Монтировка ювелирных изделий что это

Опубликовано: 25.03.2024

Монтировкой в ювелирном производстве считается изготовление ювелирного изделия до его полировки и закрепки в него камней. В монтировку входят операции, которые в процессе изготовления ювелирного изделия могут повторяться в различной последовательности. Это — разметка, сверление, выпиливание, пайка, отбеливание, опиливание, шабрение. На большинстве ювелирных предприятий все монтировочные операции, кроме сверления и отбеливания, 'выполняются ювелиром на рабочем месте (за верстаком), оснащение которого обеспечивает качественное их выполнение.

§ 22. Рабочее место ювелира

Правильная организация рабочего места — одно из важнейших условий роста производительности труда, повышения качества продукции, сокращения безвозвратных потерь драгоценных металлов и облегчения условий работы. Рабочим местом ювелира является верстак. Ювелирный верстак представляет собой стол на одно или несколько мест, состоящий из верхней плиты (крышки), подверстачных труб, фартука для сбора отходов, осветительной лампы и других вспомогательных устройств. Одноместный верстак имеет одну рабочую ячейку (сегментный вырез в столе). Число ячеек в многоместных верстаках определяется количеством рабочих мест. Каждое рабочее место снабжено регулируемым по высоте стулом (креслом). Высота верстака 95 — 100 см, ширина крышки 55 — 60 см; длина верстака зависит от количества рабочих мест.
Верхняя плита (крышка) верстака, ровная и гладкая, полностью исключает возможность образования щелей и трещин. В крышке есть сегментный вырез (рабочая ячейка) радиусом 30 — 35 см, отступающий от лицевого края крышки вглубь на 20 — 25 см. Расстояние между ячейками многоместного верстака должно быть около 50 см. По контуру крышки проходит бортик высотой 4 — 5 мм, роль которого — задерживать опилки, попавшие на крышку верстака. Бортик прерывается на середине ячейки для сметания опилок в фартук. Поверхность крышки покрывается линолеумом или жаростойким пластиком. Средняя часть ячейки (в интервале прерванного бортика) как с торца, так и с поверхности крышки обита жестью для предохранения крышки верстака от пламени горелки во время пайки. В последнее время ювелирные предприятия стали переходить на монтировку изделий в отдельном цехе для пайки. В этом случае верстаки оборудуются паяльными аппаратами только в паяльном цехе.
В центре рабочей ячейки к торцу крышки крепится финагель (рис. 28), служащий упором при выпиливании лобзиком, опиливании и шабрении. Финагель имеет клинообразную форму. Его длина (расстояние выступа от торца крышки) 80—90 мм, ширина 70—75 мм, угол подъема 30°. В зависимости от характера работы размеры финагеля и его положение (горизонтальная часть снизу или сверху) могут быть изменены.

Финагели изготовляют из твердых пород дерева.
Подверстачные тумбы служат основанием верхней плиты и шкафами для ящиков с инструментом. Шкафы расположены справа от ячеек и имеют 3 — 4 средних по глубине выдвижных ящика. Одноместный верстак устанавливается на двух тумбах, многоместный имеет количество тумб по числу рабочих мест.
Фартук (кожаный) для сброса отходов крепится к нижней части крышки под ячейкой таким образом, чтобы в свободно провисшем состоянии край фартука выходил за пределы лицевого края верстака на 15 — 20 см. Фартук должен провисать до колен сидящего ювелира, а центр его находиться под финагелем. Правильно прикрепленная кожа не должна иметь складок. Морщин, затрудняющих сбор отходов из кожи, должно быть как можно меньше, и они должны быть направлены к центру кожи. Состояние кожи проверяют ежедневно с целью выявления сквозных прожогов, трещин и липких пятен от пролитого флюса.
Сбор отходов из фартука производится многократным выметанием их волосяной щеткой. Фартук должен иметь застежку, с помощью которой ювелир, вставая с рабочего места, закрывает рабочую ячейку. Но у кожаного фартука есть и недостатки: случайно упавшее в него горячее изделие портит участок кожи, пролитый раствор буры или другой жидкости делает кожу жесткой, с течением времени от выметания из кожи опилок щеткой поверхность ее становится шершавой.
Нашли применение верстаки, у которых вместо фартуков жестяные коробы. Глубина коробов делается различной — от 10 до 30 мм. Углубление с лицевой стороны, напоминающее вырез рабочей ячейки, позволяет ювелиру плотно сесть к верстаку и в то же время обеспечивает попадание всех отходов металла в короб. Жестяной короб несравненно дешевле кожаного фартука, значительно дольше он и служит. Кроме того, выметать отходы из короба гораздо удобнее, чем из фартука.
Над каждым финагелем устанавливаются осветительные лампы. Лампа должна излучать мягкий, ровный дневной свет. Подвижные устройства позволяют регулировать их положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях, чтобы свет равномерно освещал финагель, не попадая в глаза.
Ювелирные верстаки на предприятиях, работающих с газом, должны иметь параллельную газовоздушную подводку к каждому рабочему месту для подключения паяльных аппаратов.
Для хранения драгоценных металлов и камней каждый рабочий имеет ящичек (гофт). Исходя из размеров гофта, ювелиры подбирают коробочки или одну многосекционную коробку для хранения изделий, полуфабрикатов, припоев и плотно закрывающуюся баночку для сбора и хранения опилок и других отходов.
Во время работы на столе должен находиться только тот инструмент, который необходим для данной операции. У левого края ячейки располагается инструмент, который держат в левой руке, у правого края — в правой руке. Изделия всегда находятся в средней части стола. Выполняя любую операцию, под рукой необходимо иметь щетку для обметания рук и инструмента. Руки и инструмент обметаются в фартук (короб).
Уборка рабочего места по окончании работы производится в следующем порядке. Убрав изделия, обметают жесткой щеткой каждый инструмент в отдельности. С особой тщательностью обметают напильники и надфили. Затем опилки и другие отходы с поверхности верстака сметают в фартук. Тщательно обметают руки, и после этого все отходы из фартука (короба) выметают в специальную баночку (фартук обметают в несколько приемов).

1. Пайка

В процессе выполнения монтировочных операций производится сборка (монтаж) ювелирного изделия из отдельных элементов. Основными процессами монтировки ювелирного изделия являются: пайка, сборка филиграни, сборка подвижных соединений, опиливание и шабровка изделия и закрепка камней.

Пайка - это процесс соединения металлических деталей, находящихся в твердом состоянии, посредством расплавленного связующего металла или сплава - припоя, имеющего более низкую температуру плавления, чем соединяемый основной металл.

В процессе паяния между расплавленным припоем и основным металлом на небольшой глубине происходят процессы взаимного растворения и диффузии. Причем в отличие от сварки, при которой наряду с припоем оплавляются кромки или торцы соединяемых деталей, при паянии расплавляется только присадочный материал, т. е. припой. При этом для получения прочного паяного соединения необходимо добиться такого взаимодействия припоя с паяемым металлом, при котором атомы жидкого припоя вступают во взаимодействие с атомами паяемого металла, т. е. происходит смачивание жидким металлом твердого. Смачивание металлов можно улучшить с помощью флюса, который наряду с облегчением процесса соединения металлов способствует удалению окислов из мест пайки.

Ювелирные припои различают ню их металлическим основам. Кроме основного металла они содержат значительное количество меди, цинка, кадмия, олова. В зависимости от содержания прибавок этих металлов припои подразделяются на мягкие (легкоплавкие) и твердые (средне- и тугоплавкие). Припои должны удовлетворять следующим условиям: плавиться в тог момент, когда основной металл еще находится в твердом состоянии: хорошо растекаться по спаиваемому металлу; соединение припоя с основным металлом должно быть долговечным.

Разнообразие составов, свойств и условий применения припоев вызывает различные способы их изготовления. Для практического применения из них изготовляют фольгу и ленту различной толщины, прутки и проволоку.

Металлы и сплавы с низкой температурой плавления (300-700°С) паяют мягкими припоями, а с высокой температурой (900-1800°С) плавления - твердыми.

Таблица 6. Состав и свойства мягких припоев
Содержание компонентов, % * Температура, °С
Олово Сурьма Железо Медь+мышьяк+никель Начало плавления Полное расплавление
8 0,56 0,05 0,1 270 305
25 1,7 0,05 0,1 188 257
30 2,0 0,06 0,12 183 249
33 2,2 0,07 0,14 183 242
40 2,7 0,08 0,16 183 223
50 3,0 0,09 0,18 183 200
55 3,6 0,1 0,2 183 183
60 3,2 0,1 0,2 183 185
90 1,3 0,1 0,2 183 219

* ( Во всех составах остальное количество падает на свинец.)

Мягкие припои, применяемые в ювелирном производстве (табл. 6), - это в основном сплавы системы олово - свинец, где содержание олова составляет 50-60%. Для улучшения свойств припоя к олову и свинцу добавляют незначительные количества других металлов. Температура плавления оловянных припоев да 300°С.

Таблица 7. Состав и свойства припоев на основе серебра
Проба припоя Содержание компонентов, % Температура, °С
Серебро Медь Цинк Кадмий Начало плавления Полное расплавление
ПСр. 80 80 12,4 7,6 - 780 800
ПСр. 75 75 18,6 6,4 - 755 755
ПСр. 70 70 30,0 - - 770 780
ПСр. 70 70 26,4 3,6 - 745 765
ПСр. 65 65 35,0 - - 790 810
ПСр. 65 65 20,0 15,0 - 700 720
ПСр. 60 60 24,8 15,2 - 700 720
ПСр. 50 50 50,0 - - 779 850
ПСр. 50К 50 16,0 16,0 18 650 670
ПСр. 45 45 30,0 25,0 - 660 725
ПСр. 25 25 40,0 35,0 - 745 775
ПСр. 12М 12 52,0 36,0 - 780 825
ПСр. 10 10 53,0 37,0 - 815 850

Твердые припои, применяемые в ювелирном производстве, изготовляют, как правило, на основе золота и серебра (табл. 7 и 8). Для понижения температуры плавления в состав твердых припоев вводят цинк и кадмий. Эти припои отличаются высокой коррозионной стойкостью. Цвет припоев для золота определяется в основном соотношением меди и серебра в их составе. Содержание основного металла (золото, серебро) в составе припоя должно соответствовать установленной пробе припоя.

Таблица 8. Состав и свойства припоев на основе золота
Проба припоя Содержание компонентов, % Температура, °С
Золото Серебро Медь Кадмий Никель Цинк Начало плавления Полное расплавление
Припои желтого цвета
ПЗл. 375 37,5 37,5 25,0 - - - 840 860
28,5 30,0 - - 4,0 800 820
11,0 43,0 - - 8,5 820 840
ПЗл. 500 50,0 30,0 20,0 - - - 840 860
25,0 18,7 - - 6,3 800 820
20,0 20,0 10,0 - - 760 780
25,0 16,0 7,4 - 1,6 720 740
ПЗл. 583 58,3 18,0 15,0 8,4 - - 800 820
16,0 20,6 - - 4,6 820 840
12,5 20,6 - - 8,6 800 820
12,5 26,5 10,0 - 3,0 760 780
8,0 21,7 12,0 - - 820 850
ПЗл. 750 75,0 3,0 10,0 12,0 - - 720 740
6,2 10,4 6,9 - 1,5 740 760
9,5 9,5 - - 6,0 760 780
15,0 7,85 - - 2,65 820 840
Припои белого цвета
ПЗл. 583 58,3 25,7-23,7 - 16-18 - - 1100 1100
31,7-23,7 2,6 8-12 - - 900 1000
- 23,5 - 12,2 6,0 850 900
14,7 11,0 - 8,0 8,0 840 860
ПЗл. 750 75,0 13 - 12 - - 900 1100
11 - 14 - - - -
10,5 4,5 10 - - 800 1000
- 10,0 - 10,5 4,5 840 880
7,0 6,0 - 4,0 8,0 780 820

Кроме припоев на основе золота и серебра в ювелирном производстве применяются твердые медно-цинковые и медно-фосфорные припои, т. е. припои на основе меди. Для получения необходимых свойств в них добавляют олово, марганец, железо, алюминий и другие металлы. Соединения, паянные припоями на основе меди, выдерживают высокие механические нагрузки.

Флюсы - это активные химические вещества, предназначенные для снижения поверхностного натяжения и улучшения растекания жидкого припоя, а также для очистки поверхности паяемого металла от окислов. В качестве флюсов для пайки ювелирных изделий используются растворы буры и борной кислоты. Выбор флюса зависит от степени окисления сплава, подлежащего паянию. Флюс должен обеспечить смачивание металла припоем и быть безопасным в работе.

Самым универсальным флюсом для пайки золотых изделий служит водный раствор буры с борной кислотой в соотношении 1:1 по объему. Для приготовления флюса равные части буры и борной кислоты перемешивают и тщательно растирают в фосфорной ступке, растворяют в дистиллированной воде и при нагреве кипятят до выпадения твердой фазы. Полученную смесь растирают до образования гладкой массы, разбавляют дистиллированной водой до получения жидкой пасты и охлаждают. Пользоваться этим флюсом удобно. Из-за своего жидкого состояния он легко проникает в зазоры спаиваемых деталей.

Изделия из золотых сплавов, в которых содержится никель, а также из сплавов серебра и мельхиора спаивают с применением в качестве флюса насыщенного раствора буры. Он представляет собой жидкую кашицу, степень густоты которой поддерживается доливанием воды. Для приготовления флюса в фарфоровую ступку засыпают определенное количество порошкообразной буры и наливают воду так, чтобы она покрыла порошок. Затем ступку нагревают до полного растворения буры и охлаждают. Охлаждаясь, раствор кристаллизуется. Кристаллы тщательно перетирают и заливают водой для образования жидкой кашицы.

Пригодность флюса определяют на чистой пластине основного металла. Для этого на одну сторону наносят флюс, а с другой стороны (снизу) нагревают пластину горелкой. После испарения влаги на пластине остается белый налет, который затем плавится и равномерно растекается по металлу. Если при нагреве флюс собирается в шарики, то он считается непригодным для данного металла. Способность к растворению окисной пленки определяют после промывки пластины: если под слоем отмытого расплавленного флюса остается чистая поверхность, металла, то флюс активен и хорошо защищает поверхность данного металла от воздействия высоких температур паяния.

Перед пайкой необходима подготовка поверхности изделия или отдельных деталей путем припасовки или подгонки деталей. Зазоры должны быть минимальными. Затем с подготовленной поверхности удаляют окислы и загрязнения для проявления действия капиллярного притяжения между припоем и окисным металлом.

Механическую очистку осуществляют шлифовкой, опиловкой, зачисткой стальной щеткой и т. д. В некоторых случаях для лучшей очистки поверхности после механической применяется еще и химическая очистка, которая наиболее эффективна. Для очистки можно применять четыреххлористый углерод, трихлорэтилен, тринатрийфосфат. Выбор требуемого очистителя зависит от индивидуальных особенностей очищаемого материала. При этом необходимо, чтобы применяемый реактив легко смывался с поверхности металла, так как его остатки могут повредить основному металлу или образовать на поверхности нежелательную пленку. После очистки поверхности пайку рекомендуется проводить как можно быстрее, чтобы избежать появления на поверхности новых окислов.

Очищенные детали фиксируют на асбестовой прокладке либо наложением одной детали на другую (пайка внахлестку), либо удерживая плоскогубцами, соединяя зажимами встык, или другим способом, обеспечивающим доступ к месту соединения деталей.

Затем на поверхности, подлежащие пайке, наносят флюс. Жидкий флюс наносят кисточкой или тонкой заостренной палочкой, а пастообразные - маленьким шпателем. После этого на место пайки накладывают кусочек припоя, необходимого для заполнения стыка.

Нагревая припой и одновременно соединяемые детали, добиваются расплавления припоя и заполнения им стыков между деталями. Когда жидкий припой полностью заполнит стык деталей, нагрев прекращают, припой затвердевает и связывает соединяемые детали.

В настоящее время в ювелирном производстве применяются следующие способы пайки: паяльником, пламенем горелки, при серийном производстве в конвейерных печах, а также точечной или микроплазменной сваркой, сваркой на специальных сварочных аппаратах.

Пайку мягкими (оловянно-свинцовыми) припоями осуществляют с помощью паяльника. Паяльник может быть электрическим или молоткового типа, нагреваемый с помощью пламени горелки или на электроплитке. Рабочая часть паяльника должна быть изготовлена из красной меди и иметь клинообразное лезвие. Острием горячего паяльника берут припой и наносят на спаиваемую поверхность. Паяльник применяют для пайки изделий из меди и ее сплавов, а также стальных изделий, покрытых серебром, медью, оловом или кадмием.

Пайка с применением ручкой горелки - наиболее широко распространенный способ, особенно в условиях предприятий, выполняющих индивидуальные заказы. При этом могут применяться как стандартные, так и специальные ювелирные горелки облегченной конструкции, показанные на рис. 4, б. Основные виды топлива для ручных горелок - это природный газ и бензин, которые перед употреблением смешивают с кислородом или воздухом в различных соотношениях, что обеспечивает регулирование пламени.

Горелки используют для лаяния ювелирных изделий твердыми припоями. Чтобы довести твердые припои до высокой текучести, необходимо мягким пламенем при равномерном круговом движении горелки нагревать наряду с припоем все изделие или соединяемые детали. Постепенно пламя делают острее, чтобы сконцентрировать его на месте пайки. Затем все изделие или соединяемые детали опять подогревают мягким пламенем. Так действуют до тех пор, пока припой не потечет. Причем припой всегда течет к месту с максимальной температурой, поэтому, чтобы припой потек в нужном направлении, необходимо регулировать распределение тепла, т. е. пламя горелки и его направление. Тепловое воздействие пламени на металл зависит не только от мощности пламени, но и от угла наклона оси пламени. С уменьшением угла наклона тепловое действие пламени ослабевает и распределяется по большей площади. С увеличением толщины металла угол наклона увеличивают, с уменьшением толщины - уменьшают.

Для припаивания к корпусу крупногабаритного изделия филигранного узора, когда филигрань занимает значительную часть площади поверхности изделия, требуется высокотемпературный нагрев всего корпуса изделия. Такие изделия паяют широким мягким пламенем горелки или специальными многофакельными горелками, причем изделие устанавливают и вращают так, чтобы паяемая филигрань равномерно нагревалась. Пайка пламенем горелки трудоемка и требует от ювелира навыков.

Для получения прочного соединения стыков колец и других ювелирных изделий применяется микроплазменная сварка, где плазмообразующими газами являются аргон и гелий. Сварка осуществляется на специальном аппарате-автомате МПУ без присадочного материала (припоя), т. е. под действием плазмы металл расплавляется и происходит его диффузия.

После регулировки необходимого количества плазмообразующих газов к изделию, установленному на специальную подставку, подводят горелку. Основная дуга в горелке включается с помощью микровыключателя. Время сварки зависит от толщины металлов. Такой вид сварки обеспечивает прочное соединение стыка, делая сварной шов практически незаметным.

Монтировкой в ювелирном производстве считается не только сборка, но и весь процесс подетального изготовления. Весь процесс от полуфабрикатов до полировки и закрепки камней - монтировка. Все операции, которые можно выполнить за ювелирным верстаком, называют монтировочными.

рабочее место ювелира


Организация рабочего места - одно из важнейших условий качественного труда, сокращение потерь драгоценных металлов и снижения утомляемости. Рабочим местом ювелира является верстак. Ювелирные верстаки бывают разных конструкций: на деревянной основе или металлической, однотумбовые и двухтумбовые, одноместные и многоместные. Это во многом определяют условия цеха или мастерской, Но в любом случае есть обязательные требования к каждому ювелирному месту. Сам верстак должен занимать устойчивое положение, чтобы в процессе работы не иметь продольных и поперечных колебаний.

финагель

Столешница верстака (верхняя плита) должна быть массивной и иметь сегментный вырез (рабочую ячейку) с местом крепления Для финагеля (файнагеля). Финагель может крепиться тугой посадкой хвостовика в отверстие торца центра рабочей ячейки или иметь винтовое крепление, позволяющее его удерживать без люфта. Финагель изготавливается из твердых пород Дерева (как правило, дуба) и служит упором при работе ювелира За верстаком. Для сборки отходов в процессе обработки изделий служит выдвижной металлический короб или кожаный фартук позд рабочей ячейкой верстака. Короб для сбора отходов устанавливается на такой высоте, чтобы не касаться локтя ювелира при выпиливании лобзиком на финагеле и не упираться в колени при нормальной посадке ювелира на стуле. Короб также должен иметь сегментный вырез на лицевой стороне, чтобы в выдвинутом положении уменьшить потери отходов драгметалла.

совок

Короб глубиной 50. 70 мм изготавливается из огнеупорных, нержавеющих и немагнитных материалов, как правило, из нержавеющей стали. Столешница верстака должна быть покрыта огнеупорным материалом (как правило, пластиком), обеспечивающим ровную и гладкую поверхность. Контур верстака должен иметь бортик. Лицевая сторона верстака отделывается бортиком высотой 4. 5 мм с разрывом в зоне финагеля (для сбора отходов), остальная часть периметра верстака может иметь бортик произвольной высоты, в зависимости от условий работы (как правило, 150 мм). Поверхность столешницы должна исключать наличие щелей и трещин, с этой целью контур соединения бортика и столешницы зашпаклеван. Подверстальные тумбы служат для хранения инструмента и приспособлений. Емкость их и количество выдвижных ящиков должны обеспечивать хранение всех личных инструментов. Комплектный стул должен быть устойчив и удобен по высоте, при наличии винтового устройства, регулирующего высоту стула, должны быть исключены люфтовые колебания. Ювелирный верстак обеспечивается светильником дневного освещения, прикрепленным стационарно. Гибкий шланг или подвижной кронштейн светильника должен обеспечивать вертикальное и угловое перемещение света в зоне финагеля, а также нормальное освещение всей поверхности верстака. При условии подводки центральной газовой магистрали ювелирный верстак обеспечивается двухканальным трубопроводом с регулировочными кранами для подключения к газопроводу и каналу сжатого воздуха, обеспечивающего давление. При отсутствии газовой магистрали используются индивидуальные газовые или бензиновые аппараты. Для хранения изделий, полуфабрикатов и отходов каждый ювелир имеет металлический ящичек (гофт) с закрывающейся крышкой и опломбировывающийся личной печатью перед сдачей его на хранение. Для сбора и хранения отходов (опилок, стружки, обрезков и т. д.) должна быть баночка с плотно закрывающейся (завинчивающейся) крышкой и по размерам свободно размещающаяся в гофте. Условием эффективной работы ювелира является размещение инструмента на рабочем месте.

Во время работы на верстаке должен находиться только тот инструмент, который необходим для данной операции. Верстак не должен быть захламлен инструментами. Инструменты могут располагаться по обе стороны рабочей ячейки, а центральная часть верстака (в зоне финагеля) должна быть свободна для размещения деталей изделия. На верстаке под рукой всегда должна быть щетка для обметания инструмента и рук от опилок. Инструмент и руки обметают после каждой операции в короб для сбора отходов. Уборка рабочего места по окончании работы производится в следующем порядке. Изделия и детали из драгметаллов обметают щеткой и убирают в коробку для изделий. Инструменты обметают щеткой каждый в отдельности и убирают в отведенные Для них места. Затем обметают всю верхнюю часть столешницы и отходы сметают в короб. После обметания рук щеткой приступают к сбору отходов из короба. С этой целью сметают отходы со всей поверхности короба в кучку и заметают их на специаль­ный совочек, из которого высыпают в банку для сбора отходов. Этот прием повторяют 3 - 4 раза до максимально полно-го сбора отходов.

Опиливание

Опиливанием называется обработка поверхности металла режущим инструментом - напильником, с помощью которого снимается слой металла. Опиливание - одна из основных операции, которая применяется на протяжении всего процесса изготовления ювелирных изделий. Полуфабрикаты и ювелирные изделия опиливают для придания формы, выравнивания поверхности, выпиливания рельефа, для чистовой обработки форм и т. д. Все виды ювелирного опиливания выполняют напильниками и надфилями. Изготовляют их из инструментальных сталей.
Напильники и надфили рассчитаны на определенный срок службы, по истечении которого они приходят в негодность. И от подготовки инструмента и обращения с ним зависит, будет ли укорочен или удлинен этот срок. Напильники и надфили сохраняются на складах покрытыми антикоррозионной смазкой, которую перед работой необходимо удалить. Сделать это можно, промывая инструмент щеткой в чистом бензине в несколько приемов. Или надо густо натереть насечку мелом, который впитает жир, а затем жесткой щеткой по направлению рядов насечек полностью удалить мел. С обезжиренной поверхности напильников и надфилей легко будут удаляться щеткой застрявшие опилки, что предохранит инструмент от засаливания.
Для сохранения срока службы опиловочного инструмента необходимо следить во время работы за тем, чтобы рабочая часть его не соприкасалась с закаленными металлами, камнями и т. д. Нельзя опиливать изделия, на поверхности которых есть остатки плавленой буры, так как, обладая высокой твердостью, плавленая бура очень быстро затупляет насечку опиловочного инструмента. При хранении напильников и надфилей в ящиках нужно обеспечить изоляцию их от материалов равной или более высокой твердости, действия кислот и их испарений.

совок

Напильники для производства ювелирных изделий классифицируют по размерам, профилю и насечке. Размеры их 200. 270 мм. Обеспечивают все виды опиливания четыре основных профиля - трехгранный, полукруглый, разновыпуклый и плоский.
Трехгранный напильник - по форме сечения равносторонний треугольник. Насечку имеют все три стороны. Трех-гранные напильники применяют для большинства видов наруж. ного опиливания. В ряде случаев, когда при опиливании поверхности ребро напильника оставляет следы на смежных деталях, допускается спиливание насечки с ребра и заполировка его.
Полукруглый напильник - по форме сечения сегмент. Имеет насечку на обеих сторонах напильника. Выпуклая сторона служит для опиливания внутренних округлых и вогнутых поверхностей. Плоская грань может быть использована для опиливания наружных поверхностей.
Разновыпуклый напильник по форме сечения напоминает двояковыпуклую линзу разных радиусов. Насечку имеют обе стороны. Напильник служит для опиливания внутренних округлых поверхностей, округлых углублений по контуру.
Плоский напильник по форме сечения напоминает низкий прямоугольник, высота которого до 5 мм. Одна из торце­вых сторон насечки не имеет. Рабочими являются две противоположные большие грани напильника. Напильник служит для опиливания плоских и боковых поверхностей.
Насечка напильников обозначается номерами - 1, 2, 3, 4, 5, 6. С увеличением номера насечки уменьшается величина зуба напильника. Напильники с крупной насечкой (1 и 2) применяются для грубой обработки изделий - придания формы, напильники с насечкой 3, 4 и выше - для выравнивания и чистовой обработки изделий под шабер.
Для работы напильником на его хвостовик насаживают деревянную ручку длиной 70. 90 мм. Чтобы насадить ручку на напильник, в ней со стороны шейки по центру засверливают отверстие диаметром 5. 6 мм на половину глубины ручки. Затем набивают ручку на хвостовик напильника таким образом, чтобы продольные оси напильника и ручки совпали. При насадке ручки необходимо обращать внимание на то, чтобы между хвостовиком напильника и ручкой не было щелей, в противном случае в щели могут забиваться опилки драгоценных металлов.

совок

специальным напильникам, служащим для более мелких работ, относятся надфили. Они отличаются от напильников меньшей площадью сечения. Например, сторона профиля трехгранного надфиля 2,5. 4,5 мм, а сторона профиля трехгранного напильника 10. 17 мм. Ширина плоского надфиля до 7 мм, напильника до 30 мм. Подобно напильникам надфили классифицируют по размерам, профилю и насечкам. Длина их в пределах 100. 200 мм. Наиболее ходовые 200 - миллиметровые. У надфилей есть разновидности - игольчатые надфили рифели.
По профилю надфили делятся на трехгранные, клиновидные, ромбические, плоские, квадратные, полукруглые, разновыпуклые, пазовые, овальные, круглые.
Трехгранные надфили бывают нескольких видов, их различают по форме сечения и рабочим граням. Все трехгранные надфили - остроносые. Равносторонний трехгранный надфиль имеет три насеченные рабочие грани и три одинаковых (по углу) рабочих ребра. Применяется для обработки небольших наружных поверхностей, для выпиливания угловых всечек, выпиливания и последующей обработки поверхности. Тупоугольные трехгранные надфили по форме сечения представляют равносторонний тупоугольный треугольник и бывают трехсторонними и односторонними. У трехстороннего три грани и три ребра (Два с острыми углами при вершине и один с тупым) являются Рабочими. Применяется для опиливания поверхностей в тех местах, где угол равностороннего надфиля не позволяет произвести опиливание. Односторонний трехгранный надфиль имеет одну (большую) рабочую грань, две другие грани гладкие, используется в тех случаях, когда есть опасение задеть при опиливании смежные детали изделия.

Клиновидные надфили в сечении напоминают форм, клина и изготовляются остроносыми. Один вид надфиля имеет две рабочие стороны и острое ребро, оставляющее клиновидную всечку. Другой вид клиновидного надфиля имеет также две, рабочие грани, но ребро при остроугольной вершине у него закруглено. Клиновидные надфили применяются для обработки крапанов (отдельных стоек, удерживающих камень), кастов и для пропиливания всечек малых углов.
Ромбические надфили в сечении представляют ромб и бывают с различными углами при вершине. Эти надфили изготовляют тупоносыми. Основная рабочая поверхность их - остроугольные ребра. Ромбические надфили служат для обработки всечек с определенным углом расхождения сторон.
Плоские надфили - остроносые и тупоносые - имеют в сечении форму низкого прямоугольника. Все четыре стороны надфиля рабочие. Широкие грани служат для обработки плоских поверхностей, торцевых сторон и т. д., узкие (торце вые) - для пропиливания пазов, обработки прямоугольных люф. тов, припасования шарнирных соединений.
Квадратные надфили - остроносые, имеют в сечении форму квадрата. Все стороны и углы - рабочие. Надфиль необходим для пропиливания прямоугольных пазов и прямоугольных угловых всечек, для обработки прямоугольных люфтов и шарнирных соединений.
Полукруглые надфили - остроносые, в сечении имеют форму сегмента. Обе стороны (овальная и плоская) с насечкой. Овальная сторона используется для выпиливания и обработки рельефа, опиливания внутренних округлых поверхностей. Плоская сторона используется в тех же случаях, что и грань трехгранного и плоского надфилей.
Разновыпуклые надфили - остроносые, по форме сечения, как и напильники, напоминают двояковыпуклую линзу Радиус выпуклости сторон различен. Обе стороны надфили имеют насечку. Надфиль удобен для обработки внутренних поверхностей колец. Вследствие разности закругления ими обрабатывают кольца различных размеров.
Пазовые надфили - остроносые и тупоносые - отличаются от плоских закругленными торцевыми гранями. Пазовый надфиль имеет насечку по всей поверхности. Основными рабочими поверхностями являются закругленные ребра, но используются и плоские стороны. Надфиль служит для пропиливания и обработки пазов, люфтов и других малодоступных для друг» надфилей участков.
Овальные надфили - остроносые, в сечении имеют форму неправильного овала. Радиус закругления изменяется по всему периметру сечения. Вся поверхность надфиля имеет насечку. Надфиль удобен для обработки круглых, овальных и другие отверстий, имеющих закругления.
Круглые надфили - остроносые, в сечении имеют форму круга. Надфиль имеет насечку по всей окружности. Используется для обработки круглых и овальных отверстий, обработки люфтов и выпиливания рельефа.
Игольчатые надфили отличаются от обычных сечением хвостовика и длиной рабочей части. Сечение хвостовика игольчатого надфиля квадратное - 2X2 мм, обычного - круглое 3. 4 мм. Длина рабочей части игольчатых надфилей 35 -55 мм при общей длине 140 мм.
Рабочая часть игольчатых надфилей имеет различные профили, аналогично обычным. Служат игольчатые надфили для обработки труднодоступных мест изделий - пазов, люфтов, отверстий различных форм. Малые размеры сечения надфилей позволяют обрабатывать боковую поверхность сложных прорезных узоров.
Рифели - разновидность надфилей. Подобно игольчатым надфилям они имеют короткую (40 мм) рабочую часть, остальные размеры совпадают с размерами обычных надфилей. Рабочая часть рифелей в отличие от надфилей изогнута. Рифели, как правило, имеют одностороннюю насечку на внешней стороне изгиба. Различаются по кривизне изгиба и профилю рабочей части. Применяются для опиливания вогнутых поверхностей и заправки внутренних поверхностей полых изделий.

Насечка надфилей определяется номерами от 1-го до 6-го. Как и у напильников, с повышением номера уменьшается величина зуба надфиля. Надфили с насечками I и 2 служат для выпиливания рельефа, всечек и т. д., с насечкой 3 - для чистовой заправки паяного соединения и других поверхностей. Надфили с насечками 4, 5 и 6 применяются наряду с шабероу для выведения мелких рисок и обработки оправ камней (кастов) в процессе закрепки.
Насечки игольчатых надфилей и рифелей также различны и применяются в зависимости от нужной чистоты поверхности.
Для облегчения работы надфилями используют ручки с цанговыми и болтовыми зажимами. Длина ручки 80. 90 мм, диаметр в толстой ее части 13. 18 мм.
Ювелирное опиливание в принципе отличается от всех видов слесарного опиливания. Специфика производства ювелирных изделий - размеры, формы, конструкция изделий и деталей, используемые материалы, сохранность и сбор металлических отходов - полностью исключает возможность применения стационарных тисков. Для определения внешних размеров, правильности форм, плоскости и кривизны поверхности не пользуются лекалами и другим контрольным инструментом. Контроль осуществляется визуально.

зажимы

Ювелиры выполняют опиливание, сидя за рабочим верстаком. В ячейку верстака вмонтирован упорфинагель, к котором, прижимают изделие. В большинстве случаев изделие во время обработки держат в руке, прижимая к финагелю пальцами. Если детали трудно удерживать в руке, при опиливании поль зуются плоскогубцами, круглогубцами, ювелирными тисочками - металлическими и деревянными, но так чтобы они не оставляли неисправимых дефектов на деталях. При опиливании деталей, которые по различным причинам не могут быть зажаты инструментом и в руке, используют деревянные приспособления в виде стержней. Если деталь имеет отверстие, то она насаживается на подогнанный конец деревянного стержня, в противном случае деталь может вжиматься в торец стержня и удерживаться таким образом.
При опиливании драгоценных металлов нельзя применять инструмент и приспособления, изготовленные с использованием цветных металлов и несгорающих материалов, ввиду сложности извлечения их из опилок. В процессе опиливания локти обеих рук находятся в свободном состоянии, лишь в некоторых случаях локоть руки, держащей изделие, опирается на край ячейки верстака. Однако в любом случае держащая изделие рука прижимает его к финагелю. Напильник или надфиль в другой руке опиливая изделие, подстраховывается финагелем, частично опираясь на него. В том случае, когда надфиль вынужден страховаться большим пальцем держащей изделие руки, на палец надевается кожаный чехол.

Наряду с ручным применяют механическое опиливание, при помощи которого обрабатывают труднодоступные участки изделий, пазовые вырезы, внутренние поверхности полых изделий. Для механического опиливания применяют электромоторы - бо машины, с гибким приводом и набор боров - фрез, которые крепятся посредством наконечников-манипуляторов.

§ 54. Ювелир-монтировщик 1-го разряда

Характеристика работ. Опиловка, шабровка и ручная полировка ювелирных изделий посудной группы из цветных металлов и серебра.

Должен знать: технологический процесс и способы ручной обработки ювелирных изделий посудной группы; правила пользования применяемым инструментом; физико-механические свойства цветных и драгоценных металлов.

Примеры работ.

Опиловка и шабровка

2. Ложки десертные, столовые, чайные.

§ 55. Ювелир-монтировщик 2-го разряда

Характеристика работ. Монтировка простых ювелирных изделий из цветных металлов и серебра. Сверление отверстий с применением простейших приспособлений. Подготовка наборов к пайке, пайка, заправка в зоны пайки, гибка, правка, центровка, подгонка, отбеливание изделий, деталей и узлов к ним. Соединение звеньев в ушки. Заточка и заправка инструмента. Контактная (точечная) сварка изделий.

Должен знать: технологию сборки ювелирных изделий и приемы выполнения монтировочных операций; способы заточки и заправки применяемого инструмента; устройство и правила эксплуатации аппарата контактной сварки; правила отбеливания; основные свойства цветных и драгоценных металлов.

Примеры работ.

1. Значки, медали, ордена - вставка и опрессовка булавочек, навертывание гаек на винты, сцепка основ с промежуточными звеньями, обшивка и обертка колодочек муаровой лентой.

2. Кольца серебряные с одной вставкой, рюмки, солонки - монтировка.

§ 56. Ювелир-монтировщик 3-го разряда

Характеристика работ. Монтировка ювелирных изделий средней сложности из цветных и драгоценных металлов. Проколка и сверление отверстий с применением различных приспособлений. Опиловка основ звеньев, винтов и шайб. Впаивание рантов, шарниров и пластин под замок.

Должен знать: способы применения разнообразных приспособлений для сверления и проколки отверстий; приемы опиловки и впаивания усложненных узлов и деталей ювелирных изделий; правила термической обработки ювелирных изделий из цветных и драгоценных металлов; устройство муфельных печей.

Примеры работ.

Броши, кольца, серьги из цветных и драгоценных металлов с количеством деталей от трех до пяти и несколькими вставками из полудрагоценных и драгоценных камней - монтировка.

§ 57. Ювелир-монтировщик 4-го разряда

Характеристика работ. Монтировка сложных ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов. Изготовление корнеров "веревочки", замков для серег, шомпольных замков для брошей, пустотелых деталей и изделий. Обработка изделий с помощью бормашины. Проверка качества комплектовки сложным калибром. Реставрация серебряных изделий.

Должен знать: методы изготовления сложных деталей и узлов к ювелирным изделиям; способы подгонки оправ к вставкам для различных типов закрепки; приемы обработки ювелирных изделий бормашиной; правила пользования сложными калибрами и величины допусков при комплектовке; способы реставрации серебряных изделий.

Примеры работ.

1. Браслеты из цветного металла - монтировка.

2. Кольца золотые со вставками из полудрагоценных камней с глухой закрепкой - подгонка оправы к вставке.

§ 58. Ювелир-монтировщик 5-го разряда

Характеристика работ. Монтировка особо сложных ювелирных изделий ручного изготовления из драгоценных металлов с драгоценными камнями. Изготовление ювелирных и художественных изделий по образцам, слепкам и рисункам с выпиливанием ажуров простых и средней сложности с предварительной разметкой под закрепку поделочных и полудрагоценных камней. Нанесение простой гравировки по рисунку при монтировке особо сложных ювелирных изделий. Реставрация художественных антикварных изделий из драгоценных металлов. Пайка с помощью паяльных трубок.

Должен знать: приемы выпиливания ажурных орнаментов; способы разметки под закрепку вставок; приемы гравирования.

Примеры работ.

1. Броши серебряные со вставками из полудрагоценных камней в ажурном обрамлении и с ажурной подпайкой.

2. Кольца золотые с бриллиантами.

§ 59. Ювелир-монтировщик 6-го разряда

Характеристика работ. Монтировка и изготовление вручную высокохудожественных изделий по образцам, слепкам и рисункам. Разметка и выпиливание сложных ажурных орнаментов под закрепку полудрагоценных и драгоценных камней. Выпиливание сложных ажурных рисунков со сложными механическими (без пайки) креплениями различных декоративных деталей, штифтовка, закатка, обжимка и др. Орнаментация под эмаль.

Должен знать: виды художественной обработки цветных и драгоценных металлов; основы технологии чеканки, эмалирования и филигранного производства; характеристики драгоценных камней и требования, предъявляемые к их качеству, форме и размерам; способы закрепки полудрагоценных и драгоценных камней; способы мастичной лепки с рисунка; основные стилевые особенности декоративного и прикладного искусства.

Примеры работ.

1. Вазы серебряные с рисунками для нанесения эмали.

2. Колье золотые с драгоценными камнями.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Ювелир-монтировщик» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция ювелира-монтировщика, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).


Подготовка ювелирных наборов в сборке, монтировка несложных ювелирных изделий из серебра и цветных металлов, пайка, гибка, правка, центровка и подгонка деталей в ювелирных изделиях, сварка, отбеливание изделий, сверление отверстий, соединение звеньев, заточка инструментов для ювелирных работ.


Интересная загадка - ювелир ставит, а повар снимает. Для того, чтобы правильно ответить нужно найти, что же общего может быть в работе ювелира и повара, казалось двух таких разных и отличающихся друг от друга профессиях.

Но если хорошенько подумать, то можно вспомнить, что повар всегда, когда готовит пищу - пробует ее, прежде чем подать к столу. А на всех ювелирных изделиях по окончании работы ювелир ставит пробу, указывающую на качество изделия. Вот эти обязательные атрибуты в обеих профессиях и объединяют их. То есть правильным ответом на Вашу загадку будет слово из 5 букв - проба.


Не то что бы ювелирный..)),но в России многообразно используемый.Причем есть лом большой,лом малый,а есть еще "фомка".Можно рельсу подвинуть,можно землю рыхлить,можно замок сорвать,можно бревна подкатывать,на пожаре использовать.Можно соседа погонять..)))


Если человек в браке, то лучше всего носить обручальное кольцо, в независимости мужчина или женщина. Остальные украшения, на мой взгляд, на мужчине лишние. Женщину украшения делают стильнее, красивее, привлекательнее, особенно если они удачно подобраны к одежде. И не имеет значения это драгоценности или оригинальная бижутерия, главное чтобы со вкусом.


Идея использовать термочувствительные элементы в украшениях впервые возникла у американского ювелира Марвина Уэрника (Marvin Wernick) в 1974 году после прочтения журнальной статьи о применении жидкокристаллических элементов в медицинских термометрах. Он нашёл элемент, который менял цвет от чёрного до зелёного, голубого и синего в диапазоне 32—38 °C и в январе 1975 года разработал технику использования его в кулонах и кольцах. В феврале начались продажи. Уэрник называл украшения «волшебными», и его рекламные материалы утверждали, что цвет кулона или кольца является показателем теплоты характера носителя. Поскольку Уэрник не запатентовал изобретение, другие ювелиры переняли идею и начали производить свои термочувствительные украшения. Вскоре кто-то придумал удачный термин mood ring («кольцо настроения»), который был быстро принят всеми производителями, в том числе и Уэрником.

Важным производителем «колец настроения» был Джошуа Рейнолдс (Joshua Reynolds); некоторые источники называют его их изобретателем. Рейнолдс называл кольца «настоящим инструментом биологической обратной связи», который позволяет человеку получать дополнительную информацию о своем организме. Подобная концепция шла в ногу с духом времени, новые украшения набирали популярность, и в декабре 1975 года суммарная стоимость проданных колец достигла 15 миллионов долларов. Однако в середине декабря спрос на кольца внезапно упал, рынок оказался перенасыщенным, и компании, не успевшие реализовать кольца, потерпели убытки. Через пару лет «кольца настроения» окончательно вышли из моды.





Ценят за то, что на боковой стороне спичечного коробка есть бесплатный, мелкозернистый наждак которым можно отшлифовать какое то ювелирное изделие.

Читайте также: