Серьга в ухе у цыгана что означает

Опубликовано: 20.04.2024



Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.

Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов.

Давайте попробуем разобраться, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.

Цыгане — кочевой народ

Мифы и правда о цыганах

Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.

В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).

У цыган есть барон

Мифы и правда о цыганах

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Цыгане умеют гипнотизировать и гадать

Мифы и правда о цыганах

Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.

Цыгане — единый народ

Мифы и правда о цыганах

Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.

Мужчины-цыгане носят серьги

Мифы и правда о цыганах

В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.

Цыгане не работают и не учатся

Мифы и правда о цыганах

Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.

Цыгане никогда не служили в армии

Мифы и правда о цыганах

Правильнее было бы сказать — никогда не затевали войн. А вот за оружие браться им приходилось, и не раз. На протяжении истории цыгане различных государств были втянуты в вооруженные конфликты: вели войны за Османскую империю и против нее, сражались в армии французского короля Генриха IV, служили в португальских войсках, русские цыгане встали на охрану Отечества в 1812-м и в 1941-м и т. д. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами.

Цыганки — вольнолюбивые

Мифы и правда о цыганах

Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.

Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.



А.Козакевич. "Украденное дитя". Х., м. 1880-е годы.

Украденные дети

"Лежи тихо — а то тебя цыганка украдёт!" Этой фразой матери пугали детей не только у нас в России, но и по всей Европе. Стереотип настолько закрепился, что мало кто в нём сомневается. А знаете ли вы, что цыганский народ стал жертвой навета?

Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди "Прекрасная египтянка", или "Цыганку" Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века "Невинная египтянка" Жана-Пьера Камю. Но пьеса "Проделки Скапена", созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1

Вспомним также "Цыганочку" Сервантеса. Героиня этой новеллы, Пресьоса была ребёнком похищена из знатной семьи. Все эти произведения некогда сыграли свою роль в насаждении цыганофобии. Есть однако сюжеты, действующие на подсознание ныне живущего поколения. Кто не помнит, что Эсмеральда в романе Гюго — украденная дочь французской горожанки? И кому не знакома развязка "Женитьбы Фигаро"? Каждый, кто смотрел эту блестящую комедию, знает, что Фигаро стал в младенчестве жертвой коварных цыган, и только особый знак на теле, нанесённый предусмотрительными родителями помог выяснить истину.

Вообще разного рода родинки, ладанки на шее, и прочие атрибуты, необходимые для узнавания через много лет — настолько стандартный литературный приём, что порой становится просто скучно. Итак, тема краденых детей разрабатывалась в рассказах, статьях бульварной прессы, комиксах и детских пьесах.2 А потом подключилось кино. Есения из нашумевшего мексиканского фильма — снова не цыганка по крови, и её появление в иноплеменной среде окутано туманом незаконной сделки.

Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же "часто", как таборное людоедство.

Очень показательный случай произошёл в 1802 году в Англии. Некая Мэри Келлен попросила помощи у полиции. Она сказала, что проезжавшие мимо Плимута цыгане силой утащили её с собой. "Похитители" были немедленно арестованы, началось следствие — и что же? Оказалось, что наглая девчонка сбежала из работного дома в Ротерхите и попросила убежища в таборе. (Поясню, что работные дома в Англии того времени были чем-то вроде каторжных тюрем, причём попасть туда можно было в любом возрасте.) Когда истина вскрылась, судьи были так возмущены вероломством беглянки, что цыган выпустили из-под стражи, и в их пользу был даже проведён денежный сбор..

Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?

Не будем забывать, что цыгане — такие же люди, как все остальные. И у них тоже бывают бездетные пары. Вряд ли стоит объяснять, какое это несчастье для семьи. В таких случаях люди обычно идут на усыновление…

Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.

Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как "лишний рот". После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.

Миф о пресловутой лени таборных мужчин

Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной "Роль мужчины в традиционном цыганском обществе"



Цыгановед рассказывает, как стать цыганом, как перестать быть цыганом и нужно ли носить в ухе серьгу


— Вы сами, насколько мне известно, не цыган. Как вы стали цыганами заниматься?

— У меня в семье была легенда, что одна из бабушек — цыганка. Понятно,
так бывает более или менее в любой русской семье, где есть смуглые люди.
Мне это было очень приятно, и хотелось что-то об этом узнать. Когда я учился на русском отделении филфака, я, понятное дело, интересовался языками
и нашел книжку по цыганской грамматике, прочел и захотел продолжать ею заниматься. А потом, на пятом курсе, у нас был факультативный семинар
по цыганскому языку, его вел Виктор Васильевич Шаповал, который с конца 1980-х занимается, в частности, русскими цыганами. Еще, занимаясь балтийскими языками, я довольно часто бывал в балтийских странах и вот
в Вильнюсе в первый раз оказался у цыган. Там есть поселение, или, как еще говорят, табор, который находится в пределах города, я через знакомых туда попал, и мы сидели с ними, разговаривали очень весело… Когда я окончил университет, я специально поехал в Тулу, потому что там много цыганских таборов и в одном из них, где живут цыгане-котляры, самом большом в России (там живет сейчас порядка 300–400 семей, около двух-трех тысяч человек), есть начальная цыганская школа, где я на волонтерских основаниях преподавал. Я тогда еще слабо владел их диалектом, потому что он сильно отличался от того, что я до этого изучал: фактически я учил новый язык. И одновременно с этим в другом таборе, дома у одного из цыган, мы собирали дошкольников, и я их готовил к школе. Параллельно я пытался вести какую-то научную работу и немного общественную.

В Петербурге был такой Антидискриминационный центр «Мемориал» (он был вынужден самоликвидироваться после того, как его признали иностранным агентом). Центр мне предложил координировать проекты, связанные
с цыганским образованием. Тогда я очень много ездил по России, уже и язык выучил и просто сроднился с цыганами. Потом мы организовали конференцию по цыганскому языку в России, сделали сборник научных статей.

— Ваша первая встреча с табором — насколько реальность соответствовала вашим представлениям? И как это вообще — жить
в таборе?

— Ну, я не жил вместе с ними, но хотел. Конечно, у меня были довольно смутные и романтизированные представления о том, как там все устроено, причем скорее не в стиле советских фильмов, а в стиле балканских клише.
На деле все не просто оказалось. Никто тебя легко в семью не возьмет, особенно там, где есть незамужние молодые девчонки. Я к ним ездил, а жил в самой Туле. Но со мной всегда были чрезвычайно добры, особенно после того, как я хорошо выучил язык и начал разбираться, кто чей родственник.

— Это так важно?

— Да, мужчины обычно об этом разговаривают, когда сидят за столом, — какие бывают цыганские «нации» (роды) и кто кому приходится родственником. Знание этого всегда вызывает уважение. Притом я все время ездил между таборами и многих знал, часто больше, чем они сами, к тому же постепенно освоил язык — вообще это удовольствие для них, что есть такой человек, который ими интересуется. Со многими у меня дружеские отношения,
а с некоторыми мы совсем как родственники.








— А можно стать цыганом?

— Я думаю, да. У них не как у евреев — нет идеи о том, что цыган — это что-то про кровь. Во-первых, у них очень много приемных детей. Потому что, если никак не рождается сын, что очень важно (я сейчас говорю про котляров, я с ними больше всего общаюсь), а только девочки, тогда они уже больше не рискуют и берут из приюта мальчика. Но вот эти ребята, которые усыновляются, и в довольно малом возрасте, и, бывает, старше, — они абсолютно цыгане, они женятся на цыганках, ведут цыганский образ жизни, говорят на цыганском языке. При этом они могут быть кем угодно: башкирами, русскими, рыжими, конопатыми, светловолосыми, голубоглазыми. Это может выглядеть довольно странно и отчасти стало причиной мифа о том, что цыгане крадут детей.

То есть цыгане — это образ жизни и связь с общиной, следование определенным правилам — в семейной жизни, женитьбе, языке, работе. Конечно, если я буду одет по-цыгански, говорить по-цыгански, проявлять знание разных обычаев — в этом смысле, конечно, я мог бы стать цыганом. Для этого мне нужно было бы жениться на цыганке (уже побывавшей замужем, разумеется, потому что у них нормально жениться лет в пятнадцать), переехать жить в табор и заняться какой-нибудь нормальной цыганской работой — металлоломным бизнесом, например. Но не преподавать в университете.

— Как правильно: цыгановедение или цыганология? И как эта наука существует в академическом мире?

— И так и так говорят. Серьезно и научно этим стали заниматься не так давно — может быть, последние три десятилетия. Во-первых, раз в два года проходит большая международная конференция по цыганскому языкознанию. Во-вторых существует международное цыгановедческое общество The Gypsy Lore Society, которое проводит большие ежегодные конференции, посвященные не только цыганам, а вообще кочующим народам на территории Европы; цыгановедческая часть у них значительная. Хотя, конечно, уровень не то что изученности, но даже описанности цыган довольно низок. Отчасти это связано с невероятным их разнообразием, количеством диалектов: все это требует довольно кропотливой полевой работы. А специалистов не хватает. В советское время, где-то с конца 1930-х до 1970-х годов, цыганские штудии фактически были под запретом. Потом было несколько человек, но писали они довольно мало. Только в России с десяток цыганских диалектов, из них два более или менее прилично описаны. Это я уже не говорю про описание быта. Постепенно ситуация исправляется, но все равно полевых исследований мало. Очень не хватает, например, девушек, занимающихся цыганами, — они могли бы задавать вопросы, которые я не могу задавать, спрашивать про интимные вещи.

— Вы говорили в лекции про попытки создать в 1920–30-х годах литературный цыганский язык. Зачем и кому это было нужно?

— Это было связано с национальной политикой раннего СССР, которая старалась поддерживать собственную культуру малых народов. За основу был взят язык русских цыган, с добавлением литературных заимствований из других диалектов. Возможно, потому, что они были наиболее ассимилированные, многие владели азами грамотности, и они в большей степени были подвержены большевистским настроениям. Общая идея состояла в том, что культура угнетавшихся в царское время малых народов теперь, с приходом новой власти, должна стать социалистической по содержанию, оставаясь национальной по форме. Главной задачей было организовать цыганские колхозы, велась пропаганда оседлого образа жизни.

В основном на этом языке издавались и рассылались по колхозам переводы марксистско-ленинистской литературы, речей Ленина, потом Сталина, постановления партии. Но было довольно много и художественной оригинальной литературы, то есть той, которая изначально писалась на цыганском языке. Но в целом масштабы незначительные, конечно, были.

— А благодарность со стороны «малых народов» какая-то последовала?

— Сложно сказать. Когда читаешь цыганские журналы, их редакторы как будто постоянно жалуются, что нет отклика от народа. А если говорить
про современных цыган, то сейчас они часто просто не знают, что вообще такое было. У кого-то бабушки или дедушки еще помнят цыганские школы,
где обучали языку, и они даже писали друг другу письма на цыганском языке. Но вся та литература сейчас практически неизвестна.

— Что вообще сейчас происходит с цыганским языком?

— Во многих цыганских группах язык постепенно утрачивается, но не у котляров. Например, у русских цыган довольно многие уже переходят на русский. Хотя у нас даже не такой большой процент утративших язык, как в некоторых странах Европы. Кстати, там довольно много проектов, поддерживающих цыган и цыганский язык, в некоторых странах он даже официально признан как язык национального меньшинства. В скандинавских странах в некоторых школах на нем даже обучают детей. В России государственных проектов, разумеется, нет. Образование цыганских детей вообще довольно сложная проблема: фактически действует негласный апартеид. Как правило, цыганские дети учатся в отдельных классах в нормальных школах, их так и называют: цыганские классы. В Ленинградской области есть табор, с которым я больше всего, наверное, общался. И рядом большая «белая школа», как они ее называют, где учатся русские дети, и есть бывшая мастерская, где учатся цыганские дети. Цыганские дети попадают в большую школу, только если доходят до пятого класса. Когда я там работал, там было, условно говоря, 80 русских детей на всю большую школу, а на маленькую с тремя комнатами — 103 цыганских ребенка. Очень мало кто заканчивает школу. Уже хорошо, если заканчивают начальную. А те, кто переходит в среднюю, сталкиваются с большими трудностями.

Родителям с этим бороться довольно сложно — кто хочет проблем? Судиться со школой, а там еще администрация придет — это вечная история.
В цыганском поселке может быть много домов не зарегистрировано, и им просто скажут: мы их снесем, отзывайте иск.

— А насколько они готовы бороться за свои права?

— Это зависит от группы, по-разному. Скажем, некоторые русские цыгане —
в большей степени: они живут по одной-две семье и более независимы друг
от друга. А если про котляров говорить, то они живут большими общинами,
и ими довольно легко манипулировать. Они вообще очень миролюбиво настроены, хотят как можно меньше проблем с внешним миром. Они в большей степени заинтересованы иметь дома, чем бороться за то, чтобы ребенок пошел в пятый класс — в этом принципиального значения для себя они не видят. В каком-то смысле они идеальные граждане нашего государства, потому что хотят исключительно мира.

— Цыгане исследуют себя сами?

— Практически все цыгановеды — не цыгане. В России есть, наверное, только один настоящий цыган, который занимается изучением своего
народа, — Георгий Цветков. Он из Москвы, из ловари и, по-моему, даже защитил диссертацию несколько лет назад, хотя вообще он не ученый по образованию, а артист. На конференции у нас был один парень из котлярского табора в Ленинградской области. Он и его брат — это единственный известный мне случай, когда выходец из семьи котляров учится в вузе. Русские же цыгане очень часто учатся и оканчивают вузы.

— А прогресс, соблазны городские? Как правило, это серьезно меняет традиционные герметичные общества.

— Зависит опять же от этнической группы и от степени ассимилированности.
У русских цыган часты смешанные браки, у них женщины могут работать
в самых разных профессиях, хоть в такси. А для котляров это невозможно.
Но в целом прогресс больше на внешние вещи влияет. Например, девчонки пока не замужем, красятся, ходят в джинсах. Бывает даже, что уже когда и замуж выходят (а тогда они обязаны ходить в юбках), юбку надевают на джинсы. Они сидят во «Вконтакте». Газ появляется в домах, телевизоры, компьютеры.

Но вот такие сугубо цыганские моменты, как жить табором или система «опоганивания», пока не уходят. Понятие ритуальной чистоты и сейчас довольно строгое, по крайней мере в России. Хотя в той же Туле у части домов есть гараж, соответственно, женщина на втором этаже оказывается выше. Другие цыгане говорят про таких: они уже не цыгане, они опоганились. Бабушки еще ходят с традиционными косичками — амболдинари, молодые — уже не везде. Я показывал самарским котлярам фотографии других котляров, где девушки с обычным пучком, и они считали, что это «лэецо» — то есть цыган, который не котляр. По-разному везде.

— Позвольте напоследок спросить про вашу серьгу в ухе — это чтобы быть похожим на цыгана?

— То, что цыгане носят серьгу, — это миф. Мне кажется, что в России он укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» — там у Яшки-цыгана такая большая была серьга. Какие-то цыгане мне рассказывали, что у них старики будто бы носили большие серьги, будто бы это к счастью было, называлось «цыганская подкова». Но я сам ни разу не видел в России цыгана с серьгой.

И когда я прихожу к котлярам, с которыми довольно дружен, они часто просят ее снять. Для них, как и для многих «непродвинутых» русских, серьга —
это часть женского образа. Мужчина не может это носить — и всё! Просто неприлично. Но я когда-то давно проколол ухо — пускай серьга висит.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Избранное

Мужская серьга - значения в истории.

После недавнего моего поста о "черной королеве" Франции Екатерине Медичи, в одном из личных сообщений меня спросили: правда ли младший сын Екатерины, слабовольный и экстравагантный Генрих III был голубым? Ведь на его портрете в ухе четко видна серьга.
Я бы не стала оценивать сексуальную ориентацию Генриха, только по наличию в ухе этого украшения. Генрих, конечно, носил серьгу. Мало того у него было несколько любимчиков - миньонов. Но для выводов слишком мало фактов.

А если говорить только о серьге, причем в рамках исторической достоверности, то нужно признать: серьги появились именно как мужское, а не как женское украшение.
Уже в древней Азии семь тысяч лет назад уже существовали искусные мастера, делавшие серьги для мужчин. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в социуме. Серьга в древнем Риме обличала раба. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией.
В средние века в Европе мужские серьги переживали то периоды ренессанса, то, наоборот, падения.
Например, в XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное "по образу и подобию". Этот запрет коснулся и прокалывания ушей.
Поскольку сфера влияние церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились.
Причины для ношения серег у этих товарищей были разные. Цыгане, продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному "дну". У пиратов серьга означала захваченный им корабль. Мореходы одевали серьгу после пересечения экватора. Такой моряк, кстати, имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол.

Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом - единственный сын у родителей. В обоих ушах - последний в семье, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло.

Эпоха Возрождения серьги и их носителей реабилитировала. Де юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли.
Да действительно - на портрете французского короля Генриха III заметно, что его ухо украшает серьга. Однако не он один носил серьги и прочие украшения. Антуан де Бурбон, отец Генриха IV , и сам Карл IX тоже носили серьги. Маршал Филипп Стрози, в мужестве которого никто не усомнится, носил в ухе жемчужину. Роббер де ля Марк, из дома герцогов Буйон, вообще имел обыкновение покрывать себя драгоценностями. Франсуа де Карнавале без всяких колебаний надевал жемчужное колье. Таким образом, король лишь следовал моде времен Франциска I. Пройдет мода и он откажется от этого.
На Руси мужчины также не пренебрегали серьгами. Со времен древних славян до XII в. витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, - «серьгач»
Во время боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью. Объяснялось это тем, что украшения были мало различимы из-под длинных париков. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину. Во времена елизаветинские парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.
Что до нашего времени, то я не берусь трактовать серьги - одну или несколько, в правом или левом ухе мужчины. Но, думаю, тоже есть свои значения. Историки позже разберутся.


Король Франции Генрих III

Цыгане живут на всех континентах, за исключением Антарктиды. Численность только европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 до 12 млн человек.

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии, но время миграции точно не установлено, также, как и количество миграционных волн. Цыгане понимают несложные фразы на хинди, поэтому индийские фильмы могут смотреть без перевода.


Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет значение «деньги».

Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать к цыганскому обществу. Это наказание применяется в случае особо тяжких преступлений и при некоторых других обстоятельствах.

Короткие волосы у цыган — это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.

Одно из самых интересных цыганских понятий — это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». И по этой же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

В наши дни они кочуют намного меньше, лишь 1% российских цыган переезжает с места на место.

Особенное национальное блюдо цыган — ёж (жареный или тушёный). Это блюдо польских и прибалтийских цыган, связанное с длительной вынужденной жизнью в лесах во времена гонений на цыган в Европе.

Во время праздников считается невежливым по отношению к присутствующим сильно напиваться. Очень часто на праздниках «дежурят» молодые люди (которым всё равно нельзя пить при старших), в обязанность которых входит предотвращать конфликты и помогать празднующим соблюдать меру.

Вопреки сложившемуся мнению, в цыганском языке нет слова «чавэллы».

8 апреля — Национальный день цыган.

Культ детства настолько силён, что у цыган распространён обычай усыновления (которое часто происходит даже при наличии собственных детей). В дом, где есть ребёнок или дети, цыган, по цыганскому этикету, должен взять угощение или небольшие подарки. Если ребёнку в гостях у цыгана очень понравилась какая-то вещь, принято предлагать её в подарок.

Чем более женщина успешна как мать (то есть чем более успешно она воспитывает своего ребёнка или детей, по мнению цыганского общества), тем весомей её мнение и положение в обществе.

Большая часть цыган исповедует христианство или ислам, но встречаются также и представители других конфессий.

Личные вещи умершего и вещи, которых касался умерший перед смертью, считаются нечистыми и хоронятся вместе с ним. То же касается вещей женщины во время послеродового периода: они «оскверняются» и уничтожаются. Причиной появления таких обычаев учёные считают санитарные соображения.

Знаменитые пышные оборки на платьях испанских цыганок — прямое следствие их полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка аккуратно его подрезала и нашивала полоски ткани от старых платьев или из купленных «по дешёвке» в лавке обрезков ткани.

У большинства цыган от невесты ожидается наличие девственной плевы. Простынь с кровью от дефлорации принято показывать гостям во время празднования свадьбы.

Молодые в большинстве случаев остаются жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен остаться с родителями – надо же кому-то за ними ухаживать.

Причиной пристрастия к золотым украшениям цыганок полагают страхование женщины от нищеты в случае развода. Если муж из дому погонит, то может не дать с собой денег и не разделить имущества, но серьги-кольца срывать вряд ли будет.

В августе 1944 года был ликвидирован концентрационный лагерь Освенцим-Бжезинка на территории Польши, куда немцы направляли большинство цыган из Восточной Европы. Предполагается, что в его стенах погибло около 21 тысячи европейских цыган, в том числе детей и стариков.

Многие цыгане освоили гипноз, и зачастую применяют его не в благих целях. Поэтому старайтесь не смотреть им в глаза во время разговора.






Принято считать, что ювелирные украшения – прерогатива женщин. Но если заглянуть в глубь истории, то можно узнать, что с древних времен мужчины свободно носили цепи, кольца, браслеты и даже серьги. Значение этих украшений было для каждой эпохи своим. Сегодня, в 21 веке, общество настроено демократично, уши прокалывают и мужчины, и женщины. По крайней мере, для парня одна серьга в левом ухе – абсолютно приемлемо, но иногда можно встретить и тех мужчин, которые носят сережки в обоих ушах. Мы разберемся, что значит такое украшение у мужчины и могут ли представители сильного пола носить одновременно две серьги.

Историческое значение


В общих чертах, прокол уха во многих странах древнего мира служил или амулетом, оберегающим от темных сил, или подтверждением мужества и доблести. В конце концов, если юноша вытерпел эту боль, то вынесет и другие трудности и опасности, ожидающие его на жизненном пути.

Также в древние времена такого рода украшения носились, чтобы показать принадлежность к определенному социальному классу. Например, в Египте серьги в ушах мужчин свидетельствовали об их высоком положении и достатке и требовали соответствующего почтения к ним. В Риме ситуация была обратная: украшения в ушах были только у попрошаек и прочих представителей низших классов. Однако римские солдаты часто прокалывали себе соски и вставляли в них кольца – это было знаком мужества и отваги, носился такой пирсинг с гордостью.

Славянские мужчины надевали серьгу, когда отправлялись в бой. Их возлюбленные девушки и женщины отдавали им свое украшение, и те должны были носить его в сражении как амулет.

Противники церкви


В 13 веке церковь наложила запрет на пирсинг в любых частях тела. Священнослужители аргументировали это тем, что бог создал нас всех и хотел бы видеть наши тела в неизменном виде, поэтому любые намеренные его деформации – это посягательство на божью волю. Несмотря на это, представители некоторых слоев населения украшали себя пирсингом. К примеру, воры прокалывали себе уши в знак противодействия церковному уставу и намеренно демонстрировали свою принадлежность к «отбросам» общества. Также поступали и пираты. С незапамятных времен они носили такое украшение, и эту тенденцию четко можно проследить в фильмах о пиратах. Все представляют себе классический образ морского разбойника: деревянная нога, попугай на плече и серьга в ухе.

Связь прокола уха со зрением

Проколотое левое ухо – признак не только пирата, но и любого моряка. Эта традиция имеет медицинское основание: с древних времен бытовало мнение, что люди с проколотым ухом лучше видят вдаль. Разумеется, на морских просторах такая способность явно не лишняя, поэтому моряки украшались подобным образом. Кстати, даже в наши дни некоторые доктора разделяют эту точку зрения, хотя научных подтверждений и исследовательских данных по этому поводу нет, так что насколько этот факт правдив, можно лишь гадать.

Цыгане и казаки


У цыган свое отношение к пирсингу ушей у мужчин. Из-за бродячего образа жизни и плохой санитарии цыганские дети часто умирают в младенчестве. Если в семье умирал первенец, то в момент рождения второго ребенка ему практически сразу прокалывали ухо и вставляли серьгу – она становилась амулетом. Цыгане считали, что украшение убережет второго ребенка от трагичной судьбы первенца. Поэтому в левом ухе у взрослого цыгана часто можно увидеть сережку. Чаще всего это простое маленькое кольцо, которое он носит с младенчества.

У казаков противоположный подход к проколу уха. Серьга у казака означает, что мужчина является единственным сыном своих родителей или же последним мужчиной в роду. Традиции казаков требовали, чтобы к такому человеку было особое отношение: его нельзя было сурово карать за проступки, нагружать его непосильной работой и отправлять на заведомо проигранную войну. В общем, полагалось оберегать жизнь этого мужчины любыми способами.

Субкультуры


Часто ушные украшения можно встретить у представителей субкультуры хиппи. Молодые люди прокалывали себе разные части тела, чтобы продемонстрировать любовь к свободе и пренебрежение условностями.

Позже серьги в ушах перекочевали к фанатам тяжелой музыки. Даже в наши дни можно часто встретить рокеров с пирсингом ушей. Им нравится носить тяжелые железные серьги, украшенные шипами.

Что сегодня значит серьга в левом ухе у мужчин

На протяжении истории традиция чаще всего предписывала мужчинам прокалывать именно левое ухо. На то есть своя причина. Издавна принято считать, что сережка в правом ухе у мужчины имеет довольно интимное значение и символизирует его принадлежность к секс-меньшинствам. Представители нетрадиционной сексуальной ориентации могут также носить серьги в обоих ушах. Так что если ваш знакомый парень хочет проколоть себе ухо, но не знает, какое именно, возьмите на себя труд просветить его и избавить его от попадания в неловкую ситуацию в будущем.


В современном мире проколотое ухо у мужчины вряд ли кого-то удивит. Часто такое украшение носят креативные молодые люди, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность, а также звезды шоу-бизнеса. Кроме того, байкеры тоже очень любят пирсинг во всевозможных местах, включая уши. Это же касается представителей субкультур эмо и готов. В целом, проколотое ухо обычно означает, что человек просто желает выглядеть нестандартно.

Теперь вы знаете, что означает серьга в левом ухе у мужчины. Пирсинг – это красиво, интересно и нестандартно. Или вы так не считаете? А как вы относитесь к проколотому уху у парней?

Читайте также: