Можно ли мужчинам носить серьги в исламе

Опубликовано: 21.04.2024

Украшения часто говорят о человеке больше, чем слова. Кольца и перстни люди носят не просто ради того, чтобы выделиться. Семейный статус, уровень благосостояния, духовные воззрения и принадлежность к какой-либо социальной группе — все это можно понять по изделиям из драгоценных металлов и камней. Так, мусульмане придерживаются ряда принципов и правил при ношении колец и перстней.

Пример пророка Мухаммеда

Первым делом следует упомянуть, что каждый последователь ислама имеет полное право ходить с подобным украшением на пальце. Ведь сам пророк Мухаммед поступал именно так.

В статье «Сунна ношения кольца» ее автор, Мухаммад-Ариф Абдулаев, привел стенограмму лекции современного ученого-богослова, Мухаммада ас-Сакафа. Этот религиозный деятель является одним из потомков пророка Мухаммеда, во время поездки в нашу страну шейх прочел российским единоверцам курс лекций о жизни и деятельности своего предка.

Мухаммад ас-Сакаф рассказал, что у пророка появился перстень, когда возникла необходимость вести дипломатическую переписку с правителями ближайших стран и регионов. В те времена на подобных посланиях традиционно ставили печать с помощью перстня, на котором обычно изображался фамильный герб. Вместо геральдического символа на специально изготовленном серебряном украшении была выгравирована надпись: «Мухаммед — посланник Аллаха».

Интересно, что перстень пророка после его смерти хранился у ближайших соратников, но реликвия была безвозвратно утеряна возле мечети аль-Куба в Медине во время правления третьего халифа, Усмана ибн Аффана, которое продолжалось с 644 по 656 годы.

По словам Мухаммада ас-Сакафа, его предок обычно носил украшение на мизинце своей правой руки. Отдельные источники утверждают, что перстень был инкрустирован ониксом или агатом. И посланник Всевышнего надевал его так, чтобы камень был обращен к внутренней стороне ладони.

«Пророк (мир ему и благословение) носил серебряное кольцо и запретил мужчинам носить золото. Мужчинам не дозволено ношение золота, будь это кольцо, часы или другие украшения», — отметил в своей лекции исламский богослов.

Правая или левая

Несмотря на то, что сам пророк Мухаммед надевал свой перстень на правую руку, мусульманские богословы не запрещают носить подобные украшения и на левой руке. Известный исламский ученый, Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи (824—892 гг.), в свой сборник религиозных преданий «Сунан ат-Тирмизи» включил главу «Либас» (Одеяние). В ней содержатся такие строки: «Джафар бин Мухаммад передал от своего отца, что благословенные Хасан и Хусейн (да будет ими обоими доволен Аллах) носили кольца на левой руке». Речь в этом предании идет о двух братьях — внуках пророка Мухаммеда.

Кроме того, согласно хадисам, надевали свои перстни на левую руку и некоторые сподвижники основоположника религии. Например, так поступали: Умар ибн Хатаб, Абу Бакр ас-Сидик и Али ибн Абу Талиб. Уважаемый богослов Ибн Хаджар аль-Аскаляни (1372—1442 гг.) советовал мусульманам носить обычные украшения на правой руке, а перстни с личными печатями — на левой.

Средний и указательный

Если говорить непосредственно о пальцах, то здесь мнения богословов немного расходятся. Так, имам Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233—1278 гг.), изложил свои комментарии к хадисам в работе «Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджжадж». Автор написал: «Единогласны мусульмане в том, что сунной является ношение кольца мужчиной на мизинце. А что касается женщины, то она может носить кольца на любых пальцах».

Очевидно, что имам ан-Навави ориентировался на пример пророка Мухаммеда. При этом богослов не упомянул строгого запрета относительно других пальцев, назвав мизинец лишь наиболее желательным вариантом из всех возможных.

Другие мусульманские богословы категоричнее в данном вопросе. Например, вышеупомянутый Абу Иса ат-Тирмизи в главе «Муслим» (Мусульманин) своего сборника хадисов привел слова Али ибн Абу-Талиба — одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Тот поведал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мне надевать кольцо на этот и этот пальцы. После чего он указал на средний и следующий за ним палец».

Стоит учесть, что арабы традиционно пишут справа налево, и отсчет они ведут по-своему. Поэтому большинство богословов сошлись во мнении, что следующий за средним палец — это не безымянный, как подумали бы многие россияне, а указательный. Ведь, скорее всего, пророк продемонстрировал сподвижнику свою правую руку, на которой находился перстень.

Скромное или массивное

Но человеку недостаточно просто надевать перстень на дозволенный палец, в этом вопросе существует еще несколько нюансов. Разные религиозные течения в исламе ведут споры по поводу размеров и веса украшений, которые допустимо носить мужчине. Ханафиты и шафииты, например, полагают, что перстень не должен весить более одного мискаля, а у арабов эта мера веса составляет 4,25 г. Маликиты же осуждают мужчин, которые украшают себя серебряными кольцами массивнее 2,975 г. Ханболиты не видят ничего страшного в крупных ювелирных изделиях, но уточняют, что вес перстня не должен выходить за рамки общепринятых норм и обычаев. Кроме того, мужчине не рекомендовано носить более одного кольца.

Отдельно стоит упомянуть, что представительницы прекрасного пола могут не только надевать украшения на любой палец, они также не ограничены в количестве перстней и в выборе драгоценного металла. Ведь Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал: «Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) запретил нам семь вещей, и одним из этих запретов является ношение золотого кольца мужчинами, но не женщинами».

Гигиена и украшения

Стоит учесть, что ислам очень строго относится к вопросам не только духовной, но и физической чистоты. Поэтому религиозные наставники часто советуют мусульманам шевелить кольцо, прокручивая его на пальце, во время каждого омовения и купания. Это необходимо, чтобы вода и моющие средства попали на всю поверхность рук, ведь подобные украшения часто плотно примыкают к коже.

Многие верующие люди носят перстни, на которых имеются религиозные символы или даже указано имя Всевышнего. С такими ювелирными изделиями следует обращаться подобающим образом. А направляясь в какое-либо нечистое место (например, туалет), обязательно заранее снять кольцо и попросить кого-либо из доверенных лиц его подержать.

«Сунан ат-Тирмизи» содержит хадис, который передал мусульманам сподвижник основателя религии, Анас ибн Малик. Этот религиозный деятель сказал: «Когда пророк (мир ему и благословение) ходил справлять нужду, то он снимал кольцо». Известно, что человека, которому в это время было доверено держать реликвию, звали Муайкаб ибн Абу Фатима ад-Давси.

Использование того, что внешне украшает мусульманина, является поощряемым:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?!» (см. Св. Коран, 7:32).

Однако есть две вещи, которые разрешены женщинам-мусульманкам, но запрещены мужчинам-мусульманам. Это — золотые украшения и одежда из чистого шелка.

Сподвижник пророка Мухаммада имам ‘Али передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) взял в левую руку [ткань из натурального] шелка, а в правую — золото. Поднял обе руки и воскликнул: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены»[1].

Известен следующий случай времен пророка Мухаммада: «Увидев золотое кольцо (перстень с печатью) на руке одного из сподвижников, посланник Господа снял кольцо с руки этого человека, отбросил его в сторону и промолвил: «Некоторые из вас опираются на уголек Ада и помещают его на руке своей». После того как пророк Мухаммад удалился, присутствовавшие сказали этому мужчине: «Возьми (подбери) свое кольцо, извлеки из него [иную] пользу!» Тот ответил: «Нет, клянусь Богом! Я никогда не возьму его [в руки], ведь его выбросил [сам] посланник Божий (да благословит его Всевышний и приветствует)»[2]. Прямой запрет на ношение золотого кольца (перстня с печатью) мужчинами присутствует также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари[3].

Золотые запонки, ручки, часы и другие подобные вещи определены исламскими богословами как подпадающие под данный запрет.

Запрет на ношение золотых украшений и одежды из чистого натурального шелка для мужчин-мусульман по степени важности соответствует каноническому запрету на спиртное. И этот запрет касается любого времени, особенно времени совершения молитвы.

Что же касается обручальных колец для мужчин, то им рекомендованы серебряные кольца.

Ответы на вопросы по теме

Можно ли мусульманину носить серебряный полумесяц в качестве украшения?

Лучше не носить. Пусть олицетворением вашей веры будут ваши поступки.

Можно ли носить мужчинам кольца из платины? Какие камни разрешены?

Кольцо из платины — можно[4]. Камни — по вашему желанию и усмотрению.

Нужно ли мусульманину после брака носить кольцо и можно ли носить белое золото? Фаик.

Каноническая обязательность или желательность ношения обручального кольца отсутствует. Но в реалиях нашего времени крайне желательно для мужчины ношение обручального кольца, которое защищает его от внимания посторонних женщин, являясь явным и всем понятным признаком его семейного положения. Обручальное кольцо защищает от того, что приближает к прелюбодеянию[5]. Украшения из любого золота мужчине носить запрещено.

Можно ли носить позолоченные часы? Эти часы мне подарили.

Можно ли носить солнечные очки с элементами позолоченного металла?

Позолота — это не золото, а потому такое допустимо. Следует упомянуть, что есть мнение о запрете позолоты. Но мне импонирует следующее богословское мнение по этому вопросу: если на часы или ручку, например, нанесена краска золотого цвета, которая самостоятельной ценности не имеет, тогда запрета нет; но если это подобно сусальному золоту, нанесенному на металл, которое можно отделить от него и оно будет иметь ценность, тогда запрет очевиден.

Родители жены (христиане, мало знающие о наших законах и запретах) подарили нам набор посуды, сделанный из фарфора и позолоченный внутри. Допустимо ли использовать его? Ведь мы на него не тратились, а родителей обижать не хотелось (отказаться его принять). Ринат.

Если хотите, то передарите его людям немусульманской культуры[6].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3595, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4057, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская пгравовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[2] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 867, хадис № 52 –(2090); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 563, хадис № 9463, «сахих».

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 371, хадис № 1239; там же. Т. 4. С. 1962, хадис № 6235; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 145, хадис № 1239; там же. Т. 14. С. 21, хадис № 6235.

[4] См., например: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 64.

[5] В Коране сказано: «И [даже] не приближайтесь к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (Св. Коран, 17:32).

[6] «Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8–12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18–52% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске».

Выдающиеся исследователи ислама Абу Давуд и Ибн Абу Талиб в своих трудах дают исчерпывающий ответ о том, почему для мусульман существует запрет на ношение золота. Стоит знать, что правило это содержит и коран, но действует оно не для всех приверженцев древней религии.

  1. Кому из мусульман золото носить можно?
  2. Запрет для мусульманских мужчин
  3. Носят ли мусульманские мужчины золото сегодня?
  4. Что еще нельзя мусульманам?

Кому из мусульман золото носить можно?

О том, можно ли настоящим мусульманам носить золото, ходит немало споров. Между тем, женщинам, принадлежащим данной религии, золото носить можно и нужно.

Золотые украшения – способ мужчины показать свой достаток. Если жена мусульманина увешана кольцами, браслетами и цепочками с ног до головы, то все понимают, что статус ее мужа очень высок в обществе.

Мусульманским мужчинам нельзя носить золото ни в каком виде. Этот запрет имеет под собой весомое религиозное обоснование. Если мусульманин имеет не одну семью, то он дарит всем своим женам одинаковые украшения, чтобы не выделять одну из них. Так мужчина избегает обид и распрей в семье.

Шейха Моза

Шейха Моза – самая богатая и стильная женщина Востока

Так почему мужчинам нельзя носить золото в любом виде? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Запрет для мусульманских мужчин

Мусульманину нельзя носить белое золото, обычное и все его производные. Особенно сильно это касается ортодоксальных течений ислама. Пророк Мухаммед сказал, что мужчина ни в чем не должен походить на женщину, это унижает его честь и достоинство. Поэтому, мужской пол в исламе не надевает украшения, исходя из следующего:

  • Прямой запрет пророка;
  • Уподобление женщине;
  • Искушение души.

Сегодня эти правила соблюдаются не так жестко, как несколько десятков лет назад. Иногда на мусульманине можно увидеть часы из драгоценного металла, но шелк и украшения все еще остаются женской прерогативой.

Обвешиваться украшениями мусульманским мужчинам запрещено. Они должны полностью отдаваться своей семье, поэтому все золото уходит их женам. По семье мусульманского мужчины о нем судит общество.

практично одетый мужчина мусульманин

мусульманин идет на полуденную молитву

Перед тем, как посвататься к родителям понравившейся девушке, мужчина ислама показывает им свое благосостояние и одаривает возлюбленную украшениями. Чем дороже подарки, тем больше шансов, что родители девушки согласятся на этот брак. Мусульманки, как и прежде, не выбирают себе мужей самостоятельно. Вместо них этим занимаются ближайшие родственники девушек.

Можно ли мусульманским девочкам носить драгоценный металл? Конечно, отцы дарят им цепочки и колечки с первых дней жизни. Так они выказывают свою преданность семье. Если же жена рожает сына, она может рассчитывать на особо ценный подарок с бриллиантом или другим камнем. Сын является более предпочтительным ребенком, так как продолжает род отца.

Запрещенный для мужчин металл верующие люди стараются не носить в любом возрасте. Они избегают его в старости, в юности и в зрелые годы. Белый цвет золота не меняет картины, ведь данный металл всегда остается драгоценным.

пожилые мусульмане на улице

Ортодоксальные мусульмане осуждают и тех представителей мужского пола, которые надевают любые украшения. Чем глубже погружение в религию, тем строже соблюдаются все правила ислама.

Интересно знать!
«Мусульманин не надевает на палец обручальное кольцо, если оно сделано из запрещенного металла. Но серебро и другие сплавы в качестве украшений мусульманам носить можно».

Дорогие скульптуры и предметы интерьера с позолотой или из чистого металла служат исключением. Их мужчинам ислама дарить друг другу можно. Царям и священнослужителям нередко дарят золотые вещи, но не для ношения, а для украшения дома, где живут женщины.

Своим матерям и сестрам мужчины также дарят золотые подарки. Сын должен заботиться обо всей своей семье, а не только о женах и детях. Особенно, это касается тех случаев, когда отец в семье рано умирает. Тогда на плечи старшего сына ложится вся ответственность за родственников.

Носят ли мусульманские мужчины золото сегодня?

Со временем любой религиозный запрет теряет свою силу и пересматривается церковью. Хоть посланник Аллаха и запретил золотые украшения для мужчин, сегодня их можно увидеть на молодых парнях в мусульманских странах.

Конечно, рядиться с ног до головы в золото мусульманин нашего времени не будет. Да и в храм с украшениями не пойдет, но на прогулку или на вечеринку вполне может надеть цепочку или перстень. Молодежь не видит в этом проблемы.

Что еще нельзя мусульманам?

На мусульманине практически невозможно увидеть шелковый кафтан. Шелк является женкой тканью. Поэтому мусульмане его не носят. Зато своим женщинам они дарят шелковые платки и палантины в огромных количествах.

Еще мужчинам данной религии, как и женщинам, запрещено следующее:

  1. Пить алкоголь.
  2. Есть свиное мясо.
  3. Делать тату.
  4. Брить часть головы.
  5. Оплакивать почившего.
  6. Рисовать живое существо.
  7. Прелюбодействовать.
  8. Воровать.
  9. Убивать.
  10. Обманывать.

Если мусульманин сделает что-то из вышеперечисленного, он может не рассчитывать на благословление Божье. Неполный список запретов хорошо показывает, насколько строгой религией является ислам. Даже сегодня ведутся споры о том, не становится ли мусульманин женоподобным, если играет на музыкальном инструменте. Некоторые конфессии, по-прежнему, не могут договориться между собой по данному вопросу. Во всем остальном для представителей ислама с каждым годом появляется все больше послаблений. В некоторых исламских странах женщинам, наконец, разрешили водить автомобили. Там дамы начинают активно бороться за свои права.

Запрет на ношение золотого украшения распространяется только на тех мужчин Востока, кто принял ислам и придерживается его канонов. В мусульманских странах до сих пор царит патриархат. Для женщин там существует еще больше запретов, чем для мужчин. В некоторых государствах женщины не только обязаны закрывать все тело и голову, выходя на улицу. Иногда от них требуют закрывать даже лица. В такой ситуации золотые украшения являются единственным способом показать свой статус миру и обществу, а также разнообразить внешний облик чем-то красивым и модным.

Использование того, что внешне украшает мусульманина, является поощряемым:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?!» (см. Св. Коран, 7:32).

Однако есть две вещи, которые разрешены женщинам-мусульманкам, но запрещены мужчинам-мусульманам. Это — золотые украшения и одежда из чистого шелка.

Сподвижник пророка Мухаммада имам ‘Али передал: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) взял в левую руку [ткань из натурального] шелка, а в правую — золото. Поднял обе руки и воскликнул: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены»[1].

Известен следующий случай времен пророка Мухаммада: «Увидев золотое кольцо (перстень с печатью) на руке одного из сподвижников, посланник Господа снял кольцо с руки этого человека, отбросил его в сторону и промолвил: «Некоторые из вас опираются на уголек Ада и помещают его на руке своей». После того как пророк Мухаммад удалился, присутствовавшие сказали этому мужчине: «Возьми (подбери) свое кольцо, извлеки из него [иную] пользу!» Тот ответил: «Нет, клянусь Богом! Я никогда не возьму его [в руки], ведь его выбросил [сам] посланник Божий (да благословит его Всевышний и приветствует)»[2]. Прямой запрет на ношение золотого кольца (перстня с печатью) мужчинами присутствует также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари[3].

Золотые запонки, ручки, часы и другие подобные вещи определены исламскими богословами как подпадающие под данный запрет.

Запрет на ношение золотых украшений и одежды из чистого натурального шелка для мужчин-мусульман по степени важности соответствует каноническому запрету на спиртное. И этот запрет касается любого времени, особенно времени совершения молитвы.

Что же касается обручальных колец для мужчин, то им рекомендованы серебряные кольца.

Ответы на вопросы по теме

Можно ли мусульманину носить серебряный полумесяц в качестве украшения?

Лучше не носить. Пусть олицетворением вашей веры будут ваши поступки.

Можно ли носить мужчинам кольца из платины? Какие камни разрешены?

Кольцо из платины — можно[4]. Камни — по вашему желанию и усмотрению.

Нужно ли мусульманину после брака носить кольцо и можно ли носить белое золото? Фаик.

Каноническая обязательность или желательность ношения обручального кольца отсутствует. Но в реалиях нашего времени крайне желательно для мужчины ношение обручального кольца, которое защищает его от внимания посторонних женщин, являясь явным и всем понятным признаком его семейного положения. Обручальное кольцо защищает от того, что приближает к прелюбодеянию[5]. Украшения из любого золота мужчине носить запрещено.

Можно ли носить позолоченные часы? Эти часы мне подарили.

Можно ли носить солнечные очки с элементами позолоченного металла?

Позолота — это не золото, а потому такое допустимо. Следует упомянуть, что есть мнение о запрете позолоты. Но мне импонирует следующее богословское мнение по этому вопросу: если на часы или ручку, например, нанесена краска золотого цвета, которая самостоятельной ценности не имеет, тогда запрета нет; но если это подобно сусальному золоту, нанесенному на металл, которое можно отделить от него и оно будет иметь ценность, тогда запрет очевиден.

Родители жены (христиане, мало знающие о наших законах и запретах) подарили нам набор посуды, сделанный из фарфора и позолоченный внутри. Допустимо ли использовать его? Ведь мы на него не тратились, а родителей обижать не хотелось (отказаться его принять). Ринат.

Если хотите, то передарите его людям немусульманской культуры[6].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3595, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4057, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская пгравовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[2] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 867, хадис № 52 –(2090); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 563, хадис № 9463, «сахих».

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 371, хадис № 1239; там же. Т. 4. С. 1962, хадис № 6235; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 145, хадис № 1239; там же. Т. 14. С. 21, хадис № 6235.

[4] См., например: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Беседы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 64.

[5] В Коране сказано: «И [даже] не приближайтесь к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (Св. Коран, 17:32).

[6] «Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8–12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18–52% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске».

Использовать украшения из золота или серебра разрешено только женщинам, однако им не дозволено показывать эти украшения посторонним мужчинам. Мужчинам разрешено ношение серебряного кольца и серебряной цепочки на часах. Серебряное кольцо мужчинам можно носить и на правой руке, и на левой. Так носил Пророк (алейхиссалям).

Запрещено сидеть за одним столом с пьющими спиртное, а также есть и пить из золотой и серебряной посуды.[i]

Запрещено мужчинам носить одежду из шелка и всяческие украшения из золота. (Можно носить кольцо, но не золотое, а серебряное).[ii]

В книге «Бостан» Са'ди Ширази говорится: «Как-то раз к Пророку (алейхиссалям) подошел Ну'ман бин Башир. Пророк (алейхиссалям), увидев на его пальце золотое кольцо, заметил ему: «Что же это ты, Ну'ман? В Рай еще не попал, а уже пользуешься Райскими украшениями?». Тогда Ну'ман стал носить железное кольцо. Пророк (алейхиссалям) заметил это и сказал: «Зачем пользуешься вещами Ада?». После этого, он стал носить бронзовое кольцо. Увидев это, Пророк (алейхиссалям) сказал: «Почему это от тебя так несет духом идола?». Тогда Ну'ман бин Башир спросил в отчаянье, какое же ему все-таки носить кольцо. Пророк (алейхиссалям), сказал: «Можешь носить серебряное. Носи его на правой руке, да чтобы вес его не превышал одного мискаля».[iii] От Амра бин Шуайба, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник (алейхиссалям), не позволял носить золотые и железные кольца, и не запрещал носить серебряные. Об этом пишется и в книге «Мавахиб-и лядуниййа».[iv] Не запрещается также ношение колец из любого камня.

В книге «Хадика…» сообщается, что Посланник (алейхиссалям), носил кольцо, на камне которого было выгравировано три строки: на первой строке слово «Мухаммед»; на второй строке – «Расуль» и на третьей – «Аллах».

Шариат не предписывает при Никяхе (брак по Исламу) дарить или надевать на палец невесты кольцо. Это – обычаи народов. В книге имама аль-Газали «Кимйа-и са’адат»[v] говорится: «Нельзя сидеть за одним столом с человеком, у которого на пальце золотое кольцо. Если такой человек окажется с вами рядом на молитве, то отступите в задний ряд. Молиться в одном ряду с ним нельзя. Также и с любым человеком, носящим что-либо запретное».

Запрещается использование посуды из чистой (нелуженой) меди, латуни и бронзы. Луженую посуду и посуду из других металлов, а также стеклянную пластиковую использовать дозволено, однако предпочтительнее использование глиняной или фарфоровой посуды.

Не запрещено использование вещей, украшенных золотыми и серебряными нитями. Можно браться руками за украшенные места этих вещей, но, при этом, запрещено садиться на эти места и прикасаться к ним губами. Соблюдая эти же условия, можно использовать одежду и посуду, украшенную гальваническим способом тончайшим слоем золота или серебра.

В книгах «Дурр-уль-мухтар» и «Редд-уль-мухтар…» говорится: «Запрещено мужчинам ношение одежды или нижнего белья из шелка». Причем, неважно, верхняя это одежда или нет. И шелк имеется в виду натуральный и любого качества, а не искусственный. Дозволяется лишь оторочить шелковой лентой или лентой с золотой нитью карманы, воротник, рукава и т. д., но не более чем на ширину ладони. Нет запрета на шелковые кошельки, сумки и т. п. Совершать молитву на шелковом коврике не запрещается, но вот укрываться одеялом из натурального шелка, не дозволено. На ношение одежды из искусственного шелка запрета нет.

[i] 1 Сказано было в хадисе: «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, наполняет свой желудок огнем Ада». [Муслим].

[ii] Сказано было в хадисе: «Золото и шелк дозволено (Халяль) женщинам моей уммы, а мужчинам запрещено (Харам)». [Табарани, Тахави].

[iii] По мазхабу Ханафи вес одного мискаля равен 4,8 грамма.

[iv] «Мавахиб-и ладунниййа» – Книга имама аль-Касталани (Ахмад б. Мухаммад Шихабу-д-Дин, 821/1418-923/1517). Ученый мазхаба Шафии. Автор многочисленных произведений. Умер в Египте.

[v] «Кимйа-и се’адет»- «Эликсир счастья» – Книга имама аль-Газали (Мухаммад б. Мухаммад аль-Газали ат-Туси, 450/1058-505/1111). Выдающийся ученый ислама, имеющий в научном мире статус «Худжджат-уль-Ислям» – «Довод Ислама». Автор всемирно известного произведения «Ихйа-и Улуми-д-Дин» – «Возрождение Наук о Вере».

Читайте также: