Золотые латы что это

Опубликовано: 23.04.2024

Кузнецы и ювелиры Европы изготовили первые золотые доспехи в конце 15 века, на закате Средневековья.

В те времена производить доспехи из чистого золота было не практично и очень дорого. Рыцарскую броню делали из железа и покрывали золотом. Зачем? Во-первых, это указывало на богатство хозяина. Во-вторых, главный военачальник в драгоценных латах выделялся на поле боя, что воодушевляло простых рыцарей. В-третьих, золотые доспехи не ржавели, а значит, не обесценивались.

Вельможи в драгоценных доспехах появлялись на турнирах, которые тогда были модным развлечением. С тех пор золотая броня обрела название «турнирная», или «парадная».

Рассказываем о драгоценном снаряжении знаменитых королей.

Доспехи Генриха VIII, короля Англии

Где можно увидеть: музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Ценность: бесценный музейный экспонат.

Материал: сталь, золото.

Изготовлен : в 1527 году, в Англии.

Высота: 185,4 см.

Вес : 28,45 кг.


На фото: Сложный тонкий рисунок гравировки на доспехах английского короля покрывает броню снизу доверху..

История:

Король Англии Генрих VIII Тюдор, будучи молодым, любил поединки, учреждал рыцарские турниры и участвовал в них. В 1514 году он основал в Гринвиче мастерскую по изготовлению доспехов, которая в последствии стала знаменитой на весь мир.

В 15 веке короли использовали два комплекта брони — один для турниров, другой для боёв. В 16 веке мастера Генриха VIII впервые объединили золотые латы в один гарнитур. Оружейники применили принцип трансформера, когда одна часть доспеха легко заменялась другой. Стоимость изготовления королевской защиты снизилась, а броня приобрела универсальность.

Великий немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший, работавший в середине 16 века при дворе Английского монарха, создал эскизы золотой гравировки, которая украсила королевские латы.

Эксперты назвали эту броню «наиболее изысканным боевым облачением в мире».

Интересный факт:

Золотая защита не смогла уберечь монаршую особу от травм. В 1536 году, во время рыцарского поединка, лошадь сбросила Генриха и упала на него. Король потерял сознание на два часа. После этого случая поведение монарха в корне изменилось. Биографы считают, что у Генриха VIII появились депрессивные черты характера.

Доспехи короля Франции Генриха II Валуа

Где можно увидеть: музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Ценность: не установлена.

Материал: сталь, серебро, золото.

Изготовлен: в 1555 году в Париже.

Высота: 187,96 см.

Вес: 24,20 кг.


На фото: Королевская броня украшена чеканкой в стиле итальянского гротеска, инкрустирована серебром и золотом.

История:

Парадные латы короля Франции Генриха II были изготовлены специально для торжественных церемоний. Художник Этьен Делон нарисовал начальные эскизы, а завершили работу Жан Элдер и Баптист Пеллерин. Фигуры на броне символизируют военные победы короля и выдающиеся таланты — интеллект и красноречие.

Интересный факт:

Нострадамус предсказал смерть Генриха II:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти».

Генрих II на турнире 1559 года, организованном в честь бракосочетания дочери, дрался с графом Монтгомери. Противник разбил копьё о панцирь монарха и повредил глаз Генриха. Через десять дней король скончался, а Нострадамус, неоднократно предупреждавший государя об опасности, прославился на весь мир.

Доспехи шведского короля Эрика XIV

Где можно увидеть: Оружейная Палата, Дрезден, Германия.

Ценность: ценный музейный экспонат.

Изготовлен: в 1565 году в Бельгии.

Материал: сталь, золото.

Вес: 20,7 кг.


На фото: Полный комплект драгоценной брони короля Швеции и его коня. Латы инкрустированы золотом и украшены чеканкой.

История:

В 1562 году шведский монарх Эрик XIV заказал небывалый по роскоши доспех, чтобы предстать перед королевой Англии с предложением руки и сердца. Ювелир Либертс два года трудился над золотыми латами и привлёк французских художников к изготовлению эскизов.

Чеканные панно на рыцарском панцире иллюстрируют Троянскую войну, а медальоны на конской защите — подвиги Геракла.

Драгоценная броня, прозванная «Доспехами Геракла», ни разу не использовалась по назначению. Причина в том, что датский король захватил золотой гарнитур на пути из мастерской Антверпена в Швецию. Эрик XVI так и не получил парадные латы и не женился на Елизавете I.

Интересный факт:

Саксонский курфюрст Кристиан II заплатил за «Доспех Геракла» 8800 гульденов (больше ста килограммов серебра).

В Средние века правители Европы стремились украсить золотом доспехи и оружие, чтобы продемонстрировать высокий монарший статус в залах приёмов и на поле боя.

FB VK OK Link

Готический доспех, Германия, XV век

Миланский доспех, Италия, XVI век

Доспех крылатых гусар, Польша, XVI век

Турнирный доспех

Разные типы доспехов в качестве музейных экспонатов

Латы — доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

Миф 1: латы весили так много, что упавший рыцарь не мог подняться без посторонней помощи

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади. Современные реконструкторы неоднократно доказывали, что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

FB VK OK Link

Миф 2: латный доспех можно было легко пробить обычным оружием

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха — великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По-настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи, специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии. В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Доспех Густава I Васа, короля Швеции
История латных доспехов

Латные доспехи, защищающие грудь и нижние конечности, использовались древними греками и римлянами, но вышли из употребления после краха Римской империи из-за их стоимости и трудозатрат, требовавшихся для производства лорики сегментаты или доспехов. Отдельные металлические пластины снова стали использоваться с конца 13 века для защиты суставов и голеней, их носили на полном хауберке. К концу 14 века были разработаны большие и более полные элементы для доспехов. В начале 1500-х годов дизайн шлема и подшлемника изменился, в результате чего появился так называемый нюрнбергский доспех, многие экземпляры которого являются шедеврами мастерства и дизайна. Европейскими лидерами в производстве доспехов были северные итальянцы и южные немцы. Это привело к появлению миланского стиля доспеха в Милане, и готического стиля доспеха в Священной Римской империи. Англия производила доспехи в Гринвиче, и развивала свой собственный уникальный стиль. Максимилиановские доспехи появился спустя непродолжительное время, в начале 16 века. Максимилиановский доспех обычно выражался рифлением и декоративной гравировкой, в противоположность более простому так называемому белому (т.е. гладкому) доспеху конца 15 века. Эта эра характерна появлением закрытых шлемов, в противоположность саладам и барбютам образца 15 века. В Японии элитные самураи носили доспехи, сделанные из плотно сшитых пластин, которые имели характеристики, аналогичные цельному латному доспеху. С прибытием европейцев японцы добавили стальные пластины к своим вариантам доспехов. Турция также широко использовала латные доспехи, но турецкие доспехи включали в себя большое количество кольчуги, которая широко использовалась ударными войсками, такими как корпус янычаров. В остальной части мира, тем не менее, общая тенденция была: кольчуга, чешуйчатые доспехи, и лямеллярный доспех.

Итальянский доспех с саладом, 1450 гг

Полный латный доспех был очень дорог в производстве, и использовался в основном только верхними слоями общества; щедро украшенные доспехи оставались модными среди знати 18 века и генералов долго после того, как они потеряли военное значение на поле боя вследствии появления мушкетов. Упрощенный латный доспех, обычно состоявший из нагрудника, бургиньота, мориона или кабассета, и перчаток, однако, также стал популярным среди наемников 16 века, и есть много ссылок на так называемый амуниционный доспех, массово производимый для пехотинцев по цене много меньшей, чем полный латный доспех. Этот выпускаемый серийно доспех был часто более тяжелым и изготовленным из металла более низкого качества, чем рыцарский доспех. Начиная с 15 века доспехи, специально разработанные для турниров (а не для сражений), и парадные доспехи вновь становятся популярными. Многие из поздних доспехов были украшены библейскими или мифологическими мотивами.

Парадные доспехи Эрика XIV, короля Швеции

Использование доспехов не было ограничено Средневековьем, и фактически доспехи широко использовалась большинством армий до конца 17 века, как для пеших, так и для конных войск. Шло развитие огнестрельного оружия, которое сделало все доспехи, кроме самых лучших и самых тяжелых, устаревшими. Увеличивающаяся мощность и доступность огнестрельного оружия и природа массовой, финансируемой государством пехоты привели к тому, что оставалось все меньшее число воинов в латных доспехах, которые заменялись на более дешевые и более мобильные войска. Защита ног (набедренники, наколенники, поножи, сабатоны) была первой частью доспеха, от которой отказались в пользу мобильности, она была заменена высокими кожаными ботинками. К началу 18 века только фельдмаршалы, командующие и члены королевских семей оставались в полном доспехе на поле боя, поскольку они представляли собой заманчивую цель для огня мушкетов. Однако всадники, особенно кирасиры, продолжали использовать нагрудные и наспинные пластины, которые могли защитить их от дистанцированного огня, и либо шлемы, либо «секреты» - стальную защиту, которая носилась на голове под мягкой шляпой. Другие доспехи были скрыты под декоративной униформой. Доспехи (бронежилеты) имели краткое появление в американской гражданской войне с переменным успехом. Однако бронежилеты того времени были дороги и таким образом покупались отдельными солдатами, а не были штатными, поскольку эффективность такого доспеха очень сильно варьировалась в зависимости от его производителя. Импровизированный латный доспех был успешно воспроизведен известным австралийским преступником Недом Келли и его бандой, давая им большое преимущество в их перестрелках с полицией. Бронированная конница Наполеона, как и Французской, Немецкой, и Британской империй (тяжелая конница, известная как кирасиры), активно использовались в течение 19 века вплоть до первого года Первой мировой войны, когда французские кирасиры пошли чтобы встретить врага в доспехах за пределами Парижа. Во время войны обе стороны экспериментировали со шрапнельными доспехами, и некоторые солдаты использовали свои собственные доспехи, но узкоспециализированные баллистические доспехи, такие как «американский щит тела Брюстера», не имели широкого распространения.

Латные доспехи вновь кратковременно появились во время Второй мировой войны в советских войсках пехотных штурмовых войсках, которые носил стальные нагрудники, способные остановить пули пистолетов и пистолетов-пулеметов. Японцы и американцы имели несколько опытных образцов, но ни один не выпускался серийно из-за их стоимости и потребности в металле в других производствах. В корейской войне бронежилет вновь появился у пехоты США, и затем в еще большей степени бронежилеты использовались во Вьетнаме. В наше время существуют легкие кевларовые шлемы и бронежилеты, последние часто усилены керамическими вставками.

Материалы, используемые в латных доспехах

Савойские аммуниционные доспехи, 1600 гг

Первый латный доспех был бронзовым, и носился элитными солдатами, в греческих армиях в частности. Бронза, хотя и не была столь же прочной, как железо, была проще в изготовлении и обработке, что делало ее удобной для изготовления больших пластин. Железо со временем стало использоваться продвинутых вооруженных силах Европы и Ближнего Востока. Постепенно методы обработки стали были усовершенствованы, и сталь заменила железо почти везде, кроме нательных доспехов. Сталь постоянно делалась все более прочной и более толстой для защиты от пуль, но, в конечном счете, достаточная защита была слишком тяжела и дорога для большинства войск. В 20 веке для изготовления пластин стали использоваться титан и особо прочная «баллистическая» сталь. Впоследствии появились керамические пластины, сделанные из оксида алюминия и кремниевого карбида.

Латные доспехи сегодня

Технология изготовления латных доспехов значительно продвинулась за последние 50 лет, возможно, опережая развитие огнестрельного оружия в течение этого периода. Таким образом, можно утверждать, что уровень усовершенствования технологий материалов и бронежилета будет означать возврат к философии Средневековья: высококвалифицированные и хорошо защищенные отдельные воины заменят массы недостаточно обученных и дешевых призывников. Текущая тенденция, показанная в войнах нашего времени, таких как те в Ираке, Ливане, и Шри-Ланке, состоит в том, что стороны конфликта, способные предоставлять лучшую броню своим войскам, дают им большое преимущество в бою. Эта тенденция способствует различиям в уровне потерь современными экипированными войсками и их врагами, партизанами, которые часто не имеют аналогичного уровня защиты. Современные баллистические жилеты предлагают намного лучшую защиту против обычного армейского огнестрельного оружия, чем даже таковые 40 лет назад, увеличивая шансы выжить в бою и уменьшая потребность в людских ресурсах.

Строение латного доспеха

Латный доспех состоял из шлема, горжета (или бувигера), наплечников, налокотников, наручей, рукавиц, кирасы (задняя и нагрудная пластины) с латной юбкой, набедренных щитков и кулета, кольчужной рубахи, набедренников, наколенников, поножей и сабатонов. В то время как такой доспех выглядит весьма тяжелым, полный латный доспех мог весить всего 20 кг, если он был сделан из пропорциональной по толщине стали. Это меньше, чем вес современной полной выкладки пехотинца (обычно 25 - 35 кг), и вес латного доспеха был распределен более равномерно. Вес доспеха был настолько хорошо распределен, что здоровый человек мог бежать, или вскочить в седло лошади. Современная реконструкция показала, что было возможно даже плавать в таком доспехе, хотя это было конечно трудно. Для здорового и обученного человека в доспехе было возможно бежать и поймать небронированного лучника, как это было показано в реконструкционных боях. Мнение, что полностью вооруженного рыцаря нужно было поднимать на коня с помощью системы блоков, является мифом, происходящим от произведения Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». (И, фактически, существование латного доспеха в течение эры Короля Артура - также миф: рыцари 6 века носили бы кольчугу вместо этого). Даже рыцари в чрезвычайно тяжелых турнирных доспехах не поднимались лебедкой на своих лошадей. Этот тип «спортивных» доспехов предназначался только для церемониальных копейных матчей, и они изготавливались чрезвычайно толстыми, чтобы защитить владельца от серьезных несчастных случаев, таких как тот, что вызвал смерть Короля Франции Генри II.

Турнирные доспехи всегда более тяжелые, более неуклюжие и более защищенные, чем боевые. Это объясняется тем, что никто не хочет быть убитым в игре, но на поле битвы стоит вопрос жизни и смерти, поэтому подвижность и выносливость - более важный аспект для выживания в бою, чем пассивная защита. Поэтому боевой доспех - это компромисс между защищенностью и подвижностью, в то время как турнирный доспех делает акцент на защищенности, в ущерб подвижности.

Влияние развития оружия

Латный доспех является «мече-стойким». Он также хорошо защищает владельца от копья, или ударов пики, и обеспечивает приличную защиту против дробящего оружия. Развитие латного доспеха спровоцировало развитие наступательного оружия. В то время как этот доспех был эффективен против режущих и рубящих ударов, их слабые места могли быть поражены длинными клиновидными мечами (эстоками) или другим оружием, разработанным специально для этой цели, таким как поллэксы и алебарды. Эффективность стрел и болтов арбалетов против латных доспехов все еще является предметом споров. Некоторые утверждают, что большие луки и/или арбалеты могли регулярно пробивать латный доспех, другие утверждают, что они могли это делать крайне редко вследствие того, что наконечники стрел были сделаны из намного менее качественного металла, по сравнению с лучшей сталью того времени, которая обычно шла на латные доспехи. В пользу последней версии приводят также такие аргументы, что стоимость экипировки лучников, при предположении, что наконечники стрел изготавливались бы из высококачественной стали, была бы огромной. Различные рифления на поверхности доспехов были не только украшением, но также укрепляли пластины доспеха против изгиба под тупым ударом и могли привести к тому, что удары рубящего оружия застревали на поверхности доспеха или отскакивали, вместо того, чтобы соскользнуть в более уязвимый сустав. В руководствах по фехтованию в доспехах, преподававшихся в немецкой школе фехтования, нападающий концентрируется на этих «слабых точках», что привело к появлению стиля борьбы, сильно отличающемуся от боя без доспехов. Из-за наличия таких слабых мест большинство воинов носило кольчугу под латным доспехом. Позднее, полные кольчуги были заменены частичным их использованием, названными госсетами, вшитыми в поддоспешник. Дальнейшая защита латного доспеха заключалась в использовании маленьких круглых пластин, названных ронделями, которые закрывали область подмышек, налокотники и наколенники с «крыльями», чтобы защитить внутреннюю часть сустава. Развитие в 14 веке латного доспеха также вызвало развитие различного древкового оружия. Это оружие разрабатывалось, чтобы обеспечить сильный удар и концентрацию энергии на маленькой площади, и тем самым нанести урон через пластины доспеха. Булавы и поллэксы с молоткообразными наконечниками использовались для нанесения травм через доспех без его разрушения.

Мы уже говорили на страницах ВО о том, что ПР («паблик рилейшнз») существовали всегда, хотя именно так до 1807 года их никто и не называл. Строились величественные дворцы и высекались огромные статуи, шились роскошные одежды и закатывались фантастические пиры и все лишь для того, чтобы наглядно подчеркнуть превосходство одних людей над другими. И, конечно, все эти огромные дворцы и величественные памятники, а также гигантские корабли строились, чтобы производить впечатление на соседей того или иного государства. «Мы можем – вы нет!» Вот и вся логика этих сооружений. Ну, а одним из ярких примеров такого рода соперничества стал турнир на «поле золотой парчи», о котором мы вам сегодня и расскажем.


Высадка Генриха VIII во Франции. Автор оригинала – неизвестен. Копия Дж. Бэзире (1774).

А было так, что в начале XVI в. отношения между Англией и Францией все еще оставляли желать много лучшего. Столетняя война вроде бы давно закончилась, но английские короли все формально считали себя наследниками французского трона. С другой стороны, после истребительной войны Роз Англия была заинтересована в том, чтобы укрепить свои позиции на континенте, так что прочный союз с Францией для нее был выгоден. Французский король Франциск I и король Англии Генрих VIII, понимая это, договорились о встрече на границе неподалеку от города Кале, чтобы… никому из них не было обидно.


«Поле золотой парчи», гравюра Дж. Бэзира (1774) по картине XVI в.

Дело в том, что Кале в то время еще принадлежал англичанам, поэтому встреча должна была состояться на «нейтральной территории» между двумя странами. Для этого прямо в поле был выстроен лагерь, ставший самым настоящим городом. В работах было задействовано более 5000 рабочих, которые выравнивали территорию, копали ямы, забивали столбы и поставили около 2800 палаток, на которые пошло просто феноменальное количество бархата и золотой парчи, как раз и давшей название этому историческому событию. В свиту обоих королей и с той, и с другой стороны входило несколько тысяч человек придворных и слуг.

Доспехи для «Поля золотой парчи»

Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рис. А.Шепса.

По приказу Генриха VIII там был построен дворец, внутренний двор которого имел площадь 90 на 90 метров, а его общая площадь составляла около 10 тысяч квадратных метров. На двухметровом кирпичном фундаменте возвышались стены десятиметровой высоты из ткани, расписанной под камень и натянутой на деревянные опоры. Крыша тоже была матерчатой, но казалось, что сделана она была из металла. Особенно сильное впечатление производило множество стеклянных окон, из-за которых он получил название «хрустального», так что тот, викторианский «хрустальный дворец» имел в прошлом вполне достойного предшественника. Пиком богатства и показной расточительности стали фонтаны из красного вина, устроенные перед дворцом.


Доспех 1520 г. с поллэксом.

Обратите внимание на решетку забрала с крупными отверстиями, которые могли использоваться и для наблюдения, и для дыхания. Последнее было очень важно, поскольку рыцари в металлических доспехах сильно перегревались, так как железо доспехов являлось отличным теплоизолятором. При этом особенно важно было охлаждать лицо и голову.


Генрих VIII. Картина Ганса Гольбейна (14971498–1543). Картинная галерея Уолкера.

Франциск I возвел столь высокий шатер, что он выглядел как самая высокая из известных башен. Башня была увенчана статуей святого Михаила, повергавшего дракона. В нем было четыре больших зала, обтянутых голубым бархатом, расшитым золотыми лилиями. Первая встреча монархов произошла 7 июня 1520 года. Причем, как и сегодня, при встрече президентов, вся церемония была расписана буквально поминутно таким образом, чтобы ни одна из сторон не была бы ущемлена. Оба короля были роскошно одеты и разглядывали друг друга с законным интересом, что немудрено. Ведь они были почти что ровесниками (Генриху на момент встречи исполнилось 29 лет, а Франциску – 25), оба славились своей образованностью и передовыми взглядами.


Доспех с поллексом крупным планом.

Но хотя первая встреча монархов и прошла в «теплой и дружественной обстановке», надежды на союз погубило соперничество между французами и англичанами, возникшее из-за неправильной целевой установки этой встречи. Практически каждый ее участник не жалел ни сил, ни средств, чтобы продемонстрировать всем остальным, и в первую очередь противной стороне, свое великолепие. Две недели пиров и турниров вылились таким образом в самое что ни на есть неприкрытое соперничество, ничего общего с «инженерией согласия» (а именно это и есть ПР!), не имеющее!


Кулет – «латный зад» доспеха с поллексом.

Для одних только турниров было изготовлено: копий – 1500, мечей – 1000 для поединков всадников и 600 двуручных мечей для пеших поединков.


Франциск I. Картина Жана Клуэ, Лувр, Париж.

На пирах обе стороны съели более 2000 баранов, около 700 морских угрей и. 50 цапель. Но ведь кроме знати на встрече присутствовали также ее приближенные, их свита и их слуги. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что только лишь для свиты английского монарха за время встречи было забито свыше 2200 голов скота. Как и было принято в это время, люди объедались, опивались и именно этим и демонстрировали противной стороне свое превосходство и так укрепляли имидж своего государя.


«Доспех с юбкой» 1520 г.

На первых порах монархам удалось достичь определенного взаимопонимания и общности интересов, но все достигнутое такой высокой ценой разрушил «Его величество случай». Генрих VIII, мужчина крепкого телосложения и физически развитый, решил вызвать на борцовский поединок французского короля, явным образом уступавшего ему в габаритах. Поэтому Генрих не сомневался, что победа достанется ему. Но вышло так, что Франциск I провел захват и сумел бросить Генриха на землю. Для обидчивого англичанина это было слишком, и со своим поражением он смириться не мог. Будь он немного поумнее, он бы лишь порадовался тому, что сама судьба дала ему возможность заслужить расположение французского короля (лично я бы ему, например, просто поддался – ну что стоит раз поваляться на земле ради политической победы в итоге), но… люди того времени хотя и считали себя образованными, не имели представления о том, какими способами добиваться успеха. В итоге все получилось так, как оно получилось…


«Доспех с юбкой». Вид спереди.

Впрочем, наделал ошибок и Франциск, вместе со своей свитой перестаравшийся по части роскоши: ведь Франция была богаче Англии и «Поле золотой парчи» это еще раз подчеркнуло и показалось англичанам обидным.


Ковер с изображением поединка Франциска I с Генрихом VIII.

Встреча королей закончилась 24 июня 1520 года торжественной мессой, после которой всем участникам было даровано отпущение грехов участникам. Но как бы там ни было, ничего хорошего из встречи не вышло. Хотя двухлетний французский принц Франсуа и четырехлетняя английская принцесса Мария и были помолвлены, ввиду их малолетства она в итоге так и не была подтверждена. Всего лишь два месяца спустя после «поля золотой парчи» Генрих VIII заключил союз с Карлом V, а он являлся злейшим врагом Франциска I. А через два года и Англия, и Франция начали очередную войну.


На этом фото из Королевского Арсенала хорошо видно, как был устроен «доспех с юбкой», надежно защищавший своего владельца практически от всех видов турнирного оружия. Обращает на себя внимание опять-таки перфорированное забрало, устроенное так, что оно обеспечивало и хороший обзор, и вполне приличную вентиляцию.

То есть огромные средства были брошены в топку тщеславия и не привели ни к какому положительному результату. Нет, в целом-то, результат, конечно, был – теперь мы знаем, что «вот так делать не надо», то есть негативный опыт – тоже опыт, и ценный. Но вот тогда на последствия этого «поля» и англичане, и французы смотрели как на сплошное разочарование. Впрочем, после «поля» осталось не только разочарование. Остались доспехи, изготовленные для короля Генриха VIII, и сегодня мы можем именно по ним судить о мастерстве мастеров-доспешников, служивших в 1520 году британской короне.


Знак Ордена Подвязки на «Доспехе с юбкой».

Известно, что Генрих VIII очень переживал из-за того, что его страна зависит от импорта иностранных доспехов, а своих не производит, из-за чего он решил попробовать пригласить на работу в Саусворк итальянских оружейников. Но по какой-то неизвестной нам причине сделка эта сорвалась. Но Генрих был упорен и в 1515 году пригласил приехать в Англию мастеров из Германии и Фландрии, которые на этот раз согласились и стали работать в созданной для них оружейной мастерской в Гринвиче. Надо сказать, что английская знать закупала доспехи по всей Европе. Кто-то побогаче заказывал их известным мастерам, кто-то покупал доспехи у заезжих торговцев, которые кузнецы тут-же подгоняли им по фигуре. Поэтому доспехи они носили по последней моде, но нередко использовали и своеобразный «микс» из старья и современных деталей, купленных по случаю.

В любом случае влияние итальянской школы, влияние которой в Англии, по-видимому, было очень сильным, и школы германо-фламандских мастеров, приглашенных королем Генрихом, вызвало к жизни появление доспехов своеобразного «гринвического стиля».

Впрочем, этот самый «гринвичский стиль» оказал довольно малое влияние на доспехи основной массы рыцарей Англии, поскольку главным заказчиком Королевских мастерских в Гринвиче был сам король, которого их мастера и обслуживали. Многие из этих доспехов сохранились и сегодня, и их можно увидеть в Королевском Арсенале в Лидсе. Всего известно четыре доспеха, принадлежавших лично Генриху VIII. Один его доспех находится в Виндзорском замке, а два, по мнению специалистов, они также принадлежат Генриху VIII – экспонируются Метрополитен-музее в Нью-Йорке.


Солереты «медвежья лапа».

Прежде всего, это весьма специфического вида доспехи для пешего поединка, специально сделанные для состязания на «Поле золотой парчи». Весят они 42,68 кг и устроены так, что закрывают абсолютно все части тела. Но…завершить эти доспехи до конца так и не удалось. Французы изменили правила турнира и попросили англичан изменить соответствующим образом турнирные доспехи. Поэтому-то этот доспех завершен и не был. Зато королю в тот же год сделали другой, получивший название «тонлет» или «стальная юбка».

Поскольку время поджимало, то доспех делали явно в спешке, поэтому мастера пошли по принципу «конструктора»: взяли часть деталей от какого-то более раннего доспеха и только некоторые для него изготовили заново. При этом показать «единство» всех его деталей должна была… единообразная гравировка, сделанные на нем резцом.

Доспех вышел довольно специфичным. Во-первых, у него был огромный бацинет, сделанный в Милане (о чем говорит штамп оружейной мастерской города Миссаглии на задней стороне шлема), но с измененной формы забралом. Наручи были сделаны из деталей старых доспехов, а у поножей имелись специальные пазы для шпор, которые требовались всаднику, но не нужные для пешего доспеха. Наплечники – из перекрывавших друг друга пластин – отличительная черта мастерской в Гринвиче. Левый (если смотреть спереди) – из восьми полос, правый – из семи. Юбка состоит из девяти полос спереди и сзади, с петлями слева и закрепленная ремнем и пряжкой справа. Вамбрасы и латы ног, вероятно, были сделаны в Италии или во Фландрии, и они были явно взяты для этого доспеха от каких-то более старых лат. Травленная отделка сохраняет следы позолоты и включает изображения: Святого Георгия, Богородицу и Младенца по обе стороны бацинета и на наплечниках; Орден Подвязки вокруг шеи бацинета, а сама подвязка изображена на ноге слева. Юбка изначально была позолочена и украшена гравировкой, изображающей стилизованную листву в верхних рядах, а ниже – тюдоровские розы. Оригинальная отделка доспеха на момент его создания, возможно, была черной, что создавало яркий черный и золотой клетчатый узор. Судя по размерам доспеха, рост его обладателя должен был составлять не менее 1875 мм. Вес доспеха 29.28 кг.

латы в словаре кроссвордиста

  • Доспехи
  • Доспехи конника
  • Доспехи рыцаря
  • Защитные одеяния рыцаря
  • металлич. доспехи
  • Металлические доспехи рыцаря
  • Мундир рыцаря
  • Одежда кирасира
  • Одежда рыцаря
  • Одежда, весом в 25 кг
  • Парадно-выездной рыцарский "мундир"
  • Экипировка рыцаря
  • Пластинчатый доспех из металла, реже из кожи, служащий для защиты спины и груди
  • "бронежелет" рыцаря
  • Рыцарская броня
  • Грудная броня рыцаря
  • метал. защита торса рыцаря
  • метал. защита торса конника
  • Боевые "жилет" рыцаря
  • Грудные доспехи рыцаря
  • Рыцарский "жилет"
  • Металлическая "жилетка" рыцаря
  • Стяжки на теле пленника
  • Парадно-выездной рыцарск. "мундир"
  • Полосы-пластины из упругого материала, поддерживающие форму паруса
  • Костюм, начищенный к рыцарскому турниру
  • «Бронежилет» рыцаря
  • Пластинчатые доспехи
  • «Лишние килограммы» рыцаря
  • Боевые доспехи
  • В старину: металлические доспехи, броня, защищающая от холодного оружия
  • Боевые доспехи, броня
  • Рыцарские доспехи
  • Рыцарский "прикид"
  • Старинный вид доспехов для защиты от поражения холодным оружием
  • "Бронежилет" рыцаря
  • "Броня" рыцаря
  • "Лишние килограммы" рыцаря
  • Амуниция рыцаря
  • Боевой "мундир" рыцаря
  • Боевые доспехи боевого ратника
  • Боевые доспехи рыцаря
  • Броня кирасира
  • Броня паладина
  • Броня старинного воина
  • Воинские доспехи
  • Доспех из крупных пластин

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. мн. металлическая, обычно стальная одежда, броня; полные латы кроют весь стань, а руки и ноги по крайности спереди; нынешние ж латы, кирас, покрывают только грудь и спину до поясницы. Латы бывали сплошные кованые, кольчуги сетчатые, панцыри кольчатые или из плиточек на колечках; броня общее; различали: кирас, зерцало, куян, юшман, колонтарь, бахтерец, байдана и пр. Латный, к латам относящ. Латник м. в тамб. латыш м. кто носит латы; кирасир.

Святочный окрутник, наряженный в шутовскую, лыковую броню.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

лат, ед. нет (истор.). Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

лат. В старину: металлические доспехи, броня (в 1 знач.).

прил. латный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мн. Доспехи в виде металлической брони для защиты груди и спины воина от поражения в древности - холодным оружием, а в средние века - и огнестрельным.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вид доспеха для защиты от поражения холодным, а позже и огнестрельным оружием. Первоначально из кожи или плотной ткани с металлическими пластинами и чешуйками, в 14-16 вв. толстый металлический доспех.

Большая Советская Энциклопедия

пластинчатый доспех (боевое снаряжение) для защиты от поражения холодным, а позже и огнестрельным оружием. Первоначально Л. ≈ прочная текстильная или кожаная одежда, к которой с появлением металла стали прикреплять металлические пластинки. Такие Л. существовали уже у народов Древнего Востока. Металлические Л. делились на пластинчатые и чешуйчатые. С распространением огнестрельного оружия (с 14 в.) пластинчатые Л. превратились в толстый металлический доспех из отдельных частей для защиты туловища, рук и ног. (См. также Защитное вооружение .)

Википедия

Латы — доспехи из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина.

Полный латный доспех использовался с конца XIV-начала XV века по XVI век. До этого рыцари надевали перед боем стальной шлем и кольчугу , начиная с XIII века дополнявшиеся - ранней бригантиной, представлявшей собой сюрко усиленное подкладкой из металлических пластин. В XIV веке появились классические бригантины, проэволюционировавшие к концу века в латную кирасу (в XIII веке кирасой назывался нагрудник из вываренной кожи). И в том же XIV веке появилась латная защита конечностей изначально носившаяся с бригантиной.

Латы — полосы-пластины из упругого материала, поддерживающие форму паруса. Могут быть изготовлены из стекловолокна или углепластика . Всё меньше в настоящее время для изготовления лат используется дерево.

Вставляются в латные карманы паруса, как правило, на гроте яхты, или на крыле парусной доски . По необходимости, могут проходить через весь парус или быть небольшой длины для поддержания формы задней шкаторины .

Латы:

  • Латы — доспех из крупных металлических пластин.
  • Латы — полосы-пластины из упругого материала, поддерживающие форму паруса.

Примеры употребления слова латы в литературе.

Если чэн-сян их примет, я снимаю латы, если нет -- я беру все три вины на себя.

О том, как Пантагрюэль сокрушил триста великанов, закованных в каменные латы, и предводителя их Вурдалака Великаны, видя, что их лагерь затоплен, со всеми предосторожностями вынесли короля Анарха из крепости на своих плечах, подобно тому как Эней вынес отца своего Анхиза из пылающей Трои.

Завидев великанов, Пантагрюэль схватил Вурдалака за ноги и поднял его, над головой, словно пику, а так как доспехами Вурдалаку служили наковальни, то, начав им колошматить великанов, одетых в каменные латы, он расколотил их всех, будто каменщик, которому нужно набить побольше щебня, так что ни один из них перед ним не устоял, - каменные их доспехи ломались о таким ужасающим грохотом, что мне невольно вспомнилось, как в Бурже растаяла на солнце большая Масляная башня св.

Он еще не успел покинуть столицу и, как только узнал о перевороте, облачился в латы, взял копье и поспешил к воротам дворца.

Дун Чжо подарил Люй Бу золотые латы и парчовый халат, затем, отдав должное вину, они разошлись.

Кун Юн, глубоко растроганный этим, подарил Тайши Цы одежду, латы и коня с седлом.

Тайши Цы досыта наелся, облачился в латы, прикрепил к поясу лук со стрелами, вооружился копьем и с письмом Кун Юна тронулся в путь.

Сунь Цэ облачился в латы, вооружился копьем и в сопровождении тринадцати всадников выехал из лагеря.

Не ожидая приказа Лю Яо, он облачился в латы, вскочил на коня и бросился из лагеря с громким криком: -- Эй, храбрецы, за мной!

На следующую ночь, во время второй стражи, Люй Бу надел на дочь поверх парчового платья латы, вооружился алебардой, сел на коня, а дочь посадил себе за спину.

Поэтому я еще раз развернул знамена, облачился в латы и выступил на помощь Цао Цао.

Гуань Юй нагнал его и, переложив меч в левую руку, правой ухватился за ремень, скрепляющий латы противника, стянул его с коня, перекинул поперек своего седла и вернулся в строй.

Обрадованный Дун Чэн тут же собрал своих слуг и рабов, вооружил их, сам облачился в латы и сел на коня.

Облачившись в латы, он сел на коня и во главе пятидесяти тысяч воинов выступил из города.

Юань Шан бежал в горы, бросив все: печать, бунчук, секиру, одежду, латы и обоз.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: latyi
Задом наперед читается как: ытал
Латы состоит из 4 букв

Читайте также: