Можно ли носить серьги православным

Опубликовано: 23.04.2024

99 Виктория Козырь
Автор статьи:
Виктория Козырь Время чтения: 2 мин.

Украшения – это незаменимый атрибут повседневной жизни человека, который используют самые разнообразные категории людей, независимо от возраста и пола. Однако для православных людей изделия могут стать не только эстетическим удовольствием, но так же и грешными действиями.

Какие украшения нельзя носить православным

Не все верующие знают, но часть украшений для религии является просто неприемлемой. Некоторые ювелирные изделия олицетворяют собой пошлость, разврат и гордыню, из-за чего их владелец неосознанно поддаётся грехам.

Какие украшения запрещены для православных

С древности различные украшения имели не только эстетическую привилегию, они так же отображали социальный статус своего владельца, подчёркивая его положение в обществе. Но и на этом их предназначение не оканчивалось, так как вид, форма изделий и материал, из которых они изготавливались – всё это могло показать обществу, какой религии человек придерживается.

Украшения

В современном мире украшениями может владеть абсолютно каждый, разница лишь в стоимости изделия. Своим внешним видом украшения всё же могут подчеркнуть статус человека в обществе, но он не всегда может соответствовать действительности.

Именно попытка выделиться привела к созданию украшений, которые олицетворяют собой отсутствие нравственности, подчёркивая тем самым легкомысленность. Самый распространённый пример этого – пирсинг. Независимо от того, где он находится, религия пресекает это, так как по создание пирсинга является причинением боли самому себе. Такое отношение расценивается как близость к Сатане, из-за чего и случаются такие ситуации, когда священники относятся с неким презрением к любителям пирсинга.

В категорию антирелигиозных украшений попадают любые изделия, которые, так или иначе, всем своим внешним видом олицетворяют образ Дьявола. Не стоит так же носить слишком яркие украшения, либо напротив – тёмные и мрачные. Первые из них отображают алчность и гордыню человека, другие – его жестокость и отрицание Бога.

Мнение священников

На вопрос: «Какие ювелирные изделия можно носить?» — священники цитируют утверждения апостола Павла, слова которого были отображены в книге. Его суждения говорили о том, что девушки должны украшать себя не золотом, жемчугом, плетением волос или другими драгоценностями, а именно добрыми поступками. Очень часто эти размышления приводят в качестве примера церковнослужители, мотивируя людей избавиться от алчности, жадности, гордыни и любви к деньгам.

Важно! Существуют особые изделия, которые относятся к религиозной тематике. Как правило, это кольца, цепочки, кулоны, браслеты, обереги, имеющие на своей поверхности молитву. Церковь продажу таких украшений одобряет, более того, призывает людей их покупать, так как это лишь поднимает духовность человека.

Четки

Однако этот пример не стоит рассматривать как прямой запрёт, так как это всего лишь рекомендация о том, какие приоритеты должны у человека преобладать. Православное христианство, как и любая другая религия, основывается на духовности и искренности, соответственно к этому и призывает людей церковь, чтобы их духовные ценности преобладали над материальными. К таким относятся: любовь, семья, дети, вера в Бога, а материальные ценности – это деньги, дорогостоящие вещи и любые другие предметы роскоши.

Носить украшения можно абсолютно любые, если человек чист сердцем и искренне ценит свою духовность. Это так же касается и изменения своего внешнего вида – покраска волос, их укладка и т.д. Но при этом не стоит слишком ярко самовыражаться: простота, спокойствие и лёгкость – это самый идеальный духовный образ.

Деревянный дом с трубой, стаи птиц над головой

Дуня да на крылечке, в думах о колечке.

Пес лохматый в конуре - вот забава детворе,

Ванька рядом с дедом - все в Кусочке Неба.

Cергей Галанин (группа "СерьГа")

Серьги сегодня (в широком историческом смысле) воспринимаются практически всегда как украшение. Да и как может быть иначе, если они действительно красивые. И, безусловно, идут украшающим себя, когда подобраны с хорошим вкусом .

Например, известен такой эпизод: одна молодая девушка вопросила батюшку, можно ли носить серьги. На это священник ответил: " Посмотрите на фотографии княгини Елисаветы, у неё тоже серьги в ушах, но зато какая святость в глазах ". И, правда, взгляните на фотографии преподобномученицы Елисаветы – какой у нее прекрасный вкус, как органично и целомудренно выглядит одежда и украшения. В конце XIX в. даже ходила такая поговорка: " В мире есть только две красавицы, и обе - Елизаветы. Это - Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна Романова ". При этом, как известно, никакие драгоценности не стали для нее фетишем: когда надо было, она раздала их для благих дел.

Но это было совсем недавно. А что там, в историческом далёко…?

Выясняются удивительные вещи. Так специалист по древнерусской культуре, искусствовед Светлана Липатова обращает внимание на странную, казалось бы, вещь на иконах: " На великолепном греческом образе святого мученика Иакова Перского (конец XII — начало XIII века) обращает на себя внимание серьга в виде колечка с небольшой подвеской. Такое украшение на Востоке издавна было мужским аксессуаром и могло указывать на высокий социальный статус ".

Серьга на иконе.

Получается, это такая важная вещь, что и на иконах изображать ее необходимо. Исследуя вопрос дальше, Светлана замечает: " Византийский писатель Лев Диакон (конец X века) в своем сочинении «История» описывает внешность князя Святослава Игоревича, сына княгини Ольги: «…выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом (камнем красного цвета), обрамленным двумя жемчужинами». Неизвестно, когда широкая традиция ношения мужчинами серег прервалась и забылась, но есть неоспоримое свидетельство ее существования и в XIV веке ".

Но, может быть, есть и другие значения у серьги? И почему она именно одна?

Отвечая на этот вопрос, эксперт напоминает: есть " предположение, что серьга в ухе мужчины издавна означала и то, что он единственный сын у своих родителей. Различия в ношении серьги в зависимости от того, каково было семейное положение воина, бытовали на Руси в казачьей среде, но эта традиция, по всей видимости, имеет древние корни… "

Еще интересней, ведь казаки стараются чтить свои традиции, а потому, выяснить, что значат серьги у них, должно быть гораздо проще. И да – это именно так.

Обычай носить серьги у казаков – это чисто социальное явление, причем, с военным уклоном. Одну серьгу носил:

- в левом ухе - единственный сын у одинокой матери;

- в правом ухе - последний мужчина в роду, где не было наследников по мужской линии.

Две же серьги носил единственный ребенок у родителей, т.е. фактически кормилец.

Почему это было важно при военных действиях – у атамана в самый разгар битвы была очевидная подсказка, кого, судя по серьгам, можно было бы отправить на определенные действия, не посылая, например, на передовую, где риск погибнуть, оставив престарелых родителей, был выше.

Практически в связи с этим, искусствовед Светлана Липатова замечает: " В греческой фреске 1192 года в храме Панагии-ту-Араку на острове Кипр круглая серьга с тремя подвесками в правом ухе Младенца Христа, Которого держит на руках Богоматерь, возможно, символизирует именно то, что Иисус — Единородный, Единственный Сын Божий ".

Получается следующий очевидный вывод – мужские серьги, согласно разным традициям, не являются предметом, которым мужчина сам распоряжается. Он не волен выбирать – носить или не носить серьги, эту роль ему отводит социум, оставляя его, таким образом, в некотором послушании родителям и самому обществу.

И совсем наоборот ситуация у женщин – они именно что сами выбирают себе такое украшение , они выбирают себе возможность – носить или не носить, например, серьги (в скобках, конечно, надо заметить, что очень часто женская часть человечества не буквально выбирает себе серьги, а получает их – от родителей, в дар от родственников, от мужчин и т.д. В некотором роде, женщины тоже зависимы, но на их выбор ношения сережек это влияет в гораздо меньшей степени, чем в традиционных обществах для мужчин).

Отсюда и вопросы о ношении подобных украшений задают именно женщины. Что же им отвечают адресаты, среди которых, конечно, есть священники.

На одном православном форуме рассуждают батюшки (в сокращенном виде):

- иерей Рустик: " Честно говоря, об этом сильно так, глобально, не задумывался. делать из этого большую проблему, ставить во главу угла общения с противоположным полом - носит девушка серьги или не носит - не следует. Как говорится, главное, чтобы человек был хороший - верующий. ".

- протоиерей Андрей: " Мое личное отношение к украшениям сходно с мнением Его Преподобия (иерея Рустика – прим. Ред.) - это вопрос духовного состояния. Если серьги или другие украшения мешают духовному росту - следует от них избавляться. Но все люди индивидуальны.. Вообще, я не вижу серьезной проблемы в украшениях. Если им не придавать большого значения, то и никакого влияния на состояние души не будет. Опять же, это индивидуально, может кому-то духовники и не благословляют украшения, видя их духовное состояние ".

Теперь становится все более очевидным прекрасный ответ одного батюшки, приведенный в начале о святой Елисавете: "…У неё тоже серьги в ушах, но зато какая святость в глазах".

Надо ли дополнительно касаться вопроса о монахинях и серьгах – они подвижницам просто не нужны. Как говорят, "в монастырь не уходят, а приходят", там своя жизнь и свою послушание. Да и с практической точки зрения – надевать серьги просто невозможно из-за монашеского облачения, в данном случае, клобука. Да и вообще, зачем в монастыре серьги? Вопрос, может, и громкий, но явно риторический.

И спорить на счет ношение сережек или наоборот, наверное, тоже не стоит, тем более, опасаясь ссор, обид и интернет-войн. Как поется еще в одной песне Сергея Галанина из группы "СерьГа": " Ты слышишь, кончилась война ".

Vasile Filat

Я хотела бы узнать, что говорит Бог о серьгах, а точнее о серьгах, которые носят парни? Как реагировать на то, что брат по вере проколол ухо? Он мой лучший друг и я ни в коем случае не хочу его осуждать, просто мне тяжело с ним согласиться, что в этом нет ничего плохого. Заранее спасибо.


Некоторые использовали серьги для поклонения идолам

После того, как Симеон и Левий в своем гневе с жестокостью убили всех мужчин Сихема за бесчестие их сестры Дины, их отец Иаков ожидал, что жители страны поднимутся и уничтожат их. Тогда…

Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною и хранил меня в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. И оставил их безвестными даже до нынешнего дня. (Бытие 35:1-4)

Среди служащих Иакову были разные люди и разные боги или идолы, которым они поклонялись. Иаков сказал им бросить чужих богов, но мы видим, что они дали Иакову не только чужих богов (идолов), но дали и серьги, которые носили в ушах, этот факт говорит о том, что серьги тоже были частью их поклонения идолам. Но будьте осторожны, давайте не будем вырывать текст из контекста и давать любое толкование по своему желанию. Давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о серьгах…

Слово, переведенное здесь с еврейского языка – это еврейское נֶזֶם (neh’) и относится в частности к кольцам, которые носят в носу, но в этом тексте и в других, уточняется, что это относится к серьгам, которые носят в ушах.

Золотые серьги жертвовали для создания идола

Следующее упоминание о серьгах мы находим в Библии в книге Исход, когда Моисей взошел на Божью гору для получения скрижалей закона…

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исход 32:1-4)

На этот раз, серьги носил народ Божий и они ничего не имели общего с идолопоклонством до того момента, как по просьбе Аарона народ, отвернувшийся от Бога, стал приносить свои золотые серьги в дар для сотворения идола. Было бы большой ошибкой толковать этот текст таким образом, что будто бы серьги стали причиной идолопоклонства. Это не так. Аарон попросил серьги потому, что они были золотые.

Золотые серьги в поклонение Богу

Не только для поклонения идолам были используемы серьги народа Божьего. Когда Моисей получил повеление построить скинию собрания и после того, как он передал эту весть народу…

И пошло все общество сынов Израилевых от Моисея. И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для всех священных одежд; и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца (в румынском переводе Библии говориться о двух видах колец – просто кольца и кольца в нос, – прим.переводчика), серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу. (Исход 35:20-22)

Это были дорогие вещи и в своем желании поклониться Богу, люди показали большую ревность, принеся различную золотую бижутерию. Таким образом узнаем и мы, какую золотую бижутерию использовали в то время, а именно: кольца в нос для которых используется другое еврейское слово חָח חָחִי (khawkh) и ссылается на кольца, которые носили в носу или губе, серьги, перстни, привески.

Серьги как военный трофей посвящали Богу

Когда Израиль вернулся после войны с Мадианитянами…

И пришли к Моисею начальники над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники, и сказали Моисею: рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них; и вот, мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом. И взял у них Моисей и Елеазар священник золото во всех этих изделиях; и было всего золота, которое принесено в возношение Господу, шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей, от тысяченачальников и стоначальников. Воины грабили каждый для себя. И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания, в память сынов Израилевых пред Господом. (Числа 31:48-54)

Все эти золотые вещи, среди которых были и золотые серьги, взятые от Мадианитян, сохранялись в скинии собрания в память об этой победе и о Божьем отмщении против врагов Божьих детей.

Бог украсил Израиль серьгами

В 16 главе книги пророка Иезекииля, Бог сравнивает Свои отношения с Израилем с любовью между мужем и женой. Хорошо было бы прочитать текст с начала главы, пока мы дойдем до упоминания о серьгах:

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! выскажи Иерусалиму мерзости его и скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита. Ничей глаз не сжалился над тобою, чтобы из милости к тебе сделать тебе что-нибудь из этого; но ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: ‘в кровях твоих живи!’ Так, Я сказал тебе: ‘в кровях твоих живи!’ Умножил тебя как полевые растения; ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли; но ты была нага и непокрыта. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем. И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия. И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог. (Иезекииля 16:1-14)

Бог показывает здесь, как любящий муж, в своей большой любви к жене, украшает ее как он считает нужным. Итак, вся одежда, вещи, еда, включая и подаренные сережки были красивым и нежным выражением любви.

Серьги не упоминаются в Новом Завете

В моем исследовании я не нашел определенного упоминания о серьгах в Новом Завете, но поскольку они являются бижутерией, то есть украшением, я советую прочитать вам статью “Является ли грехом носить бижутерию?”, опубликованную раннее не Moldova Creștină.

Что я думаю о мужчинах, носящих серьги?

Во всех этих текстах я не увидел, чтобы мужчины носили серьги и мне кажется, что это была чуждая практика, неестественная и необычная для того времени и народа. Серьги и вся бижутерия использовалась женщинами для подчеркивания внешней красоты и кажется странным и неестественным, когда мужчина стремиться подчеркнуть красоту своего лица. В Послании к Коринфянам Павел задает вопрос:

Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (1 Коринфянам 11:14 -15)

Павел говорит о том, что сама природа учит нас чему-то и в нашем случае является природным для женщины носить украшения, но против природы, если мужчина так поступает. Думаю, что мужчины, которые говорят, что они являются христианами и носят серьги в ушах, тем самым провоцируют определенные вопросы в умах неверующих и эти вопросы затмевают благую весть Евангелия.

Дойдя до этого пункта в статье, мне необходимо было уехать и находясь в дороге, я спросил у человека, который сопровождал меня, что он думает о мужчинах, которые носят серьги. Я получил следующий ответ: “Мне кажется это странным… У меня такое впечатление, что у него нет других достижений и этим самым он хочет привлечь внимание других…”

В Интернете я нашел мнение, согласно которому мужчины геи практикуют носить серьгу в правом ухе. Я уверен, что христианин никогда бы не захотел, чтобы кто-то о нем так подумал.

Что думает читатель о мужчинах, которые носят серьги? Мне было бы интересно узнать и что думают мужчины, носящие серьги.

Православный магазин «Сретение»

Православный магазин «Сретение» запись закреплена

МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНЫМ НОСИТЬ СЕРЬГИ?

Серьги сегодня (в широком историческом смысле) воспринимаются практически всегда как украшение. Да и как может быть иначе, если они действительно красивые. И, безусловно, идут украшающим себя, когда подобраны с хорошим вкусом.

Например, известен такой эпизод: одна молодая девушка вопросила батюшку, можно ли носить серьги. На это священник ответил: "Посмотрите на фотографии княгини Елисаветы, у неё тоже серьги в ушах, но зато какая святость в глазах". И, правда, посмотрите на фотографии преподобномученицы Елисаветы – какой у нее прекрасный вкус, как органично и целомудренно выглядит одежда и украшения. В конце XIX в. даже ходила такая поговорка: "В мире есть только две красавицы, и обе - Елизаветы. Это - Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна Романова". Но никакие драгоценности не стали для нее фетишем: когда надо было, она раздала их для благих дел.

Но это было совсем недавно. А что там, в историческом далёко…? Выясняются удивительные вещи. Так специалист по древнерусской культуре, искусствовед Светлана Липатова обращает внимание на странную, казалось бы, вещь на иконах - на серьги: "На великолепном греческом образе святого мученика Иакова Перского (конец XII — начало XIII века) обращает на себя внимание серьга в виде колечка с небольшой подвеской. Такое украшение на Востоке издавна было мужским аксессуаром и могло указывать на высокий социальный статус".

Получается, что это такая важная вещь, что и на иконах изображать ее необходимо. Исследуя вопрос дальше, Светлана замечает: "Византийский писатель Лев Диакон (конец X века) в своем сочинении «История» описывает внешность князя Святослава Игоревича, сына княгини Ольги: «…выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом (камнем красного цвета), обрамленным двумя жемчужинами». Неизвестно, когда широкая традиция ношения мужчинами серег прервалась и забылась, но есть неоспоримое свидетельство ее существования и в XIV веке".

Но, может быть, есть и другие значения у серьги? Почему она именно одна?

Отвечая на этот вопрос, эксперт напоминает: есть "предположение, что серьга в ухе мужчины издавна означала и то, что он единственный сын у своих родителей. Различия в ношении серьги в зависимости от того, каково было семейное положение воина, бытовали на Руси в казачьей среде, но эта традиция, по всей видимости, имеет древние корни…"
Еще интересней, ведь казаки стараются чтить свои традиции, значит, выяснить, что значат серьги у них, должно быть гораздо проще. И да – это именно так.

Обычай носить серьги у казаков – это чисто социальное явление, причем, с военным уклоном. Одну серьгу носил:
- в левом ухе единственный сын у одинокой матери;
- в правом ухе последний мужчина в роду, где не было наследников по мужской линии.
Две же серьги носил единственный ребенок у родителей, т.е. фактически кормилец.

Почему это было важно при военных действиях – у атамана была очевидная подсказка, кого, судя по серьгам, можно было бы отправить на определенные действия, не посылая, например, на передовую, где риск погибнуть, оставив престарелых родителей, был выше.

В связи с этим, искусствовед Светлана Липатова замечает: "В греческой фреске 1192 года в храме Панагии-ту-Араку на острове Кипр круглая серьга с тремя подвесками в правом ухе Младенца Христа, Которого держит на руках Богоматерь, возможно, символизирует именно то, что Иисус — Единородный, Единственный Сын Божий".

Получается следующий очевидный вывод – мужские серьги, согласно разным традициям, не являются предметом, которым мужчина сам распоряжается. Он не волен выбирать – носить или не носить серьги, эту роль ему отводит социум, оставляя его, таким образом, в некотором послушании родителям и самому обществу.

И совсем наоборот ситуация у женщин – они именно что сами выбирают себе такое украшение, они выбирают себе возможность – носить или не носить, например, серьги. В скобках, конечно, надо заметить, что очень часто женская часть человечества не буквально выбирает себе серьги, а получает их – от родителей, в дар от родственников, от мужчин и т.д. В некотором роде, женщины тоже зависимы, но на их выбор ношения сережек это влияет в гораздо меньшей степени, чем в традиционных обществах для мужчин.

Отсюда и вопросы о ношении подобных украшений задают именно женщины. Что же им отвечают адресаты, среди которых, конечно, есть священники.

На одном православном форуме рассуждают батюшки:

- иерей Рустик: "Честно говоря, об этом сильно так, глобально, не задумывался. делать из этого большую проблему, ставить во главу угла общения с противоположным полом - носит девушка серьги или не носит - не следует. Как говорится, главное, чтобы человек был хороший - верующий. ".
- протоиерей Андрей: Мое личное отношение к украшениям сходно с мнением Его Преподобия (иерея Рустика – прим. ред.) - это вопрос духовного состояния. Если серьги или другие украшения мешают духовному росту - следует от них избавляться. Но все люди индивидуальны, поэтому не думаю, что надо быть категоричным и относиться к украшениям как к язычеству, так как язычество - это система религиозных мировозрений, а в данном случае вопрос идет только о внешнем виде. Вообще, я не вижу серьезной проблемы в украшениях. Если им не придавать большого значения, то и никакого влияния на состояние души не будет. Опять же, это индивидуально, может кому-то духовники и не благословляют украшения, видя их духовное состояние" (имена и фамилия священнослужителей точно идентифицировать затруднительно: это форум, ответы были даны давно, - но, скорее всего, это были священник Рустик Мшенецкий и протоиерей Андрей Ефанов)

Теперь становится все более очевидным прекрасный ответ одного батюшки, приведенный в начале о святой Елисавете: "…У неё тоже серьги в ушах, но зато какая святость в глазах".

Надо ли дополнительно касаться вопроса о монахинях и серьгах – они подвижницам просто не нужны. Как говорят, "в монастырь не уходят, а приходят", там своя жизнь и свою послушание. Да и с практической точки зрения – надевать серьги просто невозможно из-за монашеского облачения, в данном случае, клобука. Да и вообще, зачем в монастыре серьги? Вопрос, может, и громкий, но явно риторический.

И спорить на этот счет, наверное, тоже не стоит, тем более, опасаясь ссор, обид и интернет-войн. Как поется еще в одной песне Сергея Галанина из группы "СерьГа": "Ты слышишь, кончилась война"


Украшения всегда несли не только эстетическую функция, но и служили неким социальным индикатором, по которому можно было определить статус, профессиональную и религиозную принадлежность человека.

Украшения и христианство

При разговоре об украшениях в контексте христианства, обычно вспоминают слова апостола Павла: «чтобы также и жены (…) украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами». Часто этой цитатой мотивируют абсолютный запрет на украшение себя. Но апостол ничего не запрещает, а, скорее, рекомендует расставлять приоритеты, которые были в языческом мире смещены в сторону внешнего великолепия, а потому, требовали больше сил и средств.

Сейчас существует масса ювелирных мастерских, специализирующихся на украшениях с христианской символикой – колец с молитвами, браслетов, нательных крестиков. В церковной среде есть разные мнения относительно подобной «православной ювелирки». Большинство священников относится к этому спокойно и лишь не рекомендуют носить нательный крестик (особенно с Распятием) в качестве украшения, хотя категоричных запретов на это не существует.

«Нехристианские» украшения и пирсинг: мнения священников

Документа, обговаривающего эту проблему, у Церкви нет. Потому нет и единого мнения на этот счёт, и практически обо всём, что касается внешности христианина, представители Русской Православной Церкви высказываются, исходя лишь из предания и традиций, и мнения эти имеют довольно широкий диапазон.

У многих возникает вопрос о допустимости для христиан пирсинга лица и тела. И если к прокалыванию ушей священники как правило лояльны, то остальные случаи большинство склонно называть «грехом». Так, например, считает священник Владимир Шлыков: «Пирсинг и татуировка являются осквернением своего тела, а также есть излишество и непотребство. К прокалыванию ушей, чтобы носить серьги, в нашем православном обществе относятся терпимо, т. к. этой традиции уже не одно столетие. Священники не запрещают и не осуждают прокалывание ушей, тогда как пирсинг и татуировка воспринимается как грех».

Вызывает вопросы и возможность совмещать ношение крестика с иными украшениями, или использование символов иных религий (например, «звезду Давида»). Большинство священников сходится во мнении, что нательный крестик не стоит носить на одной цепочке с простыми кулонами, но можно - с образками, и лучше не на виду.

«Звезда Давида», являющаяся атрибутом иудаизма, но вообще имеет корни в ветхозаветной культуре. Она служила одним из символов завета Бога с человеком. Царь Давид повелел изобразить его на щитах своего войска (поэтому его ещё называют «щит Давида»). По мнению протоиерея Александра Билокура, ничего страшного для христианина этот ветхозаветный символ не представляет, его ношение грехом не является, но может быть неправильно понято окружающими. «Для православных христиан изображение этой звезды никакой опасности не таит, но мы имеем свой великий символ – Святой Крест, по которому определяется наша принадлежность к истинной вере в Господа. (…) Если Вы привезли Звезду Давида как сувенир со Святой Земли, то можете хранить ее у себя дома. Не стоит носить ее на груди, чтобы не смущать христиан, и тем более приверженцев Ислама.»

Относительно подвесок с нехристианской символикой или знаками Зодиака, то здесь, опять-таки мнения встречаются разные, но чаще негативные: Церковь отрицательно относится к астрологии, а потому и подобные украшения воспринимаются как атрибут язычества. В этом есть доля правды: если христианин изначально воспринимает его, как оккультный символ и боится этого - не нужно подвергать свою душу подобному искушению.

В Церкви нет канонических запретов на украшения. Исключением являются случаи, когда изделие сознательно используют в качестве «амулетов», или, когда человек становится «одержим» украшениями. Но дело здесь не в предметах, а в отношении к ним человека. И именно это отношение Церковью осуждается, но никак не вещи.

По словам преподавателя Киевской духовной академии Андрея Музольфа - «главное в Церкви – не то, что она запрещает, а то, что она дает человеку. А дает она ему ни много ни мало – Самого Бога». Часто люди, входя в Церковь, ожидают подробных инструкций и правил относительно устройства своей жизни. Желание регламентировать все сферы бытия, приводит к тому, что человек пытается возложить на Церковь (в лице священника) ответственность за каждый свой шаг. Однако относительно запретов и правил апостол Павел написал в послании Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» (1Кор.6:12).

Читайте также: