Золотая пластина что это

Опубликовано: 22.04.2024

На прошедшем не так давно "Русском марше" в Москве, который, по свидетельствам очевидцев, изобиловал разного рода фриками (чего только ст0ят несомые ими несуразно-безграмотные плакаты наподобие этого), один из "идеологов", взгромоздившись на трибуну, стал предсказуемо вещать о "терафиме, которого надобно непременно сжечь". Кажется, я уже когда-то цитировала
siegridwerwolf [щадя психику особо трепетных читателей, ненормативную лексику снабжаю астериксами]:

"Основной вопрос митинга, и, соотвественно, главная национальная проблема, силами ораторов оказался спор вокруг мумии ленина. Первый же оратор поднял необходимость мумию убрать, которой сказал, что мумию убирать не надо, третий сказал, что мумию надо не только убрать, но и сжечь. Напомнило нам это старый неприличный анекдот:
Нашла семья бутылку с джинном, и тот взялся исполнить по желанию от каждого, то есть всего три желания. И семейство их озвучило таким образом:
Сын:
Хомячка.
Отец:
В п*зду хомячка.
Мать:
Ой, из п*зды хомячка.
И вот это самое "из п*зды хомячка" продолжалось на протяжении всего митинга. Совершенно убого выглядел Карабанов, который пробормотал совершенно невнятную речь, а по хомячьему вопросу выдал феерическое: "ну вы же знаете, что ленин является терафимом. ". Сие утверждение вызвало у нас тягостные разумья, а бывшие с нами соратники начали донимать вопросами, что есть терафим и откуда про него знают."

Представив себя временно забаненной в гугле, я попыталась сообразить, как можно было бы наилучшим образом просветить вопрошающих о природе терафимов? Оказалось, что исчерпывающими знаниями по вопросу я и сама похвастаться не могу, а помню разве что о способах изготовления этого самого предмета, да и то - сведения были почерпнуты мною из литературы, прямо скажем, ненаучного характера. Итак, некие жрецы древнего мира - то ли они были египтяне, то ли халдеи, желая получать прорицания о будущем, изобрели сколь оригинальный, столь же и отвратительный метод предсказания (скорее, это уже не просто предсказание, а то, что именуется "вопрошанием мертвых"): они наполняли котел маслом, сделанным по особому рецепту, сажали туда несчастного, которого отбирали из всех прочих по особым фенотипическим признакам (один из таковых - рыжие волосы), причем тело потенциального терафима полностью было погружено в масло, наружу торчала только голова. Некоторое время - довольно длительное - жертва оставалась в таком положении, после чего голова отделялась от тела, размягшего в масле, и первое время ее обладатель не осознавал своей фактической смерти. Под язык терафима клалась золотая пластинка, на которой было начертано, по одним источникам, "магическое имя", по другим - заклинание призыва какого-либо демона, именем которого терафим должен был предсказывать, после чего спрашивали, о чем хотели узнать.

Так что, на роль терафима товарищ Владимир Ильич едва ли сгодится - и рецепт приготовления не соблюден, и золотой пластинки, торчащей изо рта, никто у него не наблюдает:))

Небезызвестная легенда о големе, оживленном при помощи каббалистических знаний, также упоминает о золотой пластинке (по иным данным, пластинка изготовлялась из обожженой глины), которую рабби вкладывал в специальное отверстие на лбу голема (некоторые источники, не мудрствуя лукаво, помещали пластинку голему в рот:)). Это был так называемый "Шем" (שם), или "знак души":

"- Запомни, тебя зовут Йозеф, — говорил рабби Лев своему собеседнику. – Ты прибыл к нам издалека, и попался мне на глаза. – Я увидел, что ты достаточно сильный, чтобы помогать мне по хозяйству и взял тебя к себе жить. Не слушай, о чем говорят люди, и не заговаривай с ними. Это придержит твой язык». Рабби достал из стола тонкую золотую пластину и сунул меж зубов собеседнику, который внимательно слушал его, склонив набок голову. Йозеф крепко стиснул металл зубами, как ломовая лошадь трензель. В его глазах появилось осмысленное выражение, как будто реченная до сего времени истина, запертая теперь внутри, зажгла в гладком широком черепе свечу."
Source

Как оказалось, этим "дискурс" золотых пластинок, распространенный в древнем мире, не исчерпывается, о чем можно узнать как из Ветхого Завета (Тору в оригинале не читаю пока, поэтому придется ограничиться "переводами смыслов"), так и из Протоевангелия Иакова.

Последнее рассказывает историю праведного Иоакима из рода Давида, мужа Анны, жертву которого не принял священник Храма, ибо жертвующий не дал потомства народу Израиля, а значит, и жертву принести не вправе. Действительно, пожилые Анна и Иоаким оставались бездетными, но случилось чудо, и Анна, будучи уже в преклонном возрасте, зачала ребенка (история, в частности, дублирует произошедшее с Сарой). Узнав об этом, Иоаким вновь пришел в Храм, чтобы принести жертву, "говоря: Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне. И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе".

Фраза показалась мне неясной, и я полезла искать ее истолкование сначала в канонических источниках. Оказывается, повеление первосвященнику носить такие пластинки содержится в Ветхом Завете (Исход:36-38):

"И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня»,
И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара;
И будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним."

Таким образом, если подношения были несовершенными, то пластинка это отражала.

Неканонические Конспирологические же источники, будучи в своем репертуаре, толкуют следующим образом:

"Первосвященник, входивший внутрь святая святых, должен был надевать специальную одежду в следующей последовательности:
[. ]
4. На головном уборе - массивная золотая пластинка - диадема («и будет она непрестанно на челе его»).
5. К ноге первосвященника привязывалась длинная золотая цепь, за которую его можно было вытянуть из святая святых в случае, если бы он там потерял сознание или умер.

Вся эта обильно металлизированная одежда первосвященника напоминает так называемую клетку Максвелла, хорошо знакомую современным физикам. Человек, пребывающий внутри заземленной металлической клетки, может без ущерба для своего здоровья находиться в электрическом поле высокого напряжения. Как пишут Дж. Мичел и Р. Рикард «. если на матерчатом манекене человека разместить металлический гребень на голове, металлическую брошку на груди, опоясать манекен металлическим поясом, то электрический разряд пройдет через эти металлические предметы, не задевая манекен».

Но ведь именно такие металлические детали, причем из очень хорошо проводящего металла - золота, содержала защитная одежда Моисея: и «гребень» на голове (диадема), и «брошка» на груди (золотой нагрудник), и металлический пояс! Тем не менее даже в такой «клетке Максвелла» Моисею не всегда было позволено входить внутрь святая святых."

Впоследствие христиане бездумно скопипастили заимствовали такой элемент одеяния, как диадема, для облачения своих священников (справедливости ради можно отметить, что ее серьезно модифицировали и обозвали митрой, хотя намек на кидар не отрицается).

А вот исламе ничего подобного я не помню - либо оно там попросту не используется, либо что-то с памятью моей стало.

Автор: Яковлев А.B.
6850

В последнее время вновь оживился процесс обсуждений вокруг золотых пластин, которые зачастую приписывали к инглингам и провокационно связывали во многих интернет-источниках со Славяно-Арийскими Ведами (САВ). Помимо инглингов упоминались «неизвестный» Иосиф Смит и «известный» патер Креспи, имеющие отношение к нахождению этих пластин.

Но вот оказалось, что те самые золотые пластины, которые привлекали столь много внимания у исследователей и которые в том числе использовались некоторыми заинтересованными сторонами для неблаговидных целей, нашлись в «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA). Но обо всем по порядку…

Итак, на прошлой неделе появилась интересная статья В.А.Чудинова «Необычайные находки археологов», в которой в частности проводится эпиграфическое исследование одной из золотых пластин в разделе Золотая табличка падре Креспи.

Процитируем то, что имеет отношение к нашей теме:

«Возраст и происхождение артефактов из коллекции Падре Креспи остаётся неизвестным, а тот факт, что все они исчезли и скрыты от исследователей, делает невозможным их дальнейшее изучение. Трудно даже представить, насколько важные открытия для археологии и наших знаний о происхождении человека могли бы явить миру сокровища этой коллекции. Возможно, что артефакты из таинственной библиотеки подземных пещер Эквадора могли бы изменить навсегда ход истории».

Как всегда, фантазии комментаторов коллекции падре Креспи бьют через край. Тем не менее, можно предположить, что у этого исследователя действительно находились в руках интересные артефакты. Так, на рис. 9 его фотография (слева) дана на фоне какого-то текста. За счёт усиления контраста стали видны некоторые буквы, и текст оказался русским. Я даже смог прочитать на двух фрагментах слова: ЯРА ВОИНА и ЯРА РЮРИКА. Из этого можно предположить, что часть текстов на пластинах падре Креспи пытался прочитать, причём по-русски. Поскольку меня в данный момент интересует содержание хотя бы одной пластины, я пока опущу комментирование попыток падре Креспи прочитать и понять содержание текстов пластин.»


Рис.11. Моё чтение надписей на левой золотой пластине рисунка 10

«На рис. 11 я показываю построчное чтение надписей на левой пластине. 1 строка: ХРАМА ЯРА ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА, 2 строка: МИМА РАТИ ЯРА, МИМА ХАРАОНА РУСИ, ЯРА ХРАМА РЮРИКА; 3 строка: ХРАМА ЯРА РУСИ МАРЫ КАРА ЯРА; 4 строка: ХРАМ РЮРИКА Е ХАРАОНА СТОЛИТСЫ ЯРА РУСИ МАРЫ; 5 строка: МАРЫ РЮРИКА ЯРА, ХАРАОНА МИРА РЮРИКА ЯРА; 6 строка: ЯРА МАРЫ КАРА ЯРА Е СНЯТА РУКОЮ; 7 строка: ЯРА МАРЫ ХРАМА ХАРАОНА. КАРА Е СНЯТА ОТ МАРЫ И ОТ; 8 строка: ЯРА ХАРАОНА ИНАЯ ХАРАОНА И МИРА ЯРА; 9 строка: ВОЙСКА ВОИНА МАРЫ ХРАМА, РЮРИКА ХРАМА; 10 строка: КАРА ЯРА, КАРА ЯРА И РИМА ХРАНИТ СКИФА И ВОИНА; 11 строка: И МИРА МАРЫ РУСЬ РЮРИКА И ХРАМЫ ЯРА МИМА РЮРИКА.

Кроме того, читается дата: 10 ГОД ЯРА, которая в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает дату: 866 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. (856 год от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА есть 0-й год по летоисчислению от ЯРА – это год коронации РЮРИКА – А.Я.) Это означает, что платина была изготовлена еще при жизни Яра Рюрика и обещала покарать как силой богини Мары, так и объединенной силой войска Рюрика и Рима тех, кто будет сопротивляться Рюрику. Так что текст весьма интересен с исторической точки зрения. Это текст достаточно пространен, насчитывая 88 слов и одно число, его дешифровка заняла у меня довольно много времени, поэтому я ограничился пока только чтением левой страницы.

Но имеются и весьма любопытные моменты с точки зрения палеографии. Так, буква «А» строчная имеет в большинстве случаев длинный орнаментальный хвост, либо прямой, либо загибающийся влево. Весьма много лигатур имеет странное начертание, где округлые части выписаны явно, а хвосты – неявно, отчего слово «ЯРА» становится похожим на букву «Ф». кроме того хвосты одних букв перечеркивают другие буквы, а некоторые слова вообще написаны неявно. Некоторые слова напоминают более позднее старославянское начертание, другие – более позднюю греческую письменность. Так что как памятник письменности эта золотая пластина коллекции падре Креспи представляет несомненный интерес.

Весьма интересной является коллекция падре Креспи. Пластины на рис. 10 мне не просто напомнил некие сантии из книги «Славяно-русски веды» Хиневича, они оказались именно ими, рис. 17.


Рис. 10. Письмена на золотой пластине коллекции Креспи
Рис. 17. Золотые пластины Славяно-Арийских Вед.

Вот что можно прочитать в работе [16], из которой был заимствован рис. 17: «Теперь давайте поговорим о таком модном явлении как Славяно-Арийские "Веды". В общем, в двух словах, некий американец Иосиф Смит (какое американское имя) во время видения, по указанию ангела нашёл древние золотые пластины, с неизвестными никому письменами и лишь он один смог их расшифровать, а затем аккуратно положить пластины назад. Кроме Иосифа Смита этих пластин НИКТО и НИКОГДА не видел. В этих пластинах содержатся очень древние "истинные знания", аж с времён строительства Вавилонской Башни, следуя которым можно понять, что на самом деле всё человечество берёт начало из Америки, (Адам и Ева жили в округе Миссури) и только следуя предписания из пластин можно найти путь к богу и к правде и т.д. и т.п.».

Иначе говоря, пластины стали только антуражем для написанных самими инглингами, исходя из их идеологических взглядов очень древних "истинных знаний". На самом деле пластины нашел не неизвестный Иосиф Смит, а патер Креспи, и написаны на левой пластине предостережения против борьбы с Рюриком. Так что «перевод» этих пластин в тексте Славяно-Арийских Вед – это откровенный подлог! И этим якобы «очень древним» сантиям всего-то не так много лет – они были написаны в 866 году н.э.».

После того, как я ещё раз рассмотрел одни и те же золотые пластины на рис. 10 и 17 в вышеуказанной статье В.А.Чудинова, я отчетливо понял, что они раньше были мне знакомы по моим личным фотоматериалам. И, в конце концов, я нашел следующую фотографию, которую сделал в позапрошлом году в «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA).


Рис 18. Фотографии золотых пластин в «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA).

После этого я выделил и увеличил фрагмент (рис.18А) из 2-х пластин (левая и центральная), а затем сравнил с теми, которые приводятся на рис.10 и 17 в статье В.А.Чудинова. Получилась полная идентификация, как по тексту, так и внешним особенностям золотых пластин с учетом левого и правого расположения на снимках.


Рис 18А. Увеличенный фрагмент 2-х золотых пластин в «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA).

Итак, получилась своеобразная СЕНСАЦИЯ!

Золотые пластины, которые во многих интернет-источниках зачастую приписывали к инглингам и Хиневичу, а поэтому провокационно связывали с САВ, находятся в «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA).
Причём таких пластин, как оказалось не две, а три! И третья пластина по какой-то причине нигде в источниках не фигурирует, что вызывает некоторые вопросы и настороженность. Как видно на фотографии (рис.18), подлинность этих золотых пластин также подчеркивает наличие специальных гвоздиков, которыми эти пластины крепились к какой-то основе. С другой стороны, это обстоятельство свидетельствует о том, данные пластины имели какое-то частное сопроводительное предназначение для того объекта к которому они крепились. А поэтому вряд ли можно их отнести к части или элементу какого-то более общего летописного документа. При этом следует указать, что по своему размеру каждая из пластин такова, что могла бы спокойно уместиться на человеческой ладони.

Итак, на данный момент можно было бы утверждать, что вышеупомянутые пластины относятся к эпохе этрусской культуры, поскольку находятся в одноименном музее. Но пока не хочется торопиться, поскольку доподлинно неизвестно, как они туда попали: из ватиканских коллекций или каким-то другим путём. К тому же В.А.Чудинов датирует явные и неявные надписи на одной из этих пластин серединой IX века, что довольно далековато от времен жития этрусков. Возможно, что-то прояснится после чтения и расшифровки второй и особенно третьей пластины, которая по какой-то неизвестной причине замалчивается. Сюда же можно добавить общую позицию замалчивания, царящую «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA). В этом музее полностью запрещено фотографирование в залах музея (Да, простит меня Всевышний за нарушение этого запрета!), а также вообще отсутствуют какие-либо буклеты и тем более альбомы с содержанием экспозиций, что само по себе является нонсенсом для уровня национального музея (по крайней мере, по нашим российским меркам).


Рис 19. Отдельные экспонаты из «Национального музея этрусков» в Риме.

А причина этого, на мой взгляд, довольно банальна: несмотря на всё многообразие и многоплановость коллекций этого музея подсознательно идентифицируется наша ведическая культура, со всей символикой и скрытыми смыслами, зачастую по аналогии с Трипольем, Крымом и искусством Древней Руси.


Рис 20. Отдельные экспонаты из «Национального музея этрусков» в Риме.

Конечно, чтобы внутри человека, что-то в этом плане срезонировало, нужны соответствующие предпосылки, освобождающие сущность от ментального сна и обеспечивающие выход за рамки своих предубеждений, искусно навязанных прежде старой интервентской системой. Но зачастую даже личностям с высоким патриотическим потенциалом это не всегда удается сделать, т.к. якоря старого миропонимания ещё достаточно тяжелы. Вот характерный пример по поводу обсуждения этрусского искусства всё в том же «Национальном музее этрусков» в Риме (VILLA GIULIA) на сайте «Разведка» в Контакте: https://vk.com/wall-50575743_9020

Кстати, как видно из материалов дискуссии, уже в сентябре 2014 года я впервые разместил фотографию с золотыми пластинами (теми самыми, что на рис.18). И на утверждение оппонента: «Еще раз скажу: ни одна этрусская надпись его методиками не читается» - полноценный ответ применительно к золотым пластинам получился именно в статье В.А.Чудинова «Необычайные находки археологов», как и во многих предыдущих статьях на эту тему.

Ну, а пока наберемся терпения и будем ожидать, как дальше будет развиваться тема «золотых пластин» из «Национального музея этрусков» в Риме.


В заключение предоставляю ссылку на архив фотографий из этого музея:

Что же такое сусальное золото? Давайте разберемся подробнее в этом вопросе. Так, сусальное золото – это тонкие золотые листы, которые идут на золочение ювелирных украшений, изделий. Толщина таких листов достигает доли микрон.

Сусальное золото можно встретить из чистого золота или из различных сплавов: золота и серебра, золота и меди. К примеру, если золото положено на серебро, то его называют «двойником», а если на медь, то «тальма».

Но случается и такое, что имитация золота создается без его непосредственного участия – применяют сплавы иных химических соединений и металлов. В этом случае для того, чтобы пленка металла выглядела естественно, похожа на позолоту, ее покрывают желтым лаком.

Если говорить о происхождении понятия «сусальное золото», то единого мнения по этому вопросу нет. Как вариант, это определение связано со словом «сусало», что в переводе с древнерусского означает скулы, лицо. Дело в том, что сусальным золотом покрывали лицевую сторону изделий. Ранее данный термин касался всех материалов, которые пригодны для покрытия золотом или его имитацией.

Происхождение

Китай познакомил нас не только с порохом, бумагой, фарфором и фейерверком, но и с уникальной технологией, получившей на Руси название сусальное золото. В районе Лон Тан, одной из китайских провинций уже 1700 лет идет производство тончайших золотых листов.

Россия может похвастаться изготовлением сусального золота, как на фабриках, так и мастерами-сусальщиками в индивидуальном порядке. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота.

Даже сохранилось до наших дней «Изложение», написанное братьями А. и И.Князевыми, где подробно описывается технология изготовления сусального серебра и золота. Можно найти и другие подробные рассказы о специфике изготовления и своеобразном колорите этого промысла.

Обучение сусальному ремеслу начиналось еще с детства: 13-летние мальчики брались на обучение к хозяевам, жили у них порядка 4 лет, и лишь затем начинали работать за жалование. В вышеуказанном жалованье подчеркивается, что все мастера-сусальщики обладают разными способностями, в чем нет ничего удивительного. В «Изложении» приведены примеры большего расхода материала с худшим результатом. Так какова же технология изготовления сусального золота?

Сусальное золото (от др.-русск. сусанъ; возм., из сушаль, от "сухой" либо от сусало - "лицо") — золотая фольга, слегка просвечивающая синевато-зеленым тоном. Для изготовления идет исключительно чистое золото, фактически без примесей, поэтому про сплав золота и серебра в данном случае говорить неуместно.

Производство сусали - как это было

Сусальное золото

С течением времени производственным процесс несколько видоизменился, но не стал менее сложным – изготовление сусального золота по-прежнему требует определенной сноровки и опыта от мастера-золотобойца. В упрощенном виде механика производства тончайших листов следующая.

Мастер-золотобоец расковывает на наковальне кусок золота в проволоку, затем эту тонкую ленту раскатывают в пластину толщиной 2-3 мм. Пластину нарезают на квадраты, которые складывают в книжку, или «золотник», обязательно при этом перемежая с листами папиросной бумаги.

В свою очередь, стопка квадратов вкладывается в специальную оправку, сделанную из кишок (ранее использовалась плева с говяжьей печени,) и мастер бьет специальным молотком по золотнику, от 2-ух до 10-ти тысяч (в зависимости от дальнейшего использования сусали) – именно такое количество нужно, чтобы золото стало толщиной с паутину, т.е. тысячную долю миллиметра.

Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

Технология золочения

Технология сусального покрытия проистекает не только из практичности этого производства (одно дело отлить статую из золота и другое дело покрыть ее слоем сусали, лигатурный вес который не более 5 грамм), просто золото такой толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне.

Именно благодаря необыкновенному свойству, золото твердо держит позиции, как способ создания роскошных предметов интерьера и масштабных проектов, вроде фонтанов, куполов и статуй.

Золото обладает химической инертностью, поэтому иногда его используют в весьма экзотических целях, например для декорирования различных пищевых продуктов. В Индии в него заворачивают дорогие сладости, в Японии можно заказать «позолоченный» кофе, а в некоторых европейских странах – продегустировать алкогольный напиток (шнапс) с сусальными хлопьями. Легендарная украинская водка «Золото Полуботка» также содержит микрочастицы 23-х каратного золота (956 проба).

Позолота сусальным золотом

Если не брать во внимание нюансы, касающиеся физиков и химиков, то сусальное золото характеризуется как металл с красивым цветом, обладающий хорошей тепло- и электропроводимостью. Вообще, химические характеристики золота весьма интересны: оно не вступает в реакцию с солями, щелочами, кислотами, не подвергается окислению на воздухе, но неустойчиво к азотной и соляной кислоте, ртути и соединениям брома, хлора, циана. Найти золото в чистом виде крайне сложно, причиной тому является его невысокая прочность, поэтому зачастую золото используется лишь в виде сплавов.

Кстати, интересный факт: одного грамма золота оказывается достаточно, чтобы получить проволоку, длина которой будет составлять 2,5 километра, также можно получить тонкую фольгу толщиной 0,00001 мм и покрыть 18 квадратных метров.

Современные технологии производства сусального золота

На сегодняшний день современные технологии позволяют получать листы золота значительно тоньше, нежели это было раньше. А компьютерная техника упрощает этот процесс в разы.

Технология получения тончайших листков заключается в следующем: кусок золота кладут в специальную печь, разогретую до определенной температуры, затем вальцуют в прокатном стане. После этого получается тонкая золотая лента длиной в 50 метров, ее режут квадратиками и складывают стопкой. Квадратики располагают на гранитной плите и начинают их бить гладким молотком.

Продолжается это до тех пор, пока толщина этих квадратов не станет в 4 раза меньше, а размеры квадратов – в два раза. На все это уходит примерно 20 минут, после чего полученные квадратики режутся на 4 части, толщину новых квадратиков можно сравнить с толщиной бумаги.

На этом процесс изготовления золота не прекращается, листки золота опять складывают в стопку, между листками кладется внутренняя оболочка из толстых бычьих кишок. Эту стопку золота зажимают прессом и просушивают на плите, при этом опять стучат молотком на гранитном камне.

Весь этот процесс занимает немалых 5 часов, давая лишь время остыть золоту порядка 15 минут. То золото, которое выступило за пределы стопки, снова запускают в производство, таким образом, процесс повторяется снова и снова, как и обновление информации на сайте ЦБРФ, где транслируются котировки золота онлайн.

Не стоит забывать, что листки золота брать руками просто невозможно за счет их высокой температуры, поэтому мастеру приходится использовать специальную кисточку, перекладывать ею тончайшие листки, раздувать их особенным образом. В итоге получаются ровные тонкие листки драгоценного металла. После завершения процесса изготовления золота, его обрезают нужной формы и раскладывают в виде книжек.

В наши дни производство сусального золота осуществляется практически полностью машинным способом, не ручным. И даже электрический молот производит процесс первичной обивки листов, а затем и процесс тонкой обивки. А вместо оболочек бычьих кишок применяют пластмассовую форму, что позволяет избежать неприятного запаха от органов животных.

В современной России производством сусального золота занимается Московский завод цветных сплавов. Безусловно, имеются и другие частные компании, занимающиеся сусальным золотом в небольших объемах. Чтобы иметь представление о сусальном золоте, можно представить тонкую металлическую фольгу, толщина которой равна 0,36-1,6 микрона. По российским стандартам сусальный лист выпускают квадратами размером 91,5 на 91,5 миллиметра, укладывается по книжечкам, в каждой из которых 10 или 60 листов. Между каждым листком кладется папиросная бумага.

Специалисты разделяют несколько видов золота: трансферное и свободное сусальное. Отличаются они друг от друга наличием прокладки между листками. Так, свободное сусальное золото укладывается в книжке самостоятельно, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга. Поэтому для того, чтобы вынуть лист золота из книжки достаточно лишь достать его и поместить на подушку. Трансферное же золото приклеивается к листочку в книге.


И нтересной и весьма специфичной группой золотых изделий первых веков н. э. являются лицевые пластины — так называемые «наглазники» и «нагубники». В большинстве своем они представлены изделиями из тонкой листовой фольги близкой к овальной формы. На некоторых из них замечены слабо прочерченные следы — возможно, остатки изображения зрачков, век и т. п. В коллекции Херсонеса представлен также один экземпляр очковидных наглазников.

Несмотря на большую историю изучения изделий, до сих пор остается много не вполне ясного. Например, использовались «наглазники», «нагубники» и пр. отдельно, или крепились на ткань, закрывавшую лицо умершего. На некоторых подобных находках из различных регионов существуют отверстия, которые большинством исследователей интерпретируются как отверстия для продергивания шнура. Кроме того, в случаях, когда контекст находки не вполне ясен, их зачастую можно спутать с листьями от венков и пластинами иного назначения. Таким образом, часть таких изделий могут считаться лицевыми пластинами только предположительно.

Наглазники и нагубники, изготовленные из тонкой золотой фольги, получили достаточно широкое распространение в Северном Причерноморье, начиная с позднеэллинистического времени. Наиболее широко они представлены в некрополе Херсонеса. Много их также в могильниках Неаполя Скифского и варварских некрополях юго-западного Крыма, а также в погребении на валу акрополя Каменского городища. Кроме того, их находки зафиксированы в некрополях Боспора и Ольвии. Также они известны на Кавказе, в Сирии, Малой Азии, Греции, Египте и в других регионах античного мира.

Крымские очковидные наглазники (название типа соответствует форме изделия) происходят из Херсонеса, Чернореченского могильника и Усть Альминского некрополя. Эти лицевые пластины восходят к золотым погребальным маскам, известным на широкой территории, начиная с эпохи бронзы. Примером для Крыма является маска Рескупорида. К тому же времени относятся и самые ранние наглазники и нагубники.

очковидный.jpg

Интересную аналогию херсонесским наглазникам дает «Бактрийский клад», хранящийся в Токио (музей Михо). Это собрание разновременных предметов, датированных в пределах IV—II вв. до н. э., определяется в качестве храмового сокровища, подобного Амударьинскому кладу или Кладу Окса. Среди многочисленных вотивных пластин встречены 21 экземпляр «наглазников» (большинство из которых «очковидные») и «нагубников», при этом здесь же имеются многочисленные изображения рук, ноги других частей тела, а также гладкие пластины без каких-либо изображений, вполне сопоставимые с крымскими нагубниками.

Назначение погребальной маски и наглазников/нагубников — частичное или полное закрытие лица умершего, причем исследователями рассматриваются два варианта — и защита умершего, и защита от умершего. Н.Н. Погребова справедливо отметила, что у многих народов существует обычай закрывать покойнику лицо (например, монетами на веки), дабы он не мог увидеть живых и увлечь за собой. Кроме того, могла ставится задача сохранения лица умершего и предохранения его не только от тления, но и от многочисленных насекомых. все это роднит погребальные маски всех древних народов — египетские и микенские, изготовленные из золота, или, например, таштыкские гипсовые маски. Исследователь А.В. Орешникова приводит следующее объяснение:

Обычай класть маски на лицо можно объяснить только предположительно за неимением других данных. Делалось это, вероятно, с религиозной целью: покуда тело не погребено, оно должно было сохранять вид живого человека, или, по крайней мере, искусственно производить это впечатление. … все маски имели вид более или менее живо лица, чего решительно нельзя сказать про листочки золота парутинской гробницы с грубыми изображениями частей лица. Я бы объяснил это следующим образом: если допустить, что первоначальный обычай сохранять дорогие для окружающих черты лица умершего, перешел в обыкновенный религиозный обряд, то возможно, что в данном случае эти листики заменяли маску.

В условиях, когда северопричерномрские города переживали упадок, использование лишь наглазников, либо нагубников, а не целых масок может объясняться тем, что найти мастера для такого заказа становилось труднее.

Есть на этот счет и другие мнения. Так, анализируя находки «наглазников» и «нагубников» из позднескифских некрополей Крыма Ю.П. Зайцев приходит к выводу, что они играли важную роль в погребальном ритуале и «были особым знаком «избранных», выделяющим конкретного умершего среди остальных людей. Справедливо считая, что более детальное определение их назначения может быть лишь умозрительным, он предполагает, что часть из них «могла имитировать как бы второе лицо покойного, обращенное в землю». Ученый отрицает их связь с погребальными лицевыми масками и говорит об их вотивном назначении.

усть альма нгалазник.jpg

Действительно, интересно, что большинство наглазников и нагубников найдена не in situ, подобно погребальным маскам, на губах или глазах покойного, а в перемещенном виде. Обычно исследователи объясняют это действиями грызунов или грунтовых вод. правда, совсем недавно, при раскопках Усть-Альминского некрополя в могиле 1074 были выявлены нагубник, лежащий in situ на зубах погребенного, правда, наглазники лежали у правой ключицы под лопаткой, причем один на другом.

Часть наглазника из погребения 1 кургана 15 в группе Батуринская также была найдена около височной кости погребенного, при этом ее вторая половина найдена около правой плечевой кости (автор публикации отмечает, что погребение было изрыто норами грызунов). Это могло быть связано с тем, что золотые пластины — наглазники и нагубники — играли большую роль во время обрядов, непосредственно предшествующих погребению, а при помещении умершего в могилу это уже не играло особой роли.

По наблюдениям В.М. Зубаря, в некрополе Херсонеса наглазники и нагубники происходят либо из семейных усыпальниц, либо из погребений с кремациями, что говорит о том, что их использование характерно лишь для городской социальной верхушки.

Хронология наглазников и нагубников не вполне ясна. Ю.П. Зайцев отмечает, что в эллинистическое время подобные пластины связаны только с мужскими погребениями, а с рубежа н. э. появляются и в женских. Как отмечали А.А. Труфанов и В.И. Мордвинцева «каких-либо закономерностей, которые могли бы выступать датирующими признаками, не выявлено, хотя «натуралистичное» изображение глаз с деталировкой зрачка и ресниц отмечено только на экземплярах римского времени». В целом, по мнению Н.Н. Погребовой, лицевые пластины в Северном Причерноморье появляются в эпоху Митридата Евпатора, синхронно с появлением этих пластин в Парфии.

Согласно Н.В. Пятышевой, пластины связаны своим происхождением с сарматами, что оспаривает Н.Н. Погребова. Она утверждает, что в античные города Северного Причерноморья они попадают только в первые века н. э., «эпоху повсеместной «варваризации» этих городов». Как писал Ю.П.Зайцев, это «позволяет считать перспективной версию о том, что к I в. н. э. упомянутый обряд проник в эллинскую среду и стал в определенном смысле универсальным, в первую очередь, для юго-западного Крыма». Лишь В.М. Зубарь отрицал появление наглазников и нагубников в Херсонесе под влиянием традиций варварского населения, и предполагал, что они появились из восточных провинций Римской империи.

Таким образом, для Крыма использование лицевых пластин в погребальном обряде могло не являться собственно греческим обычаем. Вероятно, этот обычай был заимствован у негреческого населения.

Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал. Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.

Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.

Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.

Особенности и свойства

Золочение не только придает более дорогой вид, но и позволяет защитить поверхность от окисления и коррозии. Конечно, на свойства в первую очередь влияет толщина позолоты и качество драгоценного металла.

Толщина, цвет и долговечность

От толщины слоя позолоты зависит то, как долго изделие будет радовать своим блеском. Золото — очень мягкий металл и быстро стирается с поверхности, поэтому известные ювелирные дома, не используют слишком тонкое покрытие. Самая распространенная толщина на современных изделиях — от 0,04 до 0,1 мм. При соблюдении простых правил ухода изделие с таким покрытием прослужит от 3 месяцев до года.


Современные ювелиры используют разную позолоту, добиваясь необычных цветов путем добавления в золото других металлов. Так, белый цвет получается от соединения обычного желтого золота и серебра (реже серебро заменяют на никель или палладий). А розоватый оттенок придает небольшая доля меди. Также на цвет позолоты влияет проба. В Европейских странах применяют, как правило, 750 пробу золота, что придает изделию насыщенный желтый цвет. В России более популярна 585 проба, которая имеет легкий розоватый подтон.

Имеет ли пробу

Все ювелирные украшения, даже с позолотой, должны иметь клеймо с пробой. В отечественном ювелирном деле ставится клеймо с пробой по основному металлу, чаще это серебро. На импортных украшениях ставится проба именно золотого покрытия в каратном эквиваленте с дополнительной буквенной маркировкой. Она указывает на способ, которым украшение было покрыто.

Импортная маркировка и пробы позолоты:

МаркировкаПроба в каратахПроба золота
KHGE14 или 18585, 750
KGE

Важно: маркировка Gold Tone ставится на изделия, которые просто окрашены и не содержат золота.

Где применяется

На сегодняшний день позолоту используют в таких сферах:

  • ювелирное дело;
  • искусство (в скульптуре; в живописи золочение применяется не только на рамах, но и непосредственно на картинах);
  • дизайн интерьеров;
  • автомобилестроение (в декоративных целях);
  • стоматология;
  • электроника (золото — отличный проводник);
  • косметология.

Последняя сфера применения наиболее спорная. Чаще всего использование золота в косметологии — это всего лишь хитрый маркетинговый ход. Тем не менее в Японии прорабатывают новейшую технику золочения лица. Считается, что этот металл обогащает кожу кислородом, сохраняет коллаген и способствует снятию раздражения.

Существует даже отдельное направление в нетрадиционной медицине — хризотерапия, в которой золото применяется для лечения воспалений. С научной точки зрения подобные свойства металла не доказаны, так как полномасштабное исследование влияния золота на организм человека никогда не проводилось. Но нельзя не учитывать эффект плацебо.

На какие металлы можно наносить позолоту

Ювелиры чаще всего наносят ее на серебро, но покрыть золотом можно практически любой металл. Золочение делают на дереве, глине, пластике, гипсе, керамике и даже картоне.

Способы нанесения

Способов золочения известно немало. Выбор определяется прежде всего характером поверхности и профессионализмом мастера.

Огневое, или ртутное

Один из самых первых способов, который использовался для золочения храмовых куполов. Суть его в том, что готовилась специальная смесь на основе ртути, которая впоследствии выпаривалась. Из-за опасности для здоровья и жизни мастера эта методика ушла в прошлое.


На масляной основе

Другое название способа — золочение морданом, от названия специального клея. Способ подходит как для внутренних работ, так и наружных. Мордан можно приобрести в специализированных интернет-магазинах.


На глиняной основе

Золочение на глиняной основе (на полимент) используется только для дерева и не подходит для наружной отделки. В старину это был один из самых сложных и длительных методов, так как для подготовки полимента требовались редкие по тем временам и очень дорогие ингредиенты, включая китовый жир. Смесь разводилась при помощи яичного белка. Сейчас в продаже можно найти готовые смеси.


Водно-синтетическое

Для этого метода позолоты применяются смеси на воде. Преимущество в том, что можно достаточно быстро подготовить поверхность. Позолоченное изделие получается глянцевым и не требует финальной полировки.


Чесночное

Один из самых старых способов. На поверхность выдавливался свежий чесночный сок. После того как он подсыхал, поверхность полировали, смачивали и наносили золотые листы. По мнению специалистов, такой метод придает позолоте особый блеск.


Самым распространенным видом по-прежнему остается сусальное золочение. Также в последние годы популярность среди декораторов приобрело золочение поталью, которое гораздо доступнее и дешевле.

Сусальное золото


Сусальное золото — это металл 960 пробы, раскатанный до состояния тонкого листа. На Руси сусальным золотом традиционно покрывали купола храмов. В России оно продается в форме книг по 60 листов площадью в 10 см2 каждый.

Толщина не регламентирована, но наиболее популярны листы толщиной меньше человеческого волоса в 10 раз. Его используют для декорирования предметов искусства и для дизайна внутренних помещений. Для наружного украшения (фонтаны, купола, скульптуры) используют листы потолще.

Поталь


Поталь — это замена привычного сусального золота. Выглядит как золотые листы или полоски и представляет собой сплав меди с цинком или алюминием . Существует поталь, имитирующая золото, серебро и бронзу. На листах может быть нанесен рисунок. Можно найти в продаже поталь в виде разноцветной крошки.

В чем их отличия

Основное отличие потали в том, что в ней нет драгоценного металла. Это сказывается, естественно, на ее цене: поталь значительно дешевле. При отсутствии защитного покрытия со временем она может потускнеть.

Преимущества и недостатки

Основное преимущество в относительно низкой стоимости при эффектном внешнем виде. Кроме того, позолота хорошо сохраняет основной металл от коррозии, так как золото не поддается окислению. Золотое покрытие элементов декора не темнеет со временем, не трескается и не теряет свой внешний вид.

Недостаток позолоты в недолговечности.

Различие между золотом и позолотой

Главное отличие — в составе. По внешнему виду их не всегда сможет отличить и профессионал . Золотые украшения долговечны, так как слой не стирается, и чаще всего значительно дороже. Из-за своего короткого срока службы изделия с позолотой не носятся каждый день и нуждаются в более бережном уходе.

С развитием технологий появились новые способы золочения. Они позволяют добиться более толстого покрытия. Такие браслеты и кольца служат значительно дольше, но и цена их выше, чем на обычную позолоту.

Как отличить подделку

По статистике, 4 из 10 ювелирных изделий из золота — подделка. К сожалению, приобрести позолоту по цене полновесного золота можно даже в ювелирном магазине. Способ проверки, который бы позволил избежать подделки на этапе покупки, только один — совершать сделку в крупных, проверенных ювелирных магазинах и быть очень внимательным к самому изделию.

Признаки того, что украшение — подделка:

  1. Неравномерный окрас. Позолота местами может стираться даже при бережном хранении и транспортировке. Тем более что на подделках используется очень тонкий слой.
  2. Некоторые «специалисты» в интернете советуют проверять магнитом. Золото не должно магнититься. Однако с учетом того, что на магнит не реагируют многие металлы, этот способ практически бесполезен.
  3. Очень часто мошенники снимают замочек с клеймом с настоящего золотого украшения и крепят его на позолоченное. Поэтому один из способов выявить подделку — это внимательно осмотреть звенья рядом с замком. Любые дефекты на этом участке могут свидетельствовать о том, что перед вами подделка.

В домашних условиях, если изделие уже куплено, проверить гораздо проще:

  1. Химический способ. Можно приобрести специальный набор реактивов для проверки. Этот способ подходит тем, кто часто покупает золото и не всегда в надежных местах.
  2. Можно капнуть на поверхность спирт: позолота низкого качества потемнеет.
  3. Если в поисках истины не жалко испортить внешний вид украшения, то можно царапнуть поверхность. С позолоты посыпятся мелкие частички, останется заметное повреждение.

Самым надежным способом проверки всегда остается консультация у специалиста. За небольшую плату в любом ломбарде проведут ряд тестов и проб, чтобы убедиться в подлинности.

Уход, чистка и хранение позолоченных изделий

Чтобы украшение прослужило как можно дольше, необходимо соблюдать несколько простых правил по уходу за позолотой.

НошениеОбязательно снимать позолоченные украшения перед любым контактом с водой (душ, бассейн, мытье посуды) или спортивными занятиями. Избегать попадания на поверхность косметических средств. Не забывать, что повседневная носка сокращает срок их службы.
ХранениеХранение только в отдельной шкатулке или тканевых мешочках, чтобы не повредить слой другими украшениями.
ЧисткаЧистить только мягкой тканью без использования абразивов. Если просто появились темные пятна, достаточно протереть обычным уксусом и промыть в воде. Блеск поможет вернуть яичный белок (после него также надо будет промыть в чистой воде). Раз в год изделия надо сдавать ювелиру на профессиональную чистку.

Несмотря на то, что рано или поздно покрытие стирается, его всегда можно обновить в мастерской у ювелира.

Методы покрытия золотом в домашних условиях

При определенных навыках, соблюдении техники безопасности и наличие хорошо вентилируемого помещения золочение можно провести самостоятельно дома.

Приготовление и использование хлорного золота

  1. Приготовить царскую водку.
  2. Растворить в нем любое золотое изделие.
  3. Аккуратно провести выпаривание до сухого остатка.

Внимание: процесс необходимо проводить очень аккуратно, так как кислотные пары могут нанести серьезный вред дыхательным путям, а также есть высокий риск химических ожогов кожи.

  1. Получившееся хлорное золото смешать с мелом и раствором цианистого калия до кашеобразного состояния.
  2. При помощи кисточки покрыть изделие.
  3. После того как поверхность просохнет, ее необходимо хорошо промыть и отполировать.


Применение цинкового контакта

Если нужен слой толще, то используют цинк. Для него также необходимо приготовить хлорное золото.

  1. Предмет тщательно очистить и обезжирить.
  2. Подготовить состав, смешав в воде хлорное золото с углекалиевой, желтой кровяной и пищевой солью.
  3. Нагреть.
  4. Поместить в емкость с теплым составом предмет для золочения.
  5. Когда изделия будут уже в растворе, поместить в емкость цинковую палочку.
  6. Промыть, высушить и отполировать.

При необходимости изделие покрывается защитным слоем.


Гальванический метод

Гальванический метод похож на цинкование, но дает более прочное покрытие. Изменив состав раствора, вы получите различные оттенки позолоты. Понадобится выпрямитель тока и любая стеклянная емкость, способная выдержать высокую температуру.

  1. Очистить, обезжирить изделие, отшлифовать его при помощи пасты и наждачной бумаги.
  2. Если изделие из стали, цинка или олова, предварительно покрыть его медью.
  3. Подготовить электролиты из воды, фосфорного натрия, хлорного золота, цианистого калия и натрия двусернистокислого.
  4. Полученный раствор нагреть до 60 °С.
  5. Установить анод.

Гальваническое золочение занимает от 12 до 16 часов. По окончании процесса изделие высушивается на опилках и полируется.

Если требуется золочение небольшой поверхности, то проще приобрести специальный гальванокарандаш.

Позолота на гульфарбу

Золочение «на гульфарбу» позволяет получить матовый оттенок. Гульфарба — это смесь из лака, олифы, пинена. Поверхность обрабатывается гульфарбой, на следующий день на нее уже наносится слой сусального золота. Благодаря растворителю в составе поверхность получается матовой.

Необходимые средства и инструменты для золочения

Выбор средств и инструментов для позолоты зависит от применяемой технологии. При химическом способе необходимо обеспечить свою безопасность, поэтому понадобятся:

  • защитные очки;
  • перчатки;
  • фартук;
  • резиновая обувь.

Сложность может возникнуть с приобретением необходимых химикатов, но при желании можно найти готовые наборы для золочения.

Основные этапы золочения

Независимо от выбранной технологии весь процесс состоит из трех основных этапов:

  • подготовка поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финальная обработка.

Некоторые мастера считают обязательным этапом нанесение защитного слоя. Все этапы и тонкости процесса лучше предварительно изучить по видео.

Заключение

Позолота — это не только недорогие и эффектные украшения, но и огромный простор для творчества, а также способ придать своему жилью или авто уникальность и роскошь.

Если информация была полезной, подписывайтесь на обновления и поделитесь с друзьями в соцсетях. Всего наилучшего!

Читайте также: