Золотая монета какого государства называлась номисма и считалась самой надежной денежной единицей

Опубликовано: 26.03.2024

§ 3. Византийская империя в V - X веках

Опорный конспект

По уровню развития экономики восточные части Римской империи были выше, чем западные. Император Константин перенёс столицу из Рима в 324 году в Византий и империю стали называть Византийской. В 330 году город стали называть Константинополем. Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки. В её состав вошли страны Балканского полуострова, Малой Азии, Сирия, Египет, Месопотамия и часть Армении. Население было пёстрым: греки, евреи, армяне, арабы, даки, грузины. Государственным языком был латинский до VII века. Затем его вытеснил греческий. Империю полностью обеспечивали зерном Египет и Фракия. Здесь развивались ремёсла, было много городов, развивалась торговля. Константинополь называли «золотым мостом» между Востоком и Западом. В городе можно было встретить купцов из многих стран мира: Китая, Тюркского каганата, Ирана, Западной Европы, Африки, Индостана. Золотая византийская монета – номисма – во всех странах мира считалась самой надёжной монетой. Земли Византии были плодородными и давали по 2-3 урожая в год. Культивировалось бахчеводство и садоводство. Хорошо было развито скотоводство. Здесь преобладали общины свободных землевладельцев и крестьян.

По государственному строю, империя была абсолютной монархией. Вся власть сосредоточена в руках «василевса» - императора. Он являлся судьёй, издавал законы, проводил внешнюю политику, командовал войсками. Передача его власти по наследству не была узаконена, поэтому любой заговорщик мог захватить власть в государстве.

В 532 году было подавлено восстание «Ника», организованное партиями «венета и «прасины».

Византийская империя достигла своего могущества в период правления Юстиниана (527-565гг.) При Юстиниане христианская религия была объявлена государственной. Христианская церковь была опорой государству и союзником императора. В 532-537 гг. был возведён храм Святой Софии. С конца VI века главой византийской церкви стал константинопольский патриарх. Церковь освобождали от налогов и наделяли землями. Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель укрепления неограниченной власти императора и государственного строя . Они способствовали и развитию экономики.

В 443 году и 447-448 годах гунны под предводительством Атиллы совершили поход на Византию и вынудили её платить дань. С конца V века на Византию стали нападать славяне. Доходили до Константинополя. В 70-х годах VII века было создано первое славянское государство – Болгарское царство. С 30-х годов Византии стали угрожать арабы. Они отторгли от Византии Сирию, Палестину, Египет и Северную Африку. Византийская империя существовала более тысячи лет. Захватнические войны и восстания народа ослабили империю и она пала под напором турок сельджуков.


Контрольный блок

Творческие задания

1. Составьте тезисы по сильной императорской власти в Византийской империи.

2. Напишите сообщение о правлении Юстиниана и его законах.

3. Составьте кроссворд по теме «Византийская империя».

Закончи мысль

1. Экономика Восточной Римской империи была выше, потому что…

2. Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки, в её состав вошли страны…

3. Византийская монета…… считалась…..

4. Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель…..

5. Христианская церковь была опорой……

Решить тест

1. Император, перенёсший столицу из Рима в Византий

А) Константин В) Август С) Юстиниан Д) Нерон Е) Каллигула

2. В состав Византийской империи вошли страны

А) Египет В) Сирия С) Палестина Д) Армения Е) все перечисленные

3. Самая надёжная монета в странах в VI - VII веках

А) номисма В) лира С) дирхем Д) динар Е) фельс

4. Власть монарха в Византии была

А) конституционной В) передавалась по наследству С) ограничивалась партиями Д) была абсолютной Е) была выборной

5. В годы своего правления Юстиниан стремился

А) возродить мощь Византии В) возродить мощь Аахена с) возродить мощь Римской империи Д) возродить мощь Египта Е) возродить мощь Финикии

6. Религия, ставшая государственной при Юстиниане

А) ислам В) буддизм С) иудаизм Д) манихейство Е) христианство

7. С конца VI века главой византийской церкви стал

А) константинопольский патриарх В) римский папа С) буддийский монах Д) тибетский лама Е) мулла Мекки

8. Предводитель гуннов, заставивший Византию платить дань

А) Аларих В) Атилла С) Модэ Д) Чжи Чжи Е) Джучи

9. «Собрание гражданских прав» преследовало цель

А) укрепление власти имперетора В) укрепления государства С) укрепления государственного строя Д) защиты права собственности Е) все ответы верны

10. Византия в V - VI веках отражала нападения

А) арабов В) иранцев С) славян Д) германцев Е) гуннов

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ

На территории, которую включил в себя Халифат, в первой половине VII в. существовали две разные валютные системы: византийская, основанная на золоте, в которой серебро было разменной монетой, и сасанидская, где основным металлом было серебро, а золото в обращении не участвовало, хотя какое-то количество золотых монет, скорее всего наградного назначения, все-таки чеканили.

В Византии основной денежной единицей была номисма, монета реальным весом около 4,45 г. с портретом императора на лицевой стороне. Серебряная монета занимала небольшое место в денежном обращении, в повседневной мелкой торговле основную тяжесть брала на себя медная монета. В связи с незначительной ролью серебра и с тем, что номисма была слишком велика для обыденного употребления, приходилось чеканить монеты в половину номисмы (семиссы) и в одну треть (тримиссы). Цена медной разменной монеты устанавливалась декретом правительства и сильно менялась, конечно, в сторону удорожания медной монеты, от чеканки которой государство, видимо, получало больший доход, чем от чеканки золота. Из фунта (литры) золота (327 г) чеканили 72 номисмы (319 — 320 г) остающиеся 7 — 8 г покрывали расходы на чеканку и частично поступали в доход государства. Без этих отчислений вес номисмы равнялся бы 4,54 г. Отдельные экземпляры такого веса в коллекциях встречаются [+21].

При расчетах употреблялась дробная единица, карат, т. е. 1/24. Величина карата оказывается не совсем стандартной и зависит от того, какая единица берется за основу. Если основным считать вес 1/72 фунта (4,54 г), то номисма в 4,45 г окажется равной 21 1/2 карата. Но чеканились также монеты в 22 карата (=4,17 г) и даже в 20 каратов (=3,79 г). Некоторые специалисты в области византийской нумизматики считают, что это вызывалось желанием облегчить размен монеты, создавая различные весовые сочетания [+22]. Но почему-то забота об облегчении размена особенно проявилась после 616 г., когда Византия потеряла Сирию и Палестину и несла огромные расходы на войну с Ираном и аварами.

В сасанидском Иране основной денежной единицей была драхма, монета, стандартный вес которой пока не удается установить. Наиболее распространены в коллекциях драхмы весом около 4 г. На лицевой стороне драхмы изображался профильный портрет царя с сокращенным названием монетного двора и обозначением года правления. На обороте изображался алтарь огня (аташгах) и по сторонам его два жреца, обращенных к алтарю (рис. 13). Здесь, видимо, не было практики выпуска монет дробного номинала, так как размен ее не представлял трудности. До сих пор неясно, из какого весового стандарта исходили позднесасанидские монетные дворы, так как четких кратных соотношений драхмы разного веса не дают. Ясно только, что максимальный вес отдельных экземпляров достигает 4,25 г.

Большая часть Аравии была в «драхмовой зоне», лишь северо-западный угол входил в зону золотого обращения. Граница между этими двумя зонами, грубо говоря, проходила по меридиану Мекки. Мекканские торговцы, закупая товары в Наджране или Джураше и везя их в Сирию (или наоборот), все время переходили из одной зоны в другую. На рынках Мекки полноправно ходила и та и другая валюта. И в Коране упоминаются и динары (номисмы) и дирхемы (драхмы) как полноправные носители понятия богатства.

Нестандартность веса монет, усугублявшаяся утерей веса из-за стирания в процессе обращения и из-за обрезания монет (драхмы очень тонки, и края могут быть обрезаны ножницами; во избежание этого по краю монеты шел круг из точек, но штамп не всегда приходился по центру, и один край оказывался без точек), вынуждала большие суммы взвешивать. Поштучно принимались только безусловно полноценные монеты, их так и называли — «счетные». В кораническом рассказе об Иосифе путники продают его именно за дарахим ма’дуда (XII, 20/20). Видимо, такие монеты и определяли курс серебра и золота.

О курсе динара и дирхема за пределами Аравии ничего не известно, а в Мекке динар считался равным десяти дирхемам. Конечно, и здесь мы не имеем прямых свидетельств, но тот факт, что размер виры за предумышленное убийство (дийа), установленный Мухаммадом, равнялся 10000 дирхемов или 1000 динаров, а затем ставки джизьи в зонах обеих валют имели ту же кратность, позволяют утверждать, что курс был именно таким.

Если довериться этим сведениям, то окажется, что цена серебра в Аравии была непомерно велика. Ведь если там 4,45 г золота равнялись 40 г серебра (10 драхм), то в Византии фунт серебра (правда, не в монете) стоил 5 номисм, т. е. серебро было в 14,4 раза дешевле золота. Авторитетный специалист в области сасанидской нумизматики Р. Гёбль тоже считает, что «естественное соотношение» цен этих металлов должно быть 1:13 — 1:15 [+23]

[+23] хотя и не приводит в подтверждение никаких доказательств. Но, согласившись с ним, мы должны ожидать, что самая массовая драхма весом 4 г должна меняться по 14,4 — 16,7 штуки за номисму. Пытаться объяснить курс 1:10 дороговизной серебра в Аравии невозможно, так как она была одним из поставщиков серебра в Иран (см. т. 1, с. 110). Если же исходить из соотношения, существовавшего в VIII — Х вв., когда золото было в 10 раз дороже серебра, то обмениваться 1:10 могла только драхма, равная весу номисмы, а такие экземпляры чрезвычайно редки.

В конце правления Умара привычный для Чекки обменный курс изменился — динар стал стоить 12 дирхемов, хотя, на (насколько можно судить по реальным монетам, падение веса или пробы драхмы не наблюдается. Это изменение прослеживается и в новых нормах уплаты виры за убийство (дийа), установленных Умаром [+24]. Соблазнительно самое простое объяснение — приток серебра в связи с завоеванием Ирака и значительной части Ирана обесценил драхму относительно золота. Но вероятнее всего, что драхмы разного веса должны были иметь разный курс. Это подтверждается сообщением Йахйи б. Адама о том, что Халид б. ал-Валид обложил каждого из 6 тысяч мужчин Хиры «14 дирхемами весом в пять, что составило 84 тысячи весом в пять, а это равнялось 60 [тысячам] веса семи» [+25]. Последнюю цифру приводит и Абу Йусуф, правда без определения, какие дирхемы имеются в виду.

Из этого сообщения следует, что наряду с полновесными дирхемами «веса семи», которые шли по курсу 1:10 (имеется в виду низшая ставка джизьи, равная одному динару), существовали и другие, имевшие курс 1:14. Таинственные дирхемы «веса семи» упоминаются в рассказе об уплате дани Сабура в 26/646-47 г. и Дерабджерда в 27/647-48 г. и «веса восьми» — в сообщении о договоре с Азербайджаном. В IХ в., когда писал ал-Балазури, выражение «дирхем веса семи» означало, что десять таких монет семь мискалей, и это соответствовало весу дирхема, установленному реформой Абдалмалика [+26]. Но, приняв такое объяснение, мы должны сделать вывод, что золото было только в 6,5 раза дороже серебра, а это совершенно невероятно. Значит, нужно искать иное объяснение.

Естественно предположить, что в названных выше определениях разного достоинства драхм указывается не соотношение, а число определенных весовых единиц. Такой единицей скорее всего может быть данг (араб. даник) — 1/6 мискаля. Вопрос заключается только в том, какой величины был этот мискаль.

Если обратиться к позднесасанидским монетам, то мы увидим две основные весовые группы: около 4 г и около 3,7 — 3,8 г. Мискаль в 4 г нам неизвестен (если не считать, что первоначальный теоретический вес этой группы монет должен был составлять 4,25 г), а монеты второй весовой группы соответствуют финикийской драхме (3,73 г), лежавшей в основе весового стандарта парфянских и раннесасанидских драхм [+27]. Приняв этот вес за единицу, мы получим данг, равный 0,6216 г; соответственно, «дирхем веса пяти» будет равняться 3,108 г, а «веса семи» — 4,351 г.

Как будет выглядеть в свете этого соотношение цен серебра и золота, если динар/номисма равнялся 14 драхмам «веса пяти» и 10 — «веса семи»? В обоих случаях 43,51 г серебра будут равняться 4,45 г золота, что дает соотношение 1:9,777, т. е. практически 1:10.

Падения среднего веса сасанидских драхм со времени Мухаммада до правления Умара не произошло, в обращении одновременно циркулировали монеты разного веса — чем же объяснить изменение официального соотношения драхмы и номисмы? Видимо, по какой-то причине в Аравии стандартной считалась драхма в 4,35 г, а окунувшись потом в море ходячей монеты Ирана и Ирака, мусульмане перешли к расчетам в монете другого стандарта.

Естественно возникает вопрос: чему же в современных единицах равнялись динары и дирхемы? Единственным надежным эталоном может быть оптовая цена на золото на международном рынке, которая в последние годы колеблется от 360 до 400 долларов за унцию (31,1 г). На этом основании номисму можно приравнять к 50 — 60 долларам, а драхму — к 4 — 5 долларам. Это дает некоторую ориентировку, но далеко не полно отражает покупательную способность этих денежных единиц, так как соотношения цен на ремесленные и продовольственные товары были различными, да и сам образ жизни был иным. Более того, отождествление с современными деньгами может сыграть коварную шутку.

Поэтому лучше всего посмотреть, какова была реальная покупательная способность этих денежных единиц.

По эквивалентам замены при уплате виры за предумышленное убийство (дийа), установленным Мухаммадом, взрослая верблюдица стоила 10 динаров (100 дирхемов), овца — 1 динар, а корова — 6 динаров. Это, конечно, очень усредненная оценка, так как конкретный верблюд мог стоить 5 — 6 динаров и 50 — 60 динаров, так же как и овцы, в зависимости от величины и упитанности. Простая рубаха стоила 1 — 2 дирхема, плащ — 3 — 4 дирхема.

Более разнообразные данные о ценах дает нам византийский Египет. Там в VI–VII вв. на 1 динар можно было купить от 250 до 350 кг пшеницы, 2 полугодовалые овцы, корова стоила 2 — 3 динара, комплект простейшей одежды (короткая рубаха-туника, плащ, сандалии) — около половины динара [+28].

Заработок египетского ремесленника составлял. 1 — 2 динара в месяц, а чернорабочие-поденщики получали и того меньше — около половины динара. Чтобы не угасать от голода, работающему взрослому мужчине нужно было около 0,3 динара в месяц. Один динар обеспечивал прожиточный минимум семье с 2 — 3 детьми [+29]. Это было совсем не то, что мы подразумеваем сейчас, а возможность досыта есть хлеб и овощи и иметь тот минимум одежды, которым позволял обходиться теплый климат.

Теперь, конкретно представляя себе, что такое динар и дирхем и повседневной жизни подавляющего большинства населения, мы можем понять, какую часть бюджета простой семьи отнимали налоги.

Флорентийская денежная система

Флорентийская денежная система В XIII—XV веках во Флоренции ходили золотые и серебряные монеты. Золотая монета называлась флорином. Впервые она была отчеканена в 1252 году и получила название от красной лилии (один из символов Флоренции), изображенной на одной из сторон. На

Глава 8 Организация наземной службы, технический уровень ВВС, система снабжения

Глава 8 Организация наземной службы, технический уровень ВВС, система снабжения Это именно та сфера, с которой немецкие армейские командиры вообще не сталкивались, а оценки командиров Люфтваффе весьма немногочисленны и разноречивы. В одном все они, однако, сходятся:

Глава II ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД

Глава II ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД Католическая вера. — Честь. — Честь быть христианином и «чистота крови». — Идальгизм и пристрастие к благородству. — Реакция: античесть как общественная позиция. — Идеализм и реализм«Из всех народов мира мы вызываем самую большую ненависть у

Жизненный мир И.В. Сталина

Жизненный мир И.В. Сталина АВИАЦИЯ. Подводя в 1933 г. итоги первой пятилетки, И.В. Сталин говорил: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь». Авиация – любимое детище Сталина. Он пристально следил за развитием советской авиации, регулярно

Жизненный уровень и условия труда

Жизненный уровень и условия труда Один иностранный наблюдатель отметил, что в 1904 г. менее 2 % токийских пешеходов носили кожаную обувь. Хотя Япония прославилась в последние годы и фабричное производство расширилось, уровень жизни повышался очень медленно. Национальное

Денежная система русского государства в XVI–XVII вв.

Денежная система русского государства в XVI–XVII вв. Реформа 1534 г. В 1534 г. возникла единая монетная система Русского государства, ознаменовавшая собой завершение длительного процесса объединения вокруг Москвы прежде разрозненных княжеств (так называемая «денежная

Денежная реформа

Денежная реформа В 64 году — само собой, думать об этом начали еще в 63 году — Нерон решает реформировать денежную систему. Расходы, вызванные реформами, войной в Армении и восстанием в Бретани, подтолкнули его к этому. Больше того, император предусматривает новые расходы и

Торговля, денежная система Киевской Руси

Торговля, денежная система Киевской Руси Для императора Византии Константина, араба Ибн Даста и других термин «Русь» ассоциировался с понятиями «торговля» и «купец». Кроме внутренних торговых операций, Русь поддерживала экспортно-импортные связи с Багдадом, Дербентом,

Денежная реформа

Денежная реформа В результате хозяйственного подъема, достигнутого без займов, без какой бы то ни было помощи из-за границы, жизнедеятельность страны полностью восстановилась, хотя, по мнению многих иностранных экспертов, она не способна была стать на ноги. То был знак

В VII веке на Аравийском полуострове произошли события, навсегда перевернувшие ход мировой истории. Согласно теории пассионарности Льва Гумилева мировую историю двигают пассионарии – личности, заряженные особой жизненной энергией. Этой энергией они «заряжают» и «заражают» других. Именно эта энергия двигает пассионариев на казалось бы безумные поступки – открывать новые земли, основывать новые государства и религиозные системы, завоевывать новые территории даже ценой собственной жизни. В начале VII века такой пассионарий появился и в арабских племенах. Звали его Мухаммед. Он стал не только основателем новой религии – ислама, но и основателем супертеократического государства – Арабского Халифата. Начавшись с маленькой мусульманской общины – уммы, в последующие века, благодаря широкомасштабным завоеваниям арабов, Халифат раскинулся от границ Китая и Индии на востоке до Атлантического океана на западе и от Прикаспийских земель на севере до пределов черной Африки на юге.

Государство возглавляли халифы, что переводится с арабского как «наследники» (наследники пророка Мухаммеда), резиденцией которых была первоначально аравийская Медина, затем при Омейядах - сирийский город Дамаск, а при абассидских халифах – Багдад.

История Арабского Халифата делится на три этапа:

  • Халифат праведных халифов – 632-661 гг.
  • Халифат Омейядов – 661-750 гг.
  • Халифат Абассидов – 750-1258 гг.

Закончилась история Халифата после монгольского завоевания в середине XIII века.

Ранняя история Халифата Мухаммеда и его первых «праведных» преемников – Абу Бакра, Омара, Османа и Али проходила в жесточайшем противостоянии с двумя могущественными империями – Византией и Сасанидским Ираном. Противостояние закончилось полным уничтожением империи огнепоклонников (Ирана) и разгромом Восточно-Римской империи, потерявшей огромные территории – Ближний восток и Северную Африку. Завоевания арабов в Европе были остановлены в VIII веке лишь благодаря королю франков Карлу Мартеллу и византийскому императору Льву III Исавру, разбившим арабов и остановившим их продвижение по Европе.

Однако, противостояние дало свои плоды. Арабы приобщались в высокоразвитой культуре своих противников. Усваивали научные знания, перенимали технологии и другие достижения византийской и иранской культуры. Денежная система Арабского Халифата также складывалась под влиянием Византии и Ирана.

Еще до Мухаммеда в Аравии имели хождение серебряная иранская драхма (вес – около 4 граммов) и золотая византийская номисма (вес – около 4,45 грамма). Первая стала прообразом арабского серебряного дирхема, вторая – арабского золотого динара.

Одним из первых исследователей ранних арабских денег был выдающийся русский востоковед, археолог и нумизмат Владимир Тизенгаузен (1825-1902 гг.).

До настоящего времени не потерял своей актуальности его фундаментальный академический труд по истории средневековой арабской денежной системы – «Монеты восточного Халифата», вышедший в свет в 1873 году. Книга дает практически полное представление о монетах Арабского Халифата на всем протяжении его истории и является ценнейшим источником информации и каталогом-определителем средневековых арабских монет, в том числе и золотого динара.

Как утверждает Тизенгаузен, а также другие исследователи арабской нумизматики, в первый век своего существования Халифат не имел собственной монеты. В обращении находились уже известные нам византийские номисмы и иранские драхмы.

Чеканку монеты в Арабском Халифате начал пятый Омейядский халиф и амир аль-муминин (эмир правоверных) Абд аль-Малик ибн Мерван (685-705 гг.) около 696 года (77 год хиджры). По мнению Тизенгаузена чеканка собственной мусульманской монеты была вызвана желанием укрепить за халифом одно из существенных привилегий суверенного правителя – «право бить монету», а также необходимостью сплотить обширные и разнородные азиатские и африканские владения Халифата посредством единой национальной денежной системы. Чеканка собственной монеты не только облегчала торговые отношения и связи между территориями халифата, но и унифицировала сбор государственных налогов и податей.

Весьма интересным был повод для начала чеканки арабской монеты, в том числе и золотого динара. В переписке с византийским императорам Юстинианом II Абд аль-Малик постоянно использовал выражение «Скажи, что Аллах един», упоминая при этом имя пророка Мухаммеда и год хиджры. Юстиниан требовал, чтобы халиф прекратил употреблять эту фразу в переписке, угрожая тем, что прикажет выбивать на номисмах унижающие Мухаммеда выражения. В результате, чтобы освободится от византийской монетной зависимости в халифате началась собственная чеканка монеты. При этом названия арабских монет сохранили восточно-римские и греческие корни – золотой динар\денарий, серебряный дирхем\драхма, медный фельс\фоллис.

Дизайн первых золотых динаров Арабского Халифата и их весовая норма соответствовали византийской номисме. Первые золотые динары отличаются наличием изображения халифа с мечом на аверсе. И это несмотря на жесткий запрет изображения живых существ в исламе. Золотой динар Абд аль-Малика - это еще и пример средневекового религиозного и политического троллинга. На реверсе монеты вместо креста на Голгофе изображена одинокая колонна, увенчанная шаром.

Рисунок должен был утверждать, что Аллах един, а не троичен, как в христианстве. Для непонятливых, вокруг колонны выбили пояснение «Во имя Бога, нет божества, кроме Аллаха, Бог един, Мухаммед - пророк Бога».

Позднее халиф Абд аль Малик установил стандарт золотого динара, сохранявшийся на протяжении последующих столетий практически без изменений. На одной из сторон выбиты строчная надпись «Нет божества, кроме Аллаха, нет ему равного» и надпись по кругу «Во имя Аллаха выбит этот динар…», где далее следует название города, в котором отчеканена монета. Год хиджры на омеядских динарах не чеканился.

На обороте размещена трехстрочная сокращенная цитата из 112-й суры Корана - «Аллах един, Аллах вечен, не рождает, не рожден и нет ему равного никого», вокруг которой размещена легенда из 33-го аята 9-й суры и 9-го аята 61-й суры Корана также в сокращенном виде: «Мухаммед посланник Аллаха, который послал его с руководством и верой истинной, чтобы возвеличить ее над всеми религиями, несмотря на сопротивление многобожников».

Аббассидские динары вначале полностью копировали динары предыдущей династии Омейядов, а позднее их дизайн стал соответствовать дизайну серебряного дирхема. Таковым золотой динар Халифата оставался вплоть до гибели арабской империи от монгольских сабель хана Хулагу в 1258 году. Первым халифом, кто стал чеканить свое имя на динарах стал именно аль-Махди, динар которого изображен на фото выше. Часто имя халифа заменялось возвеличивающим эпитетом – лакабом, таким, например, как «Уповающий на Аллаха».

Золотой динар пережил гибель Арабского Халифата. Он чеканился ильханами в монгольском улусе Хулагу-хана и его наследников, правивших на Ближнем и Среднем Востоке во второй половине XIII-XIV веков. На одной из сторон золотого динара ильхана Абу-Саида Бахадурхана в фигурном квадрате отчеканена калима – исламская декларация веры, а по сторонам квадрата выбиты имена четырех праведных халифов. На другой стороне в треугольном щитке отчеканено имя халифа.

Продолжилась чеканка золотых динаров и в Османской империи. Позднее это стало причиной того, что динаром назовут денежные единицы стран, возникших на обломках государства стамбульских султанов. Правда есть одно «но», в ХХ веке динар перестал быть золотым.

В настоящее время динаром называются национальные валюты десяти государств: в Европе – Сербия и Северная Македония; в Азии – Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иордания, Иран (в той стране динар это разменная монета - иранский риал состоит из 100 динаров); в Африке – Тунис, Алжир, Ливия.

5 динаров 2018 год. Алжир. Нержавеющая сталь
5 динаров 2018 год. Алжир. Нержавеющая сталь

1 денар. Северная Македония. Латунь
1 денар. Северная Македония. Латунь

Подводя итог, следует отметить, что возникший на фундаменте античной и византийской культуры золотой арабский динар стал яркой страницей в истории нумизматики. Эта монета не только пережила гибель государства, основанного Мухаммедом, но и дожила до наших дней в названиях национальных валют многих государств мира.


Безант [1] , бизантин [1] также византин [2] (фр. bezant , лат. besantius , лат. byzantii ) — в X—XIII веках западноевропейское название византийского солида и других золотых монет восточных государств. Слово происходит от греческого названия Византия, древнего названия Константинополя, столицы Византийской империи. В широком смысле обозначает золотые монеты или деньги вообще в западноевропейских средневековых документах. Также — название гербовой фигуры в геральдике.

Греческое название этой монеты — номизма или номисма (др.-греч. νόμισμα — монета, от νόμος — закон) [3] , а её разновидностей — номисма стамена (гистаменон), номисма иперпир (иперпир) и номисма тетартерон (тетартерон).

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Описание
  • 3 В геральдике
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Название


Название происходит от латинизированной формы оригинального греческого названия относительно небольшого города Византий Βυζάντιον («Byzantion»), который в IV веке стал столицей Восточной Римской империи и переименован позже в Константинополь, по приказу римского императора Константина Великого. Название «безант» впервые употреблено папой Римским Иоанном VIII в 70-х годах IX века [2] .

Описание

Византийская империя была одним из основных источников золотых монет со времён Константина. Золотые монеты, в отличие от серебряных и бронзовых, не чеканились обычно в раннем средневековье в Западной Европе. Редко золотые монеты были используемы при осуществлении выплат в особых случаях, или для того чтобы оказать знак уважения. Во Франции, безант употреблялся в торжественных случаях. В день коронации, за обедней, французский король должен был жертвовать 13 безантов [2] .

Византийские золотые монеты высоко ценились, как и позже монеты, отчеканенные в исламских халифатах. Первые безанты были византийскими солидами. Позже этот термин также распространился на золотые динары, которые чеканились в исламских халифатах и назывались сарацинский безант (byzantii saracenati) [2] , также по образцу солида [5] . По образу византийского солида в Иерусалимском королевстве (XII век) и в Латинской империи (XIII век) начали чеканить собственные золотые монеты [2] . На Кипре чеканились серебряные безанты, получившие название «белый безант» (byzantii albi) [2] . Вес безанта за период его хождения менялся: от 3,2 грамм до 4,55 [6] [7] [8] .


Термин «безант» использовался венецианцами для обозначения египетских золотых динаров. Марко Поло упоминал безант в отчётах своего путешествия в Восточную Азию при описании денег империи Юань [10] . Его описания были основаны на соотношении 1 безант = 20 гроутов = 133 ⅓ турских грошей. Чеканка золотых монет была вновь введена в Европе в 1252 году, когда во Флоренции и Венеции начали чеканить золотые монеты, известные как флорины и дукаты [7] .

До появления флоринов и дукатов — основная золотая торговая монета, особенно в торговле со странами Ближнего Востока. На восточнославянские земли попадал редко [1] .

В геральдике

В геральдике безант — геральдическая фигура. Его изображают в виде золотого (жёлтого) или серебряного (белого) круга, олицетворяющего деньги и богатство. Как и большинство геральдических фигур, безант происходит со времён Крестовых походов, когда западные европейцы познакомились с византийскими золотыми монетами высокого качества [11] .

§ 3. Византийская империя в V - X веках

Опорный конспект

По уровню развития экономики восточные части Римской империи были выше, чем западные. Император Константин перенёс столицу из Рима в 324 году в Византий и империю стали называть Византийской. В 330 году город стали называть Константинополем. Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки. В её состав вошли страны Балканского полуострова, Малой Азии, Сирия, Египет, Месопотамия и часть Армении. Население было пёстрым: греки, евреи, армяне, арабы, даки, грузины. Государственным языком был латинский до VII века. Затем его вытеснил греческий. Империю полностью обеспечивали зерном Египет и Фракия. Здесь развивались ремёсла, было много городов, развивалась торговля. Константинополь называли «золотым мостом» между Востоком и Западом. В городе можно было встретить купцов из многих стран мира: Китая, Тюркского каганата, Ирана, Западной Европы, Африки, Индостана. Золотая византийская монета – номисма – во всех странах мира считалась самой надёжной монетой. Земли Византии были плодородными и давали по 2-3 урожая в год. Культивировалось бахчеводство и садоводство. Хорошо было развито скотоводство. Здесь преобладали общины свободных землевладельцев и крестьян.

По государственному строю, империя была абсолютной монархией. Вся власть сосредоточена в руках «василевса» - императора. Он являлся судьёй, издавал законы, проводил внешнюю политику, командовал войсками. Передача его власти по наследству не была узаконена, поэтому любой заговорщик мог захватить власть в государстве.

В 532 году было подавлено восстание «Ника», организованное партиями «венета и «прасины».

Византийская империя достигла своего могущества в период правления Юстиниана (527-565гг.) При Юстиниане христианская религия была объявлена государственной. Христианская церковь была опорой государству и союзником императора. В 532-537 гг. был возведён храм Святой Софии. С конца VI века главой византийской церкви стал константинопольский патриарх. Церковь освобождали от налогов и наделяли землями. Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель укрепления неограниченной власти императора и государственного строя . Они способствовали и развитию экономики.

В 443 году и 447-448 годах гунны под предводительством Атиллы совершили поход на Византию и вынудили её платить дань. С конца V века на Византию стали нападать славяне. Доходили до Константинополя. В 70-х годах VII века было создано первое славянское государство – Болгарское царство. С 30-х годов Византии стали угрожать арабы. Они отторгли от Византии Сирию, Палестину, Египет и Северную Африку. Византийская империя существовала более тысячи лет. Захватнические войны и восстания народа ослабили империю и она пала под напором турок сельджуков.


Контрольный блок

Творческие задания

1. Составьте тезисы по сильной императорской власти в Византийской империи.

2. Напишите сообщение о правлении Юстиниана и его законах.

3. Составьте кроссворд по теме «Византийская империя».

Закончи мысль

1. Экономика Восточной Римской империи была выше, потому что…

2. Византийская империя занимала земли Европы, Азии и Африки, в её состав вошли страны…

3. Византийская монета…… считалась…..

4. Законы Юстиниана «Собрание гражданских прав» преследовали цель…..

5. Христианская церковь была опорой……

Решить тест

1. Император, перенёсший столицу из Рима в Византий

А) Константин В) Август С) Юстиниан Д) Нерон Е) Каллигула

2. В состав Византийской империи вошли страны

А) Египет В) Сирия С) Палестина Д) Армения Е) все перечисленные

3. Самая надёжная монета в странах в VI - VII веках

А) номисма В) лира С) дирхем Д) динар Е) фельс

4. Власть монарха в Византии была

А) конституционной В) передавалась по наследству С) ограничивалась партиями Д) была абсолютной Е) была выборной

5. В годы своего правления Юстиниан стремился

А) возродить мощь Византии В) возродить мощь Аахена с) возродить мощь Римской империи Д) возродить мощь Египта Е) возродить мощь Финикии

6. Религия, ставшая государственной при Юстиниане

А) ислам В) буддизм С) иудаизм Д) манихейство Е) христианство

7. С конца VI века главой византийской церкви стал

А) константинопольский патриарх В) римский папа С) буддийский монах Д) тибетский лама Е) мулла Мекки

8. Предводитель гуннов, заставивший Византию платить дань

А) Аларих В) Атилла С) Модэ Д) Чжи Чжи Е) Джучи

9. «Собрание гражданских прав» преследовало цель

А) укрепление власти имперетора В) укрепления государства С) укрепления государственного строя Д) защиты права собственности Е) все ответы верны

10. Византия в V - VI веках отражала нападения

А) арабов В) иранцев С) славян Д) германцев Е) гуннов

Читайте также: