Римское стекло в ювелирных украшениях что это

Опубликовано: 23.04.2024

Стекло было одним из любимых материалов Римлян. Его использовали практически во всех сферах, от изготовления домашней утвари до украшения храмов и погребений.

Но как же было организовано его производство и из чего состоял состав легендарного стекла Римской империи?

Производство римского стекла опиралось на применение основных ингредиентов: кремнезема и соды. Многочисленные исследования проведенные современными учеными на основе археологических находок позволили определить точный состав стекла.

Основным компонентом стекла является диоксид кремния , который во время Римского периода был достаточно распространен в виде кварцевого песка .

Содержание глинозема составляло обычно в пределах 2,5%, а извести 8%. Примечательно, что содержание глинозема варьировалось в зависимости от региона изготовления, достигая максимума около 3% в западных районах империи.

Забытые технологии древности. Римское стекло

Другим компонентом был флюс , ингредиент используемый для понижения температуры плавления. Анализ Римского стекла показал, что карбонат натрия (в виде соды) использовался исключительно в производстве стекла. Основным его источником в Римский период была впадина Вади-эль-Натрун известная еще с древнеегипетских времен как место богатое содовыми озерами.

Но для получения стекла был необходим еще и стабилизатор .

Стекло образуются из диоксида кремния (кремнезема) и соды, но требует добавление стабилизаторов , таких как известь или магнезия. Известь являлась основным стабилизатором во времена Римского периода, но добавлялась она не как отдельный компонент, а естественным образом содержалась в используемом песке в виде известковых частиц .

Забытые технологии древности. Римское стекло

Археологические свидетельства стеклоделия во время Римского периода скудны, но по чертежам дошедших с более поздних исламских и византийских периодов, понятно, что стеклоделие было достаточно значимой и развитой отраслью.

Портлендская ваза.

К концу Римского периода стекло производилось в больших количествах благодаря использованию огромных печей с емкостями объемом более 8 тысяч литров . Крупные мастерские могли производить до нескольких сотен тонн сырцового стекла в год.

Размещение стекольных мастерских определялось тремя основными факторами: наличием топлива, которое требовалось в больших количествах; источниками песка, который являлся основной составляющей стекла; и соды.

Подавляющее большинство римского стекла содержит в своем составе соду озер Вади-эль-Натрун, и, как следствие, считается, что основное производство было сосредоточено в небольшом регионе восточного Средиземноморья. Это же в свою очередь облегчало торговлю сырцовым бесцветным или естественно окрашенным стеклом с другими регионами Римскую империи.

Сатир дающий виноград ребенку, начало I века.

Примечательной особенностью Римской промышленности является организованный процесс утилизации стекла , о чем свидетельствуют упоминания многих древних авторов включая таких известных, как Публий Стаций.

В небольших масштабах переплавка происходила в тиглях и специальных кастрюлях. Для операций крупного масштаба использовались большие резервуары или объемные керамические контейнеры.

Битое стекло смешивалось со свежим сырьем и шло на производство новых изделий.

Римское стекло. Римское стекло из Афганистана.

Меня спрашивают, а правда ли стекло Римское и ему столько лет, более 1000, а как оно попало в Афганистан. Как человек любопытный я начала искать дополнительную информацию на интересующую меня тему. Что есть Римское стекло и как его занесло в Афганистан, не самый близкий уголок к границам Римской Империи. Конечно и туда могли дойти караваны по торговым путям, но почему именно римское стекло из Афганистана и в таком количестве, что даже получило такой термин как "Римское стекло из Афганистана". Вот что я смогла уточнить по этому поводу.

Термин "Римское стекло", стекло "римского периода" используется для описания стекла возрастом 1000 - 1400 лет. Производилось оно на территории Римской Империи, включая Европу, частично в северной Африке и на Среднем Востоке. В основном это были вазы, бутыли, различная стеклянная утварь, а так же стеклянная плитка и оконное стекло.

История стекла насчитывает более 5000 лет. Одними из наиболее ранних образцов считаются фаянсовые плитки используемые в отделке пирамиды фараона Джоссера /2690-2670 до н э/ на территории Египта, а также находки сделанные на территории Месопотамии - цилиндрическая печать из прозрачного стекла возрастом 4500 лет и бусина зеленоватого цвета, диаметром около 9 мм и возрастом 5500 лет, хранящаяся в Берлинском музее.

После основания, становления и укрепления Римской Империи, в результате территориальной экспансии, существующие на тот момент технологии производства стекла на завоеванных землях были приняты, изучены и усовершенствованы римскими мастерами. До изобретения стеклодувной трубки сосуд формировался путем многократного вращения и наложения пластичных стеклянных волокон вокруг насаженной на железный стержень формы сделанной из песка и глины. С изобретением стеклодувной трубки производство стекла было полностью модернизировано и упростилось настолько, что к первому веку до нашей эры получило бурное развитие и достигло своего пика ко второму веку н. э. Этому способствовало и то, что благодаря новым технологиям, стало возможно формировать более тонкие стенки сосуда, стало требоваться меньше стекла для его создания, сократилось время производства и время на финишную обработку изделия. Все эти факторы привели к удешевлению производства до такой степени, что оно стало доступно не только элите, но и более широким слоям населения. Чашу для питья можно было купить за "медную монетку"

Интересно отметить, что производство стеклянных заготовок и создание стеклянных изделий были разделены. Мастерские для выплавки стекла находились в тех местах, где были хорошо доступны основные компоненты, необходимые для его производства - песок, сода, известь и топливо для стеклоплавильных печей. Чаще всего это побережье Средиземноморья, например особенно славилась стекольными мастерскими и современная территория Израиля. Там был и чистый песок, и раковины, и водоросли используемые для получения извести и соды. Чистый песок - основной компонент, известь - для химической стойкости и блеска, а сода - для плавки и выделки стекла. При чем для плавки стекла была необходима более высокая температура, чем для дальнейшей обработки и создания стеклянных изделий. В качестве красящих агентов использовались металлы. Так, например, медь использовалась для придания бирюзовых, светло голубых, зеленых и красных оттенков. Добавки кобальта служили для создания синих цветов. Железо для придания светло синих, зеленых и коричневых оттенков, а так же для черного цвета. Желтый и пурпурный производился с использованием магнезии. Такие мастерские создавали стеклянные заготовки, которые в последствие в виде слитков и кусков перевозились в мастерские по созданию стеклянных изделий. Как правило это был Рим, области Кампания и Падано-Венецианская. Именно там создавались знаменитые римские античные вазы искусно декорированные рисунком и мозаикой.

Производство стекла стало ведущей отраслью промышленности Римской Империи. Торговцы стеклянными сокровищами уже прокладывали свой путь через Парфийское Царство /Древний Иран/, в Кушанское Царство /Афганистан/, в Индию и даже Империю Хан в Китае.

Первое Римское стекло на территории Китая датируется началом 1 в до н. э. в захоранениях в Гуанчжоу.

Римское стекло., фото № 1

Кроме богато декорированных ваз, скульптур, чашей производилось и огромное количество стеклянной тары для различных хозяйственных и косметических нужд. Различные бутыли, пузыречки были повсеместно распространены в Римской Империи и использовались для хранения масел, парфюмерии, косметики, помад и медикаментов. То есть, как это ни странно, но до наших дней дошло достаточно большое количество этого стекла.

Пользуясь тем, что в Афганистане практически нет никакого контроля за происходящим, именно оттуда в результате раскопок в последнее время притекает большое количество ограненных и обработанных под бусину стеклянных фрагментов. Повидимому именно из-за этого и появился этот термин Авганское стекло Римского периода. На просторах интернета я встречала информацию, что и диллеры в Израиле так же владеют древними стеклянными сокровищами.

То, что имеет бОльшую ценность, вазы, чаши, скульптуры , сохранившиеся до наших дней в практически первозданном состоянии расходятся по специализированным магазинам, аукционам, отправляются в музеи. Радужный и опаловый отлив на античном стекле обусловлен долгим пребыванием в кислотной среде почвы. Такие экземпляры представляют наибольшую, музейную ценность.

Римское стекло., фото № 2

Римское стекло., фото № 3

Римское стекло., фото № 4

Римское стекло., фото № 5

Римское стекло., фото № 6

Римское стекло., фото № 7

С тех пор эти бусинки снова попали мне в руки. Стеклышки старые. По крайней мере очень необычные, с характером и историей, бусы с ними получаются такие же. Некоторые бусы собраны со старыми, 12-16 вв бусинами из Персии. Они представляют собой бусинки декорированные различныи цветными точками, глазками, полосочками. Во времена аяттолы Хамени Тегеран стал центром диллеров занимающихся античными изделиями. Когда-то эти бусины были браслетами, а в наше время были распилены и в них просверлены маленькие дырочки.

Вот такая интересная и необычная история про Римское стекло.

Стекло — один из древнейших искусственных материалов. Считается, что его открыли египтяне не менее 5000 лет назад. Почти в то же время первые стеклянные изделия появились и в Междуречье. Но широкое распространение стекло получило лишь после открытия в I в. до н. э. стеклодувной техники. В I в. лидером в производстве стеклянных изделий стала Римская империя.

Римские стеклянные сосуды. I — III вв.

Как получить стекло?

Стекло — это сплав кварцевого песка (кремнезёма), извести (оксида кальция) и соды (карбоната натрия), иногда с добавлением других веществ. Залежи природной соды образуются на берегах некоторых озёр, вода которых насыщена этим минералом.

Несколько содовых озёр находятся в Африке. Африканскую соду поставляли во многие страны Древнего мира для кулинарных нужд. По легенде, финикийские купцы, торгующие содой, отдыхая на песчаном пляже, развели костёр, а очаг сложили из блоков спрессованной соды. Утром в погасшем очаге они обнаружили стеклянный слиток — сода расплавилась и, смешавшись с песком и золой, превратилась в стекло.

Стеклянная глазурь

В III тыс. до н. э. египетские стеклоделы плавили смесь для изготовления стекла в керамических тиглях на открытом очаге, получая фритты — спёкшиеся куски стекла. Примесь меди в песке смеси окрашивала фритту в зеленоватый цвет. Фритты перемалывали жерновами и снова плавили уже в закрытой печи. Готовое стекло растирали в порошок, смешивали с водой этой смесью покрывали керамику и обжигали её в печи. Вода испарялась, а порошок плавился, образуя цветной стекловидный слой — глазурь

Украшение в виде сокола

Сделано в Египте

Во II тыс. до н. э. египтяне стали использовать окрашенное в разные цвета стекло как самостоятельный материал. При плавлении стекло не сразу становится жидким, при температуре около 1200 °С оно превращается в пластичную тягучую массу, похожую на карамель.

Пока стекло не остыло, ему можно придать любую форму. Размягчённое стекло вдавливали в углубления, придавая ему несложные формы блюд и чаш.

Остывая, стекло становится твёрдым и хрупким, и, если не успеть превратить его в изделие, его придётся расплавить заново. Полые стеклянные сосуды египтяне делали, обматывая «колбаски» тягучего раскалённого стекла вокруг формы, вылепленной из сырого песка. Когда стекло застывало, из сосуда вытряхивали песок и снова ненадолго ставили в печь, чтобы разноцветные «колбаски» запеклись, и выравнивали изделие, прокатывая его по гладкой плите. Стекло в Египте ценилось почти как драгоценные камни.

Прозрачный пузырь

Неподкрашенное египетское стекло из-за низкой температуры плавления получалось матовым. В I в. до н. э. в ближневосточных провинциях Римской империи научились варить прозрачное стекло и изобрели выдувную трубку. Возникло стеклодувное производство. Сосуды выдували из порции расплавленного стекла, насаженного на трубку, формируя полость давлением выдыхаемого воздуха.

Изготовление выдувного стеклянного сосуда

Технология оказалась довольно проста, и стеклянные изделия стали широко использовать в быту.

Римляне массово производили стеклянную посуду, вазы, флаконы, бутыли для вина и ёмкости для хранения продуктов. Выдувные формы украшали ручками и орнаментами из стеклянных «колбасок». Из стекла делали небольшие статуэтки и фигурные подвески, вдавливая размягчённое стекло в формы. Неостывшие стекла украшали рельефными оттисками, а готовые стеклянные изделия покрывали резьбой.

Римское стекло I — IV вв.

Оконные стекла

Римляне стеклили окна стеклянными кругами диаметром до 20 см, которые получали из отрезанных донышек крупных выдувных сосудов. Отлить на поддоне большое плоское стекло не удавалось — при остывании оно трескалось из-за разницы температур остывавших стекла и поддона. Но на поддоне отливали небольшие толстые стеклянные плитки. Их ещё горячими извлекали из поддона, раскатывали как тесто, вырезали прямоугольники и осту жали. Такие оконные стёкла были найдены при раскопках в Помпеях, римском городе, погибшем в 79 г. при извержении вулкана Везувия.

Дальнейшее применение

С падением Римской империи многие технологии были утеряны, и оконные стёкла появились вновь только в позднем Средневековье. Их делали так: из стекла выдували шар, плющили его на медной дощечке и отрывали трубку от неостывшего стекла, получая толстые стеклянные кружочки. Также ровное стекло делали, разрезая и расправляя стенки выдувных стеклянных цилиндров. Стёклышки получались небольшими, их часто делали разноцветными и, скрепляя оловянными оправами, собирали в мозаичные витражные окна.

Витражное окно

В конце XIX в. стали производить искусственную соду для стекольной смеси и придумали дешёвые способы массового изготовления листового стекла. Одним из этих способов пользуются и сейчас: жидкое стекло выливают в ванну с расплавленным оловом, по которому оно растекается тонким слоем, как масло по воде, и, остывая, превращается в ровный тонкий лист.

Стекло было одним из любимых материалов Римлян. Его использовали практически во всех сферах, от изготовления домашней утвари до украшения храмов и погребений.

Но как же было организовано его производство и из чего состоял состав легендарного стекла Римской империи?

Производство римского стекла опиралось на применение основных ингредиентов: кремнезема и соды. Многочисленные исследования проведенные современными учеными на основе археологических находок позволили определить точный состав стекла.

Основным компонентом стекла является диоксид кремния , который во время Римского периода был достаточно распространен в виде кварцевого песка .

Содержание глинозема составляло обычно в пределах 2,5%, а извести 8%. Примечательно, что содержание глинозема варьировалось в зависимости от региона изготовления, достигая максимума около 3% в западных районах империи.

Забытые технологии древности. Римское стекло

Другим компонентом был флюс , ингредиент используемый для понижения температуры плавления. Анализ Римского стекла показал, что карбонат натрия (в виде соды) использовался исключительно в производстве стекла. Основным его источником в Римский период была впадина Вади-эль-Натрун известная еще с древнеегипетских времен как место богатое содовыми озерами.

Но для получения стекла был необходим еще и стабилизатор .

Стекло образуются из диоксида кремния (кремнезема) и соды, но требует добавление стабилизаторов , таких как известь или магнезия. Известь являлась основным стабилизатором во времена Римского периода, но добавлялась она не как отдельный компонент, а естественным образом содержалась в используемом песке в виде известковых частиц .

Забытые технологии древности. Римское стекло

Археологические свидетельства стеклоделия во время Римского периода скудны, но по чертежам дошедших с более поздних исламских и византийских периодов, понятно, что стеклоделие было достаточно значимой и развитой отраслью.

Портлендская ваза.

К концу Римского периода стекло производилось в больших количествах благодаря использованию огромных печей с емкостями объемом более 8 тысяч литров . Крупные мастерские могли производить до нескольких сотен тонн сырцового стекла в год.

Размещение стекольных мастерских определялось тремя основными факторами: наличием топлива, которое требовалось в больших количествах; источниками песка, который являлся основной составляющей стекла; и соды.

Подавляющее большинство римского стекла содержит в своем составе соду озер Вади-эль-Натрун, и, как следствие, считается, что основное производство было сосредоточено в небольшом регионе восточного Средиземноморья. Это же в свою очередь облегчало торговлю сырцовым бесцветным или естественно окрашенным стеклом с другими регионами Римскую империи.

Сатир дающий виноград ребенку, начало I века.

Примечательной особенностью Римской промышленности является организованный процесс утилизации стекла , о чем свидетельствуют упоминания многих древних авторов включая таких известных, как Публий Стаций.

В небольших масштабах переплавка происходила в тиглях и специальных кастрюлях. Для операций крупного масштаба использовались большие резервуары или объемные керамические контейнеры.

Битое стекло смешивалось со свежим сырьем и шло на производство новых изделий.


Искусство производства стеклянных изделий достигло небывалого расцвета во времена Римской империи. До наших дней сохранилось множество великолепных стеклянных изделий являющихся столь сложными в изготовлении, как кубок Ликурга, что воссоздать из аналоги не под силу даже современным мастерам.

Особого внимания заслуживает процесс получения древними римлянами цветного стекла, являющийся столь высокотехнологичным и химически сложным, что в нём присутствуют даже синтетические красители.


Как же римляне получали цветное стекло?
Современные исследования позволили установить лишь ряд компонентов используемых для получения некоторых цветов. Особую проблему составляло то, что многие секреты стекольного производства охранялись в Риме, как важнейшая государственная тайна.


Цвет «аква» (бледный сине-зеленый) достигался за добавлением оксида железа II (закиси железа). Многие ранние римские сосуды были именно этого цвета.

Сера придавала стеклу зелёный оттенок.


Бесцветное стекло получалось за счет добавления окиси сурьмы или марганца, что способствовало оксиду железа II преобразоваться в железо III.

Окись, по факту была желтой, но цвет столь слаб и практически неразличим, что стекло считалось бесцветным.


Янтарный цвет достигался за счет добавление в сырье железно-сернистых соединений.

Фиолетовый цвет стекла получался при добавлении марганца в соотношении 3:100 от общего объёма.


«Королевский» синий цвет стекла – при добавление кобальта в соотношении 1:1000 от общего объёма.


Рецепт получения «Египетского синего» цвета точно не известен, но многие исследователи склонны считать, что добавляемый пигмент был первым известным синтетическим пигментом получаемым по неизвестной ныне технологии из смеси кремнезема, извести, меди и щелочи.

Пурпурный цвет, от непрозрачного коричневого стекла до блестящего тёмно-красного цвета, получался за счёт добавления не более 10% меди и от 1 до 20% свинца.


Стеклянные сосуды цвета пурпурин достаточно часто встречаются при археологических раскопках богатых римских поселений. Особенно большое их количество было обнаружено в Помпеи.

Получение насыщенного красного цвета в производстве цветного стекла считалось одной из самых сложных задач. Крайне редкие и особо ценные стеклянные предметы обладали пурпурным цветом.


Жёлтый цвет практически не применялся при изготовлении римской посуды, но известен по дошедшим до наших дней элементам мозаик. Точный процесс получения жёлтого, как правило, непрозрачного стекла, к сожалению неизвестен, но предположительно использовались добавки сурьмы и свинца.


Это лишь небольшой список способов получения цветного стекла в Древнем Риме, но как мы можем видеть, еще несколько тысяч лет назад люди обладали значительными технологиями производства цветного стекла, и были хорошо знакомы с химией.

Читайте также: