Парюра ювелирная что это

Опубликовано: 20.04.2024

Из истории украшений: парюры | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Впервые термин парюра (pah-rur — убор, украшение) прозвучал в 17 веке во Франции, позже он распространился на всю Европу. Есть расхождения во мнениях, что изначально означал этот термин. Есть версия, что парюрой сначала называлась только диадема с зубцами, по количеству которых можно было определить титул ее владелицы. Но есть и версия, что парюрой назывался и комплект предметов гардероба, и комплект украшений, которые можно было объединить в набор по качеству, разновидности камней или единству художественного решения изделий, а позже термин закрепился только за ювелирным делом.

Парюра из золота и голубого стекла . Франция, около 1800 года.

Из истории украшений парюры, фото № 1

Малахитовая парюра шведской королевы Дезире, 1820 год, создана в парижской ювелирной мастерской Simon Petiteau.
Первая ее хозяйка Дезире Клари, супруга первого короля Швеции и Норвегии из рода Бернадоттов.

Из истории украшений парюры, фото № 2

Эта парюра состоит из диадемы, ожерелья, большой брошки, пары сережек (одну из них не пощадило время, утеряна большая подвеска) и пары браслетов.

Из истории украшений парюры, фото № 3

Полная парюра (ювелирный гарнитур) может включать в себя огромное количество предметов — диадему, тиару, гребень, бандо (драгоценную ленту для волос), колье, ожерелье, серьги, броши, украшения для корсажа платья, браслеты, шпильки, запонки, пуговицы, кольца.

Из истории украшений парюры, фото № 4
Из истории украшений парюры, фото № 5

Из истории украшений парюры, фото № 6

Парюра королевы Марии Павловны с бриллиантами и бразильскими розовыми топазами.
Эта парюра изготовлена по заказу русского царя Павла I в честь брака его дочери Марии Павловны и великого князя Саксен-Веймар-Эйзенаха в 1804 году.

Из истории украшений парюры, фото № 7

Датская рубиновая парюра на кронпринцессе Дании Мэри.

Из истории украшений парюры, фото № 8

Из истории украшений парюры, фото № 9

Парюра из 67 изумрудов и 2650 бриллиантов, 1840 год, коллекция Датской Короны.

Из истории украшений парюры, фото № 10

Аквамариновая парюра великой княгини Елизаветы Федоровны.

Из истории украшений парюры, фото № 11

Парюра великой княгини Александры Павловны. Парюра состоит из двенадцати предметов — колье, лента на голову, два банта, ожерелье, пара браслетов на запястья и пара на предплечья, серьги, пояс с застёжкой-"пафталями". В этом необычном наборе рядом с золотом и бриллиантами — так называемые бумажные медальоны, которые изготовила сама будущая императрица Мария Федоровна.

Эту парюру можно увидеть в Эрмитаже в Галерее драгоценностей.

Из истории украшений парюры, фото № 12

Рубиновая парюра Виттельсбахов, 1830 год. Состоит из диадемы, двух браслетов, колье и украшения для корсажа, усыпанных рубинами, бриллиантами и шпинелью.

Из истории украшений парюры, фото № 13

Аметистовая парюра королевы Великобритании Мэри, бабушки Елизаветы Второй.

Из истории украшений парюры, фото № 14

Парюра с сапфирами и жемчугом Марии Амалии Французской.

Из истории украшений парюры, фото № 15

Аметистовая парюра Французской короны.

Парюра с розовыми топазами и бриллиантами Савойской династии.

Парюра с перидотами и хризолитами Габсбургов, Австрия, первая половина 19 века.

Полная парюра по этикету предназначена для торжественных случаев. Для повседневногого ношения существуют полупарюры или малые парюры, обычно включающие в себя два-три предмета, например, колье, брошь и браслет.

Полупарюра с жемчугом, бриллиантами и рубинами, 1840 год, коллекция Датской короны.

Бриллиантовая полупарюра из коллекции Датской короны.

Из истории украшений парюры, фото № 16

Серьги и колье из изумрудной парюры Марии-Луизы, супруги Наполеона Бонапарта, 1810 г.

Потом, как мы знаем, в мире появилась великая Коко и перевернула все традиции. Бижутерию носить стало модно, и бижутерные парюры не миновали дизайнерские дома.

Из истории украшений парюры, фото № 17

Винтажная позолоченная полупарюра от Trifari, 1930 годы.

Из истории украшений парюры, фото № 18

Полупарюра марки Florenza, 1960 годы, стразы и позолота.

Жаль, но теперь этот термин практически не используется, а ведь он гораздо заманчивее слова "комплект". И может быть, нам стоит вернуть термину новую жизнь?

Термин «парюра» появился в XVII веке во Франции и означал диадему или маленькую корону, а также набор украшений, подобранный по качеству и виду камней или по единству художественного решения.

Когда-то парюрой называли и комплект предметов гардероба, и комплект украшений, которые можно было объединить в набор согласно их идентичности. Позже термин закрепился исключительно в ювелирном деле.

Малая парюра или полупарюра включает в себя два-три предмета: ожерелье и серьги, брошь и серьги, ожерелье и брошь. Большая, или полная парюра, может включать до 15 различных предметов: диадема, ожерелье, брошь, серьги, браслеты, кольца, пуговицы, застежки, шпильки и другое. Естественно, такое обилие украшений могли себе позволить исключительно сиятельные особы королевских кровей или приближенные к двору. В наши дни этот термин используется редко, чаще можно слышать комплект или сет. Обычно это кольцо и серьги, колье и браслет или какое-либо другое сочетание нескольких предметов. Если комплект строится по принципу одинакового дизайна отдельных элементов, то при проектировании парюры украшения не обязаны походить друг на друга как близнецы. Но при этом все украшения, входящие в ансамбль должны быть произведены из одного и того же материала и подчинены одной идее.

Пик популярности парюр пришелся на середину XIXв. Модницы унизывали пальцы кольцами, обвивали шею цепями, в уши вдевали длинные серьги, запястья украшали браслетами. Красавицы любили украшения из коралла с резными растительными узорами,

2c568195fc9e78728af496e6a5cf1fcc.md.jpg

с золотыми резными листьями и райскими цветами,

c16531aa1811a6d15f9b2c46d8af0e76.md.jpg
e8305e39e5a16d0045340cd2e4b3dc47.md.jpg
785b3047f0ceefce89faa493ec305278.md.jpg

с римскими и флорентийскими мозаиками.

5f4d13f1b40b2ff9cfb65fa1f51ed32a.md.jpg

. и историческими мотивами.

154cf9ac6e90aebbfcdc8bb9001d69e0.md.jpg

Бриллианты, рубины, изумруды были доступны лишь представителям знати.

48fcfe17f82db87f03904f744be5b618.jpg

Парюра с бирюзой и бриллиантами.

bcdb44ccf37449ce6c93dd7455427c81.jpg

Парюра из золота с гранатами.

b24cb085f14e3b7f19dcff82e409a7eb.md.jpg

Золотая парюра с бриллиантами.

Во второй половине XIX столетия парюры встречались уже не часто: их заменяли гарнитуры из серег и броши, подвески и серег. И уже к концу XIX века парюра окончательно выходит из моды. В ювелирных домах все еще можно встретить комплекты украшений одного дизайна и цвета, но дамы предпочитали самостоятельно комбинировать их с другими украшениями на свое усмотрение. На модный олимп парюры вернулись лишь к 1920-1930гг.

Романовым принадлежало много впечатляющих украшений. Среди них роскошная аквамариновая парюра княгини Елизаветы Федоровны. Удивительная аквамариновая тиара состояла из тиары, колье, браслета и пары серег. Тиара, колье и браслет были выполнены мастерами ювелирного дома Фаберже. Пара аквамариновых серег в виде аквамаринов огранки подушечка была выполнена несколько позднее ювелиром Кохом.

00333fad53ebfe1c4bb0962ded3f2cba.jpg

Сапфировая парюра, созданной фирмой Кехли для последней императрицы России Александры Федоровны.

4bfd72df16ee270754098dbb11619d77.jpg

Большая парюра королевы Елизаветы II с аквамаринами.

689bb29a4d65538137b0dd079c6f1f9f.jpg

Прекрасная коллекция парюр была у императрицы Жозефины. Одно из знаменитых украшений Жозефины – это серьги с огромными грушевидными жемчужинами. Серьги являются частью сапфирово-жемчужной парюры, в которую также входили диадема, корона, ожерелье, два браслета, две броши и даже пояс с сапфировой застёжкой!

7123291c0430777a477d933cf3de084e.md.jpg

Мы разобрались, что такое парюры и как их носили. Сегодня ритм жизни диктует свои взгляды на ювелирную моду. Комфорт, мобильность, легкость, сочетаемость и демократичность – столпы, на которых стоят ювелирные гардеробы современных красавиц. Минимализм уверенно отвоевывает позиции у, казалось, вечной классики. Крафт меряется возможностями с традициями ювелирной школы. Парюры канули в Лету навсегда? Скорее они видоизменились, подстроились в угоду обществу и его желаниям. Приведем несколько примеров современных парюр из нашего Каталога.

«Ханами» - наш дивный серебряный сад цветет круглый год. Робкие бутоны-пусеты, только пробуждающиеся почки на кольце «Ханами3». Затем целый букет из сережек, броши, колечек, цепочного колье и браслетов. И замыкает ансамбль редкой красоты колье, увитое цветущими ветвями сакуры. Украшения, достойные королевы.

61e2eca10ecd1b3e3ef91a7e97edd22d.md.jpg

Парюра «Шанти» будто создана для восточной принцессы. Ориентальный орнамент украшает анклет, браслеты, брошь, серьги, цепочку и колье. Утонченная красота Востока и масса вариантов для сочетания.

c9768d4edc91b785ebd8ef860f93b086.md.jpg

«Пробуждение» наполнит романтикой и чувственностью образ своей хозяйки. Шелковый блеск кабошонов в сочетании с растительными мотивами возвращает в весну даже когда за окном хороводит метель.

0a66d27733222427a5362ae014aeeb3d.md.jpg

И, наконец, набор «Шиповник». Торжество ювелирного мастерства, блеск камней, без ложной скромности роскошный ансамбль для особенных выходов в свет. Градус великолепия легко уменьшить по вашему желанию, стоит только оставить в шкатулочке колье и браслет.

7b60a8144b5425c32222a21f82238a1d.jpg

Какой из сетов, представленных в Оринго, вы хотели бы расширить до парюры? Какими украшениями?

Alekszandra Fjodorovna of Russia.jpg


Парюра (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.

Содержание

История

Изначально термин относился к небольшой диадеме с гладким нижним краем и зубчатым верхним краем. По количеству зубцов такой диадемы можно было определить титул её хозяйки (графиня, баронесса или герцогиня) [1] . В настоящее время термин используется редко.

  • малая парюра (полупарюра) — включает 2—3 предмета (брошь, серьги, запонки и т. д.), пригодна для повседневного ношения.
  • большая парюра (полная парюра) — может включать до 15 предметов (диадема, ожерелье, брошь, серьги, браслеты, кольца, запонки, пуговицы, застёжки, шпильки, аграфы, фермуары, фероньерки и т. д.), надевается в особо торжественных случаях.

Примечания

  1. ↑Браслет, диадема — парюра. Архивировано из первоисточника 27 апреля 2012.Проверено 24 июня 2010.

Ссылки

Wiki letter w.svg

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Парю
  • Пас, Антон

Смотреть что такое "Парюра" в других словарях:

ПАРЮРА — (франц. parure убор украшение), драгоценный набор украшений, подобранный по качеству и виду камней или по единству художественного решения. Малая парюра или полупарюра включала в зависимости от назначения 2 3 предмета: серьги, брошь, запонки.… … Большой Энциклопедический словарь

ПАРЮРА — (франц. parure убор, украшение), драгоценный набор украшений, подобранный по качеству и виду камней или по единству художественного решения. Малая парюра или полупарюра включала в зависимости от назначения 2 3 предмета: серьги, брошь, запонки.… … Энциклопедический словарь

ПАРЮРА — головной женский убор с драгоц. камнями или жемчугами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПАРЮРА головной убор из драгоценных камней или жемчуга. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

парюра — сущ., кол во синонимов: 2 • убор (133) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

парюра — ПАРЮР а, м., ПАРЮРА ы, ж. parure f. 1. Украшение; убранство, наряд. <Серебряная булавка> самая видная parure здешней индианки. А. Ионин Индейцы в Америке. // РВ 1894 1 142. Андрей занимал у нее <матери>, время от времени, по тысяче,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Парюра — ж. Головной женский убор с драгоценными украшениями. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

парюра — пар юра, ы … Русский орфографический словарь

парюр — а, м., ПАРЮРА ы, ж. parure f. 1. Украшение; убранство, наряд. <Серебряная булавка> самая видная parure здешней индианки. А. Ионин Индейцы в Америке. // РВ 1894 1 142. Андрей занимал у нее <матери>, время от времени, по тысяче, по две … Исторический словарь галлицизмов русского языка

убор — См. украшение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. убор платье, украшение; кубанка, малахай, убранство, платок, ток, наряд, тиара, кичка, корона, одежда, капор, куколь,… … Словарь синонимов

украшение — Прикраса, закраса, наряд, убор, убранство, узор, отделка, обшивка, нашивка, гарнитур, декорация, орнамент, арабеска; галун, мишура, позумент.. См … Словарь синонимов






Из истории украшений: парюры

Впервые термин парюра (pah-rur — убор, украшение) прозвучал в 17 веке во Франции, позже он распространился на всю Европу. Есть расхождения во мнениях, что изначально означал этот термин. Есть версия, что парюрой сначала называлась только диадема с зубцами, по количеству которых можно было определить титул ее владелицы. Но есть и версия, что парюрой назывался и комплект предметов гардероба, и комплект украшений, которые можно было объединить в набор по качеству, разновидности камней или единству художественного решения изделий, а позже термин закрепился только за ювелирным делом.

Парюра из золота и голубого стекла . Франция, около 1800 года.

Малахитовая парюра шведской королевы Дезире, 1820 год, создана в парижской ювелирной мастерской Simon Petiteau. Первая ее хозяйка Дезире Клари, супруга первого короля Швеции и Норвегии из рода Бернадоттов.

Эта парюра состоит из диадемы, ожерелья, большой брошки, пары сережек (одну из них не пощадило время, утеряна большая подвеска) и пары браслетов.

Полная парюра (ювелирный гарнитур) может включать в себя огромное количество предметов — диадему, тиару, гребень, бандо (драгоценную ленту для волос), колье, ожерелье, серьги, броши, украшения для корсажа платья, браслеты, шпильки, запонки, пуговицы, кольца.

Парюра королевы Марии Павловны с бриллиантами и бразильскими розовыми топазами. Эта парюра изготовлена по заказу русского царя Павла I в честь брака его дочери Марии Павловны и великого князя Саксен-Веймар-Эйзенаха в 1804 году.

Датская рубиновая парюра на кронпринцессе Дании Мэри.

Парюра из 67 изумрудов и 2650 бриллиантов, 1840 год, коллекция Датской Короны.

Аквамариновая парюра великой княгини Елизаветы Федоровны.

Парюра великой княгини Александры Павловны. Парюра состоит из двенадцати предметов — колье, лента на голову, два банта, ожерелье, пара браслетов на запястья и пара на предплечья, серьги, пояс с застёжкой-«пафталями». В этом необычном наборе рядом с золотом и бриллиантами — так называемые бумажные медальоны, которые изготовила сама будущая императрица Мария Федоровна.

Эту парюру можно увидеть в Эрмитаже в Галерее драгоценностей.

Рубиновая парюра Виттельсбахов, 1830 год. Состоит из диадемы, двух браслетов, колье и украшения для корсажа, усыпанных рубинами, бриллиантами и шпинелью.

Аметистовая парюра королевы Великобритании Мэри, бабушки Елизаветы Второй.

Парюра с сапфирами и жемчугом Марии Амалии Французской.

Аметистовая парюра Французской короны.

Парюра с розовыми топазами и бриллиантами Савойской династии.

Парюра с перидотами и хризолитами Габсбургов, Австрия, первая половина 19 века.

Полная парюра по этикету предназначена для торжественных случаев. Для повседневногого ношения существуют полупарюры или малые парюры, обычно включающие в себя два-три предмета, например, колье, брошь и браслет.

Полупарюра с жемчугом, бриллиантами и рубинами, 1840 год, коллекция Датской короны.

Бриллиантовая полупарюра из коллекции Датской короны.

Серьги и колье из изумрудной парюры Марии-Луизы, супруги Наполеона Бонапарта, 1810 г.

Потом, как мы знаем, в мире появилась великая Коко и перевернула все традиции. Бижутерию носить стало модно, и бижутерные парюры не миновали дизайнерские дома.

Винтажная позолоченная полупарюра от Trifari, 1930 годы.

Полупарюра марки Florenza, 1960 годы, стразы и позолота.

Жаль, но теперь этот термин практически не используется, а ведь он гораздо заманчивее слова «комплект». И может быть, нам стоит вернуть термину новую жизнь?









Костромской ювелирный промысел

Денис Иванцов Журнал «Декораитвное искусство» зима 2014/2015

Одной из наиболее ярких и всемирно известных страниц в истории Костромского края, без сомнения, может служить местное ювелирное дело. Археологические раскопки свидетельствуют, что его предыстория начинается еще в доромановской России. «В средневековой Костроме занимались ювелирным делом. На местное производство изделий из цветного металла указывают медные шлаки, обнаруженные во время раскопок инструментарий ювелиров»1.

Постепенно ювелирное производство расширялось. В период правления Романовых значительно разнообразился ассортимент выпускаемых изделий и росло число вовлеченных в процесс людей. Начинают формироваться целые династии ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы). Со второй половины XIX века в ряде сел и деревень Костромской губернии развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий (Сидоровское, Подольское, Здемирово и ряд других). Центром промысла становится село Красное. Красносельские изделия – небольшие штампованные образки и кресты-тельники; дешевые ювелирные украшения – броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи; мелкие серебряные предметы – солонки, стаканчики, подстаканники и т.п. – широко распространились по европейской и азиатской части России2.

Костромские купцы торговали этой ювелирной «мелочевкой» в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, сибирских городах и на Украине, причем и в лавках, и на ярмарках. Подобные изделия встречаются практически во всех крупных монастырях.

Развитие промысла привело к открытию в 1904 году в селе Красном художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела. Первые преподаватели, выпускники Строгановского училища, принесли сюда знания новых ювелирных фабрик и стиль модерн, наиболее в то время распространенный и востребованный в покупательской среде. В юбилейных торжествах 1913 года, приуроченных к празднованию 300-летия дома Романовых, «ювелирно-металлическому производству» был посвящен целый раздел Костромской губернской земской выставки, причем о3.

Во время посещения Николаем II Костромы в 1913 году депутация от красносельских кустарей-серебряников (В.Н. Чулков и И.А. Муромкин) поднесла ему «всеподаннейший адрес» в папке, украшенной серебром.

«Его Императорскому Величеству также были вручены от кустарей-серебряников Красносельского района 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручили наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу»4.

На эпоху Николая II приходится своеобразный расцвет костромского ювелирного промысла. В первые годы советской власти первоначально наблюдается «угасание» промысла: прошла волна раскулачивания, и число мастеров сократилось, уменьшился ассортиментный ряд выпускаемых изделий, снизился их художественный уровень. Лишь после войны ювелиры снова смогли сосредоточиться на своей основной профессии, когда были образованы в 1960 году Красносельская и Костромская ювелирные фабрики (с 1973 года – заводы). Начинается новый этап истории костромского ювелирного промысла –появляются изделия, выполненные в техники скани, эмальерные работы: промысел становится искусством. Ежегодно растет не только количество выпускаемых изделий, но и ассортиментый ряд.

В 1960–990 годах на ювелирных заводах работали выдающиеся художники: Петр Иванович Чулков, Иван Степанович Шедов, Анна Федоровна Диева, Лев Павлович Прилуцкий, Рафаил Александрович Медведев и ряд других.

1960–980 –время расцвета сканно-филигранной группы изделий: красносельская скань не только приобрела свое лицо, но и стала известна в стране и за ее пределами. Различного рода сувенирная продукция, ювелирные изделия из скани (подстаканники, броши, серьги и пр.) были представлены повсеместно в магазинах страны и экспортировались за рубеж. Выполненные на заказ кубки, декоративные панно вручали именитым гостям страны, президентам, послам. Сохранение и изучение феномена костромского ювелирного промысла послужило импульсом для создания в 1983 году в здании бывших ремесленных мастерских Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства (сегодня филиал Костромского музея-заповедника). В основе коллекции музея, насчитывающей около четырех тысяч единиц, ювелирные изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Особую группу составляют полторы сотни культовых предметов, а наиболее ценные среди них – изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX – начала XX века. Постоянно действующие выставки знакомят с историей промысла и современным красносельским искусством. Все это послужило фундаментом для формировавшегося в постперестроечное время бренда «Золотое Красноселье». При Костромском ювелирном заводе несколько лет работает небольшой выставочный зал. Ежегодно город становится центром международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором принимают участие свыше 50 ювелирных компаний Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Якутска, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья5. С 2012 года зимней площадкой ювелирного фестиваля стал Ярославль.

В июле 2012 года завершилось строительство интерактивного музея ювелирного искусства. Теперь каждый посетитель может стать участником интерактивных программ по исполнению отдельных операций при производстве ювелирных изделий, например, протяжки проволоки через фильерную доску, чтобы с помощью ювелирных инструментов из этой проволоки создать сувенир из скани. Кроме того, можно на настоящем вырубном ручном прессе 30-х годов XX века изготовить штампованное изделие на память – монету с изображением церкви Богоявления (1592) – «визитной карточки» поселка Красное-на-Волге6.

Зал ювелирной славы демонстрирует многообразие ювелирных изделий, выполненных в различных ювелирных техниках на протяжении ХХ века, во времена взлетов и падений промысла. Особое место в экспозициях зала занимают изделия из знаменитой красносельской скани, авторские работы известных художников-ювелиров Красносельского и Костромского ювелирных заводов (П.И. Чулкова, И.С. Шедова, В.Ф. Марьина, Л.П. Прилуцкого и др.), дипломные работы единственного в своем роде Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМа).


Женские штучки…

Дамской модной игрушкой и одновременно необходимостью становится веер, искусству обращения с ним старательно обучали. Существовал так называемый «беззвучный язык» благодаря которому можно было конкретно пообщаться. Например, с помощью веера можно было на достаточном расстоянии передать чувства и мысли.

Открытый веер у правой щеки означал «да», у левой «нет». Всего было примерно 100 положений веера и дамы прекрасно владели этими приемами. Для изготовление веера были задействованы-рисовальщики, резчики, художники, ювелиры. Делали их из перламутра, кружев, кости и ткани, украшали драгоценными камнями,шитьем, золотом, кружевом и живописью.

К модным украшениям можно отнести медальоны, броши с миниатюрными портретами на эмали, кольца. Особенным спросом в последней четверти 18 века пользовались модные портретные миниатюры. Такие миниатюрные портреты можно было спрятать в табакерку, вделать в кольцо, ожерелье, или положить в шкатулку.

Но самыми популярными и любимыми украшениями были серьги и перстни. Серьги имели богатую форму с одной или двумя подвесками в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидной формы с бантом, усыпанными бриллиантами и алмазами, которые были в то время самыми модными в высшем обществе.

Интересные серьги, украшенные стальными «алмазами», на самом деле гранеными шариками из стали. Такие серьги делали тульские мастера. Такой способ художественной обработки стал успешно применяться в декорировке различных изделий в первой половине 19 века.

В дорогих кольцах того времени преобладали изумруды, крупные граненые аметисты, обрамленные алмазами, рубины, бриллианты в ажурных гнездах. В серебряных кольцах использовались цветные стекла.

Серебряные пояса из небольших звеньев, украшенных орнаментом в виде листьев, птиц и завитков, пряжки для ботинок прямоугольной или овальной формы, украшенными стразами и камнями, цепочки в виде лент и это далеко не полный перечень украшений, которые широко использовались модницами 18 века.

Интерес к драгоценным камням.

Восемнадцатый век стал временем повального интереса к драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные месторождения топазов, аметистов, изумрудов, александритов и других самоцветов. Все это стало толчком к образованию камнерезного дела в стране.

Тогда же стали создаваться гранильные фабрики. Так, в 1721 году по указу Петра I была основана «Алмазная мельница» в Петергофе. Там обрабатывались драгоценные и поделочные камни, а позднее она была преобразована в первую гранильную фабрику. Спустя несколько лет такие фабрики по обработке цветных камней были уже в Екатеринбурге и на Алтае в Колывани.

Красноречивый язык сокровищ

В 1877 году умер Валентин Игнатьевич, а через два года и его брат Сергей, работавший в Москве. После ухода из жизни представителей третьего поколения династии Сазиковых наступил спад производства, но сохранялось очень высокое художественное и техническое качество изделий. В Петербурге работал Павел, старший сын Валентина Игнатьевича, продолжали функционировать фабрика и магазин на Большой Морской. В Москве работали наследники Сергея Игнатьевича. Фирма продолжала экспонировать свои изделия на всемирных выставках под названием «Наследники придворного фабриканта Сазикова». Последний раз они участвовали в такой выставке в 1893 году в Чикаго. Вспомним первые шаги их в Москве в 1796 году, и перед нами пройдёт жизнь четырёх поколений мастеров. На протяжении целого столетия они не изменяли своему делу и достигли признания не только в своей стране, но и в мире.


А сенсационная находка, сделанная в марте 2012 года в С.-Петербурге, явилась прекрасным заключением этого рассказа. При реставрации особняка В. Л. Нарышкина на ул. Чайковского, 29 был обнаружен уникальный клад, состоящий из 2168 серебряных предметов: сервизов, столовых приборов, предметов быта, орденов, медалей, в том числе 562 — работы фирмы Сазиковых (большой столовый, чайный сервизы и другие изделия). Это притом, что в Эрмитаже хранится только 86 предметов их работы. Находка способствовала тому, что имя Сазиковых стало знакомо не только специалистам — ювелирам, искусствоведам, — но и широкому кругу людей, небезразличных к достижениям оте­чественного искусства и просто к миру прекрасного.

Коллектив ювелирного ателье Parure




Из истории украшений: парюры

Впервые термин парюра (pah-rur — убор, украшение) прозвучал в 17 веке во Франции, позже он распространился на всю Европу. Есть расхождения во мнениях, что изначально означал этот термин. Есть версия, что парюрой сначала называлась только диадема с зубцами, по количеству которых можно было определить титул ее владелицы. Но есть и версия, что парюрой назывался и комплект предметов гардероба, и комплект украшений, которые можно было объединить в набор по качеству, разновидности камней или единству художественного решения изделий, а позже термин закрепился только за ювелирным делом.

Парюра из золота и голубого стекла . Франция, около 1800 года.

Малахитовая парюра шведской королевы Дезире, 1820 год, создана в парижской ювелирной мастерской Simon Petiteau. Первая ее хозяйка Дезире Клари, супруга первого короля Швеции и Норвегии из рода Бернадоттов.

Эта парюра состоит из диадемы, ожерелья, большой брошки, пары сережек (одну из них не пощадило время, утеряна большая подвеска) и пары браслетов.

Полная парюра (ювелирный гарнитур) может включать в себя огромное количество предметов — диадему, тиару, гребень, бандо (драгоценную ленту для волос), колье, ожерелье, серьги, броши, украшения для корсажа платья, браслеты, шпильки, запонки, пуговицы, кольца.

Парюра королевы Марии Павловны с бриллиантами и бразильскими розовыми топазами. Эта парюра изготовлена по заказу русского царя Павла I в честь брака его дочери Марии Павловны и великого князя Саксен-Веймар-Эйзенаха в 1804 году.

Датская рубиновая парюра на кронпринцессе Дании Мэри.

Парюра из 67 изумрудов и 2650 бриллиантов, 1840 год, коллекция Датской Короны.

Аквамариновая парюра великой княгини Елизаветы Федоровны.

Парюра великой княгини Александры Павловны. Парюра состоит из двенадцати предметов — колье, лента на голову, два банта, ожерелье, пара браслетов на запястья и пара на предплечья, серьги, пояс с застёжкой-«пафталями». В этом необычном наборе рядом с золотом и бриллиантами — так называемые бумажные медальоны, которые изготовила сама будущая императрица Мария Федоровна.

Эту парюру можно увидеть в Эрмитаже в Галерее драгоценностей.

Рубиновая парюра Виттельсбахов, 1830 год. Состоит из диадемы, двух браслетов, колье и украшения для корсажа, усыпанных рубинами, бриллиантами и шпинелью.

Аметистовая парюра королевы Великобритании Мэри, бабушки Елизаветы Второй.

Парюра с сапфирами и жемчугом Марии Амалии Французской.

Аметистовая парюра Французской короны.

Парюра с розовыми топазами и бриллиантами Савойской династии.

Парюра с перидотами и хризолитами Габсбургов, Австрия, первая половина 19 века.

Полная парюра по этикету предназначена для торжественных случаев. Для повседневногого ношения существуют полупарюры или малые парюры, обычно включающие в себя два-три предмета, например, колье, брошь и браслет.

Полупарюра с жемчугом, бриллиантами и рубинами, 1840 год, коллекция Датской короны.

Бриллиантовая полупарюра из коллекции Датской короны.

Серьги и колье из изумрудной парюры Марии-Луизы, супруги Наполеона Бонапарта, 1810 г.

Потом, как мы знаем, в мире появилась великая Коко и перевернула все традиции. Бижутерию носить стало модно, и бижутерные парюры не миновали дизайнерские дома.

Винтажная позолоченная полупарюра от Trifari, 1930 годы.

Полупарюра марки Florenza, 1960 годы, стразы и позолота.

Жаль, но теперь этот термин практически не используется, а ведь он гораздо заманчивее слова «комплект». И может быть, нам стоит вернуть термину новую жизнь?









О нас

Parure ― это ювелирное ателье, где можно заказать памятные подарки для дорогих вам людей.

Французское слово “parure” переводиться на русский как «убор, украшение» или буквально ― «парюра».

Парюра ― это набор ювелирных изделий, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству орнаментального исполнения.

Когда-то, во времена дворян, по качеству парюры, по количеству предметов, объединенных одним стилем, можно было распознать титул её хозяйки. Чем виртуознее и тоньше исполнены ювелирные изделия ― тем выше звание обладательницы этих предметов.

Сейчас термин «парюра» не столь популярен, как еще пару веков назад. Но мы убеждены, что настоящее искусство проявляется в целостности стилистического исполнения, в полноте художественного высказывания. Именно поэтому мы ставим своей задачей возродить лучше традиции ювелирного дела.

Наши преимущества

Только ручной труд

Мастерская Parure никогда не занимается серийным производством. Украшение, заказанное у нас, единственно и неповторимо. Мы минимизировали использование машинной обработки и исключили все автоматические процессы. Только ручной труд мастеров, только подлинная магия творчества.

Эксклюзивность

Ювелиры мастерской Parure занимаются изготовлением только эксклюзивных украшений. Каждая работа ― это результат уникального художественного и технического решения, это произведение искусства, продукт трепетного отношения мастера к своему делу.

Личная парюра для вас

Наша мастерская специализируется на изготовлении парюр ― наборов из драгоценных изделий. Только в нашем ателье вы сможете начать свою личную парюру и продолжать пополнять коллекцию на протяжении многих лет.

Опытные ювелиры

Мастера ювелирного ателье Parure ― это опытные художники, преданные своему делу на протяжении многих лет. Они регулярно проходят курсы повышения квалификации и совершенствуют свое мастерство день ото дня. Наши ювелиры смогут найти для любой вашей идеи достойное воплощение.

Действительно привлекательные цены

Огромным преимуществом ателье Parure являются привлекательные цены на драгоценные и недрагоценные камни. Наработанные связи позволяют закупать материалы без посредников, напрямую с биржи, что гарантирует лучшую стоимость и быструю доставку.

Дополнительные услуги

Менеджеры ювелирного ателье Parure помогут вам найти драгоценные камни любых размеров и параметров, в какой бы точке земного шара не находился товар. Кроме того, мы готовы проконсультировать вас по вопросам инвестиций в бриллианты.

Коллектив ювелирного ателье Parure





Американские ювелирные бренды

8. Harry Winston

Год основания: 1932

Бренд-фаворит селебрити для красных дорожек кинофестивалей. Американский ювелир Гарри Уинстон создал компанию, обожаемую элитой всего мира за утонченный дизайн, воспевающий роскошь. Узнаваемая черта — камни огранки «маркиз», круглые и грушевидные бриллианты, будто собранные в драгоценный букет. В 1940 году Уинстон презентовал новаторскую закрепку сluster, где бриллианты закрепляются на разном уровне, что усиливает их блеск. Часы Harry Winston — также весомая категория в истории бренда. Есть и эксклюзивные модели с богатым декором, и повседневные варианты.

Гарри Уинстон украшения


Гарри Уинстона в ювелирном мире прозвали «Королем бриллиантов» за любовь к исключительным самоцветам

9. Tiffani & Co

Год основания: 1837

Коробочка бирюзового цвета с самым желанным в мире помолвочным кольцом заставляет сердца девушек по всему миру трепетать от восторга. Узнаваемое украшение с бриллиантом, закрепленным шестью крапанами, появилось в 1886 году. А после выхода культового фильма «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепберн Tiffani & Co приобрела еще большую известность.

Знаковые коллекции бренда: Tiffani T c открытыми аксессуарами, Return to Tiffani c фирменной подвеской-сердечком и Tiffani Keys в виде драгоценных ключиков.

Украшения Тиффани


Именно мастера Tiffani cоздавали украшения для фильма «Великий Гэтсби»

Швейцарские ювелирные бренды

12. Chopard

Год основания: 1860

Компания изначально занималась выпуском часов. Но за время существования бренда мастера сделали коллекции практически во всех возможных стилях: от ретро до ультрасовременных мотивов, от минимализма до эпатажных анималистичных образов. В этом главный козырь и преимущество Chopard, которые любят за разнообразие. Happy Diamonds — одна из самых успешных последних коллекций, где под стеклом свободно перемещаются драгоценные камни.

Украшения Шопард


Компания испробовала свои силы во всех возможных стилях

13. de Grisogono

Год основания: 1993

Основатель одной из самых эпатажных компаний в ювелирном мире Фаваз Груози питает страсть к цветным камням, а в особенности — к черным бриллиантам. Интересно, что Груози провел детство во Флоренции, где и получил ювелирное образование. Он был представителем Harry Winston и Bvlgary, а к 40 годам решил создать свою компанию.

Украшения узнаешь по коктейльным мотивам в кольцах с крупными самоцветами, авангардным формам, помпезности и футуристическим задумкам. В de Grisogono —воспеваются максимализм и роскошь. В аксессуарах — десятки каратов, гроздья драгоценных камней и много цвета. Они созданы для женщин, которые «не боятся рисковать, не боятся носить то, что не носит никто, не боятся быть первыми».

Украшения Гризогоно


Фаваз Груози одним из первых сделал ставку на черные бриллианты в ювелирном деле

Jaeger-LeCoultre представил первый ювелирный сет

рассказывает Екатерина Истомина

Сет Jaeger-LeCoultre называется Le Lierre, «Плющ». Впрочем, это никакой и не сет, а парюра — используем и мы вслед за швейцарскими часовщиками это доброе старое французское слово, означающее ювелирный гарнитур из строго определенных украшений. Сет — это что-то безнадежно современное, а парюра — возвышенный анахронизм, возвращающий нас во времена расцвета savoir vivre, в эпоху, когда грешить было не грехом, а божественным удовольствием.

Итак, парюра «Плющ» состоит из браслетных часов, колье, кольца и серег. Ради исторической справедливости нужно отметить, что в состав французской парюры середины XIX века обязательно входило также украшение для волос — тиара, диадема, эгрет или пусть даже заколка. Но тут у Jaeger-LeCoultre есть объяснение: парюру изготовили не исконные ювелиры, а именно часовщики, пусть и самые аристократичные (напомним, что 175 лет эта мануфактура производила на свет только часы, как сложные, так и ювелирные вроде легендарного 101-го калибра). Остается также добавить, что парюра «Плющ» является первым ювелирным опытом мануфактуры из буколической деревушки Валле-де-Жу. Официальная премьера «Плюща» состоялась в сентябре в рамках Венецианского кинофестиваля.

Автором этих украшений и ювелирных часов является Джамперо Бодино, чей пост велик и ответствен. Господин Бодино — художественный директор всей Richemont Group, в состав которой наряду с цветом французской ювелирной мысли домами Cartier и Van Cleef & Arpels, силой и славой швейцарской часовой промышленности марками Vacheron Constantin, IWC и Piaget входит и Jaeger-LeCoultre. Джамперо Бодино — автор прошлогодних восхитительных ювелирных часов Jaeger LeCoultre — моделей La Rose и La Tulipe, составивших коллекцию Les Montres Extraordinaires. Год назад «цветочные» часы Jaeger-LeCoultre, показанные также в рамках Венецианского кинофестиваля, открывали совершенно новую дорогу для старой часовой мануфактуры, а именно тернистый ювелирный путь. Успех «цветочных» часов был огромен, причем успех не только творческий, но и коммерческий: La Rose и La Tulipe были сразу же приобретены азиатскими коллекционерами. Закономерно, что на гребне этого успеха в Jaeger-LeCoultre решили вторгнуться в непривычную область — ювелирных украшений haute joaillerie.

Почему для парюры был выбран именно плющ? Плющ наряду с розой, лягушкой, саламандрой, собакой, якорем и змеей исторически является символической фигурой во французском ювелирном искусстве. Плющ отвечает за любовь, за страсть, за привязанность, цепкую и опутывающую словно побеги плюща. Изображение плюща французские ювелиры (Chaumet, Boucheron) используют и сегодня. Так, дом Boucheron обращался к плющу за последние пять лет дважды: в подвеске «Куртизанка» работы Соланж Азагури-Патридж и в очень красивой диадеме 2005 года, приобретенной королевой Иордании Ранией. Выбор Jaeger-LeCoultre именно «французского» плюща объясняется еще тем, что из всех швейцарских мастеров часовщики именно этой мануфактуры наиболее близки к французскому артистизму, к французскому пониманию красоты.

Всего в «Плюще» использовано 12 тыс. камней общим весом 160 карат; кроме изумрудов, желтых сапфиров, цаворитов, бриллиантов в «Плюще» есть и два уникальных солитера — это желтые бриллианты овальной формы, один из которых, в 5,19 карата, задействован в колье, а второй (2,32 карата) можно увидеть в центре кольца. И часы, и украшения выполнены из желтого и черненого золота, таким образом, палитра «Плюща» очень теплая — зеленая, желтая и золотая.

Самые важные свойства этих украшений — артистизм, экспрессия. Главным оказалось не столько наличие грандиозных камней (а уникальных всего два, что мало для украшений haute joaillerie), сколько ткань, ювелирное полотно. И часы, и колье можно даже назвать ювелирными скульптурами. Как известно, создание скульптур является для ювелиров труднейшим тестом на мастерство. Очень многие ювелирные марки так и не могут сдать экзамен, но у Jaeger-LeCoultre пройти испытание получилось — благодаря опытному Джамперо Бодино. Листья драгоценного плюща уверенно, но совершенно непринужденно обвивают руку, палец и шею. Показательно, что сотрудники Van Cleef & Arpels, видевшие «Плющ» в Венеции, долго не могли поверить, что это украшение вовсе не их знаменитого дома, признанного специалиста по ювелирной ботанике, а Jaeger-LeCoultre.

Главным украшением парюры является не колье, а драгоценные часы. Прием, использованный в прошлогодних La Rose и La Tulipe, сохранен и в новой модели. Корпус, сердцем которого является калибр 846, модифицированная версия калибра 101, закрывается крышкой в виде листка плюща. При нажатии на миниатюрный рычажок, надежно спрятанный в одном из листьев, лист открывается — и вот уже можно посмотреть время.

Читайте также: