Золотая баба что это

Опубликовано: 21.04.2024


Множество легенд и преданий в России даже в XXI веке рассказывают о таинственной Золотой бабе. Поговаривают, что якобы кто-то ходил поклониться ей, спрятанной в тайном месте не то уральскими, не то сибирскими шаманами. Языческая богиня, которой подносились богатые дары, будоражила умы путешественников и кладоискателей, начиная с эпохи Средневековья. Даже в научных трудах западноевропейских ученых того времени содержатся описания статуи Золотой бабы, находящейся во владениях русского царя.

Могущественная богиня-мать

Большинство историков и этнографов считают, что в многочисленных легендах речь идет о некоем образе богини-матери, которой люди поклонялись еще с древнейших времен. Не случайно Золотая баба напоминает женские персонажи из многих мифологий.

Известный писатель, специалист по истории славянских народов Александр Асов, в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что истоки поклонения этой статуе следует искать в преданиях народов Урала и Сибири.

«Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую Медную статую (медь всегда заменитель золота), и, например, золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» – значит «золотой»). В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы», – написал А.И. Асов.

Различные авторы связывали Золотую бабу и с обско-угорской богиней Калтащ, и с египетской Изидой, и с индоарийской Ситой, и с шумерской Сидурой. А доктор исторических наук Владимир Петрухин в монографии «Мифы финно-угров» (Москва, 2005 г.) сравнил ее с иранской богиней Ардвисурой Анахитой, образ которой во многом перекликается и со славянской Матерью-Сырой-Землей – прародительницей жизни.

Интересно, что английский дипломат и исследователь Джайлс Флетчер (Giles Fletcher) в своем сочинении «О государстве Русском», которое впервые было опубликовано в 1591 году, провел параллель между таинственной Золотой бабой и хорошо всем известной Ягой-Костяной ногой. Ряд специалистов по русскому фольклору разделяют его мнение: сказочный персонаж изначально представлял собой могущественную богиню, одновременно существующую и в мире живых, и в мире мертвых.

Что о ней известно

Специалист по сравнительно-историческому языкознанию, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин, написал статью «Золотая баба: идол или топоним?», которая была опубликована в электронном журнале «Сибирская заимка» 27 февраля 2012 года. Автор отметил, что легендарному языческому идолу с давних пор поклонялись не только представители коренных народов Урала и Сибири, но и русские старожилы тех мест. Так что Золотую бабу можно считать славянской богиней.

В «Трактате о двух Сарматиях» польский географ и историк Матвей Меховский (1457-1523 гг.) указал: «Знай, в пятых, что за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.) в научном труде «Записки о Московии» сообщил, что на правом берегу устья Оби находится статуя старухи, «. которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». К тому же, рядом со святилищем языческого идола якобы находятся инструменты, издающие трубные звуки под порывами ветра.

Голландский картограф Николаас Витсен (1641-1717 гг.) в главном труде своей жизни «Северная и Восточная Тартария» поместил статую Золотой бабы в Обдории (исторической области, расположенной в бассейне реки Обь). Правда, в его работе богиня не выглядела старухой – она была женщиной в расцвете красоты и с двумя детьми. А на ее теле якобы размещались звенящие колокольчики.

Многие отечественные и иностранные авторы вплетали в описание Золотой бабы собственные фантазии. У кого-то идол был сравнительно небольшим, у кого-то человеческого роста, а кто-то говорил, что это огромная статуя из чистого золота. Такие легенды привлекали кладоискателей и авантюристов.

Доктор философских наук Валерий Демин в книге «Уральская Гиперборея» (Москва, 2010 г.) рассказал, как во второй половине XVI века Золотую бабу искали сподвижники легендарного завоевателя Сибири, Ермака Тимофеевича. Ремезовская летопись сообщает, что атаман Богдан Брязга видел статую богини в Самарском остроге, который был построен в месте слияния Иртыша и Оби. Согласно рассказам казаков, это была женщина «. нага с сыном на стуле седящая».

От кого скрывали статую

Христианские проповедники и миссионеры, охваченные стремлением спасти души представителей коренных народов Урала и Сибири, увидели в Золотой бабе своего идеологического врага. Поэтому одно из объяснений, почему местонахождение языческого идола долгое время оставалось тайной, заключается в том, что шаманы прятали статую от ревнителей веры православной.

Первый епископ Пермский Стефан (около 1345-1396 гг.), крестивший народ коми, активно боролся с идолопоклонством. И культ древней богини показался ему опасным пережитком прошлого.

«Пермяцкая Златая Баба была по возрасту старуха, а два младенца рядом считались ее внуками. В честь Златой Бабы устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные. После крещения пермяков их святыня исчезла. Надо полагать, кумир был надежно спрятан от посторонних глаз, и ему по-прежнему продолжали воздавать подобающие почести», – считает В.Н. Демин.

Православный миссионер Григорий Новицкий, живший в Петровскую эпоху, известен не только своим этнографическим трудом «Краткое описание о народе остяцком» (1715 год), но и тщательными поисками Золотой бабы. Этот человек намеревался лично уничтожить кумира идолопоклонников. Как предположил автор книги «Уральская Гиперборея», именно за данное намерение миссионер был убит хантами-язычниками приблизительно в 1725 году.

Многие исследователи полагают, что шаманы могли перевозить статую с запада на восток по мере колонизации русскими Урала и Сибири, повлекшей за собой распространение христианства.

Где прятали идола

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (Москва, 2008 г.) указал, что первоначально статуя находилась к западу от Уральского хребта. Но в результате деятельности Стефана Пермского и прихода русских войск на земли народа коми, шаманы или некие лесные волхвы перевезли идола и спрятали сначала в пещере у реки Сосьвы, а затем – на побережье Конды. Дальнейший путь Золотой бабы лежал на восток – в Сибирь.

«Она не здесь, но мы ее знаем. Она через наши леса была перенесена верными людьми на Обь. Где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазе, я точно не знаю», – такие слова некого старика-манси привел в своих записях этнограф Константин Носилов, посетивший район Конды и Северной Сосьвы в 1883-1884 годах.

«После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской Губе, а оттуда – на горное плато Путорана на Таймыре», – предположил Н.Н. Непомнящий.

Исследователь Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь» отметил, что последнее известное пристанище Золотой бабы, согласно казачьим легендам, находилось в Белогорье. И хотя в народе такое название имели разные хребты и скалы, наиболее вероятным в данном случае представляется Белогорье, расположенное у истоков Иртыша. То есть, это Калбинский хребет на юго-западе Алтая.

Впрочем, А.И. Асов считает, что искать великую богиню следует в пространстве духовном, поскольку священные Белые горы в славянской мифологии находятся за пределами реального мира – в Нави. А восхождение по ним – это путь души к Матери Мира.

Искали по всей Сибири

В.Н. Демин, как и Н.Н. Непомнящий, сослался в своей книге на воспоминания некого старика-манси, зафиксированные этнографом и писателем К.Д. Носиловым. Почтенный местный житель утверждал, что статуя Золотой бабы представляет собой обычную голую женщину в натуральную величину, которая якобы сидит на собольей подстилке. И спрятана она так, чтобы чужаки никогда не смогли ее найти.

В 90-е годы ХХ века в рассекреченных архивах КГБ СССР обнаружились документы, рассказывающие о поисках Золотой бабы, предпринятых в 1933 году сотрудниками НКВД. У них имелись сведения, добытые на допросах, что шаман казымских хантов в тайном святилище прячет заветную статую. Известно, что один из спецотрядов добрался до указанного места, у чекистов завязался бой с местными жителями, все ханты были перебиты. Но о самой Золотой бабе никаких сведений не осталось. То ли ее нашли чекисты и перепрятали, то ли идола не оказалось на предполагаемом месте.

Время от времени в печати появляются свидетельства очевидцев, которым якобы удалось лицезреть статую, организовываются экспедиции в глухую тайгу, но поиски пока не увенчались успехом. Высказываются самые разные предположения.

Исследователь Алексей Бурыкин, например, предположил, что Золотая баба – это не идол, а название священного для язычников места. Тем более что на Урале и в Сибири топонимов и гидронимов, в названии которых содержится тюркское слово «алтын» (золото), достаточно много.

Вышеупомянутый английский дипломат Джайлс Флетчер в конце XVI века высказал предположение, что Золотая баба – это скала, расположенная в устье Оби, чьи причудливые очертания напоминают женщину с ребенком. Ей вполне могли поклоняться местные язычники, принимая за окаменевшую богиню-великаншу.

Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Существует ли мифические сокровища или все это вымысел? Попробуем разобраться.

Золотая баба
Первые упоминания

Самое первое упоминание содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Там говорится, что около 1023 года норвежские викинги совершили поход в Биармию. На реке им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён — Йомали — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Один из викингов отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

На Руси впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская первая летопись (датированная 1398 годом), в связи с сообщением о смерти просветителя Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Что удивительно, после этого о «Золотой бабе» не было больше никаких упоминаний из русских источников на протяжении целых трехсот лет.

А иностранцы, наоборот, все чаще рассказывали о знаменитом идоле, когда упоминали Русское государство. Так, около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь упоминает «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», жители которого «поклоняются Золотой старой бабе».

Золотая баба

А более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В этих описаниях говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук;
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук;
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках;
  • о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, «подобно Дельфийскому оракулу», предсказывать будущее.

Стоит отметить, что проезжавший в 1675 году через Сибирские земли русский дипломат Николай Спафарий писал: «А около Березова есть капища идолские остяцкие, и про тех пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»

Ермак и Золотая баба

Не обошлось и без знаменитого покорителя Сибири. Как говорят легенды, перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд, чтобы найти путь к Оби. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».

Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли — язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.

Легенды народов

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местный шаман попытался задержать ее. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Шман же упала навзничь и обратилась в камень. Эта легенда связана с одним из чудес России — столбами выветривания Маньпупунер.

Столбы выветривания Маньпупунер

Автор фотографии: Юрий Ильенко

Якуты рассказывают про медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы издает звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучает в небо голубое сияние.

А у ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Эти рассказы напоминают легенды русского Севера о малом народе — чуди, который может проживать в уральских горах и пещерах.

Таинственные жители уральских пещер: народы чуди и дивьи люди
Что говорят исследователи?

В работах русских учёных XVIII века, в частности И.И. Лепехина, появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как «изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях», которой остяки приносили жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».

Разумеется, что загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и серьезными предположениями, с годами накопилось немало откровенных вымыслов. Многие из которых до сих пор пугают туристов во время их путешествий.

Золотая баба

Однако, большинство исследователей все-таки утверждает, что идолы северных народов не были золотыми. Но почему тогда «баба золотая»?

Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы. Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.

Видимо именно так и родилась та самая легенда о «Золотой бабе».

Золотая баба в литературе

Известный уральский писатель С.Н. Плеханов опубликовал в 1985 году историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола. В 1986 году на Свердловской киностудии по этой книге был поставлен одноименный фильм. Интересно, что некоторые сцены фильма снимались на территории Тобольска, в частности в Тобольском Кремле.

Золотая баба

Вокруг мифа о Золотой бабе также крутится значительная часть повествования романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

А все-таки, где ее искать?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».

Золотая баба

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

Золотая баба

Где сегодня найти легендарную Золотую бабу — неизвестно. А если правдивы истории о сокрытии ее хранителями, то возможно это никогда и не произойдет.


Среди аномальных зон России самой страшной и таинственной считается вершина одного из хребтов Каменного пояса Урала гора Холат Сяхыл, что переводится как Гора мертвецов.

Среди аномальных зон России самой страшной и таинственной считается вершина одного из хребтов Каменного пояса Урала гора Холат Сяхыл, что переводится как Гора мертвецов.

Несмотря на относительно небольшую высоту (1079 метров), эта вершина считается труднодоступной, и лишь отчаянные смельчаки отваживались покорять ее. При этом многие не вернулись назад.

Золотая баба

Согласно поверьям местных обитателей народа манси, в древние языческие времена на Холат Сяхыл приносили жертвы богине Смерти.

Ее еще называют Золотой Бабой.

Число жертв (убитых животных или птиц) всегда равнялось девяти символичная цифра, обладающая магическим влиянием.

Как-то раз в этом районе погибли девять охотников племени, причем, одни легенды утверждают, что они были принесены в жертву кровожадной богине, другие что охотники забрели в запретную зону, и богиня сама с ними расправилась.

Во всяком случае, манси с тех пор испытывают ужас перед Горой мертвецов, избегая прогулок и охоты в ее окрестностях. И уж точно не рискуют появляться там вдевятером. И не зря.

В конце января 1959 года в поход по Уралу выдвинулась группа советских туристов десять опытных и закаленных студентов-спортсменов, ранее неоднократно совершавших сложные лыжные экспедиции.

Руководителем группы был Игорь Дятлов, и после случившейся трагедии всех участников похода стали именовать дятловцами, а место трагедии ныне известно как перевал Дятлова.

Не ходи туда

Вершина, которую намеревались покорить дятловцы в честь очередного съезда КПСС Отортен в местном переводе звучит, как Не ходи туда.

Их, кстати, в буквальном смысле уговаривали не ходить туда знающие люди. Конечно же, без толку. Эта экспедиция стала последней для мужественных советских спортсменов, прославив их имена далеко за пределами необъятной России.

Но выступая с песнями в путь ясным утром 27 января, такие молодые, сильные и здоровые, они не думали о плохом и даже не предполагали, что домой вернутся нескоро и только затем, чтобы найти последний приют в братской могиле продуваемого всеми ветрами кладбища.

Неумолимый рок с самого начала преследовал отважных путешественников: на второй день похода один из них, Юрий Юдин, заболел и вынужден был остаться в поселке.

Дальше отправились девять человек. Их маршрут к вершине Отортен пролегал через Гору мертвецов Что произошло на склоне роковой горы, где ребята разбили палатку в ночь с 1 на 2 февраля по сей день не знает никто.

Они погибли в одну ночь. Все девятеро: семь парней и две девушки. Перед смертью, в лютый мороз, они внезапно покинули хорошо обустроенную палатку, разрезав заднюю ее стенку, без вещей и продуктов, практически полураздетые, а некоторые даже разутые.

Бежали без оглядки по направлению к лесу около 1,5 километров. Трупы пятерых ребят обнаружили в том же феврале: обледеневшие, они лежали в разных позах и на разном расстоянии друг от друга.

Никаких признаков насилия. Просто замерзли.

Обречены

Четверых нашли только в мае, когда растаял снег. Лыжники лежали в русле ручья, под настилом из срезанных стволов деревьев.

Внешние повреждения на телах обнаружены не были, но внутренние Сломанные ребра, сплюснутые черепа, кровоизлияния, отсутствие у одной девушки языка.

Они были обречены на смерть: то ли от холода, то ли от травм. Результаты экспертизы показали, что погибли они все-таки от холода, цепляясь за жизнь из последних сил.

Никаких следов борьбы или вообще посторонних следов. Никаких зацепок для следствия. Что-то или кто-то напугало туристов, выгнав из палатки, и заставило бежать чуть ли не босиком по колючему снегу в метель. А вот что это было, не могут разрешить уже более полувека.

На этом странности, связанные с гибелью тургруппы Дятлова, не заканчиваются: кожа погибших имела неестественный оттенок, на одежде обнаружили радиоактивную пыль, бегство было целенаправленным, но бессмысленным они обрекли себя на верную гибель.

К тому же, проводимое следствие по возможности засекретили, а самих дятловцев похоронили в закрытых гробах.

Версии

В качестве версий звучало разное: лавина, нападение беглых зэков, месть манси, испытания секретного оружия, снежный человек, НЛО, инфразвук, ядерный взрыв. Некоторые из этих предположений имеют достаточно оснований, но при этом многое не сходится.

Особенно если учесть, что это не единственная необъяснимая трагедия, случившаяся на Горе мертвецов.

Так, за последующие два года (1960-1961) над проклятой вершиной случались авиакатастрофы. Общее количество жертв девять человек. В 2003 году в окрестностях этой же горы упал вертолет. Пассажиры выжили чудом. Их было девять.

СТАНЬ МЕЦЕНАТОМ!! Поддержи LegendaPress пожертвованием, чтоб мы и дальше могли писать для Вас! Свободных площадок становится все меньше и меньше, помоги любой суммой сохранить наш островок Свободы.

Еще Геродот писал, что за Рипейскими (Уральскими) горами лежит проклятая страна вечных снегов. Живут в ней одноглазые циклопы, оборотни, амазонки и грифы. Историки уверены, что Геродот описывал Северный Урал. Во времена Средневековья в Европе появился слух, что племена этих земель поклоняются мистической Золотой бабе. К XVIII веку таинственная богиня стала одним из «брендов» России. Но существовала ли она на самом деле? Об этом исследователи спорят и сегодня. Последнее упоминание о бабе датируется 1961 годом и связано оно с проклятием и смертью людей.

От викингов до послов Германии

В скандинавской «Саге об Олаве Святом» рассказывается, что норвежский викинг Торир Собака, ходил на кораблях в Биармию (на Руси Великая Пермь). На реке Вина (предположительно Северная Двина) скандинавы проникли в святилище, которое охраняли шаманы. В нем они увидели золотую статую. На ее шее висела драгоценная цепь, а на коленях она держала чашу, наполненную монетами и землей. Налетчики набрали сокровищ, а викинг Карли срубил идолу голову. На обратном пути их настигли местные воины и разбойники, бросив награбленное, спаслись бегством.

В XV веке новгородцы, которые торговали на уральских реках сообщали о : «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому» . В 1420 году в «Хронике Констанцского собора» немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь писал, что за Русью есть земля, жители которой поклоняются «Золотой старой бабе». О ней писали:

  • краковский профессор Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» в 1517 году;
  • дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии», 1549 год;
  • итальянский историк и издатель книг Алессандро Гваньини в «Описании Европейской Сарматии», 1578 года;
  • британский посол в Москве Джайлс Флетчер в своей книге «О государстве Русском», 1591 год;
  • шведский дипломат и историк Петр Петрей де Ерлезунда в «История о Великом княжестве Московском», 1615 год.

Меховский считал, что святыня находится за Вяткой, на границе со Скифией. Герберштейн и остальные европейские писатели помещали Zlota baba в устье Оби. Большинство авторов писали, что она старуха, держащая одного ребенка на руках, а второй стоит возле нее.

Золотая баба на карте Энтони Дженкинсона, 1562 год

В 1562 году английский торговец и путешественник Энтони Дженкинсон в легенде к своей «Карте Руссии, Московии и Тартарии» пояснял : «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются…».

Казаки и миссионеры в поисках золотой богини

В русских летописях о Золотой баба впервые упоминается в 1398 году в Софийской летописи. Христианский миссионер Стефан Пермский в 1379 году крестил коми. Капища местных язычников уничтожались, а идолы сжигались. Подтверждает это и икона Стефана, на которой он изображен с занесенным топором над «священной березой». После укоренения христианства миссионеры обратили внимание на дальние земли, которые населяли предки хантов и манси, поклоняющиеся Золотой бабе.

Стефан Пермский срубает березу язычников

Таинственного бога северных народов собственными глазами видел ближайший соратник Ермака Тимофеевича атаман Богдан Брязга. Произошло это во время боя под стенами Демьяновского городка, стоявшего в месте впадения Иртыша в Обь. Рассказ казака дошел до нас в Сибирской (Кунгурской) летописи, которую вероятней всего составил картограф и историк Семен Ремезов, живший в XVIII веке.

Атаман Брязга говорил, что «…поидоша на Обь и виде много места пустово и присташа на Белогорье; ту бо у них (манси) мольбище большее богыне древней: нага с сыном настуле седящая; приемающе дары от своих, и дающие ей останки во всяком промылсе». Захватить идол не получилось. Язычникам Белогорья удалось спрятать его, а среди русских пошел слух, что баба может сама исчезать.

Казаки Ермака в Сибири

Ранее мистическую природу статуи подтверждал и Сигизмунда фон Герберштейна, который писал: «Чувствуя чужаков, идол может либо исчезнуть из-под носа у всякого, кто хочет им завладеть, либо издать какие-то звуки, сравнимые с диким ревом, что отбивает желание к нему приближаться, либо может вовсе сброситься с обрыва в Обь».

Христианизация Севера проходила медленно. И сегодня многие народы Сибири верят в «старых» богов и родовых духов, а что говорить о тех далеких временах. В 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь, ставший центром борьбы с сибирскими язычниками. Священники и монахи сжигали бесовские истуканы, но таежники продолжали приносить жертвы своим деревянным божкам, облаченным в меха. В «Инструкции Кондинской миссии» прямо указывалось найти Золотую бабу и уничтожить ее.

Медвежий праздник возле священного амбара. Ханты-Мансийский автономный округ, село Вежакоры, 1940-е годы. Фото Из архива З.П. Соколовой

Во времена Петра I нести язычникам Христово слово отправился миссионер Григорий Новицкий. Он проповедовал, написал труд по этнологии «Краткое описание о народе остяцком» и искал языческую богиню. Григорий Новицкий погиб при невыясненных обстоятельствах, а на поиски бабы миссионеров больше не посылали.

А было ли золото

Помимо рассказа Брязги в Сибирской летописи идол упоминается дважды. Ему после гибели Ермака ханты принесли в дар панцирь атамана, а когда таежники осадили на Иртыше русский город, то несли кумир с собой в атаку. Однако летопись не упоминает о том, что баба сделана из золота, наоборот она деревянная.

Золотая баба рядом с Лукоморьем на карте: Europa, ad magnae Europae, 1628 год

В 1771 году русский ученый В.Ф. Зуев писал, что возле Воксарских юрт в 70 верстах от Обдорска есть кумиры, сделанные из дерева. Они облачены в шубы, а на их головы надеты серебряные венцы. В 1675 году русский посол Спарафий, ехавший через Сибирь в Китай писал: «А около Березова есть капища идольские остяцкие, и про них пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакож де золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же».

Языческий культ

В Золотой бабе узнается доисторический матриархальный культ прародительницы, который характерен практически для всех народов Евразии. Оленеводы манси верили, что когда-то богиня была живой. После ссоры с местной могучей шаманкой она превратила ее в камень, а сама покрылась золотом. Большинство исследователей считают, что идол связан с богиней Калтащ, которой поклоняются ханты и манси. Другие видят в ней богиню Сорни-эква.

Тайна Золотой бабы: куда пропала богиня хантов и манси

В якутском эпосе упоминается о медной статуе посреди болота. Когда к ней подходят враги, она издает громкий звук и посылает в небо голубые лучи. Ненцы верили, что раз в год, когда наступает солнечное равноденствие из-под земли встает Солнечная Баба, которая носит в чреве младенца. У славян были свои женские божества – Мокошь, Мать-Сыра Земля и Роженицы.

Известный российский этнограф Константин Новосилов записал рассказ старого манси о серебряной женской фигуре, которая: «…помогает сильно бабам; и промыслам тоже помогает; кто ей жертвует, тот лучше всех промышляет» . В древности ханты и манси получали золото и серебро от соседних скифо-сарматских народов, которые были связаны с Ираном и Средней Азией. Они и сегодня называют золото иранским словом – «сарни». На местах, где раньше стояли капища, археологи откапывали кувшины, блюда, кубки и украшения из драгоценных металлов. Таежники дарили своей богине самое дорогое, оттого она и стала золотой.

Реконструкция внешнего вида идолов хантов и манси

Не стоит забывать, что и благословенную Гиперборею – страну, откуда пришли боги Олимпа, греки помещали на Север. В традиции Средневековой Европы территория Северного Урала – мистическое место, которое населяют мифические существа, охраняющие огромные богатства. В таком случае богиня хантов и манси была обречена стать золотой. Однако многие продолжают верить в реальность статуи и у них на это множество оснований.

Пропавший отряд НКВД

Среди казаков и русских крестьян Сибири идол, сделанный из чистого золота, стал символом богатства и аналогом Южноамериканского Эльдорадо. После распада СССР сибирский историк Валерий Демин, известный своей теорией о Гиперборее, которую считают псевдонаучной, отыскал в архиве заметку. В ней указано, что в 30-е годы ХХ века поисками золотой богини занималось НКВД. Документ сохранился не полностью, но Демин уверен, что большевики отыскали богиню и вывезли ее в Москву.

Опергруппа ОГПУ, направленная на подавление Казымского восстания 1931—1934 годов

Однако в Екатеринбурге и сегодня есть городская легенда об отряде НКВД, сгинувшем в тайге. Советский Союз нуждался в деньгах для индустриализации. В 1933 году чекисты выехали в нижнее Приобье на поиски мифической Золотой бабы. По легенде ханты прятали святыню на берегах реки Казым. Таежники решили дать отпор, устроили советским бойцам засаду и убили всех.

В 1960-е годы советский популяризатор науки и писатель Лев Теплов получил письмо от таежного охотника Антона Кадулина. Он писал, что с 1936 по 1938 год работал приемщиком рыбы в сибирской деревне Нюрка. В те непростые времена местные старики посещали «шаманский амбарчик», в котором молились «старым богам». У одного из них Кадулин спросил о Золотой бабе. Мужчина ответил, что она спрятана и никому ее не найти.

Казымская богиня

В 1961 году Казымская богиня снова «всплыла» из реки времен. По неподтвержденным данным произошло это в окрестностях поселка Юильск, который расположен в 270 километрах северней Ханты-Мансийска. В охотничьем лабазе на территории оленеводческого колхоза имени 1-го Мая была обнаружена женская статуя из золота. Председатель колхоза Семен Молданов вызвал из Ханты-Мансийского Краеведческого музея специалистов.

Изображение духов-покровителей на священном месте. Ханты-Мансийский автономный округ, деревня Ломбовож , 1960-е годы. Фото З.П. Соколовой

Когда нашли золотую статую Татьяне Молдановой было девять лет, но она помнит, что произошло в ее родном Юильске. Женщина стала кандидатом исторических наук и в интервью корреспондентам «Московского комсомольца» рассказывала, что когда проводники привели музейщиков к лабазу, то на полу лежала уже не золотая, а деревянная статуя.

Женщина вспоминала: «. мы увидели, что она огромного роста, вся сплетена из толстых ветвей. Ее едва смогли поднять шестеро мужчин. На святыне было надето много шелковых платков, накидок из дорогой парчовой ткани с блестками, ее шею и пояс окутывали меха. Вместе с богиней в лабазе были найдены серебряные портсигары, 96 золотых монет».

Тайна Золотой бабы: куда пропала богиня хантов и манси

Иттарма – вместилище одной из душ предка. Ямало-Ненецкий автономный округ, поселок Вытвожгорт, 1974 год

Юильские жители были уверены, что статую успели подменить местные шаманы. Они спрятали богиню на небольшом острове, затонувшем после строительства на Оби гидростанции.

Проклятье Золотой бабы

В 2003 году газета «Красная Звезда» взяла интервью у руководителя ханты-мансийского фольклорного фонда Тимофея Молданова (родственника председателя Семена Молданова). Он рассказывал: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Все это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трех месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать».

Семен Молданов сильно болел, а его дети умирали один за другим. Председатель, будучи ярым атеистом обратился к местной знахарке. Она сказала, что это проклятье. Спустя время Молданова парализовало.


Правда это или нет неизвестно, но на расспросы Тимофей Молданов отвечает: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня все равно существует». Тысячу лет Золотая баба манит к себе людей. Кто знает, может и сейчас богиня стоит посреди бескрайних лесов. Своими безжизненными глазами она смотрит на тайгу, а допущенные к ее тайнам шаманы продолжают приносить дары.

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол

Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.

По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, – Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс – Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.


О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах – могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.


В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба – мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».

По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.

Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.

Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.

Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.


Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.

На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, – Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.

Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.

Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?

На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…

Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…

Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».

Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.

Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.

Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Ведь именно там слышали убивающие все живое страшные звуки.

Читайте также: