Золотая менора что это

Опубликовано: 22.04.2024

На многих старинных зданиях Израиля и археологических находках можно встретить символ еврейского народа. Менора — это золотой подсвечник на семь свечей, который был важнейшей принадлежностью Скинии, а со временем и Иерусалимского храма. Символизировал присутствие Господа среди людей. Сегодня изображение знака является распространенной эмблемой.

Менора - что это

История семисвечника

Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:

  • ствол по центру с основанием;
  • от него отходило по 3 ветви в две стороны — каждая членилась двумя и завершалась своеобразными емкостями, которые называются гвиим;
  • эти чашечки в виде бокалов — скульптурные изображения завязей плода и цветка;
  • горелки снимались;
  • лампады направлены к центру.

Всего реликвия имела 22 гвиим, 11 завязей и 9 цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:

  • высота — 18 ладоней, что составляет 1,33-1,73 м;
  • ножки в качестве основания длиною в 3 ладони;
  • ширина — 9 ладоней.

Старинная менора

В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь царя Соломона ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.

Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа — цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.

Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Звезды Давидовой. Ее история неоднозначна.

Период Первого Храма

В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.

Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами. Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища.

Менора Первого Храма на саркофаге

Менора Первого Храма на саркофаге

В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.

Времена Второго Храма

Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна — другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.

Завоевание Иерусалима римлянами

Завоевание Иерусалима римлянами

За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.

Зажигание лампад

В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.

  1. С вечера в чашечки наливали масло, количество которого было всегда одним и тем же — половина лога. Его хватало на наиболее длинные ночи. Если они были короткими, то масло оставалось на утро.
  2. Семисвечник должен был гореть целую ночь, поэтому первосвященник зажигал его в сумерки, а утром чистил горелки.
  3. Две крайних лампады с запада должны гореть до завершения утренней службы. Во Втором Храме 3 свечи были зажженными и днем.

Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».

Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.

Старинные монеты с менорой

Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим

Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.

Использование символа

После развала храма семисвечник потерял свое практическое значение. Запрещалось делать точные его копии в качестве других храмовых принадлежностей. Поэтому позднее появились другие виды светильников — без сложных элементов декора, с 4, 6 или 9 ветвями.

Наиболее точное изображение меноры, которое сохранилось до теперешнего времени, можно встретить на знаменитой арке Тита, которая находится в Риме. Она была сооружена при царе Домициане. По центру на барельефе изображены пленные, несущие семисвечник. Это изображение — основа символа, присутствующего на гербе Израиля.

Описание меноры в Ветхом Завете

Описание меноры в Библии

Некоторые исследователи находят в знаке отличия от меноры, которая описана в Библии. Ими выдвинуто предположение, что римляне заполучили не известный семисвечник, а другой светильник храма. Критики этой версии говорят о таких возможных причинах происхождения отличий:

  • основание реликвии было повреждено и заменено;
  • художник изображал ее по памяти.

Еврейские корни знака

Евреи выбрали символ, чтобы отметить свою религиозную и национальную принадлежность. Менору используют в качестве опознавательного знака иудаизма, как крест у христиан. Исследователи указывают на разные причины выбора изображения семисвечника как символа евреев.

  1. Менора — единая храмовая принадлежность, изготовлена из одного куска золота.
  2. Предмет имеет большое символическое значение. Уступает только Ковчегу, предназначенному для хранения Скрижалей Завета. Его скрывали от посторонних глаз. А семисвечник могли видеть все.
  3. Реликвию создал сам Всевышний. Это единственное храмовое имущество, полученное в результате чуда.
  4. Светильник не использовали в языческих ритуалах.
  5. Свечам в этой религии отводится особое место.

Применение в давний период

На давних захоронениях еврейского народа всегда встречается знак Меноры. Такие подсвечники найдены при раскопках храмов древней Сирии и Ханаана. Они принадлежат к периоду, который датируется XVIII-XV веками до н. э. Но предметы были из глины, имели 7 чаш и в большинстве случаев у них отсутствовала ножка.

Менора на погребальном камне

Менора на погребальном камне

Подтверждением того, что меноры появилась очень давно, являются ассирийские печати родом из Каппадокии с нанесенным символом. До этого многие поддавали сомнению утверждение о том, что семисвечник принадлежит периоду не ранее V или IV веков. Изображения символа встречаются также на таких предметах:

  • монеты Антигона — 37 год до н. э.;
  • часть штукатурки 37-4 года до н. э. — найдена в Верхнем иерусалимском городе;
  • солнечные часы I века н. э. — раскопаны около Храмовой горы;
  • лампы из глины 70-130 годов до н. э. — найдены в результате археологического исследования Древнего Хеврона.

Детали изображений отличаются. Общими являются три элемента — ствол, основание, 6 ветвей. Ранние символы имеют бокалы, расположенные на одном уровне или в виде дуги. Поздние — планку, которая соединяет ветви и предназначена для горелок.

Со II века еврейский народ использовал символ для украшения стен гробниц, саркофагов. Его также изображали на полах синагог, фресках, росписях. Из-за своего мистического значения рисунок наносили на емкости из стекла, талисманы, печатки и т. д.

В Средние века семисвечник используют в качестве элемента рукописей, окладов. Позднее символ использовали, как рисунок для Мизрах. Его применяли для декорирования Ковчега. На талисманы наносят 7 слов или столько же стихов в виде подсвечника.

Настоящее время

Изображение меноры сегодня наиболее распространенный символ евреев. Он встречается на синагогах, в витражах, разных архитектурных зданиях. Им украшают футляр Торы, Ковчега. Знак наносят на монеты, марки, сувениры. Семисвечник является основным элементом израильского герба, потому что он истинно отражает принадлежность к еврейскому народу.

Золотая Менора в Иерусалиме

Золотая Менора в Иерусалиме

В 1956 году парламент Британии подарил скульптуру в виде меноры. Она имеет 5 м в высоту, отлита из бронзы. Размещена возле входа в Кнессета в Иерусалиме. В этом здании также есть мозаика на стене, элементом которой является светильник.

Значение меноры

Исследователи указывают на символичность каждого элемента реликвии. Некоторые говорят только о его эстетическом значении. На этот счет существуют разные мнения.

  1. Семисвечник — олицетворение науки, корни которой стоит искать в Торе.
  2. Менора указывает на человека, который может принимать Божественный свет, используя Тору. Поэтому высота этой храмовой принадлежности достигала его роста.
  3. Реликвия символизировала веру в приход Мессии.
  4. Светильник означает многообразность человеческой природы. Все люди имеют общие истоки и цели, но для их достижения выбирают разные пути.
  5. Ветви символизируют Дерево Жизни. Иногда менору трактуют как перевернутое дерево, которое питается с помощью небес.
  6. Огонь меноры указывает на нужду человечества в свете не только сверху, но и снизу. Каждый должен вносить свою мудрость в окружающий мир.

Части меноры

Части меноры с названиями

Основное значение семисвечника в иудаизме — божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Число 7 у евреев — это гармония сил мироздания. Означает полноту и завершенность дней творения мира.

У каббалистов семисвечник имеет мистическое значение. Они считают, что символ обеспечивает надежную защиту от нечистых сил.

Ханукия

Светильник, имеющий 9 ветвей, называется Ханукия. Ее зажигают на протяжении 8 дней праздника Ханука. В давние времена чаши наполняли маслом, теперь используют свечи. Восемь светильников символизируют чудо, когда Маккавеи одержали победу над греками. Девятый – используется для зажигания других.

Иудейская Ханукия

Первые экземпляры Ханукии были выполнены так, что их подвешивали на стену. Светильники находились на одном уровне. Сегодня встречаются разные формы. Появилась традиция зажигать Ханукии в синагоге. Евреи считают, что делают они это в пользу бедных или тех, кто не смог прийти. Со временем такие светильники появились в домах.

Светильник в христианстве

В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:

  • символ меноры Скинии и Храма;
  • Дух Святой.

Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.

Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне с крестом. Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.

Менора в православном храме

Большая менора в храме

Соединение знаков имеет два объяснения:

  • предметы принадлежали обращенным евреям;
  • христиане перенесли символику на новую веру.

Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Семисвечник — Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

Оглавление

История семисвечника — Меноры [↑]

Согласно книге Шмот (Исход), золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы — Менора — был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей(Млахим I, 7:29), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне(трактат Хагига, 3:8) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена? [↑]

Приведем описание Меноры из книги Шмот ( Шмот, 25:31-40).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» — это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре [↑]

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре — с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог, например, изготавливают светильники с другим количеством лампад — большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами — Ханукию.

Символическое значение Меноры [↑]

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Семисвечник и посвящение левитов. Бемидбар 4

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»

Недельная глава Беhаалотха

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Беhаалотха»

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему в Меноре семь ветвей?

Рав Реувен Куклин

Как достичь мира в доме?

Какой высоты должен быть светильник в Храме?

Рав Нохум Офман

Думаю, что светильник — менора должен быть выше человеческого роста. Я прав?

Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?

О том, почему в Торе отрывки об обращении Б-га к Моше из Шатра Собрания и о зажигании свечей расположены рядом

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Светильники храмовой меноры символизировали различные разделы мудрости. Между ее конструкцией и словами Торы есть много общего.

Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?

Рав Натан Агрес

Для чего существует этот мир?

Как делали масло для меноры?

Рав Овадья Климовский

Что делать со своими дурными свойствами?

«Менора»

Александр Гринвальд

«Менора» — уникальное сооружение и крупнейший в мире еврейский комплекс, аналогов которому нет в мире. Данный проект отображает прошлое, настоящее и будущее еврейской жизни Днепра. Открыт в Днепре в 2012 году . Общая площадь = 50 000 м². В комплексе расположены офисные помещения, торговые площади, кафе, рестораны, музеи, отели и другие сферы бизнеса и услуг.

Ханукия и Менора

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Золотая менора в Иерусалиме

Даниель Кляйн

Менора древнейший символ еврейского народа. В ней ежедневно служители в храме зажигали свечу, и, в канун субботы, в Меноре горели все семь свечей. Так огнем Меноры обозначался жизненно важный цикл, без которого был бы не мыслим сегодняшний мир — недельный цикл.

Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?

Рав Натан Агрес

Известны ли коды, связанные с Ханукой?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Арье Парнис

Новые археологические находки в Древнем Иерусалиме

Что означает масло в духовном смысле?

Рав Меир Мучник

К чему — видеть во сне оливковое масло?

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Беаалотха

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Комментарии мидрашей на недельную главу

Еврейская история 24. Спасение Торы (71—110 год н. э.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»

Менора — семиствольный светильник Моисея

На гербе Израиля вместе со звездой Давида изображена Менора — золотой семиствольный светильник, который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания (походного храма) во время скитания евреев по Синайской пустыне, а затем был установлен в Иерусалимском храме. Эта древнейшая святыня бесследно исчезла во время разграбления и разрушения храма Соломона Навуходоносором, но евреи верят, что она не погибла, а была спрятана в потайном месте, и когда-нибудь её непременно найдут.

Заказ Вседержителя

Менора - семиствольный светильник Моисея

Третий месяц после исхода из земли Египетской водил Моисей израильский народ по Синайской пустыне. В день новолуния измученные люди остановились лагерем у подножия горы Синай. Моисей поднялся на её вершину, там явился ему Господь и повелел сделать священную утварь для Скинии, в том числе выковать светильник — Менору — весом в талант (33-36 килограммов) из чистого золота. Менора была подобна растению, от ствола которого отходило шесть ветвей — по три справа и слева. На каждой из ветвей было по три «бокальчика», состоявших из скульптурных изображений завязи, миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями наверху. На концах ветвей и на вершине ствола зажигалось семь лампад в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветки белой лилии, которые по форме напоминают шестиконечную звезду Давида. Общая высота Меноры вместе с основанием составляла 18 ладоней (1,33-1,73 метра).

По преданию, золотой семисвечник сделал мастер Бецалель. По другой версии, указания Бога оказались настолько сложными для Моисея, что Менору пришлось сотворить Самому Господу.

В Скинии

Вначале золотая Менора путешествовала в течение 40 лет вместе с еврейским народом по Синайской пустыне. В Скинии она помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз святая святых, симметрично Столу хлебов предложения, стоявшему перед северным краем завесы, т.е. её ветви указывали на север и юг.

Менора - семиствольный светильник Моисея

Свет Меноры освещал Скинию во время службы. Для заправки светильников использовалось лишь оливковое масло первого отжима, совершенно чистое, без осадка. О том, где брали его в пустыне, история умалчивает. Каждый вечер священники наполняли лампады маслом — ровно настолько, чтобы они горели всю ночь. Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её светильники утром. Он поднимался к лампадам по лестнице из акации. У неё были три ступени. На второй помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные необходимые принадлежности.

В продолжение всего странствия израильтян по пустыне Скинию покрывало облако Господне. Каждый раз, когда оно отделялось от Скинии, евреи снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там люди вновь становились лагерем.

Менора находилась в Скинии до X века до нашей эры, а потом была перенесена в построенный царём Соломоном Первый Иерусалимский храм.

Добыча Навуходоносора

Менора - семиствольный светильник Моисея

Великолепный храм Соломона стал главным святилищем для всего Израиля. Вошло в обычай восходить в него три раза в год, как раньше в Скинию. В Первом храме слева и справа от меноры Моисея располагалось ещё по пять золотых светильников (вдоль северной и южной стен зала). Они были отлиты мастером Хирамом — начальником строительства храма, которого считают основоположником масонства.

В марте 597 года до нашей эры к Иерусалиму подступили войска вавилонского царя Навуходоносора. Иудейский царь Иехония сдал город без боя. После этого и он сам с семейством, и 10 тысяч его подданных были пленены и угнаны в Вавилон. Вавилоняне заняли царский дворец, захватили часть сокровищ и богослужебных предметов из Иерусалимского храма. Причём «и блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое — золотое, и что было серебряное — серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер. 52:19). А в 586 году до нашей эры Навуходоносор разрушил храм и «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский» (4 Цар. 24:13).

Неизвестно, что сталось при этих событиях с золотой Менорой. Во всяком случае, через 70 лет, когда царь Кир разрешил евреям возвратиться на родину, восстановить храм, вернул им уцелевшие священные сосуды, семисвечника Моисея среди них не оказалось. Скорее всего, Менора была переплавлена. Хотя среди евреев бытует легенда, что незадолго до разрушения храма пророк Иеремия укрыл её в потайном месте, известном только ему, и в конце времён она непременно отыщется. Другие же говорят, что менора была найдена и возвращена во Второй храм вернувшимися из изгнания израильтянами.

Чудо западного светильника

В отличие от храма Соломона, во Втором Иерусалимском храме золотая Менора была единственной, использующейся в храмовой службе.

По преданию, особое чудо ежедневно происходило с западным светильником Меноры. Вероятно, имелась в виду средняя лампада, ближайшая к западу от трёх восточных. В неё наливали столько же масла, как и в другие лампады, но священник, приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных — погасшими. Тут, правда, мнения расходятся: одни знатоки Талмуда считают, что западная лампада горела до полудня; другие — что она горела весь день и вечером священник зажигал остальные светильники от все ещё горевшего западного светильника; а по некоторым мнениям, западный светильник приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает, что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго храма.

Менора - семиствольный светильник Моисея

Золотая Менора вместе с другой храмовой утварью была захвачена в 169 году до нашей эры войсками сирийского царя из династии Селевкидов Антиоха IV Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом. С тех пор следы её теряются во времени. Поэтому после освобождения Иерусалима в результате восстания Маккавеев повстанцам пришлось изготовить новую менору. Вначале она была железной, а затем её заменили последовательно на серебряную и золотую.

Арка Тита

Во Время Иудейской войны в 70 году Иерусалим был осаждён римскими войсками. Хотя священники спрятали Менору, после захвата города и разрушения храма римлянам все же удалось обнаружить её под развалинами. По свидетельству еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия, она была отправлена в Рим вместе с другими трофеями. Император Веспасиан поместил их в построенный им храм богине Мира. На арке Тита, находящейся к юго-востоку от императорского форума в Риме, есть барельеф с изображением пленных евреев, несущих Менору. Это наиболее известное и детальное изображение реликвии, сохранившееся до наших дней. Именно оно впоследствии легло в основу государственного герба Израиля. Тем не менее некоторые исследователи и раввины утверждают, что это изображение отличается от описания Меноры в Библии и других древних источниках. Судя по этим отличиям, римляне захватили не менору, а лишь один из храмовых светильников. Однако не исключено, что эти отличия — лишь результат некоторой небрежности римского художника, который изображал семисвечник по памяти.

Дальнейшая судьба

Менора - семиствольный светильник Моисея
Какова же дальнейшая судьба храмовой Меноры? По одной из версий, она могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менору увезли в Карфаген после захвата Рима вандалами в 455 году.

В 534 году Карфаген был взят византийской армией под командованием Велизария. Полководец удостоился в Константинополе триумфа, т.е. торжественного шествия, во время которого по городу везли захваченные сокровища. По свидетельству секретаря полководца Велизария, византийского историка Прокопия Кесарийского: «В их числе были и иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привёз в Рим Тит, сын Веспасиана».

По совету одного из иудеев, предсказавшего несчастья от реликвий, император Юстиниан приказал отправить иудейские сокровища в христианские храмы в Иерусалиме. Если даже Менора возвратилась в Иерусалим, скорее всего, она была переплавлена в золото во время одного из многочисленных разграблений города в Средние века. Это могло случиться при разорении Иерусалима персидским царём Хосровом в 614 году. Менора могла быть уничтожена и много позже, при захвате города крестоносцами в 1204 году во время Четвёртого крестового похода. Нельзя исключить и версию, что она до сих пор хранится где-нибудь в подвалах Ватикана.

А в Иерусалиме, в Старом городе, можно увидеть копию Меноры в натуральную величину, подаренную израильтянам украинским миллионером Вадимом Рабиновичем. В ней 37 килограммов золота, она отлита по чертежам, выполненным специалистами иерусалимского Института Храма. Менора, накрытая пуленепробиваемым прозрачным колпаком, стоит на улице.

-Рубрики

  • ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (2016)
  • НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (372)
  • ДРЕВНИЙ МИР (278)
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (63)
  • ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ (787)
  • евреи в России (697)
  • ХОЛОКОСТ (497)
  • ИУДАИЗМ (1097)
  • НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (162)
  • ТОРА (129)
  • молитвы (116)
  • библейские образы (106)
  • ТОРА И НАУКА (78)
  • ПРАЗДНИКИ (657)
  • Песах (103)
  • ХАНУКА (97)
  • Пурим (80)
  • РОШ А-ШАНА (77)
  • СУККОТ (69)
  • Шаббат (44)
  • Йом Кипур (43)
  • Шавуот (31)
  • Йом Ацмаут (30)
  • ТУ БИ-ШВАТ (25)
  • Шмини-Ацерет и Симхат Тора (25)
  • Лаг ба-Омер (22)
  • ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1114)
  • ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (375)
  • ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ (272)
  • СЕМЬЯ (176)
  • календарь (93)
  • ИМЕНА И ФАМИЛИИ (55)
  • самоидентификация (92)
  • ЕВРЕИ В МИРЕ (887)
  • ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (222)
  • АНТИСЕМИТИЗМ (353)
  • ИЗРАИЛЬ (2077)
  • ИЕРУСАЛИМ (276)
  • сельское хозяйство (52)
  • СТИХИ И ПРОЗА ОБ ИЗРАИЛЕ (38)
  • ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ (941)
  • АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (426)
  • ПРОГУЛКИ ПО ИЗРАИЛЮ (393)
  • ИСТОРИЯ СОВРЕМЕН. ГОС. ИЗРАИЛЬ (295)
  • НАУКА И ТЕХНИКА (214)
  • ПРИРОДА ИЗРАИЛЯ (262)
  • деревья (79)
  • фауна (55)
  • цветы (47)
  • горы (19)
  • ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ (161)
  • СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ (22)
  • ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ (48)
  • ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА (41)
  • СИМВОЛИКА БУКВ (35)
  • СИМВОЛИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (26)
  • иврит (121)
  • идиш (45)
  • ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА (1654)
  • ЛИТЕРАТУРА (509)
  • КИНО (404)
  • живопись (171)
  • фольклор (93)
  • театр (59)
  • скульптура (55)
  • музыка (437)
  • МУЗЕИ (72)
  • ЕВРЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (148)
  • ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О ЕВРЕЯХ (101)
  • АФОРИЗМЫ О ЕВРЕЯХ (11)
  • ЮМОР (242)
  • АНЕКДОТЫ (79)
  • ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ (46)
  • Краткая еврейская энциклопедия (44)

-Метки

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая 21:16 09.07.2012 Фотографий: 8

-Поиск по дневнику

-Статистика

1339314988_menora_tochno_kopirut_drevniy_original (447x700, 132Kb)

Копия Храмовой Меноры.

По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:

«Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору».

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana - Шалфей Иудейский, Шалфей Иерусалимский).

4638534_Salvia_hierosolymitana (524x700, 374Kb)

1339313804_first_temple_gallery (500x338, 59Kb)

1339313940_ImageRomeArchofTitus02 (530x700, 205Kb)

1339314164_Arch_of_Titus_Menorah (700x391, 537Kb)

Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу, в котором хранились Скрижали Завета. Однако, Ковчег Завета мог видеть только Первосвященник раз в году на Йом Киппур, а Менора выставлялась напоказ всему народу во время трёх Праздников Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот). 1339312677_10 (130x122, 9Kb)

1339312814_11 (200x297, 33Kb)

1339314318_1008 (631x444, 39Kb)

1339314922_menorah (400x555, 97Kb)

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:
  • По мнению Маймонида (Египет, XIII век):

4638534_3_43_112 (200x208, 15Kb)

  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:
  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

4638534_DuraEvropas (550x452, 68Kb)

Живописная панель на западной стене над нишей для свитков Торы

в синагоге Дура-Европос (244 г. н. э.).

Обратите внимание: у семисвечника прямые ветви, как на рисунке Рамбама!

Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

4638534_10_menora_mosaic_jericho (390x400, 36Kb)

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.

1339314647_talisman_051 (275x500, 52Kb)

  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов ( ש.ר.פ .- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.

1339312969_12 (180x221, 34Kb)

  • Менора на гербе Государства Израиль
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877—1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом.

1339313107_13 (180x240, 35Kb)

  • Бронзовая Менора у здания Кнессета
  • На постаменте выгравировано:

Газета русскоязычной Америки

Золотая Менора

Golden-menorah-in-Jewish-Qu6666666

В самом центре Рима, среди развалин древнего форума, возвышается мраморная триумфальная арка императора Тита. На ней запечатлены ратные подвиги римских воинов. Один из сохранившихся барельефов рассказывает нам о том, как в 70 году божественный Тит, сын Веспасиана, на позолоченной колеснице возвратился в родной Рим. За победителем идут вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами из разрушенного Иерусалима. Среди бесчисленных трофеев одна из главных святынь иудеев — Золотая Менора.

Несчастные пленники, прогибаясь под тяжестью груза, несут ее на своих
плечах. Золотая Менора — современная копия (1998 г.), 108 кг золота. Подарок Израилю от украинского бизнесмена, президента Всеукраинского
Еврейского Конгресса и Объединенной Еврейской общины Украины Вадима Рабиновича.

Иерусалим. Из чистого золота

Давным-давно, еще в пору странствования по пустыне, по поручению самого Моисея, этот светильник изготовил Веселиил — талантливый мастер, который до того подарил миру ковчег завета и скинию (походный, переносный храм иудеев). Согласно Библии, светильник тот был «…из золота чистого, чеканный… Шесть ветвей выходило из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его… И сделал к нему семь лампад, и щипцы к нему и лотки к нему, из чистого золота». В храме Соломона Золотая Менора была установлена так, что три ее ветви указывали строго на юг, три — на север. Чистить ее и заливать масло во все семь лампад мог только сам первосвященник. Почему же иудеи так трепетно относились к этой семилампаднице, что она олицетворяла для них? Многое. Смысл ее почти так же неисчерпаем, как и само число 7.

Здесь и сотворение мира за семь дней и семь степеней мудрости, которые содержатся в Торе (первых пяти книгах Библии).

Символ веры

Даже после того как Золотую Менору увезли римляне, иудеи не просто хранили память о ней: пребывая в безвестности, лампада оставалась живой святыней и приобретала новые толкования, не всегда связанные с сакральным числом. Так, например, уже в XVI веке, когда анатомия как наука о человеке, которого Б-г создал по своему образу и подобию, вышла из-под запрета, Менора стала еще и олицетворением этого человека, который творит добро и живет в ладу со своей верой. В подтверждение этого рабби Моше Алшейх указывал на то, что светильник был создан цельным, без единой спайки, как и тело человека. Толкования множились, но неизменным оставалось одно утверждение: свет Золотой Меноры объединяет разбросанных по свету сынов Израилевых, олицетворяет твердость их духа и истинность их веры. Золотой Меноре евреи обязаны и ханукой — одним из самых главных своих праздников. В 170 году до нашей эры Палестину захватили войска Антиоха IV Епифана из династии Селевкидов, правившей в Сирии. Евреев заставляли отречься от иудейской веры. Тора находилась под строжайшим запретом. Если новорожденный мальчик тайно проходил обряд обрезания, и об этом становилось известно захватчикам, младенца казнили вместе с матерью. Антиох объявил себя воплощением Зевса, его статуя была поставлена во дворе храма Соломона, и евреев принудили поклоняться ей.

Чаша терпения переполнилась. Народ во главе с Иегудой Маккавеем восстал. У Антиоха была многочисленная и хорошо вооруженная армия, у Маккавея — лишь небольшое войско, но силой духа оно возобладало над армией завоевателей. Когда захватчики были изгнаны, и храм Соломона освобожден, иудеи решили очистить храм, вынести языческих богов, вместо оскверненного греками алтаря воздвигнуть новый и освятить его. Начинать нужно было немедленно, чтобы скорее с полным на то правом возвестить стране и народу: победа над варварами окончательна и бесповоротна!

Чудо великое было там…

Но подобную работу можно совершать лишь при свете лампады, в которой горит освященное масло. Светильник нашелся тут же — Золотая Менора: все это лихолетье священнослужители прятали ее в заветном месте. Но где взять освященное масло, ведь храм осквернен и еще бездействует? И все же немножко елея нашли, один священник сохранил его в крошечном горшочке. Залили одну из лампад Золотой Меноры. Но надолго ли этого хватит? На час-другой. Однако случилось чудо, лампадка горела семь дней! За это время храм был очищен и освящен вновь. В ознаменование этого чудесного события Иегуда Маккавей объявил восьмидневный праздник ханука, который евреи празднуют и по сей день. 25-го числа еврейского месяца кислева (середина декабря) с первой звездой зажигаются в еврейских семьях маленькие меноры или, как их называют, ханукии. Светильник располагают так, чтобы свет был виден не только домочадцам, но и как можно большему количеству приходящих и проходящих людей — у входа в дом, на подоконнике и т. д. Детям дарят игрушки и деньги. Каждый ребенок обязательно получает ханукальный волчок, на четырех гранях которого аббревиатура фразы «Чудо великое было здесь» — если это происходит в Израиле, если же в другой стране, то на волчке пишут первые буквы слов «Чудо великое было там». Каждый год верующие иудеи зажигают ханукии, но по-прежнему свято чтят свой главный светильник — Золотую
Менору. Хотя уже почти две тысячи лет они ее не видели.

Украденная реликвия

После того как римляне разрушили и разграбили Иерусалим, Золотая Менора простояла в римском храме богини мира до 534 года, потом отправилась в восточную часть Римской империи, в Константинополь. Следы бесценной реликвии окончательно затерялись в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили столицу Византии. Но евреи уверены, что их святыня цела и невредима. Потому и сейчас она является официальным символом Израиля. Ее ищут по всему Старому Свету.

Напали на след?

В январе 1996 года в Ватикане беседовали папа римский Иоанн Павел II и израильский министр по делам религии Шимон Шитрит. Речь шла о серьезном мероприятии — поездке главы римской католической церкви на Святую Землю. И вдруг Шитрит, резко сменив тему, сказал, что, по имеющимся у его правительства сведениям, Золотая Менора не пропала, а поныне хранится в подвалах Ватикана (при этом он ссылался на изыскания специалистов из Флорентийского университета), и «что возвращение реликвии или хотя бы прояснение ее судьбы имело бы огромное значение для отношений между еврейским народом и католическим миром».

Это было неслыханно. Министр сделал то, на что по протоколу не имел никакого права: он даже затрагивать эту тему не мог, а уж говорить прямо — и подавно! Понтифик спокойно выслушал своего собеседника, мягко посмотрел на взволнованного своим поступком министра, пожал плечами и улыбнулся. Потом эту короткую пантомиму в мировой прессе истолковывали всяк на свой лад: «да, ну и что?», «конечно, нет», «давайте не будем нарушать протокол», «будь она у нас, вы уже завтра получили бы ее»… По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, Золотая Менора давно утеряна. Но воображение всех верующих евреев было взбудоражено этим разговором: неужели появилась возможность отыскать и вернуть бесценную реликвию? Прошли годы, и сегодня, когда в Израиле ведется подготовка к возведению третьего Храма, интерес к библейской святыне обрел особую остроту. Ведь истинная преемственность возможна лишь тогда, когда Храм освятят, как и первые два раза, при свете лампад Золотой Меноры.

Читайте также: