Что означает золотое яйцо

Опубликовано: 23.04.2024

Один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.

Яйцо использовали как идеограмму для обозначения эмбриона.

Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием, освободив тем самым от пут инертной материи.

Это Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь.

Непременный атрибут празднеств в честь весеннего и осеннего равноденствий. Прохождение солнца через эту фазу своего цикла считалось первопричиной и началом рождения всего сущего: в Ливии, Шотландии, Франции в этот день с вершины холма сбрасывали яйца, окрашенные в красный цвет (цвет жизни). Этот обычай, в свою очередь, произошел от ритуального жертвоприношения 25 марта, в день весеннего равноденствия, во время которого жрецы культа Митры разбрызгивали кровь жертвенного буйвола или быка,— позже ее заменила кровь агнца.

А яйцо, окрашенное в принятый в оккультных учениях цвет Солнца, символизирует весну Жизни и оплодотворяющую силу в их величайшей мощи.

Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое Яйцо. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе.

Иногда Космическое Яйцо раскалывается, и на свет появляется некое божественное существо, олицетворяющее собой антропоморфную жизнетворящую силу, демиурга, Всемогущего Живого, как его называет Каббала.

Божественное Яйцо заключает в себе гармоническую архитектуру мира. Небесный свод — это скорлупа, вода — белок, огонь — желток. Съедая яйцо, мы впитываем вместе с ним целый космос. Яичный желток сравнивали также с Солнцем, плавающим на эфирной поверхности небесного свода.

Рождение Мира из яйца, — это своеобразная мифическая версия, которую мы найдем во всем Древнем Мире — от Галлии до Японии, от Карфагена до Индонезии… Яйцо мира возникло из Хаоса, из небытия — как первичная основа возникновения раздельных частей неба и земли, воды и огня, гор и низин…

Как знак возрождения и воскресения, яйцо знаменовало собой победу Весны и Солнца в борьбе против зимы и ночи. Яйца находили в захоронениях доисторического периода — возможно, что хрупкая, но неуничтожимая скорлупа символизировала для наших пращуров бессмертие души… Яйцо находили в древнеегипетских захоронениях и в римских катакомбах, их приносили в жертву богам галлы и германцы.

В древних религиях Ближнего Востока символ творения, который стал прочно ассоциироваться с весенними праздниками обновления и возрождения и через это впоследствии с Пасхой.

В символизме Индии, Египта, Китая и Греции Космическое Яйцо, зародыш вселенной, внезапно взрывается. Будучи единым целым, оно, тем не менее, содержит все сущее и все потенциальные возможности в пространстве, ограниченном скорлупой. Изображения яйца как начала мира найдены в Египте, Финикии, Индии, Китае, Японии, Греции, Центральной Америке, на островах Фиджи и в Финляндии. Золотое яйцо символизирует Солнце.

Змей, окружающий яйцо, — это уроборос (см.).

Иносказательный смысл яйца предопределяется его многочисленными свойствами. Чаще всего оно белое, хрупкое, из него появляется новая жизнь, оно напоминает тестикулы (семенные яички). Возникновение мира из праяйца известно не только по орфическому мифу о творении, но и из полинезийских, японских, перуанских, индийских, финикийских, китайских, финских и славянских мифов о первоисточниках. Соответственно многие герои не были рождены, а вылупились из яиц, как, например, Правладыка (Южная Корея) и Кастор и Поллукс Диоскуры (из яйца, снесенного Ледой, которую оплодотворил Зевс под видом лебедя). Потенциально заключенная в яйце способность порождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в знахарстве и в культах плодородия. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника на его пути в потусторонний мир. Солнце и Луна также часто ассоциируются с золотым и серебряным небесными яйцами. Вообще в яйце усматривается символ праизначального зародыша, из которого затем возникает мир. Как образная аллегория целостности, заключенной в оболочку скорлупы, яйцо олицетворяет первоначало предустановленного творения. Яйцо — предмет разнообразной символики, например, пасхальное яйцо — символ весны, признак восстающего от спячки к плодородию естества и аналогия указанного выше воскресения из мертвых.

Немногие из простых природных объектов имеют такое же очевидное, но все же глубокое значение. Огромно количество мифов и преданий, в которых фигурирует яйцо. Во многих мифах о сотворении мира, от Египта и Индии до Азии и Океании, космическое яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще отложенное в океан гигантской птицей) придает форму хаосу, из него вылупляется солнце (золотой желток), разделенные небо и земля и возникает жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных. Миф о рождении мира легко преображается в символику возрождения. Ассоциирующееся с надеждой на приход весны

Символика сотворения мира усилена формой яйца и сексуальной противоречивостью его содержания.

В фольклоре всего мира яйцо — добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье. Волшебные серебряные и золотые яйца считались амулетами, защищающими от дракона.

Происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте.

  • потенциальная жизнь,
  • начало сознательной жизни, становление
  • плодородия и вечности
  • первозданный Хаос, некий зародыш Вселенной, саму Вселенную, Солнце; Землю (эллипс с представляемым внутри крестом); жизненную силу, плодовитость; воскресение из мертвых, возрождение, бессмертие; Троицу (желток, белок, скорлупа), Солнце в эфире под сводами неба; спасение; возвращение весны, Рождество…
  • соединяет в себе символику безопасности, начинания, дома, гнезда, раковины, с воображаемым птенцом, которому еще предстоит стучать клювиком в скорлупу изнутри, чтобы выйти наружу, в Жизнь.
  • начало.
  • воскресение из мертвых.
  • вещь малой ценности.
  • вещь ценная.
  • Два яйца — тождество.
  • Символика яйца выражается и в таких символических вещах, как шарик из навоза, скатанный жуком-скарабеем; как ступа, прикрывающая буддийские реликвии в Индии, Тибете, в Монголии… Как раковина, пещера…
  • символизирует жизненное начало; недифференцированную целостность, потенциальность; зародыш всех творений; первоначальный материнский мир хаоса; Великий Круг, содержащий вселенную; скрытый исток и тайну существования; космическое время и пространство; начало; материнскую утробу; прародителей; совершенное состояние единства противоположностей; органическую материю в ее инертном состоянии; воскресение; надежду.

  • мировое яйцо — круглая арена в древних храмах

Космическое Яйцо (может изображаться также в виде сферы)

Бейкелар Иоахим. Продавщица яиц. 1565 г.

Содержание

  • 1 Основные значения:
  • 2 Основные символы:
  • 3 Африка
  • 4 Древний Восток
  • 5 Египет
  • 6 Античность
  • 7 Северная традиция
  • 8 Европа
  • 9 Славяне
  • 10 Китай
  • 11 Австралия и Океания
  • 12 Иран
  • 13 Индуизм
  • 14 Буддизм
  • 15 Иудаизм
  • 16 Христианство
  • 17 Ислам
  • 18 Алхимия
  • 19 Магия
  • 20 Гадания
  • 21 Масонство
  • 22 Искусство
  • 23 Ad vocem
  • 24 Литература
  • 25 Иллюстрации
  • 26 Примечания и комментарии

в Конго желток считают женским сердцем, белок — мужским семенем

В представлениях народности агни Берега Слоновой Кости яйцо связано с понятиями собственности и интимной близости и символизирует семью и ее единство.

Оно единственное в своем роде, и жизнь, содержащаяся в нем, совершенна, защищена и неуязвима для любого смертельного микроба^. Подобно ему, семья живет под опекой покровительствующих ей богов и различных лекарств профилактического и защитного действия, которые приобретают родители.

В шумеро-семитской мифологии Космическое Яйцо осуществило сотворение мира.

древнеегипетский бог плодородия Осирис, запрещавший есть яйца

Как вместилище зарождающейся жизни яйцо играет большую роль в представлении о начале мира. Согласно древнему мифу, первый бог возник из яйца, которое лежало в болотных зарослях. В «Книге Мертвых» говорится о «спрятанном» яйце «великого болтуна», причем неясно, о каком боге идет речь (возможно, это был бог земли Геб, а может быть, Амон).

Популярными были амулеты в форме яйца, с помощью которых люди хотели владеть силой находящегося в нем прабога. Такие амулеты давали умершим. Многозначительным является название внутреннего заключающего мумию гроба — «яйцо», в котором ждут входа в потусторонний мир.

Для древних египтян бог Пта был Отцом-Создателем, Великим Искусником. Здесь он изображен за гончарным кругом за изготовлением мирового яйца, содержащего его собственный дух. Далее он создал яйцо Солнца и яйцо Луны.

У египтян Космическое Яйцо, из которого вылупился бог Солнца-Ра, снесла Гусыня Нила: «Оно растет, и я расту; оно живет, и я живу». (Книга Мертвых). Змей Кнеф также произвел Космическое Яйцо изо рта, символизирующего Логос.

Яйцо Осириса, вместилище добра и зла, содержало в себе 12 белых пирамид, символов блага, и 12 черных пирамид, знаков несчастья, помещенных туда Тифоном.

В древнеегипетской Книге мертвых Космическое Яйцо именуется Сияющим Яйцом, снесенным небесной гусыней и высиженным ею на Востоке, и символизирует равноправное единство микрокосма и макрокосма в постоянно изменяющихся формах. Эта идея сходна с представлениями китайцев о инь и ян, чье постоянное движение порождает Дао,— в индуизме Сансара.

египтяне считали его сутью всего живого

бог плодородия и весеннего возрождения природы Дионис, изображавшийся с яйцом

по орфическому мифу о творении (чернокрылая ночь, соблазненная ветром, порождает яйцо, из которого вылупился Эрот (Фанес)

Согласно одной из версий известного древнегреческого мифа, Елена Троянская появилась из яйца, которое упало с Луны. В другом варианте, Леда, царица Спарты, родила два яйца, после того как в течение ночи она вступила в связь сначала с Зевсом, принявшим облик лебедя, а затем со своим мужем, простым смертным; из одного яйца появились Полидевк и Елена, из другого — Кастор и Клитемнестра.

В Греческом орфизме яйцо есть тайна жизни, творение, воскресение; оно окружено уроборосом. Диоскуры, рожденные из яйца Зевсом и Ледой, носят две половинки яйца как шапочки. Иногда яйцо изображается содержащим четыре элемента.

В гробницах Беотии были найдены статуэтки бога Диониса, держащего в ладони яйцо — как некое обещание возврата к жизни.

Яйцо Света в средиземноморских мифах это обычно небосвод, состоящий из семи сфер. Согласно мифу древних пелазгов, богиня Эвринома возникла из Хаоса, отделила море от неба, одиноко танцуя на волнах; великий Змей Офион, появившись из Северного ветра, оплодотворил ее. Эвриона затем обрела ипостась голубки, снесла Яйцо Мира; Офион проплыл вокруг него семь раз, после чего яйцо треснуло пополам, из него высыпалось все, что ныне существует: Солнце, Луна, звезды, планеты, Земля, животные, растения и люди.

Яйцо как эмблема начала начал уже в античные времена продолжало связываться с мифической генеалогией Света. В греческом мифе Леда, дочь царя Цестия из Этолии, жена царя Спарты Тиндарея, отдалась Зевсу, который был в образе лебедя. Затем она снесла яйцо, из которого «вылупились» братья Диоскуры и Елена Троянская, названная потом Прекрасной.

для друидских жрецов они также были священной запрещенной пищей

У друидов Космическое Яйцо — это «яйцо змеи», символизируемое окаменелым морским ежом.

кельты считали его сутью всего живого (друиды даже носили на шее символическое хрустальное яйцо)

не следует приносить яйца в дом (или выносить) до захода солнца; после того, как яйцо съедено, нужно тщательным образом собрать скорлупу, чтобы она не попала в руки колдуньям.

— по народным представлениям, начало всех начал, средоточие жизненной силы; символ возрождения и плодовитости. Мотив преодоления смерти через заключенную в Я. жизнь отражается в таких загадках о Я., как: «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое». Оппозиция «жизнь — смерть» или «бессмертие — смертность» отмечена в славянских волшебных сказках о Кощее, смерть которого заключена в Я. Чудо воскрешения распятого Христа описывается в народных поговорках через символику зарождающейся в Я. жизни: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца» (пол.). В космогонических поверьях (преимущественно южнославянских) Я. выступало прообразом мира. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце изображается как «Божье яйцо», звезды — как «яйца, снесенные небесной курицей», а звездное небо — как «решето, полное яиц». В апокрифических легендах весь мир представлялся в виде огромного Я., скорлупа которого — это небо, пленка — облака, белок — вода, а желток — земля. Символика возрождения определила использование Я. в погребально-поминальных обрядах: при похоронах куриное Я. (или его модель — деревянное, глиняное Я.) вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю и т. п. Сходное значение приписывалось и пасхальным Я. Согласно западнославянским преданиям, узнав о воскресении Христа, Мария увидела чудо: яйца, хранившиеся в ее доме, стали красного цвета; она раздала их апостолам как доказательство воскресения Христа, однако «крашенки» в их руках превратились в птиц и улетели, символизируя воскресение Христа и вознесение его на небо. Окрашенные и освященные в церкви пасхальные Я. служили главной ритуальной пищей, а также использовались в земледельческой и скотоводческой магии либо как надежное лечебное средство: их клали в посевное зерно, закапывали в поле, бросали в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна и конопли, разбрасывали скорлупу в огороде для урожая. На Пасху люди обменивались друг с другом крашеными яйцами; одаривали ими односельчан и участников ритуальных обходов; раздавали нищим, относили на кладбище и т. п. У русских широкое распространение получил обычай «катать яйца»: всю пасхальную неделю молодежь устраивала забаву, скатывая на землю с возвышения крашеные Я. Так же катали пасхальные Я. по могилам умерших родственников, когда ходили с ними «христосоваться». В русских церковных поучениях XVII в. упоминается запрет на Пасху «биться яйцами». Этот обычай долгое время сохранялся у восточных славян. Обычно не красили Я. в тех домах, где в течение года случилась смерть одного из членов семьи (или красили их в зеленый, в черный цвет). Иногда в подобных случаях хозяева не решались красить Я. в собственном доме, но ходили для этого к соседям. Если же за истекший год семья похоронила хозяина дома, то к Пасхе вовсе не красили яиц. Пасхальные Я. сохраняли в доме в течение всего года как магическое средство: с таким Я. в руках обегали горящее строение и затем бросали в огонь, чтобы остановить пожар (в.-слав.); его брали с собой в лес, когда искали пропавшую корову (рус.,ярослав.); девушки для красоты и здоровья умывались водой, в которую опускали красное Я. (в.-слав., з.-слав.); скорлупу от пасхальных Я. закапывали в муравейник, чтобы куры хорошо неслись (серб.). Часто Я. выступало в роли оберега и средства, отгонявшего зло: его подкладывали под порог хлева, вынуждая скотину переступить через него, чтобы ведьма не смогла ей навредить (в.-слав.); помещали в колыбель новорожденного как защиту от вредоносного духа богинки (пол.); закапывали в поле против сорняков и от порчи (з.-слав.); перебрасывали Я,, снесенное черной курицей в Зеленый четверг, через крышу дома для защиты от молнии и пожара (чеш.). Первое окрашенное на Пасху Я. сербы называли «сторож», «охранитель дома» и считали одним из наиболее действенных оберегов: держа такое Я. в руках, хозяева махали им в сторону приближающейся градовой тучи, чтобы та свернула в сторону от села и не повредила бы посевам. Использование Я. в народной магии определялось такими его свойствами, как круглая форма, наполненность содержимым, белый цвет, скрытый в Я. зародыш будущей жизни и т. п. Например, при первом выгоне скота хозяйка катала яйцом по хребту лошади и говорила: «Как яичко гладко и кругло, так моя лошадушка будь и гладка и сыта!»; для белизны лица девушки гладили яйцом по щекам; чтобы лен уродился чистым, без сорняков, в посевное зерно клали некрашеные Я. Особое значение придавалось первому Я., снесенному молодой курицей: его использовали для гаданий; с ним пастух обходил вокруг стада, чтобы волки не задрали скотину; закапывали в основание строящегося дома; предназначали в жертву домашним или лесным духам и т. п. Чудодейственные и демонические свойства приписывались так называемому петушиному яйцу (то есть Я. без желтка или куриному Я. необычно малого размера). Считалось, что из такого Я. можно было вырастить духа, способного обогатить своего хозяина (см. Дух-обогатитель). Из Я., снесенного во дворе курицей и не обнаруженного хозяевами, через определенное время рождается мифический змей. В мотивах заговоров и сказок упоминается чудесное Я. (красное или золотое), которое не разбивается при падении.

В Китае яйцо — символ целостности; желток означает Небеса, а белок — Землю. При сотворении мира Космическое Яйцо разбилось и его половинки образовали землю и небо.

У народов Океании считалось, что первый человек вылупился из цтичьего яйца.

Яйцо. Сразу возникает образ куриного яйца, имеющего определенную форму. Яйцеобразную, разумеется. Что можно сказать о яйце, кроме того, что из него со временем вылупится цыпленок, если оно не будет использовано в кулинарии? Так вот – можно: яйцо очень древний и глубокий символ, имеющий серьезные смыслы.

Что символизирует яйцо?

Во многих традициях яйцо является символом космоса и мира в целом. В зародыше яйца заключено все, что когда-то будет создано. Здесь проявляется космогоническая роль яйца, которое содержит зародыш всех явлений и самой Вселенной. Скорлупа означает пространственные границы мира, а зародыш в желтке – символ постоянного движения жизни. Версию рождения Мира из яйца можно найти во многих древних культурах. Изображения яйца как начала мира найдены в Египте, Финикии, Индии, Китае, Японии, Греции, Центральной Америке, на островах Фиджи и в Финляндии.

Яйцо ассоциируется с первоосновой, началом всех начал, о чем свидетельствует латинское выражение «Ab ovo» («От яйца»), т.е. с самого начала.

Яйцо повсеместно является универсальным символом новой жизни. Из яйца на свет выходят многие формы жизни: птицы, насекомые, рептилии. Яйцо олицетворяет собой вместилище тайны жизни.

Что символизирует яйцо?

Символизм тайны сотворения мира и жизни проявляется в вопросе «Что было раньше: курица или яйцо?». Этот логический парадокс существует уже много веков и до сих пор не решен. А потому сохраняется таинственная символика яйца о зарождении жизни из хаоса в первозданной пустоте.

При этом, у славян яйцо обладает противоположной отрицательной символикой, связанной со смертью: Кощеева смерть находится в игле, игла — в яйце, а яйцо — в утке, утка – в зайце, а заяц – в сундуке.

Яйцо символизирует новый потенциал, нахождение индивидуума на пороге новых начинаний. Потенциально заключенная в яйце способность порождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в знахарстве и в культах плодородия.

В христианской традиции яйцо – это символ Пасхи, светлого праздника, отмечающего воскрешение Спасителя. Яйцо является символом весны, и как символ воскресения знаменует победу весны над зимой, дня над ночью. Здесь яйцо являет собою символ перехода из небытия в бытие.

С другой стороны яйцо является символом защиты, укрытия от мира, обособления, нежелания взаимодействовать и, как следствие, отсутствия прогресса. Выражение «сидеть в своей скорлупе» именно об этом. Здесь речь идет о страхе новых начинаний, невозможности раскрыть свои способности и реализовать свои идеи в социум. Яйцо является своеобразной капсулой, где можно замуровать себя самого от жизни. И, кажется, что скорлупа надежно защищает от каких-либо поползновений из внешнего мира, но это иллюзия. Потому что, скорлупа на самом деле хрупкая – маленькие детеныши птиц проклевывают ее, чтобы вылупиться и начать свой путь в этом мире. Жизнь всегда найдет способ достучаться, как ни сопротивляйся.

Что символизирует яйцо?

Иногда яйцо говорит об непохожести и странности отдельных индивидуумов по отношению к другим людям, нарушениях в психике. Эпитет «яйцеголовый» употребляют в отношении людей, как очень умных, так и совершенно неумных, иногда имеющих отклонение в развитии. В любом случае речь идет о людях, не таких, как все, живущих в своих реальностях, изрядно отличающихся от реальности большинства. Также «яйцеголовый» вызывает ассоциацию с инопланетянами. Снова другие миры.

Здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить знаменитого Шалтая-Болтая из произведения Л. Кэролла о путешествиях Алисы в Зазеркалье. Это странный персонаж является зазеркальным мудрецом и приближен к Белому Королю, что позволяет провести аналогию с придворными шутами и юродивыми, которых держали не только для потехи, но и считали «божьими людьми». В современном английском языке словосочетание «шалтай-болтай» (humpty dumpty) имеет два значения: «толстячок-коротышка» и «вещь, упавшая или разбитая и невосстанавливаемая». А потому «вся королевская конница и вся королевская рать не может Шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая собрать». Что-то необратимо нарушено либо на физическом плане, либо в психике.

Что символизирует яйцо?

Сальвадор Дали. Геополитический младенец.

Наверное, напоследок можно отметить простую и вместе с тем не настолько симметричную, как у шара, форму яйца. Такие формы всегда кажутся интересными, за них цепляешься взглядом. «Идеальный не идеал» или, наоборот, «Не идеальный идеал»? Поэтому эта форма так интересна художникам и дизайнерам.

Что символизирует яйцо?

В любом случае, яйцо – это символ совершенного микрокосма. Божественное Яйцо заключает в себе гармоническую архитектуру мира. Скорлупа – это небесный свод, белок символизирует воду, а желток – огонь. Так, что можно сказать, что съедая яйцо, мы впитываем вместе с ним целый космос.

В большинстве культур мира яйцо – это благоприятный знак, означающий здоровье, счастье и удачу.

крашенки--=

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные красной охрой, или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

крашенки3

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия. В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

кружевные яйца

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

яйцо из Vulci (середина VII века до н.э.)

Этрусское яйцо из Vulci — VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что римляне позаимствовали у этрусков не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой — красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

1-Гробницы Львиц

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо — символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти — это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

яйцо-фреска

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.

1-авгуры-плакальщики


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура — ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» — «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца — символы воскрешения из мёртвых.

яица этрусков

Этрусское яйцо из Vulci — VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца, возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танецхоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери птица и рыбы.

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из
Махенджо-Даро
над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.


В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали Ярилины игрища и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны. Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца — символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.


Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 — 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень. Имя известно и в славянской мифологии — Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру.


По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».


В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

По преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу бог Индра сражался с помощью Ваджры — божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами ,


В этрусском городе Тарквиния с его некрополем, состоящим из 6000 гробниц, датируемых 700-200 гг. до н.э., есть совсем простые надгробья вырезанные из камня в форме яйца.



В городке Мардзаботто (итал. Marzabotto) — коммуна в Италии, располложенном в регионе Эмилия-Романья, административного центра Болонья, есть этрусские захоронения 8 века до нашей эры. Уникальное в своем роде, этрусское поселение Миса, на территории современного Марзаботто, сохраняет следы неолита, энеолита, находки датируются концом 3 тысячелетия до н.э. и началом 2 тысячелетия до н.э. На древних этрусских каменных гробницах и сегодня можно увидеть яйцо — тот самый символ жизни и возрождения из царства мёртвых.

Мифы бывают разные. Сказания о сотворении первых людей ученые называю антропогоническими мифами, о рождении богов – теогоническими, о конце света – эсхатологическими. А мифы о самом начале мира, то есть о возникновении Вселенной, именуются этиологическими (от греческого слова «айтиа» - причина). Самые распространенные сказания о творении мира повествуют о Золотом, или космическом, яйце.




Из этого яйца возникает вселенная или – в сказаниях разных народов, творец: у финнов это «старый, добрый» Вяйнямёйнен, у древних индусов это существо с трудно произносимым именем – Хиранъягарбха или, по другой версии - Праджапати), а у древних китайцев, это Паньгу.
Но вот золотое яйцо разбилось, что же дальше? Из верхней и нижней его половин возникают небо и земля. Разделили Небо и Землю индийский бог Брахма, угаритский бог-кузнец Кусар-и-Хасис (Угарит - древневосточный город-государство в Сирии, на побережье Средиземного моря), полинезийский небожитель Тангароа (Полинезия - одна из основных островных групп в Океании, в центральной части Тихого океана, от Гавайских островов до Новой Зеландии), а также бирманский великий дух Мутум, создатель мира (с 1989 года Бирма называется Мьянма).
И во всех мифах это не простое яйцо, а золотое, солнечнояркое. Древние египтяне считали, что золотое яйцо, которое снесла огромная птица Гоготун, вовсе не разбилось, а превратилось в бога солнечного диска – Ра.
Древний магический принцип гласит: «Как вверху, так и внизу». Это означает, что если некогда существовало космическое золотое яйцо, из половинок которого возникло голубое небо вверху и земля у нас под ногами, то внизу, в подземных глубинах, было и другое, свое яйцо. Оно не сверкало подобно солнцу, но тоже было не простым, а волшебным. Из него мог вылупиться полуящерица-полупетух василиск, убивающий все живое одним лишь взглядом (какой он точно никто толком не знает, да и как разглядеть чудовище со смертоносными очами). Литовцы верили,что из такого яйца появляется огненный дракон Айтварас. Ну, а в русских сказках в этом яйце, существующем с самого начала времен, хранилась смерть Кощея.
Словом, в мифах разных народов Земли, подчас очень удаленных друг от друга и никогда не общавшихся между собой, существует одно и то же представление о начале мира, заключенном в золотом яйце. Если о золотом яйце знали индусы и полинезийцы, то, что же, у нас такой легенды не было? Была и она вам хорошо известна с самого раннего детства. Это сказка о курочке Рябе. И, хотя вы ее хорошо знаете, мы все же напомним ее вам, чтобы вы, после того, что только узнали, увидели по-новому. Итак…«

Давным-давно, когда еще ничего на свете не было, жили-были Дедушка с Бабушкой. Скучно им было потому, что они были одни-одинешеньки. Сидели они и горевали: не было у них ни детей, ни внуков и внучек.
А тут, откуда ни возьмись, прилетела к ним чудесная птица. С виду была она похожа на курочку, но разве такими бывают обыкновенные курицы?! На темных ее, как ночь, перышках, сверкали и переливались, будто драгоценные камни, разноцветные огни! Чудо что за птичка - волшебная!
И такой яркий свет шел от нее, что у Дедушки с Бабушкой даже в глазах зарябило. Вот поэтому-то и назвали они ее курочкой Рябой.
Насыпала Бабушка птичке зерен. Та поклевала да и говорит: «За то, что вы накормили меня, я сделаю вам подарок. А подарю я вам яичко. Яичко не простое, а золотое».
Только сказала это Ряба, как тут же снесла золотое яичко. Лежит он перед Дедушкой с Бабушкой и словно изнутри все светится – все своим светом озаряет.
Залюбовались старики на курочкин подарок, глаз от него не могут отвести. Потому и не заметили, как откуда-то выскочила серая мышка, быстрой тенью мелькнула, хвостиком яичко задела – оно и разбилось на две половинки!
Хотели было Дедушка с Бабушкой огорчиться, но золотое яичко их удивило. Одна половинка его поднялась вверх и стало синим небом у них над головой. А в небе стали видны Солнца, Месяц и звезды.
Другая половинка превратилась в океан,
а посреди этого океана большой остров появился. Стоят на этом острове Дедушка с Бабушкой вокруг себя смотрят, удивляются, насмотреться не могут на диво-дивное. От радости даже всплакнули немножко. Бывает ведь, что люди не только от горя, но от радости могут заплакать.

А курочка Ряба решила, что им жаль стало разбитого золотого яичка. Она их постаралась успокоить и сказала: «Не плачьте, я вам другое яичко снесу. Не золотое, а простое».
И снесла. Второй подарок Рябы не сверкал как солнышко в небе и яркие звезды, но тоже оказался волшебным. Из простого яичка вылупились птицы и рыбы, змеи и ящерицы, а там уж и остальные звери появились. Полетели птицы в небе, побежали звери по траве, поплыли рыбы в воде. И так вокруг хорошо стало, что Дедушка с Бабушкой до сих пор стоят и любуются.
Ну, а что же курочка Ряба? Она дальше полетела. Может, где-то сидят еще другие старички и горюют о том, что вокруг темно, пусто и нет у них детушек. Надо же и им тоже помочь, яичко им снести.
Спасибо и мышке-норушке. Не махни она хвостиком, не разбейся золотое яичко, так, может, и не было бы над нами синего неба и зеленой травы под ногами. Не разбилось бы золотое яичко, так курочка, может быть, и не снесла простого яичка. А не было бы его, так и не вылупились бы из него рыбы, птицы и ящерицы. И не пошли бы от них все звери. Да и нас с вами тоже не было бы».

Повторим же еще раз то,что раньше оставалось для вас непонятным в этой «детской» сказке.
В древних индийских священной книге «Законах Ману» описано, как наш мир произошел из Яйца: « Эта (вселенная) существовала в форме Тьмы, непроницаемой, лишенной отличительных признаков, недоступной рассуждению, непостижимой, полностью погруженной, словно в глубокий сон. Тогда явился божественный Самосущий, неразличимый, творящий великие стихии и прочее, различимое и с неодолимой силой, разгоняющей тьму… Желая произвести на свет всевозможные существа, первым делом он сотворил мыслью воды и поместил в них семя. Это семя превратилось в золотое яйцо, сиявшее подобно солнцу. В этом яйце он сам родился как Брахман, прародитель всего мира…Божественный восседал в этом яйце целый год. Затем он разделил его на две половины. И из этих половинок он создал небо и землю, между ними срединное пространство, восемь точек горизонта и вечное жилище вод».
О том же говорится и в японских священных книгах «Нихонги» и «Кодзики».В частности, в «Нихонги» повествуется: « В давние времена Небо и Земля еще не были разъединены, а Инь и Ян еще не были разведены. Они образовывали хаотическую массу, похожую на яйцо, имевшее смутные очертания и содержавшее семена. Более чистая и ясная часть была разреженной и образовывала Небо, тогда как более тяжелый и грубый элемент оседал и становился Землей. Тонкий элемент легко стал единым телом; но сплочение тяжелого и грубого элемента совершилось не без затруднений. Поэтому Небо образовалось первым, а Земля утвердилась позднее. После этого между ними родились боги».
Известный исследователь русского фольклора Миролюбов писал об этом сходстве сюжетов: «Кто не слышал в детстве сказки: «Жили-были Дед да Баба, да была у них Курочка Ряба, и снесла она яичко, да не простое, а золотое!» Тем не менее, вряд ли многие знают, что это - ведическое «Яйцо Вселенной», сверкающее всеми цветами, искрами, огнями. Состоящее из огоньков Яйцо Вселенной вмещает в себя наш Мир, Землю и Небо со всеми Звездами… Между тем, яйцо Курочки Рябы «не простое, а золотое». Вряд ли надо еще доказывать, что Яйцо Вселенной и «яйцо Курочки Рябы» - одно и то же ведическое Яйцо».
Этот же ученый дает разъяснение о том, кто такие «Дед Неведомый и Баба Неизвестная», встречающиеся не только в этой, но и во многих других сказках. Часто они приходят на помощь герою, а потом исчезают: «Ясно, что Дед и Баба здесь не простые, это - Бог и Мать-Сыра-Земля».
Казалось бы, как люди могли увидеть что-то, когда не только их самих, но и вообще никаких людей еще не было? Этого мы не знаем. Зато известно, что сказочное золотое яйцо вполне соответствует современным космогоническим представлениям: из разорвавшегося сверхплотного ядра образовалась наша галактика, звездные системы которой медленно разлетается в разные стороны, удаляясь от своего центра.
Большое повторяется в малом, а общее в частностном. Модель формирования галактики повторилась при возникновении планет нашей Солнечной системы. Наша звезда – Солнце, взорвалась и выбросила в космос большие сгустки материи, которые не смогли удалиться, а, оставшись в зоне притяжения Солнца, вращаются до сих вокруг него по своим орбитам: Меркурий,Венера,Земля,Марс,Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Тот же процесс произошел и на нашей планете, Земле. Изначально этот «кусок Солнца» был «золотым» – раскаленным ( его недра и по сей день остались такими же). И не было тогда у Земли ни твердой суши, ни своей атмосферы. Они образовались значительно позже, когда планета остыла и, образно говоря, превратилась из золотого яйца в – простое.
Интересно так же и то, что наша планета – не идеальный шар. Сплюсная на полюсах, Земля – элипсовидна, то есть напоминает огромное яйцо.
А это уже вовсе не детские сказки.

Другие замечательные записи писателя Виктора Ивановича Калашникова, посвященные русской мифологии, можно прочесть на том же сайте

Клуб поклонников Роберта Карлайла

Символика Тёмных - Золотое Яйцо

Предыдущие посты о символике "Сказки" ЗДЕСЬ
По нашим данным неожиданно выяснилось, что яйцо тоже относится к Символике Тёмных. Подробно мы рассмотрим причины этого при разборе смысла символики Румпеля и Регины.


Яйцо - один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.

Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием, освободив тем самым от пут инертной материи. Рождает четыре основные стихии (земля, вода, воздух, огонь), достраивая их до пятой - эфира. Яйцо покрыто оболочками, которые становятся семью низшими мирами и семью верхними.

В Вавилоне из первояйца вышла богиня Иштар, когда оно упало в Евфрат. У древних египтян яйцо посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пишу. Нун, олицетворение хаоса в Древнем Египте, своим ртом снес яйцо, из которого уже родился Бог, сотворивший звезды. Египетское яйцо стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау. Яйцо, парящее над мумией, символизирует надежду и обещание. Наверное, из комбинации этих двух символов и появился тип креста, который называется анх. Издавна идет спор: «что первичнее - яйцо или курица». Отсюда, видимо, и выражение «яйца курицу не учат». По одной из версий греческого мифа Зевс в образе Лебедя соединился с Ледой, после чего она родила яйцо, из которого появилась Елена. Скорлупу от этого яйца показывали в одном из Храмов Спарты. В греческом мире бог Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца и прячет их под землю. Из них рождается Тифон - гений зла.

Яйцо - не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком.

Похоже, что древнеиндийские мотивы имеют ту же тематику, когда яйцо возникает из семени Демиурга. Яйцо, если не относится к еде, является стереотипным знаком оболочки, за покровом которой скрывается чуждое и инородное. Яйцо упоминается в мифах о Тесее. Орфей открыл элементы овомантии (гадание по яйцу).

Яйца - один из главных символов пасхального праздника. В православной традиции окрашиваются в различные цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть. Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ помещенной в яйцо смерти Кощея).

Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового (космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе.


У орфиков мировое яйцо, породившее на свет все существующее, соотносилось с хаосом как творческим первоначалом, В японском мифе, повествующем о сотворении мира, существовавший первобытный хаос сравнивается с яйцом, в котором содержатся семена творения.

В индуистской традиции сотворение мира имело в своей основе (по одному из вариантов) раскалывание небесного яйца. В других источниках сама вселенная уподобляется яйцу. В индуистской традиции яйцо соотносится с годом, как временным образом макрокосма.

В буддизме яйцо — это образ сансары; разбивание яичной скорлупы символизирует нирвану, выход за пределы бесконечного цикла перерождений. Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо.

Иногда солнце описывается как произошедшее из яйца; золотое яйцо является солярным символом. Яйцо выступает в качестве образа целостности, которая вмещает в себя все возможности развития универсума; оно сравнивается с утробой, в которой содержатся семена созидания, из которой появились все существа. Яйцо — это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь. В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».

Основные значения:
Происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте,
потенциальная жизнь,
начало сознательной жизни, становление
плодородие и вечность
первозданный Хаос, некий зародыш Вселенной, саму Вселенную, Солнце; Землю (эллипс с представляемым внутри крестом); жизненную силу, плодовитость; воскресение из мертвых, возрождение, бессмертие; Троицу (желток, белок, скорлупа), Солнце в эфире под сводами неба; спасение; возвращение весны, Рождество…
соединяет в себе символику безопасности, начинания, дома, гнезда, раковины, с воображаемым птенцом, которому еще предстоит стучать клювиком в скорлупу изнутри, чтобы выйти наружу, в Жизнь.
начало.
воскресение из мертвых.
символизирует жизненное начало; недифференцированную целостность, потенциальность; зародыш всех творений; первоначальный материнский мир хаоса; Великий Круг, содержащий вселенную; скрытый исток и тайну существования; космическое время и пространство; начало; материнскую утробу; прародителей; совершенное состояние единства противоположностей; органическую материю в ее инертном состоянии; воскресение; надежду.


В образном мире алхимиков «философское яйцо» — это становящееся философским камнем правещество, несущее в себе все предпосылки чудесной производительной энергии, в особенности вожделенного золота, на что указывает желток.
Алхимики перенесли идею о космическом яйце на форму своих реторт, символизирующих преображение обычных веществ в золото и серебро (желток и белок).

В алхими из яйца вырастает белый цветок (серебро), красный цветок (золото), и синий цветок (цветок мудрецов). Яйцо является также запечатанным герметическим сосудом, где совершается «Великий Опыт». Философское яйцо символизирует творение.

Яйцо в философии алхимиков, в которой главное место занимает изменение металлов, их трансформация, называется «Армянским камнем», а также «мозговым», «эфирным», «египетским» образом Света, символом первичной материи, в которой соединены материя и мысль.

Подобно Космическому Яйцу, Философское Яйцо — это первичная материя, заключенная в печи алхимика, из которой вылупляется философский камень (его называли цыпленком), что символизирует акт творения и плодородие.

Пост составлен при участии:
ellie_mallbrrul

Разбор символики Румпеля мы пока закончили. В следующий раз мы начинаем разбирать символику Регины.

Читайте также: