Серьга в ухе у казаков что обозначает

Опубликовано: 16.04.2024


Казачество имеет богатую историю, которая началась еще в XVI веке. Образ отважного воина, воевавшего в Отечественной войне 1812 года, воспет писателями и поэтами. Многие из нас слышали и знают казачьи песни. Культура этого народа разнообразна и близка нам до сих пор. Казачьи отряды участвовали во многих важных исторических событиях. Современный образ казака изменился, но все равно вызывает интерес их внешний вид и атрибутика. Например, казачьи серьги. Что они означают и для чего носятся?

Серьга как военный атрибут


Глупо было бы предположить, что ношение казаком серьги в ухе продиктовано желанием выделиться на фоне окружающих и создать себе стильный образ. Ношение мужчинами серег в ушах имеет давнюю историю и встречается у разных народов мира. Например, в Древнем Египте наличие серьги в ухе мужчины означало его высокое положение и указывало на его состоятельность. Намного позже, в Римской империи, серьгу на ухо стали вешать рабам, помечая их принадлежность хозяину. А военнообязанные жители Рима — центурионы — украшали себя серьгой только после достижения высоких заслуг перед Цезарем.

Казак носил серьгу в ухе исключительно как военный атрибут. Не каждый казак имел право повесить серьгу, поэтому украшение имело свое значение, позволяющее окружающим видеть статус и положение мужчины. У некоторых народностей серьга в ухе символизирует воинское звание или говорит о степени его заслуг. Подобным образом информирует нас о военном звании количество звезд на погонах военных. Только взглянув на них, мы можем оценить статус служащего. Так что же означают казачьи мужские серьги?

Значение серьги в ухе казака


Серьга в ухе казака указывала на его положение в семье. Если казак носил серьгу в левом ухе, это означало, что он единственный сын у матери. Ношение серьги в правом ухе означало, что он последний мужчина из своего рода и наследник. Две серьги в обоих ушах говорили о том, что он единственный ребенок в семье. Такой способ оповестить окружающих о своем семейном положении был связан с тем, что жизнь казаков была почти полностью посвящена войне.

Матери вешали серьги в уши своим сыновьям, чтобы командиры по возможности берегли их. Во время построения военачальники командовали «равнение направо» и «равнение налево», чтобы посмотреть наличие сережек в ушах молодых казаков. Было принято не брать в опасные походы единственного сына и кормильца.

Это не означает, что служба казаков была легкой, и они не подвергались опасностям. Наоборот, военная история знает много доблестных казаков, рисковавших своей жизнью и погибавших ради победы и общего блага.

Также серьга в ухе казака считалась оберегом, помогающим казаку в бою, защищающим его от серьезных ранений и напоминавшим о том, что его ждут дома.

Виды казачьих серег


Чаще всего серьга у мужчины-казака была выполнена в виде полумесяца. Она выплавлялась из серебра, а золото казаки предпочитали носить в кошельках. Размер серьги и ее внешний вид особого значения не имели, в основном оценивалось ее наличие или отсутствие. Дизайн серьги мог быть простым или изображающим животных, входящих в состав герба казачьего войска. Например, Уральские казачьи войска ходили под гербом, изображающим осетра. Некоторые серьги изображали волков или гербовых орлов с символикой государства. Например, после русско-турецкой войны можно было встретить серьги выполненные в виде змея, подпираемого крестом.

По некоторым данным, серебряная казачья серьга в ухе использовалась казаком для очистки воды. В походе, когда необходимо было набрать питье из непроверенного источника, казак на несколько минут опускал в емкость с водой свою сережку, чтобы обеззаразить жидкость.

Женские казачьи наряды и украшения


Женщины казачества тоже носили украшения, но, что касается женских казачьих серег, они носились просто как украшение. Большее значение имели кольца, которые мужчины-казаки не носили. Но они не имели такого значения, как мужские казачьи серьги.

Одежда женщин казачества была пышной и отличалась восточной роскошью. Они носили богато расшитые платья, напоминающие татарские камзолы, украшенные пуговицами из драгоценных металлов. Женщины казаков не стеснялись украшать себя жемчугом, вышивая им узоры.

Отдельной деталью одежды был пояс, носившийся чуть выше талии. Часто он был самой дорогой деталью наряда и состоял из серебряных и золотых нитей.

Традиции казаков удивляют многих современных людей, но наибольшее внимание привлекает необычный внешний вид этого народа. Представители сильного пола издавна носили серьги. Это украшение имело особое значение для казаков, о котором не могли догадаться люди, не принадлежащие к казачьему роду.

Что изображалось на серьгах

Некоторые казаки предпочитали носить обычные серебряные кольца в ушах. Ближе к концу 19 века серьги приобрели вид полумесяца над которым возвышался крест. Так казаки отметили свою победу над турками.

Семейное положение казака

По серьге обычно определяли статус мужчины в семье. Носить этот аксессуар могли далеко не все казаки, чтобы никого не вводить в заблуждение. Особенности ношения украшения с детства были известны всем представителям народа.

Надетая казаком серьга на левое ухо свидетельствовала о том, что он у своих родителей единственный сын. Однако такое ношение аксессуара не исключало наличие в семье девочек, сестер молодого человека. С правой стороны серьгу носили мужчины, являющиеся единственными продолжателями своего рода.

Украшение свидетельствовало о том, что у казака отсутствуют:

  1. Братья (родные и двоюродные).
  2. Племянники.
  3. Сыновья.

В обоих ушах представители казачьего народа носили в редких случаях. Это говорило о том, что молодой человек является единственным ребенком своих родителей. У него нет ни братьев, ни сестер.

На войне казакам с серьгой уделяли особое внимание

Командиры казачьих войск всегда обращали внимание на внешний вид своих подопечных. К мужчинам с серьгами относились по-особенному. Они, конечно, воевали наравне со всеми.

В моменты надвигающейся опасности сослуживцы старались защищать молодых людей с украшениями, чтобы их род не прервался.

Казаки не носили других украшений

Это действительно так. Кольца, например, у казаков было принято носить только среди женской половины общества. Даже обрученный или женатый мужчина не надевал кольца.

Если вам понравилась статья, поставьте палец вверх. Делитесь в комментариях, о каких необычных традициях казаков слышали вы или хотели бы узнать.

Сейчас если мужик носит в ушах серьги, его обязательно станут подозревать в нетрадиционной ориентации. Но было время, когда это украшение было для сильного пола вполне обычным. Более того, считается, что первоначально их начали носить мужчины и только сильно позднее этот предмет гардероба оценили и женщины.

Вышло это из-за того, что в древности все люди верили в мир духов и существование нечистой силы, которая только и ждет, чтобы сглазить и околдовать. Поэтому каждый старался носить оберег, а то и два, для надежности. Куриные лапки и когти кота хоть и неплохо справлялись с лешими, навами и кикиморами, но все же, были не очень практичными.

Поэтому, с появлением мастеров-ювелиров многие суеверные люди начали носить такие своеобразные талисманы в ушах. Их старались делать из серебра – оно не окисляется и не вызывает болячек, которые при тогдашнем низком уровне медицины могли привести и к смерти. У золота были те же самые качества, только этот металл был не каждому по карману. Да и считалось, что оно должно звенеть в кошельке.

Многие древнерусские ратники щеголяли драгоценными серьгами. Это было частью тогдашнего воинского форса – попробуй отбери! Ведь военная добыча считалась вполне законным и благородным средством поправления финансов. Да и разбойнички на дорогах пошаливали. Поэтому для тогдашних вояк их ношение было еще одним способом показать свое мастерство и лихость. Вроде как – не подходи, зарежу.

Женщинам, кстати, таких оберегов не полагалось. Они, по большей части, сидели дома и в надежной защите не нуждались. Если что – прикормленный домовой от всякой нечисти поможет.

Правда, когда Киевская Русь окрепла и стала зарабатывать немыслимые барыши на обслуживании пути из варяг в греки, серьги появились и у прекрасного пола, но уже в виде украшения.

Даже приход христианства к их исчезновению не привел. Люди менее суеверными не стали. А если поп заартачится – можно сказать, что это просто модная фенечка.

Но все же, постепенно в Северо-Восточной Руси этот аксессуар стал постепенно у мужского пола пропадать. Какой-то особенной причины для этого не было, церковь сильно не возражала. Просто это людям разонравилось что ли.

Хоть у московского военного сословия серьги перестали быть обычными, на западе они вполне сохранились. Сейчас мы считаем их непременным атрибутом запорожских казаков, а ведь это не совсем верно, тогда их носили все.

Тем не менее, именно сечевики сделали серьги не просто украшением, а символом. Если казак носил ее в правом ухе – это означало, что он последний в своем роду. Если в левом – единственный сын в семье. А если в обеих ушах, то это был единственный ребенок у родителей.

У запорожцев не было обычая прятаться за спинами товарищей, но все же, атаманы старались таких бойцов беречь и без нужды ими не рисковать.

Писатели сохранили для нас память о том, что казачки как один носили в ушах серьги, а вот то, что их надевали и обычные вояки императорской армии, мы уже не помним.

Поэтому в народном сознании они остались как признак исключительно запорожцев.

Серьга в ухе у мужчин ассоциируется у современных людей с совершенно разными ситуациями. Одни читают это модным, другие нелепым, а третьи, ввиду отсутствия толерантности, считают такое украшение неприемлемым для настоящего мужчины.

Многие также уверены, что молодежь попросту копирует образы киногероев или персонажей любимых книг. Как бы то ни было, а особого значения такому украшению никто не придает. Но было время, когда носить серьгу могли только определенные представители сильного пола.

В частности серьга в ухе была обязательным аксессуаром донских казаков. Причем не простая серьга, а серебряная, выполненная в форме полумесяца и с крестом. Серьгу даже описывал Шолохов в своем произведении «Тихий Дон» — она считалась символом казаков, и именно по ней можно было их отличить от представителей других слоев населения.

Серьга казака выглядела примерно вот так:

Многие в наше время задаются вопросом, а потому именно серьга? И какое значение имело украшение в былые времена? Ответов на данный вопрос сразу несколько:

  • одни уверены, что это просто крашение;
  • другие считают серьгу оберегом каждого казака;
  • третьи называют ее отличительным знаком.

Серьги носили казаки с самого детства. Сыновьям уже взрослые мужчины прокалывали ухо чуть ли не в младенчестве, как бы предрекая судьбу своему чаду.

Ответ на вопрос о предназначении украшения могут дать историки. Мнение о простом украшении сразу можно назвать неверным — мужественные казаки совсем не беспокоились насчет своей внешности, и уж тем более, насчет стиля.

Мнение насчет оберега также не совсем верное — серьгу, как оказывается, могли носить далеко не все. Причем серьга не обязательно должна быть одна. Две надевались в особых случаях, и иногда даже без особого желания носящего.

Так, по словам специалистов, в левом ухе серьгу носили те представители казачества, которые были наследниками в своих семьях. Это был единственный ребенок в семье мужского пола. У казака могли быть сестры, а вот братьев точно не было.

В правом ухе носили серьгу те, кто нес звание последнего мужчины в своем роде. То есть, у казака не было родных и даже двоюродных братьев, племянников и родственников мужского пола другой важности. Гибель казака означала, то род окончательно прервался.

Две серьги носили казаки, у которых не было братьев и сестер — то есть, в семье казак рос один.

Важностью серьги не была демонстрация наличия у тебя многочисленных родственников. Командиры обращали внимание на серьги, когда собирали людей для выполнения конкретных задач. На самые опасные задания мужчин с двумя серьгами не посылали — все понимали, что заботиться о пожилых родителях казака в случае его гибели будет некому.

Подобное правило не было зафиксировано в уставе. Попадались и командиры, которые не работали по «человеческим» законам, и наоборот, подставляли своих подчиненных ввиду личной неприязни. В некоторых случаях парни с двумя серьгами и сами вызывались на передовую, чтобы не показалось, что они попросту прячутся за спинами своих товарищей. При этом в коллективах всегда негласно существовало правило — казака с двумя серьгами многие старались прикрыть в бою собственной грудью.

Таким образом, серьгу в ухе донского казака отчасти можно все же считать неким оберегом, который защищал его от верной гибели.

Обычай носить серьгу в ухе повёлся у казаков с незапамятной древности.

Византийский историк Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича (971 год), отметил, что «в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным».

Носили серьгу в ухе многие воинственные степные народы той поры: хазары, печенеги, половцы, татары… Через множество поколений и перемен этнографического состава, этот обычай дошёл до казаков Нового времени, живших в тех же местах и являвшихся потомками тех же народов, включая древних русов.

Условный язык серег

Конечно, были эти серьги не такими богатыми, как у самого князя Святослава. Но они имели своё символическое значение.

Известно, что в 19 веке у донских казаков серьги обозначали положение казака в семье. При этом не всякий казак мог носить серьгу. Это делалось только в отдельных, хорошо известных казакам случаях.

Серьга в левом ухе означала, что казак – единственный сын у своих родителей. Правда, у него могли быть сёстры. Если казак вешал серьгу в правое ухо, это значило, что он – последний мужчина в своём роду, который прервётся в случае его гибели. У такого казака не было ни братьев, ни племянников, ни двоюродных братьев. Серьги в обоих ушах свидетельствовали, что казак – единственный ребёнок в семье, у него нету даже сестёр.

Таким образом, не зная казака лично, казачий командир сразу всё понимал о семейном статусе подчинённого. Командиры, видя казаков с серьгами в ушах, то есть с такими условными знаками, старались по возможности беречь их на войне. Конечно, это удавалось не везде и не всегда.

Любопытно, что мужчины на Дону не носили никаких колец, в том числе обручальных и свадебных, на пальцах. Это была исключительно женская привилегия, там была своя система условных обозначений, но о ней как-нибудь в другой раз.

Издавна серьга имела форму полумесяца. Это имеет множество трактовок, вплоть до того, будто казаки чуть ли не до времён Петра Великого были мусульманами. На самом деле, с исламом это исходно никак не было связано. Но религиозные корни имеет.

Серьги носили и в Древней Руси. Если мы посмотрим на них, то увидим в их форме ещё не утраченный, постоянно повторяющийся мотив змея. Змей – глубоко архаичный религиозный символ, теряющийся в глубине тысячелетий. Первоначально ношение фигурки змея могло означать поклонение ему или божеству, с ним связанному. Древний славянский бог подземного мира Велес имел в качестве одного из священных (тотемных) животных змею.

Потом, когда князь Владимир провёл реформу языческой религии Руси, то упразднил культ Велеса. Верховным богом на Руси стал почитаться Перун, бог грозы, войны и дружины. Перун сродни скандинавскому Тору, победившему Мирового Змея. С этим связан и постоянный мотив русских сказок (остаточных мифов), в которых герой побеждает Змея Горыныча. Так что ношение змеи в ухе стало означать уже победу над Змеем.

С утверждением христианства этот мотив был переосмыслен в духе сказания о победе Святого Георгия над драконом.

А в конце 19 века в казачьих серьгах появляется новая деталь – крест на змее-полумесяце. Это было связано с войной 1877-1878 гг. с Турцией и символизировало победу христианского креста над исламским полумесяцем.


Издревле донские, терские, запорожские и другие казаки носили серьги – одну или две. Но были они далеко не у всех. Откуда пошла такая традиция? Как, чем и в каком возрасте казаку прокалывали уши?

Происхождение казаков

Казаки — специфическая этно-социальная общность или особый субэтнос, сформировавшийся на основе служилого вольного народа, проживавшего на окраинных территориях восточной Европы. Некоторые казацкие историки считают, что происхождение данного военизированного народа имеет отношение к хазарам, которые в X веке практически «растворились» во многих других этносах, прежде всего в тюркоязычных. Соответственно появление казачества они относят к XI - XII векам. Русские исследователи, такие как археолог, востоковед и этнограф Лев Гумилев, а также специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья, Ирана и Древней Руси Анатолий Новосельцев, указывали на 1395 год. Им был датирован документ, в котором впервые было упомянуто слово «козак», по отношению к некоему батраку, очевидно говорившему на смеси тюркских и славянских слов. Культурные традиции, которые и сегодня хранят казацкие семьи, действительно имеют корни тюркских, а также кавказских народов. Одной из них является прокалывание и ношение серег.

Родовой смысл серьги

Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак – единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он – последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак – вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер. К таким мужчинам было особое отношение казачьих командиров.

Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня. Традиция ношения серьги в ухе действительно имеет древнее, родовое, но совсем другое значение.

Обряд инициации

Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»

Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?

У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:

«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль. »

Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он – теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов.


Кто такие казаки и откуда они взялись?

Предшественниками казаков были бродники. |Фото: yandex.ru.

Как явление казаки появились задолго до того момента, как к данному сословию прилипло хорошо известное сегодня название. Предшественниками казаков были так называемые «бродники» (от слова «бродить» в значении скитаться). Это была весьма разнообразная компания, состоящая преимущественно из беглой бедной аристократии, которая сбивалась в ватаги и шла заниматься разбоем. Бродники были не очень надежной, плохо организованной, но зато крайне подвижной боевой силой. А потому их регулярно нанимали князья Руси и татарские ханы для ведения «рейдовой войны» – осуществления набегов на хутора, села и деревни своих политических конкурентов.

Сформировалось казачество к 15 веку. |Фото: moto59.ru.

Как таковые казаки появляются где-то в XV-XVI веках. Воинские сообщества формируются в «диком поле» в низовьях Вислы, Дона, Неретвы, Дуная и, конечно же, Днепра. В отличие от бродников в казаки бежали не только обедневшие или провинившиеся перед господином представители знати, но также крестьяне, искавшие вольницы и недовольные своим помещиком или общиной, бедные горожане и преступники. Причины ухода людей в казаки были самыми разными. Среди них были авантюристы, однако подавляющее большинство бежало в «дикое поле» не от хорошей жизни.

В конечном итоге казали оказались на службе у Российской Империи. |Фото: fishki.net.

Уходили в казаки абсолютно из всех королевств и княжеств: Польского, Литовского, Московского. Как и бродников, казаков активно нанимали все, у кого были на то деньги. Главным образом их услугами пользовалась Польша и Россия. В конечном итоге ко временам Екатерины II все территории с казачьими «вольницами» оказались в составе Российской Империи, и власти пришлось приложить немало усилий, чтобы привести в меридиан свободолюбивую социальную группу. Впрочем, не нужно думать, что казаки принципиально отказывались идти на службу. Как раз-таки они по большей части этого хотели, правда они также хотели и особого отношения к себе, что периодически приводило к конфликтам с властью, выливавшимся в бунты.

Зачем казаку в ухе серьга?

Воины всегда любили себя украшать. |Фото: fb.ru.

Традиция ношения серьги казаками в одном ухе уходит своими корнями глубоко в века, когда еще не существовало не только казаков, но даже упомянутых выше бродников. Первые упоминания о таких украшениях среди представителей русской воинской аристократии восходят еще в X веку, к сообщениям византийского историка Лева Диакона, который упоминал о серьге в ухе князя Святослава Игоревича.

Интересно, что данная традиция к русским князьям также пришла со стороны, а именно из великой степи. Есть многочисленные упоминания о том, что такие же украшения – серьгу в одном ухе, носили представители многочисленных кочевых народов, с которыми постоянно контактировали наши предки.

Серьгу носил единственный сын или последний мужчина. |Фото: primechaniya.ru.

В конечном итоге традиция дошла до казаков. Судя по всему, смысл ношения серьги за многие столетия сильно поменялся. Как к серьге относились ранние казаки – сказать сложно. Однако, достоверно известно, как трактовалась серьга в одном ухе в XIX столетии. Носить такое украшение мог далеко не каждый казак. Так, серьга в левом ухе означала, что казак – единственный ребенок-мужчина у своих родителей. Если же серьга у казака была в правом ухе, то это означало, что он последний из оставшихся мужчин в своем роду и если погибнет он, то династия прервется. Таким образом все коллеги сразу могли узнать о семейном статусе казака.

Впрочем, данная традиция была свойстве далеко не для всех казаков. Например, на Дону мужчины вообще не носили ювелирных украшений.

Зачем казаку нужен чуб?

Во-первых, это красиво. yandex.com.

На этот счет существует просто какое-то неимоверное количество самых разнообразных версий разной степени убедительности от откровенно странных, до весьма забавных и романтичных. Одни утверждают, что чуб имел носить право только казак, побывавший в реальном бою. Другие указывают на то, что чубы носили якобы из религиозных соображений, чтобы Господу Богу было за что вытащить казак из адского котла.

Скорее всего моду на сарматские прически казаки почерпнули у польской знати. |Фото: blog.peramuzesi.org.tr.

Впрочем, наиболее правдоподобная и хоть как-то подтверждающаяся версия сводится к тому, что чубы пришли в казачество с территории Польши, как раз на заре становления этого самого казачества в XV веке. Именно тогда в Королевстве Польском среди знати появляется легенда о сарматском происхождении польской аристократии. Лысая голова с чубом считалась «сарматской прической», а потому носилась многими представителями польской воинской аристократии.

А так как казаки достаточно часто нанимались в том числе и к полякам, по всей видимости они просто переняли популярную тогда моду. Тем более, что в казаки бежали не только с Руси, но также и с территории Венгрии, Польши и Литвы.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, для чего турецким янычарам полагался ятаган , если он не являлся основным оружием.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.

Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.

Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Для чего казаки носили чуб на голове

Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.

Казак Мамай

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Донские казаки

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

Этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.

городской форум

городской форум Новочеркасска

Казаки и серьги

  • Отправить тему по email
  • Версия для печати

Аватара пользователя

Казаки и серьги

Аватара пользователя

Re: Казаки и серьги

Re: Казаки и серьги

Re: Казаки и серьги

Аватара пользователя

Re: Казаки и серьги

SfonB 7 февраля 2009, 09:12 - Ответ

У людей на войне главная задача - победить супостата, а не продлить свой собственный род. Это, можно сказать, общественная задача. И привилегии здесь неуместны.

Так и вижу перед собой казака с двумя серьгами. Все у него, как у настоящего казака. И конь, и бурка, и винтовка, и шашка, и кинжал, и пика! Орел! Красавец-мужчина. Только разборчив, как мой кот. "Не, это я не ем! И это не ем! Вы что, забыли? Да, вот это я ем. Только уже заветрилось, так что жрите сами!"
Вот и этот. защитничек Отечества! Слуга царю! Боевая единица!
"Нет, что вы, это слишком опасно! Вы что, не видите, у меня серьга в правом ухе! И это тоже слишком опасно!
Вот вам серьга в левом ухе!"

Интересно, когда у такого орла появятся дети, они будут хвастаться своим папашей перед другими сверстниками?
У которых отцы с войны пришли с георгиями, а этот - с серьгами?
http://forum.exler.ru/lofiversion/index . 878-0.html

rem1961 10 февраля 2009, 19:43 - Ответ
Перечитал тред, не обнаружил сколько-нибудь серьезных ссылок на источники сюжета, все на уровне "слышал от знакомого" или "прочел у Пикуля".

Позволю себе чисто гипотетическую реконструкцию генезиса этого виртуального обычая.

Сперва у казаков серьга служила знаком готовности на смелое дело, носили ее молодые, неженатые, часто - младшие сыновья или сироты, которым не нужно было заботиться о семье или родителях. Таких людей использовали в опасных местах, но бережливо, как ценный товар, который может пригодиться в трудную минуту. Убитых серьгоносцев не жалели, это не в казачьих традициях - жалеть убитых в бою. О восполнении рода тоже особенно не заботились, "молодых легко новых нарожать, ценны только пожившие и опытные".

В 19 веке, когда среди казаков сложилось офицерство, воспитанное на европейско-дворянский лад, оно восприняло эту традицию в человеколюбивом духе "заботы о малых сих". Тут-то и могло сложиться представление о необходимости беречь младших сыновей. Практического значения оно, скорее всего, не имело, а вот в художественных описаниях "вольных казаков" как-то отразилось и, глядишь, дожило до сего дня.
http://forum.exler.ru/lofiversion/index . 78-50.html

rem1961 14 марта 2009, 10:59 - Ответ
Все примеры с равнением направо выглядят как списанные с одного недостоверного источника - ссылки на исторические примеры отсутствуют. Если уж взялся доказывать, пошукай пример воспоминаний с реальным эпизодом, когда казака с серьгой в ухе не пускают на рискованное задание.
http://forum.exler.ru/lofiversion/index . 78-50.html

Вот так вот: в неказачьих краях форумчане прежде, чем что-то выдать, логически мыслят,
рассуждают по той либо иной казачьей теме, первоисточники ищут.
А что мы видим у нас? Берётся из Интернета расхожая байка и без всяких оговорок, комментариев и сносок выдаётся за истину в последней инстанции. А она питерским сочинителем Борисом Алмазовым ещё 20 лет назад пущена в обращение и с тех пор плодится да множится в различных вариациях. Точно так же, как и его выдумка (впервые заложенная в Устав возглавлявшегося Александром Мартыновым Союза казаков) о неполномочности казачьих Кругов без присутствия на них священников (чем те и пользовались для придания большей значимости своим персонам).

Читайте также: