Можно ли продавать серебро в исламе

Опубликовано: 26.03.2024


В терминологии мусульманского права «сарф» – это продажа каждой договаривающейся стороной своего эквивалента из видов ценностей или продажа денег за деньги.

Под словами «ценность» и «деньги» подразумеваются динары (золотые монеты), дирхемы (серебряные монеты) или то, что относится к их видам: любое золото и серебро, независимо от того, отчеканенное оно, слитое или какое-либо другое. Сюда же входят и все известные в настоящее время находящиеся в обращении валюты, потому что они обеспечиваются хранимыми в государстве золотовалютными резервами (запасами). Любой денежный знак из этих валют представляет собой удостоверение, подтверждающее продажу или куплю того, что соответствует им (валютам) из этого хранимого запаса. И очевидно, что сотрудничество людей посредством этих валют в настоящее время заменяет сотрудничество посредством дирхемов и динаров в прежние времена. Следовательно, в отношении денежных знаков необходимо применить то же шариатское решение, что и в отношении указанных серебряных и золотых монет.

Обмен валюты действителен посредством использования в форме договора слов «продажа» и «обмен».

Положение о договоре обмена валют с точки зрения его законности

Договор об обмене валют – это разрешенный, узаконенный договор, и решение Шариата о нём с этой точки зрения подобно решению об абсолютном торговом договоре. Однако есть некоторые дополнительные условия, о которых мы расскажем ниже.

На законность контракта обмена валют указывает множество хадисов Посланника Аллаха ﷺ и преданий (асар) от его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Некоторые из них мы приведём в данной главе. Относительно этого мусульмане также единогласны.

§ 2. Условия действительности договора об обмене валют

Из определения, которое мы дали договору обмена валют, становится ясно, что это контракт, связанный с ростовщичеством, потому что каждый эквивалент (предметы обмена с обеих сторон) является имуществом, связанным с лихвой, и в котором присутствует причина ростовщичества, и это – ценность. Так, и золото, и серебро – ценность. Этот договор мы упомянули здесь отдельно (хотя и рассказали выше о ростовщичестве) потому, что в настоящее время сотрудничество людей связано в основном именно с денежными купюрами и их обращением. Поэтому условия обмена валют – это те же условия, что требуются для действительности контракта, связанного с ростовщичеством. Мы довольно подробно изложили их в соответствующей главе. Но вкратце мы повторим их и здесь, в зависимости от их связи с договором обмена валют.

1. Равенство при обмене одинаковых видов

При продаже золота за золото или серебра за серебро эквиваленты должны быть равны друг другу по весу, независимо от того, отчеканенные они, слитые или какие-либо другие; или будь один эквивалент слитком или отчеканенным предметом, а другой – чем-то другим, в равной степени, будь один из них высокого качества, а другой – низкого.

Если же эквиваленты различаются по виду, например, один из них – серебро, а другой – золото, то превосходство одного над другим и их продажа без взвешивания дозволены.

Например, если продавец скажет: «Я продал тебе это золото за это серебро», то сделка допускается.

Обо всём этом с соответствующими доводами мы поведали в главе о ростовщичестве, можно обратиться к ней. Всё, что применимо в отношении дирхемов и динаров, применимо и в отношении нынешних ходовых валют. Равенство между ними соблюдается согласно их видам, применяемым в сотрудничестве.

2. Отсутствие отсрочки платежа в договоре

В договоре об обмене валют необходимым условием является отсутствие отсрочки в обоих обмениваемых эквивалентах или одном из них. Речь идёт о таких случаях, когда деньги при обмене получает только одна сторона, другая же получает то, что ей причитается, позднее. Так, если при заключении договора одна сторона скажет: «Обменяй мне доллар на пятьдесят рублей с тем, чтобы я отдал тебе доллар спустя час», и вторая сторона сказала: «Я обменял», и первая ответила: «Я принял», то контракт недействителен.

На необходимость условия об отсутствии отсрочки – в дополнение к тому, что было приведено в главе о ростовщичестве – указывает то, что рассказали имамы Аль-Бухари и Муслим. Передают, что Абу Аль-Минхаль сказал: «Однажды мой партнёр продал кому-то серебро с отсрочкой платежа до начала сезона или до хаджа, а потом пришёл ко мне и рассказал об этом. [Выслушав его], я сказал: "Делать так не годится". Он сказал: "Я продал это серебро на рынке, и никто не высказал мне порицание за это". Тогда я пришёл к аль-Бара ибн ‘Азибу и спросил его об этом, на что он сказал: "Когда Пророк ﷺ приехал в Медину, мы заключали такие торговые сделки. [Узнав об этом], он сказал: “Если это (сделка) происходит с передачей (таких ценностей) из рук в руки, то в нём нет ничего дурного, если же [по условиям сделки предоставляется] отсрочка платежа, то это – ростовщичество”. Но [лучше бы] ты пошёл к Зайду ибн Аркаму, ибо он лучше меня разбирается в том, что касается торговли". Тогда я пошёл к Зайду и спросил его об этом, и он сказал мне то же самое».

Также обоими имамами сообщается, что Абу аль-Минхаль сказал: «Я задал аль-Бара бин ‘Азибу и Зайду бин Аркаму (да будет доволен ими Аллах) вопрос об обмене денег, и каждый из них говорил: "Он знает лучше меня”, и затем оба они сказали: “Посланник Аллаха ﷺ запретил продавать золото за серебро в долг на определённый срок”».

Может возникнуть вопрос: можно ли купить золото, заплатив за него часть стоимости имеющимися в обороте валютами, а оставшуюся часть возместив в оговорённый продавцом и покупателем срок?

Муфтий сирийской провинции аль-Баб Ахмад Шариф ан-Наасан дал следующий ответ на этот вопрос: «Имам Муслим передаёт со слов Убады бин ас-Самит (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

"Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль в равном количестве и из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их, как вам угодно, но только из рук в руки".

Учёные-законоведы указали на запретность покупки золота за золото и за денежные купюры, если оплата не производится из рук в руки (то есть на месте заключения сделки), ибо в таком виде деловых отношений существует лихва, связанная с условием отсрочки.

Вывод: покупать золото нельзя, кроме как за наличные денежные средства, которые должны передаваться из рук в руки. А кто купит его с условием отсроченной выплаты стоимости, тот обязан принести покаяние перед Всевышним Аллахом и не возвращаться к этому более.

А Аллах лучше знает!»

3. Взаимный расчёт на месте заключения контракта

Каждая из договаривающихся сторон должна передать эквивалент, который у неё в руках, другой стороне на месте заключения контракта (маджлис) до расставания. При этом не принимается во внимание, принадлежат ли предметы обмена к одному виду ценности (золото на золото, серебро на серебро, доллары на доллары) или же к двум разным видам (золото на серебро, доллары на рубли).

Под «взаимным расчётом» имеются в виду действительные приём и передача обоих эквивалентов сторонами, ибо каждый участник договора обязан вручить второму то, что у него в руках, а второй должен получить его на руки. Так, если позволить другому участнику сделки распоряжаться обмениваемой валютой, не вручив ему её, то сделка будет недействительной, потому что необходимым условием является полное получение эквивалента на руки, каковым не является просто разрешение распоряжаться им.

Под словами «место заключения контракта» подразумевается место физической встречи сторон, а под словом «расставание» – их физическое расставание. Если же оба участника договора отправились вместе в одну сторону, то их встреча (маджлис) ещё не прервалась, она продолжается до тех пор, пока каждая из сторон не отправится в своём направлении. Так, если они физически расстались, и кто-либо из них не получил на руки предмет обмена, который находится в руках у другого, то сделка недействительна.

На условие взаимного расчёта указывают слова Посланника Аллаха ﷺ :

«Не продавайте из них (ценностей) то, что отсутствует, на то, что имеется в наличии».

Имам Малик передал в книге «Муватта» со слов Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) слова, в которых есть дополнение: «Если он попросит у тебя об отсрочке, пока он не зайдёт в свой дом, то не давай ему отсрочки‚ ибо, поистине, я опасаюсь, что вы впадёте в (грех) ростовщичество».

Однажды Малик бин Авс бин аль-Халсан искал того, кто мог бы обменять ему сто динаров. Тальха бин Убайдуллах подозвал его, они поторговались, пока он не решил обменять его золото. Тальха взял золото и стал переворачивать его в руке, затем сказал, чтобы Малик подождал, пока хранитель его имущества не придёт из леса. А Умар бин аль-Хаттаб слышал всё это и сказал: «Клянусь Аллахом, ты не расстанешься с ним, пока не возьмёшь от него (серебро)». Затем он процитировал хадис Посланника Аллаха ﷺ о тех видах имущества, которые при обмене необходимо получить безотлагательно на месте сделки.

Из этого явствует, что договоры об обмене валют, которые практикуются многими людьми без взаимного расчёта на месте заключения сделки, являются недействительными, а приобретённое таким путём имущество – недостойным и мерзким. Например, часто бывает так, что люди договариваются между собой и заключают сделку об обмене валюты по телефону, a потом при встрече производят обмен. Это ростовщическая сделка, от которой следует воздерживаться.

Замена обмениваемого имущества на что-либо другое или распоряжение им до получения на руки

Замена эквивалента обмена на что-либо другое до получения его на руки является недействительной. Например, двое договорились об обмене ста долларов на 5000 рублей. И каждый из них (или один) до получения эквивалента (ста долларов или 5000 рублей) на руки от другой стороны меняет его на какое-либо другое имущество, причитающееся за него. Эта сделка недействительна, потому что стороны (или одна из них) ещё не получили на руки обмениваемое согласно достигнутой договорённости имущество. Если участник торга вернёт то, на что поменял эквивалент обмена (то есть то, что приобрёл на ещё не полученные на руки сто долларов или 5000 рублей) на той же встрече и получит на руки предмет обмена (сто долларов или 5000 рублей) согласно заключённой сделке до расставания сторон, то сделка будет действительной.

Таким же образом ни одна из договорившихся сторон не имеет права распоряжаться тем, что им причитается в результате обмена, пока не получит его на руки. Например, они не могут продать или подарить его, потому что ещё не получили на руки эквивалент, что является необходимым условием действительности договора обмена валют.

Из сказанного также явствует недействительность сделки о продаже валют, когда один покупатель продаёт валюту другому покупателю без получения ими на руки предмета торговли. Все эти виды сделок недействительны, и средства, приобретённые таким образом, недозволенны.

4. Завершённость сделки

В контракте об обмене валют не допускается ставить условие о праве одной или обеих сторон на расторжение сделки, он должен быть свершённым. Так, если стороны произвели обмен валюты с условием, что они обе или одна из них имеет право расторгнуть сделку в течение дня или двух (или раньше или позже), то обмен недействителен. Потому что необходимым условием его действительности является получение сторонами эквивалентов на руки, как нам стало известно.

Право на расторжение сделки препятствует установлению права собственности на приобретаемое имущество, и действительного получения сторонами обмениваемого имущества на руки не происходит, хотя они формально получили его; то есть сделка не вступает в силу. Следовательно, обмен недействителен из-за отсутствия одного из его условий.

Право на расторжение сделки при виде эквивалента и обнаружении в нём недостатка

Контракт по обмену валют действителен, когда обмениваются две определённые вещи. Например, так: «Я продал тебе или обменял этот доллар на твои рубли». Или когда обмениваются две описанные вещи, находящиеся в распоряжении сторон‚ обеспечение которых они гарантируют. Например, так: «Я продал тебе ожерелье из золота с такими-то качествами, находящееся в моём распоряжении (под моей ответственностью), за сто граммов золота или за браслет из серебра (второй описывает его первому), находящийся в твоём распоряжении». Такая сделка дозволена, если стороны достали эквиваленты и произвели взаимный расчёт до физического расставания.

Основываясь на этом, участник договора, который не видел эквивалент, но получить который он договорился со второй стороной при его доставании и осмотре, имеет право вернуть его, если обнаружит, что предмету торговли не присущи те характеристики, которые дала вторая сторона. Но он обязан принять его, если в нём обнаружатся те качества, которые тот описал.

Также если каждый из менял получил на руки определённый или описанный эквивалент от другого, а затем обнаружил в нём недостаток, то он имеет право отдать обратно имущество из-за этого изъяна, расторгнуть сделку и вернуть себе то, что заплатил другому меняле. Также он может довольствоваться приобретённым имуществом, осуществить договор и не расторгать его.

Следовательно, право на расторжение сделки при осмотре эквивалента или обнаружении в нём дефекта имеет место в контракте об обмене валют, и оно (право) не препятствует действительности сделки. Потому что право на расторжение не препятствует сторонам стать собственниками имущества, полученного ими в результате обмена, как не препятствует и его действительному приёму-передаче, являющемуся необходимым условием действительности такой сделки.

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ

«Обменивайте золото на золото»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики и соль на соль в равном количестве, одинаковое на одинаковое и из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки»[1].

Данный хадис, наряду с другими похожими хадисами, является основополагающим в запрете ростовщичества. В нем говорится о шести товарах, которые выполняли функцию денег. У арабов в те времена не было своих денег. Они использовали золотые монеты (римские динары) и серебряные монеты (персидские дирхамы), а также нечеканное золото и серебро. Большинство обменов, особенно заключаемых вне городских центров, происходило на основе бартера, то есть обмена товаров на товары. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) в данном хадисе обозначает три важных условия бартерного обмена однородных товаров:

1. Одинаковый вес либо равное количество обмениваемых товаров.

2. Отсутствие отсрочки платежа.

3. Одномоментный взаимообмен. Бартерный обмен однородных товаров должен быть произведен на момент заключения сделки.

О необходимости соблюдения первого условия Пророк говорит — «в равном количестве, одинаковое на одинаковое», о последних двух — «из рук в руки».

При бартерном обмене разнородных товаров, относящихся к одной подгруппе (золото на серебро, финики на соль) необходимо соблюдение только двух последних условий. Это ясно выражено в словах Пророка: «Если же ваши товары различаются, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки».

Что касается разнородных товаров разных подгрупп (золото на ячмень, серебро на финики), то соблюдение вышеприведенных трех условий не является обязательным[2].

На сегодняшний день бартерная торговля практически не используется, однако данный хадис и по сей день актуален и применим в валютообменных операциях.

Валютообменные операции (араб. «сарф») — это купля-продажа одних денег за другие[3].

Для действительности валютообменнных операций необходимо соблюдение трех важных условий:

1. Моментальность расчета.

2. Отсутствие отсрочки платежа. При валютообмене категорически запрещается отсрочка платежа, независимо от того, происходит ли обмен одной валюты или разных.

3. Равноценность при обмене одинаковой валюты. Из данного условия следует, что нельзя обменивать новую купюру на старую с надбавкой. Это мы понимаем из хадиса, в котором сообщается, как Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) направил в Хайбар человека, которого он назначил сборщиком закята. Спустя некоторое время тот доставил финики высшего сорта, и Пророк спросил его: «Все ли финики Хайбара таковы?», на что тот ответил: «Нет, о посланник Всевышнего. Мы покупаем один са‘[4] таких фиников за два са‘а фиников низшего сорта». Тогда Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Не делайте так! Продайте финики низшего сорта, а на вырученные деньги купите финики высшего сорта»[5]. Также не допускается излишек. В хадисе сказано: «Обменивайте динар на динар и не допускайте излишка между ними, обменивайте дирхем на дирхем и не допускайте излишка между ними»[6], [7].

Валютой сегодня принято считать банкноту, стоимость которой номинальна, то есть обозначена на денежном знаке. Поэтому при обмене одной валюты на другую допускается обмен в разном количестве, как в случае с металлическими деньгами [золото (динары), серебро (дирхемы)], но должно соблюдаться другое важное условие — моментальность расчетов.

Запрет на обмен валюты с отсрочкой платежа обусловлен тем, что такая сделка приведет к непредсказуемым последствиям. К примеру, стороны договорились об обмене по текущей цене, но решили отложить передачу валют. В этом случае может получиться так, что курс обмена валют изменится, человек по договору отдаст свою валюту, хотя ее стоимость будет уже другой. Если же стороны договорятся об обмене по какому-то будущему курсу, то получится, что они договорились о цене, которая неизвестна[8].

В заключение хотел бы привести один важный хадис. В нем сообщается, как сын Умара ибн аль-Хаттаба продавал верблюдов в местечке аль-Баки. Иногда он продавал их за динары, но с покупателя брал дирхемы, а иногда продавал их за дирхемы, но с покупателей брал динары. Он брал одни монеты вместо других и отдавал одни монеты вместо других. Тогда Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал ему: «Нет ничего в том, что ты обмениваешь монеты по текущему курсу, при условии, что вы не расстаетесь до тех пор, пока окончательно не расплатитесь»[9].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 647, хадис № 1587; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 376, хадис № 3349; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 220, хадис № 1240; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 473, хадис № 4560.

[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 2007. Т. 5. С. 3727, 3728.

[3] См.: аль-Мисри Р. Фикх имущественных отношений. М.: Исламская книга, 2014. С. 175.

[4]Са‘ — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитскогомазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс. См.: Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 270.

[5] См.:аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 410, хадис № 2201; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. С. 649, хадис № 1593.

[6]См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. С. 647, хадис № 1588.

[7] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислямиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. Т. 5. С. 3660–3662.

[8] См.: аль-Мисри Р. Фикх имущественных отношений. С. 176–178.

[9] См.: Абу Дауд С. Сунанабидауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 376, хадис № 3354; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 220, хадис № 1242; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 475, хадис № 4582.


Mожно ли продавать товар пьяному покупателю?

Мой отец держит зеленную лавку, и время от времени к нему заходят пьяные посетители. Можно ли иметь с ними дело? Иногда от них сильно пахнет алкоголем, или они держат в руках банки с пивом.

Хвала Аллаху. Мы адресовали ваш вопрос шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-Усаймину. Он ответил, да сохранит его Аллах: — Можно, если они христиане. — Почему? — Потому что христиане верят, что им позволено пить алкоголь. — А что, если один из участников сделки не находится в здравом рассудке? — Но ведь он знает, как совершить покупку? — Пьяный человек может осознавать или не осознавать, что он покупает. — Если он не знает, что творит, с ним нельзя иметь дела. — А если он знает, чего хочет? — В таком случае ничего запретного тут нет, ибо сказано в аяте: «Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, до тех пор, пока не поймете смысл того, что произносите» (Сура «ан-Ниса», аят 43). Аллаху ведомо лучше.

Mожно ли брать кредит, чтобы расплатиться с долгами?

У меня был маленький бизнес, но он прогорел. В результате образовался долг в $25 тыс., которые я не могу выплатить. Банк предложил мне взять кредит на три года под 30%. Братья по вере советуют не связываться с рибой (процентной ссудой. — Esquire), потому что это неподчинение Аллаху. Но другие люди, осведомленные в учении, сказали: если это совершенно необходимо, то дозволено. Сейчас мне грозит тюремный срок, и я не знаю, что делать: взять кредит или провести 9 лет за решеткой. Приговор вступит в силу через месяц. Посоветуйте, что мне делать.

Хвала Аллаху. Во‑первых, случившаяся с вами неприятность — это испытание от Всевышнего. Будьте терпеливы, поскольку вы следуете истине, и не сходите с пути благочестия, так как Аллах сказал (интерпретация значения): «И кто боится Аллаха и верен ему, тому он даст выход (из любой сложности)» (Сура «Ат-Талак», аят 2). Во‑вторых, вы должны понимать, что риба явным образом запрещена шариатом и является серьезным грехом. В-третьих, мусульманину дозволено делать запретные вещи, если на то его вынуждают обстоятельства. Аллах сказал (интерпретация значения): «Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «аль-Бакара», аят 173). Основанием для должника, который берет процентный кредит, может быть необходимость, но не простая нужда. Необходимость затрагивает преданность религии, физическое здоровье, рассудок, честь или состояние. Например, если вы рискуете умереть, или потерять конечность, или надолго сесть в тюрьму. Многие люди позволяют себе брать процентные кредиты, полагая необходимыми покупку дома, машины или мобильного телефона. Что касается вашего случая, то если у вас есть возможность добыть деньги дозволительным способом, то нет оправдания для кредита. Если вы можете договориться о рассрочке, у вас тоже нет оправдания. Но если других вариантов нет, а невыплата долга приведет вас в тюрьму, мы надеемся, вы будете одним из тех, кто будет прощен в силу необходимости, и на вас не будет греха. Грех будет на тех, кто дал вам в долг, желая получить рибу, — и на тех, кто, зная о вашем бедственном положении, отказался вам помочь. Аллаху ведомо лучше.

Mожно ли покупать облигации с фиксированной доходностью?

Что говорит закон про облигации с фиксированной доходностью?

Совет по фетвам изучил этот вопрос и сделал следующее заявление: «Облигации, которые представляют из себя обязательство выплатить номинальную стоимость с процентами, — это харам (запрещено. — Esquire), вне зависимости от того, покупают ли их, продают или создают, поскольку они расцениваются как процентная ссуда. Это относится равно к частным компаниям и государственным организациям. Запрет нельзя обойти, называя облигации другими именами, такими, как «сертификаты», «инвестиционные инструменты» или «сбережения», а также выдавая процент за «прибыль», «комиссию» или «возврат на инвестиции».

Mожно ли завышать или занижать цену товара?

Брат по вере работает в мусульманском обувном магазине, хозяева которого часто меняют цены. Например, для одного человека пара ботинок будет стоить $50, а для другого — $90, хотя на ценнике написано «$60». Позволяется ли так торговать?

Продавец должен торговать по тем ценам, которые приняты на рынке. Поступать иначе можно в двух случаях:

1. Если он продает что-то дешевле рыночной стоимости, желая, например, сделать одолжение своему другу. В этом нет ничего плохого, и продавцу нельзя запретить делать это, если он не пытается таким образом навредить другим торговцам, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Не должно ни причинять вреда, ни отвечать вредом на вред» (Ибн Маджа, хадис 2340).

2. Если он продает что-то дороже рыночной стоимости, но ненамного, например, не за 20, а за 22. Такая торговля допустима, потому что все так делают, и люди терпимо относятся к этому. Но если цена сильно завышена, а покупатель не знает обычной цены — как в вашем вопросе, — в таком случае это недопустимо и является обманом. У покупателя должна быть возможность вернуть товар. И Аллаху ведомо лучше.


Mожно ли делать скидки знакомым?

Я работаю на Западе, в телекоммуникационной компании. Вместе с коллегой мы контролируем все деньги, приходящие от потребителей. Коллега всегда забирает себе часть этих денег, говоря, что работодатель не дает нам всего, что нам положено. Но наша зарплата соответствует договору. Еще мы делаем скидки нашим знакомым. Пожалуйста, помогите мне, потому что я пытаюсь переубедить коллегу, а он считает, что поступает правильно.

Абу Хурайра (да будет Аллах им доволен) рассказывает, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит, он лжет, когда он дает обещание, он нарушает его, а когда ему доверяют что-либо, он предает (доверие)» (Сахих аль-Бухари, 33). Что касается этого запрета, нет разницы, предает ли мусульманин доверие своего брата по вере или кафира, доверившего ему свое состояние и имущество. Только будучи честным и достойным доверия, можно дать хороший пример другим мусульманам. Многие нации перешли в ислам, потому что видели честность правоверных торговцев. Напротив, если мусульманин предает и лжет, он отвращает людей от ислама. Согласившись на свою зарплату в компании, вы не можете брать больше без согласия владельца. Утверждение, что вам не дают всего заслуженного вами, не служит оправданием. Откроете эту дверь, и каждый станет поступать так же, а право и доверие будут утеряны. Также недопустимо давать скидки своим знакомым или просто снижать цены. Эти деньги принадлежат не вам. Так что вы оба должны покаяться перед Аллахом, прекратить делать то, что делаете, и не поступать так впредь. Также вы должны вернуть компании все, что вы добавили к своей зарплате и раздали в виде скидок своим знакомым и друзьям. И Аллаху ведомо лучше.

Можно ли заниматься сетевым маркетингом?

Мне предложили стать участником программы сетевого маркетинга (многоуровневая схема вроде пирамиды), но я сомневаюсь, позволительно ли это.

Хвала Аллаху. Работать в упомянутой вами компании, и во всех ей подобных, недопустимо, поскольку эта деятельность включает азарт и склоняет людей покупать что-то, что им не нужно. Также эта работа предполагает неопределенность, обман и несправедливые транзакции. Спросите себя честно — что движет людьми, которые участвуют в сетевом маркетинге? Они хотят получить прибыль, продавая свой продукт на нижних ступенях пирамиды? Или они хотят заняться маркетингом и быстро разбогатеть, поднявшись ступенью выше? В большинстве случаев имеет место второй случай, и люди вносят в предприятие свои сто долларов, надеясь заработать много больше. Это азартная игра. Более того, пирамидальная схема — соблазн для многих неопытных людей, которые надеются найти достаточно последователей, чтобы заработать комиссию. Легкость, с которой многие молодые люди идут в такие компании в надежде быстро разбогатеть, заставляет нас задуматься. Даже если некоторые из них смогут сделать деньги, это произойдет за счет неопытных покупателей. В конце концов, они уже не смогут найти желающих увеличить размер пирамиды. Как верующий может согласиться на богатство, полученное в ущерб его братьям по вере? Аллаху ведомо лучше.

Можно ли работать на таможне?

Я читал, что Пророк запретил макс (налоги, сборы), и те, кто назначают и собирают их, будут сурово наказаны в День воскрешения. Экономики многих стран основаны на таможенных пошлинах, а торговцы включают их в цену товаров. Государства тратят собранные таким образом деньги на инфраструктурные проекты. Объясните мне, что говорит закон об импортных пошлинах и таможне, — можно ли там работать?

Хвала Аллаху. Таможенные пошлины с импорта и экспорта рассматриваются как род макса, а макс — это харам, и работа в этой отрасли — харам, даже в том случае, если власти тратят эти деньги на строительство инфраструктуры. Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запрещал собирать макс и сурово высказывался по этому поводу. Имам Ахмад, Абу Дауд и аль-Хаким рассказывают, ссылаясь на Укба ибн Амира, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Никто из собирающих макс не войдет в рай». Тот, кто собирает пошлины, — один из главных пособников угнетателей, и сам угнетатель, потому что берет не принадлежащее ему. Более того, собирающий пошлины имеет много общего с бандитом и вором. Тот, кто собирает, тот, кто ведет учет, тот, кто свидетельствует, — все делят тяжесть этого греха. Доказано, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал в проповеди в день Ураза-Байрам во время Прощального паломничества: «Ваша кровь и ваше имущество, и ваша честь — священны, так же священны, как этот ваш день на этой вашей земле в этот ваш месяц». Мусульмане должны отказаться от запретного дохода и искать только дозволенного. Есть много способов заработать на жизнь праведным образом, хвала Аллаху. И кто бы ни стремился к независимости положения, Аллах даст ему добиться его.

Mожно ли давать взятки на таможне?

Можно ли дать некоторую сумму денег таможеннику, чтобы уменьшить таможенные сборы? Например, заплатить ему, чтобы он взял меньше или внес исправление в декларацию?

Что касается макса (налога. — Esquire), который собирается с мусульман, то это харам, потому что сказал Аллах (интерпретация значения): «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно» (Ан-Ниса 4:29). И Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя забирать имущество мусульманина кроме как с его согласия» (рассказано имамом Ахмадом). Макс — это подобие налога, который собирали во времена джахилии (до прихода ислама) с торговцев на рынках и заставах. Налог этот — один из суровых грехов, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал про женщину, совершившую прелюбодеяние и пришедшую к Пророку (да будет с ним мир и благословение Аллаха), чтобы получить наказание: «Она так каялась, что если бы сборщик макса каялся так же, он был бы прощен». Это показывает, что макс — один из тягчайших грехов. Если мусульманин не может найти способа отвратить это зло, кроме как заплатить денег чиновнику на таможне, то он может так поступить. Но для чиновника, берущего деньги, — это харам. Нельзя давать деньги только в том случае, если взятка приведет к большему злу. Также мы должны напомнить, как важно не произносить лжи. Если человека заставили платить, он должен заплатить и искать воздаяния за несправедливость у Аллаха. И Аллаху ведомо лучше.


Можно ли использовать бонусы авиакомпаний?

Из Саудовской Аравии в Канаду летает несколько авиакомпаний. Некоторые из них заманивают клиентов бонусными баллами, которые накапливаются при каждом полете и впоследствии могут быть использованы для получения большой скидки на билет. Допустимо ли предпочитать одну авиакомпанию другой только из-за бонусной программы?

Нет ничего плохого в том, чтобы использовать бонусные баллы, потому что в конечном счете это всего лишь покупка билета за меньшую цену. Это допустимо, согласно большинству исследователей, поскольку продажи основаны на взаимном согласии двух сторон. Похожая ситуация возникает в случае, когда клиент получает бесплатный билет после нескольких полетов с авиакомпанией. Это тоже допустимый подарок от продавца покупателю. Но надо удостовериться, чтобы цена билета без скидки не была выше, чем у конкурентов: в таком случае покупатель выбирает билет из одной только надежды на будущую скидку. Если человек может и выиграть, и проиграть в результате сделки, она недопустима, поскольку не отличается от азартной игры. Ели человек может либо выиграть, либо ничего не потерять, никакого вреда нет.

Mожно ли проводить интернет-аукционы?

Я работаю в компании, которая занимается интернет-аукционами. Разрешает ли ислам такую деятельность?

Во-первых, согласно самому верному и широко известному мнению правоведов, ислам дозволяет проводить аукционы. В пользу этого есть следующие свидетельства. Один человек захотел освободить раба после своей смерти, но потом ему понадобились деньги, и Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) взял невольника и сказал: «Кто купит у меня этого раба?» (Сахих аль-Бухари, 2034) Ибн Баттал считает, что слова Пророка (да будет с ним мир и благословение Аллаха) в этом хадисе указывают, что он отдал раба за самую большую цену, чтобы помочь разоренному человеку.

Во-вторых (рациональный аргумент), на аукционе продавец предлагает товар, а покупатель готов купить его за определенную цену. Если продавца не устраивает цена, сделки просто не происходит. После этого он говорит: «Кто предложит больше?» Второй покупатель может назвать свою цену, и так далее. Каждое предложение — это самостоятельная сделка, и ничего плохого в ней нет. В-третьих, некоторые правоведы говорили, что аукционы могут использоваться только для продажи военных трофеев и наследства. Они ссылались на следующий хадис: «Посланник Аллаха (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запретил кому-либо из вас повышать друг другу цену, кроме как на трофеи и наследство» (рассказано имамом Ахмадом, 5398). Их мнение опровергается тем, что хадис этот слабый.

Наконец, ислам запрещает участие в наджше. Слово «наджш» означает «провоцировать», но используется и тогда, когда кто-то пытается продать свой товар по завышенной цене. Для этого на аукцион приходит другой человек, который поднимает цену, не желая купить товар. Вне зависимости от того, делается ли это по согласию с продавцом, это запрещено хадисом: «Посланник Аллаха (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запретил искусственное завышение цен» (Сахих аль-Бухари, 2035). В остальном аукционы принадлежат к сделкам, дозволенным шариатом. Таково же и общее мнение мусульман на рынках.

Mожно ли пользоваться торрентами?

Не могли бы вы прояснить правила скачивания электронных книг (они не находятся в свободном доступе) с помощью сайтов или пиринговых технологий?

Что касается книг в открытом доступе — никаких трудностей тут нет, и спрашивать не о чем. Те же книги, которые владельцы не распространяют свободно, скачивать недопустимо, поскольку авторы имеют права, которые могут быть утрачены в результате скачивания. Пиринговые сети, о которых вы завели речь, создаются хакерами, чтобы добывать с сайтов материалы, защищенные копирайтом. Для начала — нет никаких сомнений, что большая часть этих материалов — сама по себе харам, например, песни и фильмы; но мы обсуждаем только дозволенные вещи вроде академических книг. Многочисленные фетвы указывают, что авторские права должны уважаться и что нельзя приобретать никакие материалы без согласия их авторов.

Вопросы приобретения товаров и услуг актуальны для любого общества, каким бы ни было технологическое развитие. В этом смысле необходимость регулировать торговлю в целях соблюдения интересов как продавцов, так и покупателей приобретает важное значение. В исламе эти моменты были учтены ещё на заре становления религии: Коран и Благородная сунна содержат множество экономических принципов и правил, соблюдение которых поможет избежать проблем в этом мире и в вечности.

Любое исследование вопросов, касающихся социального бытия людей (а вопросы торговли, безусловно, относятся к таковым) требует определения понятий и терминов, выступающих инструментами для разбора ситуаций. Арабский язык похож на русский тем, что в нём одно и то же явление может выражаться сразу несколькими словами, которые, как правило, делают акцент на какой-то одной стороне изучаемого процесса или явления. Вот и торговля может быть разделена сразу на несколько этапов и, соответственно, описана разными терминами.

Ключевые понятия

«Покупка» – в Священном Коране это слово можно встретить в суре «Тауба» («Покаяние»):

«Поистине, Всевышний Аллах купил у уверовавших в Него людей в обмен на райскую обитель их жизнь и всё, что им принадлежит…» (9:111)

В этой части Писания слово «покупать» выражается арабским глаголом «иштэра».

В другом кораническом аяте рассказывается следующее:

«Всевышний Творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством» (2:275)

Сура «Ан-Ниса» также подчёркивает важность торговли, её роль заменителя противоправным действиям по овладению чужим имуществом:

«О те, которые верят во Всевышнего Творца и Его посланника! Вам запрещено посягать на чужое имущество, на которое у вас нет никакого права. Вместо этого занимайтесь торговлей, основанной на взаимном согласии сторон…» (4:29)

Таким образом, в исламском праве под покупкой понимается результат договора (подразумевается обоюдное согласие) между двумя сторонами по обмену одной собственности на другую. При этом собственность должна, с точки зрения Шариата, обладать ценностью (об этом будет сказано ниже).

«Продавец» – на арабском языке обозначается словом «баиг».

«Покупатель» – на арабском языке будет произноситься как «муштари».

«Цена» – на языке Священного Корана это слово произносится как «саман».

«Объект торговли» – на арабском языке «мабиг».

Элементы, без которых торговые отношения между сторонами будут недействительными

Их всего два, но они отражают один из важнейших принципов – взаимное согласие:

а) предложение – иджяб (будь то со стороны продавца или от покупателя), которое всегда идёт первым;

б) согласие – кабул, которое всегда произносится после предложения.

Важно отметить, что эти слова должны произноситься либо в прошедшем, либо в настоящем времени. Если предложение или согласие будут сказаны участником торговых отношений в будущем времени, то сделка как таковая считается, согласно исламскому праву, недействительной и ни к чему не обязывающей.

К тому же факт купли-продажи считается соответствующим Шариату, если никакие слова во время этого акта не произносятся. Например, в настоящее время на кассе магазина при оплате товара речевая коммуникация между продавцом и покупателем сведена к минимуму. Некоторые торговые точки и вовсе отказываются от кассиров, заменяя их аппаратами. Естественно, в этом случае нельзя вести речь о несоответствии подобных действий Шариату, так как продавцом выступает обезличенная в масштабах одного магазина компания.

Помимо этих двух неотъемлемых элементов торговли, есть также условия купли-продажи. Они тоже носят обязательный характер:

1. Продавец и покупатель должны находиться в здравом рассудке.

2. Формулировки предложения и согласия должны быть чёткими, если без переговорного процесса торговля невозможна.

3. Предложение и согласие должны относиться к одному и тому же основанию предмета сделки. То есть если в предложении речь шла о пяти саженцах, то согласие нельзя давать по поводу семи саженцев.

4. Сделка должна проходить без большого смыслового разрыва между предложением и согласием. Допустим, после того, как потенциальный покупатель обратился к человеку, который владеет каким-то интересным предметом или ресурсом, последний просто ушёл, не дав никакого внятного ответа на сделанное предложение, но согласился после какого-то времени, когда покупатель, возможно, и забыл о факте своего предложения. В этой ситуации факт купли-продажи не произошёл. Другое дело – если потенциальный продавец сказал бы покупателю, что ему нужно некоторое время на обдумывание сделки. В этом случае отношения между двумя субъектами носят совершенно иной характер, они уже имеют какие-то договорённости, которые необходимо исполнять (имеется ввиду, прежде всего, информационное оповещение о согласии либо отказе проводить сделку после размышления о ней).

5. Товар должен представлять ценность (то есть одна крупинка риса не может выступать в качестве объекта сделки, так как её ценность крайне низка, она не способна утолить голод и прочее) и быть халяльным (например, торговать алкоголем нельзя).

6. Товар должен находиться в собственности у продавца. К тому же нельзя продавать объекты, которые находятся в пользовании всеми людьми (например, реки, озёра, горы, холмы, моря и так далее).

7. Нельзя продавать то, чего ещё нет в наличии и что зависит от каких-то природных факторов (например, плоды какого-то растения). Этот запрет не касается промышленных товаров.

8. Купля-продажа совершается в отношении объекта, свойства которого известны. Например, неизвестный баран в стаде, который может иметь какие-то физические дефекты, не может продаваться.

Существуют и второстепенные условия торговли:

1) Продавцу не стоит настаивать на серьёзном завышении цены, а покупателю – бесконечно торговаться.

2) Нельзя излишне нахваливать собственный товар, вводя в заблуждение покупателя.

3) Нельзя скупать товар, который имеет общественную значимость, стремясь сыграть на искусственном завышении цен на рынке.

4) Торговлю следует вести в местах, где можно оценить качества продаваемого товара.

Расторжение договора купли-продажи

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Человек, который расторг сделку с тем, кто покаялся о совершённой покупке (либо продаже), заслуживает прощения грехов в Судный день» (Тирмизи).

В Шариате расторжение сделки купли-продажи между сторонами, которое не оставляет никого из них в убытке, именуется термином «икаля».

Если предложение об аннулировании сделки встречает согласие второй стороны, то возвращается изначально выплаченная цена. Когда товар за время пользования подвергся некоторым дефектам, цена при его возврате может быть снижена.

Аннулирование сделки невозможно, если товар был уничтожен (подобное решение не касается случая, когда были уничтожены деньги).

Когда между сторонами произошёл товарный обмен, то он также может быть аннулирован после того, как поступило соответствующее предложение. Если в этом случае был уничтожен товар, то можно вернуть деньги за него или отдать что-то эквивалентное.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу алейкум ва рахматуллах Я продаю свой товар компании, которая строит дом. Точнее, мы меняем некоторое количество товара на конкретную квартиру в строящемся доме (в договоре конкретно указывается место и этаж). Будущая квартира переходит в мою собственность. Еще не достроив дом, иногда я продаю квартиру за наличные деньги. Скажите пожалуйста, ради Аллаха, на ком будут риски недостройки дома? Могу ли я перенести эти риски на застройщика? Как называется моя сделка согласно шариату? На какие аяты, хадисы или заключения ученых я должен ссылаться для понимания ограничений моих сделок? Чазак Аллоху хайр.

Официальный сайт Духовного Управления Мусульман Казахстана

5 Рамадан 1442 Хижра



АДАБЫ ТОРГОВЛИ В ИСЛАМЕ


Ардак Нусипханулы
muftyat.kz
03.04.2020
8359
0 Комментарии

АДАБЫ ТОРГОВЛИ В ИСЛАМЕ

Торговля в какой-то мере становится испытанием для человека. Наша слабость проявляется при взаимодействии с деньгами, в дороге и на работе. В этих трех случаях человек показывает свое истинное лицо. Поэтому хотелось бы проинформировать общественность о торговой этике, установленной Исламом.

Из 275-ого аята суры «аль-Бакара» мы знаем, что Ислам сделал дозволенным занятие торговлей: «Аллах разрешил торговлю». История показала, что честная торговля стала причиной благосклонного отношения к мусульманам. Всевышний говорит в следующем аяте: «О вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию» (Сура «ан-Ниса», 29). Как вы видите из вышесказанных аятов, Ислам дозволяет заниматься торговлей.

Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также говорят, что честность в торговле ведет к прибыли. «Девять десятых бараката от торговли и земледелия, остальное от животноводства». В другом хадисе говорится: «В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, праведниками, а также шахидами». Поэтому важно, чтобы торговля осуществлялась, следуя определенным адабам.

Адабы торговли

Предмет торговли должен быть дозволенным

Не дозволяется продавать вредные, запрещенные Исламом предметы и краденые вещи. Это - правило! Соблюдение его принесет прибыль, а иначе приведет к бедности.

Быть честным и искренним

В торговле не разрешается использовать разные уловки и давать ложные клятвы для продвижения товара. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избегайте излишней клятвы при торговле! Даже если и будете в прибыли, но останетесь в печали».

Не делать большую наценку на товар

Наценка на стоимость товара должна быть умеренной. Вы не только заработаете на этом, но и будете полезны окружающим. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший?». На что он ответил: «Полезный окружающим». Если вы добры к людям, Аллах будет добр к вам. Те, кто хочет получить прибыль во время кризиса, забывают адабы торговли, ставя любую цену на товар, способствуя девальвации денег, и не принимают во внимание тот факт, что это приводит к хаотичному росту цен на продукты питания, лекарства и т.д.

Проявлять снисходительность

Нужно идти на уступки, создавая людям облегчение. Что касается облегчения со стороны покупателя, то это своевременная оплата купленного товара, а также своевременное возвращение долга. Аллах любит проявляющих снисходительность в торговле.

Честно предоставлять информацию о недостатках товара

Если товар имеет какие-либо дефекты, продавец обязан сказать об этом. Иначе, вы совершите несправедливость. Всемогущий Аллах говорит в Коране: «Поистине, Аллах не любит несправедливых» (Сура «аль-Анфал», 58). Если продавец обманывает покупателя, он совершает грех, а прибыль от этой сделки является харамом. Если обе стороны не скрывают достоинств и недостатков товара, то баракат увеличится. В случае сокрытия недостатков, в Коране говорится: «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (Сура Аль Имран: 77).

Быть справедливым в весах и мерах

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Взвешивайте по справедливости и не допускайте недовеса» (сура «ар-Рахман», 9-аят). Всемогущий Аллах послал полную суру под названием «Мутаффифин» (те, кто обманывают в торговле), которая осуждает тех, кто обвешивает на весах, посягает на средства и права людей и причиняет им вред. В первых аятах этой суры говорится: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон».

Не дозволено ожидать роста цен

Ислам запрещает хранение потребительских товаров на складах, намеренно не выставляя на продажу, в ожидании роста цен. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал в хадисе, что люди, занимающиеся подобным, являются грешниками. И не секрет, что такие случаи широко распространены в нашем обществе.

Не переусердствовать в торге

Торг не является условием купли-продажи. Однако при необходимости нужно торговаться. Торг - это сунна. Лучше покупать больше у бедных и дарить им радость. Спорить во время торгов, выходя за рамки - не по шариату. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах помилует того, кто мягок в продаже, покупке и судействе» (Бухари). Торг не обязательно означает покупать дешево. Лишь спросив «Продашь ли за такую цену?» мы выполним сунну.

Работа честного торговца, который отличает харам от халала, является поклонением. Основа торговли - это сочетание честности и надежности, с учетом требований времени, доброты к клиентам и вежливого отношения к ним. Любой, кто отклоняется от этой этики, потеряет процветание торговли и закроет источник дохода своими руками.

Если мы посмотрим на историю мусульман, а в частности казахов, что они только не пережили?! Однако, какие бы трудности их не посягали, объединившись вместе преодолевали их. Помогать друг другу в дни тягот, поддерживать в трудную минуту, дарить радость опечаленным - это великая добродетель, которая давно укоренилась в нашем сознании. Когда страна в замешательстве и не понимает, что происходит, будьте добры и сострадательны. Потому что это испытание и для торговли. Пусть все, кто занимается торговлей пройдут испытания достойно! Мира и всех благ нашему народу!

Ардак Нусипханулы,

Главный имам г. Талдыкорган

Читайте также: