Как называлась золотая византийская монета

Опубликовано: 24.04.2024

Византийская империя просуществовала целое тысячелетие. Наверное, поэтому ее монеты, насчитывающие более полусотни разных экземпляров, отличаются таким разнообразием. При этом характерной чертой византийских монет является сакральная иконография.
После возведения Константинополя в 330 году Константин Великий перенес римский императорский двор в этот город, что часто считают одним из главных событий, которое обозначило завершение античной эпохи и начало новой эры - Средневековья.

В 395 году, в год смерти Феодосия I, Римская империя окончательно распалась на две части. Свержение с престола в 476 году Ромула Августула, последнего императора Западной Римской империи, стало еще одним доказательством очевидного падения могущества Древнего мира и начала коренных перемен. Восточная Римская империя после исчезновения с карты мира Западной сменила курс развития и получила в историографии название Византийской империи. Типичные для новой империи черты стали отчетливо проявляться прежде всего после реформ, проведенных Ираклием I в VII веке.

Тем не менее в нумизматике принято считать, что собственно византийские монеты появились после денежной реформы Анастасия I (430-518) в 498 году.

ДОЛЛАР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
На протяжении долгой истории своего существования Византийская империя была могущественной экономической и военной державой, расположенной в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье. К ее краху привели византийско-османские войны, в результате которых в XV веке турки взяли Константинополь и завоевали территории, находившиеся под властью Византии. Византийская империя была не только оплотом христианства, но и одним из главных торговых центров мира. Именно поэтому на протяжении более пятисот лет основная единица ее денежной системы - золотой солид, или номизма (во многих регионах Европы и Азии также известная как «безант» или «бизантин»), -была главной торговой валютой для всех стран Средиземноморья. Благодаря этому византийский солид вошел в историю под названием «доллар Средневековья». Византийский купец Косма Индикоплов в своем труде Христианская топография, написанном в VI веке, прежде всего изложил библейские представления о Земле и космосе. А о солиде он написал следующее: «Его принимают во всех уголках мира, даже на краю Земли. Им восхищаются все мужи во всех царствах, потому что ни в одном другом государстве нет монеты, которая могла бы с ним сравниться». Первые монеты Восточной Римской империи часто рассматривают как преемников римских монет. Однако со временем византийские деньги приобретали собственные черты, отражавшие политические и особенно религиозные основы новой империи. Хотя монеты продолжали чеканить с использованием традиционной технологии, византийцы также задействовали новые технические изобретения, например токарный станок. Как правило, монеты делали из золота, серебра, бронзы, электрума, биллона и меди. При этом серебро применялось в самую последнюю очередь, за исключением последних лет существования империи.

Византийские монеты

Константин I Великий ввел в обращение византийский солид вместо ауреуса.

ПОРТРЕТЫ ПРАВИТЕЛЕЙ
Характерная черта византийских монет по сравнению с монетами Римской империи - наличие иконографических элементов. В византийскую эпоху, в отличие от римской, религиозная тематика соответствовала понятию о святости государства и набожности его граждан. В то же время религиозные фигуры на греческих и римских монетах были своего рода традицией, конечная цель которой заключалась в том, чтобы символически продемонстрировать добродетели, ценности и характерные особенности определенного народа. На византийских же монетах вышеуказанные элементы являлись прежде всего средством пропаганды религии. В византийской системе считалось, что связь власти с христианским Богом придает империи законное превосходство, и это объясняет трансформацию изображений правителей на монетах.
В облике императора, изображенного на византийских монетах, сквозит суровость и неприметность, а также иератическое и торжественное мироощущение. В отличие от прекрасных, выразительных портретов римских императоров, портреты византийских правителей были гораздо менее натуралистичными.
Византийцы не стремились к точной передаче реальности - они склонялись к абстракции и дистанцированию. В византийском искусстве фигуры обычно изображались во фронтальном положении, без рельефных элементов, что говорит об отсутствии интереса к трехмерным римским изображениям и стремлении к психологической образности.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СОЛИД
Солид, главная византийская монета, был введен в обращение Константином I Великим (324-337) вместо римского ауреуса. Материалом для чеканки солида служило золото 0,900-й пробы; вес монеты составлял около 4,5 г, а диаметр - 22 мм. Кроме солида, известного также как номизма и безант (или бизантин), выпускались еще два вида монет: семис и тремисс, равные соответственно Й и солида. Солид был создан в результате денежной реформы, направленной на стабилизацию экономики Римской империи. Быстро превратившись в самую важную монету Византии, он использовался на Востоке как основная разменная монета в международных торговых сделках вплоть до XI века. На аверсе первых со-лидов был изображен император Константин I, а на реверсе - один из римских языческих образов. После легализации христианства в 313 году на реверсе монет начали появляться христианские мотивы. Во времена правления Юстиниана II (685-695 и 705-711) изображения императора были перемещены на реверс, а на аверсе закрепился образ Христа. В период между 976 и 1025 годами, то есть при Василии II, вид солида начал меняться: монеты стали тоньше, зато их диаметр увеличился. Эта новая монета получила название стаменон номизма. В XI столетии император Алексей Комнин (1081 -1118) прекратил чеканку солида. После нескольких девальваций золотой солид был заменен гиперпероном, монетой, которая имела форму вогнутой чаши.

САКРАЛЬНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
На аверсе византийских монет чаще всего изображался погрудный портрет императора во фронтальном положении, в то время как реверс занимали христианские символы, такие как ангелы и кресты. Если римские императоры были облачены на монетах в военную форму, то византийские правители изображались в орнаментальных нарядах. Начиная с VII века надписи, которые раньше были на латыни, стали писаться на греческом языке, а на смену слову «Августейший», титулу римских императоров, пришел новый титул -«Басилевс». Образ Иисуса Христа, дающего благословение, впервые появился на монетах при Юстиниане II (685-711). Начиная с IX века к крестам на аверсе добавилось множество декоративных элементов. Во время правления Никифора II (963-969) гистаменон номизма считался самой ценной золотой монеты. Этот период часто называют золотым веком византийской нумизматики.

В X веке появились монеты, известные в народе как трахи. Это были скифатные монеты в виде мисочки или чаши. Речь идет о гиперперонах необычной вогнутовыпуклой формы. Новым иконографическим элементом стал образ Богородицы, который ввел Лев VI (886-912). Изображение Богородицы с младенцем на руках появилось позже, во время правления Романа IV. Аспрон трахи, возникший в результате реформы Алексея I (1092), превратился впоследствии в главную золотую монету, заменив гистаменон номизму. Среди личностей, представленных на византийских монетах, достаточно много святых. Это, например, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, монеты с изображением которых стали чеканить во время правления династии Комнинов в конце XI века. Также на реверсе очень часто встречаются ангелы.
Постепенно Византия приходила в упадок. В плане нумизматики последние годы империи характеризовались выпуском монет более грубой фактуры и из менее ценного металла. Такие монеты появились при династии Палеологов, правившей на протяжении двухсот лет. Главным иконографическим образом стала Дева Мария. Искусство чеканки денег было упрощено в XIII веке, а статус византийской монеты перешел к венецианскому золотому дукату, который с XIV века превратился в твердую валюту. Золотые монеты перестали выпускать в 1354 году. А когда Константинополь пал под натиском султана Мехмеда Завоевателя, чеканка и обращение византийских монет были прекращены.

Византийские монеты

Византийский солид Василия I, на котором изображен Константин (его сын) и Евдокия Ингерина (его вторая жена).

ТЩЕСЛАВНАЯ МЫШКА
Сказочный сюжет мирового фольклора
Как-то раз одна мышка подметала лестницу и нашла монетку. «Что мне купить? - подумала она. - Если я куплю карамельки, то попорчу зубки. А если куплю орешки, то зубки повыпадают. Знаю! Куплю-ка я себе бантик на хвост!»

Отправилась мышка в галантерейную лавку и купила себе красный бантик. Через некоторое время к ней пришел осел и сказал: «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», -сказала мышка. Тогда осел закричал: «Иа! Иа!» «Замолчи! Замолчи! - сказала мышка. - Весь дом сотрясается, и меня это пугает». Спустя некоторое время к ней пришел пес и сказал: «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», - сказала мышка. И тогда пес залаял: «Гав! Гав!» «Замолчи! Замолчи! - сказала мышка. - Весь дом сотрясается, и меня это пугает». Затем явился петух. «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», - сказала мышка. Петух пропел: «Кукареку!» «Замолчи! Весь дом сотрясается, и меня это пугает», - сказала мышка. В этот момент пришел кот и сказал: «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», - сказала мышка. И кот промяукал: «Мяу! Мяу!» Мышка, плененная сладким голосом кота, ответила: «Да! Да! За тебя пойду». В день свадьбы, когда жених и невеста должны были поцеловать друг друга, кот открыл пасть и разом съел мышку.

В 395 году Римская империя была разделена на две части: Восточную и Западную. Это событие не воспринималось ромеями, как драматический исход истории. Римская империя продолжала жить в их сознании, но только под руководством двух императоров. Однако уже в 476 г. Западная империя пала под натиском германских племен. Восточная, напротив, продолжила свое существование на протяжении более тысячи лет и в последствии приобрела название Византия.

В истории Византийской империи можно выделить несколько моментов, которые будут интересны нам в рамках нумизматики: экономика и внешняя политика. В первом случае, монеты являются отличным показателем развития внутреннего кризиса. Это можно проследить на примере ухудшения качества металла, веса монеты, на оттиске и т.п. Более того, в последующих материалах мы увидим, как внутренние политические события также нашли свое отражение на монетах. Во втором случае, с помощью монет можно проследить внешние экономические связи между Византией и другими государствами. В особенности, здесь нам предоставляется крайне интересным рассмотрения кладов византийских монет на территории бывших советских республик, связи с Древнерусским государством и то, как же серебряные монеты из Византии оказались на территории Хантов и Манси. Однако это будет все написано далее, сегодня же у нас другая задача: проследить влияние римской традиции на византийские монеты, рассмотреть разные типы монет и их функционал.

Римская традиция

Ранние византийские монеты продолжают римские традиции: на аверсе голова императора в профиль, на реверсе христианский символ (крест появляется практически сразу, но образ ангела приобретает конкретные черты в более поздний период) или же символ победы. Надписи на латыни.

На реверсе внизу посередине обычно печатались буквы, означающие монетный двор. COMOB – поздне-Римско-византийское обозначение императорского монетного двора. Также могло быть CONOB - CONstantinopolis OBryzum (чистый золотой стандарт монетного двора в Константинополе). Когда уже открылись монетные дворы в других городах, то появились и другие сокращения: RM для Рима, MD для Милана, RV для Равенны и AR для Арля и т.д.

Сам император изображался в образе полководца, хотя мог и никогда не касаться оружия.

«Золотой стандарт». Реформа Константина I

Римский император Константин Великий с 309 г. начал проводить монетную реформу, в основе которой лежала необходимость облегчения денежного обращения и сокращения расхода драгоценного металла. До этого в ходу была другая золотая монета, введенная еще Августом – ауреус. Согласно августовскому стандарту, 60 золотых ауреев равнялись одному фунту золота, то есть около 328 грамм. Константин установил другую меру – 72 солида. То есть один солид должен был весить 4,5 грамма золота. Он был легче, чем ауреус. Солид получил и другое название на греческий манер: «номизма», а в Европе его чаще называли «безант» или «бизантин». Производить его мог только император: он контролировал чистоту и твердость металла.

Золотой солид имел особое значение в империи. Он был не только главной денежной единицей при заключении торговых сделок и для собирания налогов, но и мощным политическим инструментом. Монету распространяли не только при помощи дипломатии, но и силы.

После реформы Константина Великого начали чеканиться и другие золотые монеты, но меньшей ценностью и весом:

Сравнительная таблица
Сравнительная таблица

С XI в. начинает портиться византийская монета – вес золотого солида падает до 3,24 г. Металл не держит штемпель. Портреты императоров становятся уже трудноразличимыми.

Порча монеты была связана с внутренним кризисом Византийской империи, который наступил из-за внешней опасности: турки-сельджуки, норманны и половцы. В 1054 году также произошел разрыв с православной церковью. Внутри страны были проблемы из-за частой смены императоров и увеличения бюрократического аппарата. Однако данный вопрос будет проиллюстрирован более подробно в последующих материалах. Мы покажем, как менялось изображение императоров и святых на монетах, как на сюжетах оттиска отразилось иконоборчество. Вторая часть будет посвящена серебряным и медным монетам Византийской империи.

В 395 году окончательно сформировалась Византийская империя. Государство имело большое культурное значение в истории. С IX по XI век произошел подъем византинизма, и началась его экспансия на территории Юго-восточной Европы. Византийская монета стала «отголоском» великой Ромейской (Римской) империи — родины славянской азбуки и греческого огня.

История монет

Начиная с III века монеты в восточной части огромной Римской империи стали выделяться среди денег других государств. Чеканку отличает грубость и топорность. Изображения стоящих у власти теряют индивидуальность, и возникает сложность отличить монеты одну от другой. Отдельные экземпляры приобретают комический характер из-за несоблюдения пропорций: шея слишком толстая, а голова небольших размеров. Примером служит солид Лициния, датируемый IV тысячелетием.

Византийская монета

Понятие византийской монеты относится к периоду царствования Анастасия. В конце V столетия нумизматы закрепляют за ней отличительные черты.

Виды монет Византии

Византийские монеты в большинстве случаев отличает наличие изображения правящего лица. Во время руководства страной императора Фоки, до начала VII века на лице правителя отсутствовала борода. Начиная с 602 года она становится обязательным атрибутом. К числу отличительных качеств монеты относятся:

  • поясная чеканка фигуры;
  • наличие в руке полотна — символа начала циркового действия — или пергаментного свитка с текстом указов и сводом законов;
  • вместо привычного римского лаврового венка, голову правящей особы венчает диадема;
  • присутствие исключительно подгрудного изображение правителя государства до X века;
  • появление на реверсе Победы, или Victoria, с крестом в руке относится к началу X века.

С приходом на царство Иоанна Цимисхия появляются экземпляры с подгрудным образом Иисуса Христа, в отдельных случаях лики размещали на лицевой стороне. Портреты святых характерны для денежных знаков чеканки XI — начала XIV века:

Номинал византийских монет

Монеты Византии имели различный номинал. Главной денежной единицей государства была литра. Одна литра была равна 96 драхмам. Последняя была денежной единицей древнегреческих полисов и современной Греции. Ценность монеты зависела от материала изготовления, в ходу были литры с минимальной оценкой в 72 драхмы и максимальной — в 128 драхм. Согласно установленной ценности выпускалось несколько вариантов монет из разного материала:

  • золото — ценность равна литре в 72 драхмы;
  • серебро — соответствует литре в 96 драхм;
  • медь — равна литре в 128 драхм.

Последняя считается самой редкой и ценной. В первые годы производства медной монеты ее выполняли из металла высочайшей пробы, но к концу существования Византийского государства качество используемого материала заметно падает. Золотую монету именовали солидом, безатой или византиной. Солид производили и в виде ½ и 1/3. Половину солида называли семиссисом, а 1/3 — тремиссисом. Самая популярная серебряная монета — милиарисий. Монета номиналом ½ милиариссия — кератий.

Данные денежные средства были в ходу у населения до 1204 года. В период правления Ираклия I в обиход вошла большая монета, или гексаграм, она просуществовала несколько лет и вскоре выпуск завершился. Отдельные экземпляры местного производства имеют ряд принципиальных отличий от монет константинопольской работы. В Х столетии в историю Византии вошла монета вогнутой формы. Первоначально такой шаблон предназначался для солида, но быстро распространился на остальные денежные знаки, кроме малой медной монеты.

Византийские монеты

Надписи на монетах

Наличие надписи характерно для изделий до конца VII века. Первоначально текст наносили на латинском языке. С приходом на престол императора Ираклия I стали появляться экземпляры на греческом. Перемены происходили стремительно, и греческий активно вытеснял латынь. В VIII веке буквы в надписях совмещают, спустя столетие греческий начинает доминировать. И с момента правления Алексия Комнина латынь полностью сходит на нет.

Сюжетная линия делилась на две части. Первая посвящена святому, другая — включает титул императора с именем. С VII века к имени правящего лица прибавили эпитет благочестивый. С момента прихода к власти Алексия I остается одна надпись и изображение. Сохранились экземпляры с необычными надписями: CONOB или СОМОВ. Точного толкования на сегодняшний день установить не удалось. Перевести и обосновать часть текста удалось ученому Пиндеру родом из Германии. В 1851 году он смог доказать значение слога ОВ, а именно, что это число 72, количество солидов в одном литре.

Как происходила чеканка?

За пределами больших городов методы чеканки денег несколько отличались от константинопольского способа изготовления. Примером служит медная монета Александрии периода правления Юстиниана: она до середины VII века имела надписи IВ (номинал в 15 нумий) и S (номинал в шесть нумий). В отличие от константинопольских, александрийские денежные знаки всегда оставались одной массы. Карфаген известен собственной системой обозначения номинала. В качестве основы использовали медь, на лицевой стороне чеканили римские цифры. В XI веке появились примечательные вогнутые деньги.

Судьба монетных дворов

При Римской империи создаются монетные дворы в упорядоченном виде. Чеканка денежных средств проходила повсеместно. С момента проведения реформы и начала правления Анастасия I производство сократилось. Чеканка стала проводиться только в отстроенном Константинополе и Фессалониках. Вскоре для расширения производства дополнительно открыли еще два монетных двора в Никодимии и Антиохии. Новинкой становится использование токарного станка для изготовления монет. Нововведение существенно повлияло на внешний вид денег, они стали выглядеть заметно топорнее.

С приходом к власти Юстиниана I в государстве появилось большое количество новых монетных дворов, их примерное число четырнадцать штук. Возобновилась чеканка денег в провинциях. В качестве основы чаще использовали производства, построенные другими народами. Чеканить монеты из золота разрешалось только трем главным монетным дворам. Чеканка велась в столице Константинополе, Катании и Фессалониках. Изделия из серебра делали только в городах Каррагене и Равенне. Бронзовая чеканка производилась повсеместно.

В VII веке произошли перемены. В ходе военных действий Византия теряла большую часть земель, вместе с ними уходили и монетные дворы. Сохранить часть оборудования удалось благодаря закрытию производств на окраинах. Выпуск денег теперь происходил только рядом с крупными городами. Изготовление изделий из золота и серебра полностью перенесли в Константинополь.

После окончания правления императора Ираклия I происходили попытки расширения производства, но они не увенчались успехом. Исключением был херсонский монетный двор. Ему удалось продолжать производство до момента падения Константинополя. В его стенах велось производство только мелких медных монет с низким номиналом.

Солид Византийской империи

Солид Византийской империи – монета из чистого золота, введенная в широкое обращение в 324 году. Изначально солид был выпущен Римской империей для своих западных земель, затем распространился и на восточные, так как отличался неизменно высокой пробой.

Византийские граждане пользовались имперским солидом вплоть до 1092 года, когда Алексий I упразднил монету, введя вместо нее национальный гиперпирон, который позднее стал известен как безант.

Византийский солид стал примером для подражания для монетных дворов сопредельных стран – в частности, он повлиял на арабский динар, а также вдохновил империю Сасанидов на чеканку золотых монет высшей пробы.

Дизайн византийских солидов

Ранние византийские монеты продолжают повторять позднюю римскую моду на особый дизайн: голова императора на аверсе должна быть выгравирована анфас, а не в профиль, на реверсе же, как правило, был изображен христианский символ, такой как крест или ангел.

Золотые монеты Юстиниана II отошли от этих стабильных условностей, представив на аверсе погрудное изображение Христа, а на реверсе – частичный либо полный портрет императора.

Кстати, эти нововведения привели к тому, что исламский халиф Абд аль-Малик, который ранее копировал византийские стили, но заменял христианские символы исламскими эквивалентами, наконец развил собственный, отличительный исламский стиль, согласно которому на монеты наносились только надписи с обеих сторон. Этот стиль используется на всех монетах чеканки исламских стран вплоть до нынешних лет.

В период Иконоборчества византийский стиль чеканки монет Юстиниана II был под запретом, возродился же он после окончания религиозного противостояния и с незначительными вариациями оставался нормой практически до самого конца империи. В X веке вместо изображений императоров на монетах стали чеканить так называемые «анонимные фоллисы».

Именно вследствие отсутствия портретов правителей точный год чеканки данного типа монет сегодня очень затруднительно установить На аверсе анонимных фоллисов обычно вычеканено погрудное изображение Иисуса Христа, ниже находится надпись «XRISTUS/bASILEU/bASILE», что означает «Христос, император императоров».

Примерно в XII-XII веке в Средиземноморье царила особая тенденция в чеканке – монеты старались делать больше в диаметре и как можно тоньше. Византийские солиды не отставали от моды, так что их поздние экземпляры получались настолько тонкими, что их можно было свернуть в трубочку пальцами.

Дизайн аверса и реверса при этом не менялся, мастерство чеканщиков оставалось на высоте. Это стало одной из причин высокого престижа монет Византии в регионе, который был довольно высок до самого конца империи.

После падения страны византийский стиль продолжал жить – европейские правители, начавшие выпускать собственные монеты, придерживались упрощенной стилистики византийских узоров, обязательно помещая на аверсе портреты королей.

Характеристики монет

Годы чеканки: 324-1092.
Материал: золото.
Вес: 4,38-4,55 г.
Диаметр: 21 мм.
Гурт: гладкий.

Солид Анастасиуса I (491-518)

Солид Анастасиуса I (491-518)-min

Солид Юстина I (518-527)

Солид Юстина I (518-527)-min

Солид Юстиниана II (после 705 г)

Солид Юстиниана II (после 705 г)

Солид императрицы Ирины

Монета была отчеканена в разгар противостояния с иконоборцами, именно поэтому ее дизайн отличается от классического. Как на аверсе, так и на реверсе экземпляра, чеканившегося в период с 797 по 802 год, изображены портреты императрицы.

Солид императрицы Ирины

История византийских солидов

Солид был введен Диоклетианом в 301 году нашей эры в качестве замены ауреусу. Изначально монета чеканилась сравнительно небольшим тиражом, однако при Константине I в 312 году вошла в более широкое обращение, а производство ауреуса было полностью отменено.

Со времен Константина и вплоть до X века каждый солид весил 24 греко-римских карата (около 4,5 г чистого золота), диаметр также постоянно оставался неизменным. Ко времени смерти Константина солид уже стоил 275000 постоянно обесценивающихся динариев и распространился на всю Западную Римскую империю.

К 324 году солидом пользовалась и Византия, начавшая собственную чеканку этих монет. Сегодня солид считается одной и самых доступных к покупке византийских золотых монет по сравнению с более древним ауреусом, а также драхмами и статером.

Если при Константине IX ценность монеты составляла около 21 карата (87.5% чистоты), то во время правления Константина X она уже составляла 18 карат (75%). Далее – по нарастающей: 16 карат (66.7%) в период правления Романа IV (1068-1071), 14 карат (58%) при Михаиле (1071-1078), 8 каратов (33%) при Никифоре III (1078-1081) и от 0 до 8 каратов в течение первых одиннадцати лет правления Алексия I (1081-1118).

Алексий реформировал чеканку монет в 1092 году и полностью ликвидировал солидус (histamenon nomisma). Вместо него он ввел новую золотую монету под названием «hyperpyron nomisma» ценностью около 20,5 каратов (85% чистого золота). Вес, размеры и чистота гиперпирона оставались стабильными до падения Константинополя в 1204 году.


В византийской империи чеканились монеты трёх видов – золотые, серебряные и бронзовые.
Первоначальной все элементы монеты и надписи на ней тщательно прорабатывались, однако, когда империя вступила в период своего заката, дизайн монет очень серьёзно изменился. Так, в конце третьего столетия качество чеканки монеты резко снижается, монеты изготовляются упрощённо, а изображения императоров на них теряют индивидуальные черты и начинают походить друг на друга.

Характерной чертой монет этой периода становится толстая шея, из-за чего у изображения получается карикатурный вид и само оно становится отталкивающим. Такие изображения часто встречаются на солидах Лициния который правил с 307 по 324 год. В это время так же меняются и надписи на них. Во времена Констанция Хлора титул императора на деньгах меняется с «caesar» на «flavius» словосочетание «perpetuus Augustus», заменяет слово «felix», а в правление Константина Великого проявляется ещё одно слово «victor». Однако окончательно уникальный внешний вид византийской монеты утверждается в период правления Анастасия (491-518 года).

Номинал византийских монет


По номиналу монеты Византии различались следующим образом. Основная денежная единиц называлась литра и равнялась она 96 аттическим драхмам. Литра в зависимости от того, какова у неё проба из какого металла она изготовлялась, могла иметь и иную стоимость в 72, 75, 92 и 128 драхм. Из этого расчёта она и чеканилась.
Золотая литра содержала 72 драхм, серебренная 96, а медная 128.
В ходу были в основном золотые монеты, серебряные же были достаточно редки. Если вначале денежного обращения чистота металла была очень высокая, то к закату империи в 1453 году она заметно упала.
Золотой византийской монетой того времени был солид, который зачастую называли и иными названиями, например, златница, византа или безанта. Так же в обращении ходили и семиссы и тремиссы в 1/2и 1/3 солида.
Из серебряных монет старшим по номиналу был милиарисий, чеканилась и монета в его половину – кератий. Эти деньги были в обращении до 1204 года. А в 615 году императором Ираклием I была выпущена в обращение большая монет – гексаграм, которая в обращении долго не продержалась.

Византийские императоры, вообще очень часто чеканили новые деньги, пытаясь таким образом бороться с фальшивомонетничеством. Так император Анастасий выпустил медную монету – фоллис или нуммий, которая на обратной стороне имела оригинальную систему обозначений её стоимости в нуммиях.
Здесь буквы греческого алфавита А, В, Δ, Е, I, К и М заменяли цифры 1, 2, 3, 4, 5, 10, 20 и 40. Непосредственно под буквами проставлялось сокращённое наименование монетного двора.

Как чеканили монеты

Способы чеканки некоторых монет в провинциях несколько отличаются от способа изготовления императорской (константинопольской). Например, александрийская медная монета, которая чеканилась при Юстиниане и вплоть до взятия в 641 году Александрии арабами, имеет надписи IВ и S, что означает соответственно 15 и 6 нумий.
При этом необходимо отметить, что вес александрийских монет, в отличии от императорских, никогда не менялся. А такая провинция как Карфаген вообще имела отдельную двойну систему обозначения номинала. Изготавливалась она из меди и на неё наносились римские цифры: XLII; XXI; XX и т.д.

Были в Византии вовсе уникальные виды монет, например, знаменита вогнутая монета «nummi scyphanb», которая чеканилась, начиная с ХI столетия. Такая форма изначала придавалась солидам, но позже была распространенна и на другие монеты, исключая мелкую медную.

Виды византийских монет

Практически все византийские монеты изготовлялись с изображением императоров. До 602 года – времени правления Фоки такие изображения наносились без бороды, в дальнейшем все византийские императоры изображались только с бородами.
Изображение было поясным, на нём император держал в руках кусок полотна, с помощью которого он подавал знак к началу игр в цирке, иногда его заменял пергаментный свиток в текстом закона или указа. В отличие от римских монет, византийские не содержат на себе лавровых венков лавровых венков, их заменили диадемы.


Императоры на монетах изображались вплоть до Х века одни, позже на оборотную сторону стали добавлять изображение Победы (Victoria), держащей крест в руке. Далее оно было замещено ликами святых, Богородицы, а так же Спасителя. Иногда их помещали так же и на лицевую сторону монеты.
Так погрудное изображение можно увидеть на монетах, отчеканенных в правление Иоанна Цимисхия. Часто встречаются так же и рисунки, изображающие Богоматерь, которая венчает императора. Так же встречаются сюжеты, где она поддерживает стены Константинополя.

Монеты с ликом святых обычны для монет XIII и начала XIV столетий. Так святые Михаил и Дмитрий помещались на никейские монеты Фёдора I Ласкариса, святой Георгий изображался так же на никейских монетах, но уже Иоанна IV, святой Евгений характерен для монет Мануила I Комнина, которые чеканились в Трапензунде. Многие провинции помещали на монеты изображения местно чтимых святых, кроме общеимперских.

Надписи византийских монет

Надписи на византийских монетах производились до VII века только на латыни, однако, начиная с правления Ираклия I на монетах низкого номинала стали делать и надписи по-гречески. Дальше процесс замещения латыни греческим ускорился: начиная с VIII века греческие буквы смешиваются с латинскими, в IX столетии они начинают преобладать, а вправление Алексея Коминина все надписи выполняются только на греческом.

Стандартные сюжеты для этого периода следующие: одна из надписей посвящается какому-либо святому, а вторая состоит из титула императора и его имени, при этом в VII и IX веках к нему стали добавлять эпитет «благочестивый» (πίστος). Начиная с правления Алексия I вторая надпись часто не писалась и монета чеканилась только с одним изображением и надписью. Существовали так же достаточно странные надписи, как, например сокращение чеканившееся на солидах - CONOB или СОМОВ. У надписи было различное толкование. Её читали и как Constantinopoli moneta obsignata или как Conflata moneta obryzo, были и другие её толкования, но доказательств их правильности никто не мог привести. Сумел это сделать в 1851 году учёный из Германии Пиндер, который смог доказать что слог OB обозначает 72, как раз столько солидов насчитывалось в одной литре.

Монетные дворы Византии

В римской империи монетное дело было создано в упорядоченном виде императором Диоклетианом в конце III века. Если раньше монета чеканилась практически в каждом городе, то после проведения реформы их количество было сокращенно до одного на диоцез и их работа стала контролироваться префектом претория и комитом священных щедрот.
Позже вся чеканка монет из драгметаллов стала монополией императора и комитов.


После падения Рима Западная римская империя прекратила своё существование, поэтом чеканка имперской монеты прекратилось. Лишь в некоторых местах, например в Бургундском королевстве и в Королевстве остготов чеканка золотых солидов была продолжена. Монетные же дворы Восточной римской империи или Византии свою работу продолжили и работали до момента восшествия на престол Анастасия I, который оставил только два монетных двора в Константинополе и Фесалонниках. В 498 году император Анастасий с помощью комита священных щедрот Иоанна из Пафлонии, провёл глубокую реформу монетного дела, в результате чего открылись монетные дворы в Антиохи и Никомодии.

Наибольшее количество императорских монетных дворов было открыто в правлении Юстиниана I когда их количество достигло цифры 14. Частично производство было отбито у остготов и вандалов, при этом не всем городам было дозволенно чеканить монету из золота. Такой привилегии были удостоены Константинополь, Катании и Фессалоники. Серебряные деньги чеканились в Карфагене и Равенне, большинство же городов чеканило бронзовые деньги.

VII веке империя в результате череды поражений в войнах с соседями потеряла большие территории, в результате чего множество монетных дворов в стране закрылось, а в 628-629 годах император Ираклий I своим указом закрыл все монетные дворы в провинциях, оставив лишь двор в Александрии. Он проработал до 646 года до самого момента завоевания его арабами. На Западе же к IX веку монету чеканил только один двор – сиракузский.

После того, как в 878 году город был взят арабами, монетный двор в Константинополе стал единственным в империи который, продолжил чеканить золотые и серебряные монеты. В 860 году заново открылся монетный двор в Херсоне, но чеканил он только медные деньги. В последний период существования Византийской империи открывались и иные дворы в провинциях. Так Исаак Комнин, бывший императором Кипра, открыл собственные монетные дворы, однако главным монетным двором в Византии всегда был константинопольский монетный двор.

В целом, византийские монеты неплохо изучены, так же как и их производство. Этому способствовал тот факт, что Византийская империя обладала широкими торговыми связями, и монеты из Византии в большом количестве встречаются в разнообразных купеческих кладах. Неоднократно подобные деньги обнаруживали и на территории Российской Федерации, так что у любителей поиска кладов есть все возможности, когда-нибудь обнаружить византийскую монету в раскопе.

Словарь Византийских монет

Автократор (autokratwr – «самодержец»), императорский титул. На монетах впервые появляется при Александре (912-913 гг.).
Агиасоритисса (h _Agiaswritissa – «Святорачица», от св. Раки, места положения Богородичных реликвий). Эпитет Богородицы, происходящий от именования Её иконы во Влахернском либо Халкопратийском храме Константинополя. Иконографический тип предполагает изображение Богоматери, обращённой в молитвенном жесте вправо. В нумизматике появляется на монетах Латинской империи 13 в.
Агиогеоргатон (t)o n)omisma+ agiogewrgi)aton). Название электровой монеты Иоанна II (1118-1143) в 1/3 иперпирона с изображением св. Георгия.
Акакия, анексикакия (+h _akak)ia, +h _anexikak)ia – «беззлобие», «смирение»). Одна из императорских инсигний, известна с конца 7 в., впервые на монетах Юстиниана II. Акакия представляла собой продолговатый мешочек, заполненный «прахом земным» в напоминание о смертной природе царя и призывавший его к смирению (по описаниям Псевдо-Кодина и св. Симеона Солунского).
Анонимные фоллисы. Медные монеты, чеканившиеся в 970-1092 гг. без имени правящего монарха. На их лицевой стороне помещался образ Христа в различных иконографических типах, на оборотной стороне имя Господа с добавлением эпитета REX REGNANTIUM или basileuq basileuontwn («Царь царствующих») либо изображение креста.

На протяжении длительного времени - практически со времени правления императора Иоанна I Цимисхия (969 г. - 976 г.) и до Алексея Комнина (1081 г. - 1118 г.) - более ста лет - в Византии чеканились особого типа крупные бронзовые монеты номиналом в 40 нуммиев - так называемые "анонимные фоллисы". "Анонимные" - потому что они вообще не несут на себе имя императора. Привязать их ко времени правления того или иного василевса довольно трудно и разные типы чеканки этих фоллисов часто "перекрывают" правления нескольких императоров.
Они чеканились как будто от имени Иисуса Христа и Богородицы - во всяком случае, изображены на них только христианские символы, образы или крупными буквами греческая надпись "ИИСУС ХРИСТОС ЦАРЬ ЦАРЕЙ", занимающая целую стороны монеты.

Аспр (t)o @aspron). Определение, соответствующее словам «чистый», «белый», в поздневизантийский период прилагавшееся к имперским серебряным монетам низших номиналов либо крупных в Трапезунде.
Ассарий (assarion). Наименование типа плоской медной монеты, введённой при Андронике II.
Биллон (billon). Термин, используемый на Западе с 13 в. в отношении монеты, серебряное содержание которой менее 50 %. Византийский термин-эквивалент неизвестен.
Василевс, василисса (+o basile)uq, +h bas)ilissa – «царь», «царица»). Официальный титул византийских монархов с 7 в., на монетах фигурирует с 8 в.
Василикон (t)o basilik)on – «царское»). Мелкая серебряная монета, введенная Андроником II по подобию венецианского серебряного дуката.
Виктория. Античная персонификация Победы, изображавшаяся на ранневизантийских монетах: на реверсах солидов в сопровождении легенды VICTORIAAVG – «победа Августа» до Юстина I, на семисах и тремиссах до начала 7 в.
Последний раз встречается на серебряных гексаграммах Ираклия 628 г.
Влахернитисса (+h Blacern)itissa – «Влахернская»). Эпитет Богородицы, происходящий от именования Её икон, почитавшихся во Влахернском храме

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5


Как вы думаете, сколько стоит самый дорогой металлодетектор в мире? .

Читайте также: