С чем носить советское золото

Опубликовано: 16.04.2024

Многие модницы ругают советские украшения за старомодный дизайн и предпочитают им разнообразные ювелирные изделия, изготовленные в наши дни. Однако люди старшего поколения уверены, что советское золото имеет более высокое качество.

Сделано на века

В Советском Союзе большинство ювелирных украшений были довольно тяжелыми и массивными. Как правило, по стандарту в них содержалось более 58% настоящего золота, о чем свидетельствует самая распространенная на тот период проба – 583. А остальное приходилось на лигатуру (медь, серебро, палладий), которая добавляла мягкому металлу прочности и слегка меняла цвет изделия, делая его насыщеннее и ярче.

Благодаря такой технологии большинство изделий того времени успешно дожили до наших дней, сохранив и первоначальный внешний вид, и прочностные характеристики. При этом они успешно выдерживают легкие механические нагрузки, чего нельзя сказать о современных аналогах.

Те украшения, что сейчас в изобилии сверкают на витринах магазинов, подобной износостойкостью не отличаются. Они более хрупкие и не предназначены для постоянной носки. Изготавливая легкие, но объемные вещицы, производители опираются на спрос и оставляют большинство из них пустотелыми внутри. Смотрится дорого и красиво, но цена при этом вполне приемлемая. Однако украшения с небольшим весом быстро гнутся, ломаются, а тонкие цепочки моментально рвутся.

Источник: https://pixabay.com/

Есть проблемы и с выпадением драгоценных камней. Лапки, поддерживающие самоцвет, на современных изделиях очень тонкие, короткие и быстро приходят в негодность. И ювелиры зачастую даже не берутся за ремонт, зная, что через некоторое время поломка неизбежно повторится.

В СССР же покупательная способность была намного выше, женщин больше интересовал внешний вид и качество, а не цена. Поэтому в те времена, напротив, ценились тяжеловесные и надежные с виду украшения, которые можно было бы даже через много лет передать по наследству.

Источник: https://pixabay.com/

Гарантия качества

Еще одна проблема современного ювелирного дела – большое количество подделок на витринах. В СССР встретить контрафакт было невозможно, ведь любые частные операции с драгоценными металлами строго запрещались и карались по закону.

Источник: https://pixabay.com/

Все предприятия по изготовлению украшений были строго государственными, а выпускаемая продукция проходила жесткий контроль. Отклонение от пробы допускалось в пределах ±5 единиц, как и сейчас, поэтому риск нарваться при покупке на низкосортную импортную подделку являлся нулевым. Современный ювелирный бизнес, которым часто движет жажда наживы, а не желание производить действительно достойный высококачественный товар, похвастаться подобным не может.

Дорого как память

В СССР любая крупная покупка считалась настоящим событием. Иногда, чтобы приобрести стоящую вещь, приходилось стоять в очереди или ехать за нужным изделием в столицу, потому что в родном городе ничего подобного не было. Все это делало старые советские украшения по-настоящему ценными. И дело не в стоимости, а в той истории, которая была у каждой купленной или подаренной родными вещицы. Поэтому женщины того времени очень бережно хранили свои богатства в шкатулках, а потом передавали по наследству дочерям или внучкам.

Источник: https://pixabay.com/

Нынешние изделия обесценены большим выбором и легкостью их покупки. Если доходы позволяют, то приобрести можно что угодно даже в ближайшем торговом центре. Именно поэтому советские изделия ценятся за ту память, что они хранят.

Екатерина Истомина

Екатерина Истомина,
журналист

Ювелирные украшения, сделанные в СССР, сегодня вызывают смешанные чувства. С одной стороны, эти вещи негативно воспринимаются той частью публики, которая a priori считает «все советское» исключительно плохой продукцией. С другой стороны, многие носят советские драгоценности в качестве фамильных, семейных украшений. В этом случае можно услышать массу сентиментальных рассуждений и рассказов о драгоценном предмете: «Это память о маме», «Дедушка мне подарил на окончание школы», «Папа купил на поступление в институт», «Бабушка отдала на свадьбу». Таким образом, собственно, объективной экспертной оценки сегодня добиться довольно сложно, ведь советские украшения никого не оставляют равнодушным.

Советская ювелирная промышленность была не бизнесом, а именно всенародной промышленностью и работала на всех парах (все операции с драгоценными металлами и камнями для частных ювелиров были запрещены УК СССР).

Есть уникальные бренды, которые смогли пережить Октябрьскую революцию 1917 года. Например, «Русские самоцветы» из Санкт-Петербурга, основанные в 1912 году. Ювелирная мастерская в 1920-х была превращена в артель ювелирных художников, потом стала заводом, а после развала Советского Союза снова превратилась в частный бизнес (бизнес профессиональный; особенно хороши в «Самоцветах» ювелирные часы с корпусами из желтого золота).

Конечно, не всем удалось, как это сделал великий Карл Густавович Фаберже, эмигрировать в Швейцарию, бросив на родине свое индивидуальное ювелирное производство (и дом Faberge появился на Западе только в начале 1950-х). Некоторые дореволюционные ювелирные фабрики – к примеру, поволжские или уральские компании, оставленные владельцами, – в первую десятилетку победившей советской власти были преобразованы во «всенародные» заводы. И сегодня многие из них работают, но уже снова находясь в частных руках. Это, в частности, отменный, умный, тонкий, стильный Костромской ювелирный завод. Одно из немногих российских ювелирных производств, где действительно следят за мировой драгоценной модой, выпуская fashion-украшения для головы и прически (в каталогах можно найти золотые заколки-невидимки, а также ободки из серебра).

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Почти каждый крупный город Советского Союза имел свой ювелирный завод, и каждое изделие, которое сходило с конвейера, непременно имело знак ГОСТа – знак качества СССР. Наиболее известными считались заводы, расположенные в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Киеве, Риге, Таллине, Ереване, Калининграде и городах Поволжья (Углич, Кострома, Ярославль). Все они имели специализацию, однако производство стандартных, классических вещей было нормой.

После Великой Отечественной войны, в период хрущевской оттепели власти, стали обращать внимание на народные промыслы. Так, в Ростове Великом возобновили выпуск ювелирных украшений со сканью и финифтью. В Дагестане, в небольшом городке Кубачи, заново «открыли» красоту замечательного кубачинского серебра. В крохотном Великом Устюге развернули производство драгоценностей из черненого серебра с позолотой, а в морозном Архангельске – холмогорскую резьбу по кости. Промыслы дожили и до наших дней: достаточно зайти на сайты тематических фабрик и сделать там заказ (причем его будут доставлять не из магазина в Москве, а непосредственно из «недр» выбранной вами фабрики).

Дизайн многих предметов – с финифтью или из серебра с чернью – не менялся десятилетиями, однако это не значит, что этот дизайн «плохой». Напротив, в сегодняшнем ассортименте остались только лучшие, действительно проверенные временем ювелирные вещи

Каждый советский ювелирный завод, как мы уже отметили выше, имел свою специализацию. К примеру, в Костроме почти не работали с настоящими камнями. Исторический «конек» КЮЗа – это камни синтетические, главным из которых был легендарный советский корунд, имитировавший настоящий рубин. Кстати, именно синтетический корунд считается важным символом советской драгоценной промышленности: у кого-то он вызывает интерес и уважение к достижениям советских геммологов и химиков, а у кого-то, напротив, отторжение, неприязнь.

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Ювелирные заводы в Калининграде, Риге и Таллине занимались производством украшений с янтарем (около 85 % всей мировой добычи янтаря приходится на Прибалтику). В наши дни на антикварном рынке можно найти несметное количество янтарных «салонных» советских украшений 1960–1970-х годов – с мельхиором, серебром и даже с желтым золотом (на просторах российских социальных сетей есть очень много групп, где общаются поклонники советского ювелирного винтажа). В Калининграде и в наши дни довольно успешно занимаются янтарем: не только сохранен старый советский завод, но появились новые марки, и лучшие из них – это «Балтийская янтарная мануфактура» и «Балтийское золото».

В Свердловске (ныне Екатеринбург) традиционно производили ювелирные украшения с полудрагоценными и поделочными камнями. Лазурит, сердолик, малахит, яшма, нефрит, жадеит – именно по таким камням можно почти моментально опознать уральскую продукцию (в настоящий момент Уральский ювелирный завод выпускает спокойную бриллиантовую классику, добротную, но и довольно дорогую).

Ювелирный промышленный гигант в Ереване жив и здоров; в советскую эру в столице Армении выпускали изделия с цветными камнями, особенно ценились у знатоков ереванские аметисты. Львовский и Харьковский ювелирные заводы специализировались на горном хрустале (сегодня цена на винтажные львовские серьги с хрусталем в золоте 583 пробы может достигать 40 тысяч рублей).

Не будем забывать и об импортных драгоценностях. Так, из братской Чехословакии в ГУМ, ЦУМ, ДЛТ поступали великолепные парадные ювелирные украшения с темно-красными гранатами, а также изделия из цветного ювелирного стекла и цветного бисера. Из Афганистана, которому СССР оказывал «братскую» помощь, в Москву и другие города привозили не только легендарные афганские дубленки, но и харизматичные национальные украшения – с бирюзой и лапис-лазурью. И наконец, в валютных магазинах «Березка» за чеки можно было купить изделия исторической австрийской марки Swarovski: ее сверкающие кристаллы на черном рынке стоили почти столько же, сколько классические якутские бриллианты.

А ювелирная промышленность в Якутии неплохо поживает и сегодня, ведь белые якутские бриллианты никогда не выйдут из моды. Российская компания «Алроса» является второй в мире после гиганта De Beers по объему добычи природных алмазов.

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Советская ювелирная промышленность имела свои хиты, и за ними сегодня охотятся коллекционеры. Это серьги-самовары, серьги-калачи, серьги-малинки, кольцо-корзинка (с синтетическим корундом) и кольцо-роза (с бриллиантом в огранке «роза»), хит Московского ювелирного завода (МЮЗ), который сегодня принадлежит израильскому миллионеру Льву Левиеву.

Цены на советские антикварные ювелирные изделия могут достигать серьезной планки. Так, на дутые серьги-самовары из желтого золота 583 пробы цена стартует от 30 тысяч рублей. Кольцо-роза с небольшим белым бриллиантом оценивается в среднем в 50 тысяч, серьги-калачи из серебра с позолотой обойдутся в 15 тысяч рублей. Однако попадаются такие советские раритеты далеко не каждый день.

Заметим в скобках, что и в СССР было не так-то просто купить белые бриллианты, причем за хорошие деньги: как правило, нужен был блат в ювелирных магазинах. У меня до сих пор хранится маленькое изящное кольцо из платины с обычным белым бриллиантом, которое дедушка подарил маме на окончание школы. Моя мама, в свою очередь, подарила кольцо мне. Красивое. Простое. Просто идеальное кольцо: платина, белый бриллиант весом 0,28 карата, знак качества СССР.

В 1990е годы все «думающие интеллигентные люди» принялись ругать абсолютно все советское. Поносили образ жизни советского народа и почти все сферы жизни, в том числе моду, индустрию красоты и ювелирные украшения. Мода и косметика в СССР на самом деле представляли собой печальное зрелище, а с золотыми и серебряными украшениями все обстояло намного лучше.

Даже сейчас на просторах интернета можно встретить немало публикаций, высмеивающих качество и стиль советских ювелирных украшений. Только прежде чем осуждать и высмеивать, надо вспомнить, что тогда была другая мода, иные представления о красоте ювелирных изделий и другие возможности. В советское время отличалось многое, но украшения были не такие плохие, и многие из них вполне актуальны в наше время.

Золотые серьги СССР

Дизайн большинства советских украшений уступает качественным ювелирным изделиям нашего времени, но и зарубежные украшения тех лет отличаются от современных, ведь ювелиры обзавелись новыми технологиями и оборудованием, а кроме того изменились представления о дизайне украшений. При этом важно заметить, что советские украшения превосходят многие зарубежные изделия. Это легко узнать у старых ювелиров, кому пришлось иметь дело с самыми разнообразными ювелирными изделиями.

Помимо качества изделий, многие скупки золота намного охотней покупают лом золотых изделий именно советского и российского происхождения, нежели турецкие и другие украшения, в силу различия лигатуры золотого сплава.

Поэтому ювелирные изделия советского времени могут стать прекрасными аксессуарами для тех, кто любит экспериментировать с образами и создавать образы с применением винтажных вещей. Только не думайте, что советские украшения скоро станут антикварными и будут цениться дороже, нежели простое современное золото. Этих украшений еще слишком много, а ценится только редкость.

Золотые серьги СССР

В 1990е годы изменились представления о ювелирных изделиях. Признаком успеха стали являться массивные украшения из золота – тяжелые цепи, часы с золотыми браслетами, печатки и кресты. На создание этих изделий переплавлялось огромное количество тонких цепочек, обручальных колечек и других украшений советского и дореволюционного периода.

Помимо ювелирных изделий в переплавку пошли ордена. Чаще всего ювелиры плавили орден Ленина и Орден Отечественной войны 1й степени. Это не слухи и домыслы, а реальность. Мне лично известны ювелиры, которые за месяц переплавляли ордена десятками!

Золотая печатка СССР

Прошли годы, массивные украшения стали признаком дурного вкуса. Сегодня мало кто наденет толстую золотую цепь и огромную печатку с пауками, у большинства тех крутых ребят из 1990-х теперь мраморные и гранитные украшения. Куда исчезли их золотые цепи и кресты? Многие изделия снова переплавили ювелиры, а что-то лежит в сейфах и банковских ячейках, другие вещи остались в тайниках, и ждут своего нового хозяина.

Золото может менять форму и тысячелетиями кочевать от одного хозяина к другому. Люди превращаются в прах, а золото, изменив форму, украшает нового хозяина или хозяйку.

Возможно, колечко на вашем пальце было когда-то переплавлено из золотого идола в средневековое украшение, а потом поступило на монетный двор, где из него сделали монету, в которой со временем пробили дырку и носили как подвеску. А уже в середине XX века монета попала в лом и слилась воедино с другими изделиями, став вашим кольцом. Выходит, многие из нас носят на себе частички древних украшений и монет.

Золотое советское кольцо с камнем

Золотое советское кольцо с камнем

В течение 1990-х было переплавлено великое множество советских украшений, но несмотря на это осталось еще очень много, поэтому не думайте, будто совсем скоро они станут редкостью и начнут цениться как истинный антиквариат. При нашей жизни этого не случится. Посему советские ювелирные изделия стоит рассматривать как винтажные украшения для создания оригинальных образов, и как память о сложном прошлом великой страны.

Все это не касается по-настоящему роскошных ювелирных изделий советского времени, ведь и тогда изготавливались настоящие шедевры ювелирного искусства, просто предназначались они не для простого народа, а для избранных, впрочем, как и сегодня. Роскошные ювелирные украшения всегда находят своего покупателя, ведь они редкие, а редкость намного больше ценится и, скорее всего, никогда не обнаружится в шкатулке простого человека.


Мы часто слышим, что раньше золото было лучше. Так ли это на самом деле и чем украшения советской эпохи отличались от современных?

В советские времена ювелирные украшения были настоящей роскошью. У простых женщин их либо не было совсем, либо они бережно хранились в запертом серванте и надевались только по особым случаям, носить каждый день их было не принято. Бриллианты могли себе позволить вообще единицы, а знающие толк покупатели искали украшения по комиссионкам.

Золотые кольца, перстни и серьги представляли семейную ценность. Их дарили девушкам на свадьбу или на рождение детей, передавали по наследству от бабушек и хранили десятилетиями в заветной шкатулке. Ювелирная промышленность в советские времена была всенародной, а ассортимент довольно ограниченный. Сейчас на прилавках ювелирных магазинов полно драгоценностей, магазины завалены ювелиркой, но до сих пор бытует мнение, что качество самих украшений было лучше, и золото качественнее, и камни чище. Так ли это на самом деле?


Обязательная проба и клеймо

Стандарт пробы появился после Революции. Потом появилось клеймо с изображением рабочего с молотом и буквенным шифром, которое позднее сменила звезда с серпом и молотом. Клеймо проставлялось на всех ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб.

Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава, из которого было изготовлено изделие.

В СССР проб было несколько: для платиновых украшений 950°, для золотых 375°, 500°, 583°, 750° и 958°.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сортом, допускался выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, но это обязательно указывали в документации.

Украшения делались на века. Прочные и увесистые перстни с большими камнями, которые удерживали толстенные лапки, можно было носить десятилетями и передавать детям и внукам. Чем толще металл, тем прочнее: не разогнешь, не сломаешь да и камень не выпадет. Все камни были надежно закреплены, а застежки изделий почти не ломались.

Что же касается качества самого золота, то существовал единый ГОСТ, где четко оговаривалось процентное количество всех металлов. Сейчас в российской ювелирной промышленности также существует ОСТ на содержание золота, его должно быть не менее 58,5%, но содержание других металлов уже строго не определяется. В составе современных изделий золота может быть и больше, но остальные металлы могут быть разными. Это иногда и сказывается на качестве и свойствах современных изделий. Для красоты дизайна металлу придают легкоплавкость, отчего он легче сжимается и истирается. Так что современные украшения гораздо тоньше и изящнее, они, действительно, могут сломаться или погнуться и требуют более аккуратного обращения.


Драгоценные камни: натуральные или синтетические?

Крупные перстни с ярко-красным рубином или более элегантным александритом стали символом эпохи. Но если говорить о подлинности и натуральности советских камней, то в большинстве украшений они были искусственно выращенными. Синтезировать камни научились уже очень давно, ещё до Революции, поэтому, к удивлению многих владельцев бабушкиных антикварных украшений, они часто оказываются искусственными.

Ещё с 70-х годов позапрошлого века ученые получили технологию синтеза корундов пурпурно-красного цвета. Такие камни размером в 1 и 2 карата, появившиеся на рынке в 1880-х годах называли «женевскими рубинами».

В 1980-е годы учеными из института ФИАН удалось вырастить искусственный бриллиант, фианит. Это стало настоящим прорывом в ювелирной индустрии. Советских граждан нисколько не смущало, что камень синтетический, и кольца, серьги и кулоны с фианитами произвели настоящий фурор среди модниц Советского Союза.

Что же касается знакомых всем советских рубинов, сапфиров, турмалинов и александритов, то они в большинстве своем тоже были искусственными. Чистые натуральные камни ювелирного качества всегда были редкостью и стоили порой дороже бриллиантов.

Популярные у советских женщин перстни и серьги с большими камнями выращены искусственно, но это не означает, что старые советские украшения не имеют никакой ценности. Синтетические советские камни имеют высочайшее качество и бывают очень красивыми.

Анна Залесская / журнал «Домашний очаг»





Советские украшения, которыми заполнены старые шкатулки твоей бабушки, уже давно вышли из привычного обихода. Раньше модницы были готовы на всё, чтобы заполучить то самое кольцо с рубином, но сейчас носить подобное — моветон и безвкусица.

Советские украшения

Красота украшений всегда имела значение для модниц. Однако именно сейчас она стала практически единственным ориентиром. Да, многие носят золотые и платиновые украшения. Однако в большинстве случаев это обручальные кольца или дорогие подарки. Для варианта на каждый день можно и милые сережки из соседнего магазина недорогой бижутерии надеть.

Раньше гораздо большее значение имели качество и цена. Престижность украшения значительно повышала самооценку его владелицы. Потому сейчас мы находим такие «сокровищницы» в закромах своих мам и бабушек.

Какие были украшения раньше

В советские времена изготавливалось несколько категорий драгоценностей. Первая из них действительно была престижной и дорогой. Элитные кольца с якутскими алмазами являлись настоящей мечтой. А наборы с горным хрусталем в рамке из золота 583 пробы были недоступны большинству. Обработка хрусталя и алмазов была на высшем уровне. Она до сих пор остается одной из лучших в мире

А вот колечки с рубинами были практически у всех. Почему так? Ответ может разочаровать многих. В то время было очень популярно использовать синтетические камни, изготовленные по методу Чохральского

Эти камни именовались корундами и производились в различных цветовых вариациях. Самым популярным был малиновый корунд, который успешно имитировал рубин. Также существовали украшения с желтыми, сиреневыми и синими камушками. Первые имитировали цитрин, вторые — аметист, последние — сапфир.

В качестве «бриллиантов» обычно задействовали прозрачные фианиты. Главной причиной подобных альтернатив была, конечно же, цена

Важно помнить, что выглядели подобные украшения замечательно, а о настоящем происхождении камней знали немногие. Приобретая кольца с корундом и фианитами, женщины все равно чувствовали себя особенными

Стоит ли носить такие украшения сейчас? Если ты являешься счастливой обладательницей элитных драгоценностей с настоящими камнями, обязательно сохрани эти ювелирные изделия. Вряд ли их стоит надевать каждый день, однако они непременно станут изюминкой твоего вечернего образа для особенных случаев

А вот обычные колечки с корундом и фианитами лучше отправить на переплавку, если они не слишком дороги твоему сердцу. Из золота можно сделать украшения с более современным дизайном, а камешки можно использовать в рукоделии.

Читайте также: