Серебро epns что это

Опубликовано: 16.04.2024

Ох как часто начинающий инвестор напарывается на покупку предмета, позиционируемого как массив серебра, а на деле это оказывается обычным посеребренным металлом. И как обманчивы клейма, частенько стоит всеми любимая «84», внезапно затмевающая разум, в голове уже крутятся трехзначные цифры за грамм… а в итоге на руках – «бланк металл» ( blanc metal ) с легеньким, при регулярном использовании за месяц «съедаемым», тоненьким слоем серебра.

Блюдо с крышкой, глубокое серебрение, Англия кон 19 - нач 20 века
Блюдо с крышкой, глубокое серебрение, Англия кон 19 – нач 20 века

В данном случае, эти самые цифры 90, 100, 120, 150, а есть также 13, 20, 40, 60, 80 и конечно 84 – означают, сколько грамм чистого серебра было затрачено при легировании (гальванопокрытии серебром) 12 столовых ложек и 12 вилок. Этот штемпель стал ставиться приблизительно с 1850 г. Это соответствует 24 кв.дм. Если говорить о чайнике, то вот так и считать – 90 грамм чистого серебра на 24 кв.дм. площади.

Числовые клейма на посеребренных предметах.

Производство посеребренных столовых приборов на индустриальном уровне началось в Германии в середине 19-ого столетия. Два фактора ограничивали производство:
1. Доступ к электроэнергии был очень ограничен в то время.
2. Электрический ток был довольно слаб по сравнению с нашим временем.

После некоторого экспериментирования исследователи обнаружили, что наилучшие результаты достигаются, когда они использовали маленькую гальваническую ванну, помещая одну дюжину столовых ложек и одну дюжину столовых вилок в нее и используя 90 граммов чистого серебра и затем осаждали серебро, пока серебряные аноды не были израсходованы, и серебро твердо обосновалось на столовом приборе. Это занимало много времени, и в начале делало готовые предметы довольно дорогими. Инженеры обнаружили, что на 12 ложках оседает немного больше серебра, чем половина используемых 90 грамм (поскольку у них поверхность больше, чем у вилки), немного меньше чем половина была осаждена на этих 12 вилках. При использовании большой ванны потребовался бы намного более длительный процесс металлизации, который сделал бы процесс еще более дорогим. Использование больше чем 12 + 12 предметов в ванне привело бы к :
1. Предметы, самые близкие к серебряным анодам, получили бы намного более толстую металлизацию.
2. Части, самые дальние от анодов, получили бы очень тонкую металлизацию.
Таким образом, толщина серебряного слоя отличалась бы значительно.

Использование 12 + 12 предметов, как описано выше, и 90 граммов чистого серебра стало стандартом в Германии. Процесс был зарегистрирован и эти “90″ стали выбиваться на предметах. Если компании хотели произвести более дешевый столовый прибор, они использовали меньше серебра, 60 граммов, 40 граммов или даже 20 граммов, которые делали металлизацию очень тонкой. Некоторые использовали больше, 100 или 150 граммов. На предметах наносилось соответственно “60″, “40″, “20″, “100″ и т.д.

Процесс металлизации был приспособлен к другим предметам столовых приборов: ручки ножей, маленькие ложки и т.д., так, чтобы серебряный слой на них был столь же толстым как на столовых ложках и столовых вилках. Поскольку тот же самый стандартный процесс использовался, они все были отмечены клеймом “90″. Новые методы позволяли покрыть больше предметов серебряным слоем в больших ваннах в более короткое время, используя большие серебряные аноды. Однако толщина металлизации оставалась той же самой, таким образом, клеймо оставалось тем же самым.

Когда покрытые серебром столовые приборы стал более доступны, многочисленные покупатели стали задаваться вопросом: сколько же чистого серебра их столовый прибор фактически содержит? Изготовители поняли, что могут использовать ответ в качестве метода, чтобы способствовать продажам и начали штамповать еще одну марку, которая примерно отражала фактический вес граммах серебра, которое покрыло предмет. К сожалению, они использовали две различных системы:
1. Предметы, которые обычно изготавливаются в дюжинах (столовые вилки-ложки – ножи, кофейные ложки и т.д.) клеймятся весом серебра, используемого для того, чтобы покрыть дюжину частей серебряным слоем. Таким образом, столовые вилки и столовые ложки были отмечены вторым клеймом “45″, мелкие предметы были отмечены более низким числом (например, “35″), поскольку меньше серебра было необходимо, чтобы обеспечить им ту же самую толщину металлизации.
2. Предметы, которые обычно приобретались отдельно или в парах были отмечены клеймом с весом серебра на единичном предмете.

Примеры:
Если у Вас есть столовая ложка , маркированная “90″, и “45″ это означает: стандартный процесс как описано выше использовался на одной ложке примерно 1/12 от 45 граммов
(приблизительно 3,75 грамма) чистого серебра были нанесены. Если у Вас есть сахарный совочек, отмеченный “90″ и “2″ это значит: снова стандартный процесс использовался, 2 грамма чистого серебра использовались, чтобы покрыть предмет. Если у Вас есть пара приборов для салата, каждая часть отметила “90″, и “4″ это означает: снова стандартный процесс использовался на каждой части, 4 грамма чистого серебра использовались.

Эта немецкая система маркировки серебрения была принята другими европейскими странами.

Плакирование серебра ( “sterling weighted”).

Встречается порой еще один вид “почти серебра”. Это не цельнолитое серебро, но и не серебрение, предметы покрыты тонкими листами серебра.

Внутрь подставок, оснований, ножек предметов, изготовленных различными методами из тонкого серебра и, как правило, не широких в основании, очень часто заливались свинец, олово, баббит, другие сплавы и даже обычная канифоль, как для большей устойчивости, так и для предохранения их от деформации(вмятин). Изготовитель вынужден был клеймить такие предметы специальными надписями, чтобы не ввести в заблуждение покупателя, ведь массовая доля серебра была ничтожно ниже в сравнении с массой “утяжелителя”.

Такого плана изделия, действительно могут быть изготовлены из тонкостенного серебра (тонкостенное литье, к примеру, не массивное). Но существовало еще и плакирование (плакирование (фр. plaquer — накладывать, покрывать), термомеханическое покрытие получаемое путем нанесения на поверхность металлических листов, проволоки, труб путем горячей прокатки слоя др. металла). Методом плакирования листы меди соединяли с листами серебра, а затем из полученного двухслойного листа штамповали створки медальонов, портсигаров, шкатулок и т.п., притом с внешней стороны располагалось серебро, а с внутренней медь.

Фраже FRAGET (1824 – 1939).

Известная Варшавская фабрика по производству изделий из плакированного серебра и мельхиора. Наряду с основной продукцией выпускала и серебряные изделия. Поставщик Двора Его Императорского Величества (сокращенно ЕИВ) фирма была основана в 1824 году братьями Альфонсом и Иосифом Фраже, и первоначально называлась “Братья Фраже”. В 1827 году Альфонс Фраже (Alfons Fraget) вышел из дела и фабрика перешла в полное владение Иосифа Фраже (Josipf Fraget, 25 мая 1787 – 1867 годы жизни). С этого же времени она стала называться “Фраже”. После смерти Иосифа Фраже фабрика переходит к его сыну – Юлиан Николай открывает сеть отделений и магазинов в Санкт-Петербурге, Бердичеве, Харькове, Вильно, Киеве, Тифлисе, Житомире, Гродно, Одессе и конечно Москве. После смерти Юлиана Фраже фабрика переходит во владение его дочери Марии. После 1919 года фирма Фраже выпускает различные изделия из недрагоценных металлов и выполняет военные заказы в Варшаве.
Инициалы на клейме: FRAGET , FRAGET ARGENT.

Посеребренная посуда из серебра и никеля E.P.N.S. (EPNS)

Как расшифровать надпись и в чем смысл аббревиатуры EPNS которую часто можно встретить на английской посеребренной посуде и столовых приборах. В 1840 году фирмой английской фирмой Elkington из Бирмингема было изобретено электрохимическое нанесение серебра на базовый металл изделия. Первые изделия с гальванопокрытием серебром были из чистого никеля, сейчас такие раритетные предметы стали большой редкостью для коллекционеров серебра. При этом, как это часто случается на предметы стали наносить псевдо клейма. В 1896 году нанесение псевдо клейм для гальванопокрытия серебром стало незаконным и все подобные предметы указали клеймить EPNS, что обозначало ElectroPlated Nickel Silver или никель покрытый серебром методом гальванопокрытия. Но так как не было законодательной базы которая бы указывала на порядок клеймения данных продуктов, то до сих пор остается затруднительным определить их год выпуска. Но все же некоторые фирмы такие как Elkington & Co сами ставили дату на своих изделиях, что несомненно большой плюс для коллекционеров. Дату выпуска изделий порой можно определить по каталогам или стилю того или иного изделия EPNS. В последствии, в основном в современной Индии зачастую изделия стали производить из латуни и других металлов, потом наносить никель, а на никель уже серебро для уменьшения стоимости продукции. Толщину покрытия серебра принято обозначать в микронах. Менее 1 микрона – очень тонкий слой, 1 микрон и более говорит о более качественном серебрении. Изделия по технологии EPNS изготавливают, ставят клеймо и в наше время.

В общем и целом, аббревиатура EPNS в сочетании с клеймом известных фирм или маркировкой города Шеффилд или Бирмингем говорит о качественном английском серебрении поверх никеля.

Добавлю еще одну из маркировок серебрения: ALPACCA , можно встретить с одной или двумя буквами alpacca/alpaca – название никелированного металла, «нового серебра», принятое в конце XIX века.
Популярные разделы:
Определение подлинности серебра бытовым способом в домашних условиях.

серебряный подстаканник из серебра фарфор серебро чашка блюдце

Серебряная кофейная пара с фарфоровым вкладышем

Английский серебряный стандарт.



original-7.jpg

Каждое изделие британского производства имеет стандартный набор клейм: клеймо британского стандарта, города производства, годовое клеймо и клеймо производителя. Если изделие имеет менее четырех клейм, оно либо произведено в другой стране, либо не является серебряным. До конца эпохи королевы Виктории ставилось пятое клеймо, которое означало уплату с изделия налога в пользу государства. Памятные клейма ставятся и теперь по случаям юбилейных дат.

Самое распространенное клеймо британского стандарта - идущий лев. Это клеймо подтверждает, что изделие выполнено из серебра 925 пробы. Оно стоит на всех изделиях, прошедших проверку в Англии. Также это клеймо ставится на предмет из других стран, ввезенных в Англию.

Клейма британского стандарта

original-6.jpg

Всего существовало пять британских клейм:
A - серебро 925 пробы, Англия;
B - серебро 958 пробы (ставилось в 1697-1720 годах);

C - серебро 925 пробы, Глазко;
D - серебро 925 пробы, Эдинбург;
E - серебро 925 пробы, Дублин.

original-5.jpg

Другое обязательно клеймо - клеймо города производства. Клеймо города производства. Лондон. На фотографии справа городское клеймо Лондона. С 1478 до 1822 года на голове леопарда была корона. С 1822 года до наших дней клеймо сохраняет тот вид, который видите.Каждый город имеет свое клеймо, с которыми можно ознакомиться в статье Городские клейма Соединенного Королевства: Англия, Ирландия, Шотландия.

Важное клеймо - годовое. Впервые было представлено в Лондоне в 1478 году. Начиная с этого времени годовые клейма никогда не повторялись. Они представляют собой двадцать букв латинского алфавита. Каждые двадцать лет меняется шрифт букв, регистр и форма щитка, в который буквы вписаны. Пример такого клейма на фотографии ниже - буква "u", которая соответствует 1875 году. Подробно ознакомиться с годовыми клеймами можно в статье Английские годовые клейма.


original-4.jpg

Годовое и налоговое клейма

Клеймо производителя на английских серебряных изделиях.

Другое клеймо, которое ставится на всех изделях - клеймо производителя. Широкое применение данное клеймение приобрело в 1363 году в Лондоне. Прежде всего введение клейма должно было способствовать установлению ответственности производителя за изготовление изделий ненадлежащего качества и стандарта. До XVII века для этого в основном применялись клейма в виде картинок - пиктограммы. Но с начала XVII века обычной практикой стало использование для клейма инициалов мастера или владельца фирмы.

original-3.jpg

На фотографии справа клеймо крупнейшей лондонской фирмы - Garrard and Co LTD. Фирма ведет свою историю с 1722 года вплоть до наших дней. За период своего существования она была поставщиком серебра для королевского двора у шести монархов. Распознание клейма мастера самый сложный этап в случае, если мастер мало известный. Для этого необходимо использовать специальные каталоги с примерами клейм.

Полный набор английских клейм

original-2.jpg

На фотографии слева представлен полный набор клейм с предмета, который послужил образцом для данной статьи.

Итак, для того, чтобы определить происхождение предмета необходимо:

  1. Найти одно из клейм британского стандарта (всего существовало 5 клейм).
  2. Найти клеймо города.
  3. После того как нашли клеймо города, сверить годовое клеймо. Система годовых клейм различная в каждом городе.
  4. Затем по клейму производителя можно узнать какой компанией предмет был изготовлен.

Ложки, вилки ножи из мельхиора выглядят настолько необычно, что способны очаровать любого ценителя прекрасного. Иметь такие изделия у себя дома будет рада любая хозяйка. Их не зазорно преподнести в подарок, ведь предметы, изготовленные из сплава меди и никеля, всегда считались показателем достатка и хорошего вкуса их обладателя.

Сейчас некоторые коллекционируют раритетные мельхиоровые приборы, а остальные с удовольствием пользуются современными изделиями из этого сплава в повседневной жизни.


Например в Англии мельхиор — это nickel silver, но на самом деле серебра там нет, поэтому не путайте с серебрением.


Набор Английских ложек, клеймо NICKEL SILVER
Итальянский мельхиор фирмы Sambonet
В Норвегии мельхиор это Marthinsen

Раскроем еще один секрет Electroplate Nickel Silver — Это тоже изделия без серебра. Везде где вы увидели надпись EPNS — это мельхиор покрытый никелем. Вот пример такого набора.


Английское клеймо Electroplate Nickel Silver или EPNS
В США это Wm A Rogers
В Швеции Мельхиор это Prima NS

Особенности посуды из мельхиора

Изделия из медно-никелевого сплава — это подносы, блюда, тарелки, ложки, ножи и вилки. Мельхиор обладает интересным свойством: он изменяет оттенок, вступая в реакцию с некоторыми кислотами. Это позволяет наносить на поверхность сложные рисунки методом чернения. Пластичность металла дает возможность создавать ажурные узоры, напоминающие тончайшее кружево.



Изначально сплав содержал в себе некоторое количество цинка, но со временем, осознав вред этого элемента для человека, ученые разработали другую рецептуру. Сейчас посуду делают из столового мельхиора. В нем нет цинка, зато есть железо, благодаря которому изделия служат очень долго.


Положительные свойства мельхиоровой посуды:

• высокая прочность;
• устойчивость к коррозии;
• способность оказывать благотворное влияние на состояние здоровья.

На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Всем известна польза серебряной посуды. С мельхиоровой примерно то же самое, но с небольшой разницей: молекулы никеля, железа и меди не убивают микробов, как ионы серебра, но они необходимы человеку в микроскопических количествах.

Таким образом, даже если человек недополучает перечисленных микроэлементов с пищей, восполнить их нехватку позволяет применение ложек, тарелок, вилок и ножей, сделанных из мельхиора. Замечено, что люди, использующие в повседневной жизни такие столовые приборы, более спокойны, уравновешены и рассудительны, чем те, кто ест обычными (стальными или алюминиевыми) ложками и вилками.


Выбирая изделия для дома, нужно учитывать, как часто они будут использоваться. Так, для праздничных случаев подойдут ложки и вилки с золочением или серебрением. Для ежедневного использования лучше приобрести лаконичные изделия с полированной поверхностью или более роскошные — с узорами, нанесенными путем чернения.

Правила ухода за посудой и столовыми приборами:

Во-первых, нужно убедиться, что продукция действительно изготовлена из медно-никелевого сплава. При покупке продавец должен дать гарантию подлинности. Если он отказывается это сделать, высока вероятность, что изделия это подделка.


Во-вторых, во время эксплуатации нужно бережно относиться к изделиям. Не следует применять для чистки металлические щетки, агрессивные моющие составы и грубые абразивные средства.

Уход должен быть такой же, как и за приборами из серебра и полудрагоценных сплавов. Отмывать загрязнения лучше всего без использования посудомоечной машины. При необходимости можно применять ювелирную (полировальную) пасту такую как Weiman, Goddard´s или Hagerty Silver Foam. Чистую посуду следует ополоснуть в содовом растворе и протереть мягкой салфеткой.

Читайте также: