Зачем цыгане вставляют золотые зубы

Опубликовано: 23.04.2024

И всё-таки, откуда у цыган золотые зубы, вы когда-нибудь задумывались? А ведь все цыгане, которых я когда-либо видел, являются обладателями такой шикарной улыбки.

Раньше в первой половине и середине 20 столетия в нашей стране было принято носить золотые зубы. Люди переплавляли драгоценный металл в зубы и вставляли в советские челюсти, способные пережевать бетон. Памятуя революцию и 2 мировые войны, мы так готовились к чёрным дням: золото всегда с собой, и ты всегда мог в любой удобный момент вырвать заначку из своего рта. Практично, удобно, брутально, - всё как всегда, в лучших советских традициях.

Как с этим обстоят дела сейчас? Что должен делать цыган, чтобы поставить себе золотишко в рот? Вы знаете хоть одного рискового стоматолога, принимающего цыган? Вы знаете хоть одного цыгана, добровольно отдающего деньги за золотой зуб? Вы знаете место, где можно переплавить краденное золото в человеческий зуб? И последний вопрос: что должно было быть на уме у первого человека, додумавшегося до такого моддинга?

Люди в целом любопытные существа. Как мы вообще умудрились выжить и эволюционировать, столько всего перепробовав, - ума не приложу. Все эти отважные первопроходцы. Что лежало у них на душе в моменты озарения? О чём думали, о чём мечтали?

Речь даже не про первого человека, который решил подоить корову, а потом выпить молока. И даже не про человека, который решил отведать куриное яйцо. Речь о более интересных вещах. Давайте я начну перечислять бытовых исследователей (так я их называю), а вы загибайте пальцы на зависть фрезеровщикам 5 разряда.

Ну, к примеру, алкоголь. Только полное отсутствие инстинкта самосохранения могло толкнуть испытателя попробовать забродивший, дурно пахнущий, отвратительный на вкус напиток. И я так полагаю, неоднократно. Что характерно, это вошло в обиход широких масс, доказывая, что такие первооткрыватели обладают ошеломительным навыком убеждения.

Или вот даже секс. Если верить Дарвину, то один примат решил проникнуть в другого примата органом, предназначенным для справления естественных нужд. О чём ты думал, наш далёкий предок? Что тобою движило? Какую цель преследовал? И чёрт возьми, как ты уговорил свою беспринципную партнёршу на этот эксперимент?! Нам неизвестно. Как бы там ни было, скажем спасибо им обоим!

И это я ещё не говорю за неклассический секс. Много времени, мало забот, хорошая фантазия и нестандартное мышление, - всё это подарило человечеству еще одну маленькую причину не переубивать друг друга.

После какого события предки решили прокалывать уши? Насколько голоден был человек, решивший отведать красную икру? А устриц? Насколько отчаянным был первый шаман, лизнувший двухцветную филломедузу (Phyllomedusa bicolor - прелестная лягушка, выделяются галлюциноген)? Каким образом индейцы додумались курить табак? Жевать табак? Нюхать табак? Кто первым решил использовать амбра для парфюмерии? (вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов)

Таких примеров множество. Человек, который первым попробовал томатный сок. (Больной ублюдок и не думал, что этот напиток будет самым популярным в авиарейсах). Экстримал, захотевший отведать мёда. Любители бани. Уринотеравпевты. Полный извращенец, выращивающий и потребляющий чайный гриб. Любители БДСМ. Ценители берёзового сока. Дегустаторы кофе лювак. Кстати, почему они остановились только на экскрементах этого животного?

Яркость зуба золотого

Больные люди. Великие люди.

Тем не менее, со временем бытовых исследователей стало меньше. То ли мы уже всё испробовали, то ли в нас угасает интерес. Вряд ли завтра ко мне прибежит друг с предложением попарить в бане ежа, чтобы использовать его пот в косметических целях. А жаль. Остаётся только ждать, что в скором времени в нас, людях, авантюристах от природы, вновь проснётся любопытство, и фортуна опять улыбнётся нам своей яркой цыганской улыбкой, показывая несколько золотых зубов.

Золотые зубы - признак зажиточной жизни и визитная карточка королевских цыган

10 апреля 2016 17:00

Жизнь без ограничений или Почему блестят…

На Закарпатье цыган свыше 14 тысяч, хотя представители цыганских общин говорят, на самом деле эту цифру можно увеличить втрое, пишет Depo.Закарпатье.

цигани - фото 1

У цыган - свои традиции и культура. Этот народ любит свободу и ненавидит ограничения. Преимущественно цыганская община живет в сложных бытовых условиях: без воды, газа, канализации и качественных продуктов. Большинство цыган не работает и не учится. В Закарпатской облгосадминистрации рассказывают, что цыганские дети учатся в 127 школах области, но слишком малая часть из них получает хотя бы неполное среднее образование. Мужчины подрабатывают на стройках, собирают металлолом. Женщины у цыган не имеют никаких прав, кроме как рожать, убирать и готовить.

цигани - фото 2

Говорят, что все цыганки обладают даром предвидения, но не все развивают его. Хотя для себя цыгане гадают редко, их не интересует будущее. Девушек выдают замуж с 12-ти лет. Мужа для дочери выбирают родители и обязательно - из своих, чтобы не разбавлять ромскую кровь. Сохранилась также традиция похищения невесты.

цигани - фото 3

Поселок Королево на Закарпатье - самый богатый цыганский табор. Здесь роскошные дома с разнообразной отделкой. Цыгане любят, чтобы все выглядело ярко и "по-богатому".

цигани - фото 4

Женщины носят блестящие длинные платья и ослепляют золотой улыбкой. Золотые зубы в этом поселении - признак зажиточной жизни и визитная карточка ромов. Второй визитной карточкой королевских цыган является их ремесло - бляхарство. Зарабатывают в лагере и незаконным образом. Королевский лагерь - это отдельный мир со своими правилами и законами, и чужакам сюда заходить опасно, да их и не пустят.

цигани - фото 5

Самое большое ромское поселение в Восточной Европе находится в Мукачево и выглядит убого. Здесь всего несколько улиц, а живет более семи тысяч человек. Но даже на грани нищеты цыгане никогда не перестают петь и танцевать. Ромы хорошие музыканты, ни одна закарпатская свадьба не обходилась без их участия.

цигани - фото 6

цигани - фото 7

Есть на Закарпатье и кочевые цыгане. Преимущественно в теплый сезон они перемещаются в столицу, потому что там есть больше шансов для подработки.

цигани - фото 8

И у бедных, и у богатых цыган в домах живет по несколько семей, в среднем - по 20 человек. Выражение "столько деточек, как на небе звездочек" - точно про цыган.

цигани - фото 9

Все слышали о всемирно известном актере Чарли Чаплине, писательнице Жорж Санд, бывшем президенте Бразилии Жозелине Кубичеке, командире партизанского соединения Артеме Ковпаке, чемпионе мира по хоккею в составе Чехословакии Яне Сухие, певцах Николае Сличенко и Валерии Леонтьеве и многих других личностях. И мало кому известно, что по происхождению они - цыгане.

Цыганский барон Артур Черарь.







В июне в зажиточном селе Чемодановка Пензенской области произошла серьёзная разборка между местными жителями и цыганской общиной. Причины масштабной драки допо­длинно неизвестны, среди версий – приставание к девушке, наркоторговля и… колдовство. Один человек погиб от ножевого ранения, несколько были помещены в больницу. Этот инцидент поднял волну споров о загадочном кочевом племени родом из Индии, которое уже тысячи лет живёт среди нас по особым правилам и подчиняется своим собственным законам. В России, согласно данным переписи, проживают 220 тыс. цыган (собственное название – «рома»). Однако больше всего «рома» на душу населения приходится в Молдавии и Румынии: целые районы и даже небольшие города. Обозреватель «АиФ» побывал в богатых и нищих цыганских гетто в этих республиках, дабы выяснить: что конкретно о таинственных людях миф, а что правда? Действительно ли они могут наслать порчу, сглазить, узнать будущее по картам, погадать на судьбу, проклясть и т. д.? В самом ли деле многие цыгане зарабатывают на продаже краденых вещей и наркотиков? На одни вопросы «АиФ» удалось получить ответы, на другие – нет. Впрочем, давайте по порядку…


Пёс с золотыми зубами

В небольшом городке Сороки на севере Молдавии насчитывается 22 тыс. человек, минимум половина – «рома». «Как к Цыганскому холму пройти? – чешет в затылке прохожий. – А вон, видите – жёлтый купол на солнце блестит. Двигайте прямо туда, не ошибётесь». Поднявшись вверх, я попадаю на улицу настоящих дворцов – один шикарнее другого: французский, немецкий готический, восточный стиль: в центре сверкает золотом крыша, прямо как в И­ерусалиме. Стоит сделать пару снимков, толпа молодых цыган подходит ко мне, настороженно реагирует на фотоаппарат: «Вы откуда приехали?» – «Из Москвы». Напряжённость сразу спадает: «А, такая же деревня, как и наша!»

Цыганский дом в г. Сороки.

Лучше всего, как признаются горожане, тут жили во времена СССР, особенно в годы перед распадом: в рамках «народных кооперативов» массово шили нижнее бельё для женщин. По слухам, цыганский барон Артур Черарь из Сорок был одним из первых легальных миллионеров бывшего Советского Союза: якобы имел личный самолёт и даже вставил своей овчарке… золотые зубы. Все местные цыгане были во­влечены в этот бизнес – отсюда и богатство. Сам барон тоже живёт во дворце и не против поговорить с приезжими.

– Я скучаю по СССР, до сих пор считаю себя советским гражданином, – сообщает Артур Черарь, поставив на стол миску слив из своего сада, разливая чай по стаканам. –Тогда цыгане жили лучше всего. А сейчас… большая часть нашего народа уехала из Молдавии батрачить в Россию, Румынию, на Украину… нет других возможностей.


– Позвольте с ходу вопрос о мистике: могут ли цыгане видеть будущее? Так посмотришь со стороны – гаданием практически все цыганки занимаются.

– Далеко не все, но я лично встречал таких людей. Чудеса случаются, поверьте. Бывали и потрясающих сил женщины, способные одним движением рук изменить погоду, наслать дождь. Поэтому ясновидение среди цыганских девушек – не особенная редкость.

– Отлично. Не поможете предсказать курс доллара к рублю на ближайший год?

– (Пауза.) Нет, извините, экономику мы угадывать не умеем.

– Вы верите в цыганское проклятие?

– Конечно. Но, с другой стороны, надо понимать – мы все крещёные православные христиане. И если кого-то проклясть, это может обернуться против тебя самого.

В нашем регионе всего около трех тысяч молдавских цыган

Кладбище и норковые шубы

Цыганский барон охотно показывает своё жилище. Фасад роскошен: во дворе стоят, как на выставке, старые машины – включая лимузин «чайка». Внутри дома простое убранство: спят на недорогих кроватях со стёгаными одеялами, доставшимися от бабушек, – «рома» придают комфорту небольшое значение. Дом – это прежде всего статус, желание показать остальным размеры своего богатства. Случается, цыгане отгрохают здание потрясающих размеров, а живут… в подвале либо и вовсе рядом в гараже: обслуживание, эксплуатация, электричество в таком «монстре» стоят очень дорого. Ещё одна публичная демонстрация успеха – золото. У многих жителей Сорок (вне зависимости от возраста) вставлены золотые зубы, и в золоте измеряется всё – доходы, успех, достаток. У обычных женщин зачастую к 40 годам в сундуке накоплено 5 кило (!) ювелирных украшений, а богатые женихи дарят в качестве калыма за невесту килограмм золота её родителям. Цыгане отлично помнят румынскую оккупацию Сорок в 1941 г. именно по этой причине. «Нас обобрали до нитки, – рассказывает местный житель. – Румыны были хуже, чем гитлеровцы. Подходили к женщинам, из ушей прямо с кровью выдирали серьги, у дедушек зубы вырывали… Мы им этого не забыли – наши цыгане поголовно против вхождения Молдавии в состав Румынии».

Не особенно известно, но цыган во время Второй мировой войны нацисты и их пособники убивали так же безжалостно, как и евреев, – стариков, женщин, маленьких детей. По максимальным оценкам, в концлагерях СС в ходе массовых расстрелов и изуверских медицинских опытов погибло около 1,5 млн (!) цыган. В СССР каратели уничтожили до 50% (!) всех «рома». Никакой компенсации этот народ не получил – ввиду того что у него нет своего государства.

Хорватские цыгане в Аграме, 1941 г.

Откуда у нас взялись цыгане? Исторически они жили в северных районах Индии и где-то в III веке до н. э. начали кочевать по миру, пока не добрались до Персии и Египта. Оттуда переправились в Византийскую империю и из неё уже разъехались по Европе. Кстати, по-английски «цыгане» – gypsies, что происходит от egyptians – «египтяне». «Рома» обожают рассказывать о себе легенды: тот же цыганский барон объяснял мне, что евреи – это забывшие о своём происхождении цыгане, а запорожские казаки – результат смешения кровей цыган и украинцев. Ещё одно интересное место города – цыганское кладбище на окраине Сорок. Помимо шикарных склепов, напоминающих пятизвёздочные гостиницы, там много надгробий, где покойные изображены за столом, ломящимся от вина и закусок. Популярны фото в полный рост, когда усопший протягивает стакан и радушно улыбается. Женщины изображены с золотом на шее и в ушах, в дорогих шубах – как правило, норковых. Встречаются и «философичные» надгробия – с выбитыми на камне игральными картами, бутылкой водки и дамским силуэтом – с надписью: «Виновники смерти». В Румынии на кладбищах цыган полно раскрашенных в яркие цвета, «весёленьких» усыпальниц с картинами поющих и танцующих девушек. Значение простое – покойным важно, чтобы близкие помнили их, но не убивали себя постоянной скорбью. Похороны – весьма знаковая вещь в цыганском быту, и некоторые семьи берут на ритуальные услуги кредиты, которые отдают потом лет по 20. Я задаю барону вопрос: что он думает насчёт вовлечения цыган в преступность?

«Облили торговцев бензином»

– Лично я категорически, жёст­ко против торговли наркотиками, – заявляет Артур Черарь. – Не скрою – у нас в городке в 90-е годы отдельные люди начали продавать героин, опиум, и молодёжь стала гибнуть от передоза. Как по­ступила цыганская община? В правоохранительные органы Молдавии бесполезно было обращаться, полицейские были подкуплены. Простые цыгане обошли дома наркоторговцев, облили их бензином изнутри и снаружи. И предупредили: либо ты прекращаешь, либо сейчас одна спичка – и всё, твоё жилище, имущество пойдут прахом, ты и твоя семья будут на улице жить. И знаете, подей­ствовало. Кто-то просто сбежал из нашего города, а кто-то принял предупреждение и перестал заниматься наркотиками – цыгане же не шутят. Скажете, неправильно, не по закону? Но извините, иногда приходится брать правосудие в свои руки, когда закон бездействует. Вы наверняка назовёте мне в России случаи с цыганами, торгующими наркотиками. А кто такое допустил, кто берёт от них деньги, кто «крышует»? К сожалению, за криминал-то ответственны не одни только цыгане.


Развод с согласия барона

Считается, что цыган вынудили заняться кражами в Средние века: иначе они не могли добыть себе пропитание. Это действительно так – в XIV–XVIII веках власти стран Европы приняли суровые меры против кочевого народа. В благополучной Англии при королеве Елизавете I лишь за общение (!) с цыганами казнили через повешение, прусский король Фридрих I повелел уничтожить всех цыган старше 18 лет, в Моравии цыганским девушкам отрезали правое ухо. Таборы часто передвигались ночью, воровство кур и поросят с крестьянских ферм стало нормой – «рома» старались выжить. Цыганам запрещали интегрироваться в общество, они могли рассчитывать только на себя. И в наше время цыганский табор – это государство в государ­стве. Там действуют свои методы правления, и в случае чего – скорый, иногда суровый суд. Того же наркоторговца могут изгнать из города, сделав «неприкасаемым», – ему нигде не окажут помощь среди соплеменников, даже если он будет умирать. За столь элементарной вещью, как развод, следует обращаться к цыганскому барону, а не в загс или суд. Обычно супругам дают год на «устаканивание» отношений. Если ситуация не поменялась, их разводят на довольно неприятных для мужчины условиях. Он обязан оставить бывшей жене дом и содержать её всю жизнь, ежемесячно выплачивая алименты. Женщина имеет право вторично выйти замуж, однако новому мужу запрещено переступать порог дома, подаренного прежним супругом. «У нас существует и кровная месть, – признаётся Василий Кульча, один из цыганских бизнесменов в Сороках. – Убили твоего родственника – убей человека из этого же клана. Но в последнее время и цыганские бароны, и влиятельные люди стали такие вещи прекращать. Убийцу, конечно, редко предают в руки правосудия – в основном изгоняют, по «сарафанному радио» предупреждают, чтобы его нигде не принимали. А цыган не может существовать в одиночку, ему надо жить среди своих. Часто случается, что изгнанники кончают затем свою жизнь самоубийством».


«Изображаем сирийцев»

В Румынии насчитывается 621 тыс. цыган, ими заселены целые городки и деревни – как богатые (по типу Сорок), так и бедные – вроде настоящего гетто Ферентари на окраине Бухареста. Полицейские не рекомендуют заходить в эту «страну цыган» даже днём, а ночью и вовсе не приезжают туда на вызовы. Находясь там, понимаешь, насколько это бедный в массе своей народ. 23-летний обитатель Ферентари Михай рассказывает: до 14-летнего возраста он вместе со своей семьёй (12 братьев и сестёр) жил на улице возле теплотрассы. Там же готовили еду, сушили бельё. «Додумались поехать в Париж, – добавляет Михай. – За год заработали денег, смогли дом в деревне купить – правда, без воды и электричества, но ничего – такой же и у других, зато крыша над головой». Каким образом заработали, он не говорит. Большинство мелких карманников, нищих в метро Парижа – именно цыгане из Румынии. Распространён способ – человек снимает день­ги в банкомате, группа юных цыган (обычно в возрасте 11–12 лет) вырывает у него купюры и разбегается. «Сейчас ещё проще, – мечтательно прикрывает глаза Михай. – Ребята в Париже «работают» под сирийских беженцев, им щедро подают как жертвам диктатуры: сидят прямо на улице на одеялах, полиция редко гоняет. Вы же понимаете – каждый цыган в душе великий артист, сыграет кого угодно, хоть «Оскара» давай». В 2010 г. в перестрелке с полицией погиб цыганский подросток из Румынии, и президент Франции Николя Саркози приказал депортировать «рома» из республики. Всего выслали 8 тыс. человек (собирались выслать 30 тыс.), но дело застопорилось из-за протестов французской и мировой общественности, назвавшей действия Саркози «нацизмом» и «позором».

Ферентари – место вконец обветшавших домов, где, похоже, со времён Чаушеску не было ремонта. В отличие от Молдавии румынские цыгане со злобой реагируют на фотоаппарат, и мне обещали разбить камеру, если я не прекращу «здесь расхаживать». К зданиям прилепились пристройки из фанеры, шифера, с крышей из листов пластика: тут тоже живут люди. Полицейские самострой не сносят – цыгане всегда горой стоят за своих, начнутся беспорядки, вспыхнут митинги протеста: выйдет себе дороже. Появились уже целые районы утонувших в грязи трущоб, где происходит всякое – пожары, поножовщина, грабежи. Наркотиками торгуют практически открыто, в подъездах пачками валяются шприцы. Зато во дворах припаркованы новенькие автомобили – это действенный способ показать соседу, что ты не хуже него…

Типичная картина для Румынии: плохо одетые люди клянчат хоть немного денег. Уровень жизни здесь еле-еле достиг показателей, бывших при Чаушеску, хотя диктатора свергли 30 лет назад.

Жизнь без воды и тепла

– У местных женщин к 25 годам уже пятеро детей, – объясняет специалист по цыганской культуре Николае Опрян. – Рожают много и часто, не редкость семьи, где 12–14 мальчиков и девочек – дети считаются счастьем и при полном отсут­ствии денег. «Ничего, воспитаем с божьей помощью» – популярная точка зрения среди цыган Румынии. В результате десятки тысяч людей живут под открытым небом, без воды и отопления: сред­ства, присылаемые ЕС на улучшение их жилищных условий, зачастую разворовываются местными чиновниками. Цыгане остались закрытым обществом и в каких-то кланах делятся на касты, словно в Индии: сын мусорщика должен и далее собирать мусор, сын кузнеца куёт решётки и ограды для кладбищ, сын ювелира работает с украшениями. За сотни лет отношение в мире к цыганам не слишком-то изменилось – их по-прежнему опасаются, им не доверяют, они вызывают настороженность. На Земле живут, по самым разным оценкам, от 4,5 до 20 млн цыган, и большинство из них оставляют и в Европе, и в России впечатление пришельцев с другой планеты.


Цыганский подросток Вася провожает меня до машины в Сороках – так приказал барон. Хотя послушание ему беспрекословное, у цыган тоже есть демократия: барона избирают всем сходом, открыто обсуждая его достоин­ства и недостатки. «Он даёт нам работу, а Кишинёв не даёт ничего, – со взрослой серьёзностью рассуждает Вася. – И это лучше, чем приставать к прохожим на вокзалах, предлагая погадать. Кстати, я тоже верю в цыган, умеющих предсказывать судьбу… Хотя скажу вам честно: лично я таких не встречал».

Многомиллионный народ, никогда не имевший своего государства, в 1971 г. принявший общий флаг, герб и гимн, веками сохраняющий и в Европе, и в России древние индийские традиции, всегда стоит особняком и не особенно хочет меняться. Терпеть откровенный криминал и наркоторговлю, чем зарабатывают отдельные цыгане в РФ, разумеется, никто не будет. Но для того чтобы эти люди подчинялись закону, прежде всего нужно понять суть их жизни. А это, как мы видим за сотни лет, отчего-то совсем не получается.

Обозреватель «АиФ» погостил в Молдавии и Румынии у местных цыган, попытавшись понять суть этих людей и выяснить: почему они сотни лет живут, словно прилетели из иного мира, не отступая от своих законов и традиций?


Цыганский барон Артур Черарь.

В июне в зажиточном селе Чемодановка Пензенской области произошла серьёзная разборка между местными жителями и цыганской общиной. Причины масштабной драки доподлинно неизвестны, среди версий – приставание к девушке, наркоторговля и… колдовство. Один человек погиб от ножевого ранения, несколько были помещены в больницу. Этот инцидент поднял волну споров о загадочном кочевом племени родом из Индии, которое уже тысячи лет живёт среди нас по особым правилам и подчиняется своим собственным законам. В России, согласно данным переписи, проживают 220 тыс. цыган (собственное название – «рома»). Однако больше всего «рома» на душу населения приходится в Молдавии и Румынии: целые районы и даже небольшие города. Обозреватель «АиФ» побывал в богатых и нищих цыганских гетто в этих республиках, дабы выяснить: что конкретно о таинственных людях миф, а что правда? Действительно ли они могут наслать порчу, сглазить, узнать будущее по картам, погадать на судьбу, проклясть и т. д.? В самом ли деле многие цыгане зарабатывают на продаже краденых вещей и наркотиков? На одни вопросы «АиФ» удалось получить ответы, на другие – нет. Впрочем, давайте по порядку…

Пёс с золотыми зубами

В небольшом городке Сороки на севере Молдавии насчитывается 22 тыс. человек, минимум половина – «рома». «Как к Цыганскому холму пройти? – чешет в затылке прохожий. – А вон, видите – жёлтый купол на солнце блестит. Двигайте прямо туда, не ошибётесь». Поднявшись вверх, я попадаю на улицу настоящих дворцов – один шикарнее другого: французский, немецкий готический, восточный стиль: в центре сверкает золотом крыша, прямо как в Иерусалиме. Стоит сделать пару снимков, толпа молодых цыган подходит ко мне, настороженно реагирует на фотоаппарат: «Вы откуда приехали?» – «Из Москвы». Напряжённость сразу спадает: «А, такая же деревня, как и наша!»


Цыганский дом в г. Сороки.

Лучше всего, как признаются горожане, тут жили во времена СССР, особенно в годы перед распадом: в рамках «народных кооперативов» массово шили нижнее бельё для женщин. По слухам, цыганский барон Артур Черарь из Сорок был одним из первых легальных миллионеров бывшего Советского Союза: якобы имел личный самолёт и даже вставил своей овчарке… золотые зубы. Все местные цыгане были вовлечены в этот бизнес – отсюда и богатство. Сам барон тоже живёт во дворце и не против поговорить с приезжими.

– Я скучаю по СССР, до сих пор считаю себя советским гражданином, – сообщает Артур Черарь, поставив на стол миску слив из своего сада, разливая чай по стаканам. –Тогда цыгане жили лучше всего. А сейчас… большая часть нашего народа уехала из Молдавии батрачить в Россию, Румынию, на Украину… нет других возможностей.

Позолоти ручку! Существует ли цыганский гипноз на самом деле?

– Позвольте с ходу вопрос о мистике: могут ли цыгане видеть будущее? Так посмотришь со стороны – гаданием практически все цыганки занимаются.

– Далеко не все, но я лично встречал таких людей. Чудеса случаются, поверьте. Бывали и потрясающих сил женщины, способные одним движением рук изменить погоду, наслать дождь. Поэтому ясновидение среди цыганских девушек – не особенная редкость.

– Отлично. Не поможете предсказать курс доллара к рублю на ближайший год?

– (Пауза.) Нет, извините, экономику мы угадывать не умеем.

– Вы верите в цыганское проклятие?

– Конечно. Но, с другой стороны, надо понимать – мы все крещёные православные христиане. И если кого-то проклясть, это может обернуться против тебя самого.

В нашем регионе всего около трех тысяч молдавских цыган«Больше не гадаем». Цыганский барон о том, как меняется жизнь в табореПодробнее

Кладбище и норковые шубы

Цыганский барон охотно показывает своё жилище. Фасад роскошен: во дворе стоят, как на выставке, старые машины – включая лимузин «чайка». Внутри дома простое убранство: спят на недорогих кроватях со стёгаными одеялами, доставшимися от бабушек, – «рома» придают комфорту небольшое значение. Дом – это прежде всего статус, желание показать остальным размеры своего богатства. Случается, цыгане отгрохают здание потрясающих размеров, а живут… в подвале либо и вовсе рядом в гараже: обслуживание, эксплуатация, электричество в таком «монстре» стоят очень дорого. Ещё одна публичная демонстрация успеха – золото. У многих жителей Сорок (вне зависимости от возраста) вставлены золотые зубы, и в золоте измеряется всё – доходы, успех, достаток. У обычных женщин зачастую к 40 годам в сундуке накоплено 5 кило (!) ювелирных украшений, а богатые женихи дарят в качестве калыма за невесту килограмм золота её родителям. Цыгане отлично помнят румынскую оккупацию Сорок в 1941 г. именно по этой причине. «Нас обобрали до нитки, – рассказывает местный житель. – Румыны были хуже, чем гитлеровцы. Подходили к женщинам, из ушей прямо с кровью выдирали серьги, у дедушек зубы вырывали… Мы им этого не забыли – наши цыгане поголовно против вхождения Молдавии в состав Румынии».

Не особенно известно, но цыган во время Второй мировой войны нацисты и их пособники убивали так же безжалостно, как и евреев, – стариков, женщин, маленьких детей. По максимальным оценкам, в концлагерях СС в ходе массовых расстрелов и изуверских медицинских опытов погибло около 1,5 млн (!) цыган. В СССР каратели уничтожили до 50% (!) всех «рома». Никакой компенсации этот народ не получил – ввиду того что у него нет своего государства.

Откуда у нас взялись цыгане? Исторически они жили в северных районах Индии и где-то в III веке до н. э. начали кочевать по миру, пока не добрались до Персии и Египта. Оттуда переправились в Византийскую империю и из неё уже разъехались по Европе. Кстати, по-английски «цыгане» – gypsies, что происходит от egyptians – «египтяне». «Рома» обожают рассказывать о себе легенды: тот же цыганский барон объяснял мне, что евреи – это забывшие о своём происхождении цыгане, а запорожские казаки – результат смешения кровей цыган и украинцев. Ещё одно интересное место города – цыганское кладбище на окраине Сорок. Помимо шикарных склепов, напоминающих пятизвёздочные гостиницы, там много надгробий, где покойные изображены за столом, ломящимся от вина и закусок. Популярны фото в полный рост, когда усопший протягивает стакан и радушно улыбается. Женщины изображены с золотом на шее и в ушах, в дорогих шубах – как правило, норковых. Встречаются и «философичные» надгробия – с выбитыми на камне игральными картами, бутылкой водки и дамским силуэтом – с надписью: «Виновники смерти». В Румынии на кладбищах цыган полно раскрашенных в яркие цвета, «весёленьких» усыпальниц с картинами поющих и танцующих девушек. Значение простое – покойным важно, чтобы близкие помнили их, но не убивали себя постоянной скорбью. Похороны – весьма знаковая вещь в цыганском быту, и некоторые семьи берут на ритуальные услуги кредиты, которые отдают потом лет по 20. Я задаю барону вопрос: что он думает насчёт вовлечения цыган в преступность?

«Облили торговцев бензином»

– Лично я категорически, жёстко против торговли наркотиками, – заявляет Артур Черарь. – Не скрою – у нас в городке в 90-е годы отдельные люди начали продавать героин, опиум, и молодёжь стала гибнуть от передоза. Как поступила цыганская община? В правоохранительные органы Молдавии бесполезно было обращаться, полицейские были подкуплены. Простые цыгане обошли дома наркоторговцев, облили их бензином изнутри и снаружи. И предупредили: либо ты прекращаешь, либо сейчас одна спичка – и всё, твоё жилище, имущество пойдут прахом, ты и твоя семья будут на улице жить. И знаете, подействовало. Кто-то просто сбежал из нашего города, а кто-то принял предупреждение и перестал заниматься наркотиками – цыгане же не шутят. Скажете, неправильно, не по закону? Но извините, иногда приходится брать правосудие в свои руки, когда закон бездействует. Вы наверняка назовёте мне в России случаи с цыганами, торгующими наркотиками. А кто такое допустил, кто берёт от них деньги, кто «крышует»? К сожалению, за криминал-то ответственны не одни только цыгане.

Развод с согласия барона

Считается, что цыган вынудили заняться кражами в Средние века: иначе они не могли добыть себе пропитание. Это действительно так – в XIV–XVIII веках власти стран Европы приняли суровые меры против кочевого народа. В благополучной Англии при королеве Елизавете I лишь за общение (!) с цыганами казнили через повешение, прусский король Фридрих I повелел уничтожить всех цыган старше 18 лет, в Моравии цыганским девушкам отрезали правое ухо. Таборы часто передвигались ночью, воровство кур и поросят с крестьянских ферм стало нормой – «рома» старались выжить. Цыганам запрещали интегрироваться в общество, они могли рассчитывать только на себя. И в наше время цыганский табор – это государство в государстве. Там действуют свои методы правления, и в случае чего – скорый, иногда суровый суд. Того же наркоторговца могут изгнать из города, сделав «неприкасаемым», – ему нигде не окажут помощь среди соплеменников, даже если он будет умирать. За столь элементарной вещью, как развод, следует обращаться к цыганскому барону, а не в загс или суд. Обычно супругам дают год на «устаканивание» отношений. Если ситуация не поменялась, их разводят на довольно неприятных для мужчины условиях. Он обязан оставить бывшей жене дом и содержать её всю жизнь, ежемесячно выплачивая алименты. Женщина имеет право вторично выйти замуж, однако новому мужу запрещено переступать порог дома, подаренного прежним супругом. «У нас существует и кровная месть, – признаётся Василий Кульча, один из цыганских бизнесменов в Сороках. – Убили твоего родственника – убей человека из этого же клана. Но в последнее время и цыганские бароны, и влиятельные люди стали такие вещи прекращать. Убийцу, конечно, редко предают в руки правосудия – в основном изгоняют, по «сарафанному радио» предупреждают, чтобы его нигде не принимали. А цыган не может существовать в одиночку, ему надо жить среди своих. Часто случается, что изгнанники кончают затем свою жизнь самоубийством».

«Изображаем сирийцев»

В Румынии насчитывается 621 тыс. цыган, ими заселены целые городки и деревни – как богатые (по типу Сорок), так и бедные – вроде настоящего гетто Ферентари на окраине Бухареста. Полицейские не рекомендуют заходить в эту «страну цыган» даже днём, а ночью и вовсе не приезжают туда на вызовы. Находясь там, понимаешь, насколько это бедный в массе своей народ. 23-летний обитатель Ферентари Михай рассказывает: до 14-летнего возраста он вместе со своей семьёй (12 братьев и сестёр) жил на улице возле теплотрассы. Там же готовили еду, сушили бельё. «Додумались поехать в Париж, – добавляет Михай. – За год заработали денег, смогли дом в деревне купить – правда, без воды и электричества, но ничего – такой же и у других, зато крыша над головой». Каким образом заработали, он не говорит. Большинство мелких карманников, нищих в метро Парижа – именно цыгане из Румынии. Распространён способ – человек снимает деньги в банкомате, группа юных цыган (обычно в возрасте 11–12 лет) вырывает у него купюры и разбегается. «Сейчас ещё проще, – мечтательно прикрывает глаза Михай. – Ребята в Париже «работают» под сирийских беженцев, им щедро подают как жертвам диктатуры: сидят прямо на улице на одеялах, полиция редко гоняет. Вы же понимаете – каждый цыган в душе великий артист, сыграет кого угодно, хоть «Оскара» давай». В 2010 г. в перестрелке с полицией погиб цыганский подросток из Румынии, и президент Франции Николя Саркози приказал депортировать «рома» из республики. Всего выслали 8 тыс. человек (собирались выслать 30 тыс.), но дело застопорилось из-за протестов французской и мировой общественности, назвавшей действия Саркози «нацизмом» и «позором».

Ферентари – место вконец обветшавших домов, где, похоже, со времён Чаушеску не было ремонта. В отличие от Молдавии румынские цыгане со злобой реагируют на фотоаппарат, и мне обещали разбить камеру, если я не прекращу «здесь расхаживать». К зданиям прилепились пристройки из фанеры, шифера, с крышей из листов пластика: тут тоже живут люди. Полицейские самострой не сносят – цыгане всегда горой стоят за своих, начнутся беспорядки, вспыхнут митинги протеста: выйдет себе дороже. Появились уже целые районы утонувших в грязи трущоб, где происходит всякое – пожары, поножовщина, грабежи. Наркотиками торгуют практически открыто, в подъездах пачками валяются шприцы. Зато во дворах припаркованы новенькие автомобили – это действенный способ показать соседу, что ты не хуже него…

Типичная картина для Румынии: плохо одетые люди клянчат хоть немного денег. Уровень жизни здесь еле-еле достиг показателей, бывших при Чаушеску, хотя диктатора свергли 30 лет назад.

Жизнь без воды и тепла

– У местных женщин к 25 годам уже пятеро детей, – объясняет специалист по цыганской культуре Николае Опрян. – Рожают много и часто, не редкость семьи, где 12–14 мальчиков и девочек – дети считаются счастьем и при полном отсутствии денег. «Ничего, воспитаем с божьей помощью» – популярная точка зрения среди цыган Румынии. В результате десятки тысяч людей живут под открытым небом, без воды и отопления: средства, присылаемые ЕС на улучшение их жилищных условий, зачастую разворовываются местными чиновниками. Цыгане остались закрытым обществом и в каких-то кланах делятся на касты, словно в Индии: сын мусорщика должен и далее собирать мусор, сын кузнеца куёт решётки и ограды для кладбищ, сын ювелира работает с украшениями. За сотни лет отношение в мире к цыганам не слишком-то изменилось – их по-прежнему опасаются, им не доверяют, они вызывают настороженность. На Земле живут, по самым разным оценкам, от 4,5 до 20 млн цыган, и большинство из них оставляют и в Европе, и в России впечатление пришельцев с другой планеты.

Цыганский подросток Вася провожает меня до машины в Сороках – так приказал барон. Хотя послушание ему беспрекословное, у цыган тоже есть демократия: барона избирают всем сходом, открыто обсуждая его достоинства и недостатки. «Он даёт нам работу, а Кишинёв не даёт ничего, – со взрослой серьёзностью рассуждает Вася. – И это лучше, чем приставать к прохожим на вокзалах, предлагая погадать. Кстати, я тоже верю в цыган, умеющих предсказывать судьбу… Хотя скажу вам честно: лично я таких не встречал».

Многомиллионный народ, никогда не имевший своего государства, в 1971 г. принявший общий флаг, герб и гимн, веками сохраняющий и в Европе, и в России древние индийские традиции, всегда стоит особняком и не особенно хочет меняться. Терпеть откровенный криминал и наркоторговлю, чем зарабатывают отдельные цыгане в РФ, разумеется, никто не будет. Но для того чтобы эти люди подчинялись закону, прежде всего нужно понять суть их жизни. А это, как мы видим за сотни лет, отчего-то совсем не получается.

Цыганский барон Артур Черарь.







В июне в зажиточном селе Чемодановка Пензенской области произошла серьёзная разборка между местными жителями и цыганской общиной. Причины масштабной драки допо­длинно неизвестны, среди версий – приставание к девушке, наркоторговля и… колдовство. Один человек погиб от ножевого ранения, несколько были помещены в больницу. Этот инцидент поднял волну споров о загадочном кочевом племени родом из Индии, которое уже тысячи лет живёт среди нас по особым правилам и подчиняется своим собственным законам. В России, согласно данным переписи, проживают 220 тыс. цыган (собственное название – «рома»). Однако больше всего «рома» на душу населения приходится в Молдавии и Румынии: целые районы и даже небольшие города. Обозреватель «АиФ» побывал в богатых и нищих цыганских гетто в этих республиках, дабы выяснить: что конкретно о таинственных людях миф, а что правда? Действительно ли они могут наслать порчу, сглазить, узнать будущее по картам, погадать на судьбу, проклясть и т. д.? В самом ли деле многие цыгане зарабатывают на продаже краденых вещей и наркотиков? На одни вопросы «АиФ» удалось получить ответы, на другие – нет. Впрочем, давайте по порядку…


Пёс с золотыми зубами

В небольшом городке Сороки на севере Молдавии насчитывается 22 тыс. человек, минимум половина – «рома». «Как к Цыганскому холму пройти? – чешет в затылке прохожий. – А вон, видите – жёлтый купол на солнце блестит. Двигайте прямо туда, не ошибётесь». Поднявшись вверх, я попадаю на улицу настоящих дворцов – один шикарнее другого: французский, немецкий готический, восточный стиль: в центре сверкает золотом крыша, прямо как в И­ерусалиме. Стоит сделать пару снимков, толпа молодых цыган подходит ко мне, настороженно реагирует на фотоаппарат: «Вы откуда приехали?» – «Из Москвы». Напряжённость сразу спадает: «А, такая же деревня, как и наша!»

Цыганский дом в г. Сороки.

Лучше всего, как признаются горожане, тут жили во времена СССР, особенно в годы перед распадом: в рамках «народных кооперативов» массово шили нижнее бельё для женщин. По слухам, цыганский барон Артур Черарь из Сорок был одним из первых легальных миллионеров бывшего Советского Союза: якобы имел личный самолёт и даже вставил своей овчарке… золотые зубы. Все местные цыгане были во­влечены в этот бизнес – отсюда и богатство. Сам барон тоже живёт во дворце и не против поговорить с приезжими.

– Я скучаю по СССР, до сих пор считаю себя советским гражданином, – сообщает Артур Черарь, поставив на стол миску слив из своего сада, разливая чай по стаканам. –Тогда цыгане жили лучше всего. А сейчас… большая часть нашего народа уехала из Молдавии батрачить в Россию, Румынию, на Украину… нет других возможностей.


– Позвольте с ходу вопрос о мистике: могут ли цыгане видеть будущее? Так посмотришь со стороны – гаданием практически все цыганки занимаются.

– Далеко не все, но я лично встречал таких людей. Чудеса случаются, поверьте. Бывали и потрясающих сил женщины, способные одним движением рук изменить погоду, наслать дождь. Поэтому ясновидение среди цыганских девушек – не особенная редкость.

– Отлично. Не поможете предсказать курс доллара к рублю на ближайший год?

– (Пауза.) Нет, извините, экономику мы угадывать не умеем.

– Вы верите в цыганское проклятие?

– Конечно. Но, с другой стороны, надо понимать – мы все крещёные православные христиане. И если кого-то проклясть, это может обернуться против тебя самого.

В нашем регионе всего около трех тысяч молдавских цыган

Кладбище и норковые шубы

Цыганский барон охотно показывает своё жилище. Фасад роскошен: во дворе стоят, как на выставке, старые машины – включая лимузин «чайка». Внутри дома простое убранство: спят на недорогих кроватях со стёгаными одеялами, доставшимися от бабушек, – «рома» придают комфорту небольшое значение. Дом – это прежде всего статус, желание показать остальным размеры своего богатства. Случается, цыгане отгрохают здание потрясающих размеров, а живут… в подвале либо и вовсе рядом в гараже: обслуживание, эксплуатация, электричество в таком «монстре» стоят очень дорого. Ещё одна публичная демонстрация успеха – золото. У многих жителей Сорок (вне зависимости от возраста) вставлены золотые зубы, и в золоте измеряется всё – доходы, успех, достаток. У обычных женщин зачастую к 40 годам в сундуке накоплено 5 кило (!) ювелирных украшений, а богатые женихи дарят в качестве калыма за невесту килограмм золота её родителям. Цыгане отлично помнят румынскую оккупацию Сорок в 1941 г. именно по этой причине. «Нас обобрали до нитки, – рассказывает местный житель. – Румыны были хуже, чем гитлеровцы. Подходили к женщинам, из ушей прямо с кровью выдирали серьги, у дедушек зубы вырывали… Мы им этого не забыли – наши цыгане поголовно против вхождения Молдавии в состав Румынии».

Не особенно известно, но цыган во время Второй мировой войны нацисты и их пособники убивали так же безжалостно, как и евреев, – стариков, женщин, маленьких детей. По максимальным оценкам, в концлагерях СС в ходе массовых расстрелов и изуверских медицинских опытов погибло около 1,5 млн (!) цыган. В СССР каратели уничтожили до 50% (!) всех «рома». Никакой компенсации этот народ не получил – ввиду того что у него нет своего государства.

Хорватские цыгане в Аграме, 1941 г.

Откуда у нас взялись цыгане? Исторически они жили в северных районах Индии и где-то в III веке до н. э. начали кочевать по миру, пока не добрались до Персии и Египта. Оттуда переправились в Византийскую империю и из неё уже разъехались по Европе. Кстати, по-английски «цыгане» – gypsies, что происходит от egyptians – «египтяне». «Рома» обожают рассказывать о себе легенды: тот же цыганский барон объяснял мне, что евреи – это забывшие о своём происхождении цыгане, а запорожские казаки – результат смешения кровей цыган и украинцев. Ещё одно интересное место города – цыганское кладбище на окраине Сорок. Помимо шикарных склепов, напоминающих пятизвёздочные гостиницы, там много надгробий, где покойные изображены за столом, ломящимся от вина и закусок. Популярны фото в полный рост, когда усопший протягивает стакан и радушно улыбается. Женщины изображены с золотом на шее и в ушах, в дорогих шубах – как правило, норковых. Встречаются и «философичные» надгробия – с выбитыми на камне игральными картами, бутылкой водки и дамским силуэтом – с надписью: «Виновники смерти». В Румынии на кладбищах цыган полно раскрашенных в яркие цвета, «весёленьких» усыпальниц с картинами поющих и танцующих девушек. Значение простое – покойным важно, чтобы близкие помнили их, но не убивали себя постоянной скорбью. Похороны – весьма знаковая вещь в цыганском быту, и некоторые семьи берут на ритуальные услуги кредиты, которые отдают потом лет по 20. Я задаю барону вопрос: что он думает насчёт вовлечения цыган в преступность?

«Облили торговцев бензином»

– Лично я категорически, жёст­ко против торговли наркотиками, – заявляет Артур Черарь. – Не скрою – у нас в городке в 90-е годы отдельные люди начали продавать героин, опиум, и молодёжь стала гибнуть от передоза. Как по­ступила цыганская община? В правоохранительные органы Молдавии бесполезно было обращаться, полицейские были подкуплены. Простые цыгане обошли дома наркоторговцев, облили их бензином изнутри и снаружи. И предупредили: либо ты прекращаешь, либо сейчас одна спичка – и всё, твоё жилище, имущество пойдут прахом, ты и твоя семья будут на улице жить. И знаете, подей­ствовало. Кто-то просто сбежал из нашего города, а кто-то принял предупреждение и перестал заниматься наркотиками – цыгане же не шутят. Скажете, неправильно, не по закону? Но извините, иногда приходится брать правосудие в свои руки, когда закон бездействует. Вы наверняка назовёте мне в России случаи с цыганами, торгующими наркотиками. А кто такое допустил, кто берёт от них деньги, кто «крышует»? К сожалению, за криминал-то ответственны не одни только цыгане.


Развод с согласия барона

Считается, что цыган вынудили заняться кражами в Средние века: иначе они не могли добыть себе пропитание. Это действительно так – в XIV–XVIII веках власти стран Европы приняли суровые меры против кочевого народа. В благополучной Англии при королеве Елизавете I лишь за общение (!) с цыганами казнили через повешение, прусский король Фридрих I повелел уничтожить всех цыган старше 18 лет, в Моравии цыганским девушкам отрезали правое ухо. Таборы часто передвигались ночью, воровство кур и поросят с крестьянских ферм стало нормой – «рома» старались выжить. Цыганам запрещали интегрироваться в общество, они могли рассчитывать только на себя. И в наше время цыганский табор – это государство в государ­стве. Там действуют свои методы правления, и в случае чего – скорый, иногда суровый суд. Того же наркоторговца могут изгнать из города, сделав «неприкасаемым», – ему нигде не окажут помощь среди соплеменников, даже если он будет умирать. За столь элементарной вещью, как развод, следует обращаться к цыганскому барону, а не в загс или суд. Обычно супругам дают год на «устаканивание» отношений. Если ситуация не поменялась, их разводят на довольно неприятных для мужчины условиях. Он обязан оставить бывшей жене дом и содержать её всю жизнь, ежемесячно выплачивая алименты. Женщина имеет право вторично выйти замуж, однако новому мужу запрещено переступать порог дома, подаренного прежним супругом. «У нас существует и кровная месть, – признаётся Василий Кульча, один из цыганских бизнесменов в Сороках. – Убили твоего родственника – убей человека из этого же клана. Но в последнее время и цыганские бароны, и влиятельные люди стали такие вещи прекращать. Убийцу, конечно, редко предают в руки правосудия – в основном изгоняют, по «сарафанному радио» предупреждают, чтобы его нигде не принимали. А цыган не может существовать в одиночку, ему надо жить среди своих. Часто случается, что изгнанники кончают затем свою жизнь самоубийством».


«Изображаем сирийцев»

В Румынии насчитывается 621 тыс. цыган, ими заселены целые городки и деревни – как богатые (по типу Сорок), так и бедные – вроде настоящего гетто Ферентари на окраине Бухареста. Полицейские не рекомендуют заходить в эту «страну цыган» даже днём, а ночью и вовсе не приезжают туда на вызовы. Находясь там, понимаешь, насколько это бедный в массе своей народ. 23-летний обитатель Ферентари Михай рассказывает: до 14-летнего возраста он вместе со своей семьёй (12 братьев и сестёр) жил на улице возле теплотрассы. Там же готовили еду, сушили бельё. «Додумались поехать в Париж, – добавляет Михай. – За год заработали денег, смогли дом в деревне купить – правда, без воды и электричества, но ничего – такой же и у других, зато крыша над головой». Каким образом заработали, он не говорит. Большинство мелких карманников, нищих в метро Парижа – именно цыгане из Румынии. Распространён способ – человек снимает день­ги в банкомате, группа юных цыган (обычно в возрасте 11–12 лет) вырывает у него купюры и разбегается. «Сейчас ещё проще, – мечтательно прикрывает глаза Михай. – Ребята в Париже «работают» под сирийских беженцев, им щедро подают как жертвам диктатуры: сидят прямо на улице на одеялах, полиция редко гоняет. Вы же понимаете – каждый цыган в душе великий артист, сыграет кого угодно, хоть «Оскара» давай». В 2010 г. в перестрелке с полицией погиб цыганский подросток из Румынии, и президент Франции Николя Саркози приказал депортировать «рома» из республики. Всего выслали 8 тыс. человек (собирались выслать 30 тыс.), но дело застопорилось из-за протестов французской и мировой общественности, назвавшей действия Саркози «нацизмом» и «позором».

Ферентари – место вконец обветшавших домов, где, похоже, со времён Чаушеску не было ремонта. В отличие от Молдавии румынские цыгане со злобой реагируют на фотоаппарат, и мне обещали разбить камеру, если я не прекращу «здесь расхаживать». К зданиям прилепились пристройки из фанеры, шифера, с крышей из листов пластика: тут тоже живут люди. Полицейские самострой не сносят – цыгане всегда горой стоят за своих, начнутся беспорядки, вспыхнут митинги протеста: выйдет себе дороже. Появились уже целые районы утонувших в грязи трущоб, где происходит всякое – пожары, поножовщина, грабежи. Наркотиками торгуют практически открыто, в подъездах пачками валяются шприцы. Зато во дворах припаркованы новенькие автомобили – это действенный способ показать соседу, что ты не хуже него…

Типичная картина для Румынии: плохо одетые люди клянчат хоть немного денег. Уровень жизни здесь еле-еле достиг показателей, бывших при Чаушеску, хотя диктатора свергли 30 лет назад.

Жизнь без воды и тепла

– У местных женщин к 25 годам уже пятеро детей, – объясняет специалист по цыганской культуре Николае Опрян. – Рожают много и часто, не редкость семьи, где 12–14 мальчиков и девочек – дети считаются счастьем и при полном отсут­ствии денег. «Ничего, воспитаем с божьей помощью» – популярная точка зрения среди цыган Румынии. В результате десятки тысяч людей живут под открытым небом, без воды и отопления: сред­ства, присылаемые ЕС на улучшение их жилищных условий, зачастую разворовываются местными чиновниками. Цыгане остались закрытым обществом и в каких-то кланах делятся на касты, словно в Индии: сын мусорщика должен и далее собирать мусор, сын кузнеца куёт решётки и ограды для кладбищ, сын ювелира работает с украшениями. За сотни лет отношение в мире к цыганам не слишком-то изменилось – их по-прежнему опасаются, им не доверяют, они вызывают настороженность. На Земле живут, по самым разным оценкам, от 4,5 до 20 млн цыган, и большинство из них оставляют и в Европе, и в России впечатление пришельцев с другой планеты.


Цыганский подросток Вася провожает меня до машины в Сороках – так приказал барон. Хотя послушание ему беспрекословное, у цыган тоже есть демократия: барона избирают всем сходом, открыто обсуждая его достоин­ства и недостатки. «Он даёт нам работу, а Кишинёв не даёт ничего, – со взрослой серьёзностью рассуждает Вася. – И это лучше, чем приставать к прохожим на вокзалах, предлагая погадать. Кстати, я тоже верю в цыган, умеющих предсказывать судьбу… Хотя скажу вам честно: лично я таких не встречал».

Многомиллионный народ, никогда не имевший своего государства, в 1971 г. принявший общий флаг, герб и гимн, веками сохраняющий и в Европе, и в России древние индийские традиции, всегда стоит особняком и не особенно хочет меняться. Терпеть откровенный криминал и наркоторговлю, чем зарабатывают отдельные цыгане в РФ, разумеется, никто не будет. Но для того чтобы эти люди подчинялись закону, прежде всего нужно понять суть их жизни. А это, как мы видим за сотни лет, отчего-то совсем не получается.

Читайте также: