Почему палладий дороже золота и платины

Опубликовано: 04.07.2022

Еще

Впервые за более чем десятилетие палладий конкурирует с золотом по стоимости. Будучи ключевым компонентом в устройствах контроля загрязнения для легковых и грузовых автомобилей, цена на металл выросла примерно на 50 процентов примерно за четыре месяца, что делает его в разы дороже, чем золото, при этом практически не показывая признаков потерпеть фиаско.

1. Что такое палладий?

Это блестящий белый материал, один из шести металлов платиновой группы (наряду с рутением, родием, осмием, иридием и самой платиной). Около 80 процентов палладия попадает в выхлопные системы автомобилей, помогая превращать токсичные загрязнители в менее вредные углекислый газ и водяной пар. Он также используется в электронике, стоматологии и ювелирных изделиях. Металл добывается в основном в России и Южной Африке, и в основном добывается как вторичный продукт от операций, ориентированных на другие металлы, такие как платина или никель.

2. Почему палладий растёт в цене?

Предложение не отреагировало на растущий спрос. Использование увеличивается, поскольку правительства, особенно Китай, ужесточают правила, направленные на борьбу с загрязнением от транспортных средств, вынуждая автопроизводителей увеличивать количество используемого ими драгоценного металла. В Европе потребители купили меньше дизельных автомобилей, которые в основном используют платину, и вместо этого выбрали автомобили с бензиновым двигателем, которые используют палладий, после того, как производители дизельных автомобилей ‘обманули’ испытания на выброс.

Почему палладий стал ценным металлом так неожиданно?

3. Почему объемы так ограничены?

Статус палладия в качестве побочного продукта при добыче платины или никеля означает, что производство имеет тенденцию отставать от роста цен. Фактически, по прогнозам, объем произведенного палладия не будет соответствовать спросу в седьмой год подряд в 2018 году. Это помогло поднять цены на рекордные показатели. Хотя некоторые малоизвестные металлы все еще более ценны, в этом месяце палладий обошел золото и стал самым дорогим среди четырех наиболее продаваемых драгоценных металлов.

4. Влияют ли спекулянты на рост цены?

Частично. Хедж-фонды увеличили свои ставки на рост цен, согласно данным по позиционированию фьючерсов. И все же палладий торгуется с растущей надбавкой к материалу для последующей доставки, что говорит о том, что производители стремятся заполучить металл. А обеспеченные палладием биржевые фонды стали свидетелями оттока, когда инвесторы забирают металл, а затем сдают его в аренду пользователям по выгодным ставкам. Есть также неподтвержденные данные о накоплении запасов в Китае, крупнейшем покупателе в автомобильном секторе. А поддерживаемые палладием биржевые фонды стали свидетелями оттока, когда инвесторы забрали металл. Они сдают его в аренду по выгодным ценам производителям, которые планируют покупать палладий, когда его становится труднее получить.

5. Кто победители и проигравшие?

Несмотря на то, что российский ГМК «Норильский никель» является крупнейшим производителем палладия, ралли является особенно хорошей новостью для южноафриканских производителей платины, которые добывают его вместе со своим первичным металлом и имеют дело с ценами на платину, которые колеблются около минимумов десятилетия. С другой стороны, автопроизводители вынуждены платить больше за металл и в конечном итоге могут передать это потребителям.

6. Всегда ли палладий показывает такую волатильность?

Да, и не только палладий. Драгоценные металлы, используемые в небольших количествах в автомобильной промышленности, имеют историю скачков цен, когда спрос превышает предложение. В течение десятилетия после 1998 года платина выросла более чем на 500 процентов, так как дефицит привлек внимание спекулятивных покупателей. За аналогичный период родий вырос более чем на 4000 процентов, прежде чем автопроизводители нашли способы использовать меньше. Сам палладий подскочил в девять раз от своих минимумов в 1996 году до пика в 2001 году, поскольку пользователи опасались, что продажи в России замедлятся.

7. Не слишком ли поздно покупать палладий?

Возможно нет. Несмотря на то, что палладий уже прошел долгий путь — он вырос более чем на 600 процентов по сравнению с минимумами, вызванными глобальным финансовым кризисом, — по прогнозам, дефицит поставок будет продолжаться. Это правда, что рост палладия по сравнению с платиной может побудить некоторых автопроизводителей заняться заменой металлов. Однако вряд ли это произойдет в ближайшее время в больших масштабах. И подобные Daimler AG больше сосредоточены на электрификации и батареях, чем на металле, который представляет относительно небольшую часть производственных затрат.

8. Что на счет электромобилей?

Электромобили не сжигают топливо, не имеют выхлопных труб и не используют палладий. Тем не менее, большинство аналитиков считают, что электрификация большей части мирового автопарка пройдет через много лет. Между тем, использование палладия в гибридных транспортных средствах также является растущим источником спроса.

Данный материал является переводом статьи, опубликованной на Bloomberg:

Наши социальные сети:

Стремительный рост цены палладия в 2019 — начале 2020 годов выделяет его среди остальных драгметаллов. Палладий опередил наиболее популярные драгметаллы в 2019 году, подорожав на $700 до $1920 за унцию.

В январе, под влиянием новостей о сокращении добычи в Южной Африке и подписания первой части торговой сделки между США и Китаем, фьючерс на палладий достиг $2500, подорожав на 75% за 12 месяцев. Причиной такого роста является ограниченность предложения и рост спроса из-за ужесточения экологических стандартов в Европе и Китае.

Темпы роста превзошли все прогнозы и обеспокоили даже «Норильский никель» — основного производителя палладия и бенефициара повышения цен. Помешать стремительному росту может только замещение палладия более дешевой платиной или бурное развитие электромобилей при стагнации традиционных бензиновых автомобилей. При этом оживление продаж автомобилей и рост содержаний палладия в катализаторах, по оценке «ВТБ Капитала» могут привести к повышению средней цены палладия в наступившем году до $2000 за унцию, причем краткосрочно в начале года она может приблизиться к $2500.

«Норникель» стратегически заинтересован в снижении волатильности металла, приносящего сейчас около 45% выручки. Финансовые спекулянты создали на рынке палладиевый «пузырь», что может плохо отразиться на отрасли, заявил в январе агентству Bloomberg директор департамента маркетинга «Норникеля» Антон Берлин. «Прямой спрос со стороны промышленности растет не так быстро, как можно было бы сделать вывод, исходя из динамики цены», — пояснил он.

3221262

«Норникель» готов предпринять шаги, чтобы сгладить опасения дефицита на рынке. «Норникель» в основном выпускает палладий в порошках, но такой вид этого драгметалла не используется финансовыми инвесторами. Компания планирует увеличить продажи палладия в слитках инвестиционного качества вместо порошков, которые используются промышленными потребителями, чтобы снизить волатильность на рынке палладия.
Ралли на рынке палладия не является «пузырем» и может продолжиться, поскольку Китай форсирует программу по сокращению выбросов, считает глава Amplats Крис Гриффит. «Есть огромный дефицит, и это приводит к росту цен. Это не «пузырь» и то, что происходит, отнюдь не странно. Не существует краткосрочного решения проблемы дефицита поставок».

Однако сложно поручиться, что реальность не сможет вновь сильно опередить прогнозы. Один из самых успешных прогнозистов в истории опросов LBMA, независимый аналитик Росс Норман, прогноз которого по цене палладия в 2019 году оказался наиболее близким к действительности, ожидает среднюю цену на уровне $2485. Взлет палладия — это, скорее, история недостаточного предложения, чем активного спроса, объясняет он. Усиливающийся в течение 8 лет дефицит обернулся устойчивым сокращением доступных запасов. При приближении к уровням их истощения, эффект для цены палладия станет непропорциональным, ее может ждать экспоненциальный рост.

«Пузырь может сдуться, поскольку автомобильная промышленность, которая всецело несет ответственность за рост спроса на палладий, может охладить потенциал металла», – считает аналитик блога Mining Technology Д.Кейси.Он также отмечает симптомы того, что «предложение начинает догонять спрос».

В долгосрочной перспективе решающим фактором будет успех отрасли электромобилей, говорится в обзоре ABN Amro. Если этот рынок стремительно вырастет, а общие продажи традиционных авто окажутся умеренными, спрос на палладий упадет. Держа это соображение в уме, производители палладия, скорее всего, не захотят инвестировать в долгосрочные проекты по добыче этого металла. Скорее, они попытаются извлечь выгоду из текущего состояния рынка и высоких цен.

Еще один риск — замещение палладия в автокатализаторах платиной. Динамика цены на платину менее впечатляющая, чем у палладия — в прошлом году металл подорожал на 21%, не восполнив потерь, нанесенных «Дизельгейтом». Премия палладия к платине по итогам 2019 года достигла $675, что ставит вопрос о целесообразности использования в автокатализаторах более дешевой и близкой по характеристикам платины.
По мнению аналитиков Bank of America Merrill Lynch, хотя ограниченные поставки палладия по-прежнему поддерживают цены, автопроизводители могут обратиться к альтернативным вариантам. В ближайшие несколько лет у автопроизводителей могут возникнуть перебои с палладием, так как мировые поставки будут оставаться на прежнем уровне (около 10,2 млн унций в год). «Автопроизводители начинают искать замену. Вероятно, на это уйдет еще 12-18 месяцев, – сказал Financial Times аналитик Bank of America Майкл Видмер. — Чем быстрее они найдут замену или изменят катализаторы, тем быстрее закончится ралли».

«В ближайшем будущем может появиться возможность замены части палладия платиной в секторе легких дизельных двигателей, но замена трехкомпонентных бензиновых катализаторов займет больше времени и потребует значительных улучшений технологии», — подчеркнул Johnson Matthey.

«Норникель» также не фиксирует признаков угрозы палладию, обусловленных его подорожанием. «Согласно нашим наблюдениям, автоконцерны не торопятся замещать палладий на платину, поскольку в данный момент все их усилия направлены на соответствие новым экологическим стандартам, особенно с учетом более требовательных тестов в условиях реального вождения», — отмечала компания.

analyt_17022020.jpg

Фото: Норникель

Стремительный рост цены палладия в 2019 — начале 2020 годов выделяет его среди остальных представителей семьи драгметаллов. Палладий, который в основном используется в каталитических фильтрах-нейтрализаторах выхлопов автомобилей, опередил наиболее популярные драгметаллы в 2019 году, подорожав на $700, до $1920 за унцию. В январе, под влиянием новостей о сокращении добычи в Южной Африке и подписания первой части торговой сделки между США и Китаем, фьючерс на палладий достиг $2500, таким образом, подорожав на 75% за 12 месяцев. Причиной является ограниченность предложения и рост спроса из-за ужесточения экологических стандартов в Европе и Китае. Несмотря на то, что ралли палладия объясняется фундаментальными факторами, темпы роста стоимости драгметалла уже превзошли все прогнозы и обеспокоили даже «Норильский никель», который является основным производителем палладия и бенефициаром повышения цен. Опрос London Bullion Market Association (LBMA), опубликованный в начале февраля, говорит о том, что эксперты не видят большого апсайда для палладия с достигнутых им в январе максимумов. Однако велики ряды сторонников другой точки зрения: что структурный дефицит на фоне увеличения потребления обеспечит палладию продолжение уверенного роста. Помешать этому может только замещение палладия более дешевой платиной, которого пока не видно, или бурное развитие электромобилей при стагнации традиционных бензиновых автомобилей.

Цена палладия после короткого всплеска в 2000 году долгое время была стабильно ниже платины, более востребованной в промышленности и ювелирном деле. С развитием использования платиноидов в автокатализаторах, снижающих токсичность выбросов угарного газа, платина и палладий нашли применение: платина — в дизельных двигателях, палладий — в бензиновых. Основы для ралли палладия были заложены в 2015 году, когда вспыхнул «Дизельгейт» — выяснилось, что автоконцерн Volkswagen подделывал экологические параметры дизельных двигателей на своих авто. После этого под давлением регуляторов европейский рынок дизельных автомобилей стал терять позиции в пользу машин с бензиновыми и гибридными двигателями, в каталитических элементах которых содержание палладия существенно выше.

Осенью 2017 года палладий впервые за 16 лет обогнал платину, а с 2018 года он уже стабильно торгуется выше золота.

Несмотря на то, что палладий долго готовился к своему нынешнему месту, динамика его роста в 2019 году оказалась сюрпризом для аналитиков и экспертов. Регулярный опрос LBMA, проводившийся в конце 2018 - начале 2019 годов, отводил палладию роль худшего среди четырех драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия). Консенсусным результатом опроса было падение средней цены на 3,1%, до $1268 за унцию. В итоге прогноз экспертов оказался на 17,5% ниже сложившегося в течение года показателя в $1537. Ключевым аргументом в пользу того, что рост палладия будет сдержанным, были опасения насчет роста производства автомобилей в Китае и макроэкономическая неопределенность.

Но несмотря на сокращение автомобильного рынка в 2019 году, спрос на металл оказался высоким. Важную роль сыграло ужесточение экологических стандартов. «Ужесточение законодательства о выбросах и более строгие режимы испытаний транспортных средств в настоящее время приводят к увеличению загрузок палладия в автокатализаторах на основных рынках», - говорилось в майском обзоре Johnson Matthey, крупнейшего в мире дистрибьютора металлов платиновой группы. Введение нового экологического регулирования практически во всех ключевых регионах, в том числе China 6 в Китае, Tier 3 в США, Euro 6d в ЕС, Bharat 6 в Индии позволило компенсировать негативный эффект от слабых объемов продаж автомобилей, отмечал «Норникель» в отчете за первую половину 2019 года.

Вслед за ЕС в 2019 году новые экологические стандарты стали действовать в Китае, где некоторые города и провинции ранее, чем планировалось, перешли на стандарт бензина China 6 в рамках трехлетней программы «Битва за голубое небо». По оценкам специалистов, это привело к увеличению объема палладия в катализаторах автомобилей для китайского рынка примерно на 30%. «Около трети производства легковых автомобилей с бензиновым двигателем в этом году будут составлять модели, соответствующие China 6, и это приведет к двузначному росту содержания палладия в катализаторах, увеличив спрос на палладий в китайской автомобильной промышленности почти на полмиллиона унций, до 2,56 млн унций», - пояснялось в обзоре Johnson Matthey. Очередной раунд ужесточения экологических норм в Китае намечен на 2023 год.

В то же время спад продаж автомобилей, на которые приходится 70% спроса на палладий, оказался в прошлом году не таким большим, как ожидалось. Продажи автомобилей в США к ноябрю показали рост на 2% после падения на 3% в начале года, в ЕС – на 5% после падения на 2%. В Китае продажи сократились, но динамика стала менее удручающей: минус 4% в ноябре против минус 13% в начале года.

В 2020 году, по оценке «ВТБ Капитала», глобальные продажи автомобилей вырастут на 4,8% против 4-процентного падения в 2019 году, что усилит дефицит палладия, который увеличится до 1,8 млн унций (15% от спроса). Ситуация не изменится в ближайшие годы и дефицит будет нарастать до 2023 года, когда он достигнет 2,34 млн унций, считает банк.

ПРОИЗВОДСТВО И ДЕФИЦИТ

Улучшение спроса в автопроме происходит на фоне снижения поставок металла и роста дефицита, и это провоцирует опасения, что растущий спрос на палладий не будет удовлетворен за счет поставок горнодобывающих компаний и вторичного производства. Производство палладия в Южной Африке продолжает снижаться из-за истощения шахт и недофинансирования.

Исторически палладий выступал в роли побочного продукта в горной добыче — в России он содержится в рудах, из которых производили в первую очередь никель, в Южной Африке — платину. Единственные в мире месторождения с преимущественным содержанием палладия находятся в Северной Америке.

Основная часть мирового палладия производится «Норильским никелем», на который приходится 41% глобального производства этого драгметалла. В 2019 году «Норникель» выпустил 2,922 млн унций палладия и 702 тыс. унций платины. Компания производит платиноиды из сульфидных руд Таймырского полуострова, где он является побочным продуктом. В отличие от южноафриканских, потенциал месторождений Таймыра не исчерпан, и лидерство «Норникеля» только укрепится с вводом проекта «Арктик Палладий», запасы которого содержат около 4,3 тыс. т платиноидов. Другие крупные производители палладия - Anglo American Platinum (Amplats), лидирующий в мире по производству платины, Sibanye-Stillwater, выпускающий 2,1 млн унций, и Impala Platinum с 850 тыс. унций.

Первичное предложение палладия в 2019 году, по оценкам «Норникеля», составит 7,1 млн унций (рост на 250 тыс. унций к 2018 году). Производство из ломов также увеличится до 3,3 млн унций (на 100 тыс. унций). Однако, даже с учетом роста, предложение будет ниже спроса, рынок продолжит оставаться в структурном дефиците, который оценивается в 600 тыс. унций.

Спрос на палладий в 2018 году вырос до 10,1 млн унций с 9,3 млн унций в 2016 году, основным его драйвером является автомобильная отрасль, потребность которой в палладии выросла за это время до 8,6 млн унций с 7,9 млн унций, говорится в обзоре Johnson Matthey.

Johnson Matthey оценивает дефицит палладия в 2019 году в 809 тыс. унций против 121 тыс. унций годом ранее. В течение предшествующих нескольких лет недостаток металла на рынке компенсировался за счет биржевых фондов, ориентированных на вложения в палладий. Но с середины 2015 года активы таких фондов снизились в пять раз — с 3 млн унций до менее 0,6 млн унций, свидетельствуют данные Bloomberg. «Запасы металла в ETF . уже не могут покрывать разницу между промышленным потреблением и поставками», - говорится в исследовании Johnson Matthey.

«Норникель» ожидает, что в 2020 году спрос на палладий повысится на 4% (на 400 тыс. унций) при росте поставок производителей на 3% (на 300 унций). Эксперты «Норникеля» прогнозируют превышение потребления палладия над производством вплоть до 2025 года. Это связано в первую очередь с увеличением количества металла, используемого в катализаторах машин с двигателями внутреннего сгорания, в том числе гибридов. «Дефицит палладия усилится в связи с постепенным восстановлением автомобильного производства. Ожидается, что это произойдёт благодаря мерам государственной поддержки продаж автомобилей в Китае, а также усилиям автопроизводителей по соответствию новым законодательным требованиям. В долгосрочной перспективе прогнозируется потребность в существенном дополнительном производстве палладия, которое может быть обеспечено за счет строительства новых проектов его ключевыми участниками и переработки вторичного сырья», - говорилось в отчете «Норникеля».

ПУЗЫРЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ ДЕФИЦИТА?

Ралли палладия вызвало беспокойство у «Норникеля», который стратегически заинтересован в снижении волатильности металла, приносящего сейчас около 45% выручки. Финансовые спекулянты создали на рынке палладиевый «пузырь», что может плохо отразиться на отрасли, заявил в январе агентству Bloomberg директор департамента маркетинга «Норникеля» Антон Берлин. «Прямой спрос со стороны промышленности растет не так быстро, как можно было бы сделать вывод, исходя из динамики цены», - пояснил он.

«Норникель» готов предпринять шаги, чтобы сгладить опасения дефицита на рынке. «Норникель» в основном выпускает палладий в порошках, но такой вид этого драгметалла не используется финансовыми инвесторами. Поэтому компания планирует увеличить продажи палладия в слитках инвестиционного качества вместо порошков, которые используются промышленными потребителями. Тем самым «Норникель» надеется снизить волатильность на рынке палладия.

Ралли на рынке палладия не является «пузырем» и может продолжиться, поскольку Китай форсирует программу по сокращению выбросов, считает глава Amplats Крис Гриффит. Дефицит предложения в размере около 1 млн унций будет поддерживать цены до тех пор, пока автопроизводители не начнут заменять палладий платиной, заявил он: «Есть огромный дефицит, и это приводит к росту цен. Это не «пузырь» и то, что происходит, отнюдь не странно. Не существует краткосрочного решения проблемы дефицита поставок».

ПРОГНОЗЫ ПО ЦЕНЕ

Оживление продаж автомобилей и рост содержаний палладия в катализаторах, по оценке «ВТБ Капитала» могут привести к повышению средней цены палладия в наступившем году до $2000 за унцию, причем краткосрочно в начале года она может приблизиться к $2500.

Аналитики BofA в конце января повысили прогноз цен на палладий в 2020 году на 82% - до $2988 за унцию (потенциал роста в 22% к спотовой цене) с ожидаемым пиком в $3,5 тыс. за унцию в IV квартале 2020 года. Прогнозная стоимость палладия в 2021 году была повышена на 102% - до $2625 за унцию.

Банк ABN Amro повысил прогноз по ценам в 2020 году на 27%, до $1968 за унцию, отражая произошедший рост цен, но отметил уязвимость перспектив этого драгметалла в зависимости от успеха отрасли электромобилей. Ожидания по средней цене палладия в 2021 году ABN Amro повыcил на 10%, до $1613 за унцию.

Свежий прогноз LBMA 2020 Precious metals forecasts survey предполагает среднюю цену палладия на уровне $2116 за унцию. Уже в январе палладий достиг $2500, превысив прогнозы некоторых аналитиков на весь год. Поэтому, хотя прогнозный показатель на 38% выше средней цены 2019 года, рост по сравнению с январем очень скромен — всего 2,5%. Это говорит о преимущественно консервативных ожиданиях и возможности резкой просадки металла в 2020 году. «Это случай, когда стоит пристегнуть наши ремни, потому что нам предстоит путешествие по большим ухабам (bumpy ride) в 2020 году», - заключает LBMA.

Однако сложно поручиться, что реальность не сможет вновь сильно опередить прогнозы. Один из самых успешных прогнозистов в истории опросов LBMA, независимый аналитик Росс Норман, прогноз которого по цене палладия в 2019 году оказался наиболее близким к действительности, ожидает среднюю цену на уровне $2485. «Бычья» история продолжается, и спекулянты в ней, скорее всего, не приняли участия, так как объем палладия в ETF снижался за последние 2 года, упав до 1 млн унций, считает Норман. Взлет палладия — это, скорее, история недостаточного предложения, чем активного спроса, объясняет он. Усиливающийся в течение 8 лет дефицит обернулся устойчивым сокращением доступных запасов. При приближении к уровням их истощения, эффект для цены палладия станет непропорциональным, ее может ждать экспоненциальный рост.

Ключевая история для палладия — спрос со стороны традиционного автопрома и увеличение выпуска автомобилей с бензиновыми или гибридными двигателями.

Риском для ралли выглядит сокращение продаж автомобилей, что ослабляет давление на цены, но пока это компенсируется ужесточением глобальных стандартов по выхлопам, заключает Росс Норман.

«Пузырь может сдуться, поскольку автомобильная промышленность, которая всецело несет ответственность за рост спроса на палладий, может охладить потенциал металла», – считает аналитик блога Mining Technology Д.Кейси.

Он также отмечает симптомы того, что «предложение начинает догонять спрос» - ряд проектов находится в стадии получения разрешений или расконсервируется, готовясь внести свой вклад в снабжение рынка металлом. В частности, канадский горнодобытчик Ivanhoe завершил feasibility study проекта Platreef в ЮАР, где планирует производить 219 тыс. унций палладия в год. Компания North American Palladium планирует продолжить подземные операции на своей ранее законсервированной из-за низких цен шахте Lac Des Illes в Канаде и произвести там 2,32 млн унций металла до 2027 года. Американская Platinum Group Metals, в партнерстве с тяжеловесом индустрии Implats и JOGMEC, инвестирует $874 млн в проект Waterberg в ЮАР, запасы которого насчитывают 19,5 млн унций палладия. Компания ожидает, что Waterberg станет одним из наиболее прибыльных рудников в отрасли, производя ежегодно около 420 тыс. унций в год в течение 45 лет. Тем не менее, проекты, связанные с производством преимущественно палладия, как мы уже отмечали, очень редки; часто даже наличие больших запасов не всегда гарантирует финансовую привлекательность, поэтому лидеры индустрии на десятилетия застрахованы от появления крупных конкурентов.

В долгосрочной перспективе решающим фактором будет успех отрасли электромобилей, говорится в обзоре ABN Amro. Если этот рынок стремительно вырастет, а общие продажи традиционных авто окажутся умеренными, спрос на палладий упадет. Держа это соображение в уме, производители палладия, скорее всего, не захотят инвестировать в долгосрочные проекты по добыче этого металла. Скорее, они попытаются извлечь выгоду из текущего состояния рынка и высоких цен. Если ралли на рынке палладия остановится, цена будет близка к $1500 за унцию на основе фундаментальных показателей, считают аналитики ABN Amro.

Еще один риск — замещение палладия в автокатализаторах платиной. Динамика цены на платину менее впечатляющая, чем у палладия — в прошлом году металл подорожал на 21%, не восполнив потерь, нанесенных «Дизельгейтом». Премия палладия к платине по итогам 2019 года достигла $675, что ставит вопрос о целесообразности использования в автокатализаторах более дешевой и близкой по характеристикам платины.

По мнению аналитиков Bank of America Merrill Lynch, хотя ограниченные поставки палладия по-прежнему поддерживают цены, автопроизводители могут обратиться к альтернативным вариантам. Это объясняется тем, что в ближайшие несколько лет у автопроизводителей могут возникнуть перебои с палладием, так как мировые поставки будут оставаться на прежнем уровне (около 10,2 млн унций в год). «Автопроизводители начинают искать замену. Вероятно, на это уйдет еще 12-18 месяцев, – сказал Financial Times аналитик Bank of America Майкл Видмер. - Чем быстрее они найдут замену или изменят катализаторы, тем быстрее закончится ралли».

«В связи с тем, что цены на палладий установили новые рекорды, а средняя премия к платине выросла до более чем $600 за унцию, появились cпекуляции о возможности перехода от палладия к платине в некоторых видах автокатализаторов», - говорилось в прошлогоднем обзоре Johnson Matthey.

Тем не менее, Johnson Matthey констатировал, что «на сегодняшний день рост цен на палладий не оказал заметного влияния на спрос автопрома на платиноиды». «В ближайшем будущем может появиться возможность замены части палладия платиной в секторе легких дизельных двигателей, но замена трехкомпонентных бензиновых катализаторов займет больше времени и потребует значительных улучшений технологии», - подчеркнул Johnson Matthey.

У платины и палладия, при всей их близости, есть ряд различий в свойствах, поясняет Johnson Matthey. «Высокие цены на палладий привели к интенсификации программ по разработке и испытанию платиносодержащих трехкомпонентных катализаторов. Однако до сих пор сложно сопоставить характеристики существующих палладиево-родиевых катализаторов, поскольку палладий имеет лучшую термическую стабильность, чем платина, при одинаковых температурах выхлопных газов бензина. Даже если обогащенные платиной трехкомпонентные катализаторы могут демонстрировать эквивалентную производительность, любая значимая замена, вероятно, займет не менее 2-3 лет», - считает Johnson Matthey.

«Норникель» также не фиксирует признаков угрозы палладию, обусловленных его подорожанием. «Согласно нашим наблюдениям, автоконцерны не торопятся замещать палладий на платину, поскольку в данный момент все их усилия направлены на соответствие новым экологическим стандартам, особенно с учетом более требовательных тестов в условиях реального вождения», - отмечала компания.

Игорь Лейкин для Rough&Polished

Фото: «Норникель»

Палладий бьет рекорды нездоровыми темпами. За последние пять лет стоимость этого металла подскочила на 78%. Такой рост цен на рынке принято называть пузырем. Это означает, что взлет котировок может схлопнуться в один момент, а цены способны рухнуть.

На самом деле рынок металлов совсем не похож на пузырь доткомов и другие фиктивные взлеты ценных бумаг . Причина в том, что цены на палладий, никель и другие металлы зависят от реальной экономики. Той самой, что производит автомобили, станки, украшения и другие изделия. А значит, здесь свои правила и тенденции.


Редакция РБК Quote изучила, как и почему менялись цены на металлы в последнее время — а потом выбрала самый перспективный металл для долгосрочных вложений. Мы сравнили восемь претендентов и ответили на вопрос, есть ли пузырь в этом секторе.

Палладий: тот самый рекордсмен

Палладий добывается как вторичный продукт при извлечении платины или никеля. Крупнейший в мире производитель — «Норникель». Компания добывает 40% от мирового производства. Вторым по важности источником палладия является Бушвелдский комплекс в ЮАР. Остальная часть добычи приходится на месторождения Северной Америки и Зимбабве.

Главная область применения палладия — автомобильные катализаторы в бензиновых двигателях. Они помогают снижать уровень выбросов токсичных веществ в атмосферу. Палладий также применяется в электронике, стоматологии и ювелирном производстве.

В автомобильной индустрии используется около 80% добываемого палладия. Увеличение спроса на палладий способствовало образованию дефицита, который, по данным Metals Focus, в прошлом году составил 25,5 тонн.

Острый дефицит вывел палладий в лидеры среди драгоценных металлов. За последние пять лет его цена поднялась на 78%, а с начала 2016 года он подорожал на 180%, до $1520,55 за унцию. Золото стоит дешевле: «всего» $1425,85 за унцию. Рост цен на палладий и никель подтолкнули вверх акции «Норникеля». В четверг, 18 июля, они обновили годовые максимумы.

По мнению младшего аналитика инвестиционной компании «Фридом Финанс» Александры Овчинниковой, падение автомобильных продаж в мире и повышение спроса на электромобили приведет к снижению цен на палладий в долгосрочном периоде. Консенсус Refinitiv предполагает, что в 2020 году палладий подешевеет на 15,5%.

Крупнейшим потребителем палладия выступает автомобильный сектор Китая, однако продажи на этом рынке снижаются 12 месяцев подряд. За первые полгода 2019 года в стране было продано на 12,4% меньше автомобилей, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

В то же время снижаются затраты на аккумуляторные батареи электромобилей. Это ведет к удешевлению автомобилей такого типа, увеличению спроса на них и дальнейшему падению продаж автомобилей с бензиновыми двигателями.

Никель: дефицитное сырье для электромобилей

«Норникель» также является крупнейшим производителем рафинированного никеля. Компания выпускает 23% от совокупных объемов рафинированного и 10% первичного никеля в мире. В 2018 году «Норникель» произвел 219 тыс. тонн металла.

Помимо России в число лидеров по производству никеля входят Китай, Япония, Австралия и Канада. Среди крупнейших экспортеров металла — Индонезия и Филиппины. Индонезия добывает 25% всей никелевой руды в мире.

Никель используется в аккумуляторных батареях, в том числе для электромобилей. На аккумуляторы приходится 5% мирового потребления металла. Без никеля не обходятся и при производстве нержавеющей стали, так как он обладает высокой жаропрочностью и жаростойкостью, а также имеет высокую устойчивость к коррозии. Эти отрасли являются крупнейшими потребителями никеля.

Цены на никель достигли исторического максимума в $52 тыс. за тонну в начале мая 2007 года благодаря критически низким запасам металла. Однако в том же месяце они резко двинулись вниз. Только за пять последних лет никель подешевел на 29%.

В последнее время на рынке никеля образовался дефицит, вызванный снижением предложения. Поставки никеля на мировой рынок снизились из-за стихийных бедствий в Индонезии, являющейся ключевым поставщиком никелевой руды.

Согласно отчету Всемирного бюро металлургической статистики (WBMS), в январе — мае 2019 года видимый спрос на мировом рынке никеля превысил предложение на 57,3 тыс. тонн. Для сравнения, по итогам всего 2018 года дефицит составил 91,3 тыс. тонн.

В этих условиях цены на никель устремились вверх. С начала 2019 года никель подорожал на 38%. Вместе с ценами на никель и палладий вверх пошли и акции «Норникеля».

По прогнозу швейцарского банка UBS, в течение следующих трех лет тенденция к росту цен на никель сохранится. Аналитики банка ожидают, что в 2020 году цена вырастет еще на 22,3% и превысит $18 тыс. за тонну. К этому приведет увеличение спроса на электромобили, уверены эксперты. Среди факторов, которые могут положительно повлиять на динамику цен на никель, также намерение правительства Индонезии в 2022 году запретить экспорт никелевой руды.

Серебро: что мешает ценам взлететь

Серебро выделяется тем, что его в равной степени можно причислить как к драгоценным, так и к промышленным металлам. Как драгоценный металл серебро популярно среди инвесторов через слитки и монеты, обезличенные металлические счета и торгуемые индексные фонды ( ETF ).

Серебро хорошо проводит электрический ток и тепло, имеет высокую светоотражаемость. Поэтому оно широко применяется во многих областях — электронике, медицине, химии, в военной промышленности, при производстве солнечных батарей. Чистое серебро также очень мягкий, ковкий и пластичный металл. Эти качества позволяют делать из серебра ювелирные украшения.

По данным GFMS, крупнейший в мире производитель серебра — Мексика. В 2018 году страна добыла 198,3 млн унций этого металла. На втором месте — Перу с добычей 146,3 млн унций, затем идет Китай. Россия оказалась на четвертой позиции: в 2018 году добыча серебра в стране составила 42,9 млн унций. Основные месторождения в России находятся в Сибири и на Дальнем Востоке.

За последние пять лет цены на серебро снизились на 26%. В конце мая 2019 года рынок возобновил рост, с некоторой задержкой последовав за золотом. За полтора месяца оно подорожало на 12,5%. Серебро, как правило, повторяет динамику золота. Однако сейчас сильное влияние на рынок оказывают признаки замедления глобальной экономики и торговая напряженность между США и Китаем. Так как серебро наполовину промышленный металл, эти факторы замедляют движение цен вверх.

В долгосрочной перспективе серебро наряду с золотом выиграет от ослабления американской валюты и укрепления инвестиционного спроса, полагает аналитик Julius Baer Карстен Менке.

Если цены на золото превысят отметку $1450 за унцию и направятся к $1500 и выше, серебро вполне может достичь $20 за унцию, уверен глава департамента мировых рынков в американской финансовой компании TIAA Bank Крис Гаффни. Фьючерсы на этот металл не торговались так высоко с 2016 года. «Серебро кажется нам недооцененным среди группы драгоценных металлов», — считает аналитик «Альфа-Капитала» Артем Копылов.

В отличие от них эксперты Morgan Stanley ожидают избытка на рынке серебра в 2019 году. По их мнению, этот фактор в сочетании с высокими запасами будет препятствовать удорожанию серебра. В банке прогнозируют цены в среднем на уровне $15,75 за унцию во второй половине 2019 года и $16,05 за унцию в 2020-м.

Платина: цены рухнули из-за дизельных двигателей

Основной регион добычи платины — ЮАР. В 2018 году производство платины в стране составило 4,5 млн унций. За ЮАР следует Россия, где добыча достигла 687 тыс. унций. Северная Америка за этот период произвела 332 тыс. унций драгоценного металла. Платину также добывают в Зимбабве.

В России все производство платины ведется силами «Норникеля». Металл добывается преимущественно в Хабаровском крае, на Камчатке и в Свердловской области.

За пять лет платина подешевела на 43%. Это наибольшее снижение среди семи анализируемых металлов. Платина сильно пострадала от падения спроса на автомобильный транспорт — в особенности в Китае. В этой стране продажи автомобилей снижались 12 месяцев подряд.

На настроениях потребителей негативно отразились замедление темпов роста экономики и взаимное введение пошлин на импорт товаров в США и Китае. Кроме того, удешевлению платины способствовало падение спроса на машины с дизельными двигателями в пользу бензиновых. Платина используется в катализаторах автомобилей с дизельным двигателем. В машинах с бензиновым двигателем применяется палладий.

Потребители не хотят покупать дизельные автомобили из-за скандалов с производителями по поводу манипулирования уровнем выбросов. Негативно влияют на спрос и разговоры о возможном запрете на въезд старых дизельных машин в центры городов, а также о возможной отмене налоговых льгот на дизельное топливо.

Между тем аналитики полагают, что металл сильно недооценен, и ожидают удорожания платины. По прогнозу Societe Generale, цены на металл в ближайшие шесть месяцев составят $900 за унцию. В 2020 году платина в среднем будет стоить $890 за унцию, предполагают в банке. Консенсус Refinitiv прогнозирует рост цен на платину в 2020 году до $924 за унцию.


Золото: на случай, если инвесторы нервничают

Золото — редкий металл из-за низкого содержания в земной коре и сложности добычи. Драгоценным оно считается благодаря его химической инертности и эстетическим качествам. Эти качества ценятся в ювелирной промышленности. Кроме того, золото популярно среди инвесторов.

Больше всего золота производится в Китае. По данным Refinitiv, в 2018 году добыча этого драгметалла в стране составила 399,7 тонн. На втором месте — Австралия с 312,2 тоннами. Россия находится на третьем месте: в прошлом году из недр извлекли 281,5 тонн золота.

Крупнейший в России производитель золота — компания «Полюс». Она входит в десятку крупнейших в мире золотодобывающих предприятий. В 2018 году добыча золота в компании составила 69 тонн.

За последние пять лет золото подорожало на 1,3%. За этот же период котировки «Полюса» подскочили в 13 раз

С конца мая текущего года цены на золото выросли на 13%. Поводом для ралли стало беспокойство инвесторов, вызванное слабостью мировой экономики и ростом напряженности на Ближнем Востоке. Это значительно усилило популярность драгоценного металла, которое традиционно считается защитным активом, помогающим сохранить капитал в кризисные времена.

Росту цен на золото также способствовали торговые споры и высокий спрос со стороны центробанков. В 2018 году центробанки со всего мира закупили 571 тонну золота. Это максимальный объем по меньшей мере с 2000 года. В текущем году ожидается резкий спад на рынке акций, что еще больше усилит спрос на защитные активы, предупредили эксперты Capital Economics.

На 2020 год аналитики прогнозируют снижение цен на золото. Смягчение денежно-кредитной политики ФРС усилит популярность рисковых активов. Кроме того, в экономике США наметится циклическое восстановление. Все это вызовет отток инвесторов с рынка золота. По прогнозу Capital Economics, к концу 2021 года средняя цена на золото снизится до $1250 за унцию.

Снижения цен на рынке также ожидает консенсус Refinitiv. На 2020 год эксперты прогнозируют удешевление драгоценного металла на 4%, до $1359 за унцию.

Медь: никакой стабильности, перебои в поставках

Наиболее привлекательными для промышленности качествами меди является доступность и малая температура плавления. 65% мировых запасов меди залегают на территории Северной и Южной Америки. Самые крупные подтвержденные запасы меди зафиксированы в Чили. Там находится почти 20% мирового запаса. В этой стране по итогам 2018 года добыли больше всего меди в мире — 5,9 млн тонн. На втором месте — Перу с 2,5 млн тонн, на третьем — США с 1,5 млн тонн.

Россия по итогам прошлого года оказалась на восьмом месте. В совокупности добыча в стране составила 749 тыс. тонн. Крупнейший в России производитель меди — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК).

Основное влияние на котировки меди оказывают новости экономики. «Широкий спектр применения меди в разных отраслях, начиная со строительства и заканчивая электроникой и транспортным машиностроением, делает металл оперативным индикатором динамики мировой экономики», — сообщила руководитель исследований проблем будущих поколений, Julius Baer Карстен Менке.

За пять лет медь подешевела на 15%. Текущий год рынок начал заметным ростом, однако пессимизм в отношении экономики обвалил цены к минимальным уровням года. Причиной негатива стали торговые трения, слабость макростатистики, вялый спрос и рост запасов, рассказали в Morgan Stanley.

Тем не менее аналитики ожидают роста цен на медь в 2020 году. Консенсус Refinitiv предполагает, что в среднем они поднимутся на 12,2% по сравнению с текущими уровнями. Это самый большой ожидаемый прирост среди семи металлов, анализируемых в данной статье. Эксперты Morgan Stanley полагают, что в следующем году снижение спроса компенсируют перебои в поставках.

Алюминий: Китай генерирует большой (и стабильный!) спрос

Алюминий — очень легкий, но при этом прочный металл, который не подвержен коррозии, нетоксичен и долговечен. Ему можно придать практически любую желаемую форму. Этим объясняется высокая популярность металла в различных областях экономики.

Самое активное применение алюминий находит в транспортной и строительной промышленности. На транспортную сферу приходится наибольшая часть мирового потребления алюминия — 27%, в строительстве используется 25% всего производимого в мире алюминия. Из алюминия также производится фольга и различная упаковка. На долю этой сферы приходится 16%.

По объемам производства алюминий уступает лишь сектору стали. По данным Международного института алюминия (IAI), в 2018 году мировое производство металла составило 64,3 млн тонн. Из них на долю Китая приходится 36,5 млн тонн. Это намного больше, чем в других регионах мира. В странах Персидского залива производство алюминия за 2018 год составило 5,3 млн тонн, а в Азии (за исключением Китая) — 4,4 млн тонн.

Крупнейшим производителем алюминия в России является «Русал». По информации компании, ее доля в мировом производстве металла составляет 5,8%. В 2018 году «Русал» выпустил 3,75 млн тонн алюминия.

Цены на алюминий выросли на 6,4% за последние пять лет, однако в последние 12 месяцев они в основном снижались. За год рынок потерял 16%, отразив падение спроса в автомобильном и промышленном секторах. Снижению цен также способствовали опасения в отношении перспектив экономики. В июне это подтолкнуло котировки алюминия к уровням ниже $1800 за тонну.

Консенсус-прогноз Refinitiv полагает, что на данный момент алюминий недооценен. По мнению профильных аналитиков, в 2020 году алюминий подорожает на 11,6%, до $1834,3 за тонну. Это второй по величине потенциал роста среди всех семи металлов.

А можно все то же самое, только коротко?

На рынке металлов нет пузыря. Палладий и золото подорожали слишком сильно и могут подешеветь — но резкого обвала не будет. От других металлов аналитики ждут роста. Самые перспективные — медь и алюминий. Им поможет высокий спрос со стороны Китая, а также широкий спектр применения.

Основная причина такого ажиотажа - дефицит этого металла из-за растущего спроса со стороны автопрома (палладий используется для катализаторов, устанавливаемых для очистки выхлопов автомобилей). Однако несмотря на возможность хорошо заработать, очень немногие решаются на инвестиции в этот металл.

Дефицит палладия сохранится в среднесрочной перспективе, считает начальник Управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве РФ Григорий Микрюков. С одной стороны, спрос увеличивает переход к экологическим стандартам Евро-6, China-6 и Tier 3 в Евросоюзе, Китае и США, то есть в странах с крупнейшими автомобильными рынками. Ослабить этот спрос может развитие электротранспорта, однако доля электромобилей в общем объеме выпуска пока крайне мала. С другой стороны, мировое предложение палладия продолжает снижаться. Это связано в том числе с истощением рудников в Южной Африке и происходит даже несмотря на рост производства палладия у "Норникеля" (за 9 месяцев 2019 года выпуск металла увеличился на 7% в годовом выражении, до 2,25 млн унций) и возобновление работ в Канаде в шахте Lac Des Ille компании North American Palladium, где планируется к 2027 году добыть 2,32 млн тройских унций (тройская униця - 31,1 грамма). По оценке ВТБ Капитала, дефицит палладия на 2020 год может составить 2 млн тройских унций..

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

В долгосрочной перспективе, указывает Микрюков, рост предложения возможен за счет новых проектов, в том числе добычи платиноидов на Таймыре, которую планирует начать с 2024 года предприятие "Арктик палладий", созданное "Норникелем" и "Русской платиной": запасы месторождения оцениваются в 770 млн тонн.

Несмотря на впечатляющий взлет цены, доля палладия в инвестиционной корзине граждан остается очень скромной. Так, в портфеле обезличенных металлических счетов (ОМС) клиентов Сбербанка счета в палладии составляют лишь 7%, и это всего на 2% превышает показатели 2018 года, сообщили "РГ" в банке. До середины 2018 года, когда цены на палладий начали разбег, клиенты банка, открывшие счета в палладии, планомерно выходили из инвестиций в этот металл. В банке "Открытие", напротив, спрос на палладий вырос только во второй половине 2018 года (на 30%), а в 2019 году упал на 42%. "Мы связываем это с тем, что желание инвесторов заходить в длинную позицию на исторически высоких уровнях стало значительно меньше, так как существенно возрос риск коррекции цены", - говорит начальник управления операций с товарными активами и продуктами фондирования "Открытия" Алексей Зайцев.

Через ОМС, если судить по портфелю Сбербанка (свыше 106 млрд рублей), граждане в основном инвестируют в золото (83,7%), гораздо реже - в серебро (5,5%) и платину (3,8%). В "Открытии" на палладий также приходится менее 10% остатков на ОМС, на золото - половина, остальное примерно поровну делится между серебром и платиной.

О том, что на рынке складывается структурный дефицит палладия, аналитики предупреждали еще прошлой весной, но такого быстрого роста цен никто не ожидал, указывает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По неофициальным данным, к скупке причастен крупный китайский трейдер металлами. Сейчас, возможно, палладий находится на пике цены, и коррекция будет не менее стремительной.

Ведущий аналитик ГК "Финам" Игорь Додонов также полагает, что неплохие фундаментальные факторы рынка палладия уже с избытком учтены в котировках, и они выглядят неустойчивыми. Слишком высокие цены и дефицит могут подтолкнуть автопроизводителей к переходу на другие драгметаллы, например, платину или родий.

Так что за счет спекулятивной активности цены на палладий могут достичь новых высот в ближайшие месяцы, но в долгосрочной перспективе вернутся в район 2 тысяч долларов за унцию (сейчас - колеблется в диапазоне 2,4-2,5 тысячи), ожидает Додонов. В то время как золоту, вероятно, в этом году еще не раз представится возможность проявить себя в качестве "защитного" актива (выборы в США, оформление Brexit, взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке, коронавирус в Китае. ). Кроме того, центробанки отчетливо обозначили тенденцию к замещению долларовых активов золотом - она имеет все шансы продолжиться, что окажет дополнительную поддержку котировкам "желтого металла".

Палладиевые катализаторы применяются для очистки выхлопных газов не только в автотранспорте, но и в химической и нефтехимической промышленности. Также палладий используется в электронике и электротехнике (производство печатных плат, конденсаторов и т.д.), стоматологии, изготовлении белого золота.

Читайте также: