Что такое траурная брошь

Опубликовано: 23.04.2024

Мода на броши вечна

Брошь – это классическое украшение, которое имеет богатейшую историю. Однако в наше время отношение к ней далеко не однозначное. А у вас есть в шкатулке с драгоценностями брошь? Как часто вы ее носите?

Современные женщины считают, что брошь – аксессуар для дам в возрасте, а потому боятся их носить. Брошь на самом деле символизирует мудрость, широкие душевные качества и острый ум, но разве юная леди не может обладать такими чертами?

Брошь в современном мире

Красивая и элегантная брошь легко дополнит любой наряд, станет главным акцентом строгого костюма, тонко и ненавязчиво намекнет окружающим о социальном положении своего хозяина, станет семейным талисманом и расскажет о своей носительнице гораздо больше. С помощью этого изящного украшения можно сказать то, что скрывает строгий наряд. Например, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, используя брошки, могла доносить такую информацию, передавать которую устно было просто невозможно. Так, в 1994 году после того, как Олбрайт узнала, что пресса Ирака ее прозвала «непревзойденной змеей», приехала на очередное заседание в костюме, украшенном брошкой в виде змеи. Именно на том совете решались вопросы по Ираку. Позже Мадлен Олбрайт даже выпустила роман «Читайте мои броши».

001.jpg

Еще одна именитая любительница брошей – сама королева Великобритании Елизавета II. Каждый ее костюм украшен настоящим произведением ювелирного искусства. Брошь – аксессуар не только особ голубых кровей, в разное время она имела популярность и особое значение у разных народов мира.

002.jpg

Броши как знак любви

В Шотландии существовала особая брошь, которая олицетворяла любовь – лакенбут. Украшения лакенбут продавали в 17 веке рядом с собором Святого Джайлса. Однажды королева Мария Стюарт гуляла в компании лорда Дарнли. Обстановка была более, чем романтичная: птички пели, весна вступала в свои права, а перед молодыми людьми открывались потрясающие виды на холмы. Влюбленная дама захотела сохранить этот сказочный день навсегда в своей памяти. Она зашла в небольшую лавку возле церкви и увидела там эти скромные броши.

003.jpg

Лакенбут была такой изящной и красивой, что Мария без раздумий купила ее. Брошка была тут же преподнесена лорду в качестве подарка и талисмана. С тех пор лакенбут стал не только крайне популярным в Шотландии, но и новым олицетворением любви. После этого влюбленные стали дарить друг другу такие брошки в качестве признания в своих чувствах. До сих пор в Шотландии принято покупать и дарить лакенбут своим возлюбленным, также считается, что он защищает от сглаза, помогает рожающим женщинам, кормящим матерям и младенцам.

Брошь Тара

Есть своя легенда и у ирландцев. Брошь из Тары – это настоящий ювелирный символ, который дошел до наших дней. Давным-давно в деревне Беттинстаун двое мальчишек нашли деревянную коробочку, присыпанную листьями и землей. Открыв ее, они обнаружили красивейшую брошь с драгоценными камнями. Дети тут же отнесли находку своей матери – бедной прачке, которая несказанно обрадовалась такой находке. Женщина по незнанию продала брошь за бесценок деревенскому аптекарю, чтобы выручить хоть какие-то деньги. Когда-то знаменитую брошь носили короли и королевы Ирландии. Сегодня в Ирландии ее копируют и продают туристам.

004.jpg

Траурные броши

Особая разновидность брошей по случаю траура дошла до нас из Викторианской эпохи. Сегодня в столице Великобритании в музее хранится богатая коллекция старинных украшений. На одной из витрин можно найти те украшения, которые имеют отношение к покойным. В самом центре расположена красивая траурная брошь, выполненная из черных бриллиантов. Королева Виктория носила ее после кончины своего супруга целых сорок лет. После этого началась своеобразная мода на траурные украшения. Броши выполняли в форме черепа, часто внутри них хранились локоны покойных. Считалось, что размер броши говорит от скорби и горе от утраты близкого.

005.jpg

Брошь мадам де Севинье

Мадам де Севинье – знаменитая французская писательница 17 века. В свое время она буквально свела с ума все светское общество своими брошками. Во Франции случился настоящий модный переворот. В погоне за последними тенденциями жертвы моды надевали на себя по несколько брошей разом, причем украшения могли быть огромного размера. У самой же писательницы была любимая брошь – небольшой бант с подвесками из бриллиантов. Она нарисована на большинстве своих картин именно с этим украшением. Именно о таких брошках с подвесками говорится в романе «Три мушкетера». Для женщин они служили лучшим способом выражать свою симпатию противоположному полу. Такая передача брошей была тайным языком между влюбленными.

006.jpg

В наше время любовь дизайнеров к брошам не утихла. Многие модельеры задействуют броши в своих нарядах. В ювелирных магазинах, на блошиных рынках или в антикварных отделах всегда можно найти огромный выбор этих изящных и модных украшений.

Знаменитая Викторианская эпоха началась с восхождением на трон Англии в 1837 году королевы Виктории, правление которой продолжалось без малого три четверти века. Созданные за это время ювелирные изделия принадлежат к различным стилям и поражают своим многообразием, однако в этот раз хотелось бы более подробно остановиться на совершенно особой группе украшений, получившей впоследствии название траурных («mourning jewellery»). Традиция создавать траурные украшения зародилась еще в ХVII веке, однако настоящий их расцвет пришелся именно на период правления Виктории, которая ввела их в моду после смерти своего любимого мужа принца Альберта и тем самым возобновила обычай, в рамках которого была создана целая коллекция уникальных изделий, ставших настоящими ювелирными шедеврами. Примечательно, что сама Виктория носила траурное кольцо в память о любимом супруге вплоть до самой смерти.
Традиционно траурные украшения Викторианской эпохи несли большую смысловую нагрузку и служили трем основным целям: они были памятью о дорогом и любимом человеке, своеобразным memento mori – напоминанием о смерти и бренности всего живого, а так же символом общественного статуса. Все материалы, использовавшиеся для производства траурных украшений, имели определенное значение. Так, белая эмаль, покрывавшая медальон, означала, что усопшая была незамужней девушкой или девственницей, жемчужины могли символизировать потерю ребенка. Различные цвета говорили о разных стадиях траура и переживании утраты, через которые проходил человек. Согласно строгим Викторианским правилам, период особенно глубокой скорби, длившийся два-три года, требовал соблюдения всех формальностей, и траурные медальоны, кольца и браслеты были единственными украшениями, которые было дозволено носить. Такие ювелирные изделия были весьма популярны во всех слоях викторианского общества, вплоть до королевской семьи, чем и объясняется их огромное разнообразие, с которым мы сталкиваемся сегодня на антикварных рынках и среди музейных экспонатов. Чем богаче и изысканнее выглядело украшение, тем именитее и состоятельнее была семья, заказавшая его. Траурные кольца и медальоны зачастую заказывались после смерти человека и раздавались в память об усопшем членам семьи на его похоронах.
Следует особо отметить украшения из гагата (или черного янтаря), который, по сути, является разновидностью ископаемого угля, издревле добывавшегося в окрестностях Уитби, в графстве Йоркшир. Королева Виктория лично ввела его в моду при дворе, дав толчок к созданию огромной коллекции строгих и изысканных ювелирных изделий. Цена гагата в те дни была достаточно высока, а значит, ожерелье или кольцо из гагата на пальце вдовы говорило не только об ее утрате, но и о материальном благополучии ее семьи. Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации, одной из которых был так называемый французский черный янтарь – стекло, использовавшееся для изготовления бус и серег. В США также был в ходу материал сходный по внешнему виду с ониксом, который обрабатывался кислотами и колеровался для придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога и эбонита. Кроме гагата и для изготовления траурных украшений в то время широко использовались черный турмалин, гранат, обсидиан, агат, оникс, а иногда даже бриллианты.
Странными и отталкивающими на первый взгляд могут показаться украшения, созданные из волос или с прядью волос внутри, уложенной в изысканный узор. Траурные надписи на кольцах или миниатюрные надгробья могут смутить современных ценителей прекрасного, однако они являются отличными рассказчиками и раскрывают множество тайн ушедшей эпохи. В отсутствии фотографии и других средств оставить воспоминание об умершем, траурные украшения, предназначенные для повседневного ношения, были наравне с миниатюрными портретами и посмертными фото, появившимися позднее, способом увековечить образ возлюбленного или близкого человека. Среди подобных вещей часто можно встретить медальоны, покрытые черной эмалью, мужские запонки или брелоки для карманных часов с прядями волос, кольца с инициалами покойного, броши, где завитки волос умершего оформлены в сложнейший орнамент или миниатюру искусной рукой мастера, или даже целые колье и ожерелья, сплетенные из срезанных волос. Такие украшения были вполне понятны викторианцам и являлись частью семейной истории и напоминанием о предках. Волосы считались символом связи с ушедшим человеком, обеспечивали его незримое и постоянное присутствие в мире живых, напоминали о неминуемости смерти, о встрече с любимыми в ином, нездешнем мире. Например, медальон или брошь с прядью волос возлюбленного могли восприниматься их хозяйкой как проводник между миром живых и потусторонним миром, создававшим интимную связь через прикосновение к телу.
Изготовление украшений было достаточно трудоемким процессом. Работа велась за круглым столом, в центре которого было отверстие с прикрепленной к нему специальной формой. Подготовка материала являлась важной частью процесса создания изделия. Сначала волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут, что позволяло обезжирить их и сделать более прочными, затем их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. Для большинства украшений требовались достаточно длинные волосы. Например, для плетения среднего браслета понадобились бы волосы длиной 50-70 см. Когда украшение было готово, его отправляли к ювелирам для изготовления оправы.
Любовь викторианцев к подобного рода вещам объясняется еще и тем, что в 19 веке смертность в раннем возрасте была достаточно высока: мужчины погибали на войне, дети умирали в младенчестве от недоедания и болезней, женщины умирали при родах, эпидемии холеры и тифа уносили десятки тысяч жертв. Смерть была весьма обыденным явлением, а средняя продолжительность жизни составляла всего лишь 50 лет, поэтому похоронные процессии на улицах города были для викторианцев частью повседневной жизни. Пугающей была не столько сама смерть, сколько перспектива уйти неоплаканными и в полном забвении. Прекрасная же сохранность волос делала их символом постоянства в противоположность бренности самого тела, символом памяти и неразрывности связей между людьми. Известно, что во время Гражданской войны в США (1861-1865) многие солдаты срезали прядь волос для жены или возлюбленной перед отправкой на фронт, причем волосы нескольких дорогих сердцу людей могли носиться вместе в медальоне как знак любви и встречи на небесах после смерти.
Чтобы понять, насколько интимными и дорогими сердцу были эти медальоны, кольца с памятными надписями, броши с секретными отделениями необходимо смотреть на них в контексте самой викторианской эпохи. Дело в том, что викторианцы по-иному воспринимали смерть, грань между миром мертвых и живых была для них тонка, а дух усопшего мог незримо присутствовать рядом с живыми и быть свидетелем их повседневных дел. Однако украшения, конечно же, были лишь частью траурного викторианского этикета. В моде также была одежда и всевозможные аксессуары черного цвета. Считалось, что духи умерших не смогут увидеть скорбящего, одетого в иные цвета. Были в ходу посмертные фото членов семьи, которые помещались в семейные альбомы и демонстрировались при случае. Очень часто посмертные фото детей были единственными фото, которые оставались у оплакивающих их родителей, ведь фотография в те дни была поистине дорогим удовольствием.
Конец XIX - начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Во многом это было связано со смертью королевы Виктории, а также началом Первой Мировой войны и подъемом феминистского движения в Англии. Однако многие из этих украшений пережили свое время, став живыми свидетелями навсегда ушедшей эпохи. Цена на них на антикварных рынках Европы и Америки неуклонно растет, а интерес к викторианскому веку и его реалиям, включая траурный этикет, без которого немыслимо представление о викторианской эстетике, не ослабевает. Возможно, объяснение этому кроется в способности викторианцев чувствовать ускользающую жизнь и ценить каждое ее мгновение.

Теме смерти в викторианское время уделялось такое внимание, что впору говорить о настоящем ее культе.

Интерес к смерти, конечно, так или иначе присутствует в любые эпохи – даже в веселый «галантный» 18-й век модно было держать на столике череп. Но в викторианскую эпоху к смерти было особенно отношение.

Викторианцы – одновременно мистики и прагматики, в равной мере интересовавшиеся достижениями науки и потусторонним миром. Эти люди успокаивались ритуалами и упорядоченностью, и даже совершенно новые ритуалы считали традиционными и вековыми.

Так что культура траура – самое вероятное, что могло зародиться в это время. Не то чтобы викторианцы упивались трауром по ушедшим близким, скорее, четко регламентированная скорбь создавала чувство твердой почвы в стремительно меняющемся мире.

Считают, что моду на траурные традиции заложила сама королева Виктория, рано овдовевшая и более сорока лет скорбевшая по любимому мужу, принцу Альберту. Королева создала и свадебную моду, которая актуальна и сейчас, с невестой в белом, и траурную, с вдовой в черном.

Траурные броши 19-го века из гагата и аммонита

А к черному полагались соответствующие украшения, максимально темные и строгие. Я уже писала про памятные драгоценности, в которые были вложены, обычно, волосы умерших родных. Но памятные украшения носили немногие, а просто темные – все, кто показывал, что скорбит.

Поэтому самый главный камень 19-го века, как ни странно это звучит – гагат. Это даже не совсем камень, минерал органического происхождения, что-то среднее между окаменелым каменным углем и окаменелой нефтью. Уголь, пропитанный битумом и за миллионы лет затвердевший до состояния камня.

Бусы и броши из гагата - самые узнаваемые украшения викторианской эпохи.

Гагат –благодарный в обработке минерал, он легко режется и шлифуется, отшлифованный очень гладкий и глянцевитый, торжественно-мрачный. И плавится при сравнительно невысокой температуре, около четырехсот градусов, так что обрезки и кусочки гагата можно сплавить вместе и снова пустить в дело.

За плавкость гагат называют черным янтарем, но на самом деле он совсем не имеет отношения к настоящему янтарю, окаменелой смоле деревьев. Гагат – один из первых камней, которые люди научились обрабатывать и использовать для украшений, кусочки гагата находят на древних стоянках первобытных людей.

Гагат легко режется, плавится и шлифуется - благодаря этим его свойствам резные гагатовые бусы принимали самые фантазийные формы.

И, хотя гагат сопровождает человека практически всю его историю, никогда украшения из него не были так популярны, как в 19-м веке. По примеру королевы Виктории, которая открыла для себя этот камень и носила его всю вторую, вдовую, половину жизни, его начали активно использовать и добывать ради траурных украшений.

Месторождения гагата много по всей Европе, но большой спрос на него быстро истощил места добычи. Тогда в качестве заменителя стали использовать черный турмалин, оникс, мореный дуб и черное матовое стекло.

Резной браслет и брошь с камеей из гагата

Именно на траурной моде 19-го века поднялось чешское производство черного стекла и украшений из него в городе, который сейчас называется Яблонец. Черный стеклярус, бусины, черный бисер производились чехами в огромных количествах и использовались для декора дамских траурных одежд. Производство яблонецкой бижутерии живо и сейчас, а в советское время это была одна из самых популярных марок.

Траурные украшения вызывают смешанные чувства благоговения и отторжения. Они позволяют соприкоснуться с чем-то потусторонним, и в то же время хранить память о близком человеке.

Вместе с модой и представлением людей о смерти менялись и траурные украшения. В этой статье рассмотрим траурные украшения Викторианской эпохи.

Культ смерти

Викторианская эпоха привнесла в культуру траура особые порядки, из которых вырос целый культ. Во главе этого культа стояла королева Виктория.

Брак Виктории и Альберта стал нетипичным для своего времени. Он не был очередным браком по расчету - молодые люди искренне любили друг друга.

Спустя двадцать один год супружеской жизни Альберт скончался от брюшного тифа. От этого удара Виктория так и не оправилась. А пожизненный траур монарха не мог не повлиять на культуру страны.





Траур был не просто личным делом - он стал регламентированным. Были утверждены четкие правила и продолжительность траура. Они зависели от степени родства с умершим, социальным статусом и возрастом. На время траура полагалось носить специальную одежду и аксессуары, вести сдержанный образ жизни и подобающим образом обставить дом. Похороны носили статусный характер и обросли новыми обычаями, этикетом и атрибутикой.

Это было своеобразным возвращением к теме смерти после жизнеутверждающего 18 века. В Средневековье смерть была куда ближе к повседневности. Уже тогда траурные украшения встречались довольно часто. Но в отличие от поздних “родственников”, они больше носили назидательный характер. В них не было эстетики и тонкого символизма. Memento mori - вот главный посыл, который несли изображения скелетов, гробов и черепов.

Виктория это изменила. Она была женщиной 19 века, неравнодушная к символизму и сентиментализму. Это нашло отражение в её стиле, а королевский стиль находит отклик у народа. Так икона траура стала и иконой моды.





Пир символизма

На смену крестам, черепам и скелетам пришли крылатые херувимы, облака, урны и плачущие ивы. Эти новые образы отражали изменения в философии: Бог представлялся не строгим судьей, а наблюдательным отцом. Мягкие и сентиментальные образы выглядели уместнее для выражения этих убеждений.

Для траурных украшений использовались темные материалы. Среди популярных - агат, черный янтарь, мореный дуб, черное стекло (гагат), оникс, гуттаперча (смола).







Чёрный - отнюдь не единственный цвет скорби. Цвет камней в украшениях менялся соответственно периоду траура.

Ювелирные камни становились дополнительным маркером отношений с умершим.

Кошачий глаз - платоническая любовь

Александрит - сила, справедливость

Карнеол - скорбь по другу

Огненный опал - стойкость духа

Лазурит - нежность, благородство







“Язык цветов” имел большой вес в Викторианскую эпоху. Его использовали в оформлении книжных обложек, архитектуре и, конечно, украшениях.

Акация - бессмертие души

Увядшие листья - меланхолия, грусть

Незабудки - вечная любовь, память

Плющ - бессмертие, верность

Мак - покой, вечный сон, утешение

Лилия - восстановление невинности души, смерть. Частый символ женской скорби.







Рисунок тоже имел значение. Он становился акцентом переживаний утраты.

Арка - победа в смерти

Свеча (с пламенем) - жизнь.

Круг - совершенство, жизнь после смерти

Песочные часы - быстротечность времени

Ключи - духовное знание







Животные на украшениях или другой атрибутике погребения больше говорили об усопшем - его личности, жизни и стезе.

Птицы в полете - “окрыленная” душа

Лошадь - смелость и щедрость

Белка с орехом - духовное стремление

Бабочка - душа, быстротечность жизни







Украшения из волос

В каждой эпохе найдется место необычными диковинками, но Викторианская в этом преуспела больше остальных. Среди траурных украшений отдельно стоит выделить украшения из волос.



Хранение локонов не всегда считалось частью траура. Люди берегли их как память, если любимый человек просто уезжал далеко. Мужские аксессуары с волосами могли служить символом помолвки или брака. Например, возлюбленная дарила цепочку для часов, сплетенных из её волос.

Но значимым украшением Виктории во время траура стал медальон с волосами супруга. Так за этой категорией закрепилось особое предназначение.

Волосы сплетались в браслет, цепочку или кольцо. Но куда эстетичней выглядят композиции - абстрактные и даже сюжетные.

Украшения из волос делали преимущественно женщины среднего класса, чьё мастерство высоко ценилось.





Украшения могли быть сделаны из волос не одного человека, а нескольких. Это подтверждает, что подобные вещи символизируют расставание. Но даже если речь об умершем человеке - это не столько о смерти, сколько о сентиментальных чувствах и связи с другими.



Стилизация викторианских украшений в 20 веке

Несмотря на специфический символизм, викторианские траурные украшения нашли отклик у ювелиров 20 века. Они не несли заложенного в них значения, а были просто отголоском благородной эпохи.

Американский ювелирные бренды создавали бижутерные имитации. Это Coro, Trifari, Miriam Haskell.



Викторианский стиль использовали и советские ювелиры. В 1950-1960-х годах создавались узнаваемые украшения с черными пластиковыми вставками, имитацией жемчуга и кристаллами ювелирного стекла. Эти изделия почти неотличимы от оригинала, хоть и сделаны из удешевленных материалов.



Современные траурные украшения

Современные траурные украшения повторяют мотивы прошлых эпох - гравировки, символика, цветовая гамма. Стиль украшений стал вариативным - встречаются лаконичные модернистские модели, брутальные средневековые, утонченные эдвардианские.

Снижение давления общественного мнения и свобода нравов отразились и на восприятии смерти. С ним - на отношении к памятным вещам. С популярностью кремирования как альтернативы традиционного захоронения пришла мода на украшения с прахом.

Под действием давления из углерода, который содержится в прахе, образовывается уникальный по структуре алмаз. Полученный драгоценный камень можно инкрустировать в украшение.

Американская художница Мэри Коор создает фантастические украшения из цветного стекла, серебра и расписывает их с помощью праха. Получаются нетривиальные и яркие украшения.

Компания Artful Ashes создает украшения и просто скульптуры в виде кристаллов из праха и двухцветного стекла.







Поклонникам брутальных форм понравятся работы Коломбины Феникс. Украшения в серии Churchyard Line сделаны из… человеческих костей. Ювелир тщательно обрабатывает материал, придает ему форму, дополняет камнями и серебром.



Прах также можно носить с собой в специальных урнах - подвесках, кольцах.









Использование останков любимых людей подобным образом - личный выбор каждого. Траур перестал быть повинностью и переживать утрату можно по-своему. И если превращение маленькой частички умершего в нечто прекрасное поможет преодолеть скорбь, то оно того стоит. Ведь траурные украшения - это связь живого человека с умершим. Память, утешение и элемент присутствия в жизни.

Не все были приверженцами спиритизма, не все заходили так далеко в представлениях о продолжении жизни после смерти, как английские или американские спириты и их предшественники. Наконец, не все разделяли экзальтацию, присущую семейству де Ла Ферронэ. Однако не было в XIX в., несомненно, почти никого, кого рано или поздно не посетило бы новое чувство: невозможность смириться со Смертью другого человека - и кто не проявил бы этого чувства.
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть замечательная коллекция украшений. В одной из витрин собраны те, которые имеют отношение к похоронам или Увековечению памяти об усопшем.

Георгианский траурный медальон

Photobucket

Викторианское траурное кольцо

Photobucket

Ряд этих украшений, простирающийся с конца XVI до конца XIX в., позволяет проследить эволюцию от "memento mori "к «сувениру». Старейший из экспонатов представляет собой портативное, но все же довольно громоздкое "memento mori" елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нем серебряный скелетик. При виде этого произведения искусства человек предавался медитациям о неминуемой кончине, что полностью соответствовало тогдашней традиции трактатов, духовно подготавливавших к смертному часу.
Далее идет уже настоящее украшение: золотой кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон умершего. На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски: «П.Б. умер в 1703 г. в возрасте 54 лет». В течение столетия гробик перешел из "memento mori" в "меморию", «сувенир», сохраняющий память об умершем и материальную частицу его самого; изменилось и содержимое: скелетик, призванный напоминать о бренности всего сущего, сменился прядью волос любимого человека.
Другое миниатюрное изделие рубежа XVII- XVIII вв. соединяет в себе оба мотива. Оно изображает маленькое двухярусное надгробие: внизу, на каменной плите, покоится скелет в виде уже знакомой нам лежащей статуи, а наверху двое ангелов возносят к небу медальон, где за недостатком места вместо портрета усопшего красуются его инициалы, фон же образует переплетение его волос. Скелет относится еще к традиции "memento mori", остальное - к новой традиции «сувениров».
Оба эти украшения в своем роде уникальны. Зато в очень многих произведениях ювелиров XVII в. повторяется с незначительными вариациями мотив миниатюрного надгробия - не мрачного памятника в интерьере церкви, а стелы или погребальной урны античного образца, рядом с которой заплаканная женщина, а с ней ребенок или маленькая собачка. Нетрудно узнать здесь уже упоминавшуюся "mourning picture", сведенную до размеров миниатюры. Фон часто сделан из волос умершего.
И так, тема все та же - надгробие. Но его вид и функция изменились. Это мемориал, который можно посетить, как посещают друга в деревне. На смену страху смерти и побуждению к благочестивым медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых 1780 г., стоит надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в. изображение надгробия, в свою очередь, исчезает. Украшение этого времени - простой медальон, очень часто с портретом усопшего и одним-двумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и браслеты. Прядь волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти как бы стирается, а остается - заменителем тела - его нетленный фрагмент.

Еще один прелестный медальон, поздневикторианский.
Photobucket
Photobucket

ЧТО ТАКОЕ ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ?

Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем. Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь скорбящего. Самые ранние траурные драгоценности были найдены в Европе и относятся к XV-XVI векам. Это кольца и брошки со вставками в виде черепов. В XVIII веке стали очень популярны украшения из волос умершего. С XIX века траурные украшения становятся весьма разнообразными. Это кольца, браслеты, колье, серьги, булавки для галстуков, браслеты и цепочки для часов, кошельки, сумочки, трости, траурные манжеты на женских шляпках из связанных и завитых страусовых перьев, вышивки из стекляруса на траурных платьях.

ТРАУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ВОЛОС

Во многих религиях и верованиях волосы издавна считались символом жизни, а потому были связаны с похоронными традициями во многих культурах. Это доказывают росписи египетских гробниц, где изображены сцены, показывающие фараонов и цариц, меняющих заколки для волос как символ бессмертной любви. В Мексике индейские женщины держали волосы, выпавшие во время расчесывания, в специальном сосуде, который после их смерти укладывали с ними в могилу, для того чтобы душа не устала в поисках отсутствующих частей тела, и таким образом задержался ее переход в другой мир. Ремесло изготовления украшений из волос попало в Европу в средние века. В конце XVIII века в Англии их делали из локона, под которым располагалась надпись «В память», и все это окаймлялось жемчугом.
Украшения из волос стали модными в США во время гражданской войны. Когда солдат уходил из дома, то оставлял прядь (иногда больше) волос в семье. Если солдат погибал, то из его волос делали траурное украшение, например колье. Упоминание о таком колье есть в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Чаще всего локон помещался в медальон. Медальоны делали из золота или металла, покрытого черной эмалью, иногда на них была надпись «На память» и инициалы или имя погибшего. Известная исследовательница моды тех времен англичанка леди Годи, посвятившая своим исследованиям серию книг, поддерживала продвижение моды на украшения из волос. Об этом говорит выдержка из книги выпуска 1850 года: «Волосы - это одновременно и самый изящный, и самый современный материал, который может пережить нас, подобно любви. Они настолько легкие, мягкие и так далеки от мыслей о смерти, что, имея локон волос, принадлежавший ребенку или другу, мы можем посмотреть в небеса и сказать: «Твоя часть сейчас здесь, со мной, что практически то же самое, если бы ты был сейчас рядом». Книга леди Годи напоминала читателям, что в соответствии с траурным этикетом на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос, с застежкой из золота или металла, покрытого черной эмалью. Даже цепочку от часов или простую золотую пряжку разрешалось носить во время траура, только если в их оформление были включены волосы.
Изделия из волос изготавливались за круглым столом, в центре которого было отверстие. В зависимости от высоты стола работа проходила сидя или стоя. Высота рабочих столов для женщин обычно составляла 81-84 сантиметра, а для мужчин - 1 метр 22 сантиметра. Подготовка материала являлась важной частью процесса. Сначала волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут. Эта процедура позволяла обезжирить волосы и сделать более прочными. Потом их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. Для большинства украшений требовались длинные волосы. Например, для браслета среднего размера нужны были волосы длиной 50-70 сантиметров. Почти все украшения делались с использованием формы, которая была присоединена к центральному отверстию рабочего стола, или с использованием твердого материала. Когда украшение было готово, его отправляли к ювелирам для изготовления оправы.

Одним из наиболее распространенных траурных украшений были и остаются кольца. Еще у древних славян перед погребением их снимали с усопшего, чтобы они не сдерживали душу, выходящую из тела. Снятые кольца носили родственники покойного в знак траура по нему. Древние варяги носили кольца во время траура, оберегая себя от различных негативных воздействий духа умершего. В средние века в Европе траурные кольца преподносились членами семьи умершего друзьям. Одно из ранних таких украшений, дошедших до нас, - английское кольцо XV столетия, украшенное черепом, червем и именем покойного. Основная идея головы смерти (черепа) использовалась в траурных кольцах до XVIII века. Кольцо, преподнесенное родственникам после казни Чарльза I в 1649 году, демонстрирует глубоко вырезанное изображение короля на одной стороне, а череп и корону - на другой. Внутри кольца надпись: «Слава Англии умерла».
В XVII-XVIII веках преподнесение траурных колец было символом положения в обществе. Многие зажиточные люди включали в свои завещания инструкции о том, какими должны быть кольца, и сколько должно быть их сделано. Английский летописец и должностное лицо Военно-Морского флота Сэмюэль Пепис (1633-1703) пожелал, чтобы на его похоронах были розданы 129 колец траура. В XVIII столетии траурные кольца делали в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной - женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин. В России XVIII века траурные кольца вручались всем пришедшим на похороны.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАУРНЫХ УКРАШЕНИЙ

Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Он используется в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь - твердый, подобный углю, материал. Его формирование относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью. Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками. В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый гагат отгоняет змей и злых духов. Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки, браслеты и ожерелья. После ранней смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория постановила, что только драгоценности из гагата должны были носиться при дворе в течение первого года траура. На сегодняшний день существует дефицит черного янтаря, поэтому изделия из него имеют большую ценность. Наиболее ранние экземпляры украшений находятся в частных коллекциях. Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации. Одна из них - французский черный янтарь. Это черное стекло, производимое в США с 1893 года. Оно тяжелее настоящего гагата и используется главным образом для изготовления бусинок и мелких изделий. В Соединенных Штатах также производился материал, сделанный на основе оникса, который обрабатывался кислотами и колеровался для придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога и эбонита. В 1842 году в Париже был представлен еще один заменитель черного янтаря - гуттаперча. Это черный или коричневатый резиновый материал, сделанный из сока малайского дерева. Очень прочный, он пришелся по вкусу викторианцам, а потому многие медальоны, брошки, браслеты и трости были сделаны из него. Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений использовались и используются черный турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан - природное вулканическое стекло, непрозрачные камни - агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.
Ношение траурных украшений предписывалось только на время строгого траура. Во время нестрогого траура и полутраура разрешалось носить жемчуг, аметисты, изделия из серебра.
Можно говорить о том, что конец XIX - начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Это было связано со смертью королевы Виктории, началом Первой мировой войны и феминистским движением.
Сегодня правила траура не так строги, хотя ограничения в ношении украшений все-таки существуют. Сейчас во время траура можно надеть жемчужные серьги, бусы, скромную небольшую брошь, изделия из серебра или тусклого золота и, конечно же, из черного янтаря.

БРИЛЛИАНТЫ ИЗ ПРАХА ЧЕЛОВЕКА

Новую тенденцию в изготовлении траурных украшений ввела в обиход американская компания «LifeGem Memorials». Она предложила родственникам умершего услугу изготовления бриллиантов из праха, оставшегося после кремации. «Таким образом, - считают специалисты фирмы, - фраза: «Он навсегда останется с нами» приобретает буквальное значение». Изготовление бриллиантов из праха становится возможным потому, что основным его составляющим является углерод, одно из аллотропных изменений которого - алмаз. Работа над камнем длится 16 недель. Технология изготовления классических бесцветных бриллиантов пока не освоена, можно получить желтые, голубые и алые. Чтобы камни получились качественными, компания рекомендует пользоваться услугами аккредитованных похоронных агентств.
Один, вернее три, клиента уже воспользовались этой услугой. Прах скончавшегося в апреле 2003 года английского геолога Брайана Тенди из города Рединг в графстве Беркшир был отправлен в США, где из него изготовили бриллиант с бледно-желтым оттенком. С этим камнем, который специалисты оценивают в 4150 долларов, будет изготовлено кольцо для вдовы. Еще четыре камня поменьше, также полученные из праха Брайана Тенди, пойдут на изготовление серег для двух дочерей покойного. «Мы долго об этом размышляли, - говорит вдова Лин Тенди. - Ведь каждый бриллиант в своем роде уникален, он обладает индивидуальностью - точно так, как отец Гейл и Клэр. И это напоминание о своем отце они всегда и везде смогут носить с собой».

Гранаты из Богемии, особенно ценились огненно красные чешские гранаты (пироп)

Читайте также: