Сколько золота на куполе исаакиевского собора

Опубликовано: 23.04.2024

Позолота на куполе Исаакиевского собора простояла без реставрации более полутора веков, но стоила жизни шестидесяти позолотчиков, за что получила горькое название «амальгама на крови». Но была ли альтернатива.


В декабре 1948 года, всего через четыре года после снятия блокады и через три года после завершения Великой Отечественной войны, Исаакиевский собор открыли для посетителей. Столь быстрому открытию собора, получившему во время войны значительные повреждения, способствовали несколько обстоятельств, из которых отметим два.

Первое — во время войны собор служил хранилищем коллекций, эвакуированных из пригородных дворцов: Екатерининского, Павловского, Гатчинского, а второе — купол собора потребовал минимальной реставрации, в частности, не требовалось его золочение.

Купол Исаакиевского собора — самый большой позолоченный купол в мире. На него израсходовано 100 кг золота (для сравнения: на золочение шпиля колокольни Петропавловского собора потрачено всего 8 кг). Золочение выполнялось огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, называемый амальгамой, а затем, нагревая листы, выпаривали ртуть. При этом атомы золота проникали внутрь медных листов и закреплялись в них навечно.

Золочение продолжалось с 1835 по 1843 год. На куполе собора до сих пор сохранилась оригинальная позолота, которая продержалась уже более полутора веков, пережила, сокрытая серой краской, блокаду. Однако при всех достоинствах метод огневого золочения имеет один существенный недостаток — пары ртути чрезвычайно ядовиты. Золочение купола Исаакиевского собора стоило жизни шестидесяти позолотчикам. Поэтому сейчас иногда прекрасный купол собора называют «амальгамой на крови».

Известно, что главный архитектор Исаакиевского собора, Огюст Монферран, прилагал все усилия к тому, чтобы, насколько возможно, снизить число несчастных случаев и смертей на строительстве. Почему же он выбрал такой жестокий по отношению к рабочим метод золочения купола?

Технология огневого золочения, или «жженого золота», известна с древнейших времен, достаточно упомянуть, что первое ее описание было приведено в естественной истории Плиния. Методом огневого золочения, в частности, создано покрытие на куполах Успенского собора Московского Кремля. Однако к моменту постройки Исаакиевского собора метод этот использовался редко, так как было известно о смертельном воздействии паров ртути на организм человека.

Единственной альтернативой амальгамации во времена строительства Исаакиевского собора являлось покрытие сусальным золотом — тончайшими, имеющими толщину в несколько микрон, листочками золота, которые наклеивались на особым образом подготовленную поверхность. Качество и надежность покрытия сусальным золотом сильно зависит и от мастерства позолотчика, и от качества клея, и от климатических факторов. Так в дождливом Петербурге даже в XIX веке срок жизни такой позолоты составлял максимум несколько десятков лет. А в современном Петербурге с его кислотными дождями срок жизни сусальной позолоты часто не превышает и десяти лет.

Монферран стремился сделать все детали как внутреннего, так и внешнего убранства собора как можно более долговечными. В частности, ему принадлежит идея заменить при оформлении интерьеров собора роспись мозаикой.

Зная о смертельной опасности паров ртути, Монферран приказал снабдить всех позолотчиков стеклянными колпаками со шлангами, через которые подавался чистый воздух. Однако даже это нововведение не спасло рабочих, потому как пары ртути могут впитываться и через кожу.

С середины XIX века, то есть примерно в то же время, когда золотился купол Исаакиевского собора, появляется гальванический метод золочения. Но и он не был достойной альтернативой амальгамации, поскольку, с одной стороны, еще не была известна долговечность гальванического покрытия, а с другой — цианиды, используемые при нанесении гальванического покрытия, также как и ртуть, являются высокотоксичными веществами.

Даже сегодня, когда существуют достаточно надежные средства защиты органов дыхания, амальгамация, или огневой метод золочения, используется на практике нечасто и практически не используется при золочении больших поверхностей, таких как кровля. Его заменили значительно усовершенствовавшиеся гальванические методы, а в ряде случаев вместо золота купола и кровли покрывают нитридом титана или дисульфидом олова, последнее покрытие имеет название муссивного золота. Однако заменители золота быстро покрываются тончайшей оксидной пленкой и уже не могут соперничать по блеску и яркости с куполами, покрытыми благороднейшим из металлов.

Те, кто строили Петербург — строили его на века, и не их вина, что строительство унесло сотни жизней. Но мы не вправе об этом забывать. И если мы не сумеем уберечь город-произведение искусства от разрушения — это будет уже наша вина.

Как и многое в городе на Неве, Исаакиевский собор обязан своему появлению Петру Великому. Петр 1 родился 30 мая, как раз в день Исаакия Далматского. В 1710 году Петр I издает указ о строительстве Исаакиевской церкви. Вскоре, деревянная, она уже стояла на берегу Невы, а через 2 года Петр венчался здесь с Екатериной. Церковь ни раз перестраивалась, пока Александр I не принял решения о перестройке храма.

Все вокруг понимали, на эту стройку уйдет вся человеческая жизнь, нужен был не просто талантливый архитектор, но и молодой, чтобы ему хватило времени, хватило жизни, довести дело до конца (строительство длилось около 40 лет). И такой архитектор нашелся.

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Огюст Монферран, капитан Наполеоновского войска, участвовавший в боях против русских, используя момент прогулки Александра I по Парижу, преподнес ему альбом со своими архитектурными проектами.

Чуть позже он прибудет в Россию и именно его проект собора будет одобрен императором. Еще бы, ведь архитектор представил Александру I сразу 24 проекта собора, как тут можно не выбрать.

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Но несмотря на выдающееся дарование, у Монферрана были сложные отношения с Комитетом по градостроительству, с императорами Александром I и Николаем I и архитекторами, которые работали в это время в Петербурге.

В альбоме архитектора не было ни одного чертежа проекта, это вызвало бурный протест, пошли доносы, клевета, а зодчий был выставлен самозванцем, в итоге от работы он был отстранен.

Архитектор возмущен, он пишет в Париж, с просьбой прислать ему подтверждение, что у него есть диплом, но государь назначает новый конкурс. Подаются варианты новых проектов, но ни один из них не был утвержден императором, Монферран на протяжении 24 дней создает принципиально новый проект, государь посмотрел его, взял перо и «быть по сему».

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Чего только не случалось во время строительства. Нешуточный спор разгорелся по поводу установки купола. Это первая металлическая конструкция такого размера и ее надо было покрыть, покрыть золотом. Единственный долговечный способ покрытия – это ртутно-золотой, несмотря на все меры безопасности на уровне середины 19 века, это стоило жизни 60 рабочим позолотчикам. До сих пор этот купол ни разу не перезолачивали. Он пережил блокаду Ленинграда, маскировку (во время войны купол был зеленого цвета), затем снятие этой маскировки. Кстати больше такой способ позолоты нигде и никогда не использовался.

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Когда создавалось убранство этих великолепных дверей, скульптор Витали оформляя их, образы святых делал с рабочих, которые строили собор. На нас смотрят люди, чьим потом, кровью и молитвами, создавалось это здание.

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Во время установки верхних колон, одна из них чуть не убила Монферрана, зодчего спасла тренога от колокола, стоявшая прямо над ним.

Каждая из нижних колон весит 114 тон, а высоту имеет 17 метров, подъем первой колонны занял всего 45 минут, но посмотреть это зрелище собралась целая толпа.

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Исаакиевский собор. Почему погибли все позолотчики купола и как император Николай I

Готовый собор освещали в день Исаакия Далматского. Все приветствовали императора, который прошел мимо Монферран, даже не замечая его. Зодчий был расстроен и ушел домой до окончания церемонии освещения. Погода в этот день стояла прохладная и архитектор сильно простудился. Существует легенда, что когда-то цыганка предсказала Монферрану смерть сразу после того, как он закончит строительство собора. Правда это или нет, никто не знает, но это сбылось.

Календарь Молитвослов Библия

  • 11.06.2015
  • 0 комментариев
  • Правжизнь Администратор
  • Рубрика: История

Летом 11 июня, 157 лет назад в Санкт-Петербурге освящен знаменитый Исаакиевский собор. Приводим здесь самые интересные факты из его истории.



Его строительство задумал еще Петр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Поэтому Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга.

первый исаакиевский собор

Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте Чертежного амбара рядом с Адмиралтейством.

1. Собор несколько раз перестраивали. Всего зданий было четыре. В первой деревянной церкви Исаакия Долматского венчались Пётр I и Екатерина I. Четвертое воплощение мы видим сейчас.



Когда начали строить собор при Екатерине II, то использовали мрамор, но при ней успели достроить едва до половины. Павел I распорядился докончить стройку кирпичом.



2. Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать. И построить новое – из гранита. Дело опять быстро не пошло, архитектор Огюст Монферран строил собор 40 лет.

Исакий, вид сверху

Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет достроен, поэтому тот и не спешил со строительством. И все же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского – покровителя Санкт-Петербурга.

Александр Дюма назвал Огюста Монферрана «Микеланджело Севера». Скорее всего, это и было случайным совпадением, однако через месяц, когда было закончено строительство Исаакиевского собора, Огюст Монферран умер.

3. На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выбургом вырубали гранитные монолиты для колонн. Велись работы круглый год.

В Карельских каменоломнях добывались огромные гранитные блоки, которые весили от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн с четырьмя портиками, а также мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывались на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках. Последние были расположены в Петрозаводском уезде губернии Олонецкой, первые – в Сердобольском уезде губернии Выборгской. На Тивдийских ломках добывали тёмно-красный и светло-красный мрамор, на Рускольских – светло-серый мрамор с синеватыми прожилками.

4. Архитектор проявил при строительстве недюжинную изобретательность и применил остроумные решения. Так, например, во многие занимательные книжки вошла решенная архитектором задачка среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей.

Для подъёма колонн были построены специальные леса и в стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Таких установок колонн в итоге было 48.



Для создания статуй и барельефов применили самоновейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

5. На внутреннее убранство Исаакиевского собора было израсходовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, тысяча тонн бронзы и 16 тонн малахита. Отлили около 300 горельефов и статуй, мозаика заняла площадь в 6,5 тысяч м2.



Исакий — это сокровищница цветного камня. Здесь использованы:
— в алтаре: уральский малахит и бадахшанский лазурит;
— в покрытиях пола, стен и колонн – полудрагоценный шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский;
— в целом для внутренней отделки собора использовалось очень много разновидностей мрамора. Мрамор из русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный; итальянский – белый каррарский. Тёмно-красный мрамор, которым выложена нижняя часть алтаря баснословно дорогой, так как очень редок. Франция купила его у России за огромные деньги для саркофага Наполеона Бонапарта.
— особенностью иконостаса являются восемь малахитовых и две лазуритовые колонны. В оформлении собора принимали участие знаменитые русские художники (Бруни, Брюллов, Шебуев) и скульпторы (Витали, Клодт).

малахитовые колонны Исакия

Над Царскими вратами находится «Тайная вечеря», выполненная в технике мозаики С. А. Живаго.



В соборе находится драгоценная святыня – икона Тихвинской Божьей матери (1765).



На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери (точно такой же есть и на фасаде в центре Казанского собора) можно заметить символ «глаз в треугольнике» или «Всевидящее Око».

Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе мира (особое благовонное масло). Готовится оно по специальному рецепту. Масло от священного дерева миры соединяется с благовониями и красным вином. Варится смесь в Чистый четверг, на огне, и применяется, обычно, для таинства миропомазания.

Процедура отделки в Исаакиевском соборе была сложной: особенно трудно давалось золочение куполов. Для их отделки понадобилось около 100 кг золота. Применение ртути было неотъемлемой частью для золочения соборных куполов. От её ядовитых испарений скончалось около шестидесяти мастеров.

Монферран стремился сделать купол максимально лёгким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

6. Строительство собора сфотографировали – и это была одна из первых фотографий в нашей стране.

7. После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золота и более 2 тонн серебра.

12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко — благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.

В пасхальную ночь 1931 года ночь 7000 тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор. «Красная газета» на следующий день писала: «Многочисленные посетители с громадным интересом слушали лекцию профессора Каменьщикова, посвященную опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.







8. Во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.

Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным.

9. С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города.

10. В 1990 году проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.

Исаакиевский собор



Время работы: Выходной – среда, Ежедневно с 10:00 до 20:00 (с 1 мая по 1 октября), касса до 19:00, колоннада до 19:00.
Район: Адмиралтейский
Метро: Садовая
Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4
Телефоны: (812)314-21-68 (справка), (812)315-97-32 (экскурсионное бюро)
Сайт: www.cathedral.ru

Фотографии

Собор преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге славится не только внушительными размерами, но и богатейшей отделкой, как снаружи, так и внутри, выполненной из множества дорогих природных материалов.

Для его украшения были использованы несколько видов мрамора, а также порфир, сланец, лазурит и малахит. Ценнейшие ископаемые свозили сюда со всех уголков России, а также из Италии, Франции и других стран мира.

Храм является уникальным памятником архитектуры. Равных ему нет на свете по количеству и разнообразию отделки из природного камня. Посетителей поражает, с какой тщательностью выполнены работы по созданию наружной облицовки и внутреннего убранства.

Святое сооружение является ярким доказательством величайшего мастерства и необыкновенных художественных талантов владения разными техниками при выполнении работ любой сложности отечественных и заграничных зодчих и умельцев.

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией.

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:

  • золота около 400 килограммов;
  • бронзы почти 1000 тонн;
  • малахита 16 тонн;
  • лазурита 500 килограммов.

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.

Напольный декор

Для украшения пола был выбран темно-серый мрамор, добытый под Выборгом. Рисунок напольного покрытия создавался полосками тивдийского мрамора, имеющего розовый цвет.

В центральной части собора на полу выложена роскошная розетка из цветного тивдийского мрамора. Для создания фриза был выбран шокшинский порфир. Этот камень - редчайший по красоте, но очень тяжелый в обработке из-за своей твердости.

Красивый темно- вишневый порфир для украшения храма добывали у берегов Онежского озера. Этим же материалом был украшен пол от иконостаса до балюстрады. Это место еще называют солеей.

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен. Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу.

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

В четверг, 12 января, стало известно, что до марта 2019 года здание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на 49 лет передадут в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Сейчас оно является частью одноименного музейного комплекса. Ежегодно его посещают миллионы туристов — что конкретно изменится для них с передачей собора в ведение церкви, пока не известно. Чем туристов привлекает Исаакиевский собор — в фотогалерее РБК.

Какое будущее может ждать один из самых популярных музеев России, в интервью телеканалу РБК рассказал его директор Николай Буров.

Фото:Игорь Литвак/Lori

Исаакиевский собор в нынешнем виде был открыт в Санкт- Петербурге в 1858 году. Он начал строиться по приказу Петра І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил таким образом почтить память святого.

На фото: ​сфинкс на набережной реки Невы у Академии художеств на фоне Исаакиевского собора

Фото:Александр Алексеев/Lori

Собор перестраивался четыре раза. Первый был возведен еще в 1707 году на месте Чертежного амбара рядом с Адмиралтейством. Там Петр I венчался с Екатериной I.

На фото: лестница на колоннаду Исаакиевского собора и скульптура апостола и евангелиста Матфея с ангелом за спиной работы скульптора Джованни (Ивана) Витали

Фото:Сергей Коньков/ТАСС

Собор в окончательном виде был задуман при Александре I, который решил возвести его из гранита. Дело было поручено архитектору Огюсту Монферрану, строившему собор 40 лет.

На фото: балюстрада с 24 фигурами ангелов, окружающая основание купола; они держат разного рода предметы — весы, свитки, чаши и кубки. Вес одной такой бронзовой фигуры составляет более тонны

Фото:Александр Щепин/Lori

Гранит для колонн и мрамор для облицовки добывали на рускольских и тивдийских мраморных ломках в Карелии. Работы велись круглосуточно в течение года.

На фото: горельеф, изображающий апостолов Петра и Павла

Фото:Александр Демьянчук/ТАСС

Работы по строительству требовали технических новшеств. Так, для возведения колонн и купола был изобретен рельсовый механизм. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 т занимала около 45 минут.

На фото: рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839–1843) скульптора Филиппа Лемера. В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и женщины

Фото:Давид Мзареулян/Lori

Чтобы украсить собор изнутри, потребовалось ​400 кг золота, 500 кг лазурита, 1 тыс. т бронзы и 16 т малахита.

На фото: паникадило на фоне плафона главного купола собора с изображением Богоматери в окружении святых. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны художником Петром Басиным по картонам Федора Брюллова

Купола собора требовали особого золочения, при котором использовалась ртуть. От ее испарений умерли шесть работавших на строительстве мастеров. Для отделки куполов понадобилось около 100 кг золота.

На фото:​ один из 16 колоколов Исаакиевского собора. Новый (установили 30 ноября 2015 года) 17-тонный благовест был изготовлен на колокололитейном заводе в Воронеже по чертежам Огюста Монферрана 1845 года. Он декорирован пятью медальонами с барельефами императоров Петра I, Александра I, Николая I, Павла I и Екатерины II

Фото:Руслан Шамуков/ТАСС

Во время революции 1917 года собор был разорен, а в 1922 году из него были изъяты 48 кг золота и более 2 т серебра на нужды голодающих Поволжья.

На фото: барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842–1845 годах скульптором Джованни (Иваном) Витали

Фото:Ольга Липунова/Lori

Собор начал функционировать как музей с 1948 года.

На фото: роспись плафона «Вера» на темы христианских добродетелей, выполненная Николаем Майковым. Всего их четыре: «Вера», «Надежда», «Любовь» и «Премудрость»

Фото:Александр Демьянчук/ТАСС

Первая церковная служба была проведена в соборе в 1990 году. В настоящее время они проходят регулярно, по праздникам и воскресеньям.

На фото: роспись «Видение пророка Иезекиля» на западном своде центрального нефа, расписанного Федором Бруни

Фото:Наталья Волкова/Lori

Ежегодно собор посещают миллионы туристов. Он полностью самоокупаем, за счет собственных средств в 2015 году была проведена реставрация.

На фото: вид на общий алтарь; всего в соборе их три. Иконостас центрального алтаря украшают мозаичные иконы, выполненные по эскизам Тимофея Неффа и Федора Брюллова

Читайте также: