Почему в церкви все из золота

Опубликовано: 26.03.2024


По преданию, князь Киевский Владимир Святославич выбрал для Руси православную веру после того, как послы поведали ему о красоте и великолепии Софийского собора в Константинополе и православного богослужения. Сегодня роскошное убранство является отличительно чертой русских православных церквей.

Особенности убранства

Действительно, православные храмы сильно отличаются от всех прочих. Еще издали можно заметить позолоту на куполах. Сами купола в православии имеют серьезное символическое значение. Например, один купол символизирует единство Господа Бога. Пять куполов - символ Христа с четырьмя апостолами. Тридцать три - указывают на возраст Спасителя. Как известно, Иисус был распят на кресте в тридцать три года, а затем воскрес для жизни вечной.

Внутри храма можно увидеть иконы с богатыми окладами. Особо украшены царские врата, через которые, как считается, исходит для причастия сам Иисус Христос. Золото, драгоценные камни, красочные фрески, которые находятся во многих церквях, поражают и настраивают на торжественный лад.

Совсем иное впечатление от католических храмов. Они скорее функциональны, чем красивы. Например, в католической церкви прихожане не стоят, а сидят на скамейках. Для создания атмосферы торжественности в католических храмах используется орган, визуальная же часть убранства значительно скромнее, чем в православных.

Если в крупных соборах ещё можно встретить статуи и богатые витражи, то в небольших церквушках это редкость. Вместо икон стены католических храмов украшают фрески. Протестантские церкви выглядят ещё более аскетично. Они отличаются строгостью и минимализмом. Единственными украшениями лютеранской кирхи являются орган и распятие на стене.

Одни ветви христианства проповедуют аскезу и умеренность во всем, другие – напротив, видят необходимость в том, чтобы украшать Дом Божий.

Образ Царствия Небесного

Если верить Священному Писанию, после того как евреи под предводительством пророка Моисея избежали египетского плена, Господь повелел одному из них, мастеру по имени Веселеил, возглавить строительство походного храма – скинии - и дал подробные указания по ее обустройству: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди» (Исх.31:2-4).

Зачем же все это делалось? Храм в христианстве является проекцией Царствия Небесного. Вот какими словами Иоанн Богослов рисует образ Небесного Иерусалима: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр.21:19-21).

При строительстве на горе Мориа Иерусалимского храма царь Соломон использовал самые дорогие и драгоценные материалы: «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар. 6:21-22). Когда же строительство было окончено, Господь объявил Соломону: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (9:3).

Все лучшее - Богу

У первых христиан, подвергавшихся гонениям, не было храмов. На протяжении трех столетий они собирались для молитв и богослужений в домах своих лидеров, в синагогах или даже в катакомбах. Только после прихода к власти в Риме Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией, начали сооружаться христианские храмы и монастыри. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, они поражают и внешними формами, и внутренним убранством. И дело тут не в тщеславии мастеров-зодчих или в стремлении потрафить властям, а в принципе: все лучшее – для Бога.

По такому принципу был построен и знаменитый собор Святой Софии в Константинополе (русские называли этот город Царьградом). С принятием христианства церкви на Руси стали строиться в соответствии с византийской традицией (ее сегодня называют крестово-купольной). Это и позолоченные купола с крестами, и внутренняя роскошь. Но делается это вовсе не для того, чтобы удивлять людей богатой обстановкой.

Вот что говорит на эту тему священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: «Храм не является обычным жилищем, а символически изображает Небо. Царство Небесное своим совершенством превосходит наш земной ум. Чтобы изобразить его человек берет все лучшее и драгоценное в окружающем его мире и пытается создать этими средствами образ небесного».

Многих смущает богатое убранство храмов, шикарные облачения священнослужителей, шикарные дома и машины священников. Что можно ответить таким людям? Спаси Господи.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

В письме неправомерно соединены два принципиально разных вопроса: наше отношение к благолепию храма и нравственных образ священника.

1.Храм не является обычным жилищем, а символически изображает Небо. Царство Небесное своим совершенством превосходит наш земной ум. Чтобы изобразить его человек берет все лучшее и драгоценное в окружающем его мире и пытается создать этими средствами образ небесного. Понятно, почему тайнозритель Иоанн Богослов, изображая Небесный Иерусалим, употребляет такие сравнения: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр.21:19-21). Духовная выделенность Дома Божия из обычного, земного круга реалий должна иметь соответствующие зримые, вещественные формы и образы. Вся Библия проникнута мыслью о святости храма, о его превосходстве над обыденным, привычным. На древнееврейском языке слово святой (кодеш) означает - отделенный, выделенный. Когда евреи, освободившись из египетского плена, начали под водительством Божиим собственную историю, Господь не только повелел соорудить скинию (походный храм), но и дал подробные указание как ее украсить. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8). Далее Господь назначает для сооружения скинии Веселеила: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди» (Исх.31:2-4). Когда на горе Мориа строился Иерусалимский храм, использовались самые дорогие материалы: золото, серебро, слоновая кость, кипарис, масличное дерево и др. «И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом» (3 Цар.6:21-22). Господь явился Соломону и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (9:3).

Когда христианство победило языческий мир, в истории мировой архитектуры открылась самая яркая страница - церковное зодчество. Храм святой Софии в Константинополе запечатлел не только дарования великих мастеров Анфимия из Тралеса и Исидора из Милета, но и высокое благочестие жителей Царьграда, начиная от царя Юстиниана и кончая простым каменотесом. При сооружении собора ярко проявился человеческий гений. Многие мастера и художники раскрыли здесь данные им Богом дарования. Величие и соразмерность архитектурных пропорций, смелость инженерно-строительных решений, сияющая красота интерьера органично соединяются с богатой отделкой: серебряная алтарная преграда, выполненные из серебра или золота лампады, канделябры и паникадила, украшенные драгоценными камнями раки святых.

Во все последующие века создатели храмов руководствовались благочестивым правилом – все лучшее посвящать Богу.

Благолепие богослужебных одежд также соответствует библейской традиции. Господь повелел Моисею: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона…» (Исх.28:2,5).

2. «Шикарные дома…». Не знаю, что здесь подразумевается. Все мои знакомые священники живут в обычных городских квартирах. Одни не имеют машин, у других они есть. Шикарными их не назовешь. Те, кто имеют иностранные марки, отличаются от тех, кто обладает отечественными машинами, только тем, что в несколько раз меньше тратят деньги и время на ремонт. Люди, не знающие близко жизнь священника, не представляют, сколько времени он проводит в поездках, чтобы исповедать, причастить, соборовать болящих или тяжкоболящих, крестить в больнице или в роддоме, освятить квартиру, совершить панихиду на кладбище. Позвать на требу могут в любой конец города. Машина сберегает силы и время.

Что же касается личной скромности и нестяжательности, то к этой добродетели должны стремиться все христиане. Нравственный идеал един. Св. апостол Иаков говорит: « мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (3:17). Разумеется, священники должны учить примером и не кого не соблазнять. Если кто-то это делает, то подлежит не нашему суду, а Божьему. Наши суждения и оценки бывает чаще всего поверхностны и неточны. Как много негативного было сказано в начале 20 века либеральной печатью о нашем духовенстве: роскошные архиерейские покои, богатые рясы священников и прочее. Через несколько лет большинство их попало в прогнившие лагерные бараки. В простых заштопанных подрясниках они валили лес, но Христа не предали, а своим исповедничеством пополнили сонм святых мучеников.


Примечание редакции : в данном материале не обсуждается вопрос веры, а христианская церковь как общественный институт – организация. Для обсуждения вопросов веры настоятельно рекомендуется посещать соответствующее духовное учреждение, семинарию или факультет философии.

1. Незаслуженный стереотип

Чтобы отражать весь блеск могущества и великолепия Господа. |Фото: logosinfo.org.

Во-первых, когда смотришь на блестящий крест попа, то действительно складывается впечатление, что он полностью сделан из золота. В абсолютном большинстве случаев это не так. Как правило непосредственно золота в крестах до 5% от общего объёма использованных материалов. Т.е. это или небольшие золотые пластинки или (что чаще всего) – золотое напыление. Иногда при производстве крестов используются материалы похожие на золото, лишь для создания «эффекта» на окружающих.

Материал не декларируется. |Фото: zirveart.com.

Во-вторых, иногда можно услышать: «Золото – бесовский материал». Это утверждение, высосанное из пальца. В религиозных текстах никак не регламентируется перечень материалов, из которых должны делать церковные атрибуты, в том числе – кресты. Более того, христианство относится к золоту «никак». Учением осуждается – жадность и корыстность, а не сам материал. Так что подытожить можно известной шуткой: «ручонки-то чистенькие!»

2. Товарищ римский замполит

Константин Великий, после смерти Август. Сделал христианство одной из доминирующих религий империи. |Фото: zirveart.com.

Достаточно наивно тыкать церковь в пассажи в духе: «Христос босым ходил, а вы золотом обвешались». Для человека, который хоть что-то знает об истории – это вообще должно звучать, как глупость. Как известно, теория и практика не всегда соотносятся. И церковь, как организация здесь один из лучших примеров. Ключевой момент в том, что церковь, в том числе христианская церковь – это всегда была идеологическая организация. А всякая организация так или иначе будет аккумулировать ресурсы.

Один Бог на небесах - один правитель на Земле. С Константина началась история Византии. |Фото: yandex.ru.

В Римской Империи христианство приняли в качестве государственной религии не просто так. Это был продуманный политический и общественный шаг, а также – декларация. Языческая культура с множеством богов больше не подходила на роль государственной идеологии. Переход был осуществлен в первую очередь для усиления единоличной власти императора.

Суть была примерно такой: если у нас один Бог на небесах, то и на земле должен быть один правитель (желательно избранный этим Богом). В то время Римская Империя занимала огромное пространство. Для многих людей империя буквально и была всем миром. Так что идеологический шаг – один бог, один император, казался для населения вполне логичным и разумным. А так как христианский император Рима – ставленник Бога, то непослушание перед императором – непослушание перед богом.

Сейчас София Константинопольская - музей. Ранее была мечетью. Еще раньше - христианским собором. С самого начала это была грандиозная постройка с роскошной отделкой внутри. |Фото: yandex.ru.

К чему это сказано? К тому, что на момент принятия христианства римляне были все-таки в своем сознании язычниками. И они, как люди древние, прямо осознавали, что богов или Бога – нужно почитать. А как лучше выразить почтение? Правильно, построить огромный и красивый храм. Кроме того, христианство активно проповедовало идею того, что душа попадет в рай. Богатое украшение храмов, использование благовоний, золота и серебра, красивой росписи красками – все это делалось для усиления эффекта на прихожан, создание такого себе «уголка неба на земле». Простой человек, который ничего в своей жизни кроме сохи или гончарного круга не видел, оказавшись в таком месте, был буквально «гипнотизирован» и заворожен.

Золотые одежды и кресты - это вовсе не изобретение отечественных попов, а византийская традиция, закономерно досталась сначала Руси во время крещения, а затем и России. |Фото: ya.ru.

Интересный факт : как это вульгарно не прозвучит, но в Средние века поход в церковь для простого человека – это еще и развлечение. Телевизоров, радио и интернатов тогда не было. А тут умный человек стоит в рясе, который, как поговаривают, еще и читать умеет. Можно со всеми соседями пообщаться. Осудить публично местного распутника и алкоголика Тимофея Петровича. Послушать интересные библейские истории. А может даже и с попом поговорить – он (как человек умный) чего-нибудь да посоветует дельного!

Позднее из этого также разовьется идея о том, что храмы Господа – это еще и попытка отразить на земле весь блеск его могущества. А какой материал блестит сильнее всего? Правильно, золото.

3. Правильный пиар

Фрагмент картины Васнецова - Крещение Руси. В Средние века золото и роскошь византийской церкви, позволяла производить правильный эффект на язычников. |Фото: ya.ru.

Отдельно следует добавить, роскошные храмы, что во времена Рима, что в раннее Средневековье, были также политической декларацией, мол, мы такие и можем потратить на это много денег. Иностранные купцы, послы из дальних государств, заложники от вчерашних врагов, привезенные в Рим – все эти люди видели богатые храмы и приходили в восторг.

Интересный факт : язычники в целом были достаточно толерантными к другим культурам и религиям. Например, в Риме стояли египетские идолы и статуи. К христианам римляне относились плохо только потому, что в отличие от других покоренных язычников, они отказывались почитать императора, как Бога.

Золото, благовония и хор помогали превратить храм в уголок рая на земле. |Фото: hristos-voskrese.ru.

Если государство может тратить такие ресурсы на строительство своих культовых сооружений, значит оно мощное и богатое. А раз оно мощное и богатое, то значит ему благоволят боги (или Бог) – это типичная (в хорошем смысле) модель мысли людей языческого менталитета. В свою очередь, пораженные величием такой страны, люди лишний раз подумают о том, какую политику в отношении нее проводить и стоит ли вести с ней дела.

Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть о том, зачем католические священники носят белый «ошейник» до сих пор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

1270 Александра Попова
Автор статьи:
Александра Попова Время чтения: 2 мин.

Среди современной церковной атрибутики очень многое кажется простым людям не совсем понятным. Например, часто возникает вопрос: «Почему священники носят золото, в частности, нагрудные кресты из драгоценного металла? Ведь Иисус проповедовал нестяжательство, и, вообще, золото в христианской традиции прочно ассоциируется с дьяволом». Действительно, как относиться к словам оперного Мефистофеля «Сатана там правит бал – люди гибнут за металл», если сами священнослужители украшают себя золотыми крестами?

В чём смысл нательного креста?

нательный крест

Для различных людей смысл ношения нательного креста разный. Для одних это просто красивое украшение, для других – дань традиции православия, этакий знак принадлежности к определённой конфессии. А для третьих крестик на груди − это просто дань моде, способ подчеркнуть, что он тоже не отстаёт от жизни и находится в «мейнстриме». А каков же истинный смысл ношения нательного креста в христианстве?

Согласно Библии, ни сам Иисус, ни его апостолы не носили крестов, что не удивительно: раньше распятие на кресте служило способом казни самых отъявленных негодяев. И лишь после того, как Сын Божий принял мученическую смерть, крест обрёл для всех христиан сакральный смысл. Весь смысл ношения нагрудного креста объясняется в послании галилеянам апостола Павла: «Я сораспялся Христу», то есть, стал подобен ему, полностью принял его учение. Из всех христианских конфессий только православные и католики носят нательные кресты.

Согласно православной традиции, наперсный (нагрудный) крест − это символ принадлежности к вере, защита от козней дьявола. По мнению же некоторых богословов, крест сам по себе, без искренней веры, не способен защитить от нечистого. Он лишь напоминание о страданиях Христовых, «вещественное свидетельство искупления». Относительно материала изготовления креста ни в одном святом писании не говорится. Это может быть любой материал, в том числе и золото.

Правда, что золото – металл дьявола?

крест и библия

Среди большинства людей бытует мнение, что золото – это металл дьявола. В его основе лежат изречения средневековых философов и богословов, осуждавших стяжательство и корыстолюбие. Так, согласно Евангелию от Марка, мытарь (сборщик налогов) Матфей, выбросил в пыль золотые монеты и пошёл за Христом, став его апостолом. Можно также вспомнить ветхозаветного золотого тельца, которому поклонялись иудеи, уничтоженного пророком Моисеем.

Но в то же время, в христианстве золото само по себе не символизирует нечто плохое, дьявольское. Поскольку эта религия по своей сути является не материальной, а духовной, то средоточием греха в ней выступают человеческие мысли и действия. Неодушевлённые предметы в христианской вере имеют чисто символический смысл и не являются самостоятельными «действующими лицами».

Поэтому религия, осуждая в людях необузданное желание обладать золотом, вовсе не считает сам металл вместилищем или воплощением дьявола. В православии золото ассоциируется с блестящей славой Христа, ослепительной чистотой неба, где пребывает Господь. Ещё в Библии упоминается, что волхвы принесли в дар младенцу Иисусу, кроме всего прочего, золото. «Златоустом» за свои великолепные проповеди был прозван богослов Иоанн, архиепископ Константинопольский.

Немного об энергетике золота

Вопрос об энергетике золота издавна является предметом ожесточённых споров. Одни считали, что этот жёлтый металл обретает мистическую власть над своим владельцем, делая его алчным и беспринципным. В качестве примера приводились многочисленные случаи, когда жажда обладания золотом становилась причиной самых ужасных преступлений, в которые оказывались втянутыми даже близкие родственники.

2P20150201-VSN_4672-1200

Одновременно с этим, золото наделялось благородными свойствами. Так, в античном мире считалось, что оно способно обезвреживать яды. Золото использовалось также в лечебных целях: от сердечно-сосудистых заболеваний, простуды и эпилепсии. Даосские монахи подходили к вопросу об энергетическом влиянии золота на человека, его организм, психику и нравственные качества чисто диалектически: на одних оно влияет хорошо, на других плохо.

Согласно древнекитайской философии, сила золота омолаживает организм, делает характер человека веселее и добрее. Но это относится только к людям, предрасположенным к позитиву. На людей с низким духовным развитием, склонным к злобе и лени, этот металл оказывает противоположное воздействие. Оно пробуждает в их душе худшие, низменные проявления натуры. Золото считается проводником солнечной энергии у многих народов. Ещё древние египтяне, американские инки, ацтеки и майя, называли этот металл солнечным, считая, что и само солнце тоже состоит из золота.

Чем объясняется то, что священники носят золотые кресты?

Многие люди, наблюдающие церковные богослужения лишь по телевизору по торжественным случаям – на Пасху, Рождество, – обращают своё внимание на необычайно пышные облачения священников. Объяснить это достаточно просто:

  • праздник − он и есть праздник;
  • в торжественных богослужениях, особенно тех, что транслируют по ТВ, главными действующими лицами выступают далеко не последние лица в церковной иерархии.

Собственно же нательный крест можно, выражаясь армейским языком, воспринимать как часть униформы, знак различия ранга и выслуги лет. Поэтому далеко не каждому священнику полагается носить жёлтый наперсный крест. Каждый священник получает свой крест из рук епископа, возглавляющего территориальную епархию, как знак того, что ему разрешено проводить службы. В случае серьёзной провинности епископ вправе наказать нерадивого батюшку, сняв с его шеи крест и наложив запрет на проведение им богослужений.

image (1)

Жёлтый наперсный (нагрудный) крест полагается к ношению только за определённые заслуги перед церковью, или за длительное служение в приходе. Молодые священники, только недавно заступившие на службу, носят белые кресты. Таким образом, жёлтые кресты выступают не предметом роскоши или украшения, а являются своеобразной наградой, знаком отличия в системе РПЦ.

В дни Великого поста, предшествующего Пасхе, все без исключения священнослужители носят деревянные нательные кресты, облачаясь в торжественные наряды только по случаю Воскресения господня. Вот эту «парадную униформу» и видят зрители по телевизору во время трансляций, поражаясь неподобающей, по мнению обывателя, роскоши нарядов церковных деятелей.

Цена креста как дань уважения Богу или как презрение к дешёвому дереву?

В церковной традиции кресты не именуются «золотым» или «серебряным», а именно жёлтым и белым. Более того, изготавливаются они вовсе не из этих драгоценных металлов. Жёлтые кресты простых священников изготавливают из латуни, и стоят они от силы 10 тысяч рублей, из которых основная стоимость – это работа мастера-изготовителя. Белые кресты делают в основном из мельхиора, и цена им порядка 5 тыс. руб. На торжественные богослужения латунные и мельхиоровые кресты начищаются своими владельцами до такой степени, что отличить их по блеску от произведений из настоящего драгоценного металла со стороны практически невозможно.

5372998649

И лишь кресты высших церковных иерархов, от епископа и выше, изготавливают с применением золота. Но, опять-таки, не отливают из цельного куска драгоценного металла, а применяют технологию напыления, позолоты. Реального золота на таком кресте наберётся от силы 2−3 грамма.

Согласно внутреннему церковному уставу, на официальные приёмы к высшему духовенству каждый священнослужитель обязан являться со своим крестом, указывающим на его статус.

И напоследок нужно отметить, что кресты, даже латунные и мельхиоровые, не являются личной собственностью батюшки, а выдаются ему на время несения службы, так сказать, «под отчёт». Снимая с себя духовный сан, священнослужитель возвращает епископу и выданный ему когда-то крест.

Откуда золото в церковной живописи? Почему им сияют святые образы? Действительно ли золотой – главный из цветов? Зачем золотой фон? Верно ли, что чем больше золота в иконе, тем лучше?


Этот благородный, мягкий и пластичный металл отличается красивым теплым блеском и легкостью обработки, он не меняет своих свойств со временем. «Шелк не рвется, булат не сечется, красное золото не ржавеет», – гласит народная мудрость. Если золото тонко выковать, получатся тончайшие листики сусального золота. А если сусальное золото растереть в порошок и добавить связующее, будет золотая краска – золото твореное. Когда лист сусального золота помещается между кусочками стекла и запекается в печи, получается золотая смальта, прочный и долговечный материал для мозаики, который мерцает золотом изнутри. Меняя свою форму, но не художественную ценность, золото украсило церковное искусство, подарив ему нарядность и торжественный блеск.

«Фаюмское наследство»?

Икона является преемницей древнеегипетской живописи первых веков после Рождества Христова – фаюмского портрета (впервые большое количество таких портретов было обнаружено на территории Фаюмского оазиса в Египте). Сохранившиеся портреты чаще всего выполнены в энкаустике (восковыми красками) [1, с. 117]. В этих живописных находках поздней античности есть и золотая партия [2]. (Обширная галерея фаюмских портретов здесь.)


Портрет юноши в золотом венке. Первая половина II в. Египет

Дорогой символ

Все, что мы называем золотым, сразу обретает ценность – будь то «золотые руки» мастера, «золотое сердце» матери или «золотые слова» оратора. Золото хвалили, о его символике размышляли богословы, философы, историки искусства. Как в мозаике есть разные оттенки золота, так и символика золота многообразна.

«Из цветов цвет и из чудес чудо…». Так представлял золото Евгений Трубецкой. «Изо всех цветов один только золотой, солнечный обозначает центр Божественной жизни, а все прочие ее окружение. Один Бог, сияющий «паче солнца», есть Источник царственного света» [3].

Ольга Попова о смысле золота в иконописи говорила: «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Она также рассуждает о том, что чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет» [4, с. 66].

«Это одновременно цвет и свет», – характеризует золото Ирина Языкова [5]. А Виктор Бычков называет его одним из источников света в церковной живописи. Золотой свет излучают фон композиции, нимб святого образа и разделка изображенного в красках золотыми лучами и нитями [6, с. 164]. Рассмотрим эти «золотые светильники» отдельно.

Золотые нимбы

С латыни «нимб» (nimbus) переводится как «туман, облако», а также как сияние. В христианстве нимб – это символ святости [6, с. 163; 7]. Взгляните на то, как синайская икона «Лествица» сверкает в одной плоскости золотым светом, когда лучатся и нимбы, и довлеющий солнечный фон. Таков прием, именуемый «золото на золоте» [8].


Золотой фон

Слово «фон» происходит от французского fond (дно, глубина) [9, с. 193]. Золотой фон выглядит так, будто у него дна нет. Ольга Попова заметила: «Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона… Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная, превращается в таинство» [4, с. 66]. Исследовательница обращает внимание на такое явление, как фон «сплошной золотой, даже без линии пола или земли». Далее она продолжает: «Фигура… кажется не имеющей земной тяжести и способной к парению» [4, с. 50]. А мы посмотрим на византийскую икону, где на золотом поле словно возносятся Святитель Афанасий Александрийский и преподобный Антоний Великий.


Ослепительны золотофонные иконы уже упомянутого монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Фигуры сцены Благовещения кажутся прозрачными, легко начертанными поверх пластины из чистого золота. Здесь, как и в синайской «Лествице», золото на золоте блестит. Считается, что в этой изысканной иконе такие символы, как дворец, храм, алтарь, городская стена, башня, врата и райский сад, подразумевают образ Небесного Иерусалима, «путь к которому был открыт в момент Благовещения» [10].

О Небесном Иерусалиме и его художественном воплощении мы еще поговорим, когда коснемся древнего мозаичного искусства в храмовом пространстве.


Золотое письмо

В древних иконах еще сохранились золотые линии, которыми могут светиться одежды, оклады книг Священного Писания, ангельские крылья, изящными прядями уложенные волосы Божьих посланников.

«Ангел Златые власы» – так называют древнерусскую икону Архангела Гавриила, при взгляде на которую душа умиляется и обращается к Небу. А ведь это лишь отблеск того праздничного образа, который был создан изначально. Фон его был совсем не зеленым, как сейчас, а блистал золотом. Остается довериться собственному воображению, чтобы представить это великолепие. Легкие золотые нити в переплетенных волнистых волосах, золотые лучи на одежде – лишь остатки драгоценного украшения этого возвышенного и печального Ангела.


Еще более светлый, лучезарный Архангел Гавриил из «Устюжского Благовещения» с радостью устремлен с благой вестью к Богородице. На самом деле икона происходит не из Великого Устюга, а относится к новгородскому наследию. Она сверкала бы подобно солнышку, однако утратила большую часть своего золотого фона [11].


Совсем иной – строгий и величественный – предстает перед нами Нерукотворный Спас, где темные волосы Христа пролинованы золотистыми прядками четко и ритмично. Высокая упорядоченность и спокойная сила живут в данном образе.


Эти чудесные памятники Древней Руси принадлежат к XII веку, поистине веку золотому в культуре молодого христианского государства, и относятся к неповторимому наследию домонгольского периода.

Нельзя здесь не сказать об иконе, которую около 1130 года привезли в Киевскую Русь из Константинополя. До того, как ее вывезли во Владимир, она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода, откуда и получила свое наименование «Вышгородская Богородица». Перед нами известная всем икона Владимирской Богородицы «Умиление». Она многое повидала на своем веку, но и сегодня сияет. Золотым первоначально был ее фон, золотые ленты моделируют одеяние маленького Спасителя, золотые звезды и линии украшают мафорий Богородицы.


Очень бы хотелось называть полосы сусального золота, а также тонкие золотые лучи и нити одним красивым словом «ассист», но тогда мы повторим распространенную ошибку, неоднократно воспроизводимую в литературе. Ведь на самом деле ассист – специальный раствор, на который накладываются тонкие полоски сусального золота. Само же такое золочение иконы поверх красочного слоя называется менее благозвучным, но правильным термином – «инокопь» [12, с. 115].

Золотая мозаика

Ирина Языкова заметила: «…мозаика отражает представление о Небесном Иерусалиме. Небесный Иерусалим в Книге ‟Откровения” Иоанна Богослова ведь описан как город, сложенный из драгоценных камней, чистого золота, прозрачного стекла. Это практически описание мозаики» [13].

Фокус ошеломляющего эффекта мозаики, выложенной из смальты, объясняют несколькими ее особенностями. Дробление смальты дает кусочки разного размера. К тому же колотые фрагменты смальты действуют как преломляющие свет линзы. Замечательно, что мастера-мозаичисты могли выкладывать стеклянные кубики как ровно, так и под углом [14]. Наталья Шередега задается вопросом и отвечает: «Почему они [кубики смальты] вдавлены в грунт под разными углами? Для того чтобы падающий… свет, отражаясь от них, создавал некую особую зону, наполненную сиянием прямо перед фигурами святых. Мы знаем с вами, что в убранстве храма мозаики, как правило, располагались в апсиде (самой главной алтарной части храма) и на предалтарных столбах. Все это было на криволинейных поверхностях, чтобы пространство заполнялось сияющим золотым светом» [11]. «Нерушимая стена» киевская, Богородица Оранта в соборе Святой Софии как раз в таком золотом ореоле молитвенно возносит свои руки. Известно, что почти половину всей мозаики в убранстве Софии Киевской составляет именно мозаика золотая. (Подробнее о мозаиках великой Софии Киевской здесь.)


Посмотрите, каким высоким было мастерство автора золотофонного образа Святого Дмитрия Солунского! Большое счастье, что мы можем видеть сегодня этот мозаичный шедевр из древнего киевского собора Михайловского Златоверхого монастыря, ведь в 1935–1936 годах собор был разрушен. Эту и еще несколько мозаик удалось снять со стен храма и перенести на другую основу, перед тем как тот был снесен.


Золота стало меньше. Почему?

Когда православная иконопись двинулась в сторону реалистической живописи, золотое пространство стало вытесняться. Этот процесс охватил все православное искусство, в том числе и на украинских землях. Стоит вспомнить такие слова Владимира Овсийчука: «Древняя поэтичность уступает место реальной повествовательности. Колористическая перемена была закономерной – искусство и наука приближались к реальной жизни, их основным объектом стали природа и человек» [14, с. 465].

Икона «Рождества Христова» из праздничного ряда иконостаса львовской церкви Святой Параскевы Пятницы еще не утратила фонового золота. Здесь и традиционное золочение, и попытка показать окружающий ландшафт в прямой перспективе, а лики – моделировать светотенью.


Людмила Миляева размышляет: «Можно жалеть, что с конца XVI века украинская икона утратила символико-догматичную силу, которая была присуща ей раньше, с ее условными приемами мистического шифра. Но, очевидно, ход истории меняет человека, его восприятие, гамму чувств и струны, которые их вызывают… Глубоко религиозный художник никогда не сможет во время Интернета стать художником средневековья» [16, с. 63].

Насколько способны мы сегодняшние, утомленные и пресыщенные каждодневным визуальным потоком, глубоко воспринять «золотой язык» церковного искусства? Это открытый вопрос. Определенно можно сказать, что золото неизменно. Красивейший материал, вплетенный в «ткань» церковного искусства, не утрачивает своей ценности и благородства со временем, сияя в нимбах, украшениях святых образов и современных иконах Православной Церкви.

Оксана Сьомак

Персоналии:

Князь Евгений Трубецкой – религиозный философ.
Ольга Попова – доктор искусствоведения, специалист в сфере византийского искусства.
Ирина Языкова – искусствовед, кандидат культурологии.
Виктор Бычков – доктор философских наук.
Наталья Шередега – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.
Владимир Овсийчук – доктор искусствоведения.
Людмила Миляева – доктор искусствоведения, профессор, специалист в области украинской иконы.

Читайте также: