Серьги чоху что это

Опубликовано: 13.04.2024

С того момента, как человек впервые догадался проколоть мочку уха (а случилось это много тысячелетий назад), дизайнеры и производители ювелирных украшений трудятся над созданием идеального крепежа серьги в ухе – чтобы было и удобно носить, и красиво выглядело, и серьга была бы надежно защищена от потери. К единому решению, как и почти во всех остальных аспектах человеческой деятельности, создатели украшений так и не пришли, поэтому к настоящему времени существует масса разнообразных замков для ювелирных серег, о которых и будет рассказано в этой заметке. Итак, основными видами замков у серебряных серег, представленных в нашем магазине, являются:

"Английский" замок. Это самый популярный в настоящее время метод крепления серьги в ухе. Он обеспечивает высокий уровень защиты от случайной утери, при этом не слишком отвлекая внимание от самой серьги, а, иногда, будучи украшенным фианитами или другими камнями для привлечения внимания, даже становясь неотъемлемой частью дизайна серебряного украшения. Пожалуй, единственным небольшим недостатком английского замка у серебряных серег является то, что он не регулируется по ширине и обладательницам мочек ушей «нестандартной» формы подойдут не все серьги с замком такого типа.

английский замок 3

Все серебряные серьги с английским замком, представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

Штифтовый замок. Этот замок – заглушка применяется на серьгах типа пусеты (или, говоря обиходным языком, «гвоздиках»). Он совершенно незаменим для небольших серег, как правило, не имеющих подвесной части и располагающихся на самой мочке уха. К его плюсам, несомненно, можно отнести его полную незаметность со стороны и возможность регулирования непосредственно под мочку уха, а вот минусом является не очень высокая защитная надежность – из-за довольно свободного хода зажима, эти серьги можно потерять, поэтому некоторые даже закрепляют серьгу дополнительным силиконовым зажимом.

пуссеты 1
пуссеты 2
пуссеты 3

Все серебряные серьги с штифтовым замком, представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

Для устранения этого недостатка была создана разновидность штифтового – винтовой замок. В данном случае зажим не просто надевается на стержень серьги, а навинчивается на него с помощью специально нанесенной резьбы. Плюсы для надежности очевидны, из минусов (ну а где их нет?) можно отметить утолщение стержня серьги для нанесения резьбы, что не очень устроит обладательниц проколов небольших диаметров. Ну и, конечно, для того, чтобы надеть эти серьги понадобится время – завинчивать сережки на задней части мочки – не самое удобное занятие.

винтовой замок 1
винтовой замок 2
винтовой замок 3

Все серебряные серьги с штифтовым замком, представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

«Итальянский» замок. Главным очевидным достоинством этого типа замка является то, что силу сжатия мочки уха можно регулировать самостоятельно. Надежный и удобный замок имеет, пожалуй, только один недостаток – чтобы его не сломать, серебряные серьги с таким замком лучше снимать на ночь.

итальянский замок 1
итальянский замок 2
итальянский замок 3

Все серебряные серьги с итальянским замком, представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

Замок «Конго». Очень простой замок, при использовании которого, серебряная серьга держит в ухе сама себя, за счет вставления более тонкой части кольца в полую более толстую или в специально вырезанную полость. Это, по сути, самый надежный и простой вид крепления, но вот использован он может быть только на серьгах-кольцах.

замок Конго 1
замок Конго 2
замок Конго 3

Все серебряные серьги с замком "конго", представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

Замок – петля. Наряду с «Конго» является одним из древнейших и самым простым замком. В данном случае серьга держится в ухе за счет длинной петли. Несомненным достоинством этого замка является его простота и возможность «подрегулировать» серьгу под каждое ухо, недостатком – отсутствие фиксации, вследствие чего серьгу довольно легко потерять. Впрочем, этот недостаток можно устранить, если надеть на заднюю часть петли силиконовую заглушку, которую легко купить в магазинах бижутерии.

замок-петля 1
замок-петля
замок-петля 3

Все серебряные серьги с замком - петлей, представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

«Французский» замок. Это улучшенная, в плане надежности, разновидность замка-петли. Если серебряные серьги оснащены этим замком, то с задней стороны уха петля закрывается специальным креплением, что отлично держит серьгу в ухе. Наряду с английским, это, пожалуй, самый надежный замок.

французский замок 1
французский замок 1
французский замок 3

Все серебряные серьги с французским замком, представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут

Замок «Чоху». Этот тип замка изобретен в Якутии и достаточно широко применяется в национальных серебряных и золотых украшениях. По сути, его можно назвать «обратным» «английским» замком. В данном случае, стержень серьги вставляется в ухо не спереди, а сзади и закрепляется в паз в передней части серьги. Возможно, поначалу вам такое крепление может показаться непривычным, но, на самом деле, это очень удобный и надежный замок.

серебряные серьги с замком
серебряные серьги с замком
серебряные серьги с замком

Все серебряные серьги с замком "чоху", представленные в нашем магазине, можно увидеть и купить тут


Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение. Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы. О том, как правильно носить якутские украшения ЯСИА побеседовало со старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Саввиновым.

В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.


Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!

«В быту украшения носили редко. Как правило, при этом соблюдалась возрастная дифференциация: в основном их носили молодые женщины и невесты. Женщины постарше носили минимум украшений — серьги, кольца, с появлением христианства – нательные кресты. Полный набор украшений надевали редко, в основном по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Кроме того, в старину украшения надевались поверх шубы, так как они были литыми и очень тяжелыми. Традиция носить их поверх платьев появилась значительно позже, когда стали делать более легкие кованые украшения», — рассказывает Анатолий Саввинов.

Головной убор

Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.


«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок. Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», — говорит он.

Нагрудные украшения

Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.

Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илин кэбиhэр состоит, как правило, из трех элементов – цепочек. Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками. У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.


Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.

Серьги

Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.

Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.


Как говорит Анатолий Саввинов, такие серьги получили распространение в 19 веке, когда началось активное развитие торговли.

«Самые древние серьги — с подвесками из бусин, этот тип считается самым ранним. В 19 веке получили распространение крупные серьги с подвесками. По технике встречаются как литые, так и кованые. Чоху – более поздний вид серег, скорее всего, они заимствованы у других народов. Вообще с развитием торговли, появлением текстиля в якутском наряде появилось много заимствований, в том числе халадай и мужской кафтан», — говорит он.

Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птицу, женскую фигуру. Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери. Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам, верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни. Впрочем, по мнению Саввинова, это не более чем фантазия современных стилистов.


«Да, есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет. То же самое могу сказать об орнаментах. Но то, что серьги и другие украшения передавали по наследству, – это правда. В пожилом возрасте их, как правило, не носили, считалось неприличным обильно наряжать себя», — рассказывает ученый, добавляя, что сегодня в якутских музеях очень трудно найти аутентичные национальные украшения. Связано это с тем, что, когда в конце 19 – начале 20 веков в России начался музейный бум, в районы Якутии приезжали многочисленные экспедиции собирателей древностей, которые увозили находки с собой.

«Сейчас их находки хранятся в основном в центральных музеях и за рубежом — там можно увидеть настоящие якутские украшения. В наших музеях хранится очень небольшая часть», — говорит он.

Браслеты и кольца

Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.


Традиции и современность

Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.

В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.


Наш собеседник скептически отнесся к современным веяниям. По его мнению, подбирая убор, необходимо руководствоваться определенными правилами. В частности, украшения должны быть выполнены в соответствии с традиционными канонами. Не приветствует он и увлечение большим количеством украшений.

«Хорошо, что сегодня культура возрождается, стали носить традиционные серебряные украшения. Но к их выбору нужно относиться очень продуманно. Мне не нравятся металлические бастынга – его в традиции не было. Не самый удачный вариант — кольца во всю длину пальца – откуда они появились, не знаю. Наверное, это веяние времени, но нужно быть осторожным с такими украшениями», — говорит он.


Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее. Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.

Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом. Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр. И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.

Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение. Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем. Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние. Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.

Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птицу, женскую фигуру. Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери. Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам, верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.

В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность. Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее. Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.

Якутские украшения Серебряные украшения, Красота, Длиннопост

Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом. Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр. И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

С кем-то мы уже знакомы, с кем-то еще нет.

Мы рады всех видеть и надеемся, что статья будет полезной и увлекательной.

История сережек насчитывает уже более 7 тысяч лет. Их можно встретить практически в каждой цивилизации, от древнего Китая и Индии до территории современных США. В Европе в средние века ушные украшения развивались скачкообразно, серьги то пользовались популярностью, то выходили из моды. Иногда Церковь запрещала носить в ушах украшения, объясняя это «изменениями в теле», которые не соответствуют образу и подобию Творца. Сильно углубляться в историю мы не будем, лишь скажем, что серги были излюбленным украшением женщин (иногда и мужчин) во все времена.

Начнем, пожалуй, с самого распространенного замка «английского». Этот замок характерен для многих современных украшений из-за его простоты и долговечности. Также этот вид замков делится еще на 2 «подвида» это «ювелирный» когда на соединении серьги и швензы 2 «флажка» а на самой швензе — один (простите за тавтологию 😄 и «галантерейный» у которого обратная ситуация. Эти различия обусловлены ценой изготовления замков и «ювелирный» чаще используется в дорогих украшениях из драгоценных металлов.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 1

Следующий по популярности замок — это пуссеты или «гвоздики». Этот замок подходит для совсем небольших сережек, Которые просто вставляются в ухо, а сам штифт прижимает специальная застежка, которая замыкается (закручивается) на засечку на штивте. Этот вид замков достаточно недолговечен из-за того, что со временем пружинящий элемент теряет эластичность, и не так крепко держится на штырьке, поэтому необходимо раз в несколько лет «подтягивать» замочек, чтобы серьги сидели так же надежно, как они были выпущены изготовителем. С резьбой замок более надежен, но не так удобен, из-за того, что вам все время необходимо нащупывать резьбу и довольно долго крутить. Также со временем резьба может "слизаться" и восстановить ее будет не так просто.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 2

Затем следует Французский замок. Это тоже классика, поскольку он прост и относительно недорог в изготовлении. Важной особенностью сережек с таким замком является центр тяжести, поскольку если он будет не посредине, сережка будет свисать на одну или другую сторону. Такие замки бывают как с фиксаторами, так и без, но для большей долговечности и минимального риска потери стоит выбирать Французский замок с фиксатором.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 3

Не менее популярен замок и следующей конструкции, он называется Итальянский. Такая схема крепления довольно надежна, но все же не очень долговечна из-за того, что со временем фиксатор изнашивается и может самопроизвольно открываться. Поэтому если украшения с таким замком достались вам по наследству, рекомендую проверить натяжение и, при необходимости, подправить конструкцию, чтобы не лишиться любимых сережек.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 4

Следующий замок и самый популярный в винтажных украшениях — замок клипса. Отличается от Итальянского тем, что в нем нет штырка, который продевается в мочку уха. Этот замок редко используется в ювелирных украшениях потому что такие украшения легко потерять. Существует множество форм и вариаций этого замка. Различные конструкции пружинящих элементов, винтовой замок (который работает по такому же принципу, но закручивается, а не защелкивается). Некоторые мастера могут переделывать этот замок в Итальянский для большей надежности и уменьшения риска потери.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 5

Данную конструкцию можно назвать замком с нятяжкой, но тем не менее она пользуется популярностью. Так называемая «продевка» представляет собой тонкую цепочку с небольшим штырьком на конце, которая продевается через мочку и под собственным весом фиксируется в ухе. На конце проволочки может быть резьба, на которую накручивается фиксатор или декоративный элемент. Этот «замок» не очень распространен из-за сложности его изготовления и не очень удобной конструкции, когда цепочка может натирать или вовсе вызвать раны мочки уха.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 6

Другим популярным замком, больше интегрированым в дизайн самих сережек является Конго. Это, как правило, крупное кольцо, на одном конце которого штифт, встявляющийся в само кольцо и замыкающий его. Очень важно в таких сережках, чтобы трубка, из которого выплавлена сама сережка не была паяная, так обеспечивается эластичность металла при открывании (закрывании) замка.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 7

Замок-булавка. Такая конструкция часто используется на более тяжелых сережках или украшениях в форме колец. Замок-булавка тоже довольно надежен, но следует так же следить за натяжением штифта и фиксатора, чтобы не потерять изделие и не горевать. Бывает в различных вариациях, как классическая булавка, так и просто штифт, который фиксируется на другом конце серьги и продевается через мочку.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 8

Плюсы: это самый древний вид застёжки, а то, что прошло проверку временем — уже вызывает доверие. Замок-скоба удобен в эксплуатации и не доставляет каких-либо неудобств. Такая застёжка выдерживает даже вес достаточно крупных серёг.

Минусы: украшения с замком-скобой требуют деликатного обращения, так как изящная застёжка легко деформируется.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 9

Винтовые застежки появились в конце 1940-х - начале 1950 гг. В задней части клипсы расположен винтик. Он вкручивается в мочку уха до нужной силы.

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 10

Застежки на серьгах. Разбираемся в названиях, плюсах и минусах, фото № 11

Вот такой список самых популярных застежек на серьгах, надеюсь, ничего не упустили. А если упустили, напишите в комментариях, будем рады прочесть о замках, которые мы не упомянули.

А какой ваш фаворит среди застежек на серьгах?

Пуликация подготовлена по материалам интернета.


В данной статье рассматривается феномен идентичности дизайна височных подвесок сакской «царицы» и традиционных серег женщин саха – якуток. Приводится интерпретация смысловой нагрузки их дизайна и делается вывод о том, что идентичность дизайна и смысловой нагрузки исходят из общего этногенеза их обладательниц.

Сакские (скифские) племена, которые населяли в VII веке до нашей эры обширные евразийские пространства, дошли до самых краев Северной Азии. Предполагается, что основное ядро этих племен вышло из районов Центральной Азии и Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья. Они хоронили своих предводителей, царей, знать в курганах-погребениях высотой до 20 м. Концепция организации таких погребений исходила из идеи их религиозно-мифологического представления. После смерти своего предводителя – представителя высшей знати, скифы умерщвляли его близких, слуг, а также их лошадей и хоронили с особой пышностью в склепах, насыпаемых в виде курганов. Вся конструкция олицетворяла образ мировой горы, мироздания. В зависимости от положения вождя, его богатства, владений и авторитета, в его могилу клали золотые и серебряные украшения, посуду, кубки с ритуальными напитками. У саков в особом почете было золото. Этот металл олицетворялся у них со световой природой небесного божественного огня, отсюда его почитание, вера, что обилие золота в усыпальнице – это гарантия достижения души усопшего центра небес – Бога.

Найденные, изученные материалы из раскопок свидетельствуют, что саки были искусными ювелирами. Их золотых дел мастера умели делать отливки, могли ковать, чеканить, резать металл. Изделия из золота, серебра, которые они создавали, в большей степени отражают их религиозные идеи, концепты их традиционного мировоззрения.

Кочевой образ жизни, одухотворение явлений природы, животного мира вкупе с оригинальной космогонией, религиозными и мифологическими представлениями выработали особый, так называемый «звериный» стиль. Множество изделий – фигурки, пластинки, изображающие грифонов, оленей, барсов, кабанов, волков и т.д., выполненные в «скифском зверином» стиле, находятся во многих музеях и коллекциях мира и являются достоянием всего человечества.

Киевский археолог Б. Н. Мозолевский в 1970 г. раскопал курган, называемый местными жителями «Толстая могила» вблизи города Орджоникидзе (Украина).

В склепе под курганом обнаружилось погребение молодой женщины, за богатый наряд названной сакской «царицей». Все здесь блистало золотом: головной убор, вся одежда и обувь были расшиты золотыми бляшками, на шее «царицы» висела массивная золотая гривна, украшенная на концах фигурками львов, на висках крепились крупные подвески с изображением женщины – богини с поднятыми руками, руки погребенной украшали три широких браслета, а все пальцы были унизаны перстнями – всего их найдено 11 (на одном пальце было сразу два кольца).

Как видно из табл. 1, дизайн височных подвесок короны сакской «царицы» (рис. 1) концептуально идентичен дизайну якутских традиционных женских серег «тугэхтээх ытарҕа» (рис. 2-6).

Пристальное изучение предметов якутского народного искусства в совокупности с другими видами и формами народного творчества позволяет обнаружить в недрах якутской орнаментики сильно стилизованное изображение женской фигуры, связанное с традиционным религиозно-мифологическим представлением. Антропоморфное начало было подмечено И. А. Поповым в орнаментальной проработке фигурных наверший ритуальных кумысных ковшей, которую он ассоциировал с изображением культового служителя – алгысчы, совершающего кумысный обряд получения небесной благодати – алгыс. Оно характерно также и для определенного типа женских серег «тугэхтээх ытарҕа» (табл. 1, рис. 2-6).

Мотив женской фигуры в якутском народном искусстве связан с традиционным женским представлением, отражающим культ женских богинь – Айыысыт покровительницы очага, рода саха и Иэйиэхсит – дарительницы детей, скота, плодородия. У саков женские божества по Геродоту – покровительница очага, благополучия царских родов Табити, и духа земли, плодородия – Апи. Табити держит в поднятых руках змея (табл. 1, рис. 1), а у Апи ноги змеиные. Это подчеркивает их связь с водной стихией, как с небесными водами, так и подземными. В якутской версии дизайн верхней части комплекта – замка серег (табл. 2, рис. 1), исполняется в виде самой головы женщины в высокой шапке дьабака, свидетельствующей отношение ее носительницы к знатному роду. Эта часть может носиться и без подвесок и именуется чоху (табл. 2, рис. 2). Дизайн же чоху в закрытом виде – это образ свернутой змеи, кусающей свой хвост – универсальный символ вечности, в то же время это эмбрион – зародыш человеческий. Чоху в этом смысле – символ плодоносности. В раскрытом же виде в анфас – это кобра, открывшая капюшон и пасть (табл. 2, рис. 2). То есть в якутской версии дизайна образ Айыысыт закодирован как традиционно одетая богатая женщина, где ее верхняя часть – голова в высокой шапке есть в то же время тотем – змея-кобра, как властительница изначальных вод, где и появляется зародыш жизни, так и защитник хозяйки, готовый ужалить нападающего, т.е. оберег. Дополнительный элемент в виде хвостика на замке (табл. 2, рис. 1) – типичный прием скифского «звериного» стиля, зооморфный образ где одного вида животного имеет элементы другого. Здесь же замок в профиль – это образ змеи с лошадиной гривой, свидетельствующий небесное, солнечное происхождение змеи, т. е. небесного дракона. Эта традиция встречается и в китайских версиях исполнения – нефритовых серьгах.

Таблица-2


Таб. 2
Истоки же образа королевской кобры ведут в доарийскую традицию – к истокам индуистского божества – Шивы, к Рудре, которого арии почитали с благоговейным ужасом.

Шива


Шива с коброй
Кобра Шивы олицетворяет космическую творящую и разрушающую энергию. Шива есть центральное божество индуистской Троицы Вишну-Шивы-Брахмы. Шива с супругой Сати-Ума (Парвати)-Кали проживают на горе Кайлас в Гималях. Когда Сати принесла себя в жертву и бросилась в огонь, Шива возродил ее в ипостаси Умы – хранительницы очага. От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Похожая и именем и функциями на эту богиню у тюрков есть Умай (Ымай). На якутском языке слово умай означает гори, возгорайся, что семантически ассоциируется с образом как очага, так и огненной жертвенности Умы-Сати. Умай – особо высокочтимое женское божество, покровительница детей и рожениц.

Таким образом, покровительницы сако-скифских царских родов Табити, рода саха-якутов Айыысыт, рода алтайцев, хакасов и других тюрков Умай и ведическая хранительница очага Ума (Сати-Парвати) имеют древнейшие культурные и этногенетические связи.

Это, в частности видно из идентичности исполнения дизайна женской богини саков Табити, воплощенной в височной подвеске «царицы» из кургана «Толстая могила» и женской богини саха-якутов Айыысыт, образ которой воплощен в традиционных якутских женских серьгах.

Читайте также: