Огранка бриллианта кто придумал

Опубликовано: 21.04.2024

Ограненный алмаз -
Люди научились обрабатывать самоцветы не одну тысячу лет назад, но богатейшая история самого удивительного драгоценного камня на Земле - алмаза, началась сравнительно поздно. Главная причина тому - его необычайная твердость. До начала XV века гранить алмазы не удавалось.

Всё, что могли делать с несокрушимым камнем мастера, жившие более шестисот лет тому назад, так это только шлифовать природные грани его кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Но существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. Кристалл алмаза прочен, но не бесконечно. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.

Кольцо с бриллиантами, XVIII век.
Отшлифованные этим способом камни носили название: "алмазные наконечники" или "остроконечные". В наши дни украшения с такими алмазами очень редки. Их можно увидеть, разве что, в музеях. Некоторые историки предполагают, что древние индийские ювелиры умели подпиливать алмазы, но не делали этого из-за существовавшего в те времена табу на изменение октаэдрической формы кристалла, считавшейся в Индии священной.

Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать "камни с площадкой". После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Она присутствует и у многих алмазов, обработанных в наше время. Часть ограненного камня, расположенную выше его пояска (рундиста), специалисты называют коронкой. Внешне она похожа на усеченную пирамиду.

Кольцо с семью ограненными алмазами, конец XVIII века.
В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.

В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Лодевик ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Так обработаны многие знаменитые бриллианты, например - "Санси". Сейчас такую огранку называют панделок (pandeloque). Правда в наши дни её чаще всего используют в обработке самых мелких алмазов.

Бриллиантовое ожерелье, подарок Наполеона Бонапарта Марии Луизе Австрийской, 1810 год.
В XVI веке итальянский ювелир Джованни Карниоле начал гранить алмазы "розой". Так называется старинная огранка драгоценных камней с симметричными гранями без площадки наверху и подпиленной нижней части. В зависимости от количества и формы граней, различают "антверпенскую", "голландскую", "двойную голландскую" и другие рановидности "розы". Такие названия объясняются тем, что в те времена самые искусные гранильщики жили в Антверпене.

Позднее, в начале XVIII века центр европейского гранильного мастерства уже находился в Амстердаме - городе, в котором по сей день сохраняются старинные традиции ювелирного искусства. Здесь работает магазин-мастерская под названием "Амстердамский музей бриллиантов". Наверное, это единственное место в мире, где любой желающий может воочию увидеть, как современные мастера гранят алмазы.

Брошь с ограненными алмазами, XIX век.
Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661). Этот персонаж фигурирует в романах А.Дюма, только в отличии от неразлучных мушкетеров, он - фигура историческая. Мазарини, став кардиналом в 1636 году, имел заметное влияние на юного Людовика XIV, а в 1642 сделался первым министром Франции. По слухам, он был любовником Анны Австрийской. Будучи личностью неординарной, Мазарини проявлял свои таланты в самых различных областях. Так, благодаря его поддержке была создана Королевская академия живописи и скульптуры, а бриллианты, обработанные "по Мазарини", сверкали своими 34 гранями.

Во второй половине XVII века, венецианским ювелиром Виченцо Перуцци была разработана ещё более сложная система огранки алмазов. Она давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней - всего 57 граней. Форма бриллианта, обработанного "по Перуцци" была округлой. Позднее такая огранка получила название - бриллиантовая (brilliant cut). При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх.

Бриллиант
Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру, отраженного камнем света, бриллианцией. Она характерна не только для бриллиантов, но и для некоторых других ограненных драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой "игры" алмаза или другого драгоценного камня. Фактически бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи.

В XX веке были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фасет, чем бриллиантовая. Например, для огранки "магна" характерны 102 грани, а для "принцесс" - 146 граней.

Ещё в XVIII веке специалистами не раз предпринимались попытки математически рассчитать и обосновать пропорции огранки, дающие максимальное увеличение "игры" и бриллианции камня. В 1919 году эти рассчеты завершил и опубликовал в своей книге "Diamond Dezign" двадцатилетний математик Марсель Толковский.

Бриллиант, ограненный по рекомендациям Марселя Толковского
Он родился в семье профессиональных ювелиров. Основательно изучив оптику и получив техническое инженерное образование, Марсель подошел к проблемам огранки с позиции науки. Проанализоровав путь лучей внутри бриллианта, он сделал, в частности, следующий вывод: "Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости".

В наше время алмазы с углами и пропорциями, рассчитанными в начале прошлого века молодым математиком, носят название - бриллианты Толковского (Tolkowsky diamonds). Именно эти камни обладают способностью максимально отражать свет. Но поскольку при огранке ювелирами учитывается естественная форма созданного природой алмаза, огранить все бриллианты "по Толковскому" невозможно.

Приветствуем всех подписчиков и гостей канала.

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 1

Огранка алмазов имеет долгую историю, которая уходит корнями в средневековье. До этого времени бриллианты не использовались в качестве украшений, но начиная со Средневековья все изменилось, и эти камни стали символом власти, элегантности, брака и желания. Ювелиры начали огранять бриллианты, чтобы сделать их более привлекательными. Короли использовали бриллианты, чтобы ухаживать за своими любовницами. В течение многих лет эти камни были тесно связаны с монархиями по всей Европе и другими богатыми людьми. Сегодня бриллианты доступными большинству. Огранка алмазов постоянно развивается. С появлением новых методов огранки, огранщики и ювелиры получают возможность сделать камни еще красивее. На самом деле, на блеск и сияние бриллианта влияет способ огранки.

Хотя существует множество методов огранки алмазов, их можно разделить на две категории: бриллиантовая и ступенчатая.

Бриллиантовая огранка формирует камень в виде круга, который состоит из 57 граней - 33 грани короны и 24 грани павильона.

Ступенчатая огранка представляет собой алмаз прямоугольной или квадратной формы, но грани расположены параллельно друг другу.

Огранка «круг»

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 2

Круглая огранка - самая популярная форма алмаза. Более того, около 75% проданных бриллиантов приходится на камни круглой огранки. История этой огранки возвращает нас в XVII век, когда ювелиры и огранщики начали использовать более сложные способы, чтобы камни выглядели более изысканными. Три самых важных типа круглых огранок - это огранка Мазарини 1650 г., огранка Перуцци 1700 г. и огранка Толковского 1919 г.

У бриллиантов круглой огранки 58 граней, разделенных на пояс, корону и павильон. Соотношение этого камня колеблется от 1,00 до 1,02. Благодаря тому, что огранка соответствует кристаллу алмаза, он обладает исключительным блеском. У бриллиантов круглой огранки больше блеска и «огня» по сравнению с бриллиантами любой другой формы. Кроме того, они являются наиболее универсальной огранкой, подходящей для всех типов украшений и случаев. Круглая огранка - никогда не выходит из моды.

Огранка «овал»

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 3

Камни овальной огранки относятся к группе бриллиантов самой красивой огранки, излучающих элегантность и изысканность. Несмотря на то, что камни овальной формы были созданы около 200 лет назад, история современной овальной огранки начинается в 1960-х годах. Ведущему российскому огранщику Лазару Каплану приписывают создание современных овальных бриллиантов. Эти камни имеют округлую форму, в среднем 58 граней.

Соотношение бриллиантов овальной огранки варьируется от 1,33 до 1,66. Если требуется более длинная овальная форма, то следует выбрать большее соотношение, в то время как более округлые камни имеют меньшее соотношение. Овальные камни удлиняют пальцы, а округлые камни сводят к минимуму вероятность «эффекта бабочки». Когда свет, проходящий через камень, отбрасывает тень на центральные грани, создается эффект галстука-бабочки, который также присутствует в огранках груша, сердце и маркиза .

Принимая во внимание, что камни овальной огранки обрабатываются так же, как и круглые бриллианты, они обладают прекрасным блеском, «огнем» и сиянием. Удивительное преимущество камней овальной огранки заключается в том, что они выглядят больше, чем другие бриллианты того же веса.

Огранка «маркиз»

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 4

Огранка маркиз, также называемая «Navette» или «лодочка», имеет удлиненные и заостренные концы с изогнутой формой. Ее история начинается в 1745 году в Париже и, как вы уже понимаете, была тесно связана с французской монархией. Король Франции Людовик XV нанял ювелира, чтобы он создал бриллиант, изображающий улыбку его хозяйки. Его любовницей была маркиза де Помпадур Жан-Антуанетта Пуассон.

Царственный камень обычно имеет 58 граней, из которых 25 - на павильоне, а 33 - на короне. Среднее соотношение этих камней составляет 2:1, но они также доступны в диапазоне соотношений от 1,85 до 2,10. Эти бриллианты часто огранены, чтобы получить «французский наконечник», где грани звезды и верхнего пояса заменяют большие грани безеля. Камни огранки «маркиза» иногда могут иметь эффект бабочки. Как и овальные камни, огранка маркиз может удлинить палец и казаться больше, чем другие бриллианты того же веса в каратах. Чтобы избежать эффекта галстука-бабочки, целесообразно выбрать более мелкий камень.

Огранка «груша»

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 5

Бриллиант огранки «груша» представляет собой сочетание камней круглой и маркизной огранки. Самый первый алмаз такого типа появился в 1400-х годах, и его создал Lodewyk van Berquem из Брюгге, фламандский огранщик и изобретатель ножа или круга для полировки алмазов. Сначала для обозначения этих камней использовался термин Pendeloque или Briolette Cut. У бриллианта огранки «груша» обычно 58 граней, и его соотношение составляет 1,50 к 1,70. Как и бриллианты маркиз, камни огранки груша могут иметь французский наконечник и иметь эффект галстука-бабочки.

Удлиненная форма бриллианта огранки «груша» создает эффект утонченности на пальце и делает руки более элегантными. Из-за различной ширины камня бриллианты огранки «груша» относятся к группе камней, наиболее подходящих для персонализации. У идеального бриллианта огранки «груша» закругленное основание и полированный пояс.

Огранка «треугольник»

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 6

Бриллианты треугольной огранки, также известные как триллион, имеют треугольную форму, их уникальный внешний вид менялся на протяжении многих лет. Первые камни такой огранки появились в 1400-х годах, но современная треугольная огранка была разработана в 1962 году и имела прямые стороны, а другая версия появилась в 1978 году благодаря ювелиру Leon Finker из Амстердама. Бриллианты треугольной огранки обычно имеют от 31 до 50 граней и имеют соотношение 1.00. Уникальность этих камней заключается в их универсальности.

Драгоценные камни треугольной формы можно использовать в качестве боковых камней, чтобы дополнить более крупные камни в обручальном кольце или другом ювелирном изделии. При этом алмазы треугольной огранки также могут выглядеть потрясающе при использовании в качестве солитеров, они хорошо скрывают включения и обладают фантастическим блеском. При покупке этих камней важно учитывать глубину. Недостаточная глубина лишает камень блеска.

Огранка «сердце»

Алмазные огранки истории происхождения и параметры часть 1, фото № 7

Бриллианты огранки «сердце» романтичны и элегантны. Хотя история этого типа камня неизвестна, предполагается, что первые алмазы в форме сердца появились в 16-ом веке. Первое точное упоминание об этом алмазе относится к 17 веку, когда он появился на портрете «Принцесса Гонзага», написанном Frans Pourbus младшим. В 1900-х годах бриллианты огранки «сердце» приобретают современную форму, которая используется по сей день.

У алмаза в форме сердца от 56 до 58 граней и отношения между 0,90 и 1,10. У этих камней могут быть французские наконечники, и они могут страдать эффектом бабочки. При покупке бриллиантов сердцевидной огранки самое важное - это качество изогнутой огранки. От качества изогнутой огранки зависит блеск и сияние камня. Только талантливые ювелиры и огранщики обладают необходимыми навыками, чтобы эти драгоценные камни имели кривизну в форме сердца, благодаря которой они выглядели так красиво.

Не известно, кто первым придумал срезать вершину заостренного камня, создавая грань, которую впоследствии назовут площадкой: был ли это результат случайности, или следствие направленных экспериментов и поисков. Не исключено также, что похожие идеи могли возникнуть в разных головах одновременно. Можно сказать, что очень многие из дальнейших модификаций огранки явились развитием и усовершенствованием именно этой формы.

На раннем этапе при создании «огранки с площадкой» (Table cut) скалывали немногим менее половины заостренной вершины восьмигранника. В дополнение к площадке с оборотной стороны пирамиды создавали еще одну небольшую плоскость – калетту*.

*Объяснение этого и некоторых других терминов содержится в статье нашего блога «ТАЙНЫ ОГРАНКИ: анатомия драгоценного камня (на примере круглого бриллианта)»

Изабелла, королева Испании, портрет художника Frans Pourbus II Платье убрано морским жемчугом и дополнено бриллиантовой брошью

В прошлом ли, в настоящем одной из важнейших задач огранщика является максимальное сохранение веса бриллианта. Вторая задача – создание наиболее привлекательного внешнего вида, который зависит в том числе от внутреннего и внешнего отражения света. Огранщики эпохи Ренессанса быстро обнаружили, что угол в 45°придает камням превосходный блеск. Поэтому, если была такая возможность, корону бриллианта создавали именно с этим углом.

Германия, XVI век, крест, украшенный бриллиантами в «огранке с площадкой»

Среди первых форм «огранки с площадкой» особые позиции занимают следующие разновидности:

1. исторически первая форма «огранки с площадкой» –Full table cut,

2. Old single cut,

3. зеркальная или расширенная площадка (Mirror или Spread table cut),

5. Shield cut («щитовая огранка),

6. обрезанная или огранка Peruzzi (о ней в одном из следующих материалов рубрики «История огранки»).

1. «Полная/широкая площадка» (Full table cut) по сути является простой модификацией заостренной формы, вершина которой срезана: четыре основных грани павильона и калетта образуют нижнюю часть камня четырехгранная корона и площадка – верхнюю. Эти камни были квадратными или прямоугольными по форме и стали предшественниками квадратных огранок и «изумруда».

3D-модель Full Table cut

Огранка «полная/широкая площадка» была популярна на протяжении всей эпохи Ренессанса. Однако лишь несколько камней добрались невредимыми до наших дней: дело в том, что бриллианты такой формы обладали идеальными пропорциями для повторной огранки в более современную круглую форму и многие из них попросту переделали.

Елизавета Австрийская, портрет кисти Françoi Clouet: платье украшено жемчугом, рубинами и бриллиантами.

2. Существует также множество исторических «огранок с площадкой» скругленной формы или срезанными углами. Например, огранка Old Single cut стала самой ранней вариацией простой «огранки с площадкой». Для ее формирования нужно удалить четыре угла квадратной площадки, создав камень с девятью гранями короны (считая площадку) и таким же количеством в павильоне (включая плоскость калетты).

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: окно старинного бриллианта – площадка и горные бастионы Hogback

3. Преобразования также диктовались особой формой алмазов. Среди множества различных видов сырья двойной кристалл –macle** – может быть огранен только если пожертвовать двумя углами.

**Macle - Это геммологический термин, обозначающий сдвоенный кристалл алмаза. Обычно такие камни довольно плоские. Термин происходит от устаревшего французского «близнецы».

Крест, предположительно Южная Германия, XVIвек: в украшении представлены различные типы «огранок с площадкой»: «щит», «французская», «багет»

Зеркальная или «огранка с расширенной площадкой»(Mirror илиSpread table cut) придумана также для сдвоенных кристаллов (macle). С целью сохранить как можно больше веса, создавалась очень большая площадка и мелкий павильон. Огранка получила свое название из-за того, что площадка такого камня действительно напоминала огромное зеркало.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: окно старинного бриллианта – площадка и горные бастионы Hogback

4. Квадратные и прямоугольные формы, характеризующиеся диагональным пересечением основных граней короны и площадки, принято называть французской огранкой (French cut).

Удивительно, что термин вовсе не указывает на страну происхождения формы, как это может показаться вначале. Существует предположение, что название возникло от того, что именно во Франции эта разновидность дизайна обрела наибольшую популярность.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: окно старинного бриллианта – площадка и горные бастионы Hogback

French cutстала попыткой придать наиболее интересную форму природным двенадцатигранным алмазам. Сначала скалывалась верхняя часть кристалла для формирования площадки, затем, поддерживая общую симметрию, слегка моделировали оставшиеся грани.

Alessandro Allori, портрет дамы, 1580 год

Рундист в форме квадрата и павильон с четырьмя ровными гранями, выстроенными под определенными углами, позволяли добиться хорошего отражающего свет эффекта. Существовали разновидности, где грани павильона делили на половины, чтобы увеличить общее число плоскостей камня, усилив его «игру».

Справа классическая огранка French, с квадратной площадкой; слева – восьмиугольная модицикация

Первые ограненные во французском стиле бриллианты стали появляться в 1400-х годах и окончательно вошли в моду к XVIIстолетию, когда их полюбили особы королевской крови и аристократы. Однако, с разработкой более круглой бриллиантовой огранки, интерес к French cut начал угасать.

В эпоху Ар-деко «французская огранка» вновь вошла в моду: камни ценили за ровный, симметричный узор и правильную геометрию.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: окно старинного бриллианта – площадка и горные бастионы Hogback

Можно также встретить упоминание «плоской французской огранки» . Так обозначают камни без павильона (так же как в огранке «роза»***), короны которых выполнены в стиле традиционной «французской огранки».

***«Розе» посвящена одна из следующих статей цикла «ИСТОРИЯ ОГРАНКИ».

Семь бриллиантов «огранки с площадкой» украшают английское кольцо XVII века из семейной коллекции Benjamin Zucker

Существует точка зрения, что одной из первых ступенчатых форм является индийская огранка lasque: плоские камни с крупной площадкой и ассиметричными очертаниями.

5. Shield cut (« щитовая огранка »)

Термин, предложенный Тилландером, в целом обозначает все треугольные средневековые виды огранки.

Рисунок Hans Mielich из манускрипта XVI века «Kleinodienbuch der Herzogin Anna von Bayern»: нижняя часть подвески украшена двумя бриллиантами в «щитовой огранке»

Когда восьмигранный алмаз раскалывается пополам по середине, каждая половина представляет собой форму с плоским основанием, треугольной верхней частью и слегка скошенными сторонами. После того как формируют треугольные грани, камень становится похож на щит – наиболее распространенную форму, используемую в геральдике и военном деле.

Вытянутые, прямоугольные формы, подобные современному «багету» камни встречались на полотнах, датирующихся серединой XVIвека, под именами Hogback (у Тилландера) или Dos d’âne .

Оригинальный Hogbackпредставлял собой четвертую часть восьмигранника. Когда на одной из длинных сторон появлялась площадка, получалось нечто, напоминающее современный «багет» – удлиненная «огранка с площадкой». Процесс проиллюстрирован на рисунке: сначала восьмигранный кристалл разделяют пополам, затем каждую половину делят еще на две части.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: окно старинного бриллианта – площадка и горные бастионы Hogback

Первый ряд изображений показывает рассечение, второй демонстрирует результаты с разных углов, а третий содержит схему того, как Hogbackможет быть преобразован в обычный современный « багет ».

В XVI и XVIIвеках кристаллы в огранке hogbackчасто использовались вместе, чтобы составлять узоры или буквы. С помощью драгоценных камней этой и подобных ей ранних ступенчатых форм создавались миниатюрные мозаики, отсюда возникло название «портретные камни».

Hans Mielich, рисунок украшения из коллекции Анны Австрийской (страница манускрипта XVI века «Kleinodienbuch der Herzogin Anna von Bayern»): буквы выложены бриллиантами в огранке hogback

Ни одна из ранних форм огранки не демонстрировала того, за что бриллиант ценится теперь: сильной дисперсии или «огня». В то время бриллианты любили скорее за поверхностное сияние и сверхпрочность. Ограненные с площадкой камни казались темными и глухими, что можно увидеть на живописных полотнах ушедшей эпохи. Поэтому цветные камни, такие как рубин и сапфир, пользовались большей популярностью.

Портрет Елизаветы Стюарт, королевы Баварии («Зимней королевы»), авторства Michiel Jansz van Mierevelt Платье и прическа обильно убраны жемчугом и бриллиантами

Всем спасибо за внимание, хорошего вечера и выходных.

Приветствую друзья! Знаете ли вы, в чем разница между алмазом и бриллиантом? А может быть, это одно и то же? Я расскажу все самое интересное про то, как алмаз трансформируется в бриллиант, какой путь проходит и по каким критериям оценивается огранка бриллиантов в современном мире, в России и на Западе.

Алмаз — и есть бриллиант, только после огранки. Вариаций отделки масса. Но особенно хочу выделить так называемую пород такая отделка тоже используется, но не так часто.

Бриллиантовая огранка — это не форма самородка. Название произошло от слова «грань», поэтому и означает число граней и расположение. Простыми словами — это ни что иное, чем полировка. От ее качества и характера будет зависеть способность самородка отражать свет и радовать глаз. А знаете ли вы, кто разработал классическую бриллиантовую огранку, применяемую и сегодня, как она классифицируется и влияет ли на стоимость породы? Самое интересное ниже!

  • 1 Немного из истории огранки
  • 2 Основные виды огранки бриллиантов
    • 2.1 Как обозначается категория огранки
    • 2.2 Самая дорогая огранка: описание и примеры

Немного из истории огранки

Обработкой камней, в частности алмазов люди занимаются уже несколько столетий. До того, как научились шлифовать алмазы, заставляя их сиять на солнце, среди ювелиров они почти не имели ценности. Камни без огранки выглядели слишком заурядно, чтобы вдохновить на творчество. Первую попытку облагородить минерал сделали в 14 веке. Тогда пробовали отполировать его природные грани. К концу столетия алмазы постепенно стали превращаться в бриллианты, привлекая к ним все больше внимания.


В 15 веке огранка бриллианта вышла на новый уровень, несмотря на то, что в процессе терялась почти половина массы самородка. Популярность алмаза росла, но он по-прежнему уступал самоцветам — рубину и сапфиру.

В конце 15 века за дело взялся мастер по полировке Брюгге. Он придумал располагать грани минерала в абсолютной симметрии. Использовал для этого собственное изобретение. Чтобы добиться идеального результата, Брюгге придавал азмазу форму груши, треугольника и бриолета.

Спустя еще полвека появилась новая модная огранка — розетка или роза. Первые камушки, обработанные таким способом, украсили ювелирные украшения бельгийских мастеров. Отделка роза была и остается более чем популярной. Многие самые крупные алмазы мира обрабатывали именно розой. Пример — Санси и Орлов (Индия).

Бриллиантовые огранки в известном сегодня виде появились только в середине 17 века. Готовые самородки выделялись 17 точными гранями на верхней части поверхности. Называли этот способ отделки — двойная резка. Со временем пришли к выводу, что камень играет светом больше и ярче, если добавить граней. Ювелир из Италии — Винсент Перуции предложил увеличить их число почти в два раза. Даже этого оказалось достаточно для того, чтобы алмаз засиял в разы больше прежнего. Название отделки — Мазарен. По сравнению с Розой она более дерзкая и современная, но все еще не настолько яркая, как более поздние.

Два варианта огранки — Розу и Мазарен успешно использовали в течение всего 19 столетия. И только в начале 20 века появились первые ювелирные станки и профессиональное алмазное оборудование. В моду вошла круглая огранка бриллиантов.



Знаменитый гений-математик Толковский придумал специальную модель обработки алмазов, предполагающую учет свойств самородка. Впрочем, совершенная тогда модель сегодня кажется устаревшей. Камни, ограненные по принципу Толковского, отражали свет только в 2 раза, тогда как сегодня это число увеличено в несколько раз. Хотя на тот момент теория математика дала толчок к развитию искусства обработки алмазов.

В 1970 году еще один ученый предложил вариант огранки алмаза. Его основы и сегодня принимается за основу при формировании компьютерной модели в отделке пород.

Основные виды огранки бриллиантов

Список отделки алмазов сегодня пополнился новыми названиями. Это формы:

  • Круглая;
  • Принцесса;
  • Овал;
  • Груша;
  • Маркиз;
  • Изумруд;
  • Радиант;
  • Ашер;
  • Триллиант;
  • Багет;
  • Сердце.


Классика — круглая форма. В процессе обработки минерал сильно теряет в весе. По статистике, 75% проданных драгоценных пород — круглой огранки. Основа формы — корона, рундист павильон. Число граней — 57-58. Максимального эффекта получается добиться при соблюдении пропорции.


Маркиз — пример фантазийной формы. Визуально такой камень напоминает лодочку на основе клиньевой огранки. Еще одна клиньевая форма — груша или капля. Одна из любимых у ценителей бриллиантов в кулонах и подвесках.

Огранка бриллиантов

Форма овала — на основе клиньевой огранки. Подходит для крупных самородков и изделий почти всех типов.


Принцесса — форма в форме квадрата или прямоугольника с четкими углами. Камень в такой обработке изящно играет светом, чаще используется как моно-вставка в подвесках, кольцах и брошах.


Пример ступенчатой прямоугольной отделки — изумруд. Камушкам придают форму восьмиугольника со смягченными углами. Разновидность изумрудной формы — Ашер. Огранка объединяет в себе новомодные технологи и средневековый шарм.


Радиант придает породам форму прямоугольника или квадрата с восьмиугольным контуром. Нечто среднее между круглым алмазом и элегантным изумрудом.


Яркий образец фантазийной огранки — сердце. Камни в форме сердца выглядят трогательно и романтично. По сути, это самородок в форме той же Капли или Груши, расщепленный надвое в области головки.


Триллиант — камни-треугольники с разным числом граней. Видоизменяется в зависимости от задумки мастера и характеристик самородка. Идеальная для пород в роли боковых вставок на кольцах с крупным самородком по центру.


Багет — еще один образец ступенчатой огранки. Форма близится к квадрату, трапеции или прямоугольнику.


Как обозначается категория огранки

Разобраться с типом бриллиантовой отделки и характеристикой камня в изделии самостоятельно можно, если точно знать, что означает перечень цифр на бирке.

Давайте потренируемся вместе. Возьмем за пример изделие — перстень с вставкой из бриллиантов. На ярлыке указано: 8 Бр. Кр 57-1,03 4/6. Что все значит? Первое число — 8 — число бриллиантов в изделии. Кр — означает — круглая форма огранки. 57 — это грани, 1,03 — масса камней в общей сложности, 4 и 6 — это качество цвета и структуры самородка. Чем выше эти цифры, тем отдаленнее цвет от самого дорогого бесцветного, а поверхность — от безупречной. Число 6 указывает на наличие дефектов: сколов, трещин и пр. Визуально они почти незаметны особенно непрофессионалу.

Качество огранки определяют по обозначению, также прописанному в документации к изделию. Общепризнанная мировая система оценки предполагает деление на:

  • Отличную (Excellent);
  • Очень хорошую или хорошую (Very Good, Good);
  • Среднюю (Fair );
  • Неудовлетворительную (Poor ).

В России отделку делят на категории с обозначением буквами:

  • А (лучшая);
  • Б (хорошая);
  • В (удовлетворительная);
  • Г (плохая).

Если сравнивать оба варианта классификации, то российская более строгая. Бриллианты с западной оценкой «Идеальная» могут у нас получить оценку «Хорошо» или даже «Удовлетворительно». Оцениваются качество полировки, пропорциональность и число граней.

В целом же, главный критерий оценки обработки — восприятие человеком. Важно, чтобы самородок нравился и впечатлял свойством играть со светом. Бывает так, что бриллиант отвечает самым высоким нормам по оценочной схеме, при этом не вызывает положительных эмоций у покупателей. Поэтому ориентироваться на сертификаты с экспертными оценками нужно, но выбор делать лучше на основании собственных впечатлений.

Самая дорогая огранка: описание и примеры

Цена бриллианта складывается не только из типа и качества его отделки. Играют роль цвет, чистота и вес. Тем не менее, обработка тоже отражается на итоговой стоимости.

Негласно самой престижной и дорогой считается круглая отделка камней. Бриллианты в 90% имеют именно такой тип отделки и не просто так.

Дело в том, что круглая форма с установленным числом граней позволяет самородку сиять в десятки раз ярче, чем с другими типами фантазийной обработки. Кроме того круглая форма предусматривает до 50% потери исходной массы камня, а это не может не отразиться на цене.


Классическая круглая огранка подразумевает использование 57 и 17 граней. Первый вариант применяют в отношении крупных камней. Небольшие алмазы обрабатывают, останавливаясь на утвержденном числе граней — 17.

В России самый дорогой бриллиант был продан в 2015 году и это был камень с классической круглой огранкой. Бриллиант был частью коллекции «Династия». До него в стране не было обработано самородка с такими же показателями чистоты и качества. Вес самого дорогого в России бриллианта составил 51,38 карата. Камень получили из алмаза в 179 карат. Кроме него в коллекцию были включены еще 4 бриллианта из этой же алмазной основы.

Несмотря на ценность круглой отделки для бриллиантов, один из самых дорогих в мире в форме овала. Значимость обработанного алмаза — в его цвете и весе. Фантазийная огранка придает самородку особого очарования. Все дело в том, что камушек несвойственного для алмаза цвета — розового. Отсюда и название — Pink Star. В его составе совсем нет азота, среди всех ранее найденных алмазов, этот самый чистый и необычный.

По оценкам экспертов он не имеет равных по яркости, и насыщенности цвета. Геммологи сошлись во мнении, что розовый алмаз Pink Star — лучшее, что было найдено за всю историю добычи минералов. Его невозможно было испортить огранкой. Выбор в пользу овала только усовершенствовал природную красоту и безупречность минерала.

Понравилась статья? Будем признательны за репост! Делитесь интересными фактами о бриллиантах с друзьями!

В недрах земли рождается величественная архитектура кристаллов, которая существует по вечным законам геометрии. Они проходят суровые испытания, прежде чем появятся в благородном облике, который поражает чудесным изяществом форм, игрой света и волшебной силой, притягивающей взгляд и желание обладать ими. Ведь никто не сомневается в том, что владелец драгоценного камня обладает и его силой.

В чем же сила алмаза? Одно из наиболее характерных свойств алмаза – его твердость. Неслучайно его название происходит от греческого adamas – «несокрушимый». А по другой версии алмаз происходит от персидского слова elma – «твердейший». Как бы то ни было, а в том, что алмаз обладает свойством высокой твердости, признается всеми народами с древнейших времен.

Виды огранки бриллиантов

В I в.н.э. его считали самым драгоценным из земных благ, но несмотря на это, среди драгоценных камней алмаз не всегда считался главным.

«Adamas» – «неукротимый или несокрушимый», так называли люди алмаз. Он и получил свое название благодаря необычайной прочности. Однако алмаз редко использовался в украшениях. В Древнем Риме его вставляли в оправу без огранки, иначе говоря, не было в то время такой возможности, чтобы выполнить огранку такому прочному камню.

Именно твердость камня явилась причиной того, что богатая история этого прекрасного создания природы началась достаточно поздно – не ранее XIV века. А, как известно, огранка направлена на максимальное выявление красоты камня. Совершенство огранки способно значительно повлиять на цену камня.

Виды огранки бриллиантов

Виды огранки бриллиантов

Все что могли сделать ювелиры, жившие много веков назад, это шлифовка естественных граней кристалла, для этого один алмаз терли о другой. Был и еще один более технологичный прием – камень шлифовали с помощью вращающегося металлического диска, на поверхность которого был нанесен алмазный порошок. Теперь подобные украшения можно только увидеть в музеях.

Виды огранки алмазов в бриллианты

Кроме неумения победить прочность алмаза, в некоторых странах, например, в Индии, существовало табу на изменение октаэдрической формы кристалла. Только в 1375 году ювелиры Нюрнберга начали делать камни «с площадкой», спиливая вершину кристалла. Своим внешним видом такие камни напоминали усеченную пирамидку. Это был первый шаг к огранке «непобедимого».

Виды огранки бриллиантов

Следующим шагом стало подпиливание сначала нижней площадки кристалла, а затем и боковых граней. Кажется, что все это так малозначимо для огранки кристалла. Но именно эти шаги помогли ювелирам, да и всему миру узнать – что значит красота алмаза. Его кристаллическая структура такова, что свет, попадая на площадку, вызывает характерную игру лучей. Оказалось, что ограненные алмазы способны отражать свет гораздо выше, чем природные естественные кристаллы. И тогда «непобедимый» и «неукротимый» алмаз получил еще одно название – «сверкающий» (франц. brilliant).

И наконец, на поверхности кристалла появились новые дополнительные грани – фасеты. Мастером, который осмелился донести красоту алмаза в более широком масштабе, оказался придворный ювелир бургундского герцога фламандец Лодевиг ван Беркем. В 1465 году он придал алмазу форму удлиненной капли. К слову сказать, знаменитый бледно-желтый бриллиант Санси также имеет форму капли, или груши.

История огранки алмазов в бриллианты

В XVI веке итальянские мастера-ювелиры Джиакомо Тагликарне и Джованни Карниоле стали гранить алмазы в форме розы. Эта старинная огранка и по сей день служит алмазам, превращая их в бриллианты. В ней нет площадки наверху и нет спиленной нижней части, огранка имеет симметрично расположенные грани. «Розы» есть в различных исполнениях, и в зависимости от числа и формы фасет различали «голландскую», «антверпенскую» и т.д. разновидности.

Так из века в век улучшались алмазы, показывая свою красоту всему миру, очаровывая причудливыми формами и восхитительным сверканием. К дальнейшей истории огранки оказался причастен итальянец – кардинал Мазарини – тот самый, которого прославил на страницах своих романов Александр Дюма.

В отличие от бравых мушкетеров он был фигурой исторической и значимой. Он оказал влияние не только в огранке алмазов, но и в политике, проявил свои способности во многих областях. При его поддержке была основана Королевская академия живописи и скульптуры, ему принадлежали роскошные бриллианты, в том числе и знаменитый Санси. Ограненные «по способу Мазарини» алмазы сверкали своими 34 плоскостями-фасетами, многие из которых после кончины кардинала по завещанию попали в руки «Короля Солнце».

Кольцо с бриллиантом

В конце XVII века итальянский ювелир Виченцо Перуцци разработал еще более сложную огранку, в 57 граней – 33 на верхней стороне и 24 на нижней. Ограненный кристалл приобрел округлую форму. Такую огранку впоследствии стали называть бриллиантовой. Именно такая огранка открывала необычайные сверкающие свойства камня.

Кольцо с бриллиантом

В ХХ веке появились еще более сложные огранки алмаза, например, «королевская», которая содержит 86 граней, огранка магна – 102 фасеты, огранка принцессы – 146 фасет. И это еще не все. Далее пошли огранки уже вообще «потерявшие» счет фасетам. Это удивляет, восхищает, но дает ли большее количество граней и максимальную игру света? Об этом задумался и один молодой человек – математик Марсель Толковский. Родившийся в семье ювелиров, он с детских лет наблюдал бриллиантовые всполохи. К двадцати годам Марсель основательно изучил оптику и проанализировал ход лучей бриллианта.

Таким образом, был сделан вывод, что для полного отражения луча от второй грани, угол ее наклона должен быть не более 43°43? к горизонтальной плоскости. В этом случае происходит максимальное отражение света. Теперь камни, у которых пропорции и углы рассчитаны так, называют бриллиантами Толковского.

Кристаллы алмазов встречаются разной формы и величины, и не всегда возможно создавать огранку бриллианта по Толковскому. Ювелиры учитывают естественную форму камня, отсюда и происходят различные виды огранки. Но какая бы огранка ни была у алмаза, никто не сомневается в их волшебной силе.

Читайте также: