях
держал семена земледелец
в пальцах, раненных снегом.

Пабло Неруда. Всеобщая песнь (перевод М. Зенкевича)

Некоторое время тому назад на страницах «ВО» были опубликованы три материала под общим названием «Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1, 2, 3), а также ряд дополнительных материалов про кубок из Триалети, находки бронзового века в Дании и на Крите. Одним словом, на сегодня с Европой бронзового века, можно сказать, покончено. О сейминцах и турбинцах было, лужицкой культуре – было, Бородинском кладе – было, реконструкторе Ниле Барридже – было. Была и впечатляющая подборка материалов по воинам Троянской войны, которая тоже относилась к эпохе бронзы. А вот по Новому свету только то и было, что достаточно краткий рассказ о ковке меди вхолодную племенами, жившими вдоль Великих озер, и племени «йеллоунафз». Был сделан вывод, что термин бронзовый век к культуре Северной Америки неприменим, поскольку существовавшие там культуры, владевшие технологией металлообработки так и остались в меднокаменном веке. Больше других повезло ацтекам и майя, которые научились добывать и обрабатывать золото и серебро. Однако технологию выплавки бронзы они так и не смогли освоить. Правда, единичные находки бронзовых предметов на западе Мексики археологам известны, но считается, что они не местного происхождения. В целом же термин «бронзовый век» к культурам Месоамерики не применяется. Однако нельзя сказать, что Америка бронзового века не знала. В бронзовом веке жили инки, обитавшие в горных областях Южной Америки.


От культуры Моче до нашего дня сохранилось множество замечательных изделий из золота, но многие из них совершенно необычны. Как вам, например, вот такое украшение для носа? (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Украшение для носа, V – VI вв. н.э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Однако еще до появления на исторической арене инков здесь уже существовал ряд цивилизаций, которые знали металл. Прежде всего, это цивилизация Моче (или культура мочика, известная своей оригинальной цветной и лепной керамикой и совершенными ирригационными системами), Уари (государство, ставшее по сути, прообразом империи инков, хотя его население и говорило на другом языке), Чиму (с центром в городе Чан-Чан, и также с характерной керамикой и архитектурой), Наска (о которой все знают по гигантским фигурам и линиям на расположенном высоко в горах плато), Пукина (с столицей в городе Тиауанако к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей горной крепостью Куэлап, которую называют еще также «Мачу-Пикчу севера»). Все они знали металл и умели с ним работать, хотя если медь в Месопотамии уже добывали в 3500 году до н. э., то в перуанских захоронениях изделия из нее впервые встречается лишь после 2000 года до н. э. А еще археологические находки однозначно говорят о том, что, когда инки здесь наконец-то появились и создали свою империю, никаких новых технологий они с собой не принесли, а всего лишь хорошо организовали добычу руды и начали выплавлять металл в больших масштабах.


Тоже украшение для носа, но совсем простое. Видно автор был эстетом или «не имел ни ума, ни фантазии». Но зато золото! Это уже нечто! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Золотое носовое украшение, инкрустированное бирюзой и хризоколлом явно принадлежавшее человеку со вкусом или с положением. Культура Моче (200—850 гг. н. э.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, а начало металлообработке в Южной Америке положила древняя культура Моче, о происхождении которой мы мало что можем сказать, кроме того, что она… действительно была, поскольку от нее остались многочисленные артефакты! Возникла она в преддверии нашей эры, и просуществовала до VII в., а своего наивысшего расцвета достигнув в III – VI вв. Экономической основой этой культуры было развитое ирригационное земледелие, основанное на применении естественных удобрений, таких, как гуано, которое индейцы мочика добывали на островах, расположенных неподалеку от берега. Используя столь примитивное орудие труда, как палка-копалка из твердого дерева, лишь изредка имевшую медный наконечник, они добились впечатляющих успехов в растениеводстве и огородничестве. А еще они разводили лам, дававших им шерсть, и морских свинок… на мясо! Естественно, что, живя на берегу океана они ловили рыбу и занимались морским промыслом.

Первый металл Южной Америки (часть 1)

А вот как они носили в носу вот это? (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но самое главное в данном случае, что создатели культуры мочика были прекрасными металлургами и искусными ювелирами. Уже во II в. н.э. они умели выплавлять медь, и сплавлять ее с золотом и серебром. Им было известно литье по выплавляемым восковым моделям и золочение изделий травлением. Металл Моче использовался и для изготовления украшений и предметов роскоши, а также для орудий труда.


Золотая маска сипанской культуры. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Гончарное дело также было очень развито. Причем особенно удавалась индейцам мочика ритуальная раскрашенная посуда и портретные сосуды, изображавшие, как считают ученые вполне конкретных людей. Лепка в их изготовлении сочеталась с художественной росписью, а сами сосуды (или их отдельные элементы) очень часто оттискивали в формах, что позволяло их многократно тиражировать. Правда, гончарного круга они не знали, но вот такой технологический прием его им вполне заменял! На некоторых сосудах можно обнаружить знаки, которые вполне могут рассматриваться как своеобразные клейма мастеров, что говорит о высоком уровне их профессионального мастерства.


Клипсы для ушей. Золото с инкрустацией. Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ткани мочика выделались из хлопковой пряжи, иногда смешанной с шерстяными нитями. На одном из сосудов, например, была изображена даже ткацкая мастерская, где женщины работают на ручных станках, привязанных одним концом к столбу или балке перекрытия, а другим к поясу ткачихи. За их работой надзирает некто более высокого ранга.


Маска культуры Сипан. X –XII вв. 74% золота, 20 % серебра, and 6% меди. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Обращает на себя внимание и строительное искусство. Индейцами Мочика была возведена громадная (55 м высотой) ступенчатая пирамида Уака-Форталеса. Еще две пирамиды, построенные в долине Моче, были поменьше: Уака-дель-Соль (примерно 40 м) и Уака-де-ла-Луна (более 20 м). Но это были центры, где пирамиды сочетались с городской застройкой, а ведь были еще и отдельно стоящие пирамиды и настоящие крепости.


Портретный сосуд, принадлежавший культуре Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Интересно, что в качестве материала, из которого все это сооружалось, являлись прямоугольные сырцовые кирпичи – адобы. Причем, на кирпичах из которых были сложены большие пирамиды в долины Моче были найдены геометрические отпечатки, которые сегодня считаются знаками общин, по которым вели учет количеству кирпичей, произведенных в качестве трудовой повинности. Стены построек культового характера покрывались фресками мифологического характера и точно такие же изображения мифических персонажей и характерных сцен можно встретить на предметах из металла и текстиля и на огромном количестве керамических изделий.


Бутылка «Лиса-воин». Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Портретная бутылка, культура Моче III – VI вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


«Любовь». Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Во главе пантеона божеств мочикского общества, стояли антропоморфные божества и, в частности, «Бог с лучами». Зооморфные, но в значительной степени человекоподобные божества, например, боги-воины – бог-лис, бог-морской орел, бог-олень и др., а также боги-жрецы – бог-сова, бог-обезьяна, бог-летучая мышь, и второстепенные божества – стервятники-урубу, бакланы, ящерицы, мыши и т.д., занимали низшую ступень, где находились и фитоморфные божества. Совершенно фантастические существа мочика также были известны. Это драконы, демоны, лягушки-ягуаров.


Бутылка-кошка. Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Своих усопших мочика хоронили в узких ямах, с перекрытием из прутьев и кирпичей – адобов. Покойники заворачивались в циновки укладывались на спину. Даже в рядовых погребениях находят по несколько сосудов и другие вещи. Тогда как в богатых погребениях их десятки! Известно, например, погребение пожилого «воина-жреца» в долине Виру, который был похоронен в медной маске, причем его сопровождали останки ребенка, а также двух женщин и мужчины. Вместе с ним на «тот свет» отправилось огромное количество керамических сосудов, деревянные жезлы с искусно вырезанными инкрустированными навершиями, различные изделия из перьев, головные уборы и разные другие предметы.


Индейцы мочика любили кошек и часто их изображали. Вот, например, сосуд, на котором показан мужчина с кошкой на руках. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Любили они и вот такие «скульптурные изображения»… (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А кошек изображали даже на пластинках-украшениях для носа! Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

На северной окраине мочикской территории, в Сипане, в толще сырцовой платформы, на которой некогда стояли храмовые постройки, нашли прямоугольную могилу, в которой стоял деревянный гроб с останками мужчины, лежавшего на спине и державшего что-то вроде золотого скипетра в руках. Нижнюю часть лица его закрывала золотая маска, тело было завернуто в ткань. В могиле было найдено огромное количество вещей (более 400!), обозначавших его высокий ранг – головные уборы, украшения из золота с инкрустациями, украшения из перьев, драгоценные раковины, золотые и бронзовые пластины, служившие в качестве панциря, золотые штандарты и многое другое. Усопшего сопровождали восемь человек.


Раскопанная могила «Правителя Сипана».

Судя по их одежде и останкам, это были его жена, две другие женщины — вероятно, наложницы, военачальник, охранник, знаменосец и ребенок. Среди найденных животных была собака, а также бесчисленное множество керамических сосудов различной формы и предназначения. Ниже его могилы была могила его предшественника, где также нашли еще и останки молодой женщины и ламы, а также роскошные одежды, украшенные золотом и серебром. Наличие богатых погребений отмечалось и в пирамидах долины Моче.


Украшение головного убора, II в. н.э. Культура Наска. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В VII в. цивилизация Моче постепенно пришла в упадок, а в конце VII — начале VШ в. и вовсе прекратила свое существование. Однако важно другое, а именно, что первые находки изделий из мышьяковистой бронзы в Южной Америке как раз принадлежат к этой культуре. То есть в середине I тысячелетия н. э., в северном Перу металлургия бронзы уже существовала. Появившиеся следом культуры Тиуанако и Уари умели выплавлять уже классическую оловянистую бронзу, то есть усовершенствовали технологию Моче. Ну, а государство инков Тауантинсуйу, существовавшее в Южной Америке в XI – XVI веках уже вполне можно считать цивилизацией развитого бронзового века.


Бронзовый нож инков XV – XVI вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Почему-то считается, что главным металлом у инков было золото, однако на самом деле они добывали и обрабатывали и целый ряд других металлов. Сплавляя медь и олово, они получали бронзу, которая в их обществе была единственным металлом, который простые индейцы могли использовать для изготовления украшений, без которых, понятно, люди древних цивилизаций просто не могли существовать.

Мы рассказали уже самые древние мифы и предания о жёлтом металле, поведали легенду о золотом Эльдорадо.

В этой статье рассказываем таинственную историю сокровищ ацтеков.

История о сокровищах богатейшей цивилизации мира связана с именем алчного конкистадора Эрнана Кортеса. В XVI веке испанец прославился своими завоевательными походами в Мексике и покорением империи ацтеков. Самое известное предание о несметных богатствах древнего народа — легенда о золоте Монтесумы.

Эрнан Кортес и золото вождя

В ноябре 1519 года рота испанских солдат под командованием Эрнана Кортеса прибыла в Мексику. Отряд Кортеса из 250 хорошо вооружённых человек вошёл в столицу государства ацтеков — Теночтитлан. Предводитель Монтесума был сказочно богатым, в его тайниках хранились несметные золотые сокровища. По свидетельствам многих хронологов, ацтекский вождь Монтесума был подлым трусливым человеком и очень жестоким правителем. Войска Монтесумы сдались под натиском испанских завоевателей. Из-за своих религиозных поверий индейцы испытывали трепетный страх перед «белокожими богами».

Боязливый Монтесума лично пригласил Энана Кортеса в свою резиденцию в качестве гостя и устроил ему пышный приём.


На картине: Монтесума — последний император ацтеков династии Акамапичтли, короновался как император мира.

Во время пребывания во дворце испанцы увидели свежую кирпичную кладку в стене одного из залов. Они проломили её и попали в большую комнату, доверху полную драгоценными богатствами. Здесь лежали груды украшений из золота, множество слитков, золотая утварь и столовые приборы, самоцветы, дорогостоящие ткани. Эти сокровища ранее принадлежали императору ацтеков Ашайакатлю, предшественнику Монтесумы.

Конкистадор сделал вид, что не знает о тайнике. По приказу Кортеса солдаты также хранили молчание и замуровали «золотую комнату». Стремясь быстрее выпроводить непрошеных гостей, вождь Монтесума решил преподнести эти сокровища в дар грозному испанскому монарху Карлу V. Кортесу было предложено доставить драгоценный дар королю как можно скорее.

Но Эрнан Кортес не спешил покидать земли ацтеков. Испанец понимал, что помимо «золотой комнаты» в Теночтитлане ещё много подобных драгоценных хранилищ. Оставлять золото ацтекам он не собирался.


На картине: Фернандо Кортес де Монрой и Писарро Альтамирано — знатный идальго, испанский конкистадор, завоеватель Мексики.

Кортес не успел захватить сокровища. Ему предстояло уладить давнюю тяжбу с кубинским губернатором Диего Веласкесом. Веласкес завидовал успехам отважного конкистадора и отправил в Мексику свой военный отряд, чтобы захватить Кортеса. Конкистадор оставил в Теночтитлане своего наместника Педро де Альварадо.

Ночь печали

В мае ацтеки отмечали народный праздник, посвящённый одному из их божеств, и попросили де Альварадо позволить им провести торжественную церемонию. Военачальник поставил условие: в храм все индейцы должны прийти безоружными. Ацтеки согласились. На праздник в Теночтитлан собрались богатые индейцы со всей Мексики, щедро увешанные золотыми украшениями. Они были безоружны. Испанцы также пришли на празднество, но в полной боевой амуниции. Альварадо жаждал лёгкой наживы и приказал своим солдатам атаковать беззащитных ацтеков. Все участники ритуала были убиты. Испанцы завладели множеством драгоценных камней и изделий из золота. Подлость солдат вызвала гнев ацтеков, и весь город Теночтитлан восстал против вероломных завоевателей. Их спасло внезапное возвращение Эрнана Кортеса и его отряда.

Разъярённые индейцы активно атаковали испанцев. Бои шли один за другим, силы покидали испанских солдат. На помощь конкистадору и его войску пришёл Монтесума. Монтесума призвал ацтеков прекратить бойню, пообещав, что испанцы без сражения покинут город Теночтитлан. Восставших индейцев возмутили трусливые слова вождя, они назвали его предателем и позором народа. В Монтесуму полетели камни и стрелы. Он был ранен и вскоре скончался.

Ацтеки продолжили массивную атаку на испанцев. Кортес понял, что им не продержаться, и дал приказ уходить. Конкистадор забрал всё золото из тайника Монтесумы. Индейцы сражались с удвоенной силой. Ночью 1 июня 1520 года испанцам удалось выбраться из окружения, переплыв искусственное озеро. Но караван, гружёный сокровищами Монтесумы, пошёл ко дну под шквалом индейских стрел. Большинство солдатов Кортеса погибло. В исторических хрониках, кровавые события той ночи получили название «Ночь печали» (исп. La Noche Triste).


На рисунке: бой отряда испанского конкистадора Кортеса с ацтеками Теночтитлана.

После бегства конкистадоров из Теночтитлана, ацтеки достали драгоценности со дна озера. Они объединили эти богатства с сокровищами своих дворцов и храмов и спрятали их на севере страны в горах Сьерра-Мадре или ещё дальше — в Северной Америке.

Тайна правителя ацтеков

В июне 1521 года новый отряд Кортеса вновь подступил к Теночтитлану. Осада города длилась два месяца. Эрнан Кортес пытался выведать у нового правителя ацтеков место сокрытия золота Монтесумы, но вождь не раскрыл ему великую тайну.

Долгие годы конкистадоры и путешественники безуспешно искали легендарные сокровища Монтесумы на территории Мексики.

Где искать золотой клад?

Согласно одной версии, сокровища Монтесумы зарыты на территории Северной Америки в штатах Аризона или Юта. Многие искатели золота считают этот факт достоверным.

Индейцы Аризоны рассказывали легенду о длинном караване: множество носильщиков несли на своих плечах тяжёлый груз к реке Колорадо через горный перевал. Шествие сопровождали вооружённые копьями воины. Никто из них обратно не вернулся…

В 1914 году золотодобытчик Фредди Кристал из Юты обнаружил на утёсе скалы гравировку, которая идентична знакам на старинной карте, указывающей путь к легендарным золотым сокровищам. Кристал нашёл дальнего потомка Монтесумы, чтобы тот прочитал древнюю карту. Золотоискатель выяснил, что топография нарисованной местности действительно соответствует краю Канаб.

Фредди Кристал убедил горожан помочь ему отыскать золото в тайне от властей. За помощь он обещал поделиться найденным богатством. Искателям сокровищ удалось найти в местных горах запутанную систему туннелей и пещер, напичканных ловушками. Но золотого клада они не нашли. Или сокровищ Монтесумы там никогда не было, потому что ацтеки спрятали их в другом месте, или какому-то счастливчику спелеологу повезло первым обнаружить драгоценный клад.

Из нашей следующей статьи узнайте легенды о золоте цвергов — сказочных карликов, владеющих сокровищами подземелья.

Версии: Ртутное золото инков повлияло на гены европейцев - инки, золото, конкистадоры, ртуть

Бесстрашные испанцы, покорившие Америку, не догадывались, насколько опасно золото инков. Ведь древние цивилизации добывали золото с помощью ртути, которая медленно, но верно убивает не только самого обладателя сокровищ, но даже его будущее потомство.

В начале XVI века, когда в результате Великих географических открытий на карте появился новой континент Америка, европейцы не подозревали, чем это им грозит. И первые десятилетия покорения новых земель конкистадорами Европа с восторгом внимала заморским дарам: картофелю, табаку, кофе и главному богатству новых колоний - золоту.

С того самого момента, когда солдаты Кортеса увидели, что новая земля буквально переполнена благородным металлом, они больше ни о чем не думали.

Золотая птица инков на выставке в Праге в 2008 году. Фото: wikimedia.org


Поразительная архитектура, глубокое знание астрономии и математики, умение предсказывать катастрофы, выращивать богатые урожаи и бороться с засухой - все богатейшие знания инков, майя и ацтеков были бесплатным приложением к самому главному сокровищу древних цивилизаций. «Желтый дьявол» (так в Европе называли золото) настолько затуманил глаза завоевателям, что они больше ничего не хотели знать.

И никто не задумался над тем, откуда у этих, по сути диких, пребывающих на низкой стадии развития народов столько золота? Ведь европейцам было известно, что добыча благородного металла - непростой технологический процесс, а для выплавки и изготовления ювелирных изделий нужны немалые знания и умения. И то, что методы, применяемые в золотодобывающем деле, совсем не безвредны.

Откуда металл?

Золото, которым славилась империя инков, считалось у них священным металлом - металлом бога Солнца. Золото россыпью лежало в храмах, им были отделаны стены, полы и потолки (потолок одного из храмов был усыпан ажурными золотыми звездами, золотыми стрекозами, бабочками, птицами, которые парили над людьми и были так великолепны, что их красота вызывала трепет у всех, кто их видел).

Серебряные тарелки и золотой кубок инков в Латиноамериканском государственном музее этнологии в Германии. Фото: Фото: wikimedia.org


В 1532 году испанские конкистадоры похитили императора инков Атауальпу, чтобы взять за него выкуп в виде золота в количестве, равном объему комнаты, в котором содержался арестованный император. Индейцы отправились выполнять требование конкистадоров. Караваны мулов и бесконечные вереницы людей в течение недели везли в столицу статуи, золотые украшения, драгоценные сосуды и другие изделия из благородных металлов. Золота, захваченного испанцами, была так много, что, переплавив его в слитки, испанцы везли его домой галеонами.

Подсчитано, что за всю историю человечества в мире было добыто всего 161 тысяча тонн золота. А вот в XVI веке испанские галеоны доставили ко двору испанского короля всего за один год больше 100 тонн золота (в Европе тогда добывали не более 1 тонны золота в год).

Конечно, такие «богатые времена» были лишь вначале, когда испанцы разорили сокровищницы ацтеков, инков, майя и других народов. Всего же испанцы вывезли из Южной Америки более тысячи тонн «ядовитого» золота.

Но чтобы обладать такой прорвой драгоценного металла, древние цивилизации должны были добывать его в промышленных масштабах. И они так его и добывали. Но конкистадорам не было дела до технологии инков, им надо было утащить как можно больше сокровищ. А какое оно - качественное, некачественное или вовсе отравленное - они знать не желали.

А между тем, как выяснилось позже, золото инков было произведено с грубейшими нарушениями технологии: его выплавляли с применением ртути. А следовательно, все золото, свезенное в Европу, фактически было отравленным.

Так что жестокосердые конкистадоры обрекли на смерть не только древние цивилизации Америки, они подложили мину замедленного действия и под европейскую цивилизацию. Плоды бездумной жадности и хищничества Европа пожинала в течение нескольких столетий. Впрочем, она пожинает их по сей день, что видно невооруженным глазом.

Но что же это за метод, который наподобие старухи с косой безжалостно подкосил потомков гордых завоевателей?

Перед смертью не надышишься?

К моменту завоевания испанцами технология плавки золота была хорошо известна в Европе - подобным методом пользовались еще древние римляне. Он заключался в следующем: для извлечения из руды золота измельченную породу смешивали с жидкой ртутью. В этом случае образовавшийся сплав, или амальгама, легко отделялся от общей массы как более тяжелый. Нагревали амальгаму до высокой температуры, ртуть испарялась, и в результате оставалось чистое золото.

Некоторые считают, что подобную технологию в Америку привезли испанцы. И в самом деле, в Испании тех лет имелось крупнейшее месторождение ртути, и местные золотодобытчики считались монополистами на европейском континенте. Поэтому никого не удивляло, что все золото, выплавленное до периода американского завоевания, было с примесью ртути.


Но его было не очень много, поэтому никто этой особенности большого значения не придавал. А вот золотые изделия ацтеков, майя, инков, выплавленные до появления европейцев, всегда считались «чистыми» - все думали, что они-то не знали ртути и выплавляли золото по своим древним и, разумеется, безвредным рецептам.

Но, как оказалось, ничего подобного - последние исследования показали, что древние цивилизации тоже применяли ртуть, и не менее интенсивно, чем европейцы. Те же инки, как выяснилось, помимо выплавки золота применяли ртуть и для производства киновари, используемой в качестве красителя.

Одежда, окрашенная в красно-оранжевый цвет, считалась принадлежностью богатых и была любимой одеждой знати. Пристрастие к этому крайне опасному и вредному веществу, по одной из версий, и стало причиной вырождения целого народа - ведь к моменту прибытия испанцев инки были настолько ослаблены, что конкистадоры завоевали континент малочисленным отрядом и практически без жертв.

Месть богов

Но месть древних богов была не за горами: ведь все золото, поступавшее ко дворам европейских монархов, было смертельно опасно. Европу фактически накрыло золотой (читай «ртутной») волной - не было на континенте ни одного монаршего двора, ни одного знатного семейства, которое в той или иной мере не имело на руках американского золота (да и как иначе, если его количество увеличилось почти в 200 раз?).

На золоте ели -тарелки, чаши, кубки, посуда, вилки, ложки; на золоте спали - кровати, кресла, стулья, троны; золото носили - кресты, украшения, короны, скипетры, перстни, цепочки.

Безобразная герцогиня, 1525-1530 Национальная галерея, Лондон. Фото: wikimedia.org


И нет ничего удивительного в том, что большинство европейских королевских дворов в конечном итоге были обречены на вырождение - не было ни одного венценосного семейства, которое обошлось без серьезных заболеваний, передаваемых из поколения в поколение.

И за все это можно «благодарить» инков, которые мало того что обрекли себя на смерть, но и передали «эстафету смерти» европейской цивилизации.

А может, это и была изощренная месть ушедшего в небытие народа?

Автор: Егор ШВАРЦ

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта.

✦ Если вы видели что-то странное, пришлите историю нам и мы ее опубликуем ✦

Читайте также: